Биография имам аль-бухари. Знание — прежде слов и дел

Жизнь и труды имама Бухари (рахматуллахи алейхи)

Введение
Кто же не слышал о хазрате, имаме Бухари (рахматуллахи алейхи) и его сборнике «Сахих-уль-Бухари»?

И все же, в настоящее время большинство мусульман пользуются данной книгой, чтобы найти обоснование своим действиям и поступкам, даже не зная о биографии ее великого автора.

Сборнику Бухари принадлежит статус самой достоверной книги после Священного Корана. Зададимся вопросом, почему «Сахих-уль-Бухари» занимает столь высокое положение.

Для того чтобы полностью осветить все аспекты жизни имама Бухари (рахматуллахи алейхи) и его великих трудов, не хватит и целой книги. Данная статья призвана дать общее представление о жизни великого ученого, а также пролить свет на то, каким образом им был составлен блистательный сборник.

Да благословит Всемогущий Аллах столь великую личность, которая посредством составления великолепного сборника стала путеводной звездой для многих мусульман! И да примет Он и наши скромные старания! Аминь.

Происхождение
Родословная известного и уважаемого мухаддиса, имама Бухари (рахматуллахи алейхи) следующая: Мохаммед ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн Мугира ибн Бардизбах.
Исмаил - отец имама Бухари (рахматуллахи алейхи) - был известным мухаддисом своего времени и был одарен возможностью находиться в обществе имама Малика, Хаммада ибн Зейда и Абдуллы ибн Мубарака (радиаллаху анху).

Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) родился в благословенную пятницу, 13 шавваля 194 г. (по хиджре). В раннем детстве он утратил зрение. Однако благодаря искренним и продолжительным мольбам своей матери, его зрение чудесным образом вернулось к нему. О возвращении зрения его мать узнала во сне, в котором к ней пришел хазрат Ибрахим (а.с.) и сказал: «Благодаря твоим обильным и святым мольбам Всевышний Аллах вернул твоему сыну зрение». Утром выяснилось, что сон был вещим.

Исмаил - отец имама Бухари (рахматуллахи алейхи) - умер, когда его сын был еще мал, оставив его на попечение его матери, вырастившей сына с любовью и заботой. В возрасте 16 лет, после того, как он выучил сборники имама Ваки и Абдуллы ибн Мубарака, он совершил хадж вместе со своим старшим братом и матерью. Совершив хадж, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) остался на два года в Мекке, а в 18 лет он отправился в Медину, где проводил ночи рядом с могилой Пророка за составлением книг «Кадаяс-Сахаба уат-Табиин» и «Тарих-уль-Кабир», используя в качестве освещения лунный свет.

Для получения новых знаний имам Бухари (рахматуллахи алейхи) много путешествовал. Он совершил две поездки в Сирию и Египет и оставался в Аравии на протяжении шести лет. Он четырежды бывал в Куфе, Багдаде и Басре и порой оставался там на протяжении пяти лет. А в период хаджа он имел обыкновение возвращаться в Мекку.

Учителя имама Бухари (рахматуллахи алейхи)
Впервые имам Бухари (рахматуллахи алейхи) начал слушать и изучать хадисы в 205 году (по хиджре), а с 210 года, получив много знаний от алимов своего города, он начал путешествовать. Учителей, благодаря которым имам Бухари (рахматуллахи алейхи) собственно и получил свои блестящие знания, достаточно много. Известно, что сам имам Бухари (рахматуллахи алейхи) как-то сказал: «Я записал хадисы от 1080 различных людей, каждый из которых был ученым». Однако наибольшую пользу он получил от Исхака ибн Рахвая и Али ибн Мадини (рахматуллахи алейхум). Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) передавал хадисы от алимов пяти различных категорий. Он также передавал хадисы и от своих учеников, считая, что ни один ученый по хадисам не может называться таковым до тех пор, пока не передаст хадисы от старшего, младшего и своего поколения.

Ученики
У имама Бухари (рахматуллахи алейхи) было огромное количество учеников. Передается, что около 9000 людей имели честь посещать его занятия, на которых он преподавал по своей книге «Сахих-уль-Бухари». Среди них были странники со всех уголков мира, приходившие, чтобы принять участие в этих благочестивых занятиях и воспользоваться уникальной возможностью стать свидетелем знаний, которыми обладал имам Бухари (рахматуллахи алейхи) и которые не переставали удивлять людей.

Память
Считается, что у имама Бухари (рахматуллахи алейхи) была уникальная память: как только заканчивалось чтение того или иного хадиса, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) воспроизводил его вслух по памяти. Известно, что еще в детстве он запомнил 2000 хадисов.

Однажды, когда имам Бухари (рахматуллахи алейхи) временно остановился в Багдаде, с ним произошел один впечатляющий случай. Люди, наслышанные о его многочисленных достижениях и качествах, которые ему приписывали, решили проверить его. Для этого они выбрали сто различных хадисов и, поменяв цепочки передатчиков и сами тексты хадисов, выбрали десять людей, которые и прочитали их таким образом имаму Бухари (рахматуллахи алейхи).

Чтобы увидеть результат этого эксперимента, со всего города и из других мест собралось большое количество людей. Когда зачитывались эти хадисы, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) отвечал всем одинаково: «Насколько мне известно, это неверно». А после того, как были прочитаны все хадисы, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) повторил каждый измененный хадис и каждую измененную цепочку передатчиков, сопроводив их правильным текстом и верной цепочкой передатчиков. Такова была память имама Бухари (рахматуллахи алейхи).

Воздержанность
Воздержанность имама Бухари (рахматуллахи алейхи) была бесподобна и непоколебима. Отец оставил ему немалое богатство, однако, ввиду своей щедрости, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) полностью истратил его на пути Аллаха, и, в конце концов, остался без денег и был вынужден обходиться одним-двумя миндальными орехами в день.

Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) также никогда не пользовался щедростью правителей, хотя для этого и возникали подходящие случаи. Однажды он заболел, и когда изучили анализы его мочи, обнаружилось, что он не употреблял карри в течение долгого времени. Когда его спросили об этом, он ответил, что не ел карри последние сорок лет.

Особые качества
У имама Бухари (рахматуллахи алейхи) было одно совершенно уникальное качество, которое заключалось в том, что он ставил довольство других людей выше своего собственного. Случай, подтверждающий это, произошел, когда его рабыня хотела пройти в комнату, где сидел имам Бухари (рахматуллахи алейхи). Подойдя к двери, она споткнулась, заставив имама Бухари (рахматуллахи алейхи) предостеречь ее: «Осторожнее, смотри, куда идешь». Рабыня надменно ответила ему: «Как же мне ходить, когда нет места?» Услышав это, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) вскинул свои руки и воскликнул: «Теперь я дал тебе свободу ходить там, где пожелаешь, ибо отныне ты свободна». Кто-то позже спросил имама Бухари (рахматуллахи алейхи), сделал ли он это рассердившись, однако он ответил: «Нет, я просто порадовал себя своим поведением».

Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) всегда замечал все те мелочи, что могли помочь ему добиться довольства Всевышнего Аллаха. Один из таких случаев произошел в мечети. Один мужчина, находившийся в толпе людей, обнаружил у себя в бороде перышко и выбросил его на пол. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) заметил это и, убедившись, что никто не наблюдает за ним, наклонился, чтобы взять это перышко, и положил его к себе в карман. Выйдя из мечети, он выбросил его, осознавая, что только что он помог мечети остаться чистой.

Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) как-то сказал: «С того момента, как я узнал о запрете злословия, и до сегодняшнего дня, я воздерживался от этого».

Один знаменательный случай произошел в то время, когда имам Бухари (рахматуллахи алейхи) совершал зухр-намаз. Завершив его, он исполнил нафль. После этого он повернулся к своим товарищам и, приподняв край своей рубахи, спросил: «Есть ли что-нибудь внутри?» Вдруг оттуда вылетела оса, оставившая на его теле 17 укусов, вокруг которых распухла кожа. Один из присутствовавших спросил, почему он не прекратил свой намаз. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) ответил: «Я испытывал определенное удовольствие от намаза, которое я не хотел оставлять».

Непреклонность
Бухарский правитель попросил имама Бухари (рахматуллахи алейхи) ежедневно приходить к нему домой, чтобы обучать его детей. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) отклонил эту просьбу, заявив: «Больше уважения я проявляю к знаниям, чем к людям, поскольку это люди нуждаются в знаниях, и это люди должны стремиться получить их».

Этот ответ не понравился правителю, и он еще раз попросил имама Бухари (рахматуллахи алейхи) организовать отдельные занятия для его детей, на которых никто бы больше не присутствовал. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) отклонил и эту просьбу. Вторичный отказ привел правителя в ярость, и он приказал выгнать имама Бухари (рахматуллахи алейхи) из Бухары. Жители Самарканда, услышав об этом, быстро выслали имаму Бухари (рахматуллахи алейхи) приглашение остановиться в их городе. Однако и среди жителей Самарканда были разногласия, что заставило имама Бухари (рахматуллахи алейхи) направиться в Хартанг.

Смерть
Именно там он провел месяц Рамадан, а в месяце Шавваль он отправился в Самарканд, на пути к которому его и постигла смерть. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) умер в месяце Шавваль в 256 году (по хиджре) в возрасте 62 лет.
(Мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся).

Труды имама Бухари (рахматуллахи алейхи)
Есть много книг, написанных имамом Бухари (рахматуллахи алейхи), но в области изучения хадисов сборник «Сахих-уль-Бухари» пользуются особым уважением и обладает высоким статусом.

Точная дата начала составления блистательного сборника «Сахих-уль-Бухари» неизвестна, однако мы знаем, что по завершении написании этой книги автор представил свой труд на рассмотрение своим учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю (рахматуллахи алейхи), умершему в 241 г. (по хиджре), Ибн-уль-Мадини, умершему в 234 г., и наконец Ибн Маину, умершему в 233 г. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору хадисов и написанию почитаемого сборника Бухари заняла у его благородного автора 16 лет, что указывает на то, что работа по составлению сборника была начата не позже 217 года. В это время имаму Бухари (рахматуллахи алейхи) было всего 23 года.

До того, как имам Бухари (рахматуллахи алейхи) начал собирать хадисы, уже существовало немалое количество опубликованных сборников хадисов, в которых имам Бухари (рахматуллахи алейхи) обнаружил хадисы как со слабыми, так и с сильными цепочками передатчиков хадисов. Это навело его на мысль создания такого сборника, в который бы вошли только хадисы с сильным иснадом. Исхак ибн Рахвай (рахматуллахи алейхи) поддержал эту идею, что укрепило решение Имама Бухари (рахматуллахи алейхи).

Рассказывает имам Бухари (рахматуллахи алейхи): «Однажды на одном из наших собраний мой учитель Исхак ибн Рахвай (рахматуллахи алейхи) упомянул, что было бы неплохо, если бы кто-нибудь собрал хадисы с сильными и надежными цепочками передатчиков и записал бы их в форме книги». Это вдохновило имама Бухари (рахматуллахи алейхи), а сон, который ему приснился позже, только усилил это желание. Во сне имам Бухари (рахматуллахи алейхи) стоял перед Пророком (салляллаху алейхи уа саллям) с веером в одной руке и помогал ему отмахиваться от всех мошек, которые норовили на него сесть. Проснувшись, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) посетил нескольких толкователей для получения интерпретации данного сна. Все они ответили ему, что данный сон означал, что в будущем он очистит Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) от всей лжи, которую говорили люди, передавая неправильно понятые хадисы. Это очень успокоило имама Бухари (рахматуллахи алейхи) и придало ему сил перед написанием своей книги «Аль-Джами-ус-Сахих». Полное название сборника звучит так: «Аль-Джами-ус-Сахих-аль-Муснад-мин-Ахадиси-Расулиллах-(салляллаху алейхи уа саллям)-уа-сунанихи-ва-Айямихи», что в переводе означает текст хадисов, собранный в форме книги, повествующей нам о высказываниях, действиях и жизни Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) .

Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) очень кропотливо записывал хадисы и выбирал только те из них, которые соответствовали стандартам и условиям, установленным им для определения хадисов с сильной цепочкой передатчиков, включающей только надежных и заслуживающих доверия рассказчиков. 16 лет он посвятил написанию своей книги, редактируя ее в общей сложности трижды. По словам алламы Айни (рахматуллахи алейхи), ибн Тахир говорил о том, что имам Бухари (рахматуллахи алейхи) написал «Сахих-уль-Бухари» в своей родной Бухаре. Однако Ибн Буджайр говорил, что имам Бухари (рахматуллахи алейхи) начал составлять свой сборник в Мекке, а некоторые сообщали, что видели его в Басре. Есть и другое упоминание о том, что некоторые видели его за составлением этой книги в Медине. Однако сам имам Бухари (рахматуллахи алейхи) говорил, что писал «Сахих-уль-Бухари» в мечети Аль-Харам.

Перед тем, как включить хадис в свой сборник, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) обычно совершал гусль и молился Аллаху посредством совершения двух ракаатов нафль-намаза, испрашивая Его наставления. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) предоставлял хадису место в своей книге только после того, как был полностью удовлетворен рассматриваемым хадисом. Из-за столь бережного отношения к хадисам люди начали говорить, что передаваемые имамом Бухари (рахматуллахи алейхи) хадисы были настолько тщательно и точно записаны, что создавалось ощущение, будто имам Бухари (рахматуллахи алейхи.) слышал эти хадисы лично от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) .

Абу Зейд Марвази рассказывал, что однажды, когда он спал между Черным Камнем и Макам-Ибрахим, ему приснился Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и сказал: «О, Абу Зейд! Как долго ты будешь обучать книге имама Шафии (рахматуллахи алейхи)? Когда же ты начнешь обучать моей книге?» Абу Зейд спросил: «О, Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ! Какая же книга твоя?» На что последовал ответ: «Аль-Джами-ус-Сахих» Мохаммеда ибн Исмаила».

Хафиз Ибн Хаджар (рахматуллахи алейхи) рассказывает, что имам Бухари (рахматуллахи алейхи) наибольшее значение придавал тому, чтобы записывать хадисы только с сильной цепочкой передатчиков, о чем свидетельствует название сборника. В то же время имам Бухари (рахматуллахи алейхи) также старался объяснить все трудные для понимания моменты. Поэтому к предложениям, в которых присутствовало хотя бы одно трудное для понимания слово, он прилагал целую массу значений. В книге имама Бухари (рахматуллахи алейхи) прослеживается также его мастерское владение передачей хадисов, которые были собраны в восьми различных главах. Эти главы содержат темы, подразделенные на подзаголовки и известные неординарным способом их формулирования.

Условия
Включение того или иного хадиса в сборник могло произойти только в случае, если рассказчики данного хадиса соответствовали установленным имамом Бухари (рахматуллахи алейхи) требованиям. Одним из таких условий является наличие хорошей памяти у каждого из них. В эти требования также входил ряд ограничений:

1. Все мухаддисы, обладающие большими познаниями в области хадисов, должны быть единодушны в том, что рассматриваемый рассказчик хадисов обладает способностью заучивать и запоминать, а также может корректно передавать хадисы.

2. В цепочке рассказчиков не должно быть отсутствующих звеньев передатчиков.

3. Если существуют два различных передатчика хадиса, который дошел до них от одного из сахабов, тогда этому хадису должен быть присвоен высокий ранг. Однако если будет найден только один передатчик, но будет доказано, что свидетельство является сильным, тогда оно должно будет быть принято без всяких сомнений.

Аллама Навави (рахматуллахи алейхи) сообщает, что все исламские ученые признали, что «Сахих-уль-Бухари» убедительно завоевал звание самой достоверной книги после Священного Корана.
«Сахих-уль-Бухари» состоит из 7275 хадисов, включая хадисы, которые повторяются. Если же исключить повторяющиеся хадисы, то общее количество хадисов составит 4000.

Хафиз Ибн Хаджар посчитал хадисы и пришел к выводу, что было 7397 хадисов, которые были переданы напрямую от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) , с учетом повествований от сахабов, табиинов и т.д., что составляет в общем 9407 хадисов. Если исключить повторения, останется, по его утверждению, 2353 повествования от Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и 160 сообщений от уважаемых сахабов, что в сумме составит 2513 повествований.

Особое значение
«Сахих-уль-Бухари» выделяют на фоне других сборников. Выказываемое ему особое уважение объясняется следующими причинами:

1. Если возникала необходимость на некоторое время приостановить написание сборника, имам Бухари (рахматуллахи алейхи) продолжал свою работу только после написания «Бисмиллях». Именно поэтому выражение «Бисмиллях» можно найти во многих местах его книги.

2. Каждую главу имам Бухари (рахматуллахи алейхи) заканчивал использованием в предложении того или иного слова, заставляющего читателя задуматься, в надежде на, что читатель станет более осознанно подходить к главной цели этой жизни. Например, после первой главы он включил в текст слово, которое заставляет людей задуматься над своей короткой жизнью в этом мире и над своей смертью. Автор хотел, чтобы люди читали книгу, постоянно помня о смерти.

3. Имам Бухари (рахматуллахи алейхи) большое значение придавал тому, чтобы включить подходящий хадис в начало и конец своей книги. Первый хадис его сборника посвящен намерению, что дает читателю возможность быть искренним с самим собой относительно того, что он намеревается получить, изучая слова Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) , переданные в этом сборнике. Последняя глава, которой имам Бухари (рахматуллахи алейхи) заканчивает свою книгу, называется «Китаб-ут-Таухид», и в ней приводится огромное количество слов восхваления единственности Аллаха, ведь именно это считается единственным спасением для всех людей в День Суда, когда люди окажутся лицом перед невыносимой необходимостью отчитаться о своих грехах.

Хазрат, шейх, маулана Мухаммад Закария (рахматуллахи алейхи) подытожил вышесказанное следующими словами: «Имам Бухари (рахматуллахи алейхи ) начал свою книгу хадисом «Иннамаль Амаль…» и закончил ее словами «Калиматан».

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи вошел в историю под именем Имам Мухаммад аль-Бухари (810-870 гг.). Абу Абдуллах Мухаммад стал автором величайшего свода хадисов «Ал-джаме ус-сахих» («Сборник достоверных хадисов», известный как «Сахих аль-Бухари»). Уже при жизни он был удостоен звания «Повелителя правоверных». В области науки о хадисах имам аль-Бухари достиг таких высот, что однажды имам Муслим, целуя его в лоб, произнес слова достойные великого признания: «Позволь мне поцеловать тебе и ноги, о учитель учителей, господин мухаддисов и врачеватель хадисов».
Имам аль-Бухари родился в 194/810-811 году в селении Хартанг близ древней Бухары, города, ставшего крупнейшим центром развития ремесел, торговли, науки и искусств. После завоевания Хорасана мусульманами дед Абу Абдуллаха Мухаммада под влиянием правителя Бухары принял Ислам. Абу Абдуллах Мухаммад был богатым, уважае-мым человеком, и слыл одним из авторитет-ных рассказчиков хадисов. Отец аль-Бухари во многих воспоминаниях современников описывается как высокообразованный и интеллектуальный человек. Исмаил лишился отца в детстве, к тому же, будучи ребенком, потерял зрение. Его попечителем стала мать, которая с верой во Всевышнего и упорством лечила его от слепоты. И вот однажды она увидела во сне пророка Ибрахима (а.с.), который сказал: «Аллах вернул зрение твоему сыну благодаря твоим многочисленным мольбам». Мудрая и одухотворенная женщина воспитывала сына в вере в Аллаха, в традиции любви к различным наукам, поэтому дала Исмаилу достойное образование. Будучи ребенком, он уже обладал уникальной, незаурядной памятью. В возрасте 7 лет Исмаил изучил Священный Коран. В возрасте 10 лет знал наизусть несколько тысяч хадисов. Когда ему было одиннадцать лет, он однажды на уроке исправил ошибку учителя в одном хадисе, в результате чего получил похвалу. Этот случай возвысил его среди соучеников.
К 16 годам юный аль-Бухари в знании Ислама мог посоперничать с маститыми богословами Бухары. Абу Джа‘фар Мухаммад бин Абу Хатим аль-Варрак вспоминал: «Однажды я спросил Абу ‘Абдуллаха аль-Бухари: «Как ты начал изучать хадисы?». Он ответил: «Мысль о необходимости запоминать хадисы была внушена мне, когда я только начинал учиться, и было мне десять лет или менее того. Потом я покинул школу и учился то у одного, то у другого учителя. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я уже помнил наизусть книги Ибн аль-Мубарака и Ваки‘а и знал их высказывания…»
Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры постоянно просили его читать хадисы. Вблизи пыльных дорог, вокруг безусого юнца, собирались тысячи слушателей, большинство из которых записывали то, что он им говорил.
Исчерпав все возможности получения знаний в Бухаре, шестнадцатилетний юноша в сопровождении матери и брата отправился в Священную Мекку, город пророка Исмаила (а.с.), его матери Хаджар (р.а.) и родину последнего посланника Бога, пророка Мухаммеда (с.а.с.).
Вскоре мать и брат аль-Бухари покинули Мекку. Сам же Исмаил оставался в Хиджазе в течение 4-х лет. Постигая науку о хадисах, аль-Бухари в течение нескольких лет совершил путешествие по разным провинциям Халифата. Он прослушал хадисы более чем у тысячи шейхов, собрав все «достоверные» (сахих) предания о высказываниях и поступках Пророка Мухаммеда (с.а.с.).
Аль-Бухари побывал во многих городах исламского мира, начиная с Хорасана до Ирака, Египта и Сирии. Во время этих путешествий он участвовал в собраниях-маджлисах видных рассказчиков хадиса, среди которых были такие знаменитые ученые, как имам Ахмед ибн Ханбал, руководитель мазхаба ханбалитского толка, и Яхья ибн Моин.
Точная дата начала составления блистательного сборника аль-Бухари с названием «Сахих-уль-Бухари» неизвестна. В своих воспоминаниях автор напишет: «…когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания». Однако история повествует, что по завершению написания этой книги аль-Бухари представил свой труд на рассмотрение своим учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю, умершему в 241 г.х., Ибн-уль-Мадини, умершему в 234 г.х., и Ибн Моину, умершему в 233 г.х. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору хадисов и составлению свода заняла 16 лет. Эти сведения указывают на то, что работа по сбору сокровищницы хадисов была начата не позже 217 г.х. В это время имаму аль-Бухари было 23 года.
Современники свидетельствуют, что аль-Бухари знал наизусть несколько десятков тысяч «достоверных хадисов» и несколько десятков тысяч «недостоверных». Свои занятия учитель хадисов проводил в торжественной атмосфере. Рассказывают, что в Багдаде на них присутствовало до двадцати тысяч человек.
При чтении хадисов три человека громким голосом всегда вторили учителю, тем самым давая возможность присутствующим их записывать.
Хашид бин Исма‘ил рассказывал: «В Басре Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов и ничего не записываешь, но почему ты так делаешь?”. Через шестнадцать дней он сказал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, и он стал читать всё это наизусть, а мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Вы и теперь считаете, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?” − и после этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто…».
Посещение главных городов мусуль-манского мира Мекки, Медины, Басры, Куфы, Каира, Нишапура, Багдада и других заняло 40 лет жизни имама аль-Бухари. Когда он пребывал в Багдаде, где жило много богословов-арабов, аль-Бухари подвергли испытанию. Богословы выбрали сто хадисов, изменили имена рассказчиков и внесли изменения в текст. Затем прочли эти хадисы аль-Бухари и спросили его мнение. Он к тому времени знал наизусть 600 тысяч хадисов, поэтому с легкостью исправил привнесенные богословами ошибки. Назвал имена рассказчиков и зачитал наизусть правильный текст, тем самым удивил и восхитил ученых.
Высокое положение и слава аль-Бухари привлекали к нему многих любителей хадисов, которые приезжали издалека только для того, чтобы услышать его. Историки и библиографы аль-Бухари считают, что число людей, учившихся у него хадисам, достигало девяносто тысяч человек. Среди его учеников встречаются имена людей, ставших известными и почитаемыми рассказчиками хадисов в истории Ислама.
Несомненно, важнейшей книгой хадисов в Исламе считается «Сехах-е ситте» («Достоверные шесть книг»). Но среди этих шести книг есть свод «Аль-джами‘ ас-сахих», который обычно называют кратко «Сахих аль-Бухари», является важнейшей.
Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, послужило сомнение в достоверности ходивших в быту многочисленных хадисов. К тому же, шейх Исхак бин Рахавайхи хотел собрать воедино одни лишь «достоверные» хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение)».
Кроме того, решимость молодого человека укрепил сон, в котором увидел себя стоящим перед Посланником Аллаха (мир ему), с веером в руках и защищающим его. Данное видение было истолковано аль-Бухари как указание на то, что он не должен позволить лжи коснуться Посланника Аллаха (мир ему).
В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов. А созданный им свод «Aл-джаме ус-сахих» стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Всевышнего Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён.
Чтобы отделить «достоверные» хадисы от «недостоверных», аль-Бухари установил критерий и проанализировал хадисы согласно этому критерию. Критерий аль-Бухари по установлению достоверных хадисов называется «условием Бухари». Проявив свойственный мухаддисам того времени принципиальность и критицизм, аль-Бухари проверил 600 тысяч бытовавших в то время хадисов. Кроме того, еще 200 тысяч, которые он сам записал из уст своих учителей. Из этого многочисленного количества преданий аль-Бухари отобрал в качестве «безупречных» около 7400 хадисов, из которых, если сократить повторяющиеся хадисы, останется около четырех тысяч «достоверных».
Аль-Бухари трудился над созданием критерия в течение шестнадцати лет. Рассказывают, что после выявления каждого достоверного хадиса аль-Бухари совершал ритуальное омовение и намаз, затем включал хадис в книгу. Книга знаменита и тем, что это первый сборник хадисов, который составлен по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам («ала-л-абваб, в отличие от сборников типа муснад, где хадисы классифицировались по именам самых ранних передатчиков - ала-р-риджал).
Принцип построения позволил аль-Бухари расширить круг преданий: включить хадисы самого разнообразного содержания - юридические, исторические, биографические, этические, медицинские. Свой свод хадисов он разбил на 97 книг с 3450 главами (название каждой главы указывает тему содержащихся в ней хадисов), которые заключают 7397 хадисов с полным иснадом.
Ас-Сахих аль-Бухари современниками был признан выдающимся руководством по фикху. К Х веку «Сахих-е Бухари», наряду с ас-Сахихом Муслимом, занимает первое места среди собраний суннитской традиции, и составляет основу мусульманской Сунны.
Для большинства суннитов «Сахих-еБуха-ри» является второй книгой после Корана.
За свою жизнь выдающийся ученый написал двадцать пять книг, некоторые из них, к сожалению, не дошли до наших дней. К числу сочинений аль-Бухари относятся такие книги, как “Аль-асма ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир” (Великая история), “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. В книге «Ат-тарих аль-кабир” («Большая история»), имеющей, с научной точки зрения, огромное значение, аль-Бухари описывает биографии сорока тысяч рассказчиков хадиса со времен Пророка (с.а.с.) и до времен автора, расположив их имена в алфавитном порядке. Аль-Бухари является автором книг по таким темам, как начало творения, рай и ад, история пророков, жизнеописание Пророка (с.а.с.), калам (науки о принципах религии). Среди сочинений аль-Бухари следует назвать и мало изученное толкование Тафсир ал-Кур’ан.
В конце жизни, находясь в зените славы, аль-Бухари решил вернуться в свой родной город Бухару. Его известность в исламском мире была столь велика, что в городах по пути на Родину его торжественно сопровождали и встречали десятки тысяч почитателей. Он жил в Нишапуре и Бухаре. Однажды по пути в Самарканд он заехал в деревню Хартанг, которая была местом его рождения, и задержался, поселившись у родственников. В день праздника после поста рамазан 256/870-71 года, в возрасте 62 лет имам аль-Бухари скончался. Похоронен имам на исторической Родине, которая сегодня является территорией Узбекистана.
В 1998 году в селении Хартанг в честь аль-Бухари, ученого с мировым именем, собирателя и кодификатора сунны, автора сборника хадисов, был возведен величественный мемориальный комплекс, включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе.
Ученый богослов всю свою земную жизнь всецело посвятил науке и поклонению Аллаху. Он отличался научной смелостью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Он говорил: «Ни разу в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не продал». Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: «Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали».
Однажды аль-Бухари произнес: «Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскал с меня за хулу, когда я встречусь с Всевышним».
Он часто постился, молился по ночам и читал Коран. В обычные дни аль-Бухари прочитывал Коран, и, завершая чтение разговением, говорил: «Мольба после завершения чтения Корана не остаётся без ответа». Сегодня знаменитый Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи Аль-Бухари является достоянием и гордостью.

Мухаммад аль-Бухари
араб. محمد بن إسماعيل البخاري
Личная информация
Имя при рождении Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах
Прозвище Имам аль-Бухари
Профессия, род деятельности мухаддис , писатель , богослов , факих
Дата рождения 19 июля
Место рождения
  • Бухара , Хорасан , Аббасидский халифат
Дата смерти 1 сентября (60 лет)
Место смерти
  • Хартанг , Хорасан , Аббасидский халифат
Страна
Вероисповедание ислам и суннизм
Отец Исма‘иль ибн Ибрахим
Богословская деятельность
Направление деятельности хадисоведение
Учителя
Ученики
Труды Сахих аль-Бухари и Адаб аль-мурфад
Мухаммад аль-Бухари на Викискладе
Информация в Викиданных ?

Биография

Его полное имя: Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизбах аль-Джуфи аль-Бухари. Родился в семье выходцев из Персии , предки были зороастрийцами , прадед (аль-Мугира) принял ислам «из рук» правителя Бухары Ямана аль-Джуфи Бухари . Его отец был соратником Малика ибн Анаса и очень образованным человеком. Он умер, когда Мухаммад был ещё ребёнком. Аль-Бухари был на попечении матери, которая воспитала его. Она была образованная женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Мухаммад был проницателен, сообразителен, обладал необычайной памятью для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран , в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч хадисов .

Когда ему было 16, молодой человек с матерью и братом направился в паломничество в Мекку . Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Мухаммада, который оставался в Мекке в течение следующих 4 лет. Он учился у самых знаменитых мухаддисов , затем посетил все известные в то время центры исламских наук. В Багдаде юноша восемь раз встречался с Ахмадом ибн Ханбалем , величайшим знатоком хадисов, ходил пять раз в Басру , неоднократно побывал в городе Балхе (что находится на территории современного Афганистана), и в Египте. В Дамаске он получал знания от Абу Мусхира, в Хиджазе оставался 6 лет. Имам изучал хадисы у знаменитого хафиза Яхьи ибн Мунхари в Нишапуре. Сам он отмечал, что записал и принял хадисы от 1800 учителей. Во время шестнадцатилетнего пребывания в Мечети Пророка в Медине он читал хадисы. Это было собрание и учение хадисов - достоверных передач о поступках и словах пророка Мухаммада и его сподвижников .

Имам аль-Бухари часто становился жертвой смуты и заговоров. Из-за этого его четырежды изгоняли из Бухары. В первый раз его изгнали в ранний период за то, что он издал фетву, согласно которой приемные отношения действительны, даже если попить козьего молока или бараньего. Существует множество мнений о достоверности этого факта. Во второй раз его изгнали за то, что он утверждал, что вера (иман ) не сотворена. В третий раз на одном из собраний имама, кто-то спросил его сотворена Речь Аллаха или нет. Имам аль-Бухари сначала попытался уйти от прямого ответа, но спрашивающий настаивал на своем, и в итоге имам сказал: «Речь Аллаха не сотворена, но наше её чтение сотворено». И люди не поняли имама до конца и обвинили имама аль-Бухари в том, что тот вводит «новшество ». В четвёртый раз эмир Бухары, Халида Зухри, попросил его обучать своих детей, но имам отказался, и Халид Зухри подговорил некоторых людей, и те стали дурно высказываться об убеждениях имама. Это вынудило его в четвёртый раз покинуть Бухару и отправиться к родственникам в город Хатанг (ныне Хаджабад). В этом городе имам и умер в 870 году в возрасте 60 лет .

Труды

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является «аль-Джами‘ ас-сахих ». К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как «аль-Асма’ ва-ль-куна», «ат-Тарих аль-кабир» (Великая история), «ас-Сунан фи-ль-фикх», «Хальк аф‘аль аль-‘ибад», «аль-Адаб аль-Муфрад » и «аль-Кира’а хальфа-ль-имам».

При собрании хадисов аль-Бухари придавал особую важность установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц (иснад), передававших его дальше. К достоверным (сахих) он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка.

аль-Джами ас-сахих

Имам аль-Бухари посвятил всю свою жизнь сбору хадисов. Он слышал хадисы от более чем тысячи шейхов, сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал самые достоверные из них только 7275, включая и повторяющиеся. Они составляли его книгу «Ас-Сахих», которая стала наиболее популярной среди всех других собраний.

Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет. Ас-Сахих аль-Бухари примечателен ещё и тем, что это первый сборник хадисов, составленный по принципу мусаннаф, то есть с классификацией хадисов по сюжетам.

Аль-Джами‘ ас-сахих является одним из шести основных суннитских сборников хадисов (Кутуб ас-ситта). Некоторые богословы считают Сахих аль-Бухари самой достоверной исламской книгой после Корана .

Согласно Ибн ас-Салаху Сахих аль-Бухари правильнее называть: аль-Джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-л-Лях ва сунани-хи ва аями-хи . Дословно переводится как «Сборник достоверных хадисов с подключенной цепи по вопросам, относящимся к Посланнику Аллаха, его методам и его времени» . Ибн Хаджар аль-Аскаляни упомянул то же название, заменив слово Умур словом хадис .

Ибн ас-Салах сказал, что в Сахихе аль-Бухари 7 275 хадисов, включая повторяющиеся, а без учета повторяющихся хадисов - 4 000 .

Комментарии к аль-Джами‘ ас-сахих писали такие известные богословы как Ибн Хаджар аль-Аскаляни (Фатх аль-Бари), Бадруддин аль-Айни , аль-Касталяни , ас-Суюти , Ибн Касир , Ибн Раджаб , Ахтар Раза Хан (англ.) русск. и др.

В 2002 году благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» выпустил двухтомник на русском языке «Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Краткое изложение)», а уже в 2003 году издательство Умма выпустило книгу Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари] (Мухтасар полный вариант) . Автором обоих переводов является Владимир Нирша.

Память

В годы советской власти имя великого мыслителя и богослова на территории СССР было подвергнуто забвению. После обретения Узбекистаном независимости память об имаме аль-Бухари была восстановлена. В 1998 году в селении Хартанг по инициативе Президента Узбекистана И. А. Каримова был построен величественный мемориальный комплекс , включающий в себя мавзолей, мечеть, библиотеку и медресе. В октябре 1998 г. широко отмечено 1225-летие имама.

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.

На его уроках собиралось более 20 тысяч учеников!

Бардизбах был огнепоклонником и умер, не приняв Ислам. А его сын аль-Мугират (второй прадед аль-Бухари) принял Ислам по назиданию аль-Ямана из Бухары.

По единогласному мнению учёных, аль-Бухари родился в 194 году по Хиджре и скончался в 256 году, в субботнюю ночь, которая была последней ночью священного месяца Рамадан. Его похоронили в праздничный день Ид-аль-фитр, после обеда, в селении Хартанк близ Самарканда.

В детстве аль-Бухари ослеп. Его мать много молилась за него и просила Аллаха вернуть сыну зрение. Однажды ей приснился Пророк Ибрахим (мир ему), который сказал ей: «Аллах вернул твоему сыну зрение из-за твоих многочисленных молитв и прощений».

Ибн-аби-Хатим спросил у аль-Бухари: «Как ты начинал изучения хадисов?» Аль-Бухари рассказывал: «Мне было внушено выучивать наизусть хадисы из библиотечных книг. Тогда мне было 10 лет или меньше. Через десять дней после начала изучения хадисов я вышел из библиотеки и начал посещать занятия учёного ад-Дахили. Однажды он, рассказывая хадисы, ошибся в имени одного передатчика, и я его исправил. Когда он возмутился (потому что аль-Бухари был ещё мальчишкой), я сказал ему: «Посмотрите в книге, в первоисточнике». Тогда он взял у меня ручку и сделал исправление в своей книге, прислушавшись к моим словам.

Потом я с матерью и братом отправился в паломничество в Мекку. По завершению хаджа мать и брат Ахмад вернулись обратно, а я остался в Мекке изучать хадисы.

Когда мне исполнилось 18 лет, я начал писать книгу о сподвижниках, о табиинах и об их словах. В это время я написал книгу «Ат-тарих». (В возрасте 18 лет он написал десятитомную книгу, которая по сей день является источником для исламской науки.)

Его товарищ по приобретению знаний – Умар аль-Ашкар рассказывал: «Когда мы изучали хадисы в Басре, аль-Бухари не посещал занятия несколько дней. Мы его нашли дома, без одежды и без денег. Тогда мы собрали деньги и купили ему одежду. (С такими трудностями он приобретал знания.)

Сулайм бин Мужахид рассказывал, когда я посетил Мухаммада бин Салама, он мне сказал: «Если бы ты пришёл ранее, то увидел бы ребёнка, знающего наизусть 70 тысяч хадисов». Так он говорил о аль-Бухари, ведь так и было. Жители Басры бегали за молодым аль-Бухари для приобретения знаний по хадисам, а он ещё был молодцем, на лице которого не было ни волосинки. Люди шли за ним, останавливали его, сажали прямо на дороге и записывали с его слов хадисы. Так возле него собирались тысячи людей.

(Посмотрите же, дорогие читатели, с какой жаждой люди приобретали знания. Нынче мы не ценим многих наших учёных, а порой плохо отзываемся о них. В этом и заключается причина наших многих бед – мы не ценим по достоинству своих авторитетов).

Экзамен аль-Бухари

Когда весть о аль-Бухари распространилась повсеместно, некоторые учёные решили устроить ему экзамен. Пожалуй, такого сложного экзамена не было ни у одного хадисоведа. С этой целью собралось десять учёных, каждый из них рассказывал аль-Бухари изменённые хадисы с перестановкой передатчиков и текстов хадиса.

Когда аль-Бухари выслушивал изменённый ими хадис, он говорил: «Я не знаю такого хадиса». И ведь действительно, это был изменённый хадис, которого не было на самом деле. Когда аль-Бухари говорил, что не знает такого хадиса, учёные понимали его, а простой народ думал, что он не узнал хадис.

После того, как все десять учёных задали ему свои вопросы, аль-Бухари начал расставлять эти хадисы и их передатчиков по местам. Начиная с первого хадиса, он говорил: «Хадис, который ты рассказал, передал не этот передатчик, а вот этот… Вот этот отрывок не из этого хадиса, а из того-то…» – так аль-Бухари расставил по местам все сто хадисов и их передатчиков и ни разу не ошибся.

Тогда все: и простые люди, и учёные признали, что аль-Бухари является мастером в науке хадиса.

Отзывы учёных о нём

Имам Ахмад ибн Ханбал говорил: «Из Хурасана не вышел ещё такой человек, как Мухаммад бин Исмаиль (аль-Бухари)».

Абдулах аль-муснадий говорил: «Мухаммад бин Исмаил – имам, и нет доверия тому, кто не считает его имамом».

Учитель аль-Бухари – аль-Амилий говорил: «Я бы хотел быть волосинкой из груди Мухаммада бин Исмаила (аль-Бухари)». Так его любили даже его учителя.

Мухаммад ибн Якуб рассказывал, что Муслим (автор достоверного сборника хадисов) сидел перед аль-Бухари и задавал ему вопросы, как ребёнок учителю.

Муслим говорил своему учителю аль-Бухари: «Недолюбливать тебя будет только завистник».

Аль-Хаким рассказал, что Муслим пришёл к аль-Бухари, поцеловал его в лоб и сказал: «Разреши мне поцеловать твои ноги, о учитель всех учителей, о предводитель хадисоведов и лекарь хадисов от их “болезней”».

Салих бин Мухаммад рассказывал: «Когда аль-Бухари преподавал в Багдаде, на его уроках собиралось более 20 тысяч человек».

Обратите внимание на это чудо. Без микрофонов и без усилителей звуков, столько народу слышали его и записывали хадисы. Представьте себе урок, на котором собралось пять тысяч человек. Как может сидящий на сотом ряду человек услышать речь говорящего там вдалеке учителя без микрофона? Воистину это великое чудо хадисов Пророка (мир ему и благословение), а также это великое чудо самого имама аль-Бухари.

Его учителя

Учителей у аль-Бухари было очень много. Самые известные из них – имам Ахмад бин Ханбал, Исхак бин Рахувайхи, Аль-азаки, Мутарриф и множество других.

По словам Ас-субки в его книге «Табакату аш-шафиия», аль-Бухари принадлежал к шафиитскому мазхабу. Шафиитский фикх он получил в Мекке от Хамидия. Тут стоит задуматься и обратить внимание на то, что аль-Бухари, являясь самым выдающимся хадисоведом, в вопросах права был последователем имама Аш-шафии. Пусть над этим задумаются те, кто читает хадисы или же буквальные переводы из книги аль-Бухари и противоречит имаму Аш-шафии. Если бы знание хадисов было бы достаточным для вынесения шариатских решений, то аль-Бухари не был бы последователем имама Аш-шафии, особенно учитывая тот факт, что жили они почти в одно и то же время. Аль-бухари было восемь лет, когда Аш-шафии скончался.

Аль-Бухари говорил: «Я написал со слов тысячи шейхов и более. И зная хадисы, я знаю всех их передатчиков тоже». Имам аль-Бухари знал сотни тысяч хадисов наизусть. Мы, например, не знаем даже дату рождения своих друзей, порой даже родителей. А он знал в точности всех передатчиков всех известных ему хадисов. Это миллионы имён. Знание этих передатчиков включает в себя знание их года рождения и смерти, рода деятельности, места проживания, уровней памяти и богобоязненности и другое, что может сказаться на достоверности хадиса, – ни это ли великое чудо этого уникально учёного?!

Что касается его учеников, то их слишком много. аль-Фарраби говорил, что сборник хадисов аль-Бухари услышали около 70 тысяч человек.

Из имамов, что услышали от аль-Бухари его книгу, являются Муслим (автор Сахиха), ат-Тирмизи (автор Ас-сунана), Ан-Насаи (автор Ас-сунана), Абу Хатим, Абу Зарат и другие.

Его сборник хадисов, название, причина составления и методика

Эта книга известна под названием «Сахих аль-Бухари», на русском языке она известна как «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», а сам автор дал ей более удлинённое название – «Аль-джамиу аль-муснаду ас-сахиху аль-мухтасар мин умури Расули Лляхи (с) ва сунанихи ва айамихи».

Что касается уровня этой книги, то она является первой книгой, собравшей в себя исключительно достоверные хадисы. Учёные единогласны в том, что из написанных человеком книг книги аль-Бухари и Муслима являются самыми достоверными. Большинство учёных отметили, что книга аль-Бухари достоверней книги Муслима. В этом они тоже единогласны, кроме некоторых слабых версий.

Составлял её аль-Бухари 16 лет. Аль-Бухари говорил, я не вписал в свою книгу ни один хадис, не совершив омовение и два ракаата намаза.

Что касается причины его написания, то аль-Бухари рассказал, что находясь возле Исхака бин Рахувайхи, кто-то из нас сказал: «Если бы вы собрали одну укороченную книгу достоверных хадисов Пророка (мир ему и благословеие) (было бы хорошо)». Эти слова проникли в сердце аль-Бухари, и он начал составление своей книги.

Также причиной написания своей книги аль-Бухари считал приснившийся ему сон. Он рассказывал: «Я увидел во сне, что я стою перед Пророком (мир ему и благословение) с веером в руках. Этим веером я отгонял от Пророка (что-то). Я спросил у толкователей снов об этом сне, и они сказали, что я буду отгонять от Пророка (мир ему и благословение) клевету. Это меня и побудило написать именно достоверные хадисы».

Аль-Бухари говорил, что он составил эту книгу из 600 тысяч хадисов. Количество хадисов в этой книге составляет 7275, считая повторения, а не считая их – около 4 тысяч.

Случаи из его жизни

Аль-Бухари всю свою жизнь путешествовал в поисках хадисов. Те, кто путешествовал с аль-Бухари, рассказывали, что он просыпался ночью от 15 до 20 раз и повторял написанные им хадисы. Хотя аль-Бухари запоминал страницу, увидев его единыжды, всё же из-за своей любви к речи Пророка (мир ему и благословение) он повторял их и перечитывал. Вместе с тем ночью он совершал 13 ракаатов намаза. И всё это находясь в трудном пути.

Ан-Навави говорит, что его достоинства не возможно перечислить. О каждом его достоинстве можно многое рассказать – это и его память, и усердие в приобретении хадисов и знаний, и аскетизм и богобоязненность, и его чудеса и поклонения и многое другое, чем наделил его Аллах.

Его чудом является и то, что он завершал чтение Корана каждый день днём, а ночью читал одну третью часть Корана. Всё это, включая уроки хадисов, невозможно физически сделать за сутки. Но Аллах даёт благодать во времени своим любимцам, коим являлся и аль-Бухари.

Аль-Бухари говорил, что надеется встретиться с Аллахом без греха (гибата) хулы за спиной. То есть ни разу аль-Бухари не говорил за спиной кого-либо то, что может не понравиться человеку.

Там же, где было необходимо раскритиковать человека, аль-Бухари выбирал умеренные выражения. Если был человек, который рассказывал ложные хадисы, аль-Бухари, в основном, не говорил, что он лжец (хотя имел на это полное право). Он говорил «Его хадисы не принимаются» или «Не учитываются».

Аль-Бухари был хорошо развит физически и вынослив, был хорошим наездником и стрелком из лука. Он почти никогда не промахивался. Если в пути будет опасная местность, он рано ложился спать, чтобы в случае нападения разбойников иметь силы дать отпор.

Смерть имама

Сделав завещание, прочитав несколько молитв, он скончался по пути в Самарканд и был похоронен в селении Хартанк, близ Самарканда.

Ас-субки в «Табакате» рассказывает от Галиб бин Джибриля: «Когда мы его похоронили, из его могилы распространился аромат. А вокруг его могилы появился образ стены, который возносился до небес. Запах этот оставался много дней. Весть об этом распространилась, люди приходили и удивлялись этому чуду.

Видя подобные чудеса (караматы), его завистники осознали уровень аль-Бухари и пришли покаяться перед его могилой.

Однажды в Самарканде была засуха, люди остались без дождя, несмотря на то, что совершили намаз прощения дождя. Тогда один праведник порекомендовал имаму пойти к могиле аль-Бухари и возле него попросить у Аллаха дождь посредством имама аль-Бухари. Тогда имам со всеми людьми вышли к могиле имама аль-Бухари и попросили дождь у Аллаха посредством имама аль-Бухари.

Эти люди из Самарканда остались в Хартанке из-за обильных дождей, что Аллах ниспослал им тогда.

Да наделит Аллах всех нас баракатом имама аль-Бухари. И да вознаградит Аллах его сполна за его усилия в распространении хадисов Пророка (мир ему и благословение). Да воссоединит Аллах нас с ним в Раю.

Источники :

«Табакату аш-шафиия аль-кубра » ас-Субки ,
«Тахзибу аль-асмаи ва ал-люгат » Ан-Навави .

Ахмад Магомедов

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

  • 2663 просмотра

Имя имама – Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья – Абу Абдуллах.

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 11 числа месяца шавваль 194 года хиджры – 810 год по христианскому календарю. Он рано лишился отца и его воспитанием занимался дед – имам-хатыб одной из мечетей города.

Способности будущего хадисоведа проявились в раннем возрасте. Уже в 6 лет он наизусть читал многие суры Корана. В 16 лет он совершил паломничество в Мекку со своей матерью и братом Ахмадом. Оставшись в Мекке, он 4 года изучал хадисы под руководством знаменитого ученого хадисоведа имама Ахмада бин Ханбала, обладавшего в то время большим списком из 30 тысяч хадисов.

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Ис­ма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов, ничего не записывая, но почему ты так делаешь”” Через шестнадцать дней он ска­зал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, а он стал чи­тать всё это наизусть, и мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Считаете ли вы, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни”” После этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, после чего вокруг него собирались тысячи людей, большинство из которых записы­вали то, что он говорил, а был он в ту пору безусым юнцом.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отли­чался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоков хадисов. Они смешали между собой иснады (цепочку передатчиков) хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к текстам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким ис­надам на самом деле относятся соответствующие тексты и всё привёл в должный порядок. После этого никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или тексте.

Нечто по­добное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал её содержание.

Имам аль-Бухари в поисках хадисов путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока. Он собрал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях.

К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, Абдуллах бин Муса аль-Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, Абдан бин Усман аль-Марвази, Абу Асим аш-Шайбани и Йахайа бин Му‘ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой “Сахих”, ат-Тирмизи, вклю­чивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма’ил аль-Махамили и многие другие.

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов. Имам Ахмад сказал: “Не было ещё в Хорасане подобного ему”. Абу-ль-Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: “Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать”. Ибн Хузайма сказал: “Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари”. Ат-Тирмизи сказал: “Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недос­татках хадисов и их иснадах”. Йахйа бин Джа’фар сказал: «Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада бин Исма’ила, то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть – уходом знаний».

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди других сводов хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, на­ряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайх хотел собрать воедино одни лишь дос­товерные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: “Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод достоверных хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.

Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел, как он стоит перед посланником Аллаха с веером в руках и защищает его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всё вышеупомянутое и побудило его заняться этим трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу исламской религии. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника семь тысяч двести семьдесят пять хадисов. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи, и сколь высоки были критерии отбора и проверки. В ходе многолетней работы имам аль-Бухари разработал методы, применение которых позволило всю работу по сбору и систематизации хадисов поставить на серьезную научную основу. Главным его методом стал иснад, – установление цепи передатчиков конкретного хадиса, начиная от последнего и до первого его передатчика.

При этом особое значение он придавал установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В «достоверные» он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или лично слышали его изречения, комментарии.

Исключительно важным для него был и нравственный облик передатчиков хадиса. Хадис, исходящий от лица, связанного с неблаговидными делами, исключался из числа достоверных. Его методы стали надежным заслоном, защищавшим Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён, и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: “Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не про­дал”. Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: “Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его”.

Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смело­стью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: “Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскивал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним”. Ему были присущи чувство собственного достоинства и гордость. Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал: «Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исмаилу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: “Доставь ко мне “Аль-джами‘”, “Ат-тарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя”. На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: “Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой”».

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда.

Имаму аль-Бухари принадлежит ведущая роль в разработке и применении принципов, дающих возможность классифицировать хадисы с учетом того, к какому источнику они относятся. Он также в числе первых разработал типологию разделения хадисов на приемлемые и отвергаемые, причин, по которым они отвергаются.

Такой подлинно титанический, критический труд по отбору хадисов дал блестящие результаты. Из600 тысяч хадисов, известных имаму аль-Бухари, в число достоверных вошли только7275, т.е. немногим более 1 процента. Но зато они исходят к 208 лицам, с которыми Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, действительно вступал в диалог.

В мусульманской литературе и всевозможных научных исследованиях о Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было сказано уже так много, что ничего принципиально нового к этому добавить практически невозможно. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание читателя на несколько весьма важных, как представляется, моментов.

Во-первых, каждому следует отдавать себе отчёт в том, что Сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изложенная в многократно проверенных и заслуживающих доверия хадисах, представляет собой совершенно уникальное явление в истории всех религий, поскольку ни об одном из других пророков люди не имеют такого огромного количества достоверной информации.

Во-вторых, необходимо понимать, что ознакомление с хадисами требует особого подхода. Прежде всего это касается, конечно же, мусульман, для которых Сунна является прямым руководством к действию во всех их религиозных и мирских делах, а это значит, что здесь нет и не может быть того, чему можно не придавать значения.

В-третьих, влияние Сунны на жизнь целых народов, исповедующих Ислам, столь продолжительно и глубоко, что нет никакой необходимости доказывать, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учётом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование его личности, а в этом отношении первостепенное значение Корана и Сунны неоспоримо.

В-четвёртых, знакомство с Сунной могло бы способствовать искоренению всяческих домыслов, суеверий и лжи, возводимой как на Ислам, так и на его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что всем пошло бы только на пользу.

В своей книге “Тарих Найсабур” аль-Хаким Абу Абдуллах приводит слова Абу Амра Исма’ила, передававшего, что Абу Абдуллах Мухаммад бин Али сказал: «Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари сказал: “Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами, и каждый год я совершал хаджж, после чего возвращался из Мекки в Басру. И я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословен­ными для мусульман”».

Передают со слов Абу Амра, что Абу Абдуллах сказал: “И Аллах сделал их благословенными”.

Имам Мухаммад бин Исма’ил аль-Бухари скончался в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы, да помилует его Аллах и да будет Он доволен им.

Салих Тамиев.