Почему мы не помним себя в детстве? (5 фото). Почему мы не помним себя в раннем детстве

Бывает, что слава и известность приходит к актерам далеко не сразу. Нередко случается так, что известные ныне звезды экрана добиваются широкого успеха лишь в зрелые годы, а потому нет ничего удивительного в том, что мы не помним, как они выглядели в молодости. Давайте посмотрим на то, какими были популярные актеры и телеведущие отечественного телевидения в свои молодые годы. Стоит отметить, что некоторые снимки могут вас удивить.

Гоша Куценко. Будущий знаменитый актер родился в Запорожье 20 мая 1967 года. В 1988 году переехал в Москву, где поступил в МИРЭА, а через два года - в Школу-студию МХАТ.

В фильме “Мама не горюй”, который послужил отправной точкой в его звездной карьере снялся в 30 лет. Сейчас за его плечами масса кинохитов, однако в 2016 году Куценко заявил, что завершает актерскую карьеру и планирует заняться режиссерской деятельностью.

Владимир Гостюхин. Родился будущий актер 10 марта 1946 года в Свердловске, но увлекшись театром, уехал в Москву, где окончил Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского в 1970.

Работал в театре Советской армии, шесть лет - мебельщиком-реквизитором, а позже играл там же в спектакле.

За его плечами не так мало киноролей, но вам он скорее всего известен как Иваныч из сериала “Дальнобойщики”.

Алексей Маклаков. Вряд ли кто-то сможет вспомнить более ранние роли “прапорщика Шматко” из сериала “Солдаты”, однако в театральный он поступил в далеком 1980.

Некоторое время работал на радио "Юнитон". Работал в Томском ТЮЗе. Играл в новосибирском театре "Красный факел". Позже работал на фильме "Что сказал покойник" видеомонтажером.

В 1996 году Алексей Маклаков переехал в столицу и был зачислен в группу театра имени В. Маяковского, именно в столице и началась его успешная кинокарьера.

Федор Бондарчук. Всем знаком образ брутального киноактера, продюсера и режиссера.

Дебютировал он в 1986 году, с небольшой ролью (царевич Федор) в исторической драме своего отца, Сергея Бондарчука, "Борис Годунов", о которой он вспоминал: "Отец был строг со мной. Он был и остается для меня фантастическим, незыблемым авторитетом. Это была ужасная ответственность. Когда я приходил со съемок, из меня буквально пот выжимали. Мне очень сложно давалась роль".

В 1987 году, будучи студентом ВГИК, он принимает участие в съемках картины своего педагога Юрия Озерова "Сталинград", вышедшей на экраны в 1990 году. В 1991 году учеба во ВГИК была благополучно закончена.

Алиса Фрейндлих. Дочь известного ленинградского актера Бруно Фрейндлиха, Алиса, играла главные роли в театрах имени Комиссаржевской и имени Ленсовета, снималась в кино, но роли, по которой ее смог бы узнать каждый, все не было.

Когда Эльдар Рязанов предложил ей сыграть Людмилу Прокофьевну Калугину в "Служебном романе", актрисе было уже 42 года, пока картина снималась – исполнилось 43.

Но после выхода фильма на экраны в стране не осталось ни одного человека, который не знал бы, кто такая Алиса Фрейндлих.

Федор Добронравов. Будущий актер работал и слесарем-сборщиком, и оператором лаконаливочной машины на мебельном комбинате...

Впоследствии, уже окончив театральный институт, по утрам подрабатывал дворником, а вечером выходил на сцену.

Первой успешной работой Федора Викторовича стала роль отца кадета Перепечко в сериале "Кадеты", которую он сыграл в 46 лет, а последовавшие за этим роли в "Ликвидации", "Папиных дочках" и, конечно же, "Сватах" сделали его по-настоящему знаменитым.

Александр Балуев. После неудачной попытки поступить в Щукинское училище год проработал помощником осветителя в нижнем парке осветительского отделения на "Мосфильме". В 1980 году он успешно заканчивает обучение и становится актером Театра Советской Армии.

Много играл в театре. Широкая популярность к Балуеву пришла после выхода кинокартины "Мусульманин", где он сыграл роль старшего брата главного героя фильма.

С конца 90-х неоднократно снимался в голливудских фильмах, куда приглашался, обычно, на второстепенные или эпизодические роли российских офицеров.

Евгений Дятлов. Евгению довольно долго пришлось довольствоваться ролями второго и даже третьего плана в популярных фильмах и сериалах, ездить по стране с концертами, играть в Молодежном театре на Фонтанке, вести программы на санкт-петербургском телевидении.

Настоящая известность пришла к Дятлову только после участия в проекте "Две звезды". Теперь Дятлов – непременный участник всех концертов Первого российского телеканала и играет роли, о которых раньше мог только мечтать – Шервинского в экранизации "Белой гвардии", командарма Новикова фильме по роману Василия Гроссмана и Валерия Чкалова в телефильме "Крылья".

Алексей Гуськов. После окончания средней школы поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана (МВТУ им. Н. Э. Баумана). Проучился в этом училище почти пять лет, но в 1979 году ушел оттуда и поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ.

Четыре года преподавал актерское мастерство в Школе-студии МХАТ. Много играл.

В 2000 году снялся в одной из своих самых известных и ярких ролей - офицера-контрабандиста Никиты Голощекина в телесериале Александра Митты "Граница. Таежный роман". Также являлся одним из продюсеров этой картины.

Иван Охлобыстин. После окончания школы поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Учился на одном курсе со многими будущими деятелями российского кинематографа.

В начале 2001 года, после выхода "Даун Хауса" с его участием, выяснилось, что Охлобыстин рукоположен в священники. До 2005 года отец Иоанн служил в храме святителя Николая в Заяицком, расположенном на Раушской набережной Москвы-реки.

26 ноября 2009 года в новостных лентах появилось сообщение о том, что Охлобыстин попросил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла освободить его от служения из-за "внутренних противоречий". Ну а в последние лет семь все его знают как доктора Быкова из телесериала "Интерны".

Леонид Якубович. Молодой Леонид не помышлял о том, чтобы стать знаменитостью, во время учёбы играл в институтской команде КВН. Работал на Заводе имени Лихачёва и в пусконаладочном управлении ЗИЛа. С 1979 года писал телесценарии.

В 1991 году Якубович пришёл на пробы нового ведущего “Поля чудес” и удачно смог их пройти и по сей день является бессменным ведущим телеигры. С того же года регулярно стал появляться в кино.

Людмила Артемьева. Актриса, известная зрителям по сериалам "Сваты", "Таксистка", "Кто в доме хозяин", "Сватьи" свою первую звездную роль сыграла в 40-летнем возрасте.

В 1986 году Артемьева окончила Театральное училище имени Б. Щукина, а впервые на экранах дебютировала в 1986 году в школьном фильме "Очень страшная история", до 2003 года играла в театре Ленком.

Александр Калягин. Будущий актер в 1959 году окончил Московское медицинское училище № 14 по специальности акушер, в течение двух лет работал фельдшером на "скорой помощи". В 1965 году Александр Калягин окончил щукинское училище и был принят в труппу Театра на Таганке.

В кино Александр Калягин снимается с 1967 года, но наиболее известную роль - Бабс Баберлей (донну Розу д’Альвадорес) сыграл в фильме 1975 года "Здравствуйте, я ваша тетя!".

Татьяна Васильева. В 1969 году актриса окончила Школу-студию МХАТ и последующие 15 лет играла на сцене Московского театра Сатиры.

Лишь в 1992 она получила премию "Ника" в номинации "Лучшая актриса" , а в 2012, в 65 лет, за роль в телесериале "Закрытая школа" была названа исполнительницей "женской роли".

С 4 июня по 31 августа 2012 года - ведущая в проекте "Между нами, девочками" на Первом канале. С 1 апреля по 30 мая 2014 года - ведущая в проекте "Дело ваше..." на Первом канале.

Михаил Державин. В 1954 году Михаил поступил в Театральное училище им. Щукина, после окончания которого с 1959 года работал в Московском театре им. Ленинского комсомола.

Дебютировал в кино актер в 1956 году в эпизоде фильма “Разные судьбы” , но сейчас эти роли и роли последующих двух десятилетий малок то вспомнит.

В 80-х и 90-х у Державина появились по-настоящему звездные роли, некоторые из известных фильмов - это “Бабник” и “Моя морячка”.

Сергей Гармаш. Будущий актер мечтал после школы поступить в мореходное училище, но документы подал в Днепропетровское театральное, а после армии поехал в Москву поступать в театральное училище.

После учебы он был принят в труппу московского театра "Современник", наиболее активно сниматься Гармаш стал в 90-е, а в 2000-е его востребованность только возросла.

Борис Щербаков. В 1968 году Борис узнал, что в Москве будет набирать курс в Школу-студию МХАТ его любимый педагог, а через четыре года окончил ее и в том же году стал актером МХАТа.

Много снимался, но особую активность на этом поприще начал проявлять в 90-е.

В 2000-х Щербаков снялся во множестве сериалов и телепроектов.

Сергей Селин. Прежде чем стать актером, юноша из Воронежа успел освоить профессии грузчика и дворника.

Селин пытался поступить в театральный в Москве, вернулся в Воронеж и с горя поступил в технологический институт на инженера мясомолочной промышленности.

Там он и устроился грузчиком в столовую при военной кафедре. Ушел он оттуда, только когда окончательно решил бросить институт и в итоге стать "Дукалисом".

Первых трех-четырех лет жизни. Плюс, мы вообще довольно мало помним о себе до семи лет. «Нет, ну кое-что я все-таки помню», - скажете вы, и будете совершенно правы. Другое дело, что, задумавшись, может быть сложно понять, идет речь о настоящих воспоминаниях или о воспоминаниях второго порядка, основанных на фотографиях и рассказах родителей.

Феномен, известный как «детская амнезия», больше века является для психологов загадкой без отгадки. Несмотря на огромное количество информации, которую можно использовать, и технологические наработки, ученые все еще не могут сказать наверняка, почему это происходит. Хотя есть ряд популярных теорий, которые кажутся им наиболее правдоподобными.

Причина первая - развитие гиппокампа

Может показаться, что причина, по которой мы не помним себя в младенчестве, состоит в том, что младенцы и малыши не имеют полностью . Но на самом деле, добавляет The Conversation, дети в возрасте от 6 месяцев могут образовывать как краткосрочные воспоминания, которые сохраняются в течение нескольких минут, так и долгосрочные воспоминания, связанные с событиями последних недель и даже месяцев.

В одном из исследовании на тему 6-месячные малыши, которые научились нажимать рычаг для управления игрушечным поездом, помнили, как выполнять это действие, в течение 2-3 недель после того, как они в последний раз видели игрушку. А дошкольники, по данным уже другого исследования, способны помнить, что было несколько лет назад. Но здесь, поясняют эксперты, опять же открытым остается вопрос: это автобиографические воспоминания или воспоминания, полученные с помощью кого-либо или чего-либо.

Правда в том, что возможности памяти в детстве действительно не такие, как во взрослом возрасте (более того, память продолжает развиваться и в юности). И это одно из самых популярных объяснений «детской амнезии». Важно понимать, что память - это не только формирование, но также поддержание и последующее извлечение воспоминаний. В то же время гиппокамп - область мозга, ответственная за все это - продолжает развиваться по крайней мере до семи лет.

Интересно и то, что типичная граница «детской амнезии» в 3-4 года, по-видимому, смещается с возрастом. Есть данные, что дети и подростки обычно имеют более ранние воспоминания, чем взрослые. А это, в свою очередь, говорит о том, что вопрос может быть меньше связан формированием воспоминаний, но больше - с их сохранением.

Причина вторая - владение языком

Второй важный фактор, который играет роль в детских воспоминаниях - это язык. В возрасте от года до шести лет дети в основном проходят сложный процесс формирования речи, чтобы свободного (или даже языках, если мы говорим о билингвах). Ученые полагают, что предположение, будто способность говорить влияет на способность помнить (сюда же отнесем наличие в лексиконе слов «помнить», «вспоминать»), в какой-то мере верно. Иными словами, уровень владения языком в тот или иной период частично влияет на то, насколько хорошо ребенок будет помнить это или другое событие.

Об этом позволяет говорить, например, исследование, проведенное с участием малышей, доставленных в отделение неотложной помощи. В итоге дети старше 26 месяцев, которые могли рассказать о событии в то время, вспоминали его и пять лет спустя, в то время как дети в возрасте до 26 месяцев, которые не могли говорить, помнили мало и не помнили вообще ничего. То есть, превербальные воспоминания действительно с большей вероятностью теряются, если они не переведены на язык.

Причина третья - культурные особенности

В отличие от простого обмена информацией, воспоминания вращаются вокруг социальной функции обмена опытом с другими. Таким образом, семейные истории поддерживают доступность памяти с течением времени, а также увеличивают согласованность повествования, в том числе хронологию событий, их тему и .

Маори, аборигены Новой Зеландии, имеют самые ранние детские воспоминания - они помнят себя уже в возрасте 2,5 лет. Исследователи полагают, что это происходит благодаря логичности повествования матерей маори и традиции рассказывать семейные истории с раннего возраста. Анализ данных на тему также показывает, что взрослые в культурах, которые ценят автономию (Северная Америка, Западная Европа), как правило, сообщают о более ранних детских воспоминаниях, чем взрослые в культурах, которые ценят целостность и связанность (Азия, Африка).

Воспоминания из глубокого детства недоступны людям, как и память о моменте их появления на свет. С чем же это связано? Почему мы не помним, как родились? Ведь некоторые яркие впечатления как будто отпечатываются в подсознании и после остаются там навсегда, а такой психически и физически важный момент, как рождение, попросту стирается из "подкорки". Многочисленные теории из психологии, физиологии человека, а также идеи, почерпнутые из религии, помогут разобраться в столь загадочном явлении.

Мистические теории

Мировые верования в тайны мироздания и предлагают свое представление о том, почему человек не помнит, как он родился. Все дело в душе - именно в ней сохраняется вся информация о прожитых днях, эмоциях, успехах и провалах, которую человеческий мозг, как и его физическое тело, не может принять и, соответственно, расшифровать. На 10-й день существования эмбриона в него заселяется душа, но только на время, а за 30-40 дней до момента появления на свет она полностью внедряется в бренное тело. Почему мы не помним, как родились? Потому что телу недоступно восприятие информации, коей обладает душа. Энергетический сгусток словно защищает все данные от мозга, предотвращая тем самым возможность разгадки таинства создания человека. Душа бессмертна, тело - всего лишь оболочка.

Научные объяснения

Почему мы не помним, как рождались? С точки зрения науки данное явление объясняется сильным стрессом, сопровождающим родовой процесс. Боль, изменение частей тела, продвижение по родовым путям - все это является тяжелым переходом для ребенка из теплой, надежной материнской утробы в незнакомый мир.

Формирование памяти напрямую связано с ростом человеческого организма. Подсознание взрослого человека запечатляет моменты из жизни и хранит их, а у детей все происходит немного иначе. Эмоции и переживания, а также моменты, связанные с ними, сохраняются в "подкорке", но при этом стираются предшествующие им воспоминания, так как детский мозг, ввиду своей недостаточной развитости, просто не в состоянии хранить обилие информации. Вот почему мы не помним наше детство и то, как родились. Примерно с шести месяцев до полутора лет у ребенка появляется память: долгосрочная и краткосрочная. В таком возрасте он начинает узнавать родителей и близкое окружение, находит предметы по просьбе, ориентируется в своем доме.

Так почему мы не помним, как рождались? Еще одна трактовка отсутствия ранних детских воспоминаний объясняется тем, что младенец еще не может связать определенные события со словами, так как не умеет говорить и еще не знает о существовании самих слов. Отсутствие воспоминаний о детстве в психологии называется инфантильной амнезией.

Согласно мнению многих ученых, проблема памяти детей, скорее, не в том, что они не умеют создавать воспоминания, а в том, что подсознание ребенка сохраняет все пережитое им в Это объясняет и то, почему человек не помнит момент своего рождения, и то, что некоторые даже самые яркие моменты из жизни со временем стираются.

По Фрейду

Мировая знаменитость, благодаря которой были совершены значительные продвижения в медицине и психологии, создал свою трактовку того, почему мы так плохо помним детство. Согласно человек блокирует информацию о событиях из жизни, когда возраст еще не достиг трех-пяти лет, в связи с сексуальной привязанностью к одному из родителей противоположного ребенку пола, и агрессией к другому. К примеру, мальчик в раннем возрасте имеет сильную неосознанную связь с матерью, при этом ревнует ее к отцу и, как следствие, ненавидит его. Потому в более сознательном возрасте воспоминания блокируются подсознанием как негативные и противоестественные. Однако теория Зигмунда Фрейда не обрела признания в научных кругах, она так и осталась всего лишь односторонним взглядом австрийского психолога на отсутствие воспоминаний о детстве.

Теория Харка Хоуна

То, почему человек не помнит своего рождения, согласно исследованиям этого врача, напрямую связано со следующим: ребенок еще не отождествляет себя как отдельную личность. Потому память не может сохраняться, так как дети не знают, что именно из происходящего вокруг является их личным опытом, эмоциями и чувствами, а что - результатами жизнедеятельности посторонних людей. Для маленького ребенка все едино.

Почему дети определяют, где мама и папа, если еще не умеют говорить и плохо запоминают моменты из детства

Ребенок легко ориентируется в своем доме и не путается, когда его просят показать, кто из его родителей мама, а кто папа, благодаря семантической памяти. Именно там хранятся важные для выживания человека воспоминания об окружающем его мире. За счет информации, содержащейся в долговременном "хранилище", ребенок быстро находит, где лежит любимое лакомство, в какой из комнат его накормят и напоят, кто у него мама или папа. Почему мы не помним, как родились? Этот момент можно объяснить тем, что подсознание данное событие из жизни трактует как ненужное и опасное для психики явление, сохраняя его в кратковременной, а не в

Исследование канадских психологов феномена инфантильной амнезии

Участие в опросе, проведенном врачами из Торонто, приняли 140 детей, возраст которых был от трех до тринадцати лет. Суть эксперимента заключалась в том, что всех участников опросили, предложив рассказать о трех самых ранних воспоминаниях. Результаты исследования доказали, что дети младшего возраста более отчетливо помнят моменты из раннего детства, а лица, чей возраст старше 7-8 лет, не могут вспомнить подробности пережитых жизненных ситуаций, о которых ранее рассказывали.

Пол Фрэнкланд. Изучение гиппокампа

Гиппокамп является частью мозга. Главная его функция - транспортировка и "архивация" человеческих воспоминаний. Канадский ученый П. Фрэнкланд заинтересовался его деятельностью и ролью в сохранении памяти о происходящем вокруг. Более подробно расмотрев данный "архиватор" мозга, ученый пришел к выводу, что то, почему мы не помним, как мы родились, а также то, каким было наше детство до 2-3 лет, трактуется следующим образом: каждый человек рождается с недоразвитым гиппокампом, что препятствует нормальному хранению получаемой информации. Для того чтобы гиппокамп начал нормально функционировать, требуются годы - растет человек, развивается и он. До этого момента детские воспоминания разбросаны по всем закоулкам коры мозга.

Даже когда гиппокамп начинает работать, он не в силах собрать всю информацию по закоулкам памяти и проложить к ней своего рода мостки. Поэтому так много людей, не помнящих свое детство ранее трехлетнего возраста, и так мало тех, кто помнит себя младше 2-3 лет. Данное исследование объясняет, почему мы не помним, как родились и выросли, до сознательного возраста.

Влияние окружающей среды на сохранение памяти ребенка

Учеными было обнаружено, что, помимо воспитательных факторов и генетической наследственности, на воспоминания о детстве влияет место, где проживает человек. В ходе эксперимента, в котором участвовали дети из Канады и Китая от 8 до 14 лет, был проведен четырехминутный опрос об их жизни. В итоге маленькие обитатели Поднебесной смогли за отведенное им время рассказать меньше, чем канадские ребята.

Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?

Дети менее восприимчивы к моментам из жизни, связанным со звуками, для них важнее те события, в которых они смогли что-либо увидеть и ощутить. Однако страх и боль, испытываемые человеком в младшем возрасте, чаще со временем замещаются другими, более позитивными воспоминаниями. Но случается и так, что некоторые индивидуумы лучше запоминают болевые ощущения, страдания и печаль, чем счастье и радость.

Стоит заметить, что в ребенок запоминает больше звуки, нежели очертания предметов. К примеру, слыша голос родной матери, плачущий малыш моментально успокаивается.

Существуют ли способы вытянуть воспоминания о детстве из глубин подсознания?

Психологи часто прибегают к погружению своих пациентов в состояние транса, дабы разрешить ту или иную проблему, как говорится, все наши страхи родом из детства. Попадая в прошлое, человек во время сеанса гипноза, сам того не подозревая, может рассказать о самых потаенных, глубинных воспоминаниях. Однако заглянуть в самые ранние моменты жизни удается далеко не каждому - согласно многочисленным экспериментам, подсознание словно сооружает непреодолимую стену, защищающую пережитые эмоции от чужих глаз.

Многие эзотерики также используют гипноз, чтобы помочь человеку узнать о его прошлых жизнях, воспоминаниях из детства и даже младенчества. Но данный способ получения информации не является научно подтвержденным, поэтому рассказы некоторых "счастливцев", познавших момент своего рождения, зачастую оказываются выдумками и профессиональным рекламным ходом.

Во сне нам удаётся преодолеть все мыслимые и немыслимые препятствия, побывать в неведомых странах и даже влюбиться, но, как правило, с пробуждением ночные приключения растворяются в сознании. Так как же возникают наши сны, и почему так бесследно стираются из памяти, и можно ли удержать в памяти сновидение со всеми подробностями? Специалисты провели множество исследований и теперь стали на шаг ближе к истине.

Почему мы засыпаем

Наверняка вы не раз замечали, что момент «засыпания», когда происходит отключение от реальности, отследить невозможно. Так как же мы всё-таки засыпаем? Учёные из Швеции пришли к выводу, что засыпаем мы в тот момент, когда в работу вступают мозговые центры, находившиеся в состоянии покоя в дневное время. А американские специалисты заметили, что важную роль играет недостаток дневного света, который переводит наши биологические часы на ночное время за счёт выработки мелатонина, гормона сна. В любом случае, к единому мнению специалисты из разных точек мира так и не пришли. Существует даже мнение, будто человек засыпает из-за накопления в организме в течение дня некоторых продуктов обмена веществ.

Все спят одинаково

Все люди спят абсолютно одинаково, и абсолютно одинаково не могут обходиться без сна. Мы забываем сны, потому что наш мозг как компьютер, у которого возникает несовместимость с теми или иными файлами – проблема кодирования; скажем, тоже самое, когда мы не можем загрузить какое-то нестандартное по формату видео на YouTube.

По последним исследованиям, все наши сны, даже если мы ощущаем их как очень длинные или их несколько за ночь, – длятся очень короткий срок в реальности – несколько секунд до пробуждения (не обязательно утреннего, проснуться вы можете и посреди ночи). То есть все наши полёты во сне, невероятные путешествия и великие любови проносятся в настоящем времени с невероятной скоростью. Это обстоятельство мешает нам помнить наши сновидения во всех подробностях, а иногда и вовсе стирает картинку из памяти. Наш мозг в состоянии запомнить максимум три сна в неделю и то – совсем нечётко.

Согласно исследованиям, те сны, которые нам запоминаются ярче всего, отображают наши реальные мечты. Что же такое сон, окончательного решения учёные так и не нашли, но по умолчанию сон можно назвать кодированием повседневной информации и грёз в наше подсознание.

Две фазы сна

Во сне наш организм, как глобальная машина, начинает работать в совершенно ином режиме. Так, например, состояние сна делится на две фазы: медленная и быстрая. Медленная составляет от 75 до 80% от всего времени нашего отдыха, в этот период обычно активные во время бодрствования процессы замедляются, сердце бьётся реже, становится более редким дыхание, уменьшается активность пищеварительной системы, снижается температура тела. Более того, предельно расслабляются и мышцы – этот процесс, кстати, можно заметить ещё перед погружением в сон – наверняка вы замечали, как время от времени подёргиваются наши конечности. По большей части, рефлекторным движениям подвержены спортсмены и танцоры – их мышцы днём претерпевают гораздо большую нагрузку, нежели у других, «обычных» людей.

Что касается быстрой фазы, то здесь всё происходит наоборот: биение сердца учащается, поднимается давление. Многие учёные уверены – именно в период быстрой фазы, в нашем мозгу происходит переработка информации, поступившей за минувший день. Сны, надо сказать, могут сниться нам и в быстрой и в медленной фазе, правда, они очень отличаются друг от друга. В быстрой мы видим яркие, эмоционально окрашенные сновидения, порой не поддающиеся расшифровке – иными словами, набор картинок. А вот в медленной фазе сны становятся куда более осмысленными, реалистичными, максимально приближенными по содержанию к периоду бодрствования, именно поэтому, в медленном сне порой бывает невозможно отличить сновидения от яви. Зато, если разбудить человека на стадии быстрого сна – он, вне всяких сомнений, в мельчайших подробностях запомнит свой сон. А в медленной - нет.

Откуда берутся наши ночные кошмары

Ночной кошмар - это всегда плохо, иными словами, если вы слишком часто видите плохие сны, можете быть уверены, ваш организм подаёт вам тревожные сигналы. Как правило, систематические кошмары свидетельствуют о неврозе, повышенной эмоциональности и других расстройствах психики. «Случайные» кошмары – признак переутомления, стресса. Неприятные сны могут сниться как в быстрой, так и в медленной фазе. Дело лишь в том, что находясь в быстрой фазе, вы, как правило, можете отдавать себе отчёт в том, что вы спите, кошмар вам привиделся,. Более того, осознаете вы это настолько, что усилием воли можете заставиться себя проснуться.

Что до медленной фазы, то здесь всё гораздо сложнее. Поскольку сны наши в медленный период становятся более реалистичными, меняется и восприятие, а значит, уговорить себя проснуться не всегда получается.

Но условно хорошая новость заключается в том, что львиную долю своих ночных кошмаров вы уже отсмотрели. Оказывается, дети подвержены страшным сновидениям куда сильнее, чем взрослые. Учёные доказали, что с 3 до 8 лет дети видят больше кошмаров, чем взрослые за всю свою жизнь. И это повод относиться к нашим детям и их ночным случайным слезам еще чуточку внимательнее.

Чёрно-белые сны

Оказывается, не все люди могут видеть цветные сны. Однако, счастливчиков, у которых сновидения всегда монохромны, совсем немного. Исследования, проведённые с 1915 года до пятидесятых годов 20-го века, говорят, что среди зрячих людей 12% видят исключительно чёрно-белые сны. С 60-х годов картина изменилась. Сегодня чёрно-белые сны видят 4,4% людей.

Несколько интересных фактов

Нам снится только то, что мы видели. Порой, в наших сновидениях возникают совсем незнакомые лица. На самом деле, как бы парадоксально это ни звучало – во сне мы видим исключительно то, что знаем. Только представьте – за день мимо нас проходят сотни людей, и каждое увиденное лицо отпечатывается в нашем подсознании – в реальности мы быстро забудем «ненужную» информацию, а вот во сне мозг вполне может услужливо подсунуть её нам.

Сны видят все здоровые люди. Всем людям (кроме разве что больных, с серьёзными изменениями психики) снятся сны, однако, согласно исследованиям, мужчины и женщины видят сны по-разному. Мужчинам в основном снятся представители своего пола, женщины же во снах видят представителей обоих полов в примерно одинаковой пропорции.

Слепым тоже снятся сны. Если человек потерял зрение уже после рождения, на протяжении всей жизни ему могут сниться картинки «из прошлой жизни», что же касается тех, кто страдает недугом с колыбели – то их сновидения наполнены звуками, запахами и тактильными ощущениями.

Сны предотвращают невроз. Сновидения являются отражением наших желаний - как сознательных, так и подсознательных. Именно сны помогают оберегать нашу нервную систему. Относительно недавно команда психологов провела эксперимент: группе добровольцев позволили спать по восемь часов в сутки, однако, будили их всякий раз, когда наступал период сновидений. Спустя непродолжительное время волонтеры начали галлюцинировать в обычное время суток, нервничать без причины, проявлять агрессию.

Психические отклонения можно диагностировать с помощью снов. Несколько лет назад популярный журнал «Neurology» представил данные о том, что такие психические заболевания, как болезнь Паркинсона и шизофрения, ещё задолго до своего первого реального проявления дают о себе знать в снах. Дело в том, что больным с этими заболеваниями, причина которых кроется в нейродегенеративных расстройствах, постоянно снятся кошмары, для которых особенно характерны царящие в сновидении крики, удары, плач и стоны.

ФОТО Getty Images

Почему мы не помним своих снов? Это странно еще и потому, что сны могут быть гораздо более яркими и насыщенными, чем повседневная жизнь. Если некоторые события, происходящие во сне, случились бы с нами наяву - например, падение с крыши или романтическая связь с кинозвездой - эта история точно осталась бы в нашей памяти (не говоря уж про ленту соцсетей).

Есть несколько теорий, которые помогают понять, почему сны так быстро стираются из памяти. С одной стороны, забывание - это процесс, крайне необходимый с точки зрения эволюции: для пещерного человека сон о том, что, убегая ото льва, он спрыгнул со скалы, не закончился бы ничем хорошим. Другая эволюционная теория, разработанная первооткрывателем ДНК Фрэнсисом Криком (Francis Crick), гласит: главная функция снов - забывание ненужных воспоминаний, которые со временем накапливаются в мозге.

Мы забываем сны еще и потому, что нам непривычно вспоминать то, что происходило в сновидении. Мы привыкли к тому, что наше прошлое организовано хронологически, линейно: сначала случилось одно, потом другое, третье… Сны же хаотичны, полны ассоциаций и случайных, нелогичных поворотов.

Кроме того, повседневная жизнь, необходимость встать по будильнику и сразу спешить по делам не способствует запоминанию снов - первое, о чем мы думаем (если вообще думаем) после пробуждения: «С чего начать, что я должен сделать сегодня?». Из-за этого сны рассеиваются как дым.

Что делать, чтобы запомнить сон?

Перед тем как лечь спать, поставьте два будильника: один для того, чтобы окончательно проснуться, другой (музыкальный) - для того, чтобы сфокусироваться на том, что вы увидели во сне (второй должен прозвенеть чуть раньше первого).

  1. Перед сном положите ручку и лист бумаги на тумбочку возле кровати. Или воспользуйтесь приложением «записная книжка» в вашем смартфоне: пишите все, что помните, пока не начнете забывать.
  2. Когда прозвенит «музыкальный» будильник и вы потянетесь к бумаге и карандашу, старайтесь как можно меньше двигаться.
  3. Вспомните ощущение сна, его настроение, запишите то, что придет в голову. Делайте это в свободной форме, не придавайте событиям последовательность.
  4. Держите блокнот рядом в течение всего дня: возможно, сон будет продолжать «заигрывать» с нами. Заигрывающий сон - это термин, придуманный Артуром Минделлом (Arthur Mindell): осколки сна могут появляться на протяжении всего дня или даже нескольких дней, «дразня» нас и наш мозг.
  5. Когда вы научитесь воспроизводить свои сны, вам будет гораздо проще запоминать их.