Адаптивная физическая культура в россии. Учитель физической культуры и Адаптивная физическая культура Адаптация как направление физической культуры

Есть профессии, о которых мы много наслышаны: юрист, дизайнер или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, «Абитуриент» предлагает интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

– Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?
– Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, АФК – это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух – и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.
Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.
При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч – значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах – они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

Специалист по АФК в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики – и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

– Таким образом, специалист по АФК – это учитель физкультуры для людей с дефектами здоровья?
– Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это – постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп – и он сразу всё понял и всё ощутил.
И вот мне кажется, что специалист по АФК – это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

Одновременно с этим специалист по АФК обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.
Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, – учителя, тренеры, режиссеры – должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по АФК подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

Специалист по АФК должен быть хорошим тренером, а значит – педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

Специалист по АФК не врач, но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6–8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

– Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?
– Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося – и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом – потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.
Кстати, показательный пример социализации инвалида – Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

Тогда еще и понятия АФК не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное – убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

– А где и как можно получить такую профессию?
– В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа – 3 года.
Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

– На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?
– Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.
Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов – например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

– Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии...
– Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

– Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?
– Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

– А где вообще работают специалисты по АФК?
– Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.
Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях – речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по АФК найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом – федерального, республиканского или регионального уровней.
Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.
И вообще, возможность применить себя у специалиста по АФК большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Будрина Анита Анатольевна

студент 3 курса, физико-математического факультета, ЕИК(П)ФУ,
РФ, РТ, г. Елабуга

Е- mail : anita . budrina @ mail . ru

Мифтахов Алмаз Фаридович

научный руководитель, преподаватель физической культуры ЕИК(П)ФУ,
РФ, РТ, г. Елабуга

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) специально создана для людей, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как физического, так и морального.

Для нормального существования в обществе, как равноправного члена общества, имеющие возможности в различных видах человеческой деятельности.

Рисунок 1. Структура АФК

Адаптивная физическая культура – это совокупность критериев спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к обычной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических преград, блокирующих осязанию полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вложения в социальное формирование общества.

«Адаптивная» – это название выделяет назначение методов физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это подозревается, что физическая культура во всех ее выявлениях должна подталкивать к положительным функциональным улучшениям в организме, создавая, таким образом желательные двигательные координации, физические способности, нацеленные на обеспечение жизнедеятельности организма, формирование и улучшения организма.

Реабилитация (в медицине) – совокупность медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических норм по возобновлению самостоятельности и независимости, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими достижений.

Адаптация – привыкание организма к обстоятельствам проживания.

Физическая культура – это неотделимый элемент культуры, изображающий собой комплекс духовных и материальных ценностей, реализуемых и применяемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, усовершенствование двигательных потенциалов, поддерживающих слаженному развитию индивидуума.

ТЕОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Теория АФК как наука изучает сущность, состав, функции АФК, ее задача, основы, характерную часть деятельности занимающихся и специалистов в этой области; разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы, различных компонентов АФК, доказывает и исследует и применяет ее новые виды и формы, нацеленные на умиротворение различных интересов лиц с изменениями в состоянии здоровья.

Одной из основной задач теории Адаптивной физической культуры представляет задача изучения потребностей, интересов лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, индивидуальности.

Теория АФК должна обнаружить ее сложные взаимоотношение с другими областями науки и опыт группы людей – здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, и в свою очередь подготовить методику развития и признать инвалидов как равноправных членов общества, имеющие возможности в различных видах человеческой деятельности.

Важной задачей теории АФК – это познание принципа интеллектуального, этического, эстетического образования в процессе занятий физической деятельностью.

Функции адаптивной физической культуры

· подготовительная, профилактическая, реабилитационная

· лечебно-восстановительная

· творческая, оздоровительно-восстановительная, ценностно-ориентировочная.

· развивающая, коррекционная, воспитательная, подготовительная

Рисунок 2. Основные виды адаптивной физической культуры

Адаптивное физическое воспитание:

Вырабатывает и развивает двигательную деятельность, материальную и духовную; способность, обеспечивает адаптацию индивидуума к своему состоянию здоровья; среду обитания, обществу и различным видам активности;

Адаптивный спорт:

Помогает преодолевать психологические преграды;

Помогает достичь наивысшего результата, а также побед в Параолимпийских играх;

Адаптивная двигательная рекреация:

Прежде всего, рекреация – активный отдых и развлечения с использованием спортивного инвентаря;

Она помогает улучшить физическое состояние организма человека;

Улучшает духовное состояние человека, повышает настроение и нормализует умственную и физическую работоспособность;

Адаптивная физическая реабилитация:

Восстановление физического и умственного состояния человека после всяческих заболеваний, травм, стресса, возникающих в результате какого-нибудь вида деятельности или прочих жизненных факторов с помощью физических занятий.

Цели и задачи АФК:

Адаптивная физкультура формирует:

·осмысленное отношение к собственным потенциалам с соотношением к потенциалам заурядного дееспособного человека;

·способность к возможности осилить не только материальных, но даже духовных преград;

·формирование двигательных умений и навыков впоследствии недостающих или поврежденных различных систем;

·способность к одолению вынужденных мер для работоспособности в обществе;

·необходимость являться здоровым человеком, в какой-то стадии это выполнимо, – и осуществлять способ жизни человека, нацеленный на предупреждение болезней и усиление здоровья;

·осмысливать обязанности своего личного вклада в жизнь общества;

·желание улучшать собственные индивидуальные характеристики;

·склонность к поднятию интеллектуальной и физиологической дееспособности.

Список литературы:

  1. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., АФК: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000 г. – 152 с.
  2. Каптелина А.Ф., Лебедевой И.П., ЛФК в системе медицинской реабилитации, – М.: Медицина, 1995 г. – 332 с.
  3. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2002 г. – 140 с.
  4. Матвеева Л.П., Теорию физической культуры – М.: ФиС, 1983 г. – 128 с.

Физическая культура, предназначенная для людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья называется адаптивной физкультурой (АФК). Ее целью является развитие физических возможностей, улучшение двигательных способностей. В психологическом плане это духовная поддержка, основа оптимистического настроя и помощь в самореализации.

Почему возникла потребность в АФК?

Движение – это жизнь. Здоровый человек испытывает естественную потребность в физической активности. Наш организм запрограммирован на движение. Для лиц с ограниченными двигательными функциями физическая активность является жизненно важным фактором.

Реабилитационный эффект от АФК заключается не только в поддержке жизнеобеспечения и работоспособности, эта методика дает развитие зонам коры головного мозга, позволяет скорректировать отклонения в физическом и психическом развитии.

Основная проблема вынужденной малоподвижности, это большое количество заболеваний, которые возникают из-за ослабления мышечной системы. Адаптивная физкультура предусматривает физическую реабилитацию инвалидов, улучшение их двигательной реакции, координации движения.

В отличие от профилактической медицины и ЛФК, эти занятия предполагают развитие адаптации инвалидов к жизни в социуме и поэтапный путь к возвращению их в общество. На определенном этапе восстановления люди получают возможность заняться адаптивными видами спорта, получают радость полноты жизни.

Помимо физического развития, адаптивная физкультура позволяет инвалидам выйти из замкнутого пространства и получить новый круг общения, завести новых друзей. Нередко, занятия АФК становятся той необходимой ступенью, когда человек начинает верить в себя, учится преодолевать трудности, у него появляются определенные жизненные цели и радость побед.

Что входит в комплекс АФК?

Первый этап, это адаптивная физическая реабилитация. Ее цель, восстановление утраченных функций организма с помощью комплексов физических упражнений, сеансов массажа, процедур по закаливанию. Человек учится адекватно относиться к своему заболеванию и использовать скрытые ресурсы организма к самовосстановлению.

Направление адаптивной двигательной рекреации дает человеку возможность, заняться какими либо видами деятельности, сформировать его досуг и развлечения. Это один из первых этапов для преодоления психологического стресса, полученного в результате инвалидности и возможность приобщения к АФК.

Адаптивный спорт, это путь самореализации, возможность развития спортивного мастерства, победы в состязаниях, позволяющие личности избавиться от ощущения неполноценности. Это направление АФК получило свое развитие в рамках олимпийского движения, позволив изменить свое отношение к инвалидам не только на словах, но и в реальной жизни.

Креативная телесно-ориентированная практика, это часть АФК, позволяющая осуществить реализацию инвалида в творчестве с помощью музыки, актерского мастерства, танца и других направлений искусства. Системы этих практик используются в игро терапевтических занятиях, ритмо- и релаксационной пластике, ментальном тренинге.

Экстремальная АФК предназначена для удовлетворения человеческой потребности в повышенном напряжении, риске, ситуациях, несущих выброс адреналина. Это может быть состояние свободного падения в парашютном спорте, скоростное перемещение и ускорение, все действия связанные с возникновением “острых” ощущений. Экстремальный АФК, это действенный способ для устранения депрессивного состояния и комплекса неполноценности.

Все ветви адаптивной физической культуры самостоятельны, и в то же время имеют взаимосвязь. Проходя курс реабилитации в одной из практик, человек получает возможность развить свои способности в следующем более сложном направлении. Нередки случаи, когда люди с ограниченными возможностями проходили путь от стационарного реабилитационного этапа до спорта высоких достижений.

АФК как самостоятельная дисциплина

Новые цели и подходы к вопросу реабилитации и адаптации в обществе инвалидов дали начало развитию новой дисциплины “Адаптивная физическая активность”. Ее назначение разработка теорий и методик физической культуры, предназначенных для больных людей и инвалидов.

Деятельность специалистов будет связана с категорией людей, которые утратили определенные функции на продолжительный период времени в результате травм или хирургических операций.

Они будут разбираться во всех тонкостях восстановительных методик, психологического подхода с возможностью проведения консультаций и требованиях техники безопасности , учитывающих специфику занятий.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ

Дополнительная образовательная программа

профессиональной переподготовки

«Физическая культура. Технологии, методы преподавания и организация учебно-тренировочного процесса в спортивных и образовательных учреждениях, кружках, секциях»

Итоговый реферат

Адаптивный спорт

Выполнила слушатель:

Лоторева Юлия Николаевна

Курск 2016

Введение.

4. Заключение.

Список используемой литературы.

1. Адаптивный спорт: понятие и сущность. Адаптивная физическая культура.

Адаптивный спорт – это спорт инвалидов. Его основная цель – это реализация способностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд – это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям – медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.

Адаптивный спорт является разновидностью адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

    осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

    способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

    компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

    способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

    потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

    осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

    желание улучшать свои личностные качества;

    стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» – это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.

2. Особенности развития физической культуры учащихся с ослабленным здоровьем.

С момента рождения ребенка, его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть с ним в гармонии.

Физическая культура, как одна из частей общей культуры человека, связана с комплексом научных дисциплин. И при глубоком изучении теории и методики физической культуры выявляются закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движения и развития психофизических качеств: позволяет методически правильно построить процесс обучения и воспитания.

Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии :

Наличие или отсутствие отклонений здоровья в дошкольном или школьном возрасте. Для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья необходимо знать все о здоровье родителей, что позволяет определить направленность риска:

    уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;

    уровень физической подготовленности;

    нервно-психическое развитие ребенка (сюда относятся психические функции и социальное поведение);

    уровень функционирования основных систем организма;

    степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;

    наличие или отсутствие хронических заболеваний;

    адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;

    улучшение состояния здоровья.

Выявленные критерии позволяют установить не только состояние здоровья детей, но и установить высокую зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем его физического здоровья.

При всех хронических заболеваниях имеются общие закономерности как результат ограничения физической активности при стойком нарушении здоровья. Так, малоподвижность, как вынужденная форма поведения при длительно протекающим заболевании влечет за собой целый ряд негативных последствий: ослабление процессов возбуждения центральной нервной системы (ЦНС), нарушение механизмов регуляции, нарушение ритма деятельности внутренних органов, процессов пищеварения, обмена веществ, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей, слабость и быструю утомляемость.

Концепция укрепления здоровья предполагает:

    повышение устойчивости организма к заболеваниям;

    стимулирование роста и гармонического развития;

    формирование двигательных возможностей и физической работоспособности;

    совершенствование реакций терморегуляций организма;

    закаливание организма;

    нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем;

    повышение деятельности мозга и создание положительных эмоций; способствующих охране и укреплению психофизического здоровья.

Адаптивная физкультура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержки здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. С полным правом можно сказать, что адаптивная физическая культура, как новая учебная дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей.

Отношение к физическому развитию личности состоит из компонентов: когнитивный, ценностно-ориентированный, деятельностный.

Когнитивный компонент – это создание определенного запаса элементарных знаний и умений, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к физической культуре.

Достаточность знаний учащегося о физической культуре характеризуется рядом показателей. Это глубокие разносторонние знания о том, что такое физическая культура, культура и личность, сущность и функции физической культуры, история физической культуры и спорта.

Достаточность знаний о роли гигиены, основ медицины и специальных физических упражнений на развитие личности учащегося. Умение оперировать полученными знаниями, способность анализировать и оценивать факты, высказывать обоснованные суждения.

Информированность в современных оздоровительных системах и возможности их применения.

Были установлены следующие уровни достаточности знаний: высокий, средний, низкий.

Первый уровень – высокий. К этому уровню относятся учащиеся, имеющие разносторонние знания в области физической культуры. У учащихся с этим уровнем достаточно многосторонний интерес к истории развития физической культуры, влияния на развитие духовной и физической личности. Учащиеся этого уровня способны давать анализ, оценку тому или иному явлению в развитии физического воспитания, спорта. У них есть потребность, умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников, творчески их применять.

Второй уровень – средний. У учащихся этой категории интерес к знаниям по физической культуре, спорту неустойчив. В целом уровень знаний недостаточный, чтобы разбираться в физической культуре, спорте. Знания отрывочны и совершенно не основательны. Данная категория учащихся не отличается зрелостью и суждениях в поступках.

Третий уровень – низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых интерес к физической культуре не выражен, знания отрывочны, бедны. Они не понимают специфики различных физических упражнений, не имеют навыка, способности анализировать, высказывать обоснованные суждения о том или ином достижении в физической культуре. Знаний о физической культуре практически нет.

В связи с тем, что большинство ослабленных детей ведут малоподвижный образ жизни, нормальный двигательный режим для них может на первых порах явиться сильным раздражителем. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача: подбирать индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге – максимального оздоровительного эффекта от занятий.

3. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы.

«Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», – считает профессор П.А. Виноградов.

В резолюции Организации Объединенных Наций (далее – ООН), принятой 9 декабря 1975 года, изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в том числе и мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.

В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.

Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное – создание условий для этих занятий.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7 % от Общего национального дохода.

Среди основных целей и задач отечественной Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.

И все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: «создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления (а значит и финансирования) физической культуры и спорта инвалидов».

Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.

Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:

    вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;

    физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;

    обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;

    подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;

    создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.

Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.

В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения.

Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.

Изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.

В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т.п.).

Исследуются биологические и социально-психологические эффекты от применения двигательных действий, связанных с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью для занимающихся и выполняемых с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, азартных игр и др.).

Находят научное обоснование технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга (его обоих полушарий), всех сфер человеческого восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела.

Производится специализация сотрудников сектора в различных областях науки (педагогике, психологии, медицине, физиологии, биомеханике, математической статистике и т.д.), а также накопление большого практического опыта в сфере адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивного спорта (АС) обеспечивают комплексный подход в решении проблем, связанных с:

1. Разработкой нормативно-правовых основ адаптивной физической культуры и спорта.

2. Обоснованием инновационных технологий научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности людей с нарушениями в состоянии здоровья.

3. Диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой и контролем над состоянием занимающихся физическими и спортивными упражнениями.

4. Оказанием практической помощи в коррекции имеющихся функциональных нарушений;

5. Организацией и проведением научных конференций по вопросам АФК;

6. Подготовкой кадров высшей квалификации в сфере АФК (обучение в аспирантуре, проведение диссертационного исследования и защита диссертации).

Таким образом, активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.

В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.

4. Заключение.

Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, магистральным направлением которого является формирование двигательной активности, как биологического, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Научные разработки по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и адаптологов, валеологов, психологов, физиологов, деффектологов, биомеханников, медиков и других специалистов.

Адаптивный спорт является видом адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и в социализации. Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др. ценностей физической культуры. Содержание адаптивного спорта направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижения ими наивысших результатов в его различных видах на состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем .

Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта в двух формах: тренировочные занятия, соревнования. Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, спортивных и физкультурно-оздоровительных школах. Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.

Список используемой литературы:

    Богачкина Н.А., Психология. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2012. - 160 с.

    Загайнова Е.В., Хацринова О.Ю., Старшинова Т.А., Иванов В.Г., Психология и педагогика. Учебное пособие. КГТУ, 2010. - 92 с.

    Козубовский В.М., Общая психология: познавательные процессы. 3-е изд. - Минск: Алмафея, 2011 - 368 с.

    Общая психология. /Под ред. Гамезо М.В. М.: Ось-89, 2007. - 352 с.

    Островский Э.В., Чернышова Л. И., Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Вузовский учебник. 2009. – 384 с.

    Щербатых Ю.В., Общая психология. Завтра экзамен. СПб: Питер, 2010. - 272 с.

Отличие Адаптивной физической культуры от лечебной физической культуры и других дисциплин.

Разработка научно-методических основ комплексной реабилитации инвалидов методами и средствами физической культуры и спорта является большой научной и социально значимой проблемой. Существенная специфичность двигательной активности инвалидов вызвала к жизни особое научно-педагогическое направление, в международной практике выступающее под общим названием - "Адаптивная физическая активность" (АФА).
В соответствии с новыми целями и подходами, происходит процесс формирования новой дисциплины и профессии, получившей в 1973 г. международное название "Адаптивная физическая активность" (АФА). Концепция АФА восходит к аспектам теории и практики адаптации физических упражнений к специфическим нуждам тех, кого пока еще квалифицируют как инвалидов. В настоящее время АФА - это термин объединяющий все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам и способствуют расширению возможностей индивидов с различными ограничениями функций, не только инвалидов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и др. (адаптирующей) поддержке.

Как видно из названия специальности, ее ядро - "Теория и методика адаптивной физической культуры", которая базируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся по отношению к новой дисциплине родовым понятием. Однако в отличие от базовой дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Деятельность будущихспециалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей, удаление пораженного органа и др.).

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - "адаптивная физическая культура".

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация". Данный раздел, как отмечает Б.В. Евстафьев, посвятивший специальную монографию анализу основных понятий в теории физической культуры, в качестве главной цели предусматривает "...восстановление временно утраченных функций после заболевания, травм и т.д".

Если обратиться к учебным планам и программам дисциплин специальности "физическая культура", являющихся своеобразной моделью содержания знаний, умений и навыков выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов и университетов, то легко можно убедиться в том, что практически все дисциплины, включая дисциплины и медико-биологического, и психолого-педагогических циклов, содержат сведения только о здоровом человеке. Исключением являются две дисциплины: лечебная физическая культура и спортивная медицина, которые изучают в основном заболевания и повреждения, характерные для спортивной деятельности.

В отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

При этом адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

В отличие от профилактической медицины, адаптивная физическая культура предполагает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, являющегося базой, основой социализации личности инвалида, его адаптации к трудовой деятельности или переквалификации и вообще саморазвития, самовыражения и самореализации.

Некоторые частные задачи АФА имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФА, это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. Для АФА ЛФК является средством для решения более широкомасштабных задач по улучшению качества жизни (а не отдельных показателей здоровья) и увеличению адаптационного потенциала в целом через расширение функциональных возможностей организма посредством физической активности.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.