Что желательно делать в день ашура. Ашура — судьбоносный день в истории человечества

Ашура — это самый важный праздник в календаре мусульман шиитов. Он отмечается в 10-й день месяца Мухаррам — первого месяца в мусульманском календаре. Для шиитов, которые составляют около 15 процентов всех мусульман в мире, это самый большой праздник в году. Однако для остального мира он чаще всего ассоциируется с кровавыми шествиями, во время которых его участники бичуют себя, нанося удары цепями с острыми лезвиями на конце, кинжалами и саблями. Кровавая традиция праздника Ашура в объективе фотографов.

16 ФОТО

1. Процессия шиитов в Индии. (Фото: THAIER AL-SUDANI / REUTERS).

Праздник Ашура — это день поминовения внука пророка Мухаммеда, который погиб в 680 году во время битвы при Кербеле (в центральной части Ирака) с войсками халифа Язида из династии Омейядов. Внук пророка Мухаммеда — Хусейн ибн Али — почитается шиитами как третий имам и их духовный предок. Шииты живут в основном в Ираке, Иране и Бахрейне, и являются меньшинством в таких странах как Афганистан, Пакистан, Ливан и Саудовская Аравия.


2. Кровавая традиция праздника Ашура в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Для мусульман праздник Ашура — это день траура. Они оплакивают мученическую героическую смерть Хусейна во имя добра и справедливости. И хотя это праздник шиитов, в нем также принимают участие татарские сунниты.


3. Мужчина разрезает кожу ребенка в знак скорби во время шествия в Мумбаи — столице индийского штата Махараштра. (Фото: DANISH SIDDIQUI/REUTERS).

В этот день проходят традиционные шествия мужчин, которые в знак траура по Хусейну калечат свои тела бичами, ножами, мачете и бьют себя в грудь. Так они выражают свою скорбь и солидарность с погибшим внуком пророка Мухаммеда.


4. В празднике Ашура принимают участие также женщины, они не участвуют в кровавых шествиях, а в этот день в знак скорби носят черную одежду без украшений. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
5. Что интересно, самобичевание и самоувечья несовместимы с принципами ислама. Шиитские духовные лидеры выносят против этой традиции фетвы (решение по какому-либо вопросу, основанное на принципах ислама). (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
6. Кровавая процессия в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).

Однако не везде праздник Ашура связан с кровавыми обрядами. Известны, например, также обычаи публичного чтения отрывков из произведения XVI века — «Сад мучеников», в котором описываются трагические обстоятельства смерти внука пророка Мухаммеда.


7. Ашура — самый большой праздник в шиитском мусульманском календаре. Во время процессий его участники часто подвергаются нападениям со стороны суннитских повстанцев, поэтому такие мероприятия теперь проходят с кордонами местной полиции. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
8. Самобичевание в знак траура по погибшему Хусейну ибн Али. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
9. Один из участников кровавой процессии в Кабуле. (Фото: OMAR SOBHANI/REUTERS).
10. Ливанские шииты, сторонники Хезболлаха, слушают историю жизни и смерти имама Хусейна ибн Али во время праздника Ашура в Бейруте. (Фото: HUSSEIN MALLA/AP).
11. Самобичевание шиитов в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
12. Кровавая традиция праздника Ашура в Пакистане. (Фото: PAP / EPA).
13. Кровавый обычай должен напомнить шиитам о героической и мученической смерти внука пророка Мухаммеда. (Фото: PAP / EPA).

В число наиболее значимых для мусульман дней в году входит День Ашура (10 число месяца Мухаррам, в 2018 году приходится на 20 сентября - прим. сайт) . На его особенность указывает тот факт, что немало важных событий в истории ислама приходятся именно на эту дату в календаре.

Заметим, что День Ашура является одним из тех дней, которые особо почитаются не только мусульманами, но и приверженцами других религий, в частности, иудеями. Дело в том, что именно этот день ознаменовался спасением Посланника Всевышнего Мусы (Моисея, а.с.) и его народа от армии египетского фараона.

Кроме того, с особым почтением к данному дню относились и мекканские многобожники. Курайшиты в День Ашура соблюдали пост и меняли ткань, покрывавшую Каабу, которая в те времена была крупнейшим языческим центром и местом паломничества для арабских язычников со всей Аравии.

Супруга Милости миров Мухаммада (с.г.в.) – Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала о том, что курайшиты соблюдали пост в Ашура в эпоху джахилии, т.е. доисламского периода» (Бухари).

После начала пророческой миссии Посланник Всевышнего (с.г.в.) велел в Ашура еще до того момента, как Создатель вменил в обязанность верующим поститься в Рамазан. Причём такой пост изначально был для мусульман обязательным, и в то же время у верующих было право выбора – поститься или же накормить взамен нуждающихся. Однако как только пост в Рамазан стал обязательным, ураза в День Ашура обрела добровольный (но всё же желательный) характер.

Что делать в День Ашура

Как уже было сказано, в первую очередь мусульманам желательно поститься. В жизнеописании Посланника Господа миров (с.г.в.) приводится история, как тот по прибытию в Медину узнал, что иудеи постятся. Мухаммада (с.г.в.) поинтересовался у них, почему они это делают и, узнав, что те постятся в знак благодарности Создателю за спасение сынов Израиля, как это делал Пророк Муса (а.с.), воскликнул: «Мы, мусульмане, ближе к Пророку Мусе, чем вы, и мы более достойны поститься в этот день» (Муслим).

С этого момента мусульмане стали держать уразу в День Ашура, но Заключительный Божий посланник (с.г.в.) велел делать это на протяжении двух дней. Дело в том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал верующих по возможности избегать уподобления людям Писания, и Ашура в данном отношении не стала исключением. Таким образом, правоверным рекомендуется провести в состоянии поста либо 9 и 10 числа месяца Мухаррам, либо 10 и 11. Если же раб Аллаха станет соблюдать уразу только в День Ашура, то в этом нет ничего греховного, и мусульманин может прибегнуть к этому.

Ашура у шиитов

Несколько иначе этот день проводят мусульмане-шииты (cм. фото) . Дело в том, что на 10 число месяца Мухаррам помимо спасения сынов Израиля пришлась и дата мученической гибели в сражении при Кербеле внука Посланника Аллаха (с.г.в.) – Хусейна ибн Али, особо почитаемого у и считающегося одним из праведных имамов.

После смерти четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба к власти в Арабском халифате пришёл Муавия ибн Абу Суфьян, который стал родоначальником династии Омейядов. С политикой новой династии были согласны далеко не все, так как, по утверждению шиитских источников, их действия расходились с предписаниями ислама. Оппозиция того времени консолидировалась вокруг внука Пророка Мухаммада (с.г.в.) – Хусейна, который пользовался в то время большим авторитетом. Данные разногласия привели к гражданской войне, в которой схлестнулись правительственные войска халифа Язида – сына Муавии с оппозицией, которую возглавил Хусейн ибн Али. В 680 году по григорианскому летоисчислению состоялась битва при Кербеле, в которой войско имама Хусейна было разбито, а сам он убит.

В память о драматичных событиях тех лет шииты проводят в первую декаду Мухаррама траурные мероприятия, кульминация которых приходится именно на День Ашура. В шиитских мечетях читаются тематические проповеди, посвящённые Ашуре, люди облачаются в чёрные одежды и бьют себя кулаком по груди, а иногда и истязают себя ножами либо ударами цепей до крови, символизируя тем самым готовность умереть за идеалы ислама. (Отметим, что всё же большинство шиитских богословов называют практику самоистязания запретной).

Достоинства Дня Ашура

1. Ураза в этот день способствует прощению грехов

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Тому, кто соблюдает пост в Ашура, прощаются грехи, совершённые за прошлый год» (Муслим).

2. Поститься в этот день = выполнять сунну Пророка (с.г.в.)

Из хадисов известно, что Божий Посланник (с.г.в.) в День Ашура держал уразу с особым усердием, подобным посту в Рамазан.

Наступил месяц аль-Мухаррам!

✅ Со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам». Муслим 1163.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал аль-Мухаррам – месяцем Аллаха, а причисление этого месяца к Аллаху указывает на его почетность и достоинство”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 89.

Кто-то может спросить: Если добровольный пост в месяц аль-Мухаррам, является наилучшим постом, то почему тогда нет сообщений от сподвижников, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился в этот месяц усердно, как скажем в месяц ша’бан, о котором ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: « Ни в одном месяце Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не постился больше, чем в ша’бане». аль-Бухари 1970, Муслим 1156.
Ответ на это дал имам ан-Навави, сказавший: “Одной из причин, по которой Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился в месяце Мухаррам так же усердно, как он постился в Ша’бане, может являться то, что знание о превосходстве поста в Мухарраме могло быть ниспослано ему в конце жизни”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/232.

✅ Также месяц аль-Мухаррам выделяется тем, что в нём великий день ‘Ашура, который выпадает на десятое число.

Абу Къатада передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!» Муслим 1162.

Имам ат-Тыби сказал: “Слово «надеюсь» связано со словами «на Аллаха», что указывает на обязательность того, что данное обещание произойдет”. См. “аль-Кашиф ан хакъаикъ ас-Сунан” 5/1608.

Абу Джабаля рассказывал: “Я был в пути вместе с Ибн Шихабом (аз-Зухри) и он соблюдал пост дня ‘Ашура. Когда ему сказали: «Ты соблюдаешь пост ‘Ашура в пути, а пост месяца Рамадан в пути не соблюдаешь?» Он ответил: «Поистине, Рамадан можно восполнить в другие дни, а день ‘Ашура восполнить уже нельзя!»” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/335.

Следует ли соблюдать пост в день ‘Ашура с днем до него или после?
Ибн ‘Аббас рассказывал:

« Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаха, это – день, который чтят иудеи и христиане”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа . Но перед наступлением следующего года Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скончался » . Муслим 1/151.

‘Ата рассказывал: “Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаха, постился день до (‘Ашура) и день после него”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1430. См. “Ма сах мин асар ас-сахаба” 2/675.

Также смысл желательности поститься в ‘Ашура с днем до и после в том, чтобы не упустить этот великий день, в случае неправильного вычисления наступления месяца Мухаррам. Они сказали, что хадис: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа» Муслим 1/151, разъясняет другой хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если, даст Аллах, я доживу до следующего года, то буду поститься и девятого числа, из-за опасения упустить день ‘Ашура». ат-Табарани в “аль-Кабир” 10817. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 350.
Шу’ба рассказывал: “Ибн ‘Аббас соблюдал пост в день ‘Ашура даже будучи в пути, постясь также с днем до и после него, опасаясь упустить этот день”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 597.
Относительно поста в день ‘Ашура, имам Ибн аль-Къаййим сказал: “Пост в этот день имеет три вида:
Наилучший из них – это пост с днем до и днем после него.
Затем следующий вид – это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов.
И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа”. См. “Задуль-ма’ад” 2/76.

Является ли день ‘Ашура праздником ‘Ид?
Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

« День ‘Ашура был у иудеев праздником/‘Ид/, и поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: А вы поститесь в этот день! » аль-Бухари 2005, Муслим 1131.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на запрет избирать день ‘Ашура праздником. Соблюдения поста в этот день указывает на то, что этот день не праздник”. См. “Лятаиф аль-ма‘ариф” 112.

❗ Упомянутый хадис ясно указывает на то, что день ‘Ашура не является ‘Идом в Исламе! Да, за пост в день ‘Ашура уготована великая награда, однако это вовсе не означает, что этот день является праздником у мусульман. И на основании этого становится ясным ошибка многих мусульман, которые считают, что день ‘Ашура является ‘Идом, и по этой причине готовят еду, приуроченную к этому дню для раздачи, угощения и т.п. Нет на правомочность этого в Исламе никакого указания. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: “Нет ни одного указания на это ни от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазхабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги “Сахих”, “Сунан” или “Муснад”. См. “Маджму’уль-фатава” 25/299.

Ашура , или Шахсей-вахсей – знаменательная для мусульман-шиитов дата, которая отмечается в 10-й день Мухаррама, одного из самых значимых месяцев в исламском календаре. Это день траура, посвященный имаму Хусейну, который мученически погиб в 680 году в одном из самых почитаемых мусульманских городов – Кербеле. День Ашура неукоснительно соблюдается везде, где можно встретить шиитов: Афганистан, Азербайджан, Таджикистан, Ирак, Иран, Кувейт, Пакистан, Ливан, Бахрейн, Саудовская Аравия, Таджикистан и др. Смысл праздника – причастность к героическому поступку великого человека, готового бороться, смелого и отважного; того, кто смог принять мученичество ради Ислама, даже несмотря на то, что знал: борьба безнадежна и ведет к смерти.

День Ашура для шиитов

Основные сведения об имаме Хусейне
Полное имя имама – Хусейн ибн Али. Его отца звали Али ибн Абу Талиб и он был двоюродным братом пророка Мухаммада, четвертым (из 12-ти) преемником пророка. Считается первым имамом в учении шиитов и является первым мужчиной, принявшим Ислам. Мать Хусейна, Фатима Захра – дочь Мухаммеда – была образцом нравственности и чистоты. Хусейн стал третьим имамом шиитов, после того как его старший брат аль-Хасан, который должен был стать правителем, был отравлен по приказу династии Омейядов, желавшей видеть у власти своего наследника. Хусейн был имамом в течение 10-ти лет. Большую часть этого времени царствовал Муавия ибн Абу Суфиана (тот самый, который предположительно причастен к трагической смерти аль-Хасана), а последние 6 месяцев жизни великого имама правил сын Муавии – Язид.

Предпосылки восстания в Кербеле
Поводов для недовольства среди населения было более чем достаточно. Среди первых причин: несоответствие поведения правителей нормам Шариата, который опирается на 2 основных свода правил жизни мусульман: Коран и Сунна. Практически все представители династии Омейядов, кроме Умара второго, который славился своей набожностью и честностью, нарушали предписания Ислама. Например, Язид не стеснялся открыто предаваться развлечениям (вино, танцовщицы). Кроме того, мусульмане не всех национальностей при Омейядах были одинаково почитаемы, как это предписывается Исламом. Мусульмане-арабы явно были в привилегированном положении.

Неуважение к нормам Шариата и гонения в адрес представителей почитаемого семейства пророка Мухаммеда (его традиционное обозначение – Ахль аль-Байт) привели к появлению оппозиции, идейным выразителем которой стал имам Хусейн. На его сторону перешло немалое количество мусульман, которые выражали ему свою поддержку, в том числе письменно. Из Куфы (Ирак), города, ныне священного для шиитов, имаму приходило больше всего сообщений. Люди открыто предлагали поднять восстание и желали видеть своим лидером Хусейна. Он заслужил это своей непреклонностью – качеством, которое подтверждает множество событий. Например, Хусейн отказался принести присягу Язиду, когда его отец, Муавия ибн Абу Суфиан, противореча исламским нормам, пожелал передать ему власть.

Перед Ашурой
Хусейн находился в Мекке до того, как начались обязательные для каждого мусульманина паломничества – хадж. Паломники были весьма удобной ширмой для наемных убийц, которые по приказу Язида проникли к имаму. Хусейн был предупрежден о том, что его хотят уничтожить, но он не мог допустить пролития крови в городе, святом для мусульман. Кровопролитие в этом месте запрещено Кораном. Поэтому, собрав родных и близких, он оставил Мекку и направился в Куфу, не закончив положенных обрядов и заявив, что его жертвой Аллаху будут не животные, а он сам.

Часть жителей Мекки заняли его сторону и были готовы бороться с Язидом. По дороге в Куфу Хусейн узнал, что жители города сдаются под натиском лазутчиков Язиды и начинают убивать его последователей. Так был убит Муслим ибн Акил, посланный Хусейном в Куфу. Это было незадолго до смерти самого Хусейна, 5 мухаррама. Войско Язида настигло Хусейна в 44 км от Куфы, в Кербеле. 30 000 человек окружили имама, его сподвижников, семью. Среди осажденных были дети и женщины. Они провели 8 мучительных дней посреди пустыни, не имея доступа к воде.

В ночь на 10-й день Хусейн собрал своих сподвижников и сообщил им, что у них нет шансов и их ждет смерть мучеников. Он позволил всем, кто не хотел такой судьбы, покинуть лагерь ночью при погашенных факелах. Часть людей покинула лагерь, но утром с ним остались 72 человека, в том числе его родственники. Из них только 18 – взрослые, способные сражаться мужчины. Но точные цифры неизвестны. Согласно другим источникам, с Хусейном остались 120 человек. В этот же момент войско Язида подтянуло резервы и увеличилось до 45 000. Язид хотел начать бой 9-го числа, однако отнесся с уважением к просьбе Хусейна отложить битву до утра, чтобы последний и его сподвижники могли совершить намаз, то есть помолиться.

День Ашуры: сражение
10-го числа месяца мухаррама (слова «йаум аль-ашура» по-арабски означает «десятое число месяца») состоялась битва. Согласно арабской традиции, сподвижники Хусейна выходили по одному. Они бились, сколько хватало сил, но силы были слишком неравны, поэтому мучительная смерть от многочисленных ран для каждого из них была неизбежна. Один из родственников Хусейна, Абу-л Фадл Аббас сумел прорваться к реке (город Эль-Куфа стоит на реке Евфрат), чтобы набрать воды, но воины Язида отрубили ему руки, и он погиб. Точно неизвестно, когда именно это произошло, в день Ашуры или ранее. Тогда же погиб сын имама, Али Акбар, которому в тот момент было 17 лет. Были убиты племянники Хусейна, Аун и Мухаммад, сыновья родной сестры имама, которую звали Сейида Зайнаб бинт Али. Сторонники Язида убили еще двоих детей имама – подростков, которым было одиннадцать и тринадцать лет. Полугодовалый сын Хусейна, Али Асгар, был расстрелян из лука, когда отец просил дать ребенку воды. Сам имам Хусейн получил почти 30 резаных и колотых ран, а затем ему, еще живому, отрубил голову Шарахбиль, по прозвищу Шимр, что означает опытный.

Что стало с членами семьи имама Хусейна?
После того как имам Хусейн умер, его враги сожгли палатки в лагере, а всех, кто в нем находился, взяли в плен. Среди плененных было немало близких родственников имама:

  • Сестра Зайнаб бинт Али – внучка великого пророка. Была очень привязана к брату.
  • Сестра Умм Кулсум.
  • Жена имама Лейла, мать Али аль-Акбара.
  • Жена имама, принцесса Шахр Бану, мать Зайн-али-Абидина, четвертого имама.
  • Жена имама аль-Хасана, того самого, который должен был наследовать власть после Муавии.
  • Дочь имама Сукейна (4 года).
  • Сын имама Мухаммад (5 лет).
  • Али Зан аль-Абидин (20 лет). Он не смог выступить в битве, потому что был тяжело болен.
  • Пленные по пути в Куфу подвергались всяческим унижениям: с женщин сорвали хиджабы, всех пленных везли на лошадях без седел, как рабов. Стражники несли на копьях головы убитых ранее сподвижников Хусейна. Во дворце губернатора Куфы Ибн Зияда отличилась сестра Хусейна, Зайнаб бинт Али. Она не побоялась произнести обличительную речь в адрес Язида, который совершил ряд преступлений, нападая на родственников пророка Мухаммеда.

    Затем пленники побывали в других городах Персидского залива: Мосуле (Ирак), Хомсе (Сирия), Баальбеке (Ливан). Везде сторонники Язида пытались выставить их мятежниками. После этого они прибыли ко двору Язида, в Дамаск. Язид выразил свой гнев, колотя по голове мертвого имама Хусейна, выложенной на поднос. Именно здесь Сейида Зайнаб при поддержке сына Хусейна Али-Зайн-аль-Абидина произнесла речь, в которой высказалась против злодеяний Язида и всей династии Омейядов. Разгневанный Язид хотел убить обоих мятежников, но советники убедили его в опрометчивости подобного поступка.

    Траур в день Ашуры

    Все мероприятия в этот день направлены на то, чтобы по возможности разделить страдания имама Хусейна. Первые собрания в память о его смерти стала проводить его сестра Сейида Зайнаб в своем доме в Дамаске. Во время их собравшиеся читали стихи, посвященные мужеству имама, озвучивали события Ашуры. Подобным мероприятиям, позволявшим сохранить память об Ашуре, придавали огромное значение и следующие имамы.

    Современные шииты организуют вечера поминовения или шествия, которые длятся первые 10 день соответствующего месяца. Однако многие сообщества мусульман-шиитов соблюдают траур в течение 40 дней. Имамы читают хутбы (мусульманские проповеди), мусульмане бьют себя кулаком в грудь в знак верности Исламу и готовности пожертвовать ради него. Цвет одежды – черный, музыка – скорбная, также звучат траурные стихи, которые называют «латмийя» .

    Специально для проведения всех этих мероприятий строят навесы или здания, которые называются «хусейния» . Они похожи на мечети, но предназначены только для Ашуры. Часть традиций в этот день весьма специфична и распространена не везде, например шииты из Пакистана или Ирака считают обязательным истязать себя до появления крови при помощи мечей или цепей. Однако некоторые богословы Ислама (муджтахиды), такие как высший руководитель Ирана Али Хаменеи, еще один иранский великий аятолла Макарем Ширази и основатель движения Хезболла Мухаммад Хусейн Фадлулла, запретили наносить себе кровоточащие раны в день Ашуры. Запреты были обозначены в изданных ими фетвах.

    Суннитский день Ашура

    Сунниты говорят, что месяц, в котором проводят Ашуру, является первым месяцем в исламском календаре. Опираясь на Коран, они заявляют, что мухаррам – это один из 4-х месяцев, имеющих особенное, священное значение для мусульман, месяцев, в которые нельзя убивать, вести войны или охотиться. Существуют суннитские сборники хадисов, то есть преданий о пророке Мухаммеде, согласно которым в день Ашуры Ковчег Ноя наконец смог причалить к суше после долгого блуждания по водяной пустыне. Суннитские знатоки Ислама, улемы, также говорят, что Муса (в Библии – Моисей) в этот день нашел спасение от преследовавшего его египетского фараона.

    Таким образом, день Ашура по понятиям суннитов отмечается совсем иначе. На Каабе, главной святыне мусульман в Мекке, меняется старое покрывало. Вместо него расстилают новое. А старое разрезают на части и дарят общинам мусульман по всему миру.

    Шииты, разумеется, возражают такой трактовке дня Ашуры, утверждая, что хадисы, на которые опираются сунниты, были сфабрикованы во время правления Омейядов теми, кто желал, чтобы трагические события в Кербеле не получили широкой огласки и мусульманская умма предала их забвению.

    На 10-й день священного месяца мухаррам (23 октября) приходится один из самых знаменательных дней мусульманского календаря – день Ашура.

    О Дне Ашура

    Ашура – особенный день в исламской истории. Это благословенный день, милостью которого было даровано спасение многим пророкам. Всевышний по Своей милости принял покаяние Адама в День Ашура. В этот день Аллах даровал Нуху (мир ему) и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в потопе. В этот день Аллах даровал спасение пророку Мусе (мир ему) и его общине. В этот день Всевышний Аллах оградил Своего Пророка (мир ему) и его последователей от вреда неверующих.

    На этот день приходится сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама (мир ему).

    Пост в День Ашура

    Когда пророк (мир ему) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это – благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

    В хадисе сказано: «Лучший месяц для поста после месяца Рамазан – месяц Мухаррам – и лучший намаз после обязательных намазов и намаза, совершенного в глубине ночи, т.е. тахаджуд намаза, – намаз совершаемый в день Ашура».

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!»

    По сунне пост в день Ашура следует держать с одним днем до или после, чтобы не уподобляться людям Писания. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: «О посланник Аллаха, это – день, который чтят евреи и христиане». Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа».

    Также пророк (мир ему) сказал: «Соблюдайте пост в день Ашура; однако отличайтесь от иудеев, соблюдая пост также в день до этого дня или же в день после него».

    Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост в день ‘Арафата искупает грехи двух лет, прошлого и следующего года, а пост в день ‘Ашура искупает грехи прошлого года».

    Ибан Аббас также передал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим предпочтение перед любым другим днем, нежели в день Ашура и в этот месяц (подразумевая месяц Рамадан)».