Истории об имаме абу ханифе. Вероубеждение четырех имамов: Имам Абу Ханифа

Мазхаб в переводе с арабского языка означает «путь», а в юридическом смысле – юридическая «школа» шариатского права в исламе. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение получили четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Но первоначально в исламе никаких мазхабов (юридических школ) не было. Они начали складываться в VII−XII веках, когда стало бурно развиваться исламское право.

Дело в том, что халифат (государство, основанное пророком Мухаммадом (мир ему!) стремительно расширялся, в его орбиту втягивались новые страны, культуры и цивилизации. Это было время расцвета науки, экономики. Требовалось решать новые проблемы − от бытовых до философских, политических, экономических. Необходимы были новые подходы к применению норм ислама.

Самым первым в суннизме появился Ханафитский мазхаб. Название эта правовая школа получила в честь своего основателя − имама Абу Ханифы, перса по национальности. Абу Ханифа − самый известный и признанный среди всех мусульман мира имам.

Ханафитский мазхаб отличается толерантностью, гибкостью, особенно в торговых, финансово- экономических отношениях, а также в гражданском и уголовно-процессуальном праве. Имам Абу Ханифа избрал такой метод: дискуссировать и обсуждать все вопросы в кругу многочисленных учеников. Он обозначал проблему. Каждый ученик предлагал решение и аргументировал его. Все предложения протоколировались. Из них Абу Ханифа выбирал самое оптимальное. Сам имам Абу Ханифа был еще и торговцем тканями, что тоже наложило отпечаток на развитие этой правовой школы как самой рациональной.

Ханафитская правовая школа суннизма получила распространение в основном среди неарабских народов, и сегодня последователями этой школы являются мусульмане-сунниты Турции, Пакистана, Ирака, части Сирии, Афганистана, Северной Индии, Синь-Цзяна. На территории бывшего СССР приверженцы ханафитского мазхаба − мусульмане части Кавказа (Карачаево- Черкессии, Кабардино-Балкарии), Крыма, Поволжья, Урала, Сибири (то есть практически всей России), а также всей Центральной Азии. Территория современного Кыргызстана в эпоху распространения этой школы входила в различные тюркские союзы, поэтому кыргызы тоже стали ханафитами.

Имам Абу Ханифа

Настоящее имя основателя ханафитской школы, Абу Ханифы, − Нуман ибн Сабит. Хотя среди верующих мусульман всего мира он больше известен как имам Абу Ханифа, или аль-Имам аль-Азам» («Величайший из имамов»). Абу Ханифа родился в 699 году в городе Куфа (Ирак) в семье богатого торговца шелком. Его дед принял ислам во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба.

В городе Куфе Абу Ханифа получил общее и богословское образование. Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада (мир ему!). Так, в 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил хадж и посетил могилу пророка (мир ему!) в городе Медине. Там он увидел Абдуллу ибн аль-Хариса (одного из сподвижников пророка) и услышал от него слова (хадис) пророка Мухаммада (мир ему!). Поэтому Абу Ханифу считают одним из табиин (поколение мусульман, заставших сподвижников пророка Мухаммада (мир ему!).

Когда Абу Ханифе было 22 года, он стал учеником иракского богослова казы (судьи) Хаммада ибн Абу Сулеймана, в кружке которого провел 18 лет, вплоть до смерти учителя, а затем сам возглавлял этот кружок в течение десяти лет, считаясь самым авторитетным имамом-правоведом Ирака. После утверждения у власти Аббасидов он вернулся в Ирак, где продолжал жизнь торговца и ученого. Халиф аль- Мансур предложил Абу Ханифу занять высокую должность верховного казы (судьи) в новой столице − Багдаде, но Абу Ханифа отказался. Его отказ привел в неистовство аль-Мансура. В отместку халиф приказал заточить его в тюрьму и высечь, несмотря на его возраст и высочайший авторитет. Вскоре после этого, в 767 году, аль-Имам аль-Азам умер в тюрьме.

Ханафитская правовая школа, как уже говорилось, распространена в основном в неарабских странах и по праву считается самой толерантной и рациональной. На это есть свои причины.

Утверждение о рациональности ханафитской школы основано на географической специфике Ирака, отдаленностью от родины ислама – Мекки и Медины, где проживала основная часть носителей хадисов. В Ираке в те времена сложилась целая система в обращении к разуму, логике как единственно возможному в новых условиях источнику знания. Поэтому ученых-правоведов городов Куфы и Багдада часто называли «ахль рай», а, например, ученых города Медины − «ахль хадис». Так, имам Малик ибн Анас (маликитская правовая школа) имел возможность часто общаться с жителями Медины, которые были носителями хадисов от пророка (мир ему!). У Абу Ханифы такой возможности не было, и он часто прибегал, помимо Корана и сунны, к разуму и логике, исходя из целей ислама и его духа.

На толерантность ханафитского мазхаба повлияло и то, что Абу Ханифа разработал известное положение учения об имане (вере), то есть признании вторичности действий (амаль) по отношению к словесному признанию веры (аль-икрар би-ль-лисан) и подтверждению сердцем (ат-тасдик би-ль-кальб).

Абу Ханифа и его ученики рассматривают словесное признание, например, когда человек говорит, что верит в Аллаха и не отрицает Творца, подтверждение сердцем своей веры в Аллаха и в остальные столпы веры, в ангелов, пророков, книги, судный день, жизнь после смерти, ад и рай, предначертание судьбы, достаточным основанием для того, чтобы считать человека верующим мусульманином. И если мусульманин совершает разные грехи – то он все равно считается мусульманином, хоть и грешным, испорченным (фасик). Это важнейшее положение ханафитской школы является ключевым с точки зрения обоснования толерантности и рациональности этой школы.

Эта позиция в ханафизме оказалась очень важной, так как сегодня не многие мусульмане соблюдают все положенные религиозно-обрядовые предписания для верующих мусульман. По представлениям ханафитов, милость Всевышнего охватывает всех, кто заявил о своем исламе и принял религию в своем сердце, даже будучи грешником или не выполняющим обязательные предписания ислама. И каждый такой мусульманин имеет право на принадлежность к всемирной умме − общине пророка Мухаммада (мир ему!).

Ведь Абу Ханифе довелось выносить свои правовые решения в «эпоху перемен». Это было время смены династий, сопровождавшейся разрушительной гражданской войной, многочисленными оппозиционными движениями, смутой. Так, в начале 740-х годов произошло вооруженное выступление против власти Омейядов, затем в 740−750-х годах движение Аббасидов пришло к власти путем переворота. Начинались времена мятежей, хаоса и насилия. Это повлияло и на идеологию, и на методы правовых решений Абу Ханифы, превратив в итоге его школу в самую толерантную и мягкую, где во главу угла ставилась неприкосновенность человеческой жизни, его свобода.

Положение о вере ханафитской школы появилось как раз в то время, когда в халифате получила распространение сектантская радикальная группа, которая обвиняла других мусульман в неверии. Эту группу назвали хариджитами. Хариджиты появились как третья группа во время спора о власти и раскола мусульман на суннитов и шиитов. Хариджиты (мн. хаваридж, вышедшие с оружием в руках против власти халифа) − сектантская, террористическая группа, обвиняла в неверии других мусульман за большие и малые грехи, хариджиты схожи с современными такфиритами. Пуританство в сочетании с религиозной риторикой позволило им найти отклик в нижних социальных слоях современного им общества. Беспощадные к своим оппонентам-врагам, хариджиты провозгласили идею религиозного убийства – истирад. По их учению, каждый мусульманин-«великогрешник» признавался неверным (кафиром), ставился вне закона и подлежал убиению. На практике же «великогрешниками» в глазах хариджитов становились их политические оппоненты, любой, кто не примкнул к их течению. При этом хариджиты обвинили в неверии (куфре) и суннитов и шиитов. Нападали, грабили и убивали с именем ислама своих единоверцев. Началась фитна (смута) и раскол уммы (общины мусульман). И сегодня, в XXI веке, мы наблюдаем в Сирии и Ираке раскол, смуту и похожие сектантские вооруженные группировки, обвиняющие других мусульман в неверии (такфир). Такие группы сегодня называют такфиритами (обвиняющими других верующих в неверии, дающими разрешение убивать и грабить мусульман), они, как и хариджиты, являются радикальной сектой, переходящей в терроризм.

Абу Ханифа лично сталкивался с сектантами в 745 году, когда в город Куфу вторглась группа хариджитов. Противостояние сектантам было для Абу Ханифы первостепенным. Чтобы противостоять им, Абу Ханифа начал работать над идеей «ирджа» (оставления разногласий на суд Всевышнего). Это повлияло на снижение разногласий и исключило возможность взаимных обвинений в неверии (такфир) между мусульманами.

Считается, что Абу Ханифа первым применил методы исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение разработок исламских правоведов с требованиями повседневной жизни и реалий современности. Ведь Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования разных инструментов и методик, основанных на разуме, суждении по аналогии (кияс), а также использования норм обычая (урф, адат) как одного из источников шариата.

Данный принцип позволял местным жителям сохранять свои национальные доисламские традиции. Кстати, народные обычаи, не противоречащие основам ислама, признаются в ханафитском мазхабе одним из вспомогательных источников исламского права. Это и есть та причина, по которой ханафитский мазхаб считается самым гибким и терпимым к разным обычаям, традициям и культурам. Эта школа быстро распространилась среди воинственных кочевников Золотой Орды, Средней Азии, Османских тюрков и империи Великих Моголов. Не поглощая и не «арабизируя» национальные культуры и обычаи, ханафитская школа включила их в источники своего права.

Настоящее имя Абу Ханифы, Нугман бин Сабит бин Зута. «Абу Ханифа» является его куньей, т.е. прозвищем. Он был муджтахидом, ученым фикха, основателем ханафитского мазхаба. Среди тюркоязычных мусульман он больше известен под прозвищем «Имам Аꞌзам», что в переводе значит «величайший имам».

Абу Ханифа (رحمه الله) родился в Куфе, в 80 году хиджры. Живя в исламской среде, Нугман бин Сабит (رحمه الله) уже в детстве выучил наизусть Коран. С юношества Нугман (رحمه الله) занимался торговлей, но при этом осваивал мудрость исламских наук под руководством имама Хаммада ибн Абу Сулеймана (رحمه الله) - муфтия Куфы. Помимо религиозных знаний, будущий ученый также интересовался арабской литературой, поэзией и грамматикой. На тот момент Куфа, как и весь Ирак, была центром слияния множества религиозных наук. Именно в Куфе зародилась наука, известная как «калам». Сторонники данной науки наряду с Кораном и сунной, использовали логику и аналитику в толковании религиозно-правовых вопросов. На центральных площадях Куфы разгорались бурные дискуссии между сторонниками калама и людьми, называвшими себя «ахлюльхадис». «Ахлюльхадис» призывали мусульман руководствоваться только Кораном и сунной пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم) в решении религиозно-правовых вопросов. Абу Ханифа (رحمه الله), воспитывавшийся в религиозной семье, временами принимал участие в данных дебатах.

Во времена Абу Ханифы (رحمه الله), количество религиозных сект на территории Ирака становилось все больше. Среди этих сект возникали идеологические группы с особо крайними учениями. В тоже время со стороны правящей династии омейадов, не прекращались политические репрессии против потомков пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم). Нугман бин Сабит (رحمه الله), обладавший сильным логическим мышлением, предпочитал не вступать ни в одну из действовавших на тот момент в Ираке групп или сект, вместо этого, он выбрал путь получения знаний, а методом получения знаний он выбрал калам.

Посвятивший наукам свои молодые годы, будущий великий имам прилежно учился у своего наставника и после смерти имама Хаммада (رحمه الله), он возглавил его школу и продолжил его дело. Абу Ханифа (رحمه الله) начал преподавать исламские науки. Обучая молодежь, имам Аꞌзам (رحمه الله) не прерывал своих связей с миром торговли. Занимаясь торговлей, он имел определенный доход, дозволенный с точки зрения шариата. Имея источник дохода, у него была возможность вести свою независимую просветительскую деятельность. Часть прибыли от торговли, Абу Ханифа (رحمه الله) тратил на нужды тех своих учеников, которые попадали в затруднительное финансовое положение. Как известно из источников, имам Аꞌзам (رحمه الله) оказывал финансовую поддержку ученикам, не имевшим возможность жениться (Захаби, стр.39).

В делах торговли он походил на Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), потому что и тот, и другой, будучи умелыми торговцами, не нарушали порядка, установленного шариатом относительно торговли: менее хороший товар они клали сверху, а более качественный снизу, таким образом, не вводя в заблуждение покупателя.

Однажды, одна женщина принесла Абу Ханифе (رحمه الله) шелковое платье, с целью его продажи. Он спросил о стоимости этого платья. Женщина запросила за него сто дирхамов. В ответ она услышала, что это платье стоит больше ста дирхамов и имам попросил ее назвать истинную цену этого платья. Тогда женщина добавила к названной цене еще сотню, получилось двести дирхамов, но и с этой ценой Абу Ханифа (رحمه الله) не согласился. Когда цена достигла трехсот дирхамов, праведный торговец отказался покупать платье, ссылаясь на то, что эта цена слишком мала. Когда же необычный торг возвысил цену товара до четырехсот, и когда Абу Ханифа (رحمه الله) отказавшись покупать платье за такую цену, попросил женщину назвать истинную стоимость товара, женщина, возмутившись, сказала: «Неужто ты издеваешься надо мной?!». Имам Аꞌзам (رحمه الله) сказал: «Приведи, кого-нибудь, и мы попросим постороннего человека определить цену этого платья». Пришел человек, который определил стоимость платья в пятьсот дирхамов. Так, платье было куплено за пятьсот дирхамов, хотя изначально запрашиваемая цена была лишь сто дирхамов. Этот случай до сих пор широко известен в мусульманских странах, и он является назидательным примером для людей, занимающихся торговлей.

Абу Ханифа (رحمه الله) обладал высокой нравственностью. Он был очень мудрым ученым. Он много размышлял, мало говорил, сторонился грехов и людей, преданных мирским развлечениям, он не любил праздные речи, на задаваемые вопросы отвечал очень точно и объемно.

Он первым систематизировал основы исламского права, рассматривая различные правовые вопросы, возникавшие среди мусульман. Помимо этого, он также разработал доктрину исламского вероучения. Его уроки в разное время посещали тысячи учеников, из них сорок достигли степени ученых (муджтахидов) (Аль-Кардари, Мунакибуль имам Абу Ханифа, стр. 212).

Самыми известными из учеников великого имама, ставшими учеными являются, Абу Юсуф и Мухаммад бин Хасан аш-Шайбани. Правовая школа Абу Ханифы (رحمه الله) образовалась от двух источников: уроков, которые имам давал своим ученикам и фетв (религиозных решений по какому-либо вопросу), которые он выносил, давая ответ на задаваемые вопросы граждан. Метод преподавания был схож с методом древних философов, использовавших при преподавании диалектический метод. На суд собравшихся выносился какой-либо вопрос, или проблема, ученики начинали дискуссию касаемо данного вопроса или проблемы, каждый из них высказывал свое мнение по данной теме, и только в конце, выслушав мнения учеников, ученый основываясь на канонические тексты Корана и сунны, выводил решение по обсуждаемой проблеме. Все подобные решения вместе с каноническими доказательствами фиксировались в письменном виде. Позже, слова имама, записанные на уроках, были возведены в ранг правовых правил ханафитского мазхаба. Данная работа была проведена самыми близкими учениками имама, достигших степени ученых. Собрания, которые имам Абу Ханифа (رحمه الله) проводил, обучая людей, были своего рода центром для диалога. Отсутствие диктаторства со стороны имама и возможность свободно высказывать свои мысли участниками этих собраний, сделали школу Абу Ханифы (رحمه الله) и его самого, очень известными среди населения Куфы и в целом Ирака.

Простой народ Ирака очень сильно любил Нугмана бин Сабита

(رحمه الله) за его фетвы, которые помогали людям решить многие вопросы, за то, что имам был противником всех бунтов и смут, которые, как и сейчас сотрясали землю Ирака. Люди любили его за его богобоязненность, что является важным качеством для каждого мусульманина. Одними из важных пунктов его наставлений, данных им своим ученикам, было то, что имам советовал своим единомышленникам всегда стремиться к получению знаний и сторониться невежд и фанатиков.

Абу Ханифа (رحمه الله) никогда никому не говорил, что лишь его мнение является самым правильным. Если кто-то мог привести более правильное мнение, основанное на достоверных доводах, тогда ученый оставлял свое мнение и брал мнение своего оппонента. Часто он советовал своим ученикам не записывать все его слова говоря: «Не пишите каждое произнесенное мною слово, ведь может оказаться так, что завтра я поменяю свое мнение». Абу Ханифа (رحمه الله) никогда не призывал своих последователей к фанатизму.

Абу Ханифа (رحمه الله), будучи сторонником калама, часто участвовал в дискуссиях с противниками этого научного подхода, но отстаивая свою точку зрения, он не навязывал свое мнение оппонентам. Занимаясь научными изысканиями, он говорил: «Это то к чему, мы пришли своим разумом. Никто не обязан принимать наше мнение, мы никому не навязываем свою точку зрения. Наших сил хватило на то, чтобы вывести те фетвы, которые мы смогли разработать, по нашему мнению, это самое лучшее из всего имеющегося. Если кто-либо найдет, что-либо лучше этого, пусть предоставит, мы примем то, что лучше» (Захаби).

Несмотря на то, что Абу Ханифа (رحمه الله) полностью предавался преподаванию, он активно отстаивал свою гражданскую позицию, в отношении политических процессов, происходивших на тот момент в стране. Часть его жизни прошла во время правления династии омейадов, другая часть жизни прошла, когда страной правили аббасиды. Политику обоих правящих домов имам подвергал критике. Он обладал безграничной любовью к семейству пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). Он всегда был на их стороне. Изначально Нугман бин Сабит (رحمه الله) поддерживал приход к власти аббасидов, так как они объявили о полной амнистии членов семьи пророка, а также о том, что они будут всячески способствовать восстановлению их прав, но спустя некоторое время после обретения власти, они также, как и их предшественники продолжили вести гонения на святое семейство. Видя это, Абу Ханифа (رحمه الله) выступил против такой политики, ведущейся кланом аббасидов. Антиправительственная агитация проводилась и на его уроках. «Как во время омейадов, так и во время аббасидов, личность Абу Ханифы (رحمه الله) была крайне неудобной для правителей мусульманского халифата. И омейады, а потом и аббасиды пытались укрепить свой авторитет среди населения своей страны. С этой целью, зная какое влияние на людей имеет великий имам, они пытались привлечь его на свою сторону предлагая должность верховного судьи. Во всех случаях Абу Ханифа (رحمه الله) отказывался от их предложений. В итоге из-за своей непокорности он был арестован и помещен в тюрьму» (Ибнуль Асир, аль-Камиль фиттарих, стр. 559).

Люди уважали его за смелость и бескорыстие. Он не принимал никаких наград и подарков, даруемых аббасидскими правителями. Он жил на то, что зарабатывал своим трудом. Потеряв терпение от творимого аббасидами нечестия, он дал присягу верности Зайду бин Али – правнуку четвертого халифа Али бин Абу Талиба. Зайд бин Али возглавил антиомейадское восстание в Куфе в 739 году.

Над потомками пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم) все больше сгущались темные тучи политических репрессий, данное обстоятельство вынудило Мухаммада ан-Нафсу аз-Заки потомка Али бин Абу Талиба по линии Хасана выступить против правительства. Восстание было жестоко подавлено, руководитель восстания был уничтожен. Абу Ханифа (رحمه الله) в Ираке, имам Малик (رحمه الله) в Медине, резко осудили действия властей в отношении восставших. Из-за этих акций оба были арестованы. За призыв Абу Ханифы (رحمه الله) оказать поддержку притесняемому роду пророка, с которым он обращался к народу, тюремная стража ежедневно подвергала его зверским пыткам. Находясь в тюрьме, он принял мученическую смерть в возрасте 70 лет. Есть версия, что он был отравлен (ан-Намари, аль-интика, стр.170). Имам был похоронен на кладбище Хайрузан в Багдаде. Проститься с имамом пришли тысячи горожан.

Великий имам Нугман бин Сабит Абу Ханифа (رحمه الله) оставил своим последователям такое наставление: «Ни для кого не является дозволенным выводить фетвы от нашего имени, не зная на какое доказательство оно основано». Абу Ханифа (رحمه الله) понимал, что ислам не может быть ограничен мнением лишь одного человека, или учением одного мазхаба. Ни Абу Ханифа (رحمه الله), ни другие имамы, не стремились к достижению идеологической монополии в исламском мире. Они призывали своих учеников и последователей принимать за основу сунну пророка Мухаммада (صلى الله عليه و سلم), и следовать его путем.

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным.

Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон имама. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой, рахимахуллах. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, — единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы, рахимахуллах, и более половины уммы Пророка Мухаммада и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов. Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность — все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе, рахимахуллах.

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников Посланника Аллаха . В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка . Куфа была тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд и почтенный хазрат Абу Хурайра .

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование имам. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамейн (Мекки и Медины).

Родословная
Нуман ибн Сабит ибн Зута ибн Мах (или ибн Марзубан) (расхождение во мнениях имеется только относительно формулировки, а не имени)

Год и место рождения
80-й год по хиджре, г. Куфа (Ирак).

Известные обращения к нему
Имам Азам / Абу Ханифа, рахимахуллах

Особенный факт
Единогласно признается, что имам Абу Ханифа, рахимахуллах, был табиином. В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел имам. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С принципиально иным мнением выступает хафиз Аль-Миззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках.

Получение знаний
Начальные исламские знания имам Абу Ханифа, рахимахуллах, приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело.

Источник заработка:
Торговля шелком

Продолжение обучения
К 22-м годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би, рахимахуллах, посоветовал имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, приобщиться к какому-нибудь ученому.

Не сумев ответить на вопрос о правильной процедуре развода в соответствии с Сунной, имам Абу Ханифа, рахимахуллах, начал посещать собрания имама Хаммада, рахимахуллах, — ученика Анаса , покончив тем самым с участием в дебатах. Следующие десять лет он провел в качестве ученика имама Хаммада, рахимахуллах. Через два года в связи со смертью одного из своих родственников имам Хаммад, рахимахуллах, внезапно уехал на два месяца в Басру, оставив имама Абу Ханифу, рахимахуллах, продолжать его работу в Куфе. Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, оставался учеником имама Хаммада, рахимахуллах, еще восемь лет.

Наиболее значимый учитель фикха
Имам Хаммад, рахимахуллах

Наиболее значимый учитель хадисов
Имам Амир Ша’би, рахимахуллах,

Количество переданных хадисов
4000 хадисов, из которых 2000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада, рахимахуллах.

Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа , рахимахуллах

Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.
Хадис должен исходить от Святого Пророка и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.

Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, не принимаются.

Краткий список учителей имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммад ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

Краткий список учеников имама Абу Ханифы , рахимахуллах

Кади Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.

Труды имама Абу Ханифы , рахимахуллах

«Китаб-уль-Асар» — труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов, «Алим-уаль-мута‘аллим», «Аль-Фикх аль-Акбар», «Джами’уль Масанид», «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.

Качества имама Абу Ханифы , рахимахуллах :

Беспристрастность
Имам Абу Ханифа, рахимахуллах, никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость
Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу, рахимахуллах, прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа, рахимахуллах, спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе, рахимахуллах, 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу, рахимахуллах, и он простил должнику его долг.

Отзывчивость
Однажды, находясь в мечети, имам услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, имам ежедневно навещал его, ухаживая за ним.

Манеры
Имам никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну ас-Саури, рахимахуллах, что он никогда не слышал, как имам злословил о ком-то. Суфьян, рахимахуллах, ответил: «Абу Ханифа, рахимахуллах, не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».

Воздержанность и богобоязненность
Передают: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отдыхал в ночные часы».

Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа, рахимахуллах, плакал и взывал к Аллаху».

«В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа).
Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан , Тамин Дари , Саид ибн Джубайр, рахимахуллах, и имам Абу Ханифа, рахимахуллах.

Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.
Сорок лет подряд имам Абу Ханифа, рахимахуллах, совершал намаз фаджр с омовением, которое он брал для намаза иша.

Количество хатмов Корана каждый Рамадан
Шестьдесят

Количество совершенных им хаджей
Пятьдесят пять

Испытания и невзгоды

Испытание первое
Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа, рахимахуллах, отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как имам не хотел помогать в порочных делах).

Последствия отказа
Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз, ежедневно в течение 11 дней подряд.

Испытание второе
Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.

Последствия отказа
Заключение в темницу и жестокое избиение.

Продолжение испытания
Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от имама пересмотреть свое решение. В конце концов, имам поклялся Аллахом, что не примет его.

Последствия
С имама сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.

Положение при наступлении смерти
Саджда

Возраст и дата смерти
В возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или в Шавваль).

Похороны
Было проведено шесть джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.

Однажды группа женщин спросила у великого имама: « Почему женщина не может иметь более одного мужа, тогда как мужчине позволено иметь четырёх жён? ». Имам не смог ответить сразу и пообещал вернуться с ответом позже.

Он вошёл в дом в глубокой задумчивости. Видя отца озадаченным, его дочь Ханифа спросила: «В чём дело? ». И имам рассказал, что не может ответить на вопрос, заданный женщинами. «Я знаю ответ! воскликнула Ханифа. Но я скажу его только при условии, что ты будешь называть свое имя вместе с моим ». Имам согласился.

Ханифа позвала всех тех женщин к себе домой и дала каждой из них по чаше. Она попросила сцедить немного грудного молока в эти чаши. Затем взяла миску и попросила вылить молоко из чаш в нее.

Когда просьба была исполнена, Ханифа сказала, чтобы каждая из них взяла из миски свое молоко обратно. «Но это невозможно! »воскликнули они. «Таковы же последствия брака более чем с одним мужчиной , объяснила Ханифа. Как вы сможете отличить ребенка от одного мужа или от другого? »

Ошеломленные безупречным ответом Ханифы, женщины ушли… С тех пор Ан-Ну’ман ибн Сабит стал называть себя Абу Ханифой.

Справочно

Абу Хани́фа ан-Нума́н ибн Са́бит аль-Куфи (8 сентября 699, Эль-Куфа ‒ 18 июня 767, Багдад) ‒ выдающийся исламский богослов, факих и мухаддис , основатель и эпоним одной из четырёх суннитских правоведческих школ ‒ ханафитского мазхаба .

Имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) родился в 80 году по хиджре в городе Куфа. Его отец Сабит, встретившись в Куфе с ‘Али ибн Абу Талибом (мир ему и благословение), получил для себя и своего ребёнка благословение.

Уже в одиннадцать лет к нему приходили люди узнать его мнение по тем или иным мусульманским вопросам.

В течение сорока лет он совершал утренний намаз, не возобновляя омовение, совершённое перед вечерним намазом, тем самым проводя ночи без сна в поклонении Аллаху.

Нуман ибн Сабит (Абу Ханифа) за свою жизнь пятьдесят пять раз совершил паломничество в Мекку. Во время совершения им последнего хаджа он вошёл в Каабу и совершил двухракаатную молитву, в первом ракаате которой он прочитал пол-Корана, а во втором (ракаате) ‒ вторую половину. В месяце Рамадан Абу Ханифа полностью прочитывал Коран два раза. Всего же за свою жизнь он прочитал Коран семьдесят тысяч раз.

Великий имам учился у четырёх тысяч учёных. Больше всего у шейха Хаммада. Восемнадцать лет Абу Ханифа находился рядом с шейхом. Абу Ханифа настолько уважал и любил своего учителя, что, будучи даже дома, не протягивал ноги в сторону дома шейха Хаммада, хотя расстояние между их домами было семь улиц.

Когда он давал уроки в мечети Куфы, на каждом уроке присутствовало не менее тысячи человек. Из них сорок были муджтахидами (людьми, дошедшими до такого уровня, что могут извлекать те или иные решения из Корана и Сунны).

Великий имам Абу Ханифа, совершив утреннюю молитву, отвечал на вопросы учеников до обеда. После обеденного намаза до ночного обучал их исламским наукам (ильму), а потом шёл в мечеть и до утреннего намаза совершал ибадат (поклонение) Всевышнему.

Однажды на Куфу напали разбойники и украли овец. Думая, что овец зарезали в городе и продали народу, он не ел с того самого дня овечье мясо в течение семи лет, узнав, что овцы живут самое большее семь лет.

Абу Ханифа активно занимался торговой деятельностью. Однажды Абу Ханифа послал несколько рулонов шёлка, которые имели брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абдуррахману на продажу и строго-настрого наказал ему осведомлять покупателей о браке. Несмотря на это, Хафс ибн Абдуррахман забыл о наказе Абу Ханифы и продал ткань людям, не сказав о браке. Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю вырученную сумму от проданного шёлка бедным и неимущим. Весь доход от торговли он расходовал на содержание своих учеников, на оказание материальной помощи своим близким, учителям и т.д.

Как-то раз Абу Ханифа проходил по дороге и некий человек, указав на него, сказал другому: «Этот человек оживляет (проводит в поклонении) всю ночь», в то время как Абу Ханифа оживлял лишь пол-ночи, и с того момента Абу Ханифа начал оживлять всю ночь поклонением и сказал: «Я стыжусь Аллаха, так как мне приписывали то, чего я не совершаю».

В 150 году по хиджре (767г.) из-за невыполнения приказа халифа Абу Джафара Мансура возглавить суд Абу Ханифа попал в тюрьму и был наказан ударами плети. Каждый день количество ударов увеличивалось на десять. В день, когда количество ударов достигло ста, он умер. На его присутствовало около пятидесяти тысяч мусульман.

Абу Ханифа

Имам Абу Ханифа ‒ единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов).

Статья подготовлена по материалам открытых источников.

Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетной личностью. Он действительно был аскетичным, мудрым и набожным.

Огромное количество мухаддисов, а также ученых ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов единодушны в признании достоинств и сильных сторон Имама сахиба. Тысячи трудов были написаны имамом Абу Ханифой (рахматуллахи алейхи). Имам Абу Ханифа - единственный из всех имамов, удостоившийся титула «Имам-Азам» (Величайший из имамов). Значительное количество ученых и мухаддисов остались приверженцами имама Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи ), и более половины уммы Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) и по сей день продолжает придерживаться его учения.

Он родился в эпоху сахабов (радиаллаху анху м). Воздержанность, богобоязненность, щедрость, ученость, добродетельность - все эти качества были присущи имаму Абу Ханифе (рахматуллахи алейхи ).

Он был родом из Куфы, которая в то время была мощнейшим центром хадисов. В этом городе проживали тысячи сподвижников (радиаллаху анху м) Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям). В Куфе родилось более тысячи факихов, из которых сто пятьдесят были сподвижниками Святого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям). Куфа являлась тем городом, в котором когда-то проживали почтенный хазрат Абдулла ибн Масуд (радиаллаху анху) и почтенный хазрат Абу Хурайра (радиаллаху анху ).

Именно в этом известном образовательном центре и получил воспитание и образование Имам сахиб. Также много знаний и пользы он извлек и у ученых Аль-Харамэйн.

Родословная
Нуман ибн Сабит ибн Зута ибн Мах (или ибн Марзубан) (расхождение во мнениях имеется только относительно формулировки, а не имени)

Год и место рождения
80 год по хиджре, г. Куфа (Ирак).

Известные обращения к нему
Имам Азам / Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи )

Особенный факт
Единогласно признается, что имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ) был табиином. В разных источниках приводятся различные данные по количеству сподвижников, которых видел Имам сахиб. Сахиб-Икмаль передает, что их было двадцать шесть, в то время как хафиз Ибн Хаджар говорит о восьми. С наиболее противоположным мнением выступает хафиз Альмиззи, который говорит о семидесяти двух сподвижниках (радиаллаху анху).

Получение знаний
Начальные исламские знания имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ) приобрел еще в детстве, но период обучения продолжался недолго в связи со скорой кончиной его отца. Впоследствии, он продолжил семейное дело.

Источник заработка:
Торговля шелком

Продолжение обучения
К 22 годам большая часть его свободного времени проходила в дебатах. В этот период имам Ша’би (рахматуллахи алейхи ) посоветовал имаму Абу Ханифе (рахматуллахи алейхи ) приобщиться к какому-нибудь ученому.

Не сумев ответить на вопрос о правильной процедуре развода в соответствии с Сунной, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ) начал посещать собрания имама Хаммада (рахматуллахи алейхи ) – ученика хазрата Анаса (радиаллаху анху), покончив тем самым с участием в дебатах. Следующие десять лет он провел в качестве ученика имама Хаммада (рахматуллахи алейхи ). Через два года в связи со смертью одного из своих родственников имам Хаммад (рахматуллахи алейхи ) внезапно уехал на два месяца в Басру, оставив имама Абу Ханифу (рахматуллахи алейхи ) продолжать его работу в Куфе. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ) оставался учеником Имама Хаммада (рахматуллахи алейхи ) еще восемь лет.

Наиболее значимый учитель фикха
Имам Хаммад (рахматуллахи алейхи )

Наиболее значимый учитель хадисов
Имам Амир Ша’би (рахматуллахи алейхи )

Количество переданных хадисов
4000 хадисов, из которых 2000 хадисов были получены у одного только имама Хаммада (рахматуллахи алейхи )

Значимые принципы определения приемлемости хадисов, на которые опирался имам Абу Ханифа

  1. Хадис должен запоминаться в правильной форме с самого первого дня, когда он был услышан, до самого момента его передачи.
  2. Хадис должен исходить от Святого Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) и передаваться только по цепочке абсолютно надежных людей.
  3. Любые хадисы, которые противоречат Корану или другим известным хадисам, являются неприемлемыми.
Краткий список учителей имама Абу Ханифы ( рахматуллахи алейхи )
Амир ибн Шурахбиль, Ша’аби Куфи, Алькама ибн Мартад, Зияд ибн Илака, Ади ибн Сабит, Катада Басри, Мухаммед ибн Мункадир Мадни, Симак ибн Харб, Кайс ибн Муслим Куфи, Мансур ибн Умар и многие другие.

Краткий список учеников Имама Абу Ханифы (

рахматуллахи алейхи )
Кази Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, Зуфар ибн Хузайль, Хаммад ибн Абу Ханифа, Абу Исмат Мугира ибн Миксам, Юнус ибн Исхак, Абу Бакр ибн Айяш, Абдулла ибн Мубарак, Али ибн Асим, Джафар ибн Аун, Убайдулла ибн Муса и многие другие.

Труды имама Абу Ханифы (

рахматуллахи алейхи )
«Китаб-уль-Асар» - труд, созданный на основе 70 тысяч хадисов, «Алим-уаль-мута‘аллим», «Фикх Акбар», «Джами’уль Масанид», «Китабуль Рад аляль Кадирия» и многие другие.

Качества имама Абу Ханифы (

рахматуллахи алейхи )

Беспристрастность

Имам Абу Ханифа (
рахматуллахи алейхи ) никогда ни от кого не принимал покровительственных даров и поэтому не был никому обязан.

Гуманность и щедрость
Однажды, увидев проходившего мимо имама Абу Ханифу (

рахматуллахи алейхи ), прохожий свернул на другую дорогу. Когда имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ) спросил его о причине такого поступка, тот ответил, что он устыдился, поскольку был должен имаму Абу Ханифе (рахматуллахи алейхи ) 10 тысяч дирхамов. Скромность человека поразила имама Абу Ханифу (рахматуллахи алейхи ), и он простил должнику его долг.

Отзывчивость
Однажды, находясь в мечети, Имам сахиб услышал весть о том, что с крыши упал человек. Имам сахиб немедленно покинул собрание и, не надевая туфли, босиком устремился к месту происшествия. До тех пор, пока здоровье упавшего не пришло в норму, Имам сахиб ежедневно навещал его ухаживая за ним.

Манеры
Имам сахиб никогда не начинал говорить, если только в этом не было необходимости. Один человек как-то сказал Суфьяну Саури (

рахматуллахи алейхи ), что он никогда не слышал, как Имам сахиб злословил о ком-то. Суфьян (рахматуллахи алейхи ) ответил: «Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ) не настолько глуп, чтобы разрушать свои собственные хорошие поступки».

Воздержанность и богобоязненность

  1. Рассказывает Шарик: «Я ни разу не видел, чтобы имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ) отдыхал в ночные часы».
  2. Передает Абу Нуайм: «Даже перед исполнением намаза имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ) плакал и взывал к Аллаху».
  3. «В Коране нет такой суры, которую бы я не читал во время нафль-намазов» (Абу Ханифа, рахматуллахи алейхи )
  4. Хариджа ибн Мусаб передает, что есть четыре религиозных лидера, которые полностью прочитали весь Коран за один ракаат. Это Усман ибн Аффан (радиаллаху анху), Тамин Дари (рахматуллахи алейхи), Саид ибн Джубайр (рахматуллахи алейхи ) и имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ).
  5. Однажды прошла весть об украденной овце. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) начал узнавать, как долго живут овцы. Разузнав, он не ел мясо овцы в течение семи лет, боясь, что это мясо может принадлежать украденному животному.
  6. Сорок лет подряд имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи ) совершал фаджр-намаз с омовением, которое он брал для иша-намаза.
Количество хатмов Корана каждый Рамадан
Шестьдесят

Количество совершенных им хаджей
Пятьдесят пять

Испытания и невзгоды

Испытание первое
Во время правления Ибн Хубайры имам Абу Ханифа (

рахматуллахи алейхи ) отказался от его предложения занять пост верховного судьи (так как Имам сахиб не хотел помогать в порочных делах).

Последствия отказа
Его проводили через весь город на лошади, при этом хлестая его 10 раз ежедневно в течение 11 дней подряд.

Испытание второе
Во время правления Абу Джафара Мансура это предложение было сделано повторно, и снова последовал отказ.

Последствия отказа
Заключение в темницу и жестокое избиение.

Продолжение испытания
Халиф Абу Джафар Мансур снова настоятельно потребовал от Имама сахиба пересмотреть свое решение. В конце концов, Имам сахиб поклялся Аллахом, что не примет его.

Последствия
С Имама сахиба сняли рубашку и нанесли 30 ударов плетью. Кровь текла до самых пяток. Его в очередной раз заточили в темницу и 15 дней ограничивали питание, после чего его заставили выпить яд, из-за которого он и пал смертью шахида.

Положение при наступлении смерти
Саджда

Возраст и дата смерти
В возрасте 70 лет: в 150 г. по хиджре в месяц Раджаб (есть также мнения, что это произошло в месяц Шаабан или же в Шавваль).

Похороны

Было проведено шесть джаназа-намазов для того чтобы смогли принять участие более пятидесяти тысяч человек, собравшихся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.