Рамадан намаз. Как совершается молитва таравих

Таравих намаз (араб. تراويح‎ - перерыв, отдых, передышка) совершается после обязательного намаза Иша только в месяц Рамадан и известен как "молитва выстаивания Рамадана".

Таравих – это желательный намаз (намаз-сунна). Таравих намаз начинают совершать с первой ночи и завершают в последнюю ночь поста Рамадан.

Желательно также совершать после Таравих намаза, но допустимо совершать Витр и до Таравих намаза.

Пропущенный Таравих намаз не возмещается ни по отдельности, ни коллективно.

ВАЖНОСТЬ ТАРАВИХ НАМАЗА

Ученые-факихи едины во мнении, что Таравих намаз является сунной как для мужчин так и для женщин. Пророк, мир ему и благословение, сам совершал Таравих намаз и при наступлении Рамадана говорил: "Аллах обязал вас поститься в Рамадан, а я наставляю вас его выстаивать (в молитвах)" (ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад).

В достоверном хадисе говорится:

“Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари 37, Муслим 759)

Имам аль-Баджи сказал: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в месяце Рамадан, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается: “Однажды один человек пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан верующий ведет два вида джихада против своего нафса! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

ТАРАВИХ НАМАЗ: ДЖАМААТОМ ИЛИ В ОДИНОЧКУ?

Коллективное совершение Таравих намаза является сунной для мужчины, а женщина совершает Таравих дома, но нет ничего предосудительного, если она исполнит эту молитву в мечети.

Достоверно передается что Пророк, мир ему и благословение, совершал Таравих намаз коллективно.

Приводится в "Сахих Бухари" и "Муслим" от Аиши, да будет доволен ею Аллах:

"Посланник Аллаха, мир ему и благословение, молился в одну из ночей и люди молились за ним. Затем он молился на следующую ночь и людей стало только больше. Они собирались на молитву и на третью и на четвёртую ночи, но Посланник Аллаха, мир ему и благословение, не вышел к ним. А вышел только на утро и сказал: "Я видел что вы собрались, но не вышел к вам, потому что боялся что эта молитва будет предписана вам (как обязательная)".

После смерти Пророка, мир ему и благословение, Умар, да будет доволен им Аллах, постановил выполнять Таравих коллективно. Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Аддарими и Имам Ахмад, да будет доволен ими Аллах, приводят следующие слова Пророка, мир ему и благословение: "Соблюдайте мою сунну и сунну праведных халифов после меня, держитесь за неё крепко" .

Абу Юусуф, да будет доволен им Аллах, рассказывает: "Я спросил Абу Ханифу о Таравихе и о том как поступил Умар, да будет доволен им Аллах. Он ответил: "Таравих – обязательная сунна, и Умар не выдумал его сам по себе и не был в этом новатором, а велел его исполнять только потому, что у него был аргумент и завет от Посланника Аллаха, мир ему и благословение".

Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один Корана с тем, чтобы полностью прочитать Коран за месяц Рамадан, ведь не у всех мусульман есть возможность прочитать Коран самим в этот месяц.

Также, Таравих намаз совершают дома, вместе с семьей, соседями или в одиночку.

Известно, что некоторые сподвижники и табиины, такие как Ибн Умар, Урва, Салим, Касим, Ибрахим и Нафиг, да будет доволен ими Аллах, совершали Таравих намаз не коллективно, а поодиночке. Если бы совершение Таравиха джамаатом было обязательным, то все они совершали бы его коллективно.

Совершивший Таравих дома, выполняет сунну, но утрачивает воздаяние за посещение мечети и пребывание в ней.

8 РАКААТОВ ИЛИ 20 РАКААТОВ?

Обычно совершают восемь ракаатов Таравих намаза – четыре намаза по два ракаата. Но лучше выполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал как двадцать ракаатов Таравих намаза, так и восемь.

По окончании Таравих намаза, совершают три ракаата (вначале двухракаатный намаз, затем одноракаатный).

То, что Таравих намаз состоит из 20 ракаатов – это мнение большинства учёных и единое мнение сподвижников. Во время Таравиха совершается десять приветствий: молящийся делает приветствие после каждых двух ракаатов. Если же он исполнит четыре ракаата подряд, то молитва будет правильной, но это считается нежелательным. Лишь в тех случаях, когда ночь слишком короткая и остаётся мало времени между Таравихом и сухуром, допускается совершения Таравих намаза в четыре ракаата.

В подтверждение того, что Таравих исчисляется двадцатью ракаатами Альбайхаки приводит хадис с достоверной цепочкой о том, что во времена Умара, да будет доволен им Аллах, люди в месяц Рамадан совершали двадцать ракаатов Таравих намаза. А Имам Малик, да будет доволен им Аллах, приводит следующее: "Люди во времена Умара исполняли в Рамадан двадцать три ракаата", где три ракаата – это Витр намаз. Также аргументом является утверждение, что двадцать ракаатов Таравих намаза исполняли праведные халифы: Умар, Усман и Али, да будет доволен ими Аллах, за исключением Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. И именно двадцать ракаатов являются пророческой сунной, потому что сунна Умара – это сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение.

В то же время, сторонники 8 ракаатов намаза Таравих опираются на слова Аишы, да будет доволен ею Аллах. На вопрос: «Как молился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в ночи Рамадана?», она ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать ракаатов”. (аль-Бухари 1147, Муслим 738). То есть, 8 ракаатов Таравих намаза и 3 ракаата Витр намаза.

Однако, в этом хадисе нет явного запрета на совершение двадцати ракаатов. Большинство современных мусульманских ученых считают допустимым совершать Таравих намаз количеством и более двадцати ракаатов, хоть тридцать шесть. Ведь Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: "Кто будет выстаивать молитву вместе с имамом до её завершения, тому Аллах запишет будто он выстоял всю ночь" .

Ночное богослужение в Рамадан – прекрасная сунна, которая несет в себе много блага. Нельзя чтобы этот вопрос о количестве ракаатов становился предметом спора среди мусульман. Совершающему восемь ракаатов желательно молиться в мечети в последних рядах, чтобы, покидая мечеть, не становиться помехой для других и не вводить себя во грех.

ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ ТАРАВИХ НАМАЗА

Как упоминалось выше, намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракаатов. Намаз выполняется по 2 ракаата 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 ракаата, как 2 ракаата Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и, соответственно, 20 ракатов. Можно так же читать по 4 ракаата 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракаатами делается перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если мусульманин совершает намаз дома, то можно в это время совершать зикр или читать Коран.

Молитва "таравих" такая же как и другие молитвы, поэтому молящийся или имам читают "Фатиху" и суру или несколько аятов после неё.

Как совершать 2 ракаата Таравих намаза?

1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.

2) Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.

3) Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях...”.

4) Прочитайте наизусть суру «Аль Фатиха» и далее известную вам суру или часть Корана. Если вы - хафиз/хафиза, очень рекомендуется произносить 1 джуз за ночь.

5) По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку (поясной поклон) и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».

6) Поднимитесь из руку (поясного поклона) и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».

8) Из саджда перейдите в сидячее положение.

9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».

10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.

11) Закончив чтение Корана, склонитесь в руку (поясной поклон). Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, - вплоть до второго саджда (земного поклона).

12) После второго саджда сядьте и произнесите «Аттахийату...», «Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.

13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Сидение в молитве Таравих

Желательно сидеть после каждого четвёртого ракаата по времени равному исполнению четырёх ракаатов или меньше. При совершении Таравиха в 20 ракаатов получается 5 сидений. Молящийся может сам выбрать что ему делать в это время-делать зикр, читать Коран или молчать, однако зикр лучше чем молчание. Так же рекомендуется сидеть после последних ракаатов Таравиха и Витр намаза.

Вознаграждение за совершение Таравих намаза

В некоторых приданиях приводятся данные о степени вознаграждения за совершение Таравих намаза в течении всего месяца Рамадан.

Кто совершит Таравих намаз в 1-ю ночь , тот очистится от грехов, подобно новорождённому.

Если совершит Таравих намаз и во 2-ю ночь – грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь совершит Таравих намаз – призовёт ангел под Аршем: «Ты возобновляй свои деяния, Аллах простил все твои ранее совершённые грехи»!

Если и в 4-ю ночь – ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур и Коран.

в 5-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке, в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь совершит намаз-таравих – Аллах воздаст ему награду, равную совершению тавафа в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллаха о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь исполнит намаз-таравих – он подобен человеку, который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тот выступил против Фиравна и Хамана.

в 8-ю ночь – Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему).

Если и в 9-ю ночь совершит намаз-таравих – ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха.

Если и в 10-ю ночь – Аллах даст ему все благое этого и Того мира.

Кто совершит намаз-таравих и в 11-ю ночь – покинет этот мир, подобно ребёнку, покидающему утробу матери (безгрешным).

Если и в 12-ю ночь – он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом.

Если и в 13-ю ночь совершит намаз-таравих – он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня.

Если совершит намаз-таравих и в 14-ю ночь – ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахом от допроса.

Если и в 15-ю ночь совершит намаз-таравих – его будут благословлять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь – Аллах убережёт его от Ада и одарит его Раем.

Если исполнит намаз-таравих и в 17-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам.

Если и в 18-ю ночь – Ангел воззовёт: «О раб Аллаха! Поистине Аллах доволен тобой и твоими родителями».

Если и в 19-ю ночь исполнит намаз-таравих – Аллах поднимет его степень в Раю Фирдавс.

Если совершит намаз-таравих и в 20-ю ночь – Аллах воздаст ему награду шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь – Аллах возведет для него в Раю дом из нура (сияния).

Если совершит намаза-таравих и в 22-ю ночь – этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня.

Если и в 2З-ю ночь – Аллах построит ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь – 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если исполнит намаз-таравих и в 25-ю ночь – Аллах избавит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь – Аллах возвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения.

Если и в 27-ю ночь – он молниеносно пройдёт через мост Сират.

Если и в 28-ю ночь совершит намаз-таравих – Аллах возвысит его на 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей.

Если совершит намаз-таравих и в 30-ю ночь – Аллах скажет: «О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Господь, ты - Мой раб». («Нузхатуль Мажалис»).

Дорогие братья и сестры!
Порадуемся же месяцу Рамадан, как велит нам Всевышний Аллах. Совершим как можно больше благих дел, молитв, Таравих намазов. Удержим себя от греховных деяний, очистим сердце свое от вражды, зависти и других пороков. ИншааЛлах, Всвышний Аллах воздаст нам благом в обоих мирах!

При подготовке статьи использовались материалы с сайта:

Намаз, который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих. Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр.

Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракаатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамадан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Кур`ана с тем, что бы полностью прочитать его за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Кур`ан самому в этот месяц.

Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?

Можно читать 8 ракаатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракаатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракаатов для Таравих намазов.

Хафиз Ибн Абдульбарр сказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157).

Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллар) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»).

Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97).

Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллар) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).

В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) в ночи Рамадана?», ‘Аиша ответила: «Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов» (аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз).

Правила совершения Таравих намаза

Как упоминалось выше намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракаатов. Намаз выполняется по 2 ракаата 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 ракаата, как 2 ракаата Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и соответственно 20 ракаатов. Можно так же читать по 4 ракаата 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракаатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Кур`ан.

Награда за Таравих намаз

В хадисе говорится: «Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Алла hа, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари 37, Муслим 759).

Имам аль-Баджи сказал: «В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаhа) и стремясь заработать награду Аллаhа, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!» (“аль-Мунтакъа” 251).+

В другом хадисе рассказывается: «Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаhа) и сказал: “О посланник Аллаhа! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаhа, и что ты - посланник Аллаhа, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!”

Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!» (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!» (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).

Главной особенностью этого месяца, указывающей на его важность, является то, что в этом месяце началось ниспослание Корана, являющегося последним божественным откровением. Также в этом месяце мусульмане соблюдают пост, являющийся одним из основных видов поклонения. На месяц Рамазан приходится Ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр), которая лучше тысячи других месяцев. За поклонение, совершенное в этом месяце, дается большее вознаграждение, чем за поклонение, совершенное в любом другом месяце года. Рамазан является месяцем прощения и милости, взаимопомощи и поддержки, изобилия и достатка. В этом разделе мы поговорим именно об этих особенностях.

1. Коран начал ниспосылаться в месяце Рамазан

В суре аль-Бакара о ниспослании Корана говорится следующее: «В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2/185).

Ниспослание Корана началось с того, что в 610 году в месяце Рамазан в Ночь Предопределения ангел Джибрил (алейхиссалям) передал первые пять аятов суры аль-’Аляк пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который в это время находился в поклонении в пещере Хира на горе Нур в Мекке. В суре аль-Кадр говорится: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (аль-Кадр, 97/1).

Чтобы в полной мере воспользоваться баракатом месяца Рамазан, нужно посвящать больше времени изучению Корана. На самом деле, верующий должен часть из двадцати четырех часов суток отвести для чтения Корана; в эти благословенные дни нужно приложить больше старания, чтобы основная часть дня была предоставлена Корану. Нужно постараться, погрузившись в атмосферу смыслов и наставлений Корана, действовать в соответствии с его содержанием. Изменить в лучшую сторону свое состояние и поведение, а также работать над своими недостатками.

2. Месяц Рамазан – это месяц, в котором соблюдается обязательный пост

В Коране говорится: «Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен, или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185).

3. Одна из ночей месяца Рамазан является Ночью Предопределения, которая лучше тысячи месяцев

Аллах Всевышний говорит в Коране: «Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] – ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (аль-Кадр, 97).

Совершенно точно известно, что Ночь Предопределения является одной из ночей месяца Рамазан, но какой именно по счету – неизвестно. Мать всех правоверных ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамазана» (Тирмизи, Саум, 71).

Выражение «ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамазана» означает, что эта ночь может приходиться на любой из этих дней, и указывает на необходимость увеличения поклонений в эти дни.

Наибольшее распространение получило мнение, по которому эта ночь приходится на двадцать седьмую ночь месяца Рамазан, и во всем исламском мире она отмечается, как Ночь Предопределения.

В некоторых хадисах сказано, что жизнь людей предыдущих поколений была гораздо более продолжительной, чем у наших современников, и, соответственно, у них было больше времени для совершения богоугодных дел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) печалился, что по причине малой продолжительности жизни верующие его общины не в состоянии были заслужить столь большой награды, несмотря на все усилия. Поэтому Всевышний Аллах наградил общину пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Благословенной Ночью, которая лучше, чем тысяча месяцев.

Мудрость того, что точно не установлен срок Ночи Предопределения, заключается в том, чтобы люди, приложив усердие и старание, в полной мере смогли прочувствовать и осознать ценность этой Ночи и милость Творца, скрытую в ней.

Безусловно, лучше всего проводить в поклонении все последние ночи, начиная с двадцатой, чтобы быть более уверенным, что за­станешь Ляйлятуль-Кaдр и все ее блага. Провести 10 или 11 ночей в пол­ном служении Аллаху не так уж и сложно, особенно если учитывать, ка­кое огромное благо и вознаграждение обещано за это.

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и наде­ждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари, Муслим).

В Ляйлятуль-Кадр самым лучшим для человека будет искреннее по­каяние, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, прощаются былые обиды, анализируются ошибки проведенных дней, меся­цев, строятся планы на будущее.

На эту тему существует немало хадисов. Но важно знать, что Ал­лах даровал нам такую благословенную ночь как особую милость. И сколь же удачливы те, которые никогда не пропускают ее!

Многочисленные хадисы свидетельствуют о том, что ду’а, сделанные в эту ночь, принимаются. Сообщается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: (Однажды) я спросила: «О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи Предопределения, что мне следует говорить?». Он ска­зал: «Говори: “О, Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Щедрый Ты любишь прощать, так прости же меня”» (ат-Тирмизи, Байхаки).

4. В месяц Рамазан открываются двери рая и закрываются двери ада, а дьяволы заковываются в цепи

В одном из хадисов говорится: «В первую ночь Рамазана шайтаны и джинны заковываются в цепи, закрываются ворота ада, и ни одни из них не открываются. Открываются ворота рая, и ни одни из них не закрываются. И глашатай объявляет: «О те, кто желает совершить благое! Осуществите свое желание, совершая благое. О те, кто желает совершить плохое! Откажись от этого. В месяц Рамазан Аллах освобождает многих людей из ада. Это продолжается каждую ночь этого месяца. Когда наступает месяц Рамазан, небесные врата открываются, а врата ада закрываются, и шайтаны заковываются в цепи» (Саум, 1; Бухари, Саум, 5).

5. В месяц Рамазан совершается намаз-таравих

Слово «таравих» – это форма множественного числа слова «тарвиха», означающего «предоставление отдыха». В религиозной терминологии слово «таравих» означает добровольный намаз, совершаемый в месяц Рамазан после намаза ‘иша. Этот намаз получил свое название в связи с тем, что после каждых четырех ракаатов, молящиеся делают небольшую паузу для отдыха. Как уже было сказано, таравих-намаз является добровольным поклонением. Поэтому из-за усталости, занятости и других подобных причин намаз-таравих можно совершать дома в 8, 10, 12, 14, 16 или 18 ракаатов. Совершение намаза-таравих таким образом также соответствует сунне.

Этот намаз является обязательной сунной (сунна-муаккада) для муж­чин и женщин, который совершается каждый день в течение месяца Рамазан. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в 23-ю, 25-ю и 27-ю ночи месяца Рамазан совершал намаз-таравих вместе со своими сподвижни­ками в мечети.

Время этого намаза наступает после ночного намаза аль-‘иша и длится до времени утреннего намаза. Намаз-таравих выполняется до витр-намаза и состоит из двадцати ракаатов, о чем стало из­вестно из действий второго праведного халифа ‘Умара (радыйаллаху ‘анху). Он окончательно утвердил количество ракаатов с согласия сподвиж­ников Пророка. Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «После меня не отступайте от моей Сунны и сунны праведных хали­фов» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). А также: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамазан с верой и ожиданием воз­награждения от Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи».

6. В Рамазан прощаются грехи верующих, которые оживляют этот месяц своим поклонением

Оживление месяца Рамазан поклонением имеет огромное значение. Понятие «оживление месяца Рамазан» включает чтение Корана, зикры и тафаккур (размышление), изучение жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получение религиозных знаний.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пятикратный намаз, джума-намаз до наступления следующего джума-намаза и пост месяца Рамазан вплоть до наступления следующего Рамазана будут искуплением за совершенные малые грехи при условии избегания больших грехов» (Муслим, Тахара, 17).

7. Рамазан – это месяц милости и изобилия, а также общественной взаимопомощи

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о достоинствах месяца Рамазан, сказал: «В месяц Рамазан моей общине было дано пять вещей, которые не были даны прежним общинам. Это:

  • В первую же ночь Рамазана Аллах посмотрит на мою общину взглядом милости. Того, на кого Аллах посмотрит взглядом милости, Он не подвергнет наказанию.
  • Запах изо рта постящегося верующего, приятней для Аллаха, чем запах мускуса.
  • Ангелы денно и нощно просят прощения для моей общины.
  • Аллах приказывает раю: «Приготовься и украсься для моих рабов, ибо приблизилось то время, когда они, избавившись от усталости земной жизни, войдут в Мою милость и в рай».
  • В последнюю ночь месяца Рамазан вся моя община будет помилована. На вопрос одного из сподвижников о том, является ли эта ночь Ночью Предопределения, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Нет. Это не Ночь Предопределения. Разве вы не видите? Работники получают свою плату по завершении работы» (Мунзири, II, 2).

8. За поклонение, совершенное в месяц Рамазан дается большее вознаграждение

Аллах Всевышний безгранично милостив и всепрощающ к Своим рабам. Наш Господь дает нам от десяти до семисот вознаграждений за каждое совершенное нами благое дело. Что касается вознаграждения за терпение, то оно безгранично. По сравнению с другими месяцами, в месяце Рамазан за совершенное поклонение верующий получает гораздо большее вознаграждение.

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (аль-Ан’ам, 6/160).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто соблюдал пост месяца Рамазан, а затем еще шесть дней месяца Шавваль, тот подобен тому, кто соблюдал пост на протяжении всего года» (Тирмизи, Саум, 53).

9. Рамазан – это месяц терпения и воспитания духа

Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (аз-Зумар, 39/10). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подтвердил это, сказав: «Рамадан – это месяц терпения. А вознаграждением за терпение является рай» (Мунзири, II, 94-95).

Таким образом, мусульманин, соблюдающий пост в месяц Рамазан, воспитывает свой дух и учится быть терпеливым путем противостояния низменным желаниям и отказа от дурных слов и поступков.

10. В месяце Рамазан совершается такой вид поклонения, как итикаф

Итикаф – это уединение с соблюдением определенных правил в мечети или в месте, которое считается мечетью, с намерением совершения поклонения Аллаху. Сунной является совершение итикафа в последние десять дней Рамазана. В состоянии итикафа мусульманин проводит время, совершая намазы, читая Коран и другие книги, молясь и делая зикр.

Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на про­тяжении своей жизни в последние десять дней каждого Рамазана не покидал мечети» (аль-Бухари, Муслим).

Этот вид поклонения считается очень достойным деянием. Благодаря уединению, душа человека на некоторое время отрешается от мирской суеты и устремляется к Господу, и верующий, поклоняющийся в мечети – доме Аллаха, обретает спокойствие. Сколь велико благо, когда мусульманин ис­пользует проходящие дни своей жизни, устремляясь всем сущест­вом к своему Творцу в таком священном месте и пребывая в по­клонении, приближается к Аллаху с чистой душой!

Совершение итикафа означает посвящение своего времени поклонению и мо­литвам, ибо, даже не совершая намаз, но пребывая в мечети, человек нахо­дится в готовности к молитве. А это стремление само по себе равносильно молитве. Итак, благодаря итикафу, человек возвышается духовно, просветля­ется душой, и облик его источает свет служения. Как же благословенны и прекрасны эти мгновения жизни!

Молитва таравих совершается только в месяце Рамадан. Она состоит из 20 ракаатов и входит в категорию действий верующего мусульманина в шариате, обозначающуюся как “сунна муаккада”. Сунна муаккада – это акты поклонения, которые Пророк Мухаммад, мир ему, неукоснительно соблюдал. Древние источники исламского права свидетельствуют, что Пророк, мир ему, и четыре его праведных сподвижника совершали эту молитву и рекомендовали совершать ее другим мусульманам. Совершение данной молитвы коллективно является “сунной кифая”, то есть действием желательным для совершения хотя бы группой лиц из всех жителей населенного пункта. Если все жители населенного пункта не будут собираться в мечети для совершения таравиха коллективно, то это будет противоречить сунне Пророка, мир ему.

Слово “таравих” является формой множественного числа слова “тарвиха” (отдых). После совершения четырех ракаатов, молящиеся немного отдыхают, поэтому совершение каждого четырехракаатного цикла намаза таравих называют одной “тарвихой”. Данный намаз состоит из пяти “тарвихов”.

Таравих желательно совершать в мечети с коллективом, если человек без причины молится у себя дома в одиночку, он не совершит грех, но при этом отдалится от достоинства данного вида поклонения. Если он будет совершать эту молитву дома с коллективом, он достигнет награды за чтение таравиха с коллективом, но будет лишен награды, даруемой за совершение коллективного намаза в мечети, так как совершение коллективного намаза в мечети более награждаемо.

Перед совершением таравиха, как и перед совершением любых других намазов необходимо совершить намерение в котором человек должен обозначить для себя вид, выполняемого им намаза. При совершении намерения человеку необходимо обозначить то, что он намеревается совершить молитву таравих. Согласно достоверным источникам, верующему можно также обозначить в своем намерении таравих намаз как нафиль (дополнительная молитва).

Лучше совершать эту молитву по два ракаата (давая завершительное приветствие после каждого второго ракаата), можно совершать и по четыре. Также разрешено совершать ее, давая приветствие после 8 ракаата, можно совершить все двадцать ракаатов разом, давая завершительное приветствие после 20 ракаата, но такой вид совершения таравиха является нежелательным с точки зрения шариата.

Порядок совершения таравиха по два ракаата соответствует порядку совершения сунната в вечернем намазе, порядок совершения таравиха по 4 ракаата соответсвует порядку совершения 4-х ракаатной дополнительной молитвы перед обязательной частью ночного намаза. При совершении таравиха с коллективом, стоящий позади имама должен сделать намерение на совершение таравиха и обозначить в своем намерении то, что он совершает его за имамом. Имам произносит вслух все такбиры, громко произносит тасми (произнесение слов “самиАллаху лиман хамидах” – “да услышит Аллах того, кто Его восхваляет”), громко читает суры.

Имаму желательно в каждом из двух ракаатов читать примерно равные по объему суры. Недолгое чтение аятов и сур Корана, а также совершение таравиха по 2 или 4 ракаата не даст молящемуся отвлекаться на посторонние мысли.

Является мустахабом (желательным) читать в каждом ракаате по 10 аятов. Так совершают таравих хафизы Корана, знающие священную книгу наизусть. Читая в каждом ракаате по десять аятов, они за месяц завершают чтение всей книги. Часть ученых считает, что полное прочтение Корана в таравихе желательно завершить к 27 ночи месяца Рамадан.

Человек, ведущий таравих намаз, помимо чтения Корана красивым голосом, в первую очередь должен правильно читать аяты Корана. Нет ничего предосудительного в том, что человек оставит мечеть, где имам читает Коран с ошибками и будет молится за имамом другой мечети.

Имаму не желательно читать большое количество аятов так как люди могут уставать, но в тоже время, аяты, читающиеся после фатихи не должны быть меньше одной суры или одного полного аята. В сидениях второго ракаата после аттахията должны читаться салаваты.

Является нежелательным совершение намаза таравих в полусонном состоянии, а также совершать таравих сидя если нет на то причины. Нежелательно опоздавшему на молитву дожидаться, когда имам совершит поясной поклон потом присоединяться к молитве.

Человек, который опоздал на таравих и присоединился к коллективному намазу, после завершения коллективного моления должен совершить оставшиеся неисполненными ракааты намаза. После этого ему самому следует совершить намаз витр и это будет лучше, хотя разрешается совершить витр с коллективом, а потом совершить неисполненные ракааты.

Тот, кто не совершил коллективную ночную молитву может присоединиться к коллективу при совершении таравиха, то есть если человек пришел в мечеть, а имам уже начал вести таравих, он должен сам совершить ночной намаз, потом присоединиться к коллективу для совершения таравиха. Оставшиеся ракааты таравиха он будет совершать отдельно. Тот, кто не совершил таравих за имамом может совершить за ним намаз витр. Это является достоверным мнением. Но не имам, ни коллектив не могут совершать коллективно таравих, не совершив коллективно ночную молитву, потому что коллективное совершение таравиха связано с коллективным совершением ночного намаза. Таравих, будучи добровольной, дополнительной молитвой, отдельно коллективно не совершается.

Таравих является сунной времени, а не поста, то есть это сунна месяца Рамадан, поэтому людям, не имеющим возможность соблюдать пост по болезни или из-за нахождения в путешествии желательно совершать намаз таравих, также как желательно совершать его постящимся. Для женщины у которой завершился месячный цикл является желательным совершить таравих в этот день. Для принявшего ислам является желательным совершить таравих в день принятия ислама.

Один из таких способов - совершение молитвы таравих , которая относится к обязательной Сунне Посланника Аллаhа, мир ему.

Бухари и Муслим передают, что Айша (да будет доволен ею Аллаh), рассказывала: «Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) молился однажды ночью в мечети, и люди следовали ему в молитве. Затем он молился следующей ночью, и многие пришли на молитву. Затем они собрались на третью или четвертую ночь, и Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) не вышел к ним. На следующее утро он сказал: «Я видел, что вы пришли, и ничто не помешало мне выйти к вам, но я побоялся, что это станет для вас обязательным». И это было в Рамадан .

Этот хадис указывает на то, что коллективная молитва таравих узаконена в Сунне , хотя и не является обязательством (фард).

Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Тому, кто молится ночью в Рамадан с верой и испрашивал свою награду у Аллаhа, будут прощены его прошлые грехи». Большинство ученых считают, что здесь имеются в виду мелкие грехи, и при условии, что человек выстаивает все ночи Рамадана, а не несколько из них. А для того, чтобы Всевышний простил большие грехи, человек должен искренне покаяться.

Как совершать таравих?

Время молитвы таравиха начинается после ночной и заканчивается перед утренней молитвой.

Есть два мнения о том, сколько ракатов нужно читать в молитве таравих. Одно мнение гласит, что это 8 ракатов, за которыми следуют три раката витра. Доказательством тому являются следующие хадисы:

Хадис от Абу-Саламы ибн Абд аль-Рахмана, который спросил у Айши (да будет доволен ею Аллаh): «Как Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) молился во время Рамадана?» Она сказала: «Он не совершал более одиннадцати ракатов в Рамадан или в другое время. Он совершал четыре, и не спрашивай, как прекрасны и продолжительны они были, а затем совершал еще четыре, и не спрашивай, как прекрасны и продолжительны они были, а после этого он совершал три. Я спросила: «О Посланник Аллаhа, будешь ли ты спать перед тем, как совершить витр?» Он сказал: «О, Аиша, глаза мои спят, но сердце поклоняется.

«Айша (да будет доволен ею Аллаh) сказала: «Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) совершал одиннадцать ракатов по ночам и произносил таслим после каждых двух ракатов, и он совершал витр в один ракат».

Что касается того, совершать ли четыре раката или два и два с таслимом после каждого , то ученые говорят, что второй вариант имеет больше доказательств, так как он основан на хадисе от Ибн Умара, согласно которому некто спросил Посланника Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) о молитве ночью, и тот ответил: «Ночная молитва состоит из двух идущих друг за другом (по два раката). Если кто-то из вас боится, что приближается время рассвета, тогда пусть он совершит один ракат витра».

Некоторые ученые выбрали другое количество ракатов. Имам Ахмад, имам Абу Ханифа и Имам аль-Шафии сказали, что нужно совершать двадцать ракатов вместо восьми. Имам Малик сказал, что ракатов должно быть тридцать шесть.

Порядок совершения

  • Нужно читать по два раката (или четыре) за один раз, и молитва читается вслух.
  • Если вы знаете весь Коран наизусть, то прочитав суру Аль Фатиха в первых ракатах, нужно читать начало суры Аль Бакара. Можете прочитать из Корана, сколько хотите, в зависимости от выносливости.
  • Во втором ракате, после Аль Фатихи начните чтение Корана с прерванного места.
  • После окончания намаза запишите, на какой суре и аяте вы остановились. Назавтра вы начнете чтение с прерванного аята, и таким образом к концу Рамадана у вас получится прочитать весь Коран.
  • Если не знаете Коран, то можно читать из Корана любые суры или аяты (минимум три аята). Таравих намаз по форме почти ничем не отличается он сунната в намазе зухр.

В большинстве мечетей есть имамы, которые на протяжении месяца прочитывают весь Коран во время таравиха, так что есть возможность прослушать священную книгу целиком. Если вы молитесь дома, но не знаете весь Коран наизусть, читайте то, что знаете. Также считается сунной произносить в первых ракатах 87-ю суру «Высочайший», во втором 109-ю суру «Неверующие» , а в третьем - 112-ю «Аль Ихлас». Можно добавлять к ним две последние суры - «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас». После поясного поклона можно читать дуа кунут, или салаваты Пророку (да благословит его Аллаh и приветствует), или мольбы за мусульман, так как этот обычай был известен во время халифа Умара.

Нет предела в отношении того, сколько из Корана нужно прочитывать во время таравиха. Пророк, мир ему, иногда читал много, а иногда мало. Иногда в каждом ракате он прочитывал 20 аятов, а иногда 50. Он говорил: «Тот, кто совершает молитву ночью и читает сто аятов, не будет записан в числе небрежных». Когда Умар (да будет доволен им Аллаh) назначил Убайю ибн Ка"ба имамом на молитвах во время Рамадана, тот обычно произносил сотни аятов, так что люди, стоящие за ним, опирались на палки, такими длинными были молитвы, и они продолжались до самого фаджра.

Чтение таравиха для женщин

Когда ‘Умар собирал людей для ночной молитвы в Рамадане, он ставил имамом у мужчин Убай ибн Ка’ба, а у женщин Сулеймана ибн Абу Хасму.
Абу Бакр аль-Байхаки

В хадисе указывается не только на дозволенность совершения таравиха женщинами, но и о том, что у них был отдельный имам. Конечно же, не обязательно ставить имама отдельно, достаточно будет одного.

В другом хадисе сообщается:

«Не запрещайте вашим женщинам ходить в мечети, однако молитва их дома лучше для них!»
Абу Дауд


Как таравих стал коллективным?

Во время правления Халифа Абу Бакра сподвижники продолжали читать таравих либо индивидуально, либо небольшими общинами в мечетях. И только в правление Умара эта молитва получила статус коллективной, который сохраняется и по сей день. Причина, по которой Умар сделал ее коллективной, заключается в том, что поскольку Пророка (мир ему и благословение) уже не было в живых, а религия была завершена полностью, у таравиха не было возможности стать фардом. Следовательно, за коллективный намаз мусульмане получают равноценную награду, однако этот вид поклонения не превращается в обязательный.

Словом, крайняя желательность совершения таравиха подтверждается сунной Пророка (мир ему) и его сподвижников. Поэтому каждый мусульманин должен регулярно совершать эту молитву и не пренебрегать ей, чтобы не лишиться награды и благословения этого месяца.