Факторы укрепления психического здоровья. Как укрепить психическое здоровье? (Психогигиенические рекомендации). Факторы, разрушающие психическое здоровье

— важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

  • Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.
  • Нормальным возрастным развитием психики.
  • Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение — та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы — достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т.д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Психическое здоровье и обучение

Укрепление психического здоровья — задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, се уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека.

Психика человека — необычайно пластичное явление. Зная индивидуальные особенности психики данного человека, можно так построить образовательный и воспитательный процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность человеку осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психикой, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений. Однако использование тех или иных средств и методов тренировки и организации психики должно строиться исключительно на основе индивидуального подхода, всестороннего и глубокого изучения всех психологических и социально-психологических особенностей человека. Поэтому особое внимание семьи, образовательного учреждения и самого человека должно быть направлено на познание этих особенностей, их возрастной динамики, половых особенностей, доминирующих врожденных и приобретенных потребностей. Только на этой основе можно организовать соответствующую образовательную среду, сформировать по настоящему здоровый образ жизни. Несомненно, что это поможет и самому человеку лучше познать себя и оптимальным образом организовать свой образ жизни, базирующийся на прочной психологической установке.

Обучение основам психического здоровья должно осуществляться на протяжении всех возрастных этапов.

Огромную роль в формировании здоровой психики может и должна сыграть семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, от того, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищено, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки. Генотип каждого человека по-своему уникален. От того, насколько окружающая среда, воспитание адекватны природным особенностям человека, во многом зависит его будущее, его психическое здоровье.

Особенно важно познание индивидуально-типологических особенностей психики в организации учебной деятельности школьника. К сожалению, чаще всего непосредственно в осуществлении образовательного процесса учитель пользуется общепринятыми подходами, которые ориентированы на «среднего» ученика, причем среднего по успеваемости, а не по характерологическим особенностям, значительная часть которых обусловлена генетически и не меняется в течение всей жизни человека (хотя и может быть в какой-то степени скорректирована целенаправленными воспитанием и тренировкой). Типичным примером является выполнение контрольной работы по точным дисциплинам, когда условием получения высокой оценки является выполнение как можно большего числа заданий. Однако при этом не учитывается, что скорость включения в работу и переключения на другие виды работ у детей с различным типом темперамента неодинакова: при таких условиях как рыба в воде себя чувствует холерик, но в ограниченных временных рамках трудно приходится флегматику. В результате первый приходит к выводу о том, что для получения высокой оценки нет необходимости в целенаправленной повседневной работе, а флегматик, которому свойственно при прочих равных условиях исключительно ответственное отношение к порученному делу, заключает, что все его усилия тщетны. Существование школьных нормативов и физическом воспитании дает такой же результат — имеющий генетически обусловленный низкий рост и неблагоприятную конституцию тела изначально обречен не выполнить определенные их виды, а унаследовавший высокий рост учащийся убежден, что ему не надс заниматься своим физическим развитием, потому что у него и так получится. То есть в конечном итоге оба приходят к выводу, что н обучении роль их собственной ответственности мала.

Думается, что не меньшее отрицательное значение имеет и слабый учет в методике преподавания половой специфики психической деятельности. Известно, что женской психике более свойственна устойчивость, определенность, поэтому девочкам больше по душе освоение готового материала, они лучше воспринимают пространственно-временные связи и усваивают языки. Мальчику же, мужчине требуется постоянное самоутверждение, доказательство своей исключительности; он лучше ориентируется в механических отношениях и математических рассуждениях, но заучивание истин для него представляется тяжелой работой. Однако методика преподавания не учитывает эти особенности полов, и предъявляемые ученикам задания носят всеобщий характер.

Следует отметить и то обстоятельство, что уже в младшем звене школьного образования у детей одного паспортного возраста биологический возраст (а с этим показателем в значительной степени связаны здоровье, работоспособность, интеллектуальный потенциал, особенности мышления и т.д.) отличается, согласно официальной статистике, на 1,5 — 2,5 года, а к подростковому возрасту это различие проявляется еще в большей степени.

Несомненные травмирующие психику ребенка последствия имеет и его сравнение (не в лучшую сторону) с другими учениками по принципу: если они могут, то и ты должен. Но ведь он не такой, как они, он результат уникального сочетания гено- и фено- тинических обстоятельств, и другого такого человека в мире никогда не было и не будет! Вот почему у «слабого» ученика возникает комплекс неполноценности, воплощаемый в отсутствии желания учиться (все равно не получится), а у «сильного» — комплекс превосходства (пусть учатся дураки, у меня и так получится) с тем же отсутствием желания учиться.

Идеальным (хотя и вполне достижимым) вариантом следовало бы считать такой, при котором каждый ученик не подгонялся бы под стандарт оценки, а последняя бы исходила из одной предпосылки — если он сам сегодня стал лучше, чем был вчера, то и его оценка должна быть высокой, так как это означает, что он работал над собой! Без сомнения, такой подход сделал бы ученика заинтересованным в достижении вполне доступного для него результата.

Современная система воспитания восходит к классической дидактике Я.А. Коменского, отличающейся инструкгивно-програм- мирующей направленностью методик, словесно-информационным построением учебного процесса в режиме обездвиживания. Вербальный, формально-логический принцип построения учебного процесса ориентирован на некритическое восприятие информации в готовом виде, где ученик является принимающим устройством, а учитель — транслятором информации, последнего вполне может заменить обучающая машина. Однако на самом деле в отечественном образовании в своей профессиональной деятельности учитель придерживается тех методических подходов, которые предполагают его поведение как автократа, наделенного в отношениях с учащимися полным единоначалием и жестким контролем. В таком случае учитель чаще всего исходит не из приоритета личности школьника и стремления к обеспечению условий для его максимально полной самореализации, а из обязанности ребенка учиться именно тому и так, как это видится учителю. Поэтому он в малой степени учитывает мнение ученика, подавляет его инициативу и делает его лишь исполнителем указаний и распоряжений. При этом учитель чаще всего в изложении учебного материала исходит не из того, что может «взять» ученик, а из того, что он, учитель, должен ему дать.

Такое положение подкрепляется и соответствующей методикой преподавания, в основе которой лежит механическое запоминание и воспроизведение предлагаемого материала, а не его осознанное освоение. В этом случае у ученика не формируется интерес к обучению, что делает его не активным участником образовательного процесса, а пассивным потребителем информации без учета ее прикладного значения. Естественно, что в конечном итоге это обусловливает низкую мотивацию детей к обучению по основным учебным дисциплинам и ведет к развитию у них разнообразных нарушений в состоянии здоровья.

Детальный валеологический анализ традиционного школьного образования позволяет утверждать, что преобладающий в отечественном образовании авторитарно-репродуктивный стиль обучения не удовлетворяет базовые доминирующие потребности школьников. Подавляющееся в этом случае стремление ученика к самоопределению и самореализации является серьезным условием, обусловливающим состояние социальной и психологической неудовлетворенности, а отсюда — и снижение уровня его здоровья.

К сожалению, детей практически совсем не учат такой организации учебной работы, которая бы учитывала особенности его памяти, темперамента, мотивацию и пр. Несомненно, что уже на этапе начального обучения школьника следует ознакомить со следующими вопросами:

Твой режим дня . Здесь следует обратить внимание на четкое чередование различных видов деятельности ученика, постоянство режима сна, занятия своим здоровьем, участие в жизни семьи и пр.

Особенности памяти . Существует множество разновидностей памяти, и очень важно каждому человеку определить преобладающий у него ее вид с тем, чтобы освоение нового учебного материала базировалось преимущественно с его использованием. В то же время следует обратить внимание на тренировку отстающих типов памяти.

Рабочее место ученика дома . Неправильная организация рабочего места ученика дома часто превращает выполнение домашних заданий в нервотрепку, в потерю значительного времени на поиски нужных предметов, в крайнее напряжение зрительного аппарата и т.п. — во все то, что в конечном итоге сказывается на здоровье ребенка.

Когда и как готовить домашние задания . Для эффективного выполнения домашней учебной работы необходимо соблюдать правила:

  • задания должны выполняться по возможности в одно и то же время дня, надо заранее определить время их выполнения и перерывов в них;
  • до выполнения домашних заданий необходимо хорошо восстановиться после учебных занятий в школе;
  • помещение, где ученик выполняет домашние задания, должно быть хорошо проветрено, а температура воздуха по возможности должна быть в пределах 18 — 20°С;
  • следует устранить все посторонние раздражители, которые бы отвлекали внимание от продуктивной работы;
  • плотный обед должен быть не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до начала приготовления домашних заданий (легкий же прием пищи может быть за 1 — 1,5 часа); но недопустимо садиться за приготовление домашних заданий и с чувством голода;
  • выполнение активных физических упражнений допустимо не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до выполнения домашних заданий;
  • выполнение домашних заданий не должно затягиваться вплоть до времени отхода ко сну — это затрудняет засыпание и делает сон неполноценным;
  • следует учитывать свои особенности в освоении учебного материала.

В каком порядке следует делать уроки . У каждого человека свои индивидуальные особенности в усвоении учебного материала. Желательно каждому ученику путем наблюдений за своей работоспособностью самому установить ссбс распорядок выполнения заданий. Если он «легок на подъем», входит в работу легко и вначале работает с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий, но относительно быстро утомляется (холерик), то ему следует начинать приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета. Если же школьник втягивается в работу медленно, много времени тратит на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, но работоспособность сохраняется дольше, а усталость появляется позднее (флегматик), то такому ученику надо начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным. В случае, если учащийся вообще с трудом приступает к домашним заданиям, если его нервирует любая неудача в их выполнении (меланхолик), то лучше начинать с самых простых, успех в которых приносит ему удовлетворение и желание добиться новых положительных результатов.

У каждого школьника есть любимые предметы и учителя, есть и те учебные дисциплины, которые даются ему с трудом или просто неинтересны. Поэтому следует установить для себя свою шкалу трудности предметов и придерживаться ее при выполнении домашних заданий.

Иногда порядок подготовки заданий по предметам приходиться менять. Например, если при выполнении домашних заданий ученик встречается с затруднениями при решении сложных задач (математика, физика), это задание необходимо перенести на последнюю очередь (и выполнить после последнего перерыва), иначе затраченное на его решение значительное время не позволит хорошо подготовить задания по другим учебным предметам.

Как восстановить умственную работоспособность и предупредить развитие резкого утомления . Для этого через каждые 45 — 50 мин занятий надо делать заранее запланированные перерывы. В течение первых четырех-пяти минут 8-10-минутного перерыва можно, например, рекомендовать выполнение домашних заданий по физкультуре, для девочек — танцы под ритмичную музыку, прыжки со скакалкой, для мальчиков — силовые упражнения и т.д. Желательно в это время выполнить комплекс упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных неблагоприятных изменений в осанке, в кровообращении и дыхании, предупреждение чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения. Лучше, если при каждом следующем перерыве в приготовлении домашних заданий набор из 6 — 8 упражнений меняется. Надо только помнить, что в это время нельзя использовать такие мышечные нагрузки, которые могут привести к физическому утомлению.

Выполнив физические упражнения в течение 4 — 5 мин, в оставшееся время перерыва можно свободно походить или наполнить его другими видами активной деятельности: выполнить необходимую работу но дому, гигиенические процедуры и т.д., но нельзя его посвящать работе с новой информацией (просмотр телепрограмм, работа на компьютере и др.).

Выходные дни . Эти дни не должны прекращаться в дополнительное время для учебной работы, а быть временем, когда бы человек полностью восстановил свои физические и психические резервы, которые в той или иной степени были израсходованы в течение рабочей недели. Поэтому выходные дни должны быть обязательно активными: загородные прогулки, встречи с друзьями, экскурсии, занятия любимым делом — всем тем, что должно доставлять удовольствие. Не помешает выполнить и те домашние дела, до которых в текучке будней «руки не доходили». Вот после таких активных выходных дней человек вступает в новую трудовую неделю с чувством радостного ожидания и с высокой работосг юсобн остью.

У школьников вся учебная деятельность протекает в условиях жестко детерминированных обстоятельств: расписания, диктата педагога, слабого учета в обучении индивидуальных особенностей каждого ученика и т.п. Все это формирует у него психологические установки, в той или иной степени сказывающиеся на его здоровье. Чем младше ребенок, тем более восприимчив он к формированию установки на бессознательном уровне, тем важнее для него наличие положительных примеров для подражания, для воспитания здоровых мотиваций. У детей старших возрастных групп, у взрослых более важную роль играет сознание, понимание важности, необходимости валеологических мероприятий. Вот почему низкому уровню мотивации к здоровому образу жизни (особенно у здоровых в клиническом смысле слова людей) необходимо противопоставить формирование мотиваций к самоусовершенствованию. Последние, в зависимости от возраста и пола, уровня культуры и социальной принадлежности, наличия собственных приоритетных установок и т.д., могут быть ориентированы на физическое и психическое совершенствование, улучшение коммуникативных возможностей, желания овладеть той или иной профессией, достижения определенного социального статуса и др.

Giphy

О том, как другие люди преодолевают препятствия и добиваются успеха, может дать вам большой глоток вдохновения и изменить взгляды на жизнь.

Начните свой день с чашки кофе

Перед тем как выйти за дверь и начать активный день, выпейте чашку бодрящего напитка. Если не любите кофе, отличной альтернативой послужит зелёный чай или свежевыжатый сок.

Разгадайте кроссворд в выходной день

Нет ничего лучше, чем в выходной день поваляться в кровати и разгадать кроссворд, сканворд или судоку. Наслаждайтесь процессом разминки для мозга и тренируйте свой ум.

Прогуляйтесь в парке

Мозгу тоже нужен отдых, причём регулярный. Когда вы в парке, вдали от шума, вы можете взять умственную передышку, что поможет сконцентрироваться на решении насущных проблем.

Займитесь медитацией

Медитация - это потрясающий инструмент для тех, кто хочет увеличить свою умственную силу. Она помогает поддерживать равновесие, даёт ощущение блаженства, успокаивает.

Завтракайте

Не выходите из дома, не . Вашему мозгу нужно топливо для того, чтобы эффективно функционировать. Если вы из тех людей, кто не любит есть по утрам, перекусите хотя бы бананом в машине по дороге на работу: этого будет вполне достаточно.

Спите по ночам

Ваша психика нуждается в поддержке. Вам просто необходимо крепко и спокойно спать по ночам. Пока вы спите, мозг занимается тем, что удаляет токсичные белки, продукты нервной деятельности, накопившиеся за рабочий день.

Играйте в шахматы

Это одна из сложнейших и достойнейших игр, и она обязательно вам понравится. Мозгу приятно получать вызов, а бросают его, не создавая излишней нагрузки.

Задавайте вопросы

Психически сильные люди говорят, что существует одна вещь, которая изменила их жизнь кардинальным образом. Это ответы на вопросы, которые они задавали. Спрашивать - не значит выглядеть глупо. Наоборот, это покажет, что вы хотите учиться и понять свои возможности.

Не обедайте за рабочим столом

Ваша креативность возрастает, когда вы покидаете рабочее место в обеденный перерыв. Используйте это время, чтобы отвлечься и подумать о чём-то незначительном, ненадолго освободив сознание от проблем, требующих решения.

Ходите с прямой спиной 5 минут в день

Встаньте и с гордостью выпрямите . Ходите так хотя бы 5 минут в день. Это простое упражнение меняет сознание: помогает почувствовать себя увереннее, взять под контроль ситуацию.

Вздремните

Исследования показали: 10-минутный сон улучшает концентрацию, производительность и настроение. Если вам кажется, что эта история не про вас, попробуйте расслабиться и полежать в тишине с закрытыми глазами те же самые 10 минут.

Не забывайте благодарить

Успешные люди говорят о том, что они приучили себя день за что-нибудь одно, пусть даже самое незначительное. Даже радость от простой чашки кофе помогает не останавливаться на достигнутом и поддерживает хорошее настроение.

Приучите себя делать что-то необычное раз в неделю

Смена деятельности должна войти в привычку. Это воспитывает психологическую стойкость, которая и формирует гармоничную личность.

Говорите нет почаще

Чем труднее вам отказывать людям, тем чаще вы испытываете стресс. Морально стойкие люди знают: говорить нет - это нормально.

Отказывайтесь от телефона на 30 минут в день

Конечно, никто из нас не мог бы позволить себе еженедельно отказываться от телефона на сутки. Но планета не прекратит вращаться, если вы свой гаджет хотя бы на 30 минут в день. Зачем? Ответ очень простой: это освобождает.


Giphy

Влияет на все клетки организма. И на клетки мозга тоже. Он замедляет процесс мышления, тормозит нас. Поэтому употреблять его нужно хотя бы чуть-чуть реже.

Улыбайтесь незнакомцу раз в день

Улыбка снижает количество гормонов, вырабатывающихся во время стресса и плохо влияющих на наше физическое и психическое здоровье. Улыбаясь незнакомцу, вы только усиливаете её позитивный эффект.

Пойте в душе

Пение в душе повышает настроение и стимулирует выработку эндорфина и окситоцина. Эти гормоны приносят удовольствие и помогают расслабиться.

Освободите один час в неделю для своих личных дел

Вы проводите максимум времени за продуктивной работой. Но не менее важно оставаться в одиночестве и отгораживаться от других людей, пусть и ненадолго. Это полезно для вашего психического здоровья, и трудоспособности.

Поддержка психического здоровья человека важна не меньше, чем внимание к его физическому состоянию. И советы специалистов, предложенные в статье, помогут вам справиться с депрессией и беспокойством, вернув себе ощущение радости и уверенности.

Не смущайтесь

Главное, не стесняйтесь своего состояния. Знайте, почти в каждой семье имеется схожая проблема. Психическое заболевание подобно любой другой болезни. Оно диагностируется по конкретным критериям и реагирует на соответствующее лечение.

Психотерапевт поможет вам изменить образ мышления с помощью когнитивной поведенческой терапии. Кстати, курс лечения не обязательно будет долгосрочным, иногда и за короткое время у пациента получается переориентировать свои мысли.

Найдите доктора, который вам нравится

Если врач заставляет вас ощущать дискомфорт во время общения (например, отвечая на вопросы, он использует много медицинской терминологии), попробуйте найти другого.

Но и вы, в свою очередь, должны быть готовы к посещению:

  • Запишите все беспокоящие вас вопросы.
  • Составьте список лекарств, которые вы регулярно принимаете.
  • Узнайте историю своей болезни, а если есть возможность, то принесите все имеющиеся заключения врачей и результаты обследований.
  • Подумайте и о том, что с вами может прийти на прием и кто-то из близких, чтобы подробнее рассказать врачу о вашей проблеме.

После посещения врача вам, возможно, понадобится лекарство. Это не стыдно! Принимая правильные препараты, вы помогаете улучшить свое психическое состояние.

Не изолируйте себя

Одиночество во время стресса или депрессии, скорее всего, усугубит испытываемые вами переживания. Социальное взаимодействие помогает привести чувства в порядок и дает понять, что вы не одиноки.

Старайтесь не зацикливаться на негативе. Ищите положительные впечатления, которые поднимут ваше настроение.

Обычная ходьба в течение 20-25 минут в день способна снизить беспокойство и депрессию более чем на 40 %.

Получите помощь от профессионала

Получение помощи от профессионала, которому вы доверяете, на раннем этапе заболевания, чаще всего, является главным ключом к успеху.

Отлично, если вы постоянно обращаетесь к одному и тому же врачу, который знает ваше состояние и может проследить за результатами терапии. Это поможет не только победить болезнь, но сохранять здоровье в дальнейшем.

Записывайте свои мысли


Хороший жизненный баланс

Ищите жизненный баланс. Работа, семья, отдых, увлечения, дружеские отношения, физическое здоровье, эмоциональное состояние должны иметь в вашей жизни определенную отведенную им нишу. И ничто из них не должно доминировать над другими аспектами.

Стремитесь к высокому эмоциональному интеллекту

Высокий коэффициент эмоционального интеллекта трудно переоценить. Особенно в ситуациях, требующих душевного напряжения (это касается руководителей и тех, кто работает с людьми).

Способность распознавать мотивацию, желания, эмоции, намерения других людей и свои собственные поможет избежать погружения в депрессию, так как именно отсутствие названных навыков часто приводит человека в состояние подавленности, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Употребляйте магний

Магний известен как антистрессовый минерал. Выработка серотонина напрямую зависит от него. Магний также регулирует производство мелатонина, необходимого для здорового сна.

Специалисты рекомендуют 500-600 мг элементарного магния в качестве оптимальной ежедневной дозы. Растворите порошок цитрата магния в питьевой воде, отожмите туда сок половины лимона и перемешайте. Пейте его горячим или холодным в течение дня.

Позаботьтесь о крепком сне

Обеспечьте себе сон на протяжении 7-8 часов. При этом не забывайте и о его гигиене:

  • Старайтесь каждый день ложиться спать и вставать в одно и то же время.
  • Если через 15-20 минут вам не удается заснуть, уйдите, по возможности, из спальни в другую комнату. Займитесь там чем-то спокойным без средств массовой информации (почитайте, помедитируйте), пока не начнете чувствовать усталость, после чего можете вернуться в кровать. Она должна быть только для сна.

Научитесь расслабляться

Практикуйте юмор. Специалистами доказано, что даже простая улыбка на лице улучшает иммунитет человека. Она же не даст вам впасть в состояние тоски и тревоги.

Узнайте, что такое медитация, и включите ее в свою повседневную жизнь. Эта форма контроля воли и концентрации внимания позволяет человеку чувствовать себя спокойным и уверенным.

Пошевеливайтесь

В состоянии стресса или депрессии почти невозможно заставить себя двигаться. Состояние слабости и подавленность как раз и могут быть признаками этого заболевания. Одной из причин этого является снижение выработки гормона счастья - серотонина.

Бесчисленные исследования показали, что физические упражнения как раз увеличивают его производство и высвобождение, и именно поэтому большинство пациентов чувствуют себя лучше, после того как начинают активно двигаться.

Позволяйте близким проявлять к вам нежность

Если рядом с вами в стрессовые моменты есть друзья или родственники, позволяйте им обнять вас. Это заставит ваш мозг произвести и высвободить гормоны, называемые окситоцином и вазопрессином, которые помогают нам чувствовать любовь и привязанность. А это, в свою очередь, уменьшит чувство грусти, одиночества и стресса.

Избавляйтесь от людей, вызывающих негативные эмоции

Нет ничего плохого в том, чтобы избегать ситуаций и людей, которые приносят беспокойство и вызывают раздражение. Если кто-то не добавляет хороших эмоций в вашу жизнь, возможно, он и не должен быть рядом.

Научитесь говорить «нет» людям, которые заставляют вас чувствовать себя истощенными или перегруженными. Так вы произносите «да» своему психическому здоровью.

Попытайтесь забыть грустные мысли

Исследования показывают, что воспоминания о печальных событиях уменьшают производство серотонина в той части мозга, которая помогает контролировать внимание. А это значит, что, продолжая думать о пережитом, мы не сможем сосредоточиться на чем-либо еще. Вот почему так сложно вывести себя из цикла негативного мышления.

Чтобы помочь себе, рассматривайте, например, фотографии, связанные с хорошими событиями. Это способно стимулировать производство серотонина.

Не зацикливайтесь на прошлом и не беспокойтесь о будущем.

Найдите работу, которую вы любите

Найдите работу, которая вам нравится. Большую часть жизни мы проводим именно там.

Поиск работы, которая поможет вам достичь своих целей, так важен!

Избегайте искусственных стимуляторов

Исключите наркотики, табак и алкоголь. Они оказывают серьезное влияние на психическое здоровье и сон.

Избегайте слишком большого количества кофеина, особенно если вы склонны к беспокойству, хотя 1-2 чашки кофе или чая в день не повредят.

Поддерживайте физическую форму

Будьте в полном физическом здоровье.

Взаимодействие ума и тела является мощным. Здоровое тело ведет к здоровому уму, а здоровый ум - к здоровому телу.

Соблюдайте диету. Принципы здорового питания помогут вам справиться с негативными ощущениями и придадут сил.

Найдите увлечения

Увлечения - это лучший способ уменьшить стресс. Вы должны больше времени тратить на хобби или что-то, что повысило бы ваше настроение.

Организуйте встречу со своими старыми друзьями или проведите время с семьей, чтобы получить более позитивный взгляд на жизнь и создать сильный барьер, не позволяющий стрессу атаковать вас легко.

Найдите группу поддержки

Постарайтесь помочь себе, выискивая группы поддержки, сообщества и узнавая как можно больше о своей болезни.

Человеческий мозг привязан к социальному и эмоциональному взаимодействию, и мы очень нуждаемся во внимании и помощи окружающих.

Для повышения устойчивости психики к неблагоприятным воздействиям, расширения границ своих психических и интеллектуальных возможностей, овладения способами и методами управления собой и снятия неблагоприятных последствий стресса, отрицательных эмоциональных напряжений необходимы повседневные регулярные действия, направленные на решение этих задач. Однако, как явствует из сказанного выше, добиться цели с помощью одного какого - либо средства затруднительно, поэтому необходимо использование системы взаимодополняющих средств, включающей аутотренинг, самоанализ, точечный массаж и другие подходы, которые могут помочь достижению полезного результата. При этом у каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.

В организации тренировки психических возможностей человека следует учитывать и выполнять определенные условия:

  • - четко сформулировать цель и стремиться к ее достижению;
  • - процесс выработки нужного навыка должен быть как можно интенсивнее, последовательнее и целеустремленнее;
  • - необходимо приложить достаточно усилий, особенно на начальном этапе тренировки;
  • - разнообразить содержание работы, сохранив последовательность операций и их хронологический порядок для того, чтобы преодолеть однообразие и рутину, возникающие при повторении одних и тех же действий; если же содержание работы не меняется, то менять окружающие условия (освещение, музыку, место работы, положение и т.д.).

Если первые реакции были удачными, то все остальные операции, составляющие навык, протекают автоматически. Неудачное начало или незапланированный перерыв обычно вызывают отрицательные эмоции и ведут к снижению работоспособности и положительной установки на работу. Вместе с тем, хорошо закрепленный навык стабилен и трудно поддается каким-либо отрицательным влияниям.

При тренировке психических процессов необходимо учитывать, что нагрузка в упражнениях должна увеличиваться постепенно, а между большими нагрузками должны быть соответствующие перерывы: следует рационально распределить силы, чтобы отодвинуть утомление. Важно, чтобы нагрузка и способность ее выдержать доставляли радость, удовольствие и другие положительные эмоции; заниматься умственным трудом нужно с подъемом, однако избегать возбуждающих средств любого типа. Эти положения особенно важны для такой категории работников умственного труда, как школьники и студенты. Нарушение принципов рациональной организации обучения не только снижает его эффективность, но и подрывает психическое здоровье, а с ним и телесное, отбивает интерес к постоянному творческому труду и, в конечном счете, ведет к снижению интеллектуального потенциала.

Регулярность труда - важная составляющая тренировки психических процессов для профилактики эмоциональных перегрузок, которые возникают в экзаменационные периоды из-за попыток в короткое время переработать большое количество информации, рассчитанной на освоение в течение полугода, а то и учебного года. Снижению уже возникшего напряжения в этот период помогают физические нагрузки и методы психорегуляции.

Еще один важный резерв повышения психоэмоциональной устойчивости и вообще психических возможностей человека - это управление собственной памятью, что обеспечивает повышение производительности труда и предупреждает ее снижение.

Самым физиологичным и эффективным из методов регуляции психики следует считать двигательную активность. Возможности последней в этом отношении практически безграничны. В частности, с помощью определенного уровня двигательной активности можно снижать нервно-психическое напряжение на структуры головного мозга. В этом случае мышечная активность создает доминантный очаг возбуждения в сенсомоторной зоне, который подавляет (это особенность доминантного очага) возбуждение других зон - в результате этого процесса состояние напряжения снижается. Кроме того, оптимальная физическая нагрузка способствует благоприятному, естественному ходу биохимических процессов, которые идут под влиянием гормонов стресса, то есть происходит их своеобразное переключение с механизмов стресса на обеспечение двигательной активности.

Движение - это мощный фактор восстановления умственной работоспособности по механизму активного отдыха. Однако в случае сильного умственного утомления двигательная активность может его усугубить, что связано со снижением в этих условиях эффективности тормозных механизмов, в значительной степени обусловливающих эффект восстановления. Поэтому после работы, вызвавшей сильное умственное утомление, необходим вначале пассивный отдых (сон, пассивное расслабление) и лишь затем использование двигательной активности.

Тело человека, его органы являются источником большого разнообразия физических полей, которые также могут влиять на другого человека. Характер такого влияния пока не вполне ясен, но эффекты бесконтактного воздействия впечатляют. Это заставляет по-новому взглянуть на глобальную проблему взаимоотношений человек - человек, в особенности, когда они происходят на подсознательном уровне. Не исключено, что некоторые виды таких влияний оказываются неблагоприятными - на языке народной традиции это называется сглазом или порчей.

Человек как существо биологическое длительное время существовал в близкородственном окружении. Можно и сейчас увидеть, что люди, находящиеся в близких, эмоционально положительно окрашенных отношениях, стремятся находиться близко друг к другу. Это оказывает успокаивающее влияние, вызывает ощущение комфорта. И наоборот, если какое - то пространство вокруг человека нарушается чужими людьми (в транспорте, например), человек начинает чувствовать себя дискомфортно. В таком случае становится понятным, что для хорошего психологического состояния, а значит и здоровья, человек должен иметь право на собственную территорию психологического комфорта, вмешательство в которую должно означать неуважение к человеку, его желаниям, привычкам, его особенностям, всему тому, что характеризует его как личность. Естественно, что, нарушая психологический микроклимат человека, такое вмешательство закономерно сказывается на его самочувствии, здоровье и работоспособности.

Одним из важных факторов сохранения высокой работоспособности человека является благоприятное отношение к нему, к его деятельности со стороны окружающих. Особое значение это обстоятельство, без сомнения, играет в умственной деятельности: благоприятная атмосфера вокруг работающего усиливает поисковую активность мозга, повышает интерес человека к работе, к получению новой информации, способствует повышению работоспособности и эффективности процесса обучения, например, у студентов и школьников.

Также, одним из методов профилактики стрессовых состояний является организация рационального питания. Из пищи в период стрессового состояния исключаются активаторы ЦНС, например, кофеин, содержащийся в кофе и чае. Очень важно в этот период регулярное питание, так как нарушение режима питания - одна из существенных причин повышения реакции организма на действие стрессора. Можно использовать терапевтическое обучение пациента и фармакологические методы.

Заключение

На сегодняшний день, к сожалению, не многие думают о сохранении своего психического здоровья в момент физического недуга. Мотивация людей к укреплению и сохранению психического здоровья является одной из главных задач укрепления организма.

Очевидный возрастающий интерес к психологии здоровья, даёт все основания полагать, что в недалёком будущем она станет одним из ведущих направлений в психологии.

На основании вышеизложенного материала, можно сформулировать несколько основных методов, способствующих укреплению психического здоровья человека.

Так, снятию психологических механизмов стресса способствует искусство, общение, переключение на любимое занятие, чтение художественной литературы, слушание музыки.

Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность. Необходимо помнить, что труд - это не только социальная потребность, но и биологическая необходимость.

Также, различные виды физической деятельности являются основным способом устранения физиологических механизмов стресса.

Подавить эмоциональную "стрессовую бурю" можно мышечной работой, особенно на свежем воздухе. В результате мышечной работы ликвидируется избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения.

Это приводит к расширению просвета мелких кровеносных сосудов, улучшает работу сердца, выравнивает артериальное давление, снижает возбудимость нервной системы, нормализует эмоциональное состояние.

Одним из методов профилактики стрессовых состояний является организация рационального питания.

Большая эффективность присуща различным способам реакции и психотерапии.

Отдельными приемами выхода из стрессовых состояний являются реальное планирование дел в соответствии с бюджетом времени, организованность периода работы и отдыха.

Большое значение имеет предупреждение конфликтных ситуаций. Это должно являться общей заботой людей в общественных местах, на работе и месте учебы, в семье.

Исключить конфликты полностью невозможно, но разумная деятельность в этом направлении может принести ощутимый положительный результат.

Лучшей психологической защитой от неуверенности в себе, одиночества являются самосовершенствование, творческий труд, которые создают авторитет и повышают чувство собственного достоинства. Этому также способствуют широкие знания, доброе отношение к людям, чуткость и отзывчивость.

Благотворное влияние на психоэмоциональную сферу человека оказывает философия оптимизма. Она заключается в умении находить источник радости в самом себе, в вере хорошего исхода дела, в возможности не огорчаться по пустякам.

Одним из всемогущих способов устранения отрицательных, неприятных переживаний служит эмоциональная реакция, именуемая чувством юмора. В современной медицине существует такой прием, как «смехотерапия».

Довольно распространено мнение об алкоголе как средстве борьбы со стрессами. Но алкоголь может лишь облегчить переживание стресса, снижая при этом способность человека к сопротивлению. Далее сам алкоголь становится стрессором и часто служит причиной тяжелых стрессов в результате утраты самоконтроля.

Подобно тому, как физическое здоровье требует усилий для его поддержания, так же дело обстоит и с психическим и эмоциональным здоровьем. Чем больше сил и времени вы вкладываете в него, тем лучше оно будет. Вот 6 советов для поддержания психического здоровья.

Шаг 1. Питание

Тип пищи, которую вы употребляете, имеет определенное влияние на психическое здоровье, на что указывает известное высказывание "Ты есть то, что ты ешь". Избыточное потребление некоторых видов пищи, таких как соль и сахар, перец чили, лук, чеснок, ферментированные напитки может вызвать увеличение производства определенных гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время напряженных обстоятельств. Питье большого количества воды, наоборот, помогает управлять эмоциональным состоянием. Вы можете обратиться к услугам диетолога, чтобы удостовериться в качестве вашего рациона и его положительном влиянии на тело.

Шаг 2. Физическая активность

Состояние вашего физического здоровья связано со здоровьем психическим. Уход за телом имеет огромное влияние, и помогает улучшить психическое и эмоциональное здоровье. Например, упражнения не только укрепляют легкие и сердце, но и способствуют образованию мощных химических веществ - гормонов эндорфинов, которые действуют как естественные энергетики и улучшают настроение. Другие виды деятельности, которые могут улучшить состояние физического здоровья, включают в себя достаточный отдых (от 7 до 8 часов сна каждую ночь), достаточное количество солнечного света (от 10 до 15 минут в день уже достаточно), ограничение потребление алкоголя, сигарет и других психотропных препаратов.

Шаг 3. Управление гневом

Умение бороться с гневом и негативными эмоциями - еще один важный фактор в достижении хорошего психического здоровья. Есть определенные методы релаксации, которые можно использовать для борьбы с гневом и раздражительностью, такие как йога и медитация.

Факторы риска эмоционального и психического здоровья

Состояние психического здоровья формируется в основном под влиянием собственного опыта. Биологические и генетические факторы могут играть определенную роль. Тем не менее, их влияние может быть уменьшено или даже нивелировано в процессе жизнедеятельности. Факторы риска, которые могут играть роль при определении психического здоровья, включают болезни (особенно если это хроническая болезнь или требующая изоляции), травмы или потеря близкого человека (особенно в молодом возрасте), побочные эффекты лекарств, токсикомания и другие вредные привычки.

Роль поддержки

Люди являются социальными существами с эмоциональной потребностью иметь положительную связь с другими людьми. Если вы научитесь говорить с кем-то о своих проблемах, это поможет вам улучшить состояние вашего психического здоровья.