Аффективно-респираторные пароксизмы у детей. Когда у ребенка перехватывает дыхание при плаче и он начинает синеть Аффективно респираторные приступы

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы. Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок , пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией , расстройствами памяти , внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог . Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога , пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы , аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется , психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики .

Основными причинами проявления аффективно-респираторного приступа у ребёнка являются сильные эмоциональные реакции на воздействия внешней среды, проявляющиеся громким плачем. Иногда может возникать в результате истерики ребёнка на отсутствие внимания со стороны взрослых или невыполнения взрослыми требований ребёнка. Иногда такие задержки дыхания могут стать следствием:

  • сильной усталости;
  • переутомляемости;
  • эмоциональной нестабильности ребёнка;
  • при сильном испуге;
  • недостаток железа в организме;
  • возбуждённого состояния;
  • в момент стрессовых ситуаций;
  • при травмах, ушибах, падениях, ожогах;
  • конфликтах;
  • в результате агрессии;
  • при неблагоприятной атмосфере в семье;
  • при повышенной возбудимости ребёнка.

Симптомы

Простой аффективно-респираторный приступ проявляется задержкой дыхания в момент выдоха. Это происходит обычно в конце фазы выдыхания воздуха. Причиной появления служат травмы различной этиологии. Ещё одной причиной её возникновения служит негативное состояние, которое возникает при отсутствии возможности для удовлетворения потребностей ребёнка. Первыми признаками этого состояния будут депрессия, негативные эмоции, плач.

Изменений в работе внутренних органов не происходит. Дыхание восстанавливается самостоятельно через несколько секунд.

Определить «синий» тип аффективно-респираторного приступа можно по наличию сильного гнева, негатива от неудовлетворённых требований и желаний ребёнка, болевых ощущений. В момент гневного плача происходит задержка дыхания в момент вдоха. При этом ребёнок начинает синеть. Далее дыхание может восстановиться само по прошествии пары секунд. А может появиться снижение тонуса мускулатуры. Вследствие чего ребёнок «обмякнет». Либо произойдёт выгибание крохи в дугу из-за сильного напряжения мышц. В редких случаях данная патология может закончиться эпилептическим припадком у малыша.

Первыми признаками проявления «бледного» приступа являются исчезновение на пару-тройку секунд пульса, может развиться обморочное состояние. При этом ребёнок во время приступа начинает бледнеть, падает в обморок, отмечается брадикардия.

Таким образом, клиническая картина этого заболевания будет выглядеть:

  • Задержка сердечного ритма.
  • В момент капризов наблюдается тахикардия, а в момент обморока преобладает брадикардия.
  • Частота приступов варьируется от 1-2 до 5-6 в день.
  • Тонус мышц снижен.

Диагностика аффективно-респираторного приступа у ребёнка

Диагностировать данное заболевание очень сложно. Чаще всего проводится дифференциальная диагностика, которая позволяет исключить более сложные и неприятные болезни и патологические состояния. Для начала аффективно-респираторный припадок дифференцируют с миоклоническим приступом. Во время его протекания появляется синюшность кожных покровов, слизистых, происходит потеря сознания. эти симптомы указывают скорее на сердечную патологию и нарушение ритма.

Аффективно-респираторный припадок негативно влияет на развитие ребёнка. Он может протекать как вторичное изменения в центральной-нервной системе.

Следует сдать кровь на выявление наличия железа в организме ребёнка. Так как доказана связь между недостатком этого элемента и приступом.

Дополнительным методом дифференциальной диагностики является недержание мочи во время приступов. Если это происходит, то говорят об эпилепсии.

Осложнения

Не так уж и безобидны аффективно-респираторные приступы. В момент долгих, затяжных приступов, могут возникнуть тонические судороги с вовлечением в этот процесс рядом лежащих тканей. При длительной задержке дыхания может развиться недостаток кислорода, что приведёт к сбою в работе не только дыхательного центра, но и сердца. Могут развиться судороги, эпилепсия.

Лечение

Что можете сделать вы

Прежде всего, не стоит паниковать. Возникший приступ у ребёнка можно остановить, дунув ему в лицо, слегка похлопать ребёнка по щекам, побрызгать холодной водой. Можно постараться отвлечь посторонним предметом, игрушкой, действием. Если приступы стали похожи на эпилептические, стоит обратиться к врачу. Перед тем как идти к специалисту, можно понаблюдать за ребёнком. Обратить особое внимание на длительность и частоту приступов. Не стоит заниматься самолечением. Не зная этиологии возникновения и всей клинической картины можно только навредить крохе.

Не стоит потакать плачущему ребёнку в его капризах. Во избежание проблем нужно постараться дипломатично и спокойно объяснить ребёнку свою позицию. Можно постараться создать дома уютную, комфортную обстановку ребёнку.

Что делает врач

Врач осматривает ребёнка. Старается как можно подробнее выяснить, когда начались припадки, с какой частотой и что им предшествовало. Далее проводит дифференциальную диагностику заболевания. При необходимости стараться соблюдать режим дня, врач назначит проведение лабораторных исследований. А по их результатам и сбору анамнеза назначает лечение. Чаще всего оно заключается в даче рекомендаций родителям по поводу соблюдения режима дня и диеты.

Профилактика

  • соблюдение назначенной врачом диеты;
  • стараться соблюдать режим дня;
  • вести здоровый и активный образ жизни;
  • принимать витаминные комплексы;
  • сбалансированный рацион питания;
  • избегать стрессовых ситуаций;
  • создать ребёнку атмосферу уюта, спокойствия в семье;
  • стараться не устраивать скандалы в присутствии ребёнка;
  • проявлять больше интереса к ребёнку и его проблемам.

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга аффективно респираторные приступы у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить аффективно респираторные приступы у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания аффективно респираторные приступы у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание аффективно респираторные приступы у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

представляют собой па­роксизмы, возникающие у детей раннего возраста в ответ на неблагоприятные экзогенные воздействия. Известен ряд синонимов, обозначающих эту клиниче­скую форму: приступы задержки дыхания, цианотический или бледный синко­пы, рефлекторные аноксические припадки, неэпилептические вагусные атаки, спазм от гнева, спазматический плач, аноксо-асфиктический припадок.

Наибо­лее удачен используемый в отечественной литературе термин «аффективно­респираторные приступы». Он указывает на наличие провоцирующего момента (аффектации), апноэ (основы патогенеза) и на непроизвольный характер воз­никновения пароксизма.

Частота АРП в детской популяции по разным данным составляет 4-17 %. Учитывая, что АРП сопровождаются апноэ и (или) асистолией, многие авторы рассматривают их в структуре угрожающих жизни состояний. По некоторым данным, АРП составляют около 8% таких состояний.

Причины и механизмы возникновения. Аффективно-респираторные присту­пы являются провоцируемыми пароксизмами. Для реализации АРП необходи­мо воздействие факторов, вызывающих недовольство, гнев, испуг или боль. У каждого ребенка это может быть особый, специфический или практически лю­бой фактор. Например, известен факт, когда АРП у мальчика девяти месяцев наблюдались только при предложении ему бананов (Оаик ЕЛУ. е1 а!., 1963). Как следствие, возникает сильный плач, во время которого происходит гипервенти­ляция легких с гипокапнической ишемией головного мозга и снижением арте­риального давления. На выдохе плач становится беззвучным, возникает спазм мускулатуры гортани и бронхов, ведущий к апноэ, гипоксемии и гипоксии го­ловного мозга. При плаче и спазме дыхательных путей включается механизм Вальсальва-Вебера, когда вследствие повышения внутригрудного давления снижается венозный возврат к сердцу, уменьшается сердечный выброс и ми­нутный объем кровотока, что приводит к гипоперфузии артерий головного моз­га и одновременно к венозному застою, что в сочетании с гипоксемией приво­дит к потере сознания и/или судорогам.

Как правило, если механизм пароксизма таков как описано выше, наблюда­ется разлитой цианоз кожи. Но иногда цианоз выражен незначительно, отмеча­ется бледность. Этиопатогенез пароксизмов, протекающих с побледнением ко­жи и при «цианотических» АРП различен. При «бледном» варианте АРП про­воцирующим фактором чаще является болевой стимул, испуг.

Апноэ при пароксизмах с побледнением нередко бывает кратковременным, имеет место асистолия продолжительностью до 10 секунд, а иногда и до 20 се­кунд. Таким образом, основным патогенетическим звеном при АРП является апноэ или сочетание апноэ и асистолии.

Апноэ не имеет центрального происхождения, так как отмечаются дыха­тельные усилия и движение дыхательной мускулатуры при отсутствии возду- хотока в верхних дыхательных путях. В литературе имеются данные, согласно которым у детей раннего возраста к апноэ приводит спазм гортани, возникаю­щий при плаче вследствие раздражения рецепторов и возбуждения верхнего гортанного нерва (Апаз N.0. еХ а1., 1991). Косвенным доказательством значимо­сти, связанной с возрастом гиперчувствительности верхнего гортанного нерва, в возникновении апноэ при АРП служит исследование Тау1ог е1 а1., 1976, в ко­тором доказано, что в ответ на раздражение верхнего гортанного нерва у мла- денцев-приматов возникает стойкий ларингоспазм, апноэ и смерть. У взрослых особей такая реакция отсутствует.

Предполагается возможность эпилептического происхождения апноэ без соче­тания с общими судорогами при наличии очага эпилептической активности в коре головного мозга. Возникновение асистолии при «бледных» АРП связано с усиле­нием влияний блуждающего нерва на синусовый узел сердца. При пробе окуло- компрессии, в основе которой лежит рефлекс Ашнера-Даньини, практически у всех детей с АРП возникает асистолия более 2 секунд, которой не отмечается у здоровых детей (КаЬп А. е{ а1„ 1994, ЬошЬгозо С., Ьегтап Р., 1967).

При предварительном введении атропина асистолия не развивается. Нами исследованы показатели кардиоинтервалограмм (КИГ) у детей с бледным ти­пом АРП. Выявлено статистически достоверное повышение мощности недыха­тельных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Полученные данные отражают высокую степень напряжения адаптационных компенсаторных механизмов поддержания АД у больных этой группы.

В возникновении кардиореспираторных расстройств у некоторых детей с АРП играет роль гастроэзофагеальный рефлюкс. Регургитация и раздражение рецепторов пищевода у некоторых больных могут приводить к нарушениям дыхания (спазму дыхательных путей) и сердечной деятельности (аритмии).

Увеличению степени гипоксии может способствовать анемия. Усиление ги­поксии и цианоз могут развиваться при артерио-венозном шунтировании во время приступа за счет открытого овального окна, боталлова протока или ле­гочного шунта при «цианотических» АРП. Обсуждая причины возникновения, нельзя не указать на значение неправильных типов воспитания в семьях детей с АРП. Наиболее характерными из них являются гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи», способствующие развитию истерической реакции, а затем - невроза.

Имеются данные, что АРП чаще встречаются в социально неблагополучных семьях (ВЬайа М.8. е1 а1., 1990). В то же время показатели интеллектуально­психического развития у детей с АРП не отличаются от нормы. Высказывается предположение о сходстве патогенеза некоторых случаев АРП и спазмофилии, что, однако, не находит подтверждения при исследовании уровня общего и ио­низированного кальция крови у больных с АРП (эти показатели у них в преде­лах нормы).

Дебют. Пароксизмы возникают в возрасте до 6 лет. Пик приходится на пери­од с 6 до 18 месяцев. Редко АРП могут дебютировать в неонатальном периоде или после 2 лет.

Частота АРП у ребенка может варьировать от одного приступа в час до од­ного в месяц и реже; АРП имеют тенденцию к учащению при интеркуррентных заболеваниях, чаще возникают у детей пониженного питания, астенического телосложения, подвижных, иногда гипермоторных.

Вопросы классификации. Нами предложено подразделение АРП на следую­щие клинические группы: невротические и неврозоподобные приступы, синко­пальные (обморочные) и «эпилептические АРП».

Клинические проявления. Невротические приступы развиваются у практиче­ски здоровых, но гипервозбудимых детей при наличии дефектов воспитания (гиперопека в семье, воспитание по типу «звезды, кумира» и пр.). Пароксизм следует расценивать как истерическую реакцию. Неврозоподобные приступы развиваются на фоне резидуально-органического поражения головного мозга при воздействии незначительных внешних раздражителей.

Провоцирующим фактором при невротических и неврозоподобных паро­ксизмах служит отрицательный аффект (недовольство, гнев, обида и пр.), т.е.

приступ носит психогенный характер. Ребенок начинает плакать, затем на вдо­хе плач обрывается, становится беззвучным, возникает апноэ. «Ребенок захо­дится» - так зачастую описывают это состояние родители.

До развития апноэ пароксизм иногда можно предотвратить резким воздейст­вием: обрызгать ребенка водой, хлопнуть в ладоши. Схема последовательности развития клинических проявлений обычно такова: провокация, затем плач, обеззвучивание крика, цианоз («цианотический» тип приступа), потеря созна­ния, попытка вдоха, восстановление дыхания и сознания, мышечная гипотония, иногда сон.

В редких случаях наблюдается билатеральное тоническое напряжение ко­нечностей, туловища, иногда с единичными симметричными клоническими по­дергиваниями («судорожные» проявления обусловлены высокой степенью ги­поксии во время апноэ).

Синкопальные (обморочные) АРП провоцируются, в основном, болью (при падении, инъекциях) или испугом. При этом развивается кратковременное ап­ноэ и асистолия. Цианоз не выражен, но отмечается бледность кожи («блед­ный» вариант АРП). Пароксизм развивается непосредственно после болевого или др.

Воздействия, в самом начале плача. Нередко ребенок не успевает запла­кать «в голос», как уже теряет сознание. Крайне редко возможно тоническое напряжение конечностей и мышц туловища. После приступа регистрируется диффузная мышечная гипотония, вялость, реже - сон.

Термин «эпилептические АРП» не совсем корректен, так как фактически данная группа больных страдает эпилепсией, приступы которой по своим внешним проявлениям сходны с АРП. В то же время диагностика эпилепсии в таких случаях сложна, поэтому с клинической точки зрения на начальном этапе диагностики подобный подход правомочен, хотя и дискуссионен. По нашим наблюдениям, для верифицированных эпилептических припадков характерно развитие как цианоза, так и гиперемии кожи, но не бледности. Часто отмечается комбинация апноэ (вследствие судорог дыхательной мускулатуры) с брадикар- дией или тахикардией.

При оценке длительности потери сознания установлено, что потеря сознания более чем на 30 секунд, сопровождающаяся непроизвольным мочеиспусканием, наиболее характерна для детей с «эпилептическими АРП». В то же время нель­зя отрицать, что продолжительная потеря сознания возможна и при других ти­пах АРП.

Развитие судорог возможно у детей с любым типом АРП, однако, в группе больных с высоким риском по эпилепсии, в отличие от детей других групп, су­дороги наблюдаются во всех случаях и имеют преимущественно тонико- клонический характер. У данной группы пациентов после приступа наиболее выражена мышечная гипотония, постприступный сон длится до нескольких ча­сов.

В межприступный период у всех детей с АРП на ЭКГ какие-либо специфи­ческие отклонения от нормы не выявляются. Во время приступа отмечается та­хикардия или нормокардия при «цианотическом» типе и асистолия при «блед­ном» типе АРП. При пробе с окулокомпрессией у детей с «бледным» типом

АРП отмечается асистолия более 2 секунд. При длительности асистолии более 5 секунд, как правило, развивается клиническая картина пароксизма.

Изучение параметров ритма сердца у детей с АРП является высокоинформа­тивным методом обследования, позволяющим в ряде случаев и при отсутствии специфических изменений на ЭЭГ с высокой степенью достоверности диффе­ренцировать разные клинические варианты АРП. При исследовании ритма сердца (КИГ) у 66,4 % детей с АРП выявлено «усиление центральных влия­ний». Это состояние характеризуется высокими значениями относительной ва­риабельности ритма (10К - 0.82 ± 0,03), преобладанием периодических недыха­тельных составляющих ритма сердца - 81 (4,9 ± 2,3) и 82 (3,0 ± 0,8), над перио­дическими дыхательными составляющими - 83 (3,8 ± 1,6).

«Усиление центральных влияний» возникает при многих неврологических заболеваниях и служит маркером централизации управления ритмом сердца (Часнык В.Г., 1994).

Важным для диагностики является проведение КИГ с клино­ортостатической нагрузкой. По показателям М1 (среднее значение КК), 10К, 83 имеются устойчивые, то есть сохраняющиеся в различных слайсах (фазах кли- но-ортостатической пробы), изменения показателей КИГ у детей с невротиче­скими и неврозоподобными АРП.

Наиболее информативны повышения значений показателей М1,10К и 83. Их информативность, в особенности 83, объясняется большей выраженностью ды­хательной аритмии у детей этой группы.

При КИГ у детей из второй группы АРП («обморочные») выявляется выра­женное повышение мощности недыхательных периодических составляющих ритма сердца с периодом 6-12 секунд, соответствующих волнам Майера и обусловленных действием механизмов поддержания артериального давления. Такие характеристики, как тт, тах, ДХ (вариационный размах КК- интервалов), являются вспомогательными и не несут большой информативно­сти, что объясняется широким диапазоном колебаний продолжительности КК интервалов у детей.

Индекс напряжения также мало информативен в связи с полимодальным распределением структуры ритма сердца в детском возрасте. На ЭЭГ в меж- приступный период специфические изменения чаще всего отсутствуют.

Исключение составляют дети из группы «эпилептических АРП», у которых на ЭЭГ нередко регистрируется региональная медленная дельта-, тета- или пик- волновая активность. Во время пароксизма возникает типичная для аноксии билатеральная генерализованная дельта активность с частотой 2Гц. При тяже­лой аноксии наблюдается период угнетения активности (регистрируется изо- электрическая линия) в течение 5-10 секунд. Затем появляются диффузные медленные волны дельта- и тета-диапазонов. Характерно быстрое восстановле­ние фонового характера ЭЭГ после приступа.

При исследовании уровня суточной экскреции катехоламинов с мочой отме­чается повышение экскреции адреналина, норадреналина и дофамина у детей с «эпилептическими АРП». Подобные изменения диагностируются и при эпилеп­сии, вероятно, отражая генерализованный дефект метаболизма катехоламинов (Ковеленова М.В., 1997). Помимо перечисленных исследований, необходимо проведение клинического анализа крови для исключения гипохромной железо­дефицитной анемии, консультация педиатра.

Дифференциальный диагноз. Проводится в первую очередь с эпилепсиями, а также со спазмофилией (тетанией), кардиогенным синкопом.

Принципы лечения. Терапия осуществляется совместно неврологом, педиат­ром, психологом. Всем детям с АРП рекомендуется назначение препаратов кальция, пиридоксина, а также закаливающие процедуры и адаптогены. Пре­дотвращение интеркуррентных заболеваний способствует урежению АРП. Эф­фективна седативная фитотерапия, групповая и семейная психотерапия. Фор­мирование спокойного отношения родителей к приступам у ребенка способст­вует быстрому их купированию.

В ряде случаев следует рекомендовать определить ребенка в детский сад (в условиях детского коллектива АРП, как правило, не развиваются). Рекоменду­ется назначение ноотропов, из которых предпочтение отдается пантогаму и фе- нибуту, снижающих возбудимость, препятствующих астенизации. Пантогам обладает и небольшой противосудорожной активностью.

При частых «бледных» АРП используются препараты атропинового ряда: настой белладонны в дозе 1 капля на год жизни в сутки, атропин - 0,1 мг/кг массы тела в сутки (Оогёоп 1^., 1987, КаЬп А. е* а1., 1991, З^ерЬепзоп 1.Р., 1978) курсом 7-10 дней.

Назначение противосудорожных препаратов проводится только по установ­лению диагноза «эпилепсия», принципы назначения такие же (преимуществен­но в зависимости от формы эпилепсии). При наличии признаков анемии необ­ходимо назначение препаратов железа, проводится коррекция питания.

Прогноз. После 6 лет АРП наблюдаются лишь в единичных случаях. Катам- нестические исследования подтверждают, что хотя сам симптомокомплекс па­роксизма исчезает в дальнейшем астенический синдром выявляется у 60-75 % детей с АРП, истерический невроз в 15-20 %, нарушения сна (энурез, ночные страхи, снохождения, сноговорения) отмечаются у 10-15 % детей, вегетососу- дистая дистония, обмороки - у 10 %, мигрень у 6-10 % больных.

Аффективно-респираторные приступы у детей (проще говоря, приступы задержки дыхания) – это ранние обмороки и истерические приступы. Чтобы было понятней, с чем связана эта болезнь, необходимо знать, что слово «респираторный» связано с дыхательной системой, а слово «аффект» представляет собой почти неконтролируемую бурную эмоцию.


Необходимо знать, что при данном заболевании, ребёнок специально задержал дыхание, но на самом деле в этот момент срабатывает рефлекс во время того, как он плачет и сильно выдыхает воздух из лёгких, практически не оставляя его там. В этот момент он молчит с открытым ртом, из которого не доносится ни звука. Длительность таких моментов с задержкой дыхания не превышает 30-60 секунд, и заканчиваются, когда он переводит дыхание, вновь начиная кричать.

«Бледный» и «синий» АРП

Аффективно-респираторные приступы делятся на два вида – «бледный» и «синий». «Бледный» зачастую проявляется в виде реакции на боль при уколе, ударе, падении. Пульс исчезает, поэтому его невозможно нащупать и посчитать. Такой тип очень схож с обмороками касательно способа развития. Дети с пароксизмами (дыхательными приступами) в дальнейшем могут страдать от обморочных состояний.

Но в большинстве случаев у детей развиты «синие» приступы. Выражаются они гневом или недовольством ребёнка.

Причины

Основными причинами могут стать отказ в выполнении его прихоти, если он не получит желаемого или на него просто не обратить внимание, когда он этого хочет - ребёнок начинает кричать и плакать. Глубокое дыхание время от времени прерывается, останавливаясь на вдохе, чадо становится слегка синюшный. В лучшем случае дыхание продолжится спустя пару секунд и ребёнок вновь будет чувствовать себя нормально. Внешне «синий» приступ похож на спазм мышц гортани, известный как «ларингоспазм». В более неблагоприятном случае проявляется дольше, в результате чего у ребёнка снижается мышечный тонус – в этом случае он словно «тает» на руках матери; либо наоборот - мышцы сильно напрягаются, из-за чего он выгибается дугой. Чаще всего случаются у вспыльчивых, эмоциональных и раздражительных детей. Они проявляются как истерические приступы. Стандартная детская истерика проходит в виде протестующих жестикуляций – бьёт ножками и ручками о пол, кричит, рыдает, показывает недовольство и ярость.

С 3-4 лет чадо с истерическими реакциями или приступами задержки дыхания, отличается от здоровых детей своими истериками или проблемным характером. Но есть способы воспитания таких детей, чтобы предотвратить дальнейшее развитие у них истерического характера по мере их взросления.


Основные принципы воспитания детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключаются в предупреждении этих приступов и воспитании ребёнка сдержанности, контролировании своих эмоций. Естественно, что всплеск эмоций характерен для всех детей и даже взрослых. Взрослые, понятное дело, умеют сдерживать своё недовольство. Дети, к примеру, в возрасте двух лет более открыты в этом плане, так как ещё не воспитаны.

Доктор Комаровский о заболевании


Лечение

Определённого лечения в этом случае нет, тем более что это не смертельно и после 3-4 лет все это уходит. Очень важно для родителей – быть проинформированными, чтобы не пугаться и не наделать из-за этого ребёнку бед.
Существует, конечно, два направления по лечению – медикаментозное и не медикаментозное. Причём второй способ является основным. Семье необходимо проконсультироваться с психологом, который даст ценные рекомендации по воспитанию ребёнка, действиях во время приступа ребёнка и предотвращению его повторного проявления, а также налаживанию в семье взаимопонимания.

Только лишь в том случае, когда родители не могут помочь ребёнку сами, необходимо использование лекарств, основной функцией которых является лечение повышенной возбудимости и невропатии. Лечение для ребёнка должен подбирать только специалист-невролог, и не нужно слушать советы фармацевта в аптеке. Лекарства подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

(синонимы: аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ) — это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей, иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами.

Выглядит аффективно-респираторный приступ так.

В ответ на болевое воздействие , чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе . Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект». Далее идет апноэ , когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.

Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут , но в среднем продолжается 30-60 секунд . Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ . У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать . Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ , или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.

По статистике аффективно-респираторный синдром

встречается у 5% детей , одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев , но может быть и до 5 лет . В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже были закатывания в плаче .

Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.

У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.

Отличительные особенности аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:

1. Протекают с меньшим возбуждением.

2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).

3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).

4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.

5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.

6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.

7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.

Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог , при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования .

Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче :

1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.

2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.

3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.

4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.

5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.

6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.

Детей с наличием относят к группе риска по развитию эпилепсии. Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией. Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии. Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.

Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект , особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.

Самое разумное – отвлечь внимание , используя мягкие интонации голоса.

Будьте спокойны и уверены в своих действиях.

Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?

1. Не паниковать , постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.

2. Требуется восстановить дыхание ребенка - в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.

3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое , это поможет успокоиться.

5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.

Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.

Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.

Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.

После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.

Лечение аффективно-респираторного синдрома .

Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.

Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:

  1. Соблюдение режима дня : рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
  2. Достаточные физические нагрузки .
  3. Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
  4. Рациональное питание .
  5. Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?

В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты , укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В . Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев. Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли 3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца. При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы , такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.

Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения , когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.

Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано . Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).

В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).

В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты , следуя основным принципам лечения эпилепсии.

Любая терапия при аффективно-респираторном синдроме назначается только врачом неврологом, часто с подбором доз препаратов. Самолечение может быть опасно.

Итак, из этой статьи стало известно, что аффективно-респираторные приступы встречаются часто у 5% детей в возрасте до 5 лет (чаще 6-18 месяцев). Закатывания в плаче пугают родителей, но эти состояния не так опасны; дети из них выходят самостоятельно. Паниковать не надо, возьмите себя в руки. Помочь быстрее выйти из приступа апноэ помогут простые меры: подуть, брызнуть водой. Приступов апноэ можно избежать, не провоцируя гнев, страх и другие негативные эмоции у ребенка; а главное — воспитывая в нём устойчивость. Индивидуальное лечение назначит Вашему ребенку врач невролог, после того, как разберется, исключит более тяжелую патологию, как эпилепсия и кардиоваскулярная патология. Проконсультируйтесь с врачом.