Где погребены Адам и Ева? Где жили Адам и Ева до грехопадения? Этот загадочный Эдем…

Эдемский сад

Эдемский сад или земной рай на самом ли деле он существовал? Как это затрагивает каждого из нас и что мы должны знать о будущем?

Эдем - колыбель человечества?

Представьте, что вы оказались в живописном саду. Здесь нет ни суматохи, ни шума городской суеты. В этом просторном саду царит гармония. И что самое
приятное, вас не отягощают беспокойства и переживания, а ваше тело пышет здоровьем.

Ничто не мешает вам наслаждаться красотой окружающей природы. Ваше внимание приковывают яркие краски цветов, солнечные лучи, искрящиеся в ряби прозрачной реки, и густая зелень деревьев, отбрасывающая кудрявые тени на ковёр из сочной травы.

Лёгкий ветерок, лаская вашу кожу, доносит сладкие ароматы цветущего сада. Вы слышите шелест листвы, звонкое журчание воды, бегущей по камням, мелодичные трели птиц, жужжание насекомых. Разве не хотелось бы вам жить в таком месте?

Во всём мире люди считают, что колыбелью человечества было место, подобное этому. Многие столетия в иудаизме, христианстве и исламе учат, что Бог поселил Адама и Еву в Эдемском саду.

Согласно Библии, они наслаждались счастливой жизнью. Они жили в мире друг с другом, а также с животными, более того, у них были хорошие отношения с Богом, который в своей доброте дал им возможность жить в этом замечательном саду вечно (Бытие 2:15-24).

В индуизме тоже есть определённые представления о рае, существовавшем в далекие времена. Буддисты верят, что в эпоху процветания появляется великий духовный наставник, или будда, и мир становится похожим на рай. А во многих религиях Африки бытуют истории, поразительно схожие с повествованием об Адаме и Еве.

Идея о древнем рае широко распространена в религиях и преданиях разных народов. Один историк отмечает: «Во многих цивилизациях люди верили в
первозданный рай, которому были присущи совершенство, свобода, мир, счастье, изобилие, а также отсутствие насилия, трений и конфликтов. […] Эта
вера породила в сознании людей глубокую ностальгию по утраченному, но не забытому раю и горячее желание обрести его вновь».

Не происходят ли все эти рассказы и предания из одного источника? Возможно ли, что в «сознании людей» живёт память о чём-то, что было в действительности?

На самом ли деле в далёком прошлом существовал Эдемский сад, в котором жили Адам и Ева?

Скептики не принимают эту идею всерьёз. В наш век научного прогресса многие думают, что подобные рассказы не более чем легенды и вымыслы.

Поразительно, но не все, кто так считает, атеисты. Мысль о том, что Эдемский сад существовал, отвергают многие религиозные руководители. Они утверждают, что такого места никогда не было. По их словам, библейское сообщение - это просто метафора, миф, притча.

В Библии действительно содержатся притчи. Иисус Христос произнёс самые известные из них. Однако сообщение об Эдеме в Библии представлено не как
притча, а как подлинная история. Если бы оно было неправдой, как можно было бы доверять остальной части Библии?

Давайте рассмотрим, почему некоторые не верят в то, что Эдемский сад существовал, и узнаем, насколько обоснованны их сомнения. А затем подумаем,
как это затрагивает каждого из нас.

Эдемский сад. Существовал ли он?

Знаете ли вы историю об Адаме и Еве и Эдемском саде? Она знакома людям во всём мире. Почему бы не прочитать её? Эта история записана в Бытии 1:26-3:24. Вот её краткое изложение.

Бог Иегова создаёт из земной пыли человека, даёт ему имя Адам и поселяет его в саду в местности Эдем. Этот сад насадил сам Бог. Сад хорошо орошается, и в нём растёт множество прекрасных фруктовых деревьев.

Посреди сада находится «дерево познания добра и зла». Бог запрещает людям есть плоды этого дерева и предупреждает их, что непослушание приведёт к смерти.

Спустя какое-то время Иегова Бог создаёт Адаму из его ребра помощницу, женщину по имени Ева. Бог повелевает им заботиться о саде, а также размножаться и наполнять землю.

Когда Ева остаётся одна, к ней обращается змей и убеждает её съесть запретный плод. По словам змея, Бог обманывает её и утаивает от неё нечто хорошее - то, что может сделать её подобной богу.

Поддавшись обману змея, она ест запретный плод. Позднее Адам присоединяется к ней. Иегова Бог выносит приговор Адаму, Еве и змею. Затем он изгоняет людей из райского сада, а у входа ставит ангелов.

Когда-то среди учёных, мыслителей и историков было принято подтверждать историчность и достоверность событий, описанных в библейской книге Бытие.
Теперь же в моде подвергать сомнению подобные сообщения.

Почему некоторые не доверяют библейскому рассказу об Адаме и Еве и Эдемском саде? Давайте рассмотрим четыре наиболее распространённых
возражения.

1. Место под названием Эдемский сад не существовало

Почему люди так думают? Возможно, определённую роль сыграла философия. Веками богословы считали, что Божий сад всё ещё где-то существует.

Однако церковь подпала под влияние греческих философов, таких, как Платон и Аристотель, которые утверждали, что на земле ничто не может быть совершенным - совершенное может быть только на небе. Тогда богословы пришли к заключению, что первозданный Рай должен находиться ближе к
небесам.

Одни говорили, что этот сад располагается на вершине очень высокой горы, которая возвышается над пределами грешной земли; другие - что он находится на Северном или Южном полюсе; третьи - что он на Луне или рядом с ней.

Неудивительно, что рассказы об Эдеме стали походить на легенду. Сегодня некоторые учёные считают абсурдными утверждения, что такое место, как
Эдем, существовало на самом деле.

Однако Библия описывает Рай совершенно иначе. Из Бытия 2:8-14 мы узнаём некоторые подробности.

Он находился на востоке местности Эдем и орошался рекой, которая разделялась на четыре рукава. В Бытии сообщается название каждой из этих рек и указывается, куда они текли.

Долгое время эти подробности не давали покоя многим учёным, которые скрупулёзно изучали этот библейский отрывок, стремясь найти современное
местоположение древнего рая. Но эти исследования не увенчались успехом, а лишь породили множество противоречивых гипотез. Означает ли это, что
географическое описание Эдема, его сада и рек - ложь или вымысел?

Стоит принять во внимание следующее. События в Эдемском саду происходили 6 000 лет назад. Моисей, который записал их, мог воспользоваться сведениями, передаваемыми в устной форме из поколения в поколение, или даже письменными источниками. Всё же он описывал те события спустя почти 2 500 лет.

К тому времени Эдема уже не было. Разве не могли на протяжении тысячелетий меняться особенности ландшафта, например русла рек? Кроме того, земная кора находится в постоянном движении. А местность, где, по всей видимости, был Эдемский сад, находится в зоне повышенной сейсмической активности: примерно 17 процентов крупнейших землетрясений происходят именно там.

В таких регионах ландшафт постоянно меняется. Более того, вполне возможно, что рельеф той местности очень сильно изменился в результате Потопа дней Ноя.

Как бы то ни было, нам точно известно следующее. В книге Бытие об Эдемском саде говорится как о реально существовавшем месте. Две из четырех упомянутых в библейском сообщении рек, Евфрат и Тигр, или Хиддекель, текут по сей день, и некоторые источники, питающие их, находятся очень близко друг к другу.

В Бытии даже называются некоторые земли, через которые текли эти реки, а также указываются полезные ископаемые, которыми была известна та территория. Израильтяне, к которым данное сообщение адресовалось в первую очередь, хорошо знали эти подробности.

Так ли построены мифы и сказки? Или же в них принято опускать детали, которые можно легко подтвердить или опровергнуть? Обычно сказка начинается словами: «Давным-давно в некотором царстве, в некотором государстве…» Однако в исторических сообщениях принято указывать существенные детали. Именно это характерно для повествования об Эдеме.

2. Трудно поверить, что Бог создал Адама из земной пыли, а Еву из его ребра

Современная наука подтверждает, что все химические элементы, из которых состоит человеческое тело, например водород, кислород и углерод, содержатся в земной коре. Но как из этих элементов могло образоваться живое существо?

Многие учёные выдвигают гипотезы о том, что жизнь возникла самопроизвольно. Они говорят, что простейшие формы жизни на протяжении миллионов лет
постепенно становились всё сложнее и сложнее. Однако термин «простейший» может вводить в заблуждение, так как все формы жизни, даже микроскопические одноклеточные организмы, невероятно сложны.

Нет никаких доказательств тому, что какая-то форма жизни могла появиться случайно. Напротив, всё живое служит неопровержимым подтверждением
существования Творца, чей разум намного превосходит наш (Римлянам 1:20).

Представьте, что вы слушаете чудесную симфонию, или любуетесь прекрасной картиной, или восхищаетесь гениальным изобретением. Станете ли вы
утверждать, что всё это появилось само собой? Конечно нет! Но ни один шедевр не идёт ни в какое сравнение по сложности и красоте с телом человека.

Можно ли допустить мысль, что у него не было Создателя? Более того, в сообщении из Бытия говорится, что из всех живых существ на земле только
человек создан по образу Бога (Бытие 1:26).

Вполне понятно, почему лишь людям присуще стремление творить, свойственное Богу, и порой они создают выдающиеся изобретения или впечатляющие произведения в музыке и искусстве. Стоит ли удивляться, что творения Бога намного превосходят произведения людей?

Что же касается сотворения женщины из ребра мужчины, должно ли это вызывать недоумение? Бог мог бы создать женщину и другим способом, однако
то, как он это сделал, имеет глубокий смысл. Он хотел, чтобы мужчина и женщина образовали семью и, словно «одна плоть», были объединены нерушимыми узами (Бытие 2:24).

Разве то, как замечательно мужчина и женщина могут дополнять друг друга, образовывая крепкий союз, не служит мощным свидетельством существования мудрого и любящего Создателя?

Более того, современные генетики признаю́т, что все люди скорее всего произошли от одних прародителей. Так можно ли сказать, что сообщение из
Бытия не имеет ничего общего с реальностью?

3. Упоминание о дереве познания добра и зла и дереве жизни похоже на миф

В библейском сообщении не говорится, что эти деревья сами по себе обладали какими-то особыми или сверхъестественными свойствами. Напротив, это были обычные деревья, которые Иегова Бог наделил символическим смыслом.

Разве иногда люди не поступают подобным образом? Например, когда судья делает преступнику замечание о неуважении к суду, он подразумевает под
судом не здание, а систему правосудия, которую суд представляет.

Подобным образом скипетр и корона монарха служат символами его власти.

Что символизировали эти два дерева? Выдвигалось много сложных теорий. Но настоящий ответ на этот вопрос, с одной стороны, лежит на поверхности, а
с другой - имеет глубокий смысл. Дерево познания добра и зла представляло исключительное право Бога решать, что добро и что зло (Иеремия 10:23).

Неудивительно, что посягательство на плоды этого дерева было преступлением! Дерево жизни, в свою очередь, представляло дар вечной жизни, который мог дать только Бог (Римлянам 6:23).

4. История о говорящем змее больше напоминает сказку

Конечно, эта часть повествования из Бытия может показаться непонятной, особенно если не учитывать остальную часть Библии. Однако Священное
Писание постепенно раскрывает эту тайну.

Что могло заставить змея «заговорить»? Израильтянам в древности были известны некоторые факты, помогавшие понять роль того змея.

Например, они знали, что, хотя животные не обладают даром речи, духовное существо может создать впечатление, будто животное говорит.

Так, Моисей написал о Валааме и о том, что Бог послал ангела, чтобы под его влиянием ослица Валаама заговорила, как человек (Числа 22:26-31; 2 Петра 2:15, 16).

Могут ли духовные создания, в том числе враги Бога, совершать чудеса? Моисей видел, как египетские жрецы, занимавшиеся магией, повторили некоторые чудеса, совершённые силой Бога, например превратили посохи в змей. Сила, которой они это сделали, могла исходить только от духов, противодействующих Богу (Исход 7:8-12).

Моисей скорее всего написал и книгу Иов. В ней многое рассказывается о главном противнике Бога, Сатане, который необоснованно подверг сомнению
непорочность всех служителей Иеговы (Иов 1:6-11; 2:4, 5).

Могли ли израильтяне тех времен заключить, что в Эдеме через змея к Еве обратился Сатана и обманом склонил её к неверности Богу? Вполне возможно.

На самом ли деле через змея говорил Сатана? Иисус Христос сказал, что Сатана - «лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44). Разве выражение «отец лжи» не указывает на того, кто произнес первую ложь?

Первой ложью были слова змея, обращённые к Еве. Хотя Бог предостерег людей о том, что, вкусив запретный плод, они умрут, змей сказал: «Нет, вы не умрёте» (Бытие 3:4).

Иисус знал, что за змеем стоял Сатана. Откровение, которое Иисус дал апостолу Иоанну, окончательно проясняет этот вопрос, называя Сатану «древним змеем» (Откровение 1:1; 12:9).

Трудно ли поверить в то, что могущественная духовная личность могла создать видимость, будто змей говорит? Даже люди, не обладая могуществом духовных созданий, могут овладеть искусством чревовещания, создавать разные иллюзии, показывать фокусы и представления со спецэффектами.

Наиболее убедительное доказательство

Не находите ли вы, что сомнения в достоверности повествования из Бытия не имеют под собой прочного основания? О правдивости же этого сообщения
свидетельствуют веские доказательства.

Например, в Библии Иисус Христос назван «верным и истинным свидетелем» (Откровение 3:14).

Будучи совершенным человеком, он никогда не лгал и не искажал истины. Более того, Иисус говорил, что он жил задолго до прихода на землю и находился рядом со своим Отцом, Иеговой, «прежде появления мира» (Иоанна 17:5).

Значит, он существовал, когда создавалось всё живое на земле. О чём рассказывал этот самый надёжный свидетель?

Иисус говорил об Адаме и Еве как о реально существовавших людях. Объясняя, что единобрачие - это установленная Иеговой норма, он привел в подтверждение брак Адама и Евы (Матфея 19:3-6).

Если их никогда не было и если сад, в котором они жили, был лишь вымыслом, тогда либо Иисус был обманут, либо он обманывал других. Ни то, ни другое
невозможно. Иисус наблюдал с неба, как разворачивались драматические события в Эдемском саду. Может ли чьё-то свидетельство быть более
убедительным?

По сути, недоверие к сообщению из книги Бытие подрывает веру в Иисуса. Кроме того, не имея доверия к этому повествованию, невозможно понять важнейшие учения Библии и поверить воодушевляющим обещаниям Бога. Давайте узнаем, почему это так.

Как события в Эдеме затрагивают вас

Одно из самых абсурдных возражений, выдвигаемых некоторыми учёными, заключается в том, что сообщение об Эдеме не находит подтверждения в
остальной части Библии.

Например, профессор религиоведения Пол Моррис написал: «Нигде в Библии нет прямых упоминаний об Эдеме». Его утверждение, возможно, нравится некоторым «экспертам», но оно явно противоречит фактам.

В действительности в Библии содержится много упоминаний об Эдемском саде, Адаме, Еве и зме́е.

Но приведённое выше заблуждение отдельных учёных меркнет в сравнении с более серьёзным заблуждением религиозных руководителей и библейских
критиков. По сути, подвергая сомнению повествование из Бытия об Эдемском саде, они выступают против всего Священного Писания. Почему так можно
сказать?

Понимание того, что случилось в Эдеме, служит ключом к пониманию всей Библии. В Божьем Слове содержатся ответы на наиболее сложные и важные
вопросы, волнующие людей. Эти ответы тесно связаны с событиями, произошедшими в Эдемском саду. Рассмотрим несколько примеров.

● Почему мы стареем и умираем?

Адам и Ева могли жить вечно, если бы оставались послушными Иегове. Они умерли бы, только если бы восстали против Бога. Когда Адам и Ева подняли
мятеж, они начали стареть и в конце концов умерли (Бытие 2:16, 17; 3:19).

Утратив совершенство, они могли передать своим потомкам только грех и несовершенство. Вот что об этом говорится в Библии: «Через одного человека
грех вошел в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили» (Римлянам 5:12).

● Почему Бог допускает зло?

В Эдемском саду Сатана назвал Бога лжецом, который скрывает от своих созданий нечто хорошее (Бытие 3:3-5). Так он поднял вопрос о правомерности
правления Иеговы. Адам и Ева заняли сторону Сатаны.

Таким образом они отвергли владычество Иеговы и решили, что человек сам может устанавливать для себя, что добро, а что зло. Поскольку Иегова Бог обладает совершенной справедливостью и мудростью, он понимал, что есть только один способ ответить на этот вопрос должным образом - предоставить время для того, чтобы люди могли создать свои формы правления.

Стало распространяться нечестие, не без участия Сатаны, и постепенно оно сделало явной важную истину: люди не могут управлять собой без Бога (Иеремия 10:23).

● Что Бог замыслил для земли?

Иегова Бог создал Эдемский сад как образец красоты и гармонии. Он дал Адаму и Еве задание наполнять землю и возделывать её, чтобы вся планета стала похожа на Эдем (Бытие 1:28). Бог хотел, чтобы райскую землю населяла дружная семья, состоящая из совершенных потомков Адама и Евы. Бо́льшая часть Библии посвящена тому, как Бог исполнит свой первоначальный замысел.

● Для чего Иисус Христос приходил на землю?

За мятеж, поднятый в Эдеме, Адаму и Еве был вынесен смертный приговор, распространяющийся и на их потомков. Однако из любви Бог дал людям надежду. Он послал своего Сына на землю, чтобы предоставить то, что в Библии называется выкупом (Матфея 20:28).

О каком выкупе идёт речь? Иисус, названный в Библии «последним Адамом», сделал то, что не удалось первому Адаму. Иисус остался послушным Иегове
и сохранил совершенство. Он добровольно отдал свою жизнь как жертву, или выкуп, благодаря чему у всех верных людей появилась возможность получить прощение грехов и в конечном счете обрести жизнь, подобную той, которой наслаждались Адам и Ева, до того как согрешили (1 Коринфянам 15:22, 45; Иоанна 3:16).

Так Иисус дал твёрдое основание верить, что замысел Иеговы Бога превратить землю в рай, подобный Эдему, обязательно исполнится.

Божий замысел не является туманной теорией или абстрактной теологической идеей. Он реален. Так же как нет причин сомневаться в том, что на земле
действительно существовал Эдемский сад, где обитали животные и жили люди, у нас нет причин сомневаться в том, что Божье обещание будущего рая исполнится и в скором будущем станет реальностью. Станет ли рай и вашим будущим?

Во многом это зависит от вас. Бог желает, чтобы такое будущее обрели как можно больше людей. Это касается даже тех, кто пока не придерживается Божьих заповедей (1 Тимофею 2:3, 4).

Умирая, Иисус говорил с человеком, чья жизнь сложилась не самым лучшим образом. Тот человек был преступником и знал, что получает заслуженное
наказание. Всё же он обратился к Иисусу за утешением и надеждой. Что сказал ему Иисус? «Ты будешь со мной в Раю» (Луки 23:43).

Подумайте только: Иисус хотел, чтобы бывший преступник воскрес и обрел возможность жить вечно. Разве не хочет Иисус видеть там и вас?

Несомненно, хочет! Этого хочет и его Отец! Если вы желаете жить в раю, делайте всё возможное, чтобы получить знания о Боге, создавшем Эдемский сад.

Жизнь самый дивный дар

Вероятно, большинство православных людей, прикладываясь к Распятию Христа Спасителя, обращали внимание на иконографию этого образа, а именно – в нижней части, под основанием Голгофского Креста, традиционно изображается череп и две перекрещенные кости.

Предание сохранило рассказ, согласно которому Спаситель мира Господь Иисус Христос был распят на месте древней могилы праотца Адама, и кровь Богочеловека, стекающая по основанию Креста, попала на главу погребенного здесь первого человека, чем и был смыт грех праотца, совершенный в Эдемском саду.

С повествованием этого предания знаком, наверняка, любой воцерковленный человек, внимательно вслушивающийся в богослужебные тексты праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста, Крестопоклонной Недели (3-е воскресенье Великого Поста) и Страстной Седмицы.

Но с определенным недоумением я столкнулся тогда, когда первую книгу-путеводитель о Святой Земле, написанную после неоднократных поездок в Израиль, только забрав из типографии, я подарил своему учителю – профессору Киевской духовной академии. Его внимание приковала фотография, сделанная мной в Хевроне на могиле праотцев, точнее не фотография, а подпись к ней, которая сообщала: «Балдахин над местом погребения Адама».

«А кто тогда погребен на Голгофе, под тем местом, где был распят Спаситель?» – этот вопрос почтенного профессора подвиг меня к созданию определенного комментария к этой подписи, так как информация о захоронении праотца Адама в Хевроне является малодоступной в христианской традиции. Хотя, с другой стороны, для монотеистического иудаизма именно пещера праотцев в Хевроне является тем местом, где по сей день находятся останки первого человека.

Как согласовать христианскую традицию и предание Мидрашей (Мидраш – ляמִדְרָשׁ, буквально «изучение», «толкование», жанр литературы гомилетического характера, представленный в Мишне, Тосефте, а затем и в Гемаре. Однако очень часто под названием мидраши имеется в виду собрание текстов, которое включает библейские экзегезы, публичные проповеди и т.д., образующие последовательный комментарий к книгам Священного Писания Ветхого Завета).

Для этого мы предложим посетить древний Хеврон и приоткрыть тайну Пещеры Праотцев – Меарат ха-Махпела.

Улицы Хеврона

«Ворота юга»

«Ворота юга» – именно такое название Хеврон получил у кочевых семитских кланов, которые, перегоняя свои стада в поисках новых пастбищ, обязательно попадали по дороге из Иерусалима, направляясь в Вирсавию (Беер-Шеву), Азот (Ашдот), Ашкелон, в этот древний мегаполис с гарантированной комфортной стоянкой для кочевников с многочисленными колодцами, необходимыми для скота.

Хеврон расположен в южной части горной Иудеи в цветущей горной долине, находящейся на высоте 925 м над уровнем моря и окруженной высокими горами. Вокруг современного Хеврона много мусульманских деревень, жители которых занимаются, как и в далеком прошлом, земледелием и скотоводством. Добраться до Хеврона сегодня можно из Иерусалима по шоссе «ха-Минаро», минуя Вифлеем, а затем, продолжая путь по магистрали «Океф Халхуль», через 16 км вас встретит седой Хеврон.

Под снайперским прицелом

Посещение этого города сегодня сопряжено с определенными трудностями. В современном Хевроне очень часто случаются столкновения между еврейскими поселенцами и арабами. Находясь в административном подчинении Палестинской Автономии, город окружен израильскими армейскими блокпостами, что осложняет его посещение. Хеврон явно не то место, где можно блистать знанием иврита. Более того, «это единственное место на Западном берегу, где не стоит останавливаться с ночевкой», о чем предупреждают многие путеводители бесстрашных туристов и паломников в этот библейский город.

Если согласно современной идиоме «Израиль – это лакмусовая бумажка для всего мира», то современный Хеврон – это лакмусовая бумажка арабо-израильского противостояния. Сегодня город разделен на две части: арабский квартал и квартал, где проживают еврейские поселенцы.

Когда движемся от КПП к знаменитой Пещере Праотцев, нас немного тревожит пристальное внимание за любыми передвижениями (в данном случае, за вашими) израильских патрулей, расположенных почти через каждые 50 метров. Подняв голову, нетрудно заметить снайперов на крышах домов и на наблюдательных вышках. Стоит вам отклониться от маршрута, как, откуда ни возьмись, появляется пуленепробиваемый джип или запыленный военный «Hummer» с торчащими антеннами, из которого вас обязательно попросят предъявить документы. В целом, все призвано намекнуть гостю Хеврона о том, что в целях его же безопасности маршрут паломника или туриста продуман до мелочей, и поэтому не стоит импровизировать.

Примечательно, что между кварталами евреев и арабов нет свободного сообщения, и только иностранец, пользуясь своим нейтральным положением, может посетить обе части Хеврона. Причем, попав в палестинскую часть города, он обращает внимание на то, что здесь Хеврон живет привычной жизнью ближневосточных арабских городов с традиционными автомобильными пробками, шумом клаксонов машин, запевом муэдзинов, зазыванием уличных торговцев и т. д. Куда-то пропали бетонные заграждения, патрули, снайперы и километры колючей проволоки…

Первая недвижимость на Святой Земле

Среди четырех библейских городов Израиля (Сихем (Шхем), Вефиль (Бэт-Эль), Иерусалим, Хеврон), сохранившихся до сего дня, Хеврон – самый древний. Патриарх Авраам выбрал именно Хеврон – Кирьят-Арбу в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Именно в Хевроне он купил первый земельный надел – пещеру Махпела – для погребения своей жены Сарры (Быт.23:8-17). В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.

Текст Священного Писания передает детально процесс приобретения в собственность именно этого участка с гротом в Хевроне. Для патриарха Авраама было принципиально важным приобрести именно эту пещеру для погребения Сарры. Почему?


Кенотаф над гробницей праматери Сарры

Мидраш – Устная Тора, дополняет библейское повествование: «Авраам открыл тайну пещеры, когда гнался за волом, которого хотел заколоть для трех своих таинственных гостей – ангелов. Вол привел его прямо к пещере Махпела. Внутри Авраам увидел яркий свет, часть того первозданного света, который Бог уготовал для праведников и вдохнул сладостный аромат, исходящий из Эдемского сада. Авраам услышал голоса ангелов: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Исаак и Иаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера является входом в Эдемский сад, и именно с тех пор он хотел получить её для захоронения».

Книга «Зоар» подтверждает повествования Мидрашей, сообщая о том, как праотец Адам после изгнания из Эдемского сада однажды проходил мимо и узнал в свете, исходящем из пещеры, свет Рая. Он понял, что здесь находится туннель, соединяющий наш земной мир и мир Горний, туннель, по которому поднимаются к Богу наши молитвы, а души попадают в Вечность после смерти тела. Поэтому завещал Адам похоронить себя только в этой пещере.

Продавая пещеру Махпела, хеттиец Эфрон не догадывался о её святости. Он не видел в этой пещере ничего ценного и первоначально даже хотел отдать её Аврааму даром, без всякой оплаты. Но приобретенная собственность была наделена гарантией того, что в будущем потомки Авраама смогут владеть этим местом и считаться полноправными хозяевами. В присутствии всех хеттийцев Авраам подписал договор с Эфроном, причем было определено точное расположение земельного участка и его границы.

Лишь после того, как сделка была оформлена письменно, и законное право собственности на пещеру было определено на все грядущие времена, Авраам похоронил жену. Причем, Мидраш подробно описывает погребение Сарры, которое сопровождалось чудесными явлениями: «Стоило Аврааму войти в пещеру с телом Сарры, как Адам и Ева поднялись из своих могил и направились на встречу. При этом они сказали, что чувствуют стыд за свой грех: – «Теперь, когда ты пришел сюда, наш стыд стал ещё больше, поскольку мы видим твои добродетели». – «Я буду молиться за вас, чтобы вы не мучились больше от стыда», – сказал им Авраам. Услышав эти слова, Адам успокоился и вернулся в свою могилу, но Ева упиралась до тех пор, пока Авраам не захоронил её снова».


Интерьер Меарат ха-Махпела

Тайна пещеры Махпела

Древнееврейское название מַּכְפֵּלָה «Махпела» интерпретируется в раввинистической литературе, как указывающее на двойную пещеру или относящееся к парам, похороненным там.

В погребальном гроте Махпела, согласно талмудическим источникам (Вавилонский Талмуд: Бава-Батра, 58а; Берешит-рабба, 58), были погребены праотец Адам и Ева, а также патриархи Авраам, Исаак и Иаков, и их жены–праматери: Сарра, Ревека и Лия. Захоронение в Хевроне четырех пар праотцев выражено ещё в одном древнееврейском названии Хеврона – קִרְיַת־אַרְבַּע «Кирьят-Арба».

А само слово חֶבְרוֹן «Хеврон» восходит к корню, состоящему из букв хет, бет, реш. Из тех же букв образуются слова хавер, хибур и.т.д. Все они близки по смыслу и означают – «объединение». То есть, получается, что Кирьят-Арба – место объединения четырех пар (на иврите אַרְבַּע «арба» – четыре). Таким образом, изначально Хеврон в сознании израильтян утвердился как «город Праотцев».

Когда мы говорим о מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה «Меарат ха–Махпела», или в русской традиции – Пещера Праотцев, как правило, мы имеем в виду грандиозное сооружение над самими пещерами. Спуститься же во внутрь, в сами пещеры, где погребены библейские патриархи, за всю историю Хеврона довелось всего нескольким людям.

Примечательно, что возведение этого монументального сооружения, находящегося в центральной части современного Хеврона со стенами высотой 12 м, принадлежит царю Иудеи – Ироду Великому. Это величественное строение состоит из каменных блоков (наибольший из них 7,5 х 1,4 м). Каждый последующий блок нависает на предыдущий всего лишь на 1,5 см. Верхняя грань блоков шире нижней. Поверхность стен Меарат ха–Махпела напоминает Западную Стену Храмовой горы (Стену Плача) в Иерусалиме.

Изначально строение было, по всей вероятности, без крыши. В византийскую эпоху южная оконечность здания была превращена в церковь, освященную в честь патриарха Авраама. Это никак не сказалось на возможности евреев посещать эту святыню. Христиане входили через одни ворота, евреи – через другие. В VI в. по Р.Х. со всех четырех сторон были построены галереи. Завоевав Палестину, арабы поручили евреям, в благодарность за их поддержку, надзор за пещерой. Надзиратель за святыней получил титул «служитель отцов мира».

В период арабского завоевания Хеврон переименовывают в «Масджид Ибрагим» (Мечеть Авраама). Пещеру Махпела мусульмане до сегодняшнего дня почитают не только как могилу Авраама, но и как место, над которым пролетал пророк Мухаммед во время своего путешествия на небо. Согласно арабской легенде, когда пророк Мухаммед летел на коне в Иерусалим, над Хевроном он услышал голос архангела Джебрила (Гавриила): «Сойди и помолись, ибо здесь могила отца твоего Авраама».


Кенотаф над могилой патриарха Авраама

В IX в. по Р.Х. здание кенотафа Иосифа (согласно мусульманской традиции в Пещере Праотцев был также захоронен и Иосиф Прекрасный, тело которого было вывезено из Египта во время Исхода) заблокировало центральный вход, а впоследствии он был прорезан с восточной стороны стены. Время существующего строения датируется 1118-1131 гг. по Р.Х. (правление Балдуина II).

До наших дней сохранились некоторые записи паломников, посещавших Хеврон в раннем средневековье. Вот, например, что записал паломник-иудей Биньямин из Туделлы в 1173 г.: «А в долине находится возвышение, называемое Авраам. Иноверцы воздвигли там шесть гробниц, назвав их именами Авраама, Сарры, Исаака, Ревеки, Иакова и Лии, и говорят заблуждающимся, что это и есть гробницы праотцев. Если еврей заплатит сторожу исмаильтянину, тот откроет для него железные ворота в пещеру. Оттуда нужно спускаться со свечой в руке до третьей пещеры, где находятся шесть могил. С одной стороны могилы Авраама, Исаака и Иакова, а напротив могилы Сарры, Ревеки и Леи».

О том, что за «бакшиш» существовала возможность проникнуть в сам погребальный склеп праотцев, свидетельствуют Петахья из Регенсбурга, а также Яаков бен Натаниэль Кохен. Благодаря записям паломников можно заключить, что погребальный склеп праотцев представлял собой двойную пещеру, соединенную проходом, возможно, что имеется ещё одна, внутренняя пещера.

Но в 1267 г. мамлюкский султан Бейбарс I запретил христианам и евреям вход в молитвенные залы Меарат ха–Махпела, хотя евреям было дозволено подниматься на пять, а позднее – на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие в стене возле четвертой ступени. Это отверстие, проходящее через всю толщу стены в 2,25 м и ведущее внутрь пещер под полом строения, впервые упоминается в 1521 г. и, по всей видимости, было проделано по просьбе евреев Хеврона по уплате ими значительной суммы.

Декрет султана Бейбарса I о запрете на посещение неверными-инославными Меарат ха–Махпела соблюдался до ХХ столетия. Хотя были и исключения, так в 1862 г. благодаря специфическим отношениям Турции и Великобритании османские власти Хеврона разрешили посетить пещеру Махпела принцу Уэльскому Эдуарду, который имел личное разрешение самого султана Абдул-Азиса I. Таким образом, он стал первым христианином, который спустя шесть столетий (с 1267 г.) смог попасть в Меарат ха–Махпела.


Кенотаф над гробницей Ревекки

Только в 1967 году, после Шестидневной войны, доступ инославных (евреев и христиан) был вновь официально открыт после 700-летнего перерыва. Сегодня территория памятника находится в ведении мусульманской общины, однако часть комплекса функционирует как синагога.

Сам погребальный склеп библейских патриархов с архаичных времен был окружен загадками. Рассказы и легенды, которые начали слагаться вокруг пещеры праотцев в Хевроне, пронизаны мистикой и таинственностью.

Так, в одном из рассказов сообщается о том, что после падения Первого Храма в Иерусалиме Господь послал пророка Иеремию в Хеврон на могилу праотцев с вестью о случившемся, и тогда, узнав о падении Храма, праотцы разорвали на себе одежду и горько заплакали.

В 1643 году Махпелу посетил султан Оттоманской империи. При осмотре мечети султан случайно уронил свою саблю в отверстие в полу, через которое она попала в погребальный грот патриархов. По приказу султана за саблей были на веревках спущены несколько слуг, но всех их извлекали из пещеры мертвыми. Местные жители-мусульмане даже под страхом смертной казни отказывались спускаться в грот. Тогда один из советников султана посоветовал ему потребовать от евреев достать саблю.

Аврам Азулай (автор нескольких книг, включая наиболее известную «Хесед ле-Авраам») взял на себя эту миссию и спустился в пещеру. Там он встретил Адама с Евой, Авраама с Саррой и других праотцев, которые объявили ему, что он должен покинуть земной мир. Однако для того, чтобы гнев султана не спровоцировал преследование евреев Хеврона, Аврааму Азалаю было позволено быть первым в истории человеком, вернувшимся из пещеры праотцев. Сабля была возвращена султану, а спустя сутки Авраам Азулай умер.

Территориально Хеврон входит в так называемый «Иерусалимский спелеорайон». Этот регион впечатляет своим разнообразием спелеоформ. Так, известняки Офры – это огромные каровые поля, прорезанные вертикальными каминами глубиной до 50 метров, известняки Бейт-Шемеша – развитые горизонтальные пещеры, район Вифлеема и Хеврона – целые карстовые системы, часто обводненные подземным коллектором.

С древних времен пещеры в этом районе использовались человеком как склады, помещения для жилья, загоны для скота, мастерские и т. д. Сегодня на углу величественной Меарат ха–Махпела можно увидеть классический карстовый провал диаметром в 6 метров и глубиной в 5 метров. Дно провала зацементировано, а экскурсоводы на вопрос, что это за углубление, уже несколько десятков лет отвечают, что это – «бассейн». На самом деле, по геологической карте это – обнаженный фрагмент разлома, который в 30 км восточнее заканчивается активным ручьем, впадающим в Мертвое море.

После того, как 8 июня 1967 года в ходе Шестидневной войны Хеврон был захвачен Армией Обороны Израиля, и вход в здание над погребальным склепом патриархов был вновь разрешен не мусульманам, многими предполагались попытки проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети (в который когда-то упала сабля султана). Диаметр проема не превышал 30 см.

О первом после 700-летнего перерыва посещении погребального склепа повествует Моше Даян (экс-министр обороны Израиля) в своей книге «Жить с Библией»: «Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших офицеров, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. …Спустившись в пещеру с фонарем и фотоаппаратом она сделала фотоснимки и наброски увиденного карандашом. Выяснилось, что в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х в. по Р.Х., ниши, ступеньки, которые ведут наверх, хотя вход заделан, мало того, на фотоснимках не было видно следов двери».

Сама Михаль позднее описала свою спелеологическую экспедицию:

«В среду, 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье под Меарат ха-Махпела. …

Машина тронулась, и вскоре мы были в Хевроне… Я вылезла из машины, и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и её ступеньки упирались в заделанную стенку… Я вымерила шагами узкий коридор: он равнялся 34 шагам. При спуске я насчитала 16 ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и опускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой 25 см. Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. Ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота – примерно одному метру.

Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься. Михаль».

Кроме этого описания погребального склепа под Меарат ха-Махпела, более подробного просто не существует. Благодаря этому скромному описанию мы, хоть приблизительно, сможем представить внутреннее помещение погребального грота патриархов.

Сегодня проем, по которому спускалась в склеп Михаль, закрыт каменной плитой, больше в подземелье никто не спускался, за этим пристально следят надзиратели мечети и израильская полиция. Единственное отверстие в грот, которое открыто, – это отверстие, находящееся под балдахином на четырех столбах, в которое опускают по мусульманскому обычаю неугасимую лампаду. Мерцание горящей лампады можно увидеть, заглянув внутрь отверстия. Свет лампады призван напоминать всем посетителям Меарат ха-Махпела о том свете райского сада, который, по преданию, именно здесь увидел праотец Адам.


Балдахин над гробницей Адама

Полемика вокруг места захоронения праотца Адама

Первохристианское предание о погребении Адама, как мы указывали выше, связано с возвышением за Иерусалимской крепостной стеной, где был распят Господь Иисус Христос. Это место называлось горой Голгофой. Об этом писал ещё Ориген, говоря, что «на Лобном месте, где иудеи распяли Христа, покоилось тело Адама, и пролитая кровь Спасителя омыла кости Адама, оживотворив в его лице весь человеческий род».

В IV в. по Р.Х. это предание стало почти общепринятым. У Псевдо-Афанасия мы можем прочесть, что Христос пострадал на том месте, «где, как говорят еврейские учителя, была могила Адама». Св. Епифаний в Панарионе указал даже, что на Голгофе действительно был найден череп Адама. Эту же традицию поддерживали св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви.

В Евангелии Господь часто называет Себя Сыном Человеческим, что на древнееврейском звучит как בֵן-אָדָם «Бен Адам» – «Сын Адама». В Церкви развивается учение о Христе как типологическом соответствии первому человеку. Апостол Павел говорит о Христе как о «новом», «втором» Адаме. «Первый Адам был создан душой живою – писал св. Амвросий Медиоланский, –второй же есть Дух животворящий. Сей второй Адам – Христос». Господь Иисус Христос осмысливался в святоотеческом учении как своего рода антитип Адама. Если библейский праотец впал в первородный грех и обрек человечество на смерть, то Христос, второй Адам, очистил людей от греха и избавил от смерти.

Типологическое сближение Христа и праотца Адама повлекло за собой и сближение, а также отождествление святых мест, связанных с ними. Параллельно начали существовать две традиции, каждая из которой утверждала, что библейский праотец Адам погребен по одной версии в Хевроне, а по другой – в Иерусалиме на горе Голгофа. Мало того, блаж. Иероним Стридонский в комментарии на послание к Ефесянам (5:14) высказывал даже сомнение в том, что могила Адама находилась на месте распятия Христа. Столь же критично относились к этой версии и другие церковные писатели. Английский паломник Зевульф, посетивший Иерусалим в эпоху крестоносцев, а также Иоанн Вюрцбургский, описавший святые места Палестины, которые, несомненно, были знакомы с традицией почитания Голгофы как могилы Адама, тем не менее, утверждали, что Адам погребен в Хевроне.

Как примирить эти две имеющие право на существование традиции? Свет проливает апокрифическая рукопись «Пещера сокровищ», датированная VII в. по Р.Х., написанная на сирийском языке. В этом манускрипте рассказывается о том, что патриарх Ной спас от потопа останки Адама и Евы и после завершения потопа они вновь были погребены в Хевроне. Только череп и две кости патриарх Ной завещал Симу – своему сыну, захоронить в Иерусалиме, где по архаичному представлению находился центр земли.

Следует отметить, что талмудические источники отождествляют сына Ноя Сима и Мелхиседека, царя Салимского, утверждая, что это одно и то же лицо (на языке оригинала מלכי-צדק «Малки-Цедек» означает «царь мой праведный» или «царь праведности», что по утверждению некоторых экзегетов не может являться именем собственным). Ну а если сравнить годы жизни Сима и Авраама, то можно увидеть, что Сим действительно мог жить во времена Авраама, что позволяло иметь место их легендарной встрече после победы Авраама над коалицией монархов Междуречья.

А этот факт допускает гипотезу, согласно которой Сим лично подтвердил Аврааму с одной стороны факт возвращения после Потопа останков Адама и Евы в погребальный грот Махпела, а с другой стороны – перенесение, согласно завещанию отца – патриарха Ноя, главы и двух костей в древний Салим (Иерусалим), где он сам поселился после Потопа и был «священником Бога Всевышнего (Быт.14:18)».

Таким образом, объясняется и древнее название горы «Голгофа», которая на иврите звучит как «Гульголет» (גוּלגוֹלֶת), что переводится как «череп». Следовательно, два предания не противоречат одно другому – будучи погребенным в Хевроне, глава праотца Адама была перенесена в Иерусалим и предана земле на том месте, где впоследствии будет распят Господь Иисус Христос, Кровь Которого попав на останки библейского праотца смоет первородный грех.

Фактически этим малоизвестным сирийским апокрифом объясняется, откуда иконописная традиция Православной Церкви восприняла изображение черепа и костей в основании Голгофского Креста.


Придел Адама. Расщелина под Голгофой. Храм Воскресения Христова

Сегодня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме в приделе Распятия в скальной породе можно увидеть расщелину (следствие землетрясения, которое сопровождало смерть Спасителя), по которой Кровь Сына Божия, согласно Преданию, попав на череп праотца Адама омыла грех первого человека. Именно здесь, еще во времена крестоносцев, в Храме Воскресения на этом месте была освящена капелла-часовня в честь праотца Адама.

Эдемский сад - это библейский земной рай, созданный Богом для проживания его первого человеческого творчества - Адама и Евы. Некоторые утверждают, что название «Иден» происходит от аккадского термина edinu, что означает «простота». В библейской традиции сад часто упоминается библейскими авторами как пышное место, поэтому его иногда называют «Садом Бога». Однако это библейское определение сада является нашей проблемой здесь. Адам был первым человеком, созданным Богом по его образу. После того, как Бог увидел одиночество Адама «нехорошо», Бог вызвал глубокий сон на Адама и создал Еву (первую женщину) из ребра Адама в качестве помощника (Бытие 2: 20-23). Чтобы правильно понять, что такое сад для рассказчика Бытия, важно различать его местоположение, персонажи, играющие в них роли и что происходило в нем. Все это способствует нашему пониманию библейского определения «Райского сада».

Рассказ об Идене повествуется в книге Библии Бытия 2: 4b-3: 24, в которой сад расположен в восточной части Эдема. Обычно переводы имеют «Райский сад» с элементом конструкции «of», но в еврейском тексте есть «gan-beeden», который не находится в форме конструкции, и что предлог «быть» в «beeden» - это быть переведенным как «дюйм». Поэтому грамматически некорректно переводить «ган-бидэн» как «Райский сад», но «Сад в Идене». Фактическое местоположение Эдена оспаривается среди ученых, но ряд из них пришли к выводу, что сад является внеземным местом - где жили боги. Вода из сада была источником воды для двух великих рек: Тигр и Евфрат, которые хорошо известны в древней Месопотамии для производства ирригационных систем в окрестностях. Его местоположение затем должно быть размещено где-то в Месопотамии.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И ФУНКЦИИ
В описании сада в Бытие 2: 10-14 говорится, что вода из Эдема поливала четыре важных района: Пишон, который впадает в землю Хавила; Гихон, впадающий в землю Куш; Тигр, который впадает в восточную сторону Ассирии; а четвертый - Евфрат. Говорят, что в саду также есть «каждое дерево, приятное для вида и хорошее для еды». Тем не менее выделяются два дерева: «Дерево жизни» посередине сада и «Дерево познания добра» и зло ». Однако в какой-то момент отчет Бытия непоследователен, Бытие 2: 8-9; 3: 1-3 есть оба дерева посреди сада, тогда как в Бытие 3: 22-24 дается возможность того, что оба дерева были посажены на восточной стороне сада, где первоначально был помещен Адам.

Более того, описание сада в книге Бытия не совпадает с описанием других библейских текстов, ссылающихся на сад. Например, в Иезекииля 28 пышные материалы, найденные в саду, не упоминаются в Бытие 2: 4b-3: 24. По некоторым из этих соображений концепция «сада» бога (ов) была очень распространенной метафорой на древнем Ближнем Востоке, где проживал бог (ы). Для рассказчика Бытия «Сад в Идене» был изобретательно построен для этиологического (происхождение или причина вещей) цели, а не как божественная резиденция, а из первого мужчины и женщины на земле - Адама и Евы. Как принято в современной стипендии, Бытие 1-11 обозначается как «Первозданная история», которая включает мифологии и легенды, которые были очень распространены не только в Израиле, но и на протяжении всего древнего Ближнего Востока. Эти мифы и легенды не являются израильскими по происхождению, но были адаптированы библейскими писателями для полемических или риторических целей.

Некоторые из важнейших вопросов, которые читатели должны просить правильно различить «Сад в Идене»: Какова цель повествования Идена в книге Бытия? Чего стремился достичь рассказчик? Важно отметить, что для достижения этой цели читатели не должны относиться к «Сад в Иден» исключительно от персонажей, играющих роли в повествовании, таких как Бог, Адам, Ева, змей, выделенные деревья: дерево жизни и дерево знание добра и зла, и особенно общая цель повествователя. Чтобы сосредоточиться исключительно на «саду», не подтверждая, что эти персонажи только нарушат сюжет повествования.

ДРЕВНЕЕ ВЛИЯНИЕ
Использование символов и метафор в древней литературе было очень распространенным явлением; они содержат риторические элементы, чтобы убедить читателей принять то, что было передано. Другими словами, древняя литература не бесцельна. Работы обеспечивают полное выражение чего-то или чего-то. Мифы о резиденции бога (ов) в древнем Ближнем Востоке обычно находятся в садах, согласно самой ранней обнаруженной литературе, приписываемой шумерам. В книге Бытия вместо Бога, обитающего в саду в Идене, Бог помещает в него Адама и Еву. Этого достаточно, чтобы сообщить читателям о повторной адаптации концепции сада рассказчиком Бытия, который легко упускают переводчики.

Самый знаменитый обнаруженный рассказ о саду как пышном месте и где живут боги, можно найти в шумерской литературе под названием «Энки и Нинхурсаг»:

Земля Дилмун чиста, земля Дилмун чиста;

Земля Дилмун чиста, земля Дилмун самая яркая …

В Дилмуне ворон не кричит …

Лев не убивает, волк не хватает ягненка,

Неизвестная - это ребенок, пожирающий дикую собаку …

Его старуха (говорит) не «Я старуха»,

Его старик (говорит) не «Я старик».

(в Причарде, 38)

Шумеры считаются высоко одаренными несемитическими людьми неизвестного происхождения, которые поселились в нижней долине Тигра-Евфрата около 4-го тысячелетия до нашей эры. Из краткого описания идиллического острова Дилмун это, по-видимому, похоже на концепцию христианства о рае, где жизнь никогда не заканчивается. Остров или земля описываются как «чистые», «чистые» и «яркие», где нет старости. Согласно шумерской литературе, этот остров / земля воспитывался с земли богом-солнцем Уту и превратился в настоящий сад богов. Видимо, из сада (Дилмун) в шумерском мифе это место было создано богом (ами) для богов.

ВЕРСИЯ ГЕНЕЗИСА
Понятие сада как внеземного места в шумерской литературе было очевидно заимствовано рассказчиком книги Бытия для богословских и этиологических целей. Чтобы понять версию книги «Бытие», нужно учитывать место и персонажи, играющие роли в повествовании: Бог, Сад в Идене, Адам, Ева, Змей и два дерева (древо жизни и дерево знания). Рассказчик Бытия ясно усовершенствовал остров Дилмун, чтобы встретить свою повестку дня для своей / их / их аудитории. Однако, в версии Бытия, смерть и проблемы между Богом и человечеством были произнесены только Богом в результате преднамеренного действия Адама и Евы поесть плода из запрещенного «дерева познания». По-видимому, Сад в Идене, как и земля Дилмун, был местом вечной радости без смерти. Обеспечение «древа жизни» Богом, помещающее херувимы с пылающим мечом в нем, чтобы предотвратить доступ к нему, также было результатом непослушания Адама и Евы, стремясь стать богом. Еще одна важная утонченность рассказчика Бытия острова Дилмун заключается в том, что вместо того, чтобы сад был местом Бога, Бог помещает в него Адама и Еву. Богословская рефлексия здесь была бы, в отличие от иностранных богов, Бог Бытия не эгоистичным богом, а богом, который стремился установить отношения с человечеством.

Вкратце, цель повествования Идена в книге Бытия может быть истолкована двумя способами. Во-первых, поскольку повествованию Идена предшествует история создания в Бытие 1: 1-2: 4а, которая заканчивается утверждением: «И увидел Бог все, что он сделал, и вот, это было очень хорошо. И был вечер, и было утро, в шестой день », рассказ Идена представляет контрастную картину завершенного творения как« очень хорошего »с нарушением (непослушание Адама и Евы в Бытие 2: 4b-3: 24). То, что читатели могут легко забыть, состоит в том, что Бог разместил два специальных дерева среди сада: «Древо жизни» и «Древо познания». Больше внимания было уделено «Древу познания» над «Древом Жизнь ». Упоминание« Древа жизни »также играет важную роль в повествовании. Бог только запретил Адаму и Еве есть плод из «дерева познания». Критический вопрос: почему Бог не запретил Адаму и Еве есть «древо жизни»? Бог повелел им есть от любого дерева, кроме одного: «Древа познания» (Бытие 2: 16-17).

У повествователя повествования Идена есть мотив показать, что «древо жизни» также было открыто Адаму и Еве, чтобы поесть, однако Адам и Ева скорее предпочли не подчиняться Божьему повелению. Для рассказчика именно из-за гордости Адама и Евы стать богами, что зло вошло в мир, который был создан «очень хорошо». Для предполагаемой аудитории повествователя они должны выбирать жизнь (послушание), а не смерть (непослушание). Это непослушание привело к нарушению отношений Бога с человечеством из-за Адама и Евы. Смерть или зло (концепция) вошли в мир, который был «очень хорош» Адамом и Евой, а не Богом. Зло - это человеческий продукт.

Во-вторых, повествование Идена также функционирует как этиологическая легенда, стремящаяся ответить на вопросы о человеческом происхождении. История создания в Бытие 1: 1-2: 4а уже подтвердила вопросы космогонии, которая была Божьей работой. Что касается повествования Идена, то Адам и Ева были первыми людьми, которые также были первыми родителями, родившими человечество. Подобно космогонической литературе древнего Ближнего Востока легенда Идена предназначена для размышлений о происхождении человечества и его первой резиденции. По-видимому, то, что можно найти в разделе «Первобытная история» Книги Бытия, - это легенды о начале человеческой науки, что, конечно, противоречило бы научным открытиям XXI века н.э.

ВЫВОД
Сад в Идене был первой резиденцией человечества, данной самим Богом. В отличие от шумерских мифологий, Сад в Идене был создан Богом не для него самого, а для Адама и Евы. Рассказчик-рассказчик, очевидно, не является эгоистичным, но любящим Богом. Бытие, по-видимому, возвеличивало божественный статус Бога как не нуждающегося в физическом месте жительства, потому что это только нарушило бы вездесущий характер Бога. Из приведенного выше анализа Сад в Идене - это не сад «Идена, а сад» в «Идене». Это предполагает, что этот конкретный сад, возможно, не единственный сад в Эдеме, основанный на еврейском переводе «gan-beeden», представленном выше.

13. ГДЕ ЖИЛИ АДАМ И ЕВА?

Два генетических маркера раздельнополых живых существ постоянны. Они не рекомбинируются в процессе оплодотворения, а в неизменном виде передаются потомкам. От отца к сыну передаётся мужская Y-хромосома. Дети обоего пола наследуют от матери ее Мт-ДНК. Но только сё дочери передадут эту же Мт-ДНК своим детям. Эти однополые клетки называют гаплоидами, сходные гаплоиды разных особей называют гаплоидной группой (гаплогруппой), которая восходит к одной предковой особи.

Изменения Y-хромосомы и Мт-ДНК происходят только путём случайных мутаций. В результате мутации возникает новая гапногруппа. Мутация всегда неповторима и происходит только у одной особи. Следовательно, любая гаплогруппа происходит от одного предка (Y-хромосомная - от «праотца», Мт-ДНК-группа - от «праматери»).

Сравнивая У-хромосомы и Мт-ДНК из различных популяций людей, генетики обнаружили, что можно: 1) установить последовательность возникновения мутаций, т. е. восстановить, какая гапногруппа от какой происходит, и на этом основании выстроить их «генеалогическое древо»; 2) прикинув приблизительную частоту возникновения мутаций, определить, когда возникла та или другая гапногруппа.

Исследования такого рода можно провести почти с любым видом живых существ. Но, понятно, что человека больше всего интересует сам человек.

Первые результаты исследований изумили учёных, а вслед за ними изумили и неучёный мир. Хотя последний воспринял новость по-своему Теперь уже трудно установить, кто первый, для придания вящей сенсационности открытию, сказал, будто учёные неопровержимо доказали, что все люди происходят от одного-единственного мужчины и одной-единственной женщины, от Адама и Евы.

Попятно, что для многих это открытие явилось долгожданным триумфом религиозного мировоззрения и окончательным примирением науки и религии. Библейский миф получил научное подтверждение на уровне молекулярной генетики!

Правда, учёные предупредили: «генетические» Адам и Ева человечества не были супругами. Более того, они были разделены не менее чем 50 тысячами лет, причём первой появилась Ева. Но это уже не имело значения. Вдобавок, это расхождение тоже легко объяснялось Библией: «…тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им» (Быт. 6, 2,4). И только потом Бог, получается, в придачу к потомкам Евы сотворил Адама. Такая небольшая поправочка к библейскому преданию, к тому же вполне феминистическая, а стало быть, «политкорректная»…

Шутка шуткой, но всё-таки: как это объясняет наука? Действительно выяснилось, что все гаплогруппы, как мужские, так и женские, сводятся к одним первопредкам. А так как причиной возникновения гаплогруппы является мутация одной особи, то всё человечество, получается, происходит от одного-единственного пращура каждого пола. Точнее, от одной женщины произошли все ныне живущие люди. Мы не можем сказать наверняка, произошли ли все ныне живущие женщины от одного мужчины, так как у женщин нет Y-хромосомы. Но это как бы мало портит впечатляющий общий итог.

Было названо даже время жизни этих первопредков человечества. «Y-хромосомный» Адам жил, по уверениям учёных, где-то в промежутке 90–60 тыс. лет назад. А «митохондриальная Ева» (не вздумайте публично выражаться так!) могла обретаться па Земле в ещё более широком диапазоне времени: от 280 до 140 тыс. лет назад (последние исследования, правда, позволяют «омолодить» её до 108 тыс. лет).

Но в таком случае как же они могли произвести на свет будущее человечество, если они были разделены десятками, а то и сотней тысяч лет?! Очень просто. Это как по аналогии с общим праязыком. Ведь речь не идёт о том, что всё человечество, не только современное, но и прежде жившее, когда-то представляло собой одну-единственную пару, Адама и Еву, в библейском смысле. Это означает, что по прямой женской линии в долгой перспективе выжили потомки только одной женщины, а по прямой мужской - потомки только одного мужчины. И для этого им совсем не обязательно было быть современниками.

Чисто теоретически такими Адамом и Евой могут стать даже кто-то из наших современников. Представим себе такую статистическую ситуацию, что в современном человечестве только у одной половины женщин будут рождаться девочки, а сыновей сможет произвести на свет только половина мужчин. И что в каждом новом поколении такая ситуация будет повторяться. Общая численность современного человечества приближается к 2 33 . Тогда через 32 поколения, то есть примерно через 800 лет, на Земле останутся потомки: по женской линии - только одной женщины, по мужской - только одного мужчины!

Конечно, вероятность такого сценария практически равна нулю. Но чем популяция людей меньше, тем выше вероятность осуществления подобного сценария. Там, где всего две пары людей, эта вероятность в первом же поколении составляет 50 %. В маленькой популяции, которая к тому же не растёт или растёт очень медленно, через несколько поколений практически неизбежно останутся прямые потомки только одного праотца и одной праматери (причём у тех вовсе не обязательно могли быть общие дети).

Видимо, человечество в своём развитии проходило через такие трагические эпизоды, когда всё оно оказывалось численно очень небольшим. Учёные придумали этому явлению название - «эффект бутылочного горла». Здесь напрашивается также очевидная аналогия и с Ноевым ковчегом. По меньшей мере однажды древнейшее человечество оказалось в таком положении.

В человечестве наверняка были другие гаплогруппы, которые не сводимы к одному первопредку. Но в современном человечестве, более того - в человечестве последних 70–60 тысяч лет, они исчезли. Быть может, они ещё встретятся нам среди древнейших ископаемых останков первых Homo sapiens? Такая возможность не просто не исключается. Она весьма вероятна, если верен сам метод (а он пока - лишь гипотеза!), которым учёные пришли к означенным выводам.

Похоже, что в правильности именно таких выводов нет оснований сомневаться. А вот хронологическая привязка генетических Адама и Евы вызывает сомнения. Ведь у генетической Евы тоже была мама? И у генетического Адама был свой папа? Как ни по-детски звучат эти вопросы, они правомерны и требуют ответа.

Иными словами, на какого конкретно предка на этой родословной линии указывают нам приведённые датировки? Поясню. Нельзя сказать, что это - время появления той мутации, которая означала возникновение человека разумного как вида. Биологический вид возникает в процессе накопления мутаций, а не от одной из них. Между близкими видами нет непреодолимой грани. Ведь не из ничего же возникла Мт-ДНК нашей Евы! Теоретически она могла ещё и не принадлежать к Homo sapiens по морфологическим характеристикам.

Конечно, эта невысказанность учёными ответа на вполне логичные и уместные вопросы для многих служит желанным подтверждением креационистских взглядов. «Верую, ибо абсурдно». Да, скажут они, нашу генетическую Еву непосредственно сотворил Всевышний. Но если отдельные люди с учёными званиями могут удовлетвориться таким объяснением, то научное мировоззрение, конечно же, не может.

Попробуем объяснить здраво. Датировки эти, во-первых, весьма приблизительные (вон какой разброс: от 280 до 108 тыс. лет!); во-вторых, они показывают лишь максимальную глубину, до которой можно дойти, сравнивая имеющиеся гаплогруппы. В конце этой линии мы имеем ту, древнее которой не сохранилось. У неё, конечно, тоже были предки, но мы не знаем той формы, в которой произошла мутация, непосредственно сё породившая. Сравнивать больше не с чем, мы зашли в тупик.

Теперь о той картине расселения людей, которая складывается по результатам генетических исследований. Необходимо сразу оговорить относительную ценность их результатов в этой области. География распространения гаплогрупп может лишь предположительно указать место их происхождения. Подавляющее большинство гаплогрупп, как женских, так и мужских, имеет разорванный ареал. Причём этот разброс достигает иногда десятков тысяч километров! Хронология возникновения гаплогрупп - относительная, а абсолютные цифры тут так же приблизительны, как в примере с генетическими Адамом и Евой. И ещё очень важно: прямого генетического соответствия между гаплогруппой и расой пет. Первая не определяет вторую.

Что из этих результатов несомненно? Человечество делится на три генетические линии Мт-ДНК. Одна из них - L - встречается только среди т. н. «коренных» африканцев, две другие - М и N - только па остальных континентах (кроме потомков тех, кто уже в историческое время пришёл в Африку). От М и N произошли многие другие генетические кластеры, обозначаемые разными буквами латинского алфавита (с добавлением цифр для различения подразделений). Не следует думать, будто один-единственный буквенный символ L, служащий для обозначения генетических кластеров африканцев, говорит о его бедности. На самом деле внутри кластера L генетическое многообразие выше, чем во всех остальных вместе взятых. Вместе с последним обстоятельством очевидное для генетиков происхождение гаплогрупп М и N от кластера L служит аргументом в пользу теории африканского происхождения современного человечества.

Очевидно, группы М и N возникли ещё сравнительно недалеко, что называется, «по выходе» людей из Африки, так как их предок - группа L3 - за пределами Африки не встречается. То есть прямая женская линия её носителей вскоре прервалась, что было возможно только при условии небольшой численности людей, вышедших из Африки. Но возникновение мутаций в этой ограниченной популяции предполагает более-менее долгое проживание первых «выселенцев» из Африки в сравнительной близости от неё. И, как мы уже подчеркивали, связи между африканскими и евразийскими популяциями человека разумного долгое время после этого «выселения» носили лишь случайный характер.

При исследовании гаплогрупп Y-хромосом складывается аналогичная картина. Группы A и B найдены только в Африке, группа CT - и в Африке и в других частях света. Причём среди подразделений последней подгруппа E встречается только в Африке, подгруппы C и D локализуются в разных местах Азии (первая - также и Северной Америки), а кластер F распространён повсеместно, кроме Африки.

Но не была ли картина обратной тому, что здесь нарисована? Не могло ли быть так, что человек современного вида возник за пределами Африки, но в какой-то момент все его популяции вымерли, кроме той, что когда-то в Африку вселилась? И последующее расселение людей происходило уже из Африки, при этом люди вторично заселили свою изначальную прародину. Теоретически такое объяснение не исключается. И чтобы решить этот вопрос, генетики не могут обойтись без палеоантропологии.

Меньше чем полвека назад антропологи считали непосредственным предком Homo sapiens т. н. «сапиентных неандертальцев», обитавших в Палестине примерно 90-100 тыс. лет назад. Но теперь именно в Африке найдены останки древнейших представителей человека разумного, возрастом до 165–190 тыс. лет. Морфологически они гораздо больше походили на нас, чем «сапиентные неандертальцы». Правда, о результатах генетического анализа Homo sapiens idaltu (см. выше) пока умалчивают (видимо, он все-таки не принадлежал к потомкам «генетической Евы»). Но ясно, что пока за пределами Африки не найдут черепов человека разумного более древних, чем идалту, вопрос о приоритете двух прародин человечества - африканской и ближневосточной - будет решаться в пользу Африки. Однако азиатский Ближний Восток, несомненно, стал по меньшей мере «промежуточной» прародиной для большей части человечества.

Подведём итог. Археогенетика и геногеография могут быть вспомогательными средствами изучения древнейших миграций человечества. Но они никоим образом не могут претендовать на монополию в воссоздании исчерпывающей картины этих миграций. Более важное слово здесь по-прежнему принадлежит палеоантропологии.


| |