Iv.3. состояние психической напряженности. Психическое напряжение

Состояние психической напряженности возникает в усложненных условиях деятельности, к которым относятся: ограничение времени на выполнение какой-либо работы, ситуации повышенной ответственности - экзамены, соревнования, необходимость действовать в присутствии начальства, а также недостаток информации.

Состояние психической напряженности зависит от условий деятельности и в то же время само влияет на ее эффективность. Умеренное психическое напряжение характеризуется повышенной активностью, хорошим самочувствием, мотивированностью на достижение высоких результатов. Повышенное напряжение сопровождается чувством дискомфорта, растерянности и обычно приводит к срывам деятельности.

Существует определенная закономерность между успешностью деятельности и уровнем психической напряженности. Впервые она была обнаружена в экспериментах Йеркса и Додсона в 1908 г. В этих экспериментах изучалась зависимость скорости научения от силы мотивации. Мотивация, особенно мотив избегания наказания, является одной из причин возникновения состояния напряженности. Оказалось, что наиболее успешное научение происходит при умеренной мотивации. Слабая и слишком сильная мотивация увеличивают время научения. Эта закономерность справедлива как для крыс, цыплят и кошек, так и для человека. Оптимум мотивации различается для заданий разного уровня сложности. Для более сложных задач этот оптимум обычно ниже.

Современные исследования отечественных психологов (В.Л. Марищук, Е.А. Милерян, К.К. Платонов и др.) показали, что кроме общих закономерностей влияния напряженности на поведение и эффективность деятельности существуют и индивидуальные различия в реагировании. Наиболее часто выделяют четыре формы поведения в экстремальных условиях:

  • 1. Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, скованности, напряженности и импульсивности действий и движений. Люди с таким типом поведения в стрессовых условиях (экзамен, ожидание важных результатов, отказа в работе приборов) кусают губы, их внимание приковано к случайным объектам, на неожиданные или эмоционально значимые факторы они реагируют сильно и импульсивно, действуют лихорадочно и хаотично.
  • 2. Тормозной тип поведения характеризуется почти полной заторможенностью действий в неожиданных, ответственных или эмоциональных ситуациях.
  • 3. Трусливый тип поведения заключается в том, что человек в ответственных ситуациях отказывается от выполнения своих функций. Наблюдаются апатия, пассивность, стремление уклониться от всякого вмешательства в ход событий.
  • 4. Прогрессивный тип поведения. Существует такая категория людей, которые в экстремальных условиях достигают наибольшей эффективности деятельности. Эти люди как бы сами ищут опасности. Сложности их воодушевляют, прибавляют оптимизма, повышают работоспособность, мобилизуют физические и психические силы.

Психологи видят три основные способа профилактики повышения психической напряженности:

  • - психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях;
  • - воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств личности, которые способствуют возможности управления психическими состояниями;
  • - создание благоприятного психологического климата и оптимизация условий деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс»: им обозначают широкий круг не только психических, но и физиологических состояний, например, физического напряжения или утомления. В настоящее время термин «стресс» дополняет словарь социологии, биологии, медицины и ещё ряда наук, в качестве объединяющего разные агрессивные внешние воздействия понятия. Кроме того, «стрессом» называют ситуации, сопровождающиеся такими воздействиями. психический напряженность стресс паника

Традиционное понимание понятия «стресс» заимствовано психологами из физиологии. Г.Селье и его школа дали глубокий анализ изменений, происходящих под действием выраженных внешних стимулов на организм человека. В частности, подробно были описаны изменения эндокринных желез, подконтрольных гипофизу. Перенесение физиологического значения стресса в психологию привело к смешению подходов изучения.

Против смешения выступил американский ученый Р.Лазарус, предложивший различать физиологический и психологический виды стресса. По его мнению, они отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм (например, при прикосновении к раскалённой поверхности).

Анализ психологического стресса, по мнению Р.Лазаруса, требует учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при котором последние являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. Так, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой - страхом и т.п.

Таким образом, разграничение физиологического и психологического стресса вносит упорядоченность в понимание проблемы, привлекает внимание к необходимости изучения собственно психологических особенностей этого состояния.

Другим сложным вопросом, вызывающим противоречивые мнения при разработке проблемы, является соотношение эмоций и стресса. Считается, что главной составляющей, «фундаментальным компонентом» психологического стресса является эмоциональное возбуждение. Именно эмоциональная насыщенность деятельности выделяется в качестве основной характеристики этого состояния в большинстве исследований.

Наиболее характерной на данный момент является тенденция рассматривать стресс как особое эмоциональное состояние, сходное с другими (аффектами, чувствами, тревожностью и др.).

Стресс -- явление, способное возникнуть у каждого человека как в специфических условиях, так и в повседневных жизненных ситуациях, носящих характер испытания для человека, -- оказывает существенное влияние на деятельность и поведение, вследствие чего вопрос о его причинах, природе и формах проявления приобрел самостоятельное научное значение, которое еще больше усиливается в связи с ростом требований, предъявляемых человеку современным производством, техникой, условиями окружающей среды и задачами, которые ему приходится выполнять.

Очевидно, что в этих условиях со всей остротой встает задача изучения психологических предпосылок выносливости, адаптации человека к стрессогенным воздействиям. А это в свою очередь предполагает исследование самого феномена стресса как особого психического состояния, возникающего в сложных условиях деятельности.

Резюмируя, можно сказать, что стресс - это состояние или процесс повышенного нервного напряжения из-за наличия напряженных или исключительных ситуаций, вызывающих страх.

Стресс включает три основные части: собственно панику, осмысленную деятельность и разработку выводов или действий.

ПАНИКА - ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ

Состояние паники - это кратковременная потеря логики в мыслительной деятельности человека при подготовке и принятии решения. Решение - это результат мыслительной деятельности, приводящий к выводу или действиям. Отсутствие логического мышления может привести к непредсказуемым выводам или действиям. Человек в состоянии паники очень опасен для окружающих и для самого себя.

Существуют три основных группы причин, вызывающих панику:

Патологические медицинские заболевания и психологические расстройства;

Особые социальные обстоятельства;

Случайное стечение напряженных ситуаций.

К первой группе относятся органические заболевания головного мозга, невротические расстройства, эндогенные заболевания.

Ко второй группе относятся обстоятельства, препятствующие удовлетворению человеком его основных биологических и социальных потребностей: в пище, жилье, безопасности, здоровье и др.

Третья группа причин обусловлена тем, что в наборе каждодневных ситуаций может быть такая их раскладка, при которой ситуации будут усугублять отрицательное действие друг друга (эффект отрицательной синергии). Паника среди группы лиц вследствие случайного стечения неблагоприятных обстоятельств может вызвать неожиданный для руководителя компании или страны общественный катаклизм.

Процесс ПРУР также подвержен влиянию панических настроений. Эти настроения могут происходить из-за:

Повышенного уровня эмоциональной возбудимости и активности внешней среды;

Потери веры в руководство;

Устойчивой изнуренности и крайней утомленности работников;

Сильно пониженного тонуса сознательной активности;

Несоответствия сильной значимости ситуации слабым ожиданиям;

Назначения паникера на руководящую должность;

Стечения обстоятельств.

Большинство людей не готовы к работе в стрессовых ситуациях, поэтому они чувствуют себя очень неуверенно даже при небольших уровнях страха.

Таким образом, состояние паники -- это признак и первый этап развития стресса у человека.

Совокупность набора качеств человека и имеющейся конкретной напряженной или неожиданной ситуации определяет уровень страха, возникающего у человека.

Напряженная или исключительная ситуация, вызывающая у человека страх, обычно приводит к буму мыслительной деятельности одних людей и к депрессии других. Паника может носить индивидуальный или коллективный характер. Индивидуальная паника - это беспомощное состояние человека, потеря уверенности в своих силах. Паника как первичное состояние стресса обычно носит кратковременный характер (от нескольких секунд до нескольких дней), а сам стресс может длиться довольно долго. Поэтому роль общества, руководителя или авторитетного человека, имеющего возможность помочь, - преодоление индивидуальной паники, очень важна.

Паническое состояние формирует положительные и отрицательные аспекты в мыслительной деятельности человека. К положительным относят активизацию психики и ускорение психических процессов, улучшение гибкости мышления и оперативной памяти. К отрицательным - ухудшение понимания и мышления, скованность или хаотичность движений (речи), затруднение самоконтроля и прогнозирования, неоднозначность восприятия и обработки информации.

Перемещение состояния работоспособности в сторону депрессии смещает процесс мышления в область обработки ошибочной, непроверенной или неправильно понятой информации, а также ощущений.

Закрепление в сознании человека частых панических состояний приводит к медицинскому заболеванию, называемому панической атакой. Паническая атака также провоцируется стрессовыми должностями, в том числе и управленческими. Такие должности характеризуются повышенным вниманием к ним со стороны руководства, важностью принимаемых или исполняемых решений и находятся под постоянным контролем вышестоящих или параллельных организаций.

Для разработки и реализации управленческих решений в условиях появления признаков паники необходимо рассмотреть суть индивидуальной и групповой паники.

Индивидуальная паника достаточно распространена. Человек может наблюдать панику или находиться в ее области.

Человек, не находящийся в состоянии паники, может быть либо сторонним наблюдателем, либо активным деятелем, стремящимся вывести людей из этого состояния. Человек находится в состоянии паники либо сам по себе, либо в компании других людей.

Для каждого человека и даже для группы людей существует свой уровень напряженности или новизны ситуации, вызывающей страх, то есть ситуация, вызывающая оцепенение одного работника может быть спокойно оценена и отработана другим. Причина этого - различный набор индивидуальных значений качеств человека. Поэтому при работе в предполагаемых условиях паники необходимо тщательно подбирать людей по их личностным качествам, чтобы среди них нашелся хотя бы один человек, участвующий в процессе ПРУР, не подверженный панике в возможных напряженных ситуациях, вызывающих страх.

Паникой могут быть охвачены отдельные люди, занимающие ответственные должности - менеджеры крупного склада, высшие руководители стального треста, трейдеры фондовой биржи и т.д.

Заслуживает серьезного внимания и коллективная паника. Она проявляется среди социальных или профессиональных групп населения как реакция на напряженную или исключительную ситуацию, вызывающую страх. Некоторые авторы называют ее «социальной паникой». Для каждой коллективной паники обычно имеется один основной источник напряженной или исключительной ситуации, вызывающей страх.

Организационной базой для паники служит закон самосохранения - объективный закон организации. Формулировка закона имеет следующий вид: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс)».

Все в мире подчиняется определенным писаным и неписаным правилам. Это касается как естественных организаций, так и искусственных. Организации, созданные человеком (типа обществ, товариществ, союзов и др.), относятся к искусственным, но их деятельность в какой-то мере также обусловлена сохранением вида (самой организации). Искусственные организации, так же как и естественные, функционируют в сложных условиях: есть друзья, есть враги, есть и нейтральные образования. Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании и ситуацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе, используя все имеющиеся у него ресурсы.

Главная опасность - блокировка у человека, впавшего в состояние неконтролируемого «безотчетного ужаса» логического мышления: он перестает рассуждать и действует либо на уровне эмоций (в случае индивидуальной паники), либо бессознательно повторяет действия людей, находящихся вокруг него.

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ В СОСТОЯНИИ ПАНИКИ

Влияние паники может рассматриваться на трех этапах: при подготовке решения, при выполнении решения, при оценке последствий решения.

Первый этап характеризует профессионализм будущего решения. Подготовка решения предполагает участие как специалистов в экономической, технологической и других сферах деятельности, так и руководителей соответствующих подразделений организации. Увеличение числа работников, принимающих участие в подготовке решения, уменьшает влияние паники и может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решения возрастает, что может существенно отразиться на себестоимости продукции. Некоторые руководители недооценивают важность данного этапа, разрабатывая решения без должного обоснования, полагаясь случай. В рамках этого этапа могут возникнуть непредсказуемые трудности, вызывающие страх и панику. К таким трудностям можно отнести неожиданное для руководителя, но прогнозируемое специалистами падение курса валют или акций, выход на освоенный рынок продукции конкурента, массовое увольнение работников, передачу конфиденциальной информации конкуренту.

На втором этапе базой для паники может быть существенное несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. И это естественно, так как с течением времени ряд параметров может существенно измениться. Чем больше проходит времени с момента разработки решения до момента его реализации, тем больше возможность появления неожиданных ситуаций, вызывающих страх как у руководителей, так и у исполнителей. Для долговременных процессов реализации решений существует риск не учета малых сигналов предстоящей опасности. Правильная оценка малых сигналов дает возможность своевременных корректировок и предотвращения нежелательного хода событий. Поэтому каждое решение должно сопровождаться системой контроля и реагирования на отклонения.

На третьем этапе базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях.

Заранее учесть все напряженные ситуации, которые могут стать причиной возникновения страха, не представляется возможным. Только накопление опыта работы с подобными ситуациями позволяет постепенно выработать у руководителей способность к оптимальному поведению во время паники и правильной подготовке и реализации управленческих решении.

Все управленческие решения, обусловленные состоянием психической напряженности можно разделить на 4 категории:

1. УР, позволяющие управлять человеком, находящимся в состоянии психической напряжённости.

В этой категории решения практически отсутствуют, потому что если оператор находится в состоянии психической напряженности, он в большинстве случаев недоброкачественно выполняет поставленную перед ним задачу. Наиболее целесообразным в этой ситуации было бы заменить его. Однако, если эта замена невозможна, то необходимо:

а) попытаться ликвидировать причину

б) оказать моральную и физическую поддержку

2. УР, позволяющие не допускать состояния психической напряжённости.

а) моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника модели, так и у людей, за которых он ответственен. Отработка действий по преодолению состояния напряженности;

б) страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска;

в) отработка профессиональных навыков организаторской деятельности;

г) создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных происшествий и т.д.;

д) формирование неприкосновенных запасов питания, энергии и других элементов жизнеобеспечения людей и животных;

е) создание сбалансированного портфеля акций и запасов валюты;

ж) уяснение и осознание приоритетов потребностей и интересов человека и общества, умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;

з) отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей, отработка действий по экстремальному графику работы (10- 14 часов ежедневно);

и) отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности;

к) отработка навыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов или даже дней;

л) отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.

3. УР, не допускающие состояния паники.

Сущность данных решений состоит в том, чтобы:

а) не допускать собрания большого числа людей (толпы)

б) устранить источник информации, способный вызвать панический страх у группы людей

4. УР, направленные на управление толпой, находящейся в состоянии паники.

Особенность психологического механизма паники, в частности механизма «заражения» состоит в бессознательном принятии определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, способный предложить определенный образ поведения, то он обладает «властью» над толпой и способе, либо управлять ею, либо полностью прекратить состояние паники.

МЕТОДЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ У ПЕРСОНАЛА

Зачастую в управленческой среде возникает ситуация, когда постоянно приходится принимать ответственные решения в сжатые сроки.

Иногда сотрудники вынуждены каждый день выслушивать жалобы недовольных клиентов и часто работать сверхурочно.

Описанные ситуации рано или поздно скажутся не только на здоровье руководящего состава и работников, но и на экономических показателях работы.

Состояние повышенного напряжения, в котором могут находиться сотрудники из-за специфических условий, например, работа сверх нормы, противоречивые указания начальства, называется состоянием стресса.

В подобном состоянии люди способны мобилизоваться, собрать все силы для решения многих проблем. И это можно расценивать как положительную сторону стресса. Однако в условиях постоянной мобилизации человек может находиться лишь ограниченное время, потому что внутреннее напряжение сжигает психофизиологические ресурсы. Постоянные стрессовые нагрузки приводят к энергетическому истощению (сотрудник полностью теряет интерес к работе) и провоцируют состояние хронической усталости (человек быстро утомляется, на выполнение стандартных действий у него уходит гораздо больше времени, снижается производительность труда).

Качество работы сотрудника, который пытается прийти в себя после стрессовой ситуации и одновременно выполнить свои обязанности, временно падает, а риск принятия неверного решения существенно возрастает.

К основным факторам (причинам), вызывающим стресс, относятся факторы неопределенности, дискомфорта в общении и факторы перенапряжения. Рассмотрим их воздействие на сотрудников организации.

Неопределенность. Неопределенность - самый сильный источник стрессового напряжения. Сотрудник, сталкиваясь с неопределенностью, не знает, к чему быть готовым и на что настраиваться. Например, только он сконцентрирует свои силы на решении одной задачи, ему подают другую. Как только он перестроится на вторую задачу, говорят, что нужно все-таки первую. В такой ситуации сотрудник теряет силы в результате напряженного ожидания информации, несущей ясность. Невозможность контролировать ситуацию провоцирует повышенную утомляемость: большая часть энергии расходуется на контроль эмоционального состояния с целью сохранения спокойствия.

Дискомфорт в общении. Дискомфорт в общении, как правило, связан с боязнью негативной реакции со стороны начальства, коллег и подчиненных. Это ситуации, когда внезапное совещание ассоциируется с выяснением отношений и публичным наказанием, когда жесткие требования руководства воспринимаются как угроза самооценке сотрудников, а невыполнение указаний подчиненными провоцирует ощущение беспомощности и одиночества их начальника. Страх совершить ошибку ухудшает настроение каждый раз, когда человек думает о деловой встрече. Эти ситуации типичны для организаций, в которых существует смешение личностного и профессионального стилей в деловом общении. Поэтому сотрудники не могут спокойно общаться - они постоянно ожидают подвоха или интриги, находятся в постоянной готовности «отразить нападение», то есть в стрессовом напряжении.

Физическое переутомление. Сверхнагрузки являются источником стресса в той степени, в которой они поглощают силы сотрудника, необходимые ему в других областях профессиональной и личной деятельности. Постоянное перенапряжение провоцирует состояние хронической усталости, а также защитной лени: чтобы сэкономить силы для тяжелой и долгой работы, сотрудник избегает активности и лишнего напоминания о себе.

К основным методам управления стрессом можно отнести коучинг руководства, антистрессовые корпоративные тренинги, организационное поведение.

Коучинг руководства. Наиболее подходящим инструментом управления стрессом для первых лиц компании является коучинг, то есть личное сопровождение, наставничество, индивидуальное тренерство. Роль коуча-консультанта заключается в том, чтобы помочь руководителю увидеть плюсы и минусы необходимых управленческих решений, активизировать жизненные стратегии, которые помогали добиться успеха в прошлом, отбросить или скорректировать стратегии, неэффективные в сложившейся стрессовой ситуации.

Корпоративные тренинги. Это наиболее распространенный способ управления стрессом в рамках отдела или компании. Чтобы провести антистрессовый тренинг, сначала нужно проанализировать ситуацию, выявить основные проблемы и определить результаты, которые предполагается достичь в ходе тренинга. Затем составляется и согласовывается с руководством программа тренинга.

Организационное поведение. Это еще один действенный способ управления стрессом, позволяющий повысить жизнеспособность организации в неблагоприятных условиях. Основной задачей организационного поведения является предотвращение потерь психологических ресурсов и использование стрессовых ситуаций для развития и обучения сотрудников. Суть этого метода заключается в том, что в состоянии стрессового напряжения человек способен обучаться через наглядный пример. Организационное поведение - это поведение-пример, поведение-тип, которое передается от руководителя к подчиненным преимущественно в ситуациях неопределенности, личностного дискомфорта и перегрузок. Позитивные примеры организационного поведения помогают сотрудникам выйти из изматывающего режима стресса.

Приведем несколько типов организационного поведения руководителя в стрессовой ситуации:

а) управление неопределенностью.

Демонстрируя пример организационного поведения, позволяющего управлять неопределенностью, руководитель должен показать, что он отвечает за свои слова, а его деятельность и деятельность его подчиненных имеет смысл. Что он может организовать работу таким образом, чтобы любую проблему превратить в решаемую задачу. При управлении неопределенностью главное - не перекрывать каналы достоверной информации и давать сотрудникам обратную связь, возможность проконсультироваться по любому рабочему вопросу.

б) управление отношениями.

При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.

При управлении нагрузками руководителю следует пересмотреть режим работы сотрудников или выстроить новый, грамотно управлять своим временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы после трудной и напряженной работы - например, включить в социальный пакет абонемент в спортзал, фитнес-клуб, бассейн.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Паника оказывает достаточно сильное влияние на подготовку и реализацию управленческих решений.

Это обусловлено тем, что состояние паники - это одна из тяжелейших форм человеческого стресса. В этом состоянии человек не способен адекватно действовать.

По определению паника - это безотчетный страх. Существует два вида паники - индивидуальная и коллективная (групповая).

Индивидуальная паника - это паника одного человека. Индивидуальная паника в той или иной ситуации является следствием человеческих качеств работника. Если у одного из работников сложившаяся ситуация вызывает панику, то другой работник отнесется к данной ситуации совершенно спокойно.

Коллективная или групповая паника - это групповой стресс. Коллективная паника по своей разрушительной силе много страшнее индивидуальной паники, так как может парализовать работу целого подразделения или отдела предприятия или организации.

Чтобы исключить частые проявления паники в организации, необходимо бороться со стрессовыми ситуациями следующими методами:

1. Коучинг руководства.

2. Корпоративные тренинги.

3. Организационное поведение.

4. Управление неопределенностью.

5. Управление отношениями.

Руководитель должен правильно оценить общее положение в компании и ситуацию, складывающуюся вокруг компании, чтобы принять решение о ее дальнейшей судьбе, используя все имеющиеся у него ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности эмоциональных переживаний человека. Феномен психической напряженности, причины и предпосылки его проявления. Эмоциональные состояния, связанные с прогнозом и ожиданием. Коррекция психической напряженности у сотрудников оперативного персонала.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2011

    Состояния операциональной и эмоциональной психической напряженности. Физиологические изменения, происходящие в организме в ответ на стрессовые воздействия. Основные формы психопатии. Сущность медитации, лежащей в основе психофизической саморегуляции.

    лекция , добавлен 14.11.2014

    Понятие "паника", характеристика механизмов ее возникновения. Систематизация информации, характеризующей феномен паники, выделение ключевых особенностей феномена и представление примеров его протекания. Специфика психологической работы с паникой.

    реферат , добавлен 07.05.2012

    Психологическая характеристика паники как стихийного и неорганизованного поведения людей. Меры по предотвращению и ликвидации индивидуальной и массовой паники. Изучение особенностей проявления паники у студентов в связи со слухом о мнимом конце света.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2013

    Понятие и характеристика стресса. Причины его появления у людей. Классификация эмоциональных состояний. Причины стрессовых ситуаций и их преодоление. Методы борьбы со стрессом. Главные причины утраты единиц жизненной силы согласно стресс-анализу.

    реферат , добавлен 14.12.2013

    Понятие стресса и эмоционального стресса. Факторы, вызывающие эмоциональный стресс. Нарушения функций организма. Апатия, депрессия и стресс. Нейроэндокринная реакция организма на нарушение гомеостаза. Перенапряжение процессов торможения и возбуждения.

    презентация , добавлен 17.02.2015

    Понятие и предпосылки возникновения стресса, его физиологическое и психологическое обоснование, классификация и типы, отличительные признаки и характеристика. Западные и восточные методы борьбы со стрессом, их сравнительное описание, эффективность.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Причины и признаки стрессового состояния. Организационные и личностные факторы. Способы борьбы со стрессом: релаксация, концентрация, регуляция дыхания. Коучинг как работа с первым лицом организации. Особенности выравнивания микроклимата в коллективе.

    реферат , добавлен 02.07.2012

    Этапы развития стрессового состояния у человека: нарастание напряженности, стресс и снижение внутренней напряженности. Особенности реакции нервной системы на психологические нагрузки: стресс льва и кролика. Поведение человека в стрессовой ситуации.

    презентация , добавлен 30.09.2014

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

Психическая напряженность

психическое состояние, возникающее в сложных условиях социально-профессиональной деятельности и обусловленное ожиданием неблагоприятного для личности развития событий и ситуаций социального и бытового характера. Такое психическое состояние сопровождается чувством общего дискомфорта (психического и соматического), переживанием тревоги, иногда страха. В отличии от собственно тревоги, П.с. в большей степени повышает готовность человека к активным и адекватным действиям, активирует механизмы психологической защиты, побуждает его к принятию адекватных решений и поиску выхода из сложившейся ситуации. Выраженность П.с. зависит от многих факторов, но наиболее значимыми среди них являются: сила мотивационных процессов (мотивации), значимость для личности возникающих событий и явлений, умение действовать, социально-нравственные установки и нормы, предшествующий опыт подобных переживаний, подвижность функциональных систем организма и личности, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Важную роль в развитии П.н. играют объективно или субъективно непреодолимые трудности, переживание неудач, чрезвычайных ситуаций, конфликты, смерть близких, тяжелое заболевание, смена социальной обстановки или изменения социального статуса. По характеру влияния на деятельность и на ее эффективность выделяют состояния операциональной и эмоциональной П.н.. Операциональная оказывает мобилизирующее влияние на человека и способствует сохранению высокого уровня работоспособности. Эмоциональная, сопровождаясь негативной эмоциональной окраской, изменениями мотивационной структуры деятельности, ведет к снижению ее эффективности и к дезорганизации поведения.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Психическая напряженность" в других словарях:

    ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ - психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи …

    Психическая напряженность - Внутренняя, психологическая жизнь человека системна и целостна. В ней все взаимосвязано и влияет друг на друга. Невозможно, чтобы в каком то компоненте психики что то происходило совершенно независимо от того, что делается в других. Реагирует… … Энциклопедия современной юридической психологии

    напряженность психическая - психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Н. п. сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть… …

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности факторами и предвосхищением связанных с ними неблагоприятных для нее ситуаций. Н. п. сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика… … Педагогический словарь

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - – специфическая реакция личности на трудную ситуацию; психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. С помощью Н. п. осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более… …

    Напряженность психическая - одна из характеристик состояния человека. Обусловлена предвосхищением возможного неблагоприятного для субъекта развития событий. Показатели напряженности уровень и стабильность (устойчивость) определяются наличием возможностей для наилучшей… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью физиологических и психических процессов в результате воздействия стресса … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    фактор риска - психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни. Ф. р. оказывает существенное влияние на переживание человеком экстремальной ситуации. На этапе стартового психического напряжения… … Большая психологическая энциклопедия

    Фактор риска - – в медицине фактор, существенно увеличивающий вероятность развития заболевания, но не являющийся единственной или основной его причиной. Например, это роль конституционального фактора в развитии болезней предрасположения, к которым относятся… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА - – положительное влияние конфликта на социальные и психологические процессы в системе, где произошел конфликт.к. ф. к. по отношению к основным участникам выражаются в следующем. 1. Устраняются противоречия (в 65 % случаев) в организации… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Функциональные состояния определяются множеством факторов. Поэтому состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний:

– состояния нормальной жизнедеятельности;

– патологические состояния;

– пограничные состояния.

За ними следует рассогласование трудовой деятельности. Восстановление оптимального уровня работоспособности требует прекратить вызвавшую утомление деятельность на такой период времени, который необходим как для пассивного, так и активного отдыха. В тех случаях, когда продолжительность или полноценность периодов отдыха недостаточны, происходит накопление, или кумуляция, утомления.

1.Состояние психологической напряжённости.

Психическая напряженность - психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Психическая напряженность сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.

Степень психической напряженности определяется многими факторами, важнейшими из которых являются сила мотивации, значимость ситуации, наличие опыта подобных переживаний, ригидность (негибкость) психических функциональных структур, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Среди факторов, порождающих психическую напряженность, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее социального окружения. Когда психическая напряженность не может быть разрешена в реальной деятельности, она активизирует механизмы психологической защиты. В ряде интерпретаций психическая напряженность совпадает с понятием психологического стресса.

Степень напряженности деятельности так же определяется структурой процесса труда, в частности содержанием рабочей нагрузки, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т. д.

Состояния напряженности : 1) специфическое - определяет динамику и интенсивность психофизиологических процессов, лежащих в основе выполнения конкретных трудовых навыков, и

2)неспецифическое - характеризует общие психофизиологические ресурсы человека и в целом обеспечивающей уровень выполнения деятельности.

Не все проблемы, связанные с утомлением, возможно решить отдыхом в разных его видах. Большое значение имеет сама организация труда и организация рабочего места персонала.

В.П. Зинченко и В.М. Мунипов указывают, что при организации рабочего места должны быть соблюдены следующие условия:

– достаточное рабочее пространство для работника, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования;

– необходимо естественное и искусственное освещение для выполнения оперативных задач;

– допустимый уровень акустического шума, вибраций и других факторов производственной среды, создаваемых оборудованием рабочего места или другими источниками;

– наличие необходимых инструкций и предупредительных знаков, предостерегающих об опасностях, которые могут возникнуть при работе, и указывающих на необходимые меры предосторожности;

– конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безотказность и экономичность технического обслуживания и ремонта в нормальных и аварийных условиях.

Б.Ф. Ломов выделил следующие признаки оптимальных условий для протекания трудовой деятельности:

1. Наиболее высокое проявление функций работающей системы (двигательной, сенсорной и др.), например, наибольшая точность различения, наибольшая скорость реакции и т. д.

2. Длительное сохранение работоспособности системы, т. е. выносливость. При этом имеется в виду функционирование на высшем уровне. Так, если определяется, например, темп подачи информации оператору, то можно обнаружить, что при очень низком или слишком высоком темпе длительность сохранения работоспособности у человека сравнительно невелика. Но можно найти и такой темп передачи информации, при котором человек будет продуктивно работать в течение длительного времени.

3. Для оптимальных условий работы характерен наиболее короткий (по сравнению с другими) период врабатываемости, т. е. период перехода вклю чаемой в работу системы человека от состояния по коя к состоянию высокой работоспособности.

4. Наибольшая стабильность проявления функции, т. е. наименьшая вариативность результатов работы системы. Так, человек может наиболее точно по амплитуде или времени многократно воспроизводить то или иное движение при работе в оптимальном темпе. С отступлением от этого темпа вариативность движений возрастает.

5. Соответствие реакций работающей системы человека внешним воздействиям. Если условия, в которых находится система, не оптимальны, то ее реакции могут не соответствовать воздействиям (например, сильный сигнал вызывает слабую, т. е. парадоксальную реакцию, и наоборот). При оптимальных же условиях система проявляет высокую при-способительность и вместе с тем устойчивость, благодаря чему ее реакции в любой данный момент, оказываются соответствующими условиям.

6. При оптимальных условиях наблюдается наибольшая согласованность (например, синхронность) в работе компонентов системы.

Толочек.

Профессиональный стресс

Стресс - термин, обозначающий большой круг состояний физического и психического напряжения, возникающих у человека в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (неблагоприятные, значительные по силе, продолжительные, неожиданные и пр.).

Стрессорами могут быть как внутренние, так и внешние причины: сильные физические и психические травмы, инфекция, психические (сенсорные, эмоциональные, когнитивные), мышечные перегрузки, резкие изменения температуры и т. д.

Феномен стресса был открыт канадским физиологом Гансом Селье в 1936 г. для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие.

Стадии стресса:

1.Тревога – мобилизация адаптационных возможностей организма, сопротивляемость стрессу падает ниже нормы.

2.Сопротивление – признаки тревоги исчезают, уровень сопротивляемости повышается.

3.Истощение – запасы адаптационной энергии истощаются, возникает тревога и может наступить смерть.

В зависимости от вида стрессора различают стресс физиологический и психологический.

Психологический стресс : 1) эмоциональный (появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т. д.)

2)информационный (возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе, при высокой ответственности за последствия решений).

Психология во второй половине XX в. активно искала решение проблемы профессионального

Оптимизация поведения работника в экстремальных и особых условиях предполагает решение нескольких стандартных научно-практических задач:

♦ изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и развития

♦разработка методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, нозологическом;

♦ разработка методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;

♦ моделирование «трудных» психологических состояний человека;

♦ изучение возможностей человека адаптироваться к деятельности в особых и экстремальных условиях, его психической стрессоустойчивости.

В практическом плане выделяют четыре субсиндрома стресса.

Когнитивный - проявляется в виде изменения восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, который находится в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления и т. д.

Эмоционально-поведенческий - состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и т. д.

Социально-психологический - проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т. п.

Вегетативный - проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса.

Психическая напряженность представляет собой одну из форм целостной психологической реакции человека в экстремальных ситуациях. Как и всякое состояние, психическая напряженность есть динамическое проявление всей психологии личности в данное время или за определенный временной отрезок, личностный динамический феномен.

Психическая напряженность по своим основным психологическим признакам целостна, как целостна психология самой личности. Она структурна и многокомпонентна как и психология личности, и не может быть отдельным процессом или некоторой суммой элементов психики. Она включает в единстве и взаимосвязях мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные проявления.

Характеристики психической напряженности в разных ситуациях несут на себе отпечаток объективной специфичности этих ситуаций и индивидуализированной специфичности реакции личности на них. Во внутренних характеристиках психической напряженности много больше специфически-личностного и специфически-ситуативного нежели стандартного, энергетического, что характерно для психологического стресса.

Психическая напряженность бывает разной продолжительности: кратковременной (измеряемой минутами), длительной (сохраняться часами и сутками) и очень длительной (длиться месяцами). Определяется она как внешними обстоятельствами, так и в большей степени, индивидуальными особенностями человека, личностным смыслом осуществляемой деятельности.

По степени интенсивности психическая напряженность (напряжение) бывает:

Слабая;

Оптимальная;

Перенапряженность;

Предельная;

Запредельная.

Степень интенсивности психической напряженности отражается на эффективности действий и достижении целей, преследуемых человеком. В начале XX в. Р. Йеркс и Дж. Додсон экспериментально доказали, что при повышении активности нервной системы успешность реакций повышается, но после достижения определенного уровня она начинает падать. Обобщение данных научных разработок и практики действий в экстремальных ситуациях позволили уточнить зависимость между интенсивностью психической напряженности (напряжением) и успешностью действий человека (рис. 5).

Рис. 5.
от интенсивности испытываемого им психического напряжения

А) - утрата творческих проявлений, б) - появление неточностей и ошибок,

В) - умножение ошибок и появление грубых

Пока психическая напряженность не превышает предела полезности (Пп), она носит характер слабой и оптимальной, благоприятствует действиям человека, которые становятся более энергичными, активными, быстрыми; улучшается внимание, мысль работает четко и ускоренно, усиливается мотивация, проявляется решительность и смелость, испытывается подъем, ощущается сила, интерес. Человек, как говорят спортсмены, «схватил кураж» - ему все удается и все получается наилучшим образом.

Когда человек испытывает более высокую психическую напряженность, превышающую предел полезности, возникает перенапряженность (перенапряжение), которая, чем больше перейден предел, тем негативнее отражается на успешности деятельности и ее результатах. Это обнаруживается, прежде всего, в утрате гибкости и способности действовать строго по обстановке: многие особенности перестают замечаться, не получают должной оценки, действия становятся шаблонными. В познавательных компонентах напряженности обнаруживаются, например, неспособность сосредоточиться, ухудшение наблюдательности, внимательности; затруднения в выполнении умственных операций, потеря мысли, «провалы» памяти, снижение скорости умственной переработки информации. Для психомоторики характерны тремор (дрожание) рук, ног, озноб, изменение речи (срыв голоса, заикание, визгливость), ухудшение координации движений, появление скованности, замедленности двигательных реакций, суетливость, слабость в ногах, чувство бессилия. Появляются ошибки и неточности даже в хорошо отработанных действиях, навыках и умениях, которые с ростом перенапряженности появляются все чаще и делаются ощутимее. Эффективность деятельности при высоких значениях перенапряженности может снижаться до 50% и более.

Когда напряженность, испытываемая индивидом, еще больше и переходит мотивационный предел (Пм), она характеризуется как предельная, а негативные изменения, характерные для перенапряжения, умножаются. Качественно новым здесь является ослабление мотивации достижения, стремления к успеху, возникновение борьбы мотивов, приобретение активностью иной направленности (усиление мотивации самосохранения), колебаний при совершении действий, растерянности, боязливости, робости. Возможны срывы в поступках: откровенное проявление трусости, отказы от выполнения опасных заданий, обман, забота только о личной безопасности даже ценой жертв других и т.п. Возникают грубые, неспровоцированные ошибки в действиях (так, при внезапно возникшей на дороге опасной ситуации водитель автомашины, вместо педали тормоза нажимает на педаль газа, а потом никак не может объяснить почему он сделал такую ошибку).

Дальнейшее нарастание психической напряженности, переходящее предел максимума переносимости (Пмакс), приводит к полному срыву психической деятельности; возникают аффективные состояния, острые психозы, сопровождающиеся утратой человеком осознания происходящего и себя в нем.

Оценивая неоднозначное влияние интенсивности психической напряженности на активность человека в экстремальных ситуациях, следует отметить, что все пределы (полезности, мотивационный, максимума переносимости):

Не одинаковы у разных людей;

Находятся в зависимости от особенностей личности, а не только от психофизиологии и особенностей нервной системы человека;

Различны для разных действий: для простых (в основном -, двигательных) - повышены (т.е. эти действия, навыки их выполнения более устойчивы), а для сложных (требующих тонкого расчета, связанных с решением мыслительных задач) - понижены;

Различны для разных видов деятельности: простых (преимущественно физических или исполнительских) и сложных (интеллектуальных, творческих): сложные менее устойчивы;

Снижаются под влиянием утомления, изнурения, страха, предшествующих неудач, неготовности, расслабления и др.;

Повышаются под влиянием целенаправленного их укрепления по особым психолого-педагогическим технологиям при экстремальной подготовке, а также сильной мотивации достижения, долга, ответственности, высших чувств патриотизма, коллективизма, любви и дм

В отдельных случаях под влиянием иных психологических причин могут возникать парадоксальные феномены.

В экстремальных ситуациях любой человек проявляет себя как личность, в своих главных, свойственных ему особенностях. Главные личностные особенности обеспечивают полную самоотдачу человека в возникновении той актуальной психической деятельности, которая обеспечивает достижение главных жизненных целей, решительную защиту ценностей и которой приглушено все другое.

У цельных, социально-развитых и воспитанных людей, избравших достойный путь в жизни и хорошо подготовленных, при попадании их в экстремальные ситуации возникает психическая деятельность, для которой характерно:

Отсутствие борьбы мотивов и установка на достойное поведение, отвечающее главным жизненным целям и ценностным ориентациям, представлениям о долге, чести, достоинстве, совести;

Устремленность и решимость в достижении цели, вера в успех;

Понимание происходящего, собственных задач и предстоящих действий;

Готовность к энергичным, решительным, смелым, мужественным, напористым, неотступным действиям;

Оптимальная психическая напряженность;

Боевитость, увлеченность, азарт;

Повышенная устойчивость к риску, опасностям, демобилизующим, расслабляющим факторам;

Бдительность, осмотрительность и разумная осторожность;

Собранность и готовность к неожиданностям;

Быстрота реакции на изменения обстановки;

Полное владение собой.

Дополнительными стимулами в достижении и поддержании положительного психического состояния и преодолении трудностей в особо опасных и значимых для человека ситуациях, выступают и такие чувства как гнев, злость, презрение, ненависть, ярость. Однако они могут быть конструктивны тогда, когда направляются сознанием, надситуативным мышлением, социально зрелыми мотивами. Факты говорят и о том, что не очень сильный страх перед физической опасностью, угрозой наказания в случае плохих действий, осуждения другими людьми, общественным мнением, страх потери авторитета и престижа и др., положительно сказывается на мобилизации человека и приложении им усилий для должного поведения. Известный отечественный психолог Л.П. Гримак пишет: «регуляция поведения посредством отрицательных эмоций является филогенетически более ранней и в значительной степени ориентирована на избегание личных последствий».

Приведенные характеристики психического состояния, нередки для экстремальных условий, свидетельствуют не просто о положительных изменениях в психике, но и в проявлениях достоинств личности в них. Это психология личности в экстремальной ситуации в своих главных достоинствах; это особое личностное состояние, возникающее у многих людей - состояние высокого личностно-деятельностного настроя, называемое в разных видах деятельности рабочим, деловым, служебно-боевым или боевым («боевым духом»)

Экстремальные ситуации стимулируют выработку конструктивных, ведущих к успеху стратегий поведения - комплексов последовательно осуществляемых действий, ориентированных на конечную цель преодоления экстремальной ситуации.

Избираемые успешные стратегии отличаются по:

Характеру активности - преобразующая или приспособительная;

Степени инициативности - наступательная или оборонительная;

Степени решительности - решительная (смелая) или осторожная;

Степени самостоятельности - самостоятельная, конформная (подражательная) и исполнительская (строгое соблюдение предписаний, указаний и рекомендаций);

Степени оригинальности - творческая или стандартная;

Стабильности - постоянная или гибкая.

Наиболее успешны активно-преобразующая, наступательная, решительная, творческая и гибкая стратегии.

Любопытные, хотя и не бесспорные, выводы о типах профессионалов и присущих им стратегиях поведения в условиях антитеррористической операции в Чечне делает известный отечественный специалист по стрессам Л. Китаев-Смык. К положительным, успешно адаптировавшимся к условиям вооруженной борьбы, он относит такие типы:

. «неистовые воины». У них нормальная страсть к работе, но измененная боевой обстановкой-.. Они стойки, выносливы и смелы Служат примером и опорой для многих. Когда ты с ними, тебя не пугает опасность. Они становятся «неистовыми» только в критической боевой ситуации. Это - «победители страха». Постоянным преодолением страха смерти, люди постоянно доказывали себе свое мужество. Они хотят еще и еще испытывать свою стойкость и смелость даже ценой своей жизни;

«безработные вояки». Это люди, втянутые в боевые действия как в профессиональное дело, они научились побеждать при минимальном риске погибнуть. Для этого нужен талант, и он проявился у таких людей;

* «искатели приключений» - лихие бойцы, веселые, разгульные. Для них война как праздник... Начало боя - это уже торжество предстоящей победы. Опасность срывает их с тормозов, влечет к себе, потому что пробуждает ясность ума, остроту однозначной цели, безошибочность действий, волю к победе…