Индивидуальная работа с детьми инвалидами в доу. Рабочая программа на тему: Индивидуальная программа адаптации ребенка-инвалида. Из опыта работы компенсирующих дошкольных учреждений с детьми-инвалидами
Оксана Федорычева
Конспект занятия в первой младшей группе «Волшебная посуда»
Конспект занятия в первой младшей группе на тему «Волшебная посуда »
Цели :
1. Закреплять названия основных предметов посуды .
2. Усвоение обобщающего понятия посуда .
3. Точно выполнять словесную инструкцию.
4. Правильно строить простые предложения, развивать у детей связную речь.
5. Развитие памяти, внимания, логического мышления, восприятия.
Задачи :
1. Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды .
2. Совершенствовать умения находить сходства и различия между предметами.
3. Развивать умение составлять описательный рассказ по картинке.
4. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в парах, умение выслушивать друг друга.
5. Равномерно наносить узор.
Материалы :
Картинки с изображением посуды , игрушечная посуда , образцы орнаментов, тарелки из картона, игрушка Лиса, карандаши.
Ход занятия:
Ребята сегодня на занятие к нам пришла Лисичка, давайте
поздороваемся.
Посмотрите у Лисички в корзиночке что – то лежит.
Вам интересно узнать что там в корзиночке?
Тогда послушайте стихотворение :
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес .
Ребята, вы догадались, что в корзинке? Правильно, «посуда » .
А теперь давайте ребята поиграем с Лисичкой в дидактическую игру «Собери картинку» .
Дети из деталей собирают изображение кастрюли, чайника, сковороды, чашки и т. д.
–Ребята молодцы, а теперь скажите, что у вас получилось?
Это кастрюля. Какая (Большая, белая) .Что есть у кастрюли? (Ручки, крышка) . Для чего используется кастрюля (Суп, каши) .
А это что (Чашка) . А какая чашка (Белая, с цветочками) . Для чего она (Для чая, компота) .
А это что (чайник) . Какой он (Большой, маленький) . Что есть у чайника (Носик, ручка, крышка) . Для чего нужен чайник (Для воды, чая) .
А сейчас ребятки давайте разомнёмся, сделаем разминку с Лисичкой.
Разминка :
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сядь.
А сейчас я хочу загадать вам загадки о посуде , а вы подумайте, о каких предметах эти загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела :
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка.)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде :
Если варят - то в…
(кастрюле,
Жарят на… (сковороде) .
Молодцы ребята, все загадки отгадали!
У меня заготовлены для вас тарелочки из картона.
Но посмотрите они не красочные.
Давайте возьмём карандаши и нарисуем орнамент.
Вот как красиво вы раскрасили тарелки.
Мы сегодня многое узнали и интересно поиграли.
Молодцы! Теперь вы можете взять свои тарелочки и подарить их Лисичке.
А теперь пора прощаться! До свидания Лисичка.
Публикации по теме:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №72 Комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Виды детской деятельности: игровая,.
Цель: 1. Активизировать речь. 2. Способствовать связной речи. Задачи: 1. Уточнить и закрепить слова по теме. 2. Учить детей четко, ясно, громко.
Конспект познавательного занятия для детей первой младшей группы «Волшебная сосулька» Конспект познавательного занятия для первой младшей группы восп:Обижисвет Л. С «Волшебная сосулька» Программное содержание: Познакомить.
Конспект занятие в первой младшей группе «Волшебная полянка» Конспект занятие в первой младшей группе «Волшебная полянка» Программные задачи: Обучающие задачи: Формировать элементарные представления.
Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе на тему: «Одуванчики». Цель: Формировать представления об одуванчике. Учить выделять.
Программное содержание:
1) Обучающие задачи: 1. Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях устного народного творчества. 2. Продолжать формировать обобщающее понятие – посуда, различать и называть отдельные части предметов посуды. 3. Расширять словарь, побуждать детей при сравнении пользоваться антонимами. 4. Активизировать в речи прилагательные, согласуя их в роде, числе, падеже. 5. Продолжать формировать связную речь детей, побуждать составлять описательный рассказ о посуде вместе с воспитателем.
2) Развивающие задачи: 1. Развивать слуховое восприятие, внимание, произвольность, интонационную выразительность. 2. Продолжать формировать правильную артикуляцию, умение четко произносить гласный звук [-о-] и согласный звук [-с-].
3) Воспитательные задачи: 1. Продолжать воспитывать любовь к устному народному творчеству. 2. Воспитывать умение играть в коллективе сверстников.
Словарь.
Существительные: посуда, кастрюля, тарелка, сковорода, чайник, чашка, стакан, кувшин, блюдце, банка, крышка, ручка, стенка, дно.
Глаголы: склеить, помыть, варить, кипятить, наливать, пить, готовить.
Прилагательные: разбитая, чистая, грязная, стеклянная, деревянная, пластмассовая, металлическая, глиняная, фарфоровая, склеенная.
Материал: аудиозапись сказки «Маша и медведь», кукла, макет домика, медведи по количеству детей, набор посуды, разрезные картинки, «зашумленная картинка», дидактическая игра «Чего не стало? », мячик, мольберт, скамейка для медведей, накидка для медведей, столик для посуды.
Ход:
1. Сюрпризный момент:
- Прослушивание отрывка из сказки «Маша и медведь».
- Дети, вы узнали, как называется сказка? («Маша и медведь») .
- А вот и Маша. (Воспитатель показывает куклу) .
- Хотите вместе с Машей зайти в домик, где жил большой медведь? (Да) .
2. Какой беспорядок у медведя в домике!
- О-о-о, удивилась Маша. (Повторим все вместе) .
- Что разбросано! (Воспитатель открывает «зашумленную картинку») .
- Посуда.
- Назовите посуду (чайник, кастрюля, тарелка, сковорода, стакан) .
3. Посмотрите дети, что на столе? (Посуда) .
- Какая посуда? (Разбитая) .
- Что нужно с ней сделать! (Склеить) .
- Давайте ее склеим. (Разрезные картинки: тарелка, стакан, чашка с блюдцем, кувшин, банка, миска, горшочек, кувшин) .
- Что у тебя получилось? (Стакан) и т. д.
4. Как вы думаете, из одинакового материала сделана посуда?
- Да, из разного. Давайте посмотрим.
- Что это? (Кастрюля). Из какого материала сделана кастрюля? (Из металла) .
- Значит кастрюля, какая? (Металлическая кастрюля) .
- Как вы думаете, что еще из металла? (Сковорода) .
- Что это? (Чайник). Из какого материала сделан чайник? (Из пластмассы) .
- Чайник, какой? (Пластмассовый чайник) .
- Что это? (Миска). Из какого материала сделана миска? (Из дерева) .
- Миска, какая? (Деревянная миска) .
- Что это? (Чашка с блюдцем). Из какого материала сделана чашка с блюдцем? (Из глины) .
- Какие они? (Глиняные) .
- Что это? (Тарелка). Из какого материала сделана тарелка? (Из фарфора) .
- Какая тарелка? (Фарфоровая тарелка) .
- Что это? (Стакан). Из какого материала сделан стакан? (Из стекла) .
- Какой стакан? (Стеклянный стакан) .
5. Дидактическая игра «Один – много».
- Дети хотите поиграть? (Да) .
- Вставайте в круг. (Воспитатель называет предмет в единственном числе, а дети – во множественном) .
- Одна тарелка - много тарелок.
- Одна банка – много банок.
- Один стакан – много стаканов.
- Один кувшин – много кувшинов.
- Одно блюдце – много блюдцев.
- Одна миска – много мисок.
- Один горшок – много горшков.
- Один чайник – много чайников.
- Дети, пока мы играли, Маша перемыла всю посуду. Какая была посуда? (Грязная). А сейчас какая? (Чистая) .
- Слышите, вода шумит (-с-с-с) .
- Повторим громко, а теперь – тихо.
6. Дидактическая игра «Чего не хватает? ».
- Дети посмотрите, какая чистая посуда, но чего не у чашки? (Стенок). Значит чашка без стенки.
- Чего не хватает у чайника? (Носика). Значит чайник без носика.
- Чего не хватает у стакана? (Дно). Значит стакан без дна.
- Чего не хватает у кастрюли? (Ручек). Значит кастрюля без ручек.
- Чего не хватает у тарелки? (Дна). Значит тарелка без дна.
7. Дети, Маша тоже хочет с вами поиграть.
- Давайте расскажем ей о понравившемся предмете посуды. (Описательный рассказ о посуде) .
- Мне понравился вот этот предмет.
- Это миска. Миска деревянная. У миски есть дно, стенки. В миску наливают суп.
- Кто хочет рассказать сам?
- Что это? (Кастрюля). Из чего сделана кастрюля? (Из металла). Что есть у кастрюли? (Крышка, ручки, дно, стенки). Для чего нужна кастрюля? (В кастрюле варят суп, компот, кашу) и т. д.
8. Дети слышите, кто там рычит?
- Пока мы играли, вернулся из леса мишка, да не один.
- Как вы думаете, кто с ним пришли? (Его друзья) .
- Хотите с ними поиграть? (Да) .
«Особые» дети Москвы
Из опыта работы компенсирующих дошкольных учреждений с детьми-инвалидами
В Западном учебном округе города Москвы действует сеть компенсирующих дошкольных учреждений, где воспитываются и получают помощь дети-инвалиды.
Дошкольное образовательное учреждение № 1790 является учреждением компенсирующего вида для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, и детей-инвалидов. Дети, посещающие это дошкольное учреждение, относятся к «группе риска», так как имеют отклонения со стороны физического и психического здоровья.
Работать с детьми-инвалидами здесь начали с 1995 года. Данная работа ориентирована на интеграцию детей с последствиями ДЦП и другими патологиями двигательного аппарата в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.
Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает: 1-1,5 часа лечебной физкультуры и массажа, проводимых в сочетании с некоторыми физиотерапевтическими процедурами (индивидуальными для каждого ребенка); обязательные занятия в бассейне (индивидуально при участии инструктора ЛФК на начальных этапах; в группе с детьми под руководством инструктора по плаванию после привыкания к воде); занятия по развитию речи, музыке, рисованию в соответствии с учебным планом группы, в которой находится ребенок-инвалид; усиленную программу логопедической коррекции. Обязательно посильное участие детей-инвалидов во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностями.
Лечебная гимнастика с детьми-инвалидами проводится в присутствии мамы, что дает возможность не только успешно решать задачи коррекционной работы, но и обучать маму простейшим методам помощи своему ребенку.
С целью оздоровления проводятся:
закаливание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла);
массаж, самомассаж, точечный массаж, гидромассаж;
фитотерапия;
гимнастика после сна;
сеансы с использованием люстры Чижевского;
сеансы «Маремед».
Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, диагностика по плаванию, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств; диагностика по программе М.Лазарева «Здравствуй» и определение уровня зрелости нервных процессов.
Анализ данных обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств у детей и помогает определить успешность освоения материала по программе «Истоки». (Например, по итогам диагностики физической подготовленности по сравнению с предыдущим 2002/2003 г. в детском саду число отстающих детей уменьшилось на 1,9% и на 23% увеличилось число детей, опережающих в развитии по всем показателям.) В диагностической работе в детском саду также участвует Врачебно-физкультурный диспансер № 6.
По мере улучшения состояния здоровья детей комплексы физических упражнений усложняются, что способствует лучшей адаптации детей к занятиям, организованным на основе общих требований. Показателем этого является участие детей детского сада в муниципальных («Веселые старты»), окружных («Кунцево») и городских («Президент», «Малыши открывают спорт») соревнованиях.
Несмотря на отклонения в физическом здоровье, выпускники детского сада успешно посещают спортивные секции по плаванию, некоторые из них входят в юношескую сборную Москвы. За период работы самым большим успехом является плавание детей-инвалидов.
Своим опытом работы с детьми-инвалидами сотрудники детского сада делились с педагогами Израиля и с немецкими коллегами в рамках программы «Ребенок в городе».
По показаниям специалистов работа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей должна продолжаться до пятнадцатилетнего возраста. Поэтому среди первоочередных планов дошкольного учреждения - создание групп для продолжения коррекционной работы с выпускниками, сотрудничество со специализированной школой и городской больницей № 18. Над этой проблемой и предстоит работать в будущем.
В детском саду № 1671 ЗОУО ДО с 2000 года работает группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» для социальной адаптации детей, имеющих заболевание «детский церебральный паралич». Проблема социальной адаптации этих детей остро стоит и перед их родителями.
Как показывает статистика, многие семьи, в которых рождается больной ребенок, вскоре распадаются, и чаще всего женщина остается со своей бедой один на один. Анкетирование, проведенное в детском саду, показало, что 85% детей из группы «Особый ребенок» принадлежат к неполным семьям.
Есть дети, которых воспитывают только дедушки и бабушки.
В результате первых бесед с родителями и наблюдений за детьми стало понятно, что родители видят цель группы как лечебно-профилактическую и самым главным для них является посещение сеансов массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии и занятия в бассейне.
Педагоги постарались убедить родителей в необходимости проведения комплексной работы с детьми, которая включает в себя интеллектуальное развитие, лечебно-оздоровительные и коррекционные мероприятия, объяснили важность гибкого режима, соблюдения гигиенических требований к нагрузкам и проведения занятий по подгруппам.
С детьми этой группы работают следующие сотрудники: воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, инструктор по плаванию, педагог-психолог, медицинский персонал.
Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов».
На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.
Одним из решений «круглого стола» предполагалось проведение цикла занятий, необходимых как для детей, так и для родителей.
Занятия «Здравствуй, малыш!», «Новый мир для ребенка», «Я познаю себя», «Что я умею?», «Какое у меня настроение?» помогли детям понять друг друга, а их родителям - ближе познакомиться друг с другом.
Не менее важными оказались вопросы, как и во что играть с ребенком. Поэтому в план был включен психолого-педагогический практикум.
Еще одной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Они дали детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми и способствовали организации сотрудничества педагогов и родителей.
Позднее были организованы интегрированные игровые занятия по музыкальному развитию совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем.
Педагоги начали обсуждать с родителями сценарии праздников, в которых они принимали непосредственное участие, исполняя роли вместе с детьми, и такое совместное творчество стало традицией. Необходимыми оказались для родителей и занятия по обучению детей навыкам самообслуживания, в результате чего к концу года некоторые дети стали обедать без помощи взрослых. Обеды в нашем детском саду - это тоже большая помощь родителям, хотя проблем у них остается еще очень много: транспорт, специальное оборудование, медицинское обслуживание и другие.
Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание - исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.
Особенно трогательно проходят праздники 8 Марта. Дети научились поздравлять мам, бабушек - каждый по-своему: кто умеет говорить, тот читает стихи, поет песни, кто еще плохо владеет речью - рисует, делает поделки, и эти усилия трогают взрослых до слез.
Дети, которые проходят адаптацию, усваивают навыки самообслуживания и общения, переводятся в общие группы детского сада, где их тепло встречают дети и воспитатели.
Несомненным достижением данной работы является то, что семь выпускников детского сада учатся в коррекционных классах, и можно порадоваться тому, что избавлены от надомного обучения и не лишены общения со сверстниками.
Коллектив детского сада № 1800 уже в течение четырех лет успешно работает с детьми с тяжелой комплексной патологией, имеющими особые проблемы в развитии и особые нужды.
По данным статистики всего лишь 50% таких детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня получают специализированную помощь. Одна из причин этого - нежелание родителей отрывать от себя ребенка и отсутствие у них веры в положительный результат лечения и реабилитации.
Опыт работы с детьми-инвалидами и их общения со здоровыми сверстниками выявил актуальную социально-психологическую проблему семей, в которых растут такие дети.
Зачастую и дети и взрослые в таких семьях очень ранимы, тяжело переживая реальное состояние ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому коллектив дошкольного учреждения проводит работу с детьми, не посещающими детский сад, таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как каждый из их сверстников.
Дети-инвалиды совместно с родителями принимают участие в праздниках, проводимых в детском саду, в прогулках, досугах. На новогодних праздниках вместе с детьми детского сада приходящие дети-инвалиды получают подарки.
Родители детей получают ответы на волнующие их вопросы, советы психолога, дефектолога, педагога, врача; делятся своими заботами и радостями.
При участии родителей проходят занятия интеллектуально-развивающего цикла с использованием оборудования ЛЕГО.
Постепенно и дети, и их родители становятся более уверенными в своих возможностях и принимают активное участие во всех доступных видах деятельности. Таким образом, у детей формируются личностные качества, необходимые для дальнейшей успешной социальной адаптации: оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах.
С 1999 по 2004 год в учреждении прошли курс реабилитации 37 детей-инвалидов, не посещающих детский сад.
Галина АБЛИХАРОВА,
ведущий специалист отдела дошкольного образования ЗОУО ДО г.
Спонсор публикации статьи – интернет-магазин All-Massage-Tables.Ru, предлагающий широкий ассортимент профессионального массажного оборудования. Вы можете приобрести массажный стол в Москве с бесплатной доставкой в пределах 30 км от МКАД. Массажная продукция, представленная в интернет-магазине, способна удовлетворить потребности как медицинских кабинетов, салонов красоты, фитнес-центров, так и частных массажистов, занимающихся выездной практикой – в таком случае в интернет-магазине можно приобрести складной стол для массажа вместо стационарного массажного стола.
Законодательство
Дети-инвалиды могут воспитываться на дому или посещать детский сад. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» такие дети могут посещать специальные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов или на общих основаниях посещать обычный детский сад (детское дошкольное учреждение общего типа). Возможность пребывания в детском дошкольном учреждении общего типа определяется в зависимости от состояния здоровья ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение обучает детей по общеобразовательным программам дошкольного образования различной направленности. Детям в возрасте до семи лет оно обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. № 2562 (далее- Типовое положение о до* школьном образовательном учреждении), к дошкольных (образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
— детский сад;
— детский сад для детей раннего возраста;
— детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
— детский сад присмотра и оздоровления;
— детский сад компенсирующего вида;
— детский сад комбинированного вида;
— детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников;
— центр развития ребенка - детский сад. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые Условия для организации коррекционной работы.
На основании заявления родителей и экспертноГо заключения ребенок принимается в тот или иной детский сад, где с ребенком будут работать лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию. С детьми, посещающими детский сад ежедневно занимаются воспитатели и специалисты: инструктор лечебной физкультуры, учитель-логопед, педагог-психолог, педагог дополнительного образования (подготовка к обучению в школе), музыкальный руководитель, руководитель театральной студии, воспитатель по изобразительной деятельности и другие.
В крупных городах, в частности в Москве и Санкт- Петербурге, создана целая сеть детских дошкольных учреждений для детей с патологией речи, слуха, зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с недостатками умственного развития, а также для детей с общими заболеваниями.
4.1. Воспитание в детском дошкольном учреждении
В маленьких городах, поселках городского типа и иных небольших населенных пунктах специализированные детские дошкольные учреждения для детей-инвалидов, как правило, не создаются. Детям-инвалидам приходится посещать детские сады общего типа или ездить в областной центр.
В детских садах создаются особые условия для обучения и воспитания детей-инвалидов: спортивные и тренажерные залы, бассейны, изостудии, театральные студии, музыкальные залы, фитобары и т. п. При необходимости дети получают усиленное питание и массаж, а также находятся под постоянным контролем логопеда или дефектолога.
Образовательный процесс для детей-инвалидов может осуществляться по специальным программам. Например, в московском Дошкольном образовательном учреждении № 1790 с целью оздоровления детей с патологиями двигательного аппарата проводятся заналивание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла), массаж, самомассаж, точечный массаж, гидромассаж, фитотерапия, кислородный коктейль, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, сеансы с использованием люстры Чижевского, сеансы «Маремед». Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, диагностика по плаванию, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств; диагностика по программе М. Лазарева «Здравствуй» и определение уровня зрелости нервных процессов.
С детьми-инвалидами ежедневно проводится работа по физической реабилитации, психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.
Педагоги и родители неоднозначно относятся к идее обучать всех детей-инвалидов в одном учреждении. С одной стороны, многие говорят о том, что их ребенок чувствует себя некомфортно в одной группе со здоровыми детьми. С другой стороны, есть примеры, доказывающие, что не всегда уместно проводить черту между здоровым ребенком и инвалидом.20 Представляется, что ответ на данный вопрос зависит от состояния здоровья малыша. Ведь дети, которые имеЮт серьезные проблемы со здоровьем, например, дети с пороками сердца, сахарным диабетом или бронхиальной астмой, несомненно, нуждаются в особом уходе, а педагоги, работающие с такими детьми, должны ооладать специальными знаниями.
Законом РФ «Об образовании» определено, что учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольное образования, по общему правилу могут устанавливать плату за содержание ребенка в указанных учреждени. ях, если иное не установлено федеральными законами Однако за содержание детей с отклонениями в развитии, а также детей с туберкулезной интоксикацией, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Остальной перечень льгот устанавливается на уровне субъектов РФ. Во многих субъектах РФ льготная плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях или бесплатное содержание детей предусмотрена в том случае, если оба родителя инвалиды I или II группы, если семья ребенка-инвалида является многодетной, если семья ребенка относится к категории семей военнослужащих и сотрудников органов МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Полное или частичное освобождение от платы за детский сад, как правило, осуществляется на основании заявления родителя такого ребенка, к которому прилагается справка с места жительства о составе семьи, копия свидетельства о рождении ребенка и иные подтверждающие документы.
Алгоритм действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ
С момента поступления детей с ОВЗ и детей-инвалидов в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих ДОУ
Ребенок с ОВЗ, поступивший в детский сад | |||
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выяснение образовательного запроса | |||
Воспитатели
Беседы, консультации, Создание комфортной для ребенка психологической среды в группе |
Специалисты | Администрация ДОУ
Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями) |
Медработник ДОУ |
Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида (ПМПК ДОУ) | Создание условий для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида во время его пребывания в учреждении | Составление графика приема лекарственных препаратов согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ | |
Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида | |||
Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида | — | — | |
Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида | — | — | |
Проведение промежуточной аттестации, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности | — | — | |
Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида | — | — | |
Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида | — | — | |
Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации) |
На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
Виды и правила организации работы детских садов для детей с ограниченными возможностями
В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.
Администрация, заключает договора:
— между ДОУ и родителями (законными представителями) ребёнка, посещающего ДОУ;
— О психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
Весь коллектив ДОУ способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ. Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.
Следующим этапом осуществляется углубленная психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один или два или три года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года, в мае в конце учебного года, в сентябре следующего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года подготовительной к школе группы по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
При необходимости родители присутствуют при проведении педагогической диагностики. В конце учебного года по решению педагогического совета и согласию родителей дети-инвалиды направляются на РПМПК для уточнения программы обучения.
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией учреждения должны создаваться специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:
Оборудование для развития общей подвижности;
Оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
Материалы для изобразительного творчества;
Фонотека, музыкальные игрушки;
Художественная литература для детей.