Советская пропаганда в годы великой отечественной войны. Как работала советская пропаганда в годы Великой Отечественной войны

Советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом». Она подавляла врагов, воодушевляла бойцов Красной армии и восхваляла союзников. Она была гибкой и часто меняла курс, подстраиваясь под военные условия и внешнюю политику.

Пропаганда политическая и литературная

Необходимость пропаганды в довоенное и военное время стала сразу очевидна - Красной Армии нужно было мобилизовать все новые силы, вовлекая население, противодействовать пропаганде врага на оккупированных территориях, стимулировать патриотизм среди партизан и даже воздействовать методами пропаганды на армию врага.

Популярными средствами пропаганды стали знаменитые советские плакаты и листовки, радиопередачи и трансляция записей во вражеских окопах. Пропаганда поднимала боевой дух советских людей, заставляла сражаться их мужественнее.

Во время Сталинградской битвы Красная армия применяла революционные методы психологического давления на противника. Из громкоговорителей, установленных у передовой, неслись любимые шлягеры немецкой музыки, которые прерывались сообщениями о победах Красной армии на участках Сталинградского фронта. Но самых эффективным средством был монотонный стук метронома, который прерывался через 7 ударов комментарием на немецком языке: «Каждые 7 секунд на фронте погибает один немецкий солдат». По завершению же серии из 10-20 «отчетов таймера» из громкоговорителей неслось танго.

Решение об организации пропаганды было принято в первые дни Великой Отечественной войны. Формированием образов, задействованных в пропаганде, занимались Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(Б) и Отделение по работе с войсками противника РККА.

Уже 24 июня 1941 года Совинформбюро стало ответственным за пропаганду на радио и в печати. Помимо военно-политической пропаганды была также и литературная: в группу, которую создали специально для ведения пропаганды и освещения боевой жизни советских солдат были включены такие известные писатели, как К.М. Симонов, Н.А. Тихонов, А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, К.А. Федин, М.А. Шолохов, И.Г. Эренбург и многие другие. С ними также сотрудничали немецкие антифашисты - Ф. Вольф, В. Бредель.

Советских авторов читали за рубежом: к примеру, статьи Эренбурга расходились по 1600 газетам в США, а письмо Леонова «Неизвестному американскому другу» прослушали 10 миллионов заокеанских радиослушателей. «Литература вся становится оборонной», - говорил В. Вишневский.

Ответственность писателей была огромна - они должны были не только показывать качества советской армии и воспитывать патриотизм, но и с помощью разных подходов воздействовать на различную аудиторию. К примеру, Эренбург считал, что «для красноармейцев и для нейтральных шведов требовались различные доводы».

Помимо возвышения Красной Армии, советского человека и союзных войск, пропаганда также должна была изобличать немецкие войска, вскрывать внутренние противоречия Германии, демонстрировать бесчеловечность ее нападений.

СССР владел всем арсеналом способов идеологической борьбы. Действуя в стане врага, наши пропагандисты не пользовались излишней коммунистической риторикой, не обличали перед немецким населением церковь, не ополчались против крестьян.

Пропаганда в основном была направлена против Гитлера и НСДАП, причем использовались противопоставления фюрера и народа.

Немецкое командование следило за советской пропагандой и видело, что та была прекрасно дифференцированной: «она говорит народными, солдатскими и специфически-местными выражениями, взывает к первоначальным человеческим чувствам, как страх смерти, боязнь боя и опасности, тоска по жене и ребенку, ревность, тоска по родине. Всему этому противопоставляется переход на сторону Красной Армии…».

Политическая пропаганда не знала ограничений: советская пропаганда, направленная на врага, не только поносила несправедливость войны, но и апеллировала к огромным землям России, холодам, превосходству сил союзных войск. На фронте распускались слухи, рассчитанные на все слои общества - крестьян, рабочих, женщин, молодежь, интеллигенцию. Однако в пропаганде были и общие моменты - образ фашистского врага.

Образ врага

Образ врага во все времена и во всех странах формируется примерно одинаково - необходимо разделить мир хороших, добрых людей, которые воюют исключительно во благо, и мир «нелюдей», которых не жалко убивать во имя будущего мира на земле.

Если национал-социалистические (а не фашистские) органы Германии оперировали термином «недочеловек», то в СССР таким расхожим жупелом стало слово «фашист».

Илья Эренбург таким образом обозначал задачу пропаганды: «Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это - олицетворение ненавистного нам. Наш долг - разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Слово «фашист» моментально стало синонимом нечеловеческого монстра, убивающего всех и вся во имя зла. Фашистов рисовали бездушными и холодными убийцами, варварами и насильниками, извращенцами и рабовладельцами.

Если мужество и сила советских бойцов превозносились, то силы союзников Германии презрительно критиковали: «В Донбассе итальянцы сдаются в плен - им не нужны листовки, их сводит с ума запах наших походных кухонь».

Советские люди изображались добрыми и миролюбивыми в невоенное время - во время войны же им моментально удалось стать героями, голыми кулаками уничтожающих до зубов вооруженных профессиональных убийц-фашистов. И, что немаловажно, фашистов и фрицев не убивали - их только уничтожали.

Отлаженная машина советской пропаганды была достаточно гибкой: так, к примеру, несколько раз менялся сам образ врага. Если с 1933 до начала Второй мировой формировался дискурс разделения образов невинного немецкого народа и коварного нацистского правительства, то в мае 1941 года антифашистские коннотации были устранены.

Разумеется, после 22 июня они вернулись и пропаганда была развернута с новой силой. Еще один кардинальный поворот, отмеченный германскими органами пропаганды - это мобилизация духовных резервов в 1942—1944 гг.

Именно в то время Сталин стал поощрять прежде осуждаемые коммунистические ценности: традиционность, народность, церковность.

В 1943 году Сталин разрешил избрание нового Московского патриарха, и церковь стала еще одним патриотическим орудием пропаганды. Именно в то время патриотизм стал сочетаться с панславянской тематикой и мотивами помощи братьям-славянам. «Изменением политической и идеологической линии и лозунгом «Изгоните немецких оккупантов с родной земли и спасите Отечество!» Сталин добился успеха», писали немцы.

СССР о союзниках

Военная пропаганда Советского Союза не забывала и о странах-союзниках, отношения с которыми были не всегда самыми идиллическими. В первую очередь союзники выступали в пропагандистских материалах друзьями советских людей, веселыми и самоотверженными бойцами. Восхвалялась и материальная поддержка, которая оказывалась союзными войсками СССР: американская тушенка, яичный порошок и английские летчики в Мурманске. Полевой так писал о союзных войсках: «Русские, англичане, американцы, это гора. Кто пытается головой разбить гору, тот разбивает голову…».

Пропаганда велась и среди населения стран-союзников: советским делегациям давались инструкции о том, как формировать положительный образ СССР, как убеждать союзников в необходимости открытия Второго фронта и т.п.

Советские реалии часто сравнивались с американскими: «Бой за Волгу - бой за Миссисипи. Все ли ты сделал, чтобы защитить свою родную, свою чудесную реку, американец», - писал Федин.

Мотив космополитизма и всепобеждающей дружбы народов был преобладающим в союзной пропаганде, направленной на США, Англию и Францию, тогда как на родине этим терминам не всегда придавалась та же роль. Несмотря на то, что сразу после Второй мировой прежние антизападные штампы в советской пропаганде вновь ожили, рисовались плакаты и сочинялись песни: к примеру, джазовая песня «Джеймс Кеннеди» повествовала о героических британцах в Арктике.

Так, друзья, сегодня будет очередной пост из вашей любимой серии — о советской пропаганде в детстких журналах и книгах. В прошлых постах серии мы с вами разбирали примеры советской пропаганды — например, как промывали детям мозги , и как уже с самого раннего детства детей учили любить — всё это были примеры относительно недавние примеры пропаганды, которые многие из вас ещё застали в школе.

Что самое интересное — основные культурные столпы совковой пропаганды сформировались уже в первые советские годы — практически сразу же после прихода к власти большевиков в результате переворота 1917 года. Фактически, все дальнейшие 70 лет существования СССР советская пропаганда ездила по одним и тем же рельсам, которые были заложены ещё в двадцатые годы, и сегодня мы это наглядно увидим, посмотрев на то, как всё начиналось.

Итак, в сегодняшнем посте — смотрим на первые советские пропагандистские книжки для детей, что были изданы в двадцатые годы. Обязательно заходите под кат, ну и в друзья добавляться не забывайте)

С чего всё началось.

Для начала, как водится, немного исторической справки. В ходе большевики приходят к власти — и происходит это весьма неочевидным, в достаточной степени случайным и уж точно не поддержанным всенародно путём. Причём понимали это и сами большевики — они хорошо знали, что никакой "всенародной поддержки" у них нет, и начали вкладывать гигантские средства в массовую пропаганду для убеждения народа в том, что "революция" была предопределена свыше, а красные большевики — та единственная сила, которая должна быть у власти.

Далее всё происходило по тому же самому сценарию, что отыгрывается и во многих других закрытых тоталитарных режимах — независимые СМИ были уничтожены, народ был отрезан от источников информации и аналитики из других стран, всех несогласных заставляли замолчать или убивали. Параллельно с этим нагнеталась массовая военная истерия — большевики постоянно рисовали перед народом какие-то страшные чудища мировых угроз, против которых надо срочно вооружаться, хотя вооружались они в большей степени для удержания собственной власти.

Именно в первые советские годы были выработаны основные клише советской пропаганды, которые внушались уже с раннего детства — Ленин — царь и бог, весь мир желает нам зла, кругом враги, нужно крепить оборону и не задавать лишних вопросов.

Культ Вождя.

Культ , но продолжает быть вечно живым, появился практически сразу после смерти Ленина в 1924 году — тогда подписчикам многих государственных изданий в виде ценного приза дарили открытку "Ленин в гробу".

Именно в двадцатые годы восхваление Ленина приобрело черты религиозного культа. Сперва детям рассказывали о плохой жизни до прихода Мессии. Кстати, обратите внимание на стиль иллюстраций данной книжки — они копируют дореволюционные лубки. Остальные книни будут в иной стилистике, уже чисто советской.

В общем, сперва крестьяне жили плохо, а потом пришёл Он и всех спас. Да и умер в книжке Ленин не от сифилиса, а от переутомления — как настоящий Мессия. Страдал за народ и от этого умер:

Частью мифа о Ленине являлся и миф о "революции" — он тоже уже вполне сложился в двадцатые годы. Детям не говорили, что всё произошло случайно, а рассказывали сказки о том, что Ленин давно готовил Революцию, много лет думал о ней и всё хорошо запланировал. Дедушка не может ошибаться!

А ещё почему-то везде повторяли сказку, что Керенский убежал из Зимнего дворца в женском платье — на самом деле он покинул Зимний на автомобиле и даже отказался ехать в авто с флагом посольства США (что ему предложили сделать для безопасности), а поехал в следующей машине.

Призраки войны.

Вскоре после прихода большевиков к власти началась идеологическая накачка детей "вечной войной" — детям постоянно рассказывали, что весь мир хочет нас завоевать и разжигали ненависть к "вражеским странам". "Вражескими странами" были главным образом те, в которых не было у власти большевиков — и в книгах постоянно раздавались крики, что давно уже пора идти их освобождать.

Чисто советские штуки о невидимой руке, которая кем-то там управляет (так называемый "бред воздействия") появились тоже в двадцатые годы. Если в ответ на справедливую критику коррупционеров вы слышите вскрики "Госдеп! Сколько тебе платят пиндосы?" — то это всё отуда же, из советских книжек двадцатых годов.

Для того, чтобы враг нас не захватил и чтобы ты не стал игрушкой, колониальной Петрушкой в руках хозяев-англичан, нужно постоянно собираться в массу и ходить парадами. Для начала просто с флагами:

Потом можно будет надеть форму — пока что ещё не военную, но главное, чтобы она была у всех одинаковой. В лагере тебя, пионер, научат маршировать строем, по горну вставать, по свистку купаться.

А затем, несколько позже — вместо флага и горна тебе дадут и винтовку. Главное — это не задавать лишних вопросов.

Иллюзия благополучия.

Помимо вечной войны, в советской пропаганде 1920-х годов появилась ещё одна вечная тема — создание иллюзии благополучия путём показа всяких заводов, строек, плотин и пароходов, а позже перешли на Космос. Ещё могли нарисовать эшелон уходящих за горизонт танков — и никто не задавал вопросы, как вот это всё связано с лично моим уровнем жизни.

Все эти вещи подметил ещё Андрей Платонов в своей страшной антиутопии "Котлован" — которая пострашнее "1984" Оруэлла и которая запрещалась в СССР. Люди в этой повести жили в бараках, спали в гробах, надрываясь и умирая на стройках чего-то Великого.

Пропагандистские книжки 1920-х годов постоянно рассказывают о заводах, станках и пароходах, Все куда-то бегут, что-то делают, как писал Платонов — "кругом беспрерывно нагнеталась общественная польза" . А ещё мне очень понравился рисунок "новой советской деревни", напоминающей ГУЛАГовский лагерь за проволочной оградой:

При этом в пропаганде 1920-х годов есть один важный момент — особо не скрывалось, что все эти заводы, станки и пароходы нужны для наращивания военной силы, чтобы идти . Выпускалось множество книг вот такого рода, в которых рассказывалось о советской военной технике и её возможностях:

Из спичек и желудей.

Ну ладно — спросите вы, должно же быть ещё хоть что-то, что было в детстких книжках помимо этого всего? Да, было. Во-первых, детям рассказывали "новые советские сказки" о том, как мальчик и девочка по имени Май и Баррикада, Бебелина Октябрина полетели делать революцию в отстатлые страны. Начинается эта дивная поэма со строк "У одного гражданина в трудовом билете были записаны дети".

Во-вторых — детей отучали праздновать "буржуазные праздники", вроде мерзкого Нового года, который несёт за собой только лишь пьянство, прогулы и болезни. Не знали? Коньки и лыжи куда нам ближе!

И в третьих — детей приучали делать себе самостоятельно игрушки из спичек, желудей и пробок.

Послесловие.

В общем, как видите, основные "культурные мемы" советской пропаганды — такие, как культ личности Ленина, миф об Октябрьском перевороте, иллюзия благополучия с рассказами о заводах, плотинах и первом месте в мире по чугуну — всё это было далеко не новым и появилось ещё в двадцатые годы. Примерно к началу восьмидесятых годов эти мифы выдохлись и протухли, а там и СССР кончился.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

Что вообще думаете о советской пропаганде, эффективная она была?

В Советском Союзе к 1943 г. сложилась следующая система:

Всей пропагандой руководило Управление пропаганды и агитации ЦК партии (УПА), возглавляемое в описываемый нами период Г. Александровым. УПА было создано 3 августа 1939 г. с целью объединения структурных подразделений ЦК, отвечающих за партийную пропаганду . Управление руководило пропагандой и агитацией в стране при помощи подконтрольных ему средств массовой информации; издательств и т.д.; осуществляло теоретическую подготовку партийных и государственных служащих. Первоначально в составе Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) имелось пять отделов: партийной пропаганды, марксистско-ленинской подготовки кадров, печати, агитации и культурно-просветительских учреждений. Впоследствии его структура усложнилась .

Отдел печати был самым крупным в УПА, в нем было сосредоточено около трети всех сотрудников. Как пишет В.А. Невежин, «этот отдел, во-первых, осуществлял наблюдение за работой центральной и местной периодической печати, проводя в жизнь указания высших партийных органов; во-вторых, следил за проверкой и подбором кадров для редакций газет и журналов; в-третьих, рассматривал тематические планы основных издательств; в-четвертых, отвечал за тиражную политику, наконец, в-пятых, курировал работу Телеграфного Агентства Советского Союза (ТАСС) и Главлита» .

Под контролем УПА находились Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС), Советское информационное бюро (СИБ), ответственные за выбор новостных сообщений, а также за правильную презентацию информации в текстах и изображениях, в плакатах и фильмах. В систему пропаганды входило также радио (представленное Радиокомитетом), кино (Комитет по делам кинематографии), цензура (Главлит). Пропагандой в армии руководило Главное политическое управление РККА (ГлавПУРККА), которое было создано в 1929 г. и функционировало на правах самостоятельного отдела ЦК ВКП(б). В распоряжении ГлавПУРККА имелась мощная издательская база. Центральным печатным органом являлась газета «Красная звезда».

Имелась широкая сеть окружных изданий. Выходило немало военных журналов. Крупнейшие из них («Пропагандист и агитатор РККА» и «Политучеба красноармейца») являлись печатными органами Политуправления РККА. Последний начал выходить по решению ЦК ВКП(б) с февраля 1939 г. и предназначался для групповодов (руководителей) политических занятий с личным составом. Армейская периодическая печать играла ведущую роль в политико-пропагандистской работе.

В целом, для советской системы характерна была вовлеченность в пропагандистскую работу широкого круга государственных институтов (различные комитеты, культурно-просветительские организации, лекционные бюро, профсоюзы и т.д.).

За внешнюю и внутреннюю пропаганду отвечали, в основном, одни и те же органы (только разные отделы), но поскольку нас в данном исследовании интересует внешняя пропаганда (так как информационная борьба вокруг Катыни велась с зарубежными противниками), будем останавливаться более подробно именно на ней.

В 1931 г. был создан Всесоюзный комитет по радиовещанию (ВКР) при Наркомате почт и телеграфов. С 1932 года после преобразования Наркомпочтеля был переименован в ВКР при Наркомате связи СССР. А в 1933 году появился самостоятельный общесоюзный орган управления - Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (ВРК) при Совете Народных Комиссаров СССР. Именно этот орган обычно для краткости именуется в литературе Радиокомитетом .

После начала Великой Отечественной войны основные радиостанции Москвы и некоторых других городов, расположенных в зоне военных действий, были демонтированы и эвакуированы на восток страны. В связи с этим центральное вещание было переведено на короткие волны и сокращено с трех программ до одной.

Изменилась тематика радиопередач. Как отмечает исследователь А.В. Борков, до 75% радиовещания стали составлять сводки Совинформбюро (выходили ежедневно под названием «В последний час»), приказы Верховного главнокомандования и корреспонденции с фронтов .

В период Великой Отечественной войны также повысился статус главы советского иновещания. Он стал заместителем председателя Радиокомитета.

К 1943 году удалось добиться превышения довоенного уровня объема работы радиостанций. Улучшалось и качество слышимости передач. Для этого, например, в 1942 году была построена новая радиостанция огромной мощности, причем оборудование для нее производилось в блокадном Ленинграде.

В период Великой Отечественной войны вещание велось не только из Москвы, но и из Куйбышева (на Европу), Комсомольска-на-Амуре (на Китай, Японию, США) и из Тбилиси (на Италию и Балканы) .

Датой начала иновещания в Советском Союзе считается октябрь 1929 г., когда в эфир стали выходить первые регулярные передачи на немецком языке. С 7 ноября 1929 г. добавилось вещание на французском языке, а с конца 1929 г. - на английском. С 1930 г. иновещание стало ежедневным. В 1933 г., когда был создан Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, иновещание велось на 8 языках, а к 1939 г. - уже на 10 языках . После начала войны объем вещания снова возрос, и к концу 1941 г. составлял 51 ч. 17 мин. Вещание велось к тому времени уже на 21 языке .

Каждый вещательный отдел (редакция) самостоятельно составлял обзоры печати, информационные бюллетени, как для отправки, так и для внутреннего пользования.

В феврале 1941 г. на инорадио работал 151 человек, из них: 63 члена иностранных компартий, 27 - члены или кандидаты в ВКП(б), 6 - комсомольцы, 51 - беспартийные. Накануне войны штат инорадио составлял уже 181 человек .

В начале 1940 г. в помощь вещательным редакциям иностранного отдела была создана «русская редакция», в обязанность которой входило готовить в централизованном порядке материалы для вещания на зарубежные страны. В мае 1940 г. из «русской редакции» была выделена «международная группа», а в 1941 г. «русская редакция» была преобразована в «отдел советской и международной информации», который просуществовал до 1948 г. Именно этот отдел подготовил в апреле 1943 г. большое количество статей, посвященных Катынскому делу.

В 30-е годы слушателями Московского радио были не только коммунисты, как можно было бы предположить, но и антифашисты, рабочие и другие слои европейского общества. А во время войны Московское радио стало источником надежды, что СССР еще держится. Аудитория радио расширилась.

Кроме того, направление вещания теперь было дифференцировано: на вражеские страны, союзные и нейтральные. Больше всего передач велось на Германию. На первом этапе у Московского радио было две основных темы: стойкость советского народа и растущие потери фашистских войск. Основой служили сообщения Совинформбюро. Акцент делался на эпизодах военных действий, свидетельствующих о несломленном духе советских солдат. Часто радио рассказывало о партизанском движении в разных странах, об охватившем мир движении солидарности с Советским Союзом. Высмеивалось Берлинское радио. Естественно, в этот период советская пропаганда особого успеха не имела .

После битвы под Москвой в Германии изменилось само отношение к русским. В то, что это стадо недочеловеков, уже не верили. В этот период Московское радио заговорило о том, что саботаж военного производства - это единственный способ приблизить мир. Подчеркивалось, что немецкий народ не тождественен гитлеровскому режиму, что СССР борется не против народа, а против режима.

Как отмечает В.М. Острогорский, весной 1943 г. немецкая пропаганда потерпела такое же поражение, как 6-я армия под Сталинградом. Именно весна 1943 г. явилась поворотным пунктом в развитии успешности как советской, так и немецкой пропаганды, и как раз на весну 1943 г. пришлось Катынское дело.

Летом 1943 г. в эфир вышла передача «Письма на Родину». В ней зачитывались письма немецких военнопленных. Это привлекло тысячи новых слушателей. Одновременно в эфире велась антифашистская пропаганда. Пожалуй, за весь период войны это была самая удачная находка советских радиожурналистов.

Гестапо тщательно следило за передачами Московского радио, изучало их влияние на немецкую аудиторию. Суды выносили приговоры - нередко очень суровые - за прослушивание этих передач. Чем ближе к концу войны, тем сильнее были репрессии. Арестовывали уже не только тех, кто слушал, но и тех, кто был в зоне слышимости.

Нейтральным странам указывалось на их ложный «нейтралитет» (особенно Испании и Швеции). На Испанию велась сатирическая передача «Испанская антенна», высмеивающая режим Франко. Япония проходила как нейтральная страна, т.к. Советский Союз заключил с ней в апреле 1941 г. пакт о нейтралитете. В передачах на эту страну показывалась обреченность союзников Японии, рост и укрепление антигитлеровской коалиции.

Передачи на оккупированные страны характеризуются в основном военной тематикой. Здесь говорилось о героизме советских солдат, о победах Красной Армии. Часть передач готовилась специально для партизан и участников Сопротивления. Передавался опыт, давались советы, например, как вести себя при аресте и на допросах в гестапо.

Союзным странам сообщалось о мощи СССР, о том, что он обязательно победит, об укреплении дружеских отношений между СССР и союзниками и т. д.

Телеграфное агентство Советского Союза было образовано по постановлению ЦИК 10.07.1925 г. Оно позиционировалось как центральный информационный орган СССР, которому подчинялись республиканские агентства (РОСТА - телеграфное агентство РСФСР, РАТАУ - Украины, ТАТУРКА - Туркестана и т. д.) .

Основной задачей ТАСС ставилось распространение в СССР и за рубежом политических, экономических и иных сведений.

Республиканские агентства собирали информацию только у себя в республиках и передавали в ТАСС для распространения по Союзу или за границу.

ТАСС состояло при СНК, имело все права юридического лица.

Информация ТАСС передавалась двумя путями: по почте (в основном по союзной тематике) и по радио (по союзной и по международной).

Особенностью работы ТАСС во весь период его существования была недостаточная оперативность. Объясняется это тем, что процесс обработки и прохождения информации внутри редакций был длительным, а если готовились сообщения для заграницы, то определенное время требовалось еще на перевод.

Объем сообщений резко возрос с началом войны. Появились вестники ТАСС, сводки с мест боев, перепечатки статей на военные темы.

В сентябре 1941 г. ТАСС было эвакуировано в Куйбышев. Произошло разделение аппарата - часть его находилась в Москве, часть - в Куйбышеве. Это еще более затруднило оперативность.

Но союзники достаточно быстро наладили радиоперехват, что позволяло более оперативно получать информацию из СССР.

В феврале 1942 г. в отчете о работе за первое полугодие войны ТАСС определило свою роль так: «ТАСС можно было бы назвать большим, непрерывно действующим предприятием, изо дня в день, из часа в час выпускающим идеологическую продукцию... Продукция ТАСС идет в СССР и за границу. Ее потребитель - газеты и радио. Ее форма - телеграфная информация и пропагандистские статьи. Помимо этого ТАСС снабжает печать фотоиллюстративным материалом, выпускает ежедневные закрытые служебные выпуски секретного характера и бюллетень не для печати, издает «Окна ТАСС» - производство плакатов» .

В годы войны ТАСС тоже разделяло информацию по странам. Внешней пропагандой в ТАСС занималась редакция контрпропаганды и РИДЗ (редакция информации для заграницы). Именно эти две редакции подготовили очень много материалов на тему Катыни.

В целом же темы сообщений были примерно такие же, как у Московского радио.

В сообщениях ТАСС часто не указывался источник (фактически присваивался материал), часто происходила географическая путаница, ошибки в переводах. Поэтому из подготовленных материалов западная пресса печатала немного. Большинство информации размещалось о фронтовых событиях. Более того, в конце 1944 - начале 1945 годов начался процесс отказа от услуг ТАСС ведущих СМИ США.

У ТАСС была собственная сеть корреспондентов на фронте. К пропагандистской работе за годы войны было привлечено примерно 1000 литераторов. 18 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, 275 погибли . Как было подсчитано, на начало 1942 г. ТАСС снабжало информацией около 4000 газет и 240 локальных организаций. «Окна ТАСС» выпускали до 5000 плакатов в месяц .

Советское информационное бюро (Совинформбюро, СИБ) было образовано 24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР, и существовало до 1960 г. Постановление Политбюро от 24 июня 1941 г.

выделяло две основные функции Совинформбюро: «а) руководство освещением международных событий и внутренней жизни Советского Союза в печати и по радио.

б) освещение событий и военных действий на фронтах, составление и опубликование военных сводок по материалам Главного Командования» .

Официально Совинформбюро не было правительственным учреждением, а считалось общественной организацией.

К 1944 г. в составе СИБ было 11 подразделений и 5 антифашистских комитетов (еврейский, всеславянский, советских женщин, советской молодежи, советских ученых) .

Материалы и статьи, подготовленные аппаратом и общественными организациями СИБ, направлялись в советские посольства и консульства, в корреспондентские пункты ТАСС за границей, в адрес зарубежных радиостанций, газет, агентств. Посольства и консульства в свою очередь использовали «посылаемые статьи и материалы в издаваемых ими бюллетенях или передают в газеты и журналы по просьбе последних» . Среди газет и журналов, которые СИБ снабжало информацией, были такие крупные, как «Дейли экспресс» в Англии, «Нью-Йорк Таймс». Всего Совинформбюро сотрудничало с 1171 газетой и 523 журналами на различных языках .

Как отмечают исследователи, Совинформбюро было больше ориентировано на заграницу, чем ТАСС. Важный фактом является то, что объектами СИБ были лишь союзные и нейтральные страны. Наибольший поток информации шел в США и Великобританию.

Была в СИБ и литературная группа - в ней участвовали Эренбург, Симонов, Гроссман, Фадеев и другие известные писатели.

В 1945 г. у СИБ, как и у ТАСС, возникли проблемы с проникновением советской информации в американскую прессу. Под различными предлогами газеты, журналы и радиостанции стали отказываться от материалов СИБ.

С 1944 г. советские материалы реже появлялись и в английском эфире.

Больше информации союзники получали от своих корреспондентов в Москве и через службу прослушивания передач Всесоюзного радио.

Сыграла роль и конкуренция между ТАСС и Совинформбюро. Функции этих ведомств во многом пересекались, ясного разграничения компетенции между ними не было. Так, например, военный отдел Совинформбюро функционировал и как информационное агентство, контролируя подборку известий о военных событиях в газетах, журналах и книжных издательствах.

Рассмотрев систему пропаганды Советского Союза, окончательно сложившуюся в годы Великой Отечественной войны, можно установить следующие взаимосвязи: основными органами, по каналам которых шла информация из СССР, являлись ТАСС, СИБ и Радиокомитет. Среди них наблюдалась конкуренция. Но несмотря на конкуренцию, все эти органы являлись звеньями одного механизма, одной системы. Они постоянно взаимодействовали друг с другом, перепечатывали и передавали в эфир одну и ту же информацию, отражали одну и ту же точку зрения - официальную, правительственную. Другой тогда в СССР просто не могло быть, а доступ к иностранной (особенно вражеской) информации был закрыт.

В СССР пропаганда была ключом к построению государства, таким же значимым компонентом, как военные или спецслужбы. Если военные удерживали деление на «свое»/«чужое» в физическом пространстве, спецслужбы - частично в информационном, к примеру, борясь с распространением слухов и анекдотов, которые несли альтернативные интерпретации действительности, то пропаганда - в виртуальном. И её работа была даже более заметной, поскольку пропаганда всегда «глушит» альтернативные модели мира. Но советская пропаганда «сломалась» на сильной ритуализации жизни в СССР. Идеология перестала быть живой — цитата из классиков марксизма-ленинизма, став обязательным элементом любого текста, перестала быть наполненной смыслом.

Советская пропаганда занялась созданием своей модели мира, пользуясь инструментарием не только журналистики, но и литературы и искусства, кино и телевидения. Все они призваны резко усиливать «наш» мир в отличие от «чужого», а еще наше будущее и наше прошлое. «Наш» мир всегда должен быть не только правильнее, но и справедливее «чужого».

Со временем советская пропаганда создала логику этих трех миров прошлого, настоящего и будущего, создавая причинно-следственные переходы между ними. Если Хрущев строил в будущем коммунизм с более или менее четким пониманием того, что там ожидает каждого советского человека, то Сталин не менее углубленно строил прошлое. Число уничтожаемых им врагов было так велико, что ему всё время приходилось переписывать прошлое, вычеркивая из него людей целыми списками. Троцкий и Бухарин, например, прошли путь от кумиров до врагов народа, став неизвестными вообще в поздний советский период.

Советская пропаганда не только создавала врагов, она порождала и героев. Герой может победить врага только путем нечеловеческих усилий, поэтому гибель героя советского типа (в отличие от античного) почти обязательное условие, ведь он отдает свою биологическую жизнь ради жизни коллективной. Советские герои мирного времени также не сходили со страниц прессы. Паша Ангелина или Алексей Стаханов после реального, хотя часто и организованного сознательно трудового подвига, купались в лучах славы. Отсутствие пропагандистского внимания могло привести к гибели этих людей, как это, например, произошло со Стахановым, который элементарно спился (см. его биографию ).

Враги могли быть внешними и внутренними. Внешний враг - основа всякого государства, которое строится. Поскольку пропаганда отличается тем, что единообразит своих врагов, подводя их под единую модель, то внутренний враг в СССР всегда был слабой репрезентаций врага внешнего. Всех «врагов народа» сажали за решетку, приписывая им работу именно на внешних врагов, например, японских империалистов.

Герои тоже были внутренними и внешними. Последним примером такого послевоенного внешнего героя была Анджела Дэвис, а ребенком-героем времен Горбачева - Саманта Смит. Кстати, и советские герои тоже имели подгруппу детей - это были дети-герои времен войны. Советская пропагандистская формула «все прогрессивное человечество» активно применялось для моделирования поддержки СССР за рубежом.

Пропаганда могла делать из трагедии подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскина», когда все летчики, спасавшие людей, стали первыми Героями Советского Союза. Правда, даже сегодня не все подробности произошедшего остаются открытыми (см., например, и ). Герои несомненно были, но что именно привело к трагедии, покрыто тайной.

Технологии героизации требовали подвига в виде гибели или выдающегося трудового успеха, либо номенклатурного нахождения на вершинах советской иерархии. В последнем случае те, кто достигал уровня члена политбюро, могли претендовать на вечное признание. Именами Кагановича или Микояна, например, а не только Сталина или Ленина назывались целые предприятия. Портреты этих «героев» советские люди несли на парадах.

Характерной советской особенностью стал активное участие интеллигенции в реализации пропагандистских задач. Даже сильные фигуры проявили себя в этом, побывав там, где использовался труд. Даже М. Горький съездил на Соловки [см. и ], А. Родченко фотографировал строительство Беломорканала. Прямо или косвенно они стали частью этой системы уничтожения других.

Отчасти это можно объяснить двумя причинами. Первая связана с общим трендом подъема, царившего в стране, который естественно должен был захватить и писателей, и художников. Вторая - это выживание людей, поскольку интеллектуальные специальности прямо или косвенно завязаны на власть, без нее была бы невозможной никакая их реализация. Кстати, позднее советское время даже породило феномен «внутренней эмиграции», то есть как бы отключения человека от требований советского времени и пространства в попытке жить в своих координатах.

Советская пропаганда также включала в себя проведение массовых демонстраций, которые прямо или косвенно должны были свидетельствовать о всенародной поддержке власти. Два основных праздника 7 ноября и 1 мая отличались лишь наличием/отсуствием военного парада в своем составе. Праздники моделировались так, чтобы отразить в составе демонстрантов все профессии и все республики. Правда, такие массовые действа «восхваления» власти известны со времен античности.

Одним из важных компонентов обеспечения «чистоты» информационного и виртуального поля была цензура. Это была разветвленная система предварительного чтения текстов, призванная не допускать «неправильные» тексты к тиражированию. Цензура имела и обратный результат: нужные тексты могли, наоборот, тиражироваться миллионами экземпляров. Плюс к этому все они переводились на языки народов СССР, тем самым еще более увеличивая потребности в тиражах.

1) обожествление Гитлера,

2) определение врага, например, евреи и большевики,

3) поднятие масс, например, на войну и евгенику.

Интересно, что есть вывод из всего этого, которого нет у автора данного исследования, но который распространяется и на советскую пропаганду. В результате такой пропаганды мир становится полностью понятным, поскольку в нем расставлены все причинно-следственные связи. Система пропаганды, будучи искусственной, легко побеждает мир хаоса реальной жизни. А человек всегда будет стремиться к миру упорядоченности, а не к миру хаотичности.

Четкие причины всего характеризуют систему пропаганды. Для Германии это была несправедливость результатов первой мировой войны и слабость Веймарской республики, то есть причина лежала в прошлом. СССР нашел свою причину в будущем: возможную войну, которую могут развязать западные державы (позднее враг персонализировался на американских империалистов). Этот базис начинает объяснять все: внешний враг порождает работающих на него внутренних врагов, что ведет к ожесточению порядка внутри страны. В результате резко возрастает системность выстроенной системы, что позволяет обосновывать любые нужные ей действия.

Из ситуации отсутствия такой системности А. Игнатьев выводит теории заговора: «Любая «теория заговора» трактует действия, наблюдаемые на «политической сцене», как странные, непонятные или даже очевидно двусмысленные, чреватые какой-нибудь бытовой эсхатологией. Объяснением этой «непрозрачности» и потенциальной опасности, демонстрация которых составляет непременную особенность любой «теории заговора», обычно служит зависимость публичных субъектов власти от других акторов, действующих исключительно в частной сфере и оттого находящихся вне поля зрения аудитории. Данное обстоятельство (по большей части оно так и остается гипотезой) позволяет считать, что публичные субъекты власти — это чьи-то «марионетки», тогда как ситуацию в целом вполне можно рассматривать как нелегитимный и тайный отъем власти, т. е. заговор, уже состоявшийся или осуществляемый в настоящее время». Но если вдуматься, то тоталитарная система по сути начинает порождать такую теорию заговора для оправдания своих действий. Только враги в этом случае называются вполне прозрачно, о них повествуется постоянно, а страна занята тем, что постоянно готовится к борьбе с ними.

Советская пропаганда не смогла удержать страну в заданном режиме. Этому было две причины. С одной стороны, на глазах последнего советского поколения умерла идеология, которая перестала функционировать адекватно, превратившись в ритуал, что привело к таким же перебоям в сфере пропаганды. С другой, тандем Горбачев-Яковлев просто развернули артиллерию советской пропаганды в другую сторону, её врагом теперь стал не капитализм, а коммунизм. При этом если Горбачев чаще воспринимается как тот, кого вели, то Яковлев занимает место того, кто сознательно разрушал СССР, поскольку именно он нес ответственность за аппарат пропаганды [см. и ]. Естественно, что в таких условиях старая пропаганда выжить уже не могла. Ее радостно похоронили все те, кто нес за нее ответственность, закрывшись спущенным сверху приказом.

____________________________

Почепцов Георгий Георгиевич

В период своего правления сталинское правительство хорошо помня слова Ленина о том, что " ...Мало ведь назвать себя " авангардом ", передовым отрядом, надо и действовать так, чтобы все остальные отряды видели и вынуждены были признать,

что мы идем впереди,"(1)- основательно занималось проблемой пропаганды и агитации, поскольку от того, что увидят " остальные отряды " и признают ли движение вперед, значительно зависела устойчивость позиций административно-командной системы.

Без пропагандистского воздействия на массы трудно удержать в устойчивом положении гигантский колосс с совершенно парадоксальной структурой управления, противоречивой социально-экономической политикой, а при его использовании это не так уж и трудно, поскольку "...Пропагандистское воздействие создает ситуации, в которых наличная потребность удовлетворяется предоставлением людям информации, затрагивающей их интересы и ценности и помогающей им выявить связи между собой и социальной действительностью,"(2) - свидетельствует Н.Л.Элива. И это прекрасно подходит режиму, так как информация, как мы уже говорили полностью находилась под контролем государства и может затрагивать интересы людей, используя их в собственных целях.

И.В. Сталин на XVIII съезде в 1939 году отмечал: " Есть еще одна область партийной работы, очень важная и очень ответственная, по линии которой осуществлялось за отчетный период укрепление партии и ее руководящих органов,- это партийная пропаганда и агитация, устная и печатная, работа по воспитанию членов партии и кадров партии в духе марксизма - ленинизма."(3) Эти слова были директивой к действию для всех уровней власти. Отмеченная вождем " важная и очень ответственная " работа должна была проводиться во всех направлениях внутренней политики, будь то образование, производство или социальная сфера. При этом необходимо действовать истинно по-ленински - "... пропагандировать, и организовывать, и агитировать наиболее доступно, наиболее понятно, наиболее ясно и живо..."(4)

Но для того, чтобы проводить работу наиболее эффективно необходимо создание системы по-настоящему массовой пропаганды, которая "... обращается не только к жизненным убеждениям человека, к его взглядам и представлениям. Она учитывает также всю гамму человеческих чувств и переживаний во всем богатстве их неповторимых конкретных и в то же время типичных проявлений. Поведение одного человека, агента группы или представителя того или иного класса не может быть описано через характеристику тех идей, носителем которых выступает данная личность. Людям присущи определенные интересы и потребности, ожидания и идеалы, настроения и перживания, иллюзии и устремления. Внутренний мир человека сложен. Личность не только познает, она переживает, анализирует, вырабатывает жизненную позицию. Понять эти процессы можно только на базе изучения психологических механизмов. Без их учета пропаганда и контрпропаганда теряют не только адресность, но и присущие им многослойность, конкретность,"(5)- выражаясь словами Гуревича. Правда сталинская пропаганда вряд ли заботилась о переживаниях советских граждан, но по поводу настроений, ожиданий, иллюзий и устремлений можно сказать практически со стопроцентной уверенностью уж они то находились под постоянным наблюдением.

Наблюдения за поведением народа, проводившееся в подвалах НКВД, особистами на промпредприятиях и в армии, стукачами по месту жительства позволяли выявить психологические установки, стереотипы и общую психологическую готовность к пропагандистскому воздействию. Но об это мы будем говорить ниже, а пока вернемся к отношению пропаганды и государства.

Все,что необходимо, для массового пропагандирования труд но осуществить без мощного центрального органа, занимавшегося бы пропагандистской и агитационной работой. Централизация и объединение в единую структуру таких ранее созданных учреждений, как Институт массового заочного обучения, политотделы на предприятиях произошло в 1939 году, когда было создано управление пропаганды и агитации при ЦК ВКП(б).

В докладе 18 марта 1939 года А.А. Жданов говорил:" Для того, чтобы успешно руководить делом марксистско - ленинской пропаганды в партии и государстве, для того, чтобы успешно решать задачи ликвидации теоретического и политического отставания партийных кадров, ЦК должен иметь мощный аппарат пропаганды и агитации в виде Управления пропаганды и агитации, сосредотачивающего всю работу по печатной и устной пропаганде и агитации."(6)

Оно должно было, по словам Сталина: "...сосредоточить в одном месте дело партийной пропаганды и агитации и объединить отделы пропаганды и агитации и отделы печати в едином Управлении...с организацией соответствующего отдела пропаганды и агитации в составе каждой республики, краевой и областной парторганизации."(7) Эта мера должна была решить основную задачу партийной пропаганды, которая "... состоит в том, чтобы помочь нашим кадрам всех отраслей работы овладеть марксистско - ленинской наукой о законах развития общества."(8) Наука о законах развития общества, в то же время, претерпела коренные изменения и мало походила теперь на истинно - ленинскую науку. Но этого уже никто не замечал, поскольку та самая пропаганда, несшая науку в кадры, влияла и на членов ВКП(б) , которые должны были распространять ее (науку) в массы. Даже директивы высших чинов во властных структурах, направленные вниз превращались в своего рода метод пропагандистского воздействия, ибо информация, подававшаяся в них была неоспорима и абсолютно правильна. Сомневающихся же довольно быстро убеждали в ее правильности, используя весьма практичные методы, например аресты, пытки, осуждения и казни. Была, правда, и мягкая мера - исключение из партии, которая впрочем приводила к тому же.

В конце концов, для верхушки тоталитарного режима, хоть и с хорошо поставленной пропагандистской работой в массах, особую опасность представляет прослойка мелких управленцев, которые весьма желают стать управленцами покрупнее. Но Сталину удалось пресечь эти тенденции, используя превосходное средство - террор. Мелкие и средние управленческие слои время от времени подвергались чисткам, которые, правда, иногда затрагивали и высших чиновников, а также рядовых членов партии. Это была необходимая профилактика страховка, и сегодня можно достаточно уверенно говорить о высокой эффективности таких мер, поскольку есть возможность сравнивать правление Сталина, продержавшегося у руля с три десятка лет и период властвования Никиты Хрущева, смещенного со своего поста.

Так или иначе, партия как и "... социалистическая пропаганда осуществляет развернутую программу политического просвещения масс, призванную развивать их общественное сознание и активизировать их историческую деятельность."(9) Политическое просвещение, одновременно с развитием общественного сознания и активизацией исторической деятельности создает своеобразную " массовую культуру " , имеющую большинство признаков того явления, которое советские политологи 70-х обнаружили на Западе. Психозы на почве этой самой " культуры " можно обнаружить и в СССР. Правда, " массовая культура, советского пошиба отличается большей абстрактностью, отсутствием бытового момента, мы строили коммунизм и было некогда думать о себе, но она так же "... эксплуатирует психологические механизмы людей, их потребности в галлюцинаторном воплощении своей мечты, в реализации возмездия за крушение собственных иллюзий. Но действительная пружина этой псевдо-культуры лежит в совсем другой плоскости - в стремлении скрыть кричащие противоречия между официальной идеологией и реальностью,"(10)- выражаясь словами Гуревича.

Именно стремление скрыть кричащие противоречия между идеологией и реальностью привело к использованию максимально эффективных средств создания " массовой культуры ". По сему, для скорейшего достижения заданной цели, все шире используются средства массовой информации и пропаганды, главной особенностью которых является всеохватность (11)." Средства массовой информации и пропаганды не знают себе равных по масштабу охвата и как канал обратной связи."(12) Это прекрасно понимал и Ленин, писавший "...Газета может и должна быть идейным руководителем партии, развивать теоретические истины, тактическое положения, общие организационные идеи, общие задачи всей партии в тот или другой момент."(13) Без всякого сомнения, помимо печатной пропаганды существует необходимость и в других видах, но именно печать должна была стать лидером среди средств массовой информации в деле пропагандирования населения, поскольку она является наиболее действенным и эффективным средством. Один тот лишь факт, что человек в нормальном состоянии способен прочитать 25 тысяч слов, а выслушать только 9 тысяч, говорит о многом. Да ко всему прочему практически неограниченные возможности воздействия как временные, так и пространственные привели к широкому распространению печатной продукции. Как докладывал А.А.Жданов на XVIII съезде ВКП(б) 18 марта 1939 года:"...Расширяется печатная пропаганда, имеющая решающее значение в постановке пропагандистской работы."(14)

Л.М.Каганович, выступая 14 сентября 1938 года в газете "Гудок", говорил:"...Больше должно быть системы и равномерности в распределении материалов на страницах газет. Иначе может получиться как бы флюс - второстепенные, малозначительные вопросы получают в газете непомерно много места, а важные наоборот - остаются в тени. Чтобы избежать этого, следует ввести в газетах определенные разделы, в которых мог бы на привычном месте найти интересующие его статьи и заметки."(15) Какая трогательная забота о читателе, не иначе как у товарища Кагановича существует какой-то интерес к газетной информации, к размещению оной на страницах (об этом мы поговорим несколько позже). Да здесь еще и советы по информированию:"... Газета должна выделять главный вопрос и бить в одну точку, пока не будут получены положительные результаты,"(16)- сообщает он, выявляя недюжие способности пропагандиста. В 1982 году В.А.Шандра определит одним из свойств пропаганды то, что нарком сказал в 1938: "...Действенность, эффективность пропаганды во многом определяется актуальностью ее содержания."(17) Но это не единственный фактор повышения отдачи после пропагандирования замеченный Кагановичем. "Вопросы нужно ставить острее. И дело здесь не в количестве фактов, а в качестве. Голые факты мало о чем говорят. надо объяснять суть дела, устанавливать связь цепи событий, анализировать положение, делать практические выводы,"- (18)говорит он.