Изображения пророка Мухаммеда: история вопроса. Описание пророка мухаммада в священном коране и сунне

ЧАСТЬ (15)

Описание внешности Пророка

Описание внешности Пророка

Под описанием внешности Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подразумевается всё, что связано с его личными качествами и телосложением. Приведём некоторые примеры его описания:

1. – Хадис от Аль-Бара’ ибн ’Азиба (да будет доволен им Аллах) , в котором он сказал: «Из всех людей самое приятное лицо было у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) , который отличался наилучшим нравом, и не был ни слишком высок, ни слишком мал (ростом) ».

2. – Также сообщается, что Аль-Бара’ ибн ’Азиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был среднего роста, широкоплечим. Его волосы доходили до мочек ушей. (Однажды) я увидел его в одежде красного цвета, и не приходилось мне видеть никого приятнее (на вид), чем он ».

3. – Передаётся также, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не прикасался к шёлку или парче, которые были бы мягче руки Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и никогда не ощущал благоухания или запаха приятнее благоухания или запаха, (исходившего от) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ».

Наш профессор Маруан Шахин задал вопрос, который может возникнуть у многих, и тут же на него ответил. Он говорит: «Любой может спросить: каким образом внешность Пророка (мир ему и благословение Аллаха) считается Сунной, в то время как мы не можем следовать за ним в том, что предопределено ему Аллахом? Ведь мы знакомимся с нашим Посланником (мир ему и благословение Аллаха) только для того, чтобы во всём следовать ему ». На данный вопрос можно дать несколько ответов.

Итак, мы изучаем описание внешности Пророка (мир ему и благословение Аллаха) :

Во-первых, для того, чтобы знать, как он выглядел. Невозможно себе даже представить, чтобы мы не знали, как выглядел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) , благодаря которому Аллах повёл нас прямым путём и вывел нас из мрака к свету.

Во-вторых, для того, чтобы удостовериться в том, что Всевышний создал его в наилучшем облике и совершенном виде, далёким от недостатков, дабы люди собрались вокруг него. Кроме того, это указывает на истинность его посланнической миссии, ведь Всевышний оберёг всех пророков от недостатков, связанных с их личными качествами.

В-третьих, мы знакомимся с внешностью Пророка (мир ему и благословение Аллаха) для того, чтобы удостовериться в том, что Всевышний действительно наделил его таким обликом, о котором упоминалось в предыдущих писаниях. Тем самым это доказывает истинность посланнической миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) . В качестве примера можно привести историю встречи Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) , когда ему было двенадцать лет, с монахом Бахирой, которая приводится в книгах по жизнеописанию Пророка (мир ему и благословение Аллаха) . Так, во время поездки Пророка (мир ему и благословение Аллаха) со своим дядей со стороны отца Абу Талибом в Шам, этот монах определил, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – ожидаемый Пророк. Причиной его догадки стал ряд увиденных им признаков, которые упоминались в предыдущих писаниях. Среди этих знамений была печать пророков (родимое пятно) между лопатками Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) . Родимое пятно относится к тому, что связано с внешним видом. Именно по нему Бахира определил, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – это и есть тот самый ожидаемый пророк.

Священный Коран упомянул, что о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было написано ещё в Торе и Евангелии. Всевышний по этому поводу сказал: «…Которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, о котором написано в Таурате (Торе) и Ин­джиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосуди­тельное, объявит дозволенным благое и запрещен­ным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, ока­жут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют ». (Сура «Ограды», 157).

Также Аллах упрекнул людей Писания за то, что они не следуют за Посланником (мир ему и благословение Аллаха) , несмотря на то, что они удостоверились в истинности его пророческой миссии. Кроме того, они узнали его так же, как знают своих сыновей. Несмотря на всё это, люди Писания скрыли явную истину, которую они знали. Всевышний сказал: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Му­хаммада), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину » (Сура «Корова», 146).

Ибн Касир, разъясняя этот аят, сказал: «Всевышний сообщил (в этих аятах), что люди Писания знают о достоверности того, с чем пришёл Посланник (мир ему и благословение Аллаха) , так же как каждый из них знает своих детей. Затем Аллах сказал, что несмотря на свою убежденность, они “скрывают истину”, то есть “сознательно” скрывают от людей те качества Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , которые написаны в их Писаниях ».

В-четвёртых, также среди причин, которые побуждают нас рассматривать описание внешности Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в качестве неотъемлемой части Сунны, является защита его личности от надуманных качеств, которые приписывают к нему некоторые враги Ислама. А для того, чтобы мы могли защитить достоинство нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , мы должны знать, как он выглядел. При этом необходимо учитывать, что наша позиция в этом вопросе сильная и прочная, потому что все доказательства указывают на совершенный облик Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) .

В-пятых, мы изучаем описание внешнего вида Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и считаем его неотъемлемой частью Сунны для того, чтобы смогли по мере своих способностей подражать ему, как, например, ношение бороды.

(мир ему и благословение Аллаха) », (3549), Муслим также в своём сборнике, в «Книге достоинств», в главе «Описание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и о том, что у него было самое приятное лицо», (6066).

Привели Аль-Бухари в своём достоверном сборнике хадисов в «Книге о похвальных качествах», в главе «Описание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) », (3551).

Привели Аль-Бухари в своём достоверном сборнике хадисов в «Книге о похвальных качествах», в главе «Описание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) », (3561), Муслим также в своём сборнике, в «Книге достоинств», в главе «О приятном запахе, который исходил от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) , о мягкости его прикосновения, о перенимании благословения от прикосновения к нему», (6053).

Тафсир Ибн Касир, 1/194.

«Тайсир ал-Латыф аль-Хабир фи ‘улюм хадис аль-башир ан-назир», 1/21, 22.

ВСЕ ФОТО

Верующие мусульмане утверждают, что данные карикатуры глубоко уязвили их чувства. Многие из них заявляли, что ислам вообще запрещает любые изображения людей, не говоря уже о портретах пророка, cообщает NEWSru Israel .

Между тем, это не совсем верно. Ислам действительно запрещает изображать людей или животных, так же, как и иудаизм. Однако, как и в еврейской традиции, данный запрет соблюдался далеко не всегда, в том числе, и в отношении пророка Мухаммеда.

Известны изображения пророка, сделанные в XIV веке. Следует отметить, что большинство рисунков, на которых изображается Мухаммед, появлялись в странах, находящихся на периферии мусульманской цивилизации, где ислам вобрал в себя многие местные традиции, не уничтожив их, например, в Средней Азии.

Существовал также канон, предписывающий изображать пророка Мухаммада, а также других почитаемых фигур, с закрытыми лицами. Такие рисунки делались, к примеру, в Османской империи и Сафавидском Иране.

Карикатуры на пророка также появились не в ХХI веке. Изображения, высмеивающие Мухаммеда, рисовались в христианской Европе уже в эпоху Ренессанса, например, до наших дней дошла гравюра на дереве из Германии "Жена бранит пьяного Мухаммеда", сделанная в 1481 году.

Прекрасноликий Мухаммед

Согласно исламским верованиям, Бог абсолютно трансцендентен. Его сущность остается непостигаемой. Она превосходит любое воображение, любое сравнение. Ее нельзя ни изобразить, ни определить. Однако Бог проявляет себя через свои атрибуты. Благодаря им можно составить представление о Его эманации и убедиться в Его существовании. Так же обстоит дело и в иудаизме. Не только в Библии, но и в Коране говорится о Моисее, который захотел увидеть Бога, но увидел громы и молнии на горе Синай. Однако, согласно традиции, пророк Мухаммед встречался с Богом во время Мираджа - восхождения на седьмое небо. Бог явился ему в одном из своих многочисленных качеств, джемаль , что означает "прекрасный ликом". С тех пор в турецкой - и не только - народной традиции Мухаммеду приписывается это качество, джемаль , и это имя очень широко распространено в мусульманском мире.

Ислам запрещает изображение, это факт. Тем не менее, в исламском мире оно не было полностью исключено из религиозной сферы. За исключением ваххабизма, изображение пророка встречается постоянно, в частности, в турецкой традиции. "Сийер-и Неби", описывающая жизнь Мухаммеда по арабским источникам - это иллюстрированная книга, рукопись которой относится к XIV веку. Мухаммед изображен в ней с лицом, покрытым белым или зеленым покрывалом. Но в книге "Мирадж-наме", также написанной в XIV столетии и хранящейся в музее Топкапы в Стамбуле, пророк изображен с открытым лицом. Это красивый бородатый мужчина в белом тюрбане, одетый в прекрасный голубой кафтан, напоминающий плащ Богородицы, столь любимый художниками эпохи Ренессанса. Он сидит на плечах архангела Джебраила, который возносит его на небеса, Liberation (полный текст на сайте InoPressa.ru).

Во время моих поездок по Анатолии, пишет корреспондент французской газеты, Недим Гюрсель, мне часто приходилось видеть портреты Али - зятя пророка и четвертого халифа - на стенах домов алавитов. Эта многочисленная община (около 10 миллионов человек), близкая к шиитам и почитающая Али гораздо больше, чем Мухаммеда, практикует терпимый ислам и в силу своей открытости является прочной опорой светского режима в Турции.

Поэтому в скандале вокруг карикатур на Мухаммеда все дело не в его изображении, но в той манере, в которой оно было сделано. С точки зрения верующих и религиозных авторитетов, имело место богохульство. А за богохульство поплатились жизнью многие художники и мыслители в истории ислама, в том числе Халладж аль-Мансур, казненный за слова "Ана-ль-Хакк" ("Я - Истинный"), то есть за приписывание себе одного из атрибутов Аллаха, и Несими - великий суфийский поэт XIV века, с которого содрали кожу за поношение в адрес мулл города Алеппо. Слдует признать, что в демократической стране богохульство не может рассматриваться как правонарушение. Мы живем не при теократическом режиме, и свобода слова является непременным условием художественного творчества.

Когда Салман Рушди был приговорен к смерти фетвой аятоллы Хомейни, я был одним из первых мусульманских писателей, продолжает корреспондент, выступивших в его поддержку. Тем более, что "Сатанинские стихи" были романом, и в лице этого художественного произведения мы должны были защитить не только свободу слова, но и право автора на вымысел. Сегодня мы должны сделать то же самое для защиты карикатуристов, чья жизнь оказалась под угрозой, несмотря на то, что их талант оставляет желать лучшего.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обладал самыми лучшими физическими и нравствен­ными качествами. Ни у кого не было таких же мягких ладоней. Ни от кого не исходил такой же изумительный аромат, как от него. Никто не обладал таким же совершенным разумом, не был так же прекрасен в обращении с людьми, столь же сведущ об Аллахе, по­корен и усерден в служении Ему, столь же храбр, щедр, справед­лив и великодушен, столь же терпелив и вынослив, столь же сми­рен перед Господом и добр к Его рабам и столь же застенчив. Он не мстил и не гневался за обиды, нанесенные ему, но высказы­вал праведный гнев, когда попирались установления Аллаха. Его месть была только ради Аллаха. Он не знал лицеприятия: сильный и слабый, близкий и далекий, знатный и простолюдин - ко всем он был одинаково справедлив. Он никогда не порицал никакую еду: ел то, что вызывало у него аппетит, и оставлял то, чего есть не хоте­лось. Ел из благой пищи, что приходилось, и не требовал изысков. Принимал подарки и вознаграждал за них, но не принимал мило­стыню. Собственноручно чинил обувь и латал одежду, помогал се­мье по хозяйству, доил овец и справлялся со своими нуждами, об­ходясь без посторонней помощи. Не было никого скромнее, чем он. Он отвечал на приглашение всякого - богатого и бедного, знатного и простолюдина. Любил бедняков, участвовал в их похоронах и на­вещал при болезни. Ездил и на лошади, и на верблюде, и на осле, и на муле, а также сажал позади себя других. Когда шел пешком с людьми, то пропускал их вперед, а сам шел позади них.

Кольцо, которое он носил, было сделано из серебра. Он одевал его на правый или левый мизинец.

Очень часто ему приходилось затягивать потуже пояс из-за недостатка еды. Аллах даровал ему ключи от сокровищниц этого мира, но он выбрал для себя мир вечный.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не был слишком высок ростом, но и не был низок, не был смугл, но и не имел бледный цвет кожи. Его волосы не вились кудрями, но и не были прямыми. У него были крупные кисти рук и ступни и красивое лицо. Оно было белым, с очень приятными чертами. Он был широкоплеч, его густые волосы доходили до мо­чек ушей, иной раз - только до их середины, а иногда он опускал их до плеч. Борода была густая, а на теле волос было совсем мало. У него была крупная голова и крупные суставы, длинная полоса волос начиналась на груди и доходила до пупка, а когда он шел, то покачи­вался, будто ступал по склону. Не было подобного ему ни до него, ни после. У него был большой рот, большие глаза и сухие лодыжки. Его облик был красивее месяца, а лицо подобно полной луне. Между ло­патками у него была печать пророчества. Она представляла собой родинку красного цвета размером с голубиное яйцо. Упоминается также, что на ней росло несколько волосков.

Он разделял волосы пробором и умащал их. Никогда не уко­рачивал бороду, а лишь расчесывал ее, и своим последователям также приказывал отпускать и отращивать бороды.

Он настоятельно рекомендовал наносить перед сном на веки сурьму и говорил: «Подкрашивайте глаза перед сном сурьмой. Это делает взор более ясным и способствует росту ресниц». Также он говорил: «Лучшее, что вы можете наносить на веки, - это сурьма. Она делает взор ясным и способствует росту ресниц».

У него было мало седых волос как на голове, так и в бороде. Когда он умащал волосы, то седины не было видно совсем, а ког­да не умащал, то можно было увидеть несколько седых волосков. Всего их насчитывалось около двадцати. Он говорил: «Меня за­ставила поседеть сура «Худ» и подобные ей», а в другой версии хадиса приводятся такие его слова: «Причина, по которой у меня появилась седина, - суры «Худ», «Аль-ваки’а», «Аль-мурсалят», «Ан-наба» и «Ат-таквир»».

Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось носить длинные рубашки (аль-камис) и полосатые йеменские плащи (аль-хибара). Из предметов его одежды - чалма (аль-‘имама), изар, доходивший до середины голени.

Он очень любил благовония и говорил: «Благовония для муж­чин имеют явный запах, но не оставляют цвета, а благово­ния для женщин оставляют цвет, но не имеют заметного запаха».

В дни праздника и для встречи прибывающих к нему делегаций он старался одеться красиво. Любил чистоту.

Ему не нравилось, если кто-то вставал, когда он входил, или на­ходился в положении стоя, когда он сидел, и сподвижники не де­лали так, зная его отношение к этому.

Он очень любил чистить зубы мисваком, и это было первое, что он делал, входя в дом. Вставая ночью для совершения намаза, он сначала освежал рот мисваком.

Он спал в первую часть ночи, затем просыпался и совершал намазы. Его ночные намазы были долгими, так, что от долгого стояния у него даже опухали стопы. В конце ночи, незадолго до зари, он совершал аль-витр - намаз, состоящий из нечетного числа ракаатов, и этим заканчивал ночной намаз.

Ему нравилось слушать Коран, когда его читают другие.

Он посещал больных, участвовал в похоронах, совершая за умерших погребальный намаз.

Одним из его отличительных качеств была большая стыдли­вость. Если ему что-то не нравилось, то узнать об этом можно было по изменению выражения его лица.

Он уповал на Аллаха по-настоящему, потому что был господи­ном уповающих. Анас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я служил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет, и всякий раз, когда мне не уда­валось выполнить задание, с которым он меня посылал, он лишь говорил: «Если бы это было предопределено Аллахом, то по­лучилось бы». Однако несмотря на предельное упование на Всевышнего, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем не менее учитывал и внешние причи­ны, совершая необходимые действия и предпринимая меры.

Он никогда не поступал вероломно и запрещал другим ве­роломство и измену. Даже до прихода Ислама Аллах оберегал Своего будущего посланника от мерзостей времен невежества. Будучи ребенком, Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, пас овец, ибо не было ни одного пророка, который не пас бы в начале своей жизни овец. Когда он проходил мимо камней, еще не будучи пророком, они привет­ствовали его миром.

У него есть несколько имен. В достоверном хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я - Мухаммад (Восхваляемый) и Ахмад (Хвалящий), и я - аль-Махи (Стирающий), посредством кото­рого Аллах сотрет неверие, и я - аль-Хашир (Собирающий), вслед за которым будут собраны люди (в Судный день), и я - аль-‘Акиб (Идущий вслед)». «Идущий вслед» - то есть последний пророк, после которого уже не будет пророков .

В другом хадисе приводятся такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я - Мухаммад и Ахмад, и я - аль-Мукаффи (Ступающий по следам), и я аль-Хашир (Собирающий), и я - Набий ар-тавба (Пророк Раскаяния), и я - Набий ар-рахма (Пророк Милости)».

Его куньей было Абу Касим.

Всевышний отправил его для того, чтобы довести через него до совершенства благородные нравы.

Его имя упоминается Аллахом в нескольких местах Корана:

В суре «Аль ‘Имран»:

«Мухаммад является всего лишь посланником, до которого уже были посланники» (3:144).

В суре «Аль-ахзаб»:

«Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и последний из пророков» (33:40).

В суре «Мухаммад»:

«Он простил грехи и исправил положение тех, которые уве­ровали, совершали благие деяния и уверовали в истину, ни­спосланную Мухаммаду от их Господа» (47:2).

В суре «Аль-фатх»:

«Мухаммад - посланник Аллаха» (48:29).

В суре «Ас-сафф» Аллах приводит слова Исы, мир ему:

«Я послан благовествовать о посланнике, который придет после меня, имя коему - Ахмад» (61:6).

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, посвящал много времени поминанию Аллаха и раз­мышлениям над Его знамениями и мало разговаривал. Его намазы были долгими, а проповеди короткими.

Он любил ароматные запахи и поэтому никогда не отказывал­ся, если кто-то предлагал ему умаститься благовонием, и не любил неприятные запахи.

Он улыбался больше, чем кто-либо, а изредка смеялся так, что виднелись его коренные зубы. Джарир, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «С тех пор, как я принял ислам, я ни разу не получил от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, отказа на то, чтобы войти к нему в дом. Всякий раз, встречая меня, он улыбался мне в лицо. Однажды я пожаловался ему, что не могу хорошо держаться на коне, и он уда­рил меня по груди и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ве­дущим по правильному пути и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/”»

Посланник Аллаха шутил, но даже шутя он говорил только правду.

Он ни с кем не был груб, охотно принимал извинения и оправ­дания.

Пищу, он принимал тремя пальцами, которые затем облизывал, а во время питья трижды делал паузы и выдыхал, отстранившись от сосуда.

Он разговаривал кратко, но слова его содержали в себе много смысла. Его речь была понятной и ясной, так что слушающий его запоминал услышанное. Иногда он повторял сказанное трижды, для того чтобы его слова стали предельно ясны слушателю. Он ни­когда не разговаривал без нужды.

В нем были собраны все благородные нравственные черты и прекрасные поступки. Если он упрекал кого-то, то, как правило, делал это намеком; приказывал людям мягкость, и побуждал к ней, и запрещал им резкость и грубость. Он призывал к великодушию, прощению, сдержанности, благоразумию, спокойствию, терпели­вости, добронравию и благородным моральным качествам.

Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось одевать обувь, начиная с правой ноги, расчесывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, и совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах. Он порицал слишком частое расчесывание и укладывание волос. Левую руку использовал для подмывания и других действий неблагородного порядка.

Укладываясь спать, он ложился на правый бок и подкладывал правую ладонь под правую щеку. Перед сном он произносил спе­циальные зикры (формулы поминания Аллаха). Когда он немного дремал перед наступлением утра, то клал голову на ладонь, держа предплечье вертикально и упираясь локтем в пол.

Места, где он сидел с людьми, были собраниями знания, здра­вомыслия, стыдливости, верности, непорочности, терпения и спокойствия. В этих собраниях не повышались голоса, не попи­рались запреты Аллаха, люди старались превзойти друг друга в богобоязненности, скромности, почтении к старшим, сочувствии к младшим, помощи нуждающимся. Покидая их, они шли распро­странять добро и призывать к благу.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел на земле и ел, кладя еду на землю. Он шел вме­сте с бедняками, вдовами и рабами, чтобы уладить их проблемы, и не бросал их, пока не решал. Проходя мимо играющих детей, всег­да приветствовал их. Никогда не пожимал руку чужим женщинам, проявлял дружеские чувства к своим сподвижникам, справлялся о них и навещал, оказывал почтение благородным людям из любого племени, и обращался лицом и беседовал с каждым, кто разгова­ривал с ним, даже если это были худшие из людей, и вызывал у них тем самым расположение и дружеское отношение.

Анас, который служил у него в течение десяти лет, рассказы­вал: «Пророк ни разу не высказал мне неудовольствия. Что бы я ни сделал, он ни разу не упрекнул меня, сказав: «Зачем ты это сделал?!», а если я не выполнял чего-либо, он никогда не порицал меня, говоря: «Почему ты этого не сделал?!» Ни у кого из людей не было такого прекрасного нрава, как у него. Я не касался в своей жизни ни шелка, ни бархата мягче, чем его ладони, и не вдыхал за­паха мускуса ароматнее, чем запах его пота».

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не совершал и не говорил ничего непристой­ного, не кричал, даже находясь на рынке, не отвечал злом на зло, а прощал, извинял, проявлял кротость, сдержанность и благоразу­мие. Он ни разу не поднял руку ни на слугу, ни на жену, ни на кого из людей вообще, за исключением тех случаев, когда сражался на пути Аллаха. Когда ему предоставлялась возможность поступить так или иначе, он останавливал свой выбор на наиболее легком варианте, если только в этом не было ничего греховного. Если же в этом было что-то греховное, то он держался от такого дела даль­ше любого из людей.

Аллах даровал ему все совершенство благонравия и все пре­красные качества, пожаловал ему из знания, достоинств и всего того, что является для человека спасением, успехом и счастьем в дольней жизни и вечной, столько, сколько не жаловал никому из созданий. Его, не обученного грамоте, не умеющего ни читать, ни писать, никогда не учившегося ни у одного учителя, Всевышний Аллах избрал и превознес над всем человеческим родом - первы­ми его поколениями и последними - и сделал ниспосланное ему откровение религией для всех людей и джиннов до самого Судного дня. Да пребудут над этим человеком, чьим нравом был священ­ный Коран,

Хадисы о личности пророка Мухаммеда

О внешности пророка Мухаммеда

1.1. По словам одного из современников, у пророка Мухаммеда была крупная голова и большие глаза. Когда он шел, он наклонялся вперед, словно поднимаясь в гору. Если он поворачивался, то поворачивался всем телом.

Другие, близко знавшие его, говорили, что посланник Аллаха был несколько выше среднего роста. У него были очень светлая, белая кожа, черная борода и красивые и здоровые зубы. Глаза его были опушены длинными ресницами.

Третьи запомнили, что он был очень широкоплечим и круглощеким. Люди отмечали, что у него необычная походка, так как он ходил, ступая на землю сразу всей ступней, но на ступнях у него не было привычных выемок.

Если пророку надо было повернуться, он либо полностью поворачивался к людям, либо полностью отворачивался от них.

При всем разнообразии воспоминаний тех, кто знали пророка, общим в них является то, что все говорили о нем как об исключительном человеке, подобного которому они не встречали ни до него, ни после него.

Об общности пророка Мухаммеда с другими пророками

1.2. Пророк Мухаммед говорил, что все пророки – братья. У них общий отец, но разные матери. Из всех пророков ему ближе всего был его непосредственный предшественник Иса, сын Марьям.

Об отличии пророка Мухаммеда от других пророков

1.3. Однажды посланник Аллаха перечислил то, что было даровано только ему и никогда не ниспосылалось предшествовавшим ему пророкам:

– Я побеждаю потому, что страх вселяется в сердца всех моих врагов, находящихся на расстоянии месяца пути от меня. Вся земля дана мне для того, чтобы поклоняться Всемогущему Аллаху, и вся она сделана пригодной для очищения, когда мы не можем найти воду для омовения, чтобы мои последователи могли творить молитву там, где окажутся во время, отведенное для молитвы. Я могу брать военную добычу, что не было дозволено ни одному из предшествовавших мне пророков. Мне дано право заступаться за мусульман перед Повелителем Миров. И я послан не только к своему народу, а ко всем, кто живет на земле.

1.4. Пророк Мухаммед не хотел, чтобы мусульмане превозносили его так, как христиане превозносят Ису; он рассматривал себя как раба Аллаха и Его посланника.

1.5. Посланник Аллаха обычно постился по субботам и воскресеньям.

– Эти дни являются праздниками для народов Книги, а я хочу отличаться от них.

О речи пророка Мухаммеда

1.6. По словам современников, посланник Аллаха, обращаясь к людям, всегда говорил очень четко и обычно трижды повторял свои слова, чтобы они лучше дошли до сознания его слушателей, а когда приходил в гости, то трижды приветствовал хозяев дома.

О прямолинейности пророка Мухаммеда

1.7. Если пророк Мухаммед видел что-то такое, что было ему не по душе, это сразу отражалось на его лице.

О нравственных принципах пророка Мухаммеда

1.8. Посланник Аллаха всегда, когда ему надо было сделать выбор, предпочитал более простое сложному, если только речь не шла о неправедном деянии. Он был последним из тех, кто мог бы совершить неправедный поступок. Он никогда не мстил за причиненное ему зло. Однако если он видел, что люди проявляют неуважение к Всемогущему Аллаху, он наказывал их от имени Всемогущего Аллаха.

1.9. Уча мусульман скромности, пророк Мухаммед во всем подавал им пример скромного поведения. Один из знавших его людей справедливо заметил, что стыдливой скромности в нем было больше, чем у девственницы в ее шатре.

Скромный и непритязательный в быту, посланник Аллаха также был самым щедрым из людей. Однако наибольшую щедрость он проявлял в месяц Рамадан, когда каждую ночь к нему являлся Джабраил, чтобы обучить его новым стихам Корана. В такие дни щедрость пророка напоминала веяние благодатного ветра.

1.10. Пророк Мухаммед всегда проявлял бережное отношение к одежде. Причину этого следует искать, разумеется, не в скаредности, ибо не было человека более щедрого, чем он: посланник Аллаха ценил одежду как дар, ниспосланный ему Всемогущим Аллахом, и поэтому всякий раз, когда ему доводилось надевать новую одежду, он уважительно произносил ее название, а потом возносил хвалу даровавшему ее Аллаху и творил молитвенное обращение, прося Его о том, чтобы она и то, из чего она была изготовлена, принесли ему благо, и о том, чтобы Он защитил его от зла, которое она могла бы ему принести.

И еще он всегда начинал надевать одежду справа.

1.11. Посланник Аллаха учил мусульман приветствовать друг друга радостными улыбками, но никто никогда не видел, чтобы он смеялся во весь рот.

1.12. Стремясь водворить мир и покой в своей умме, пророк Мухаммед учил, что, когда двое мусульман ругают друг друга, ответственность за все сказанное ими ложится на того, кто заговорил первым, однако это происходит только в том случае, если тот, кого поносят, не выходит за пределы дозволенного.

А тех, кто ругаются и поносят друг друга, он называл шайтанами, обвиняющими и отвергающими друг друга.

Сам же пророк Мухаммед никогда никого не поносил, и никто не слышал от него ни одного грубого слова. Если он желал показать, что осуждает кого-либо из своей уммы, он говорил:

– И что это на него нашло? Да запылится его чело!

1.13. Посланник Аллаха, по собственному предпочтению всегда живший в бедности, принимал гостей в течение гораздо больших сроков, чем три дня, рекомендованные им правоверным. Однажды к нему пришли несколько молодых людей, принадлежавших к одному и тому же племени, и он оставил их у себя на целых двадцать дней, уча их молиться Единому Господу.

Заметив же, что его гости тоскуют по дому, посланник Аллаха принялся расспрашивать их об их семьях, а потом велел всем возвращаться домой и учить своих родных исламу, вести добродетельный, богобоязненный образ жизни и в установленное время творить молитвы. При этом он велел старшему из молодых людей руководить их молитвами, а другому гостю – призывать к ней всех остальных. Так, благодаря пророку Мухаммеду, в том племени появились имам и муэдзин.

1.14. Когда пророку Мухаммеду приносили свежие финики, он всегда призывал благословение Аллаха на свою умму, а затем угощал фиником младшего из находившихся рядом с ним ребятишек.

1.15. Однажды после длительного периода засухи пошел сильный дождь. И пророк Мухаммед снял с себя одежду и вышел на улицу, чтобы постоять под ливнем.

– Зачем ты это сделал, о посланник Аллаха? – спросили его, и он сказал:

– Потому что этот дождь – дар Всемогущего Аллаха и пришел прямо от Него.

О молитвенных обращениях пророка Мухаммеда

1.16. Посланник Аллаха говорил, что Аллах ответит на молитву каждого мусульманина, если только в этой молитве не будет содержаться просьба о запретном, о разрыве родственных уз. Кроме того, молящий должен проявлять терпение, последовательно повторяя свою просьбу, и не говорить, что его молитва осталась без ответа.

1.17. По свидетельству современников, посланник Аллаха часто повторял это молитвенное обращение:

– O Аллах, помоги мне и не помогай против меня. Поддержи меня и не поддерживай того, кто против меня. Прояви хитрость за меня, а не против меня. Отврати от меня тех, кто против меня. О Аллах, сделай меня благодарным Тебе, поминающим Тебя, боящимся Тебя, покорным Тебе и смиренным, молящим и кающимся перед Тобой. Прими мое покаяние. Смой с меня мои грехи и ответь на мою молитву. Утверди мое доказательство веры. Веди мое сердце и язык по пути Истины и очисти мое сердце от ненависти.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

65. «Сунна» пророка Мухаммада и хадисы. Иснад, связующая нить традиции У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги «...А друзей искать на Востоке. Православие и Ислам: противостояние или содружество?» автора Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

Глава III Ваххабизм: ересь «Мухаммеда-второго» Здание начинается с фундамента. Затем возводятся стены, создаются архитектурные украшения. Но и мировые религии, обретя основы вероучения, в ходе истории обогащаются, из поколения в поколение укрепляются, украшаются трудами

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Видения Мухаммеда Приблизительно в 610 г. у Мухаммеда появилась склонность уединяться для размышления о религии. Он уходил для этого в пещеру на горе Хира вблизи города Мекки. Во время этих уединении, как говорят исламские источники, ему начали приходить духовные

Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога Аллаха, как бы транслированного через

Из книги Россия и ислам. Том 2 автора Батунский Марк Абрамович

3. Спор о личности Мухаммеда, о природе ислама и его роли в истории Исходя – и опять-таки верно – из тезиса о «непрочности главных оснований», на которых строятся взгляды Мюллера и Соловьева (Миропиев, однако, скрывает тот факт, что Соловьев во многом – как и он сам –

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 48. Прославление промышления Господня в людях чрез пророка Илию, пророка Елисея, пророка Исаию, благочестие и мудрость царя Езекии 1-15 Ср. 3 Цар. XVII-XIX; XXI; 4 Цар. I-X;

Из книги Толковая Библия. Том 6 автора Лопухин Александр

Глава III. Вступление пророка в служение. 1-3. Съедение свитка. 4-11. Успокоительное ободрение пророка к принятию призвания. 12-15. Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив. 16-21. Новые разъяснения насчет пророческого призвания. 22-27. Внешнее состояние

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

Пророчество Мухаммеда Если мы окинем взором атлас мира, то увидим, что не могло быть другой более подходящей страны, чем Аравия, для столь желанной мировой религии. Аравия расположена в центре Азии и Африки, недалеко от Европы. Центральная часть Европы во времена

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Вклад Пророка Мухаммеда (Мир ему!) в духовное развитие человека Чтобы оценить заслуги этого человека, необходимо обратиться к мировой истории. Она показывает, что этот неграмотный житель пустынной Аравии, родившийся более 14 столетий тому назад, явился настоящим лидером

Из книги Хадисы о пророке Мухаммеде автора Бурова Ирина Игоревна

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Притчи пророка Мухаммеда О Журайже и его матери9.1. Пророк Мухаммед не раз говорил мусульманам о том, что они должны заботиться о своих матерях, потому что Аллах всегда отвечает на молитвы матерей. Об этом свидетельствует и рассказанная им притча об отшельнике

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Хадисы о чудесах пророка Мухаммеда Чудо о воде10.1. Однажды, когда наступило время молитвы, мусульмане, жившие неподалеку от мечети, разошлись по домам, чтобы совершить омовение, а потом явиться на молитву.А пророку Мухаммеду принесли небольшую миску с водой, которой было

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ МУХАММЕДА. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ РАННЕГО ИСЛАМА Историчность личности Мухаммеда не вызывает сомнений. Он действительно был основателем ислама, признание чего ни в коей мере не снимает проблемы решающего значения тех социально-исторических

Из книги автора

Из книги автора

Почему христиане не считают Мухаммеда пророком? Этот вопрос искренне волнует многих мусульман и, наверное, его чаще всего задают христианам. Нередко он звучит в такой форме: “вот, мы же, мусульмане, почитаем вашего Иисуса Христа как пророка, а вы вот не признаёте нашего

Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) был ниспослан в качестве Милости для миров. Каждому мусульманину рекомендуется следовать его примеру во всём, что касается не только религии, но и обыденной жизни.

Играет немаловажную роль, так как верующий должен подавать хороший пример во всём. А как же выглядел сам Пророк (с.г.в.)?

Очертания лица

Сподвижник Анас бин Малик (р.а.) описывал Посланника Аллаха (с.г.в.) так: «Кожа была не слишком белая и не слишком смуглая, а волосы были и не кудрявыми, и не прямыми» (Бухари, Муслим).

Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал, что у предводителя мусульманской уммы были очень густые волосы, длина которых достигала мочек ушей (Бухари, Муслим).

Зять Пророка (с.г.в.), один из ближайших сахабов - Али бин Абу Талиб (р.а.) утверждал: «У него была большая голова и немного округлое лицо. Его волосы нельзя сказать, чтобы вились или лежали прямо, но были волнообразными. Цвет глаз - очень чёрный, а ресницы были длинными» (Тирмизи, Хаким).

Наиболее подробное описание оставил после себя внук Посланника Всевышнего (с.г.в.) Хасан бин Али. «Лицо Пророка (с.г.в.) сияло лунным светом, а лоб выглядел широким. Мой дед был с большой головой и волнообразными волосами, которые он укладывал на пробор. Посланник Аллаха (с.г.в.) обладал изогнутыми бровями. Его нос имел утончённый кончик. Он обладал густой бородой и широким ртом. Между зубами имелись промежутки» (Табарани, Байхакы).

По словам Джабира (р.а.), у Милости миров (с.г.в.) был большой разрез глаз и широкий рот (согласно хадису от Муслима и Тирмизи). Абу Хурайра (р.а.) говорил, что у Мухаммада (с.г.в.) лицо было светлым и «похожим на чистое серебро». Человек по имени Абу Туфаиль утверждал, что у Божьего Посланника (с.г.в.) была белая кожа (Муслим, Ахмад).

Телосложение

Из воспоминаний ибн Малика (р.а.) известно, что Мухаммад (с.г.в.) был ростом не высок и не низок. Аналогичным образом его описывает и Бара бин Азыб (р.а.), добавляя такой признак, как широкоплечесть (оба хадиса приводят и Бухари, и Муслим). Как утверждал Али бин Абу Талиб (р.а.), от груди до пупка тянулись волосы, а посередине спины была печать пророков - родинка красного цвета размером с яйцо. (Тирмизи).

Хасан бин Али говорил, что рост его деда - чуть выше среднего. Между грудью и пупком находилась линия волос, также волосы покрывали руки, верхнюю часть груди и плечи. Его телосложение было в меру упитанным, грудная клетка и живот не выдавались вперёд. Пророк (с.г.в.) обладал длинными предплечьями и большими ладонями (Табарани).

Походка

Анас бин Малик (р.а.) вспоминал, что Заключительный Божий посланник (с.г.в.) слегка наклонялся вперёд при ходьбе (Бухари). От Али бин Абу Талиба (р.а.) же известно, что его походка была энергичной и живой. Причём Мухаммад (с.г.в.) слегка наклонялся, «как будто он поднимался в гору». А когда оборачивался, то делал это всем телом, а не только головой (Тирмизи). Как рассказывал Хасан бин Али, Пророк (с.г.в.) ходил энергично, бодро отрывая ноги и делая широкие шаги. При этом он опускал голову и постоянно направлял свой взгляд на землю. Когда он входил куда-либо или выходил, то всегда пропускал вперёд сахабов, а уже после них следовал сам (Табарани, Байхаки).

Одежда

Посланник Всевышнего (с.г.в.) любил длинные рубашки (камис), рукава на них доходили до запястий (Тирмизи, Абу Дауд). Также он надевал китрийские плащи с узорами, которые носили жители Йемена (Бухари, Муслим).

Одежда Мухаммада (с.г.в.) была разных цветов. Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал: «Я никогда не видел человека в красном одеянии более красивого, чем наш Пророк (с.г.в.)» (Бухари, Муслим). А человек по имени Абу Римса называл ещё два каких-то зелёных одеяния. При этом сам Милость миров (с.г.в.) призывал верующих: «Носите одежду белого цвета, ибо она - лучшая из ваших одеяний» (Тирмизи, Абу Дауд). бинт Абу Бакр (р.а.) говорила, что однажды Мухаммад (с.г.в.) накинул на себя полотнище из чёрной шерсти с полосками (Абу Дауд, Тирмизи).

Кроме того, поверх другой одежды он надевал румийскую джуббу (верхняя удлинённая одежда с широкими рукавами - прим. сайт). Об этом свидетельствует хадис, переданный со слов Мугиры ибн Шугбы и приводимый в сводах хадисов Тирмизи, Абу Дауда и Насаи.

К тому же Пророк Мухаммад (с.г.в.) носил чёрные кожаные носки, подаренные Ему правителем Эфиопии Асхамой. От Абдуллы бин Бурайды известно: «Негус (титул эфиопского царя) подарил Посланнику Аллаха (с.г.в.) кожаные носки чёрного цвета, и он носил их пока они не испортились» (Тирмизи, Абу Дауд). Также Мухаммад (с.г.в.) надевал сандалии с двумя ремешками и двойным шнурком (Ибн Маджа).

Перстень

В Пречистой сунне говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) носил перстень на правой руке. Анас бин Малик (р.а.) рассказывал, что это был перстень из чистого серебра (Бухари, Муслим). Им Пророк (с.г.в.) ставил печати на посланиях, которые он отправлял. В одном из хадисов, содержащихся в сборниках Тирмизи и Бухари, отмечается, как однажды Мухаммад (с.г.в.) намеревался составить послание персам, но один человек из его окружения сообщил, что они не принимают послания без печати, подтверждающей отправителя. И тогда он попросил изготовить именной перстень. На этом изделии было выгравировано изречение «Мухаммад - Посланник Аллаха». После смерти Пророка (с.г.в.) его носили и праведные халифы - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), и Усман ибн Аффан (р.а.) до тех пор, пока перстень не уронили в колодец (Бухари, Муслим).