Как подготовится к смерти. Подготовка к смерти

Верующим людям не привыкать думать о смерти. В конечном счете, открывающаяся именно за порогом смерти «жизнь будущего века» составляет плод наших молитв. Но вот как подготовить к смерти старого, но невоцерковленного, «верующего в душе» человека? Какие слова найти, чтобы не отпугнуть и не обидеть, ведь старики зачастую очень ранимы? А то складывается ощущение, что у подавляющего большинства подготовка к смерти сводится к накоплению «похоронных денег».

С любовью и молитвой

:

Правильная подготовка к смерти и есть вся наша христианская жизнь. Если родные знают о смертельной болезни своего сродника, то нельзя его обманывать, нужно постараться подготовить его к исповеди, к покаянию, принять сердцем, что скоро он покинет этот мир ради другого мира. Как это сделать, как объяснить человеку маловерующему его скорое переселение в мир иной, не вызывая у него отчаяние, - тайна любви. Любящий всегда найдет нужные слова и нужное время. Главное, наверное, не давить, не торопить, а больше молиться о ближнем, давая возможность действовать Господу.

Рассказать о радости общения с Богом

Важно молиться от сердца за человека, чтобы понять, что именно и как нам надлежит в отношении его «творить и глаголати». Сокровенная жизнь души человека - это тайна, сокрытая в Боге, и одними своими благими намерениями делу спасения не поможешь. Неслучайно говорит, что большой эгоизм - думать, что ты можешь исправлять других. Но если мы искренне молимся за человека, если мы ищем исполнения воли Божией о нем и желаем принять участие в деле его спасения - то Господь обязательно поможет, даст понять и почувствовать, когда наступит тот момент, когда нужно действовать; пошлет людей, которые выступят посредниками, и, наконец, направит сердце самого пожилого человека к исканию вечной жизни в Боге. А ведь, в конечном итоге, главное в этом.

Речь даже не о «подготовке к смерти», как мне кажется. Такая постановка вопроса более уместна для сознательно верующего и воцерковленного человека - его разговорами о смерти не испугаешь и не удивишь. А вот человеку, еще далекому от религиозной и церковной жизни, как раз, может быть, важнее рассказать об этой жизни, о ее высоте и полноте, о радости общения с Богом. И о средствах приобщения этой жизни: о внимании сердечном, о покаянии и молитве, об исповеди и Причастии. Вот тогда, возможно, милостью Божией душа человека и раскроется и обратится к Создателю и сокрушится и поплачет о своих грехах, а остальное Господь да управит.

Донести мысль, что исповедь есть Таинство освобождения

:

Как подготовить к смерти старого, но невоцерковленного человека, ответить непросто. К каждому сердцу есть только свой ключик, но, чтобы его подобрать, надо самому быть сердечным, чтобы и слово, и дело твое шли от открытого, чистого сердца. Сердце откликается на сердце. А слова уж пусть будут у каждого свои.

Говорить надо не о смерти, а о Боге, в Котором вечная жизнь. Если ты с Богом, то умирать не страшно

Вся суть, видимо, в том, что говорить надо не о смерти, а о Боге, в Котором вечная жизнь. Если ты с Богом, то умирать не страшно. Потому что с Богом, нашим Небесным Отцом, нашей Радостью, ты преодолеешь любое испытание. Собственно что есть смерть? Переход в иной мир. Всего лишь навсего переход, как по мостику над пропастью, идти по которому страшно, но можно. У нас есть Тот, Кто нас не выпустит из Своей надежной десницы, не даст упасть вниз, лишь бы мы сами не вырывались.

Да, мы расстанемся с земным, но мы идем вслед за нашими дедами, прадедами в мир лучший, весь вопрос лишь в том, душа готова ли воспринять этот лучший мир. Вспоминаются слова святителя Кирилла Александрийского: «Истинная смерть не та, которая разлучает душу от тела, но та, которая удаляет душу от Бога».

В беседе с пожилым человеком, особенно на такую тему, нельзя быть напористым. Иначе получится, что мы что-то требуем от него: «Ты должен то и то». Но ведь на душу любого человека действуют не требования, а прежде всего искренность и любовь. Хочет ли сам пожилой человек говорить об этом? Если нет, то вторгаться в его внутренний мир нельзя. Остается только сострадать, молиться и поддерживать. Иначе он просто закроется в себе и беседы не получится. Важно, чтобы человек раскрылся сам и поведал о своих страхах, переживаниях, сомнениях. Пусть он говорит, а ты уже вместе с ним рассмотри, обсуди всё, что он скажет. Имеет значение любое его переживание - о детях, внуках, и вот уже повод вместе помолиться о родных и близких, а затем и о себе самих.

В конце жизни человек о чем-то сожалеет - и вот он, повод для исповеди

Обычно на пороге перехода в иной мир человек о чем-то жалеет, что он что-то не успел, не сделал, не выполнил, в чем-то оступился. И вот он, повод для исповеди, покаяния. Как правило, люди достаточно быстро соглашаются на исповедь, если видят чуткость, понимание. Самое главное - донести мысль, что исповедь есть Таинство освобождения. Исповедь снимет любой внутренний груз, только кайся пред Богом: совесть обретет покой, а это уже огромное счастье.

Поделюсь своими личными переживаниями, связанными с лечением моей онкологии и перенесенной операцией. Когда ты подходишь к этому рубежу и не знаешь, что будет дальше, то перед лицом даже просто вспоминаемой смерти ты видишь, как же мелочны и бессмысленны наши обиды! Как же глупо сердиться за что-то на других! Это же какие-то детские несерьезные вещи, из-за которых мы почему-то злимся, негодуем, в итоге вредим самим себе. Приближаясь к границе смерти, ты предстаешь один на один пред лицом вечности - каким же ты явишься пред Богом? Ведь отвечать ты будешь только за себя. Каков же ты внутри? Что накопил ты в душе своей - добро или зло, любовь или ненависть, милосердие или негодование? И тогда ты начинаешь всех прощать и каяться пред Богом.

Не похоронные деньги надо копить, а добро, добродетели, чистоту и милосердие сердца. Готовить человека к смерти по-христиански - это значит помочь ему прощать и помочь ему каяться перед Богом.

Достигается это путем теплой, искренней беседы, общения, понимания пожилого человека в его немощах. Научившись искренне беседовать с пожилыми людьми, мы учимся замечать их переживания, тревоги, а через это и предложить им что-то духовное. Иного пути просто нет. А суть всей подготовки к смерти одна единственная - спасти самого человека, то есть его драгоценную бессмертную душу.

Помочь четко осознать: человек бессмертен

:

Для человека неверующего празднование дня смерти - нонсенс. Со смертью связываются отнюдь не радостные воспоминания, да и в повседневной жизни мысль о ней, особенно своей, постоянно загоняется в самый дальний закуток души, дабы не смущала и на нервы не действовала, хотя нет более реальной вещи, чем своя собственная смерть. Я могу совершенно уверенно пообещать каждому, что он обязательно умрет, и намного раньше, чем ему хочется.

Что же надо сделать, чтобы своя собственная смерть стала не «концом всему», а успением? Чтобы мысль о переходе в вечность не вызывала панический страх и ужас, а стала событием, которое мы должны уметь перенести?

Прежде всего необходимо четко осознать: человек бессмертен. Смертно и тленно тело, но не душа. Расхожая мысль с утверждением: «Оттуда никто не возвращался» - ложь. Возвращались. Свидетельств тому множество, и не только в преданиях старины глубокой.

Верующий человек сознаёт свою телесную смертность и также страшится ее, но страх этот другого порядка, другого смысла. Как предстану пред Богом? С каким духовным грузом предстоит мне этот переход? С собой ведь забираются только духовные совершенства и духовные пакости. Что предстоит? Только оправдываться и надеяться на молитвы тех, кто не забудет нас на третий день после похорон, или все же наша жизнь земная «ходила пред Богом»?

Безгрешных нет, но одно дело - нанизывать грехи один на другой, приговаривая: «Кто без греха», а другое - покаянно плакать о них, смывать исповедью и Причастием.

Нужно обязательно объяснить, что человек, искренне раскаявшийся в соделанном грехе, Богом будет прощен

Тому, кто прожил много лет и уже сам понимает, что он стоит пред последней ступенькой земного жития, необходимо объяснить, что человек, раскаявшийся в соделанном грехе, Богом будет прощен, каким бы великим ни было согрешение. Это не значит, что, покаявшись в убийстве, мы можем с чистой душой пойти и убить еще кого-нибудь. Нет. Если мы так поступаем, то наше покаяние неискренно и оно вменится нам в осуждение, в то, что называется «хула на Духа Святаго».

Для того чтобы предстать пред Всевышним с душою «паче снега убеленной», необходима церковная жизнь, стремление к соблюдению заповедей Божиих и безусловное понимание своей греховности. При этих условиях наша кратковременная жизнь станет не только временем трудов, забот, неприятностей и болезней, но осознанным периодом подготовки к жизни будущей, вечной, а сама смерть перейдет в категорию успения.

Будем реально, по примеру Богородицы и наших святых небесных покровителей, стремиться к Творцу, и тогда, в скорое время, нас встретит не страшная костлявая старуха с косой, а светозарный ангел.

Смерть — неотъемлемая часть жизни, и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь, а отнюдь не обкрадываем ее. Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его.
Ирвин Ялом

Одно из самых серьезных испытаний, выпадающих на долю практически каждого человека - смерть родителей. В любом возрасте, и в детском и взрослом - это событие ключевым образом меняет дальнейшую жизнь. Поскольку с самим событием мы ничего сделать не можем, мы можем помочь себе подготовиться к тому, что придется пережить.

Итак, первое, что необходимо понять, как бы банально это ни звучало - люди смертны .
Жизнь конечна. Все мы «там будем». Осознание собственной конечности и смертности - сам по себе процесс тяжелый, но он дает уникальную возможность: жить. Жить со вкусом. Жить, ощущая проходящие дни с благодарностью за то, что они были. Ценить время, проведенное рядом с близкими людьми. Жить сегодняшним днем, а не планами на будущее, потому что будущее может не наступить - или наступить не таким, каким бы нам того хотелось.

Когда я была маленькой, мне очень не хотелось вставать из постели рано утром и идти в школу, и я, как могла, пыталась растянуть эти сладкие минуты теплой дремы. Один из найденных мной способов - считать про себя, и, доходя до 60, говорить себе: минута прошла. Такая минута получалась очень длинной. А две минуты превращались в целую вечность, которая, впрочем, всегда заканчивалась, но за это время я успевала проснуться окончательно, и вставать становилось уже легче. Почему-то этот способ не работал в другое время. Только когда было точно понятно, что то хорошее, что сейчас длится, скоро кончится. Хорошее время, которого, казалось, много впереди - растянуть не получалось, наоборот, хотелось его прожигать и транжирить на любые другие занятия.

Когда я выросла и получила психотерапевтическое образование, я поняла: именно в конечности приятного заключалась главная его сладость и потребность им наслаждаться максимально полным образом. Если ваши родители живы, наслаждайтесь временем, которое вам осталось. Если, глядя на них, вы помните, что его осталось конечное количество, вы удивитесь, как много мелочей вы способны простить, сколь многое окажется неважным и как вырастет качественно время вашего общения.

Спросите у них то, что всегда хотели - но как-то к слову не приходилось. Расспросите про ваше детство, про молодость ваших бабушек и дедушек - это будут истории, которые вы расскажете потом своим детям. Это будут истории, которые согреют ваше сердце, когда ваш совместный земной путь закончится - сожаления о том, что вы забыли спросить и не успели осуществить, делают и без того невыносимую тяжесть прощания еще тяжелее.

Второе, что стоит помнить: мы не несем ответственности за жизнь наших родителей . Наш дочерний и сыновний долг - важная часть нашего существования, но есть вещи, на которые мы не можем оказать влияния, как бы нам того ни хотелось. Детское «папа, я буду всегда слушаться, пожалуйста, не бросай нас!» - содержит под собой очень глубокие корни, уходящие в эволюцию рода человеческого: детеныш не может выжить без взрослой особи рядом, той, которая заботится о нем и защищает от внешних угроз. В детях природой заложено умение подстраиваться, адаптироваться под опекающих их взрослых.

Отсюда растет иллюзия, что если еще чуть-чуть «извернуться», можно будет повлиять на решение взрослого! На его любовь, на его отношение к жизни и к своему здоровью (особенно, если в качестве воспитательного метода применялось «не будешь вести себя хорошо - отдам милиционеру/бабе Яге/бабайке…). Что папа очень-очень хорошо ведущей себя девочки наверняка бросит пить водку каждый день, ведь не может же он не понимать, как ей будет без него плохо, если его не станет?..

Это - иллюзия.
И то, что мы не можем повлиять на жизнь наших родителей кардинальным образом, с одной стороны плохая новость, но с другой стороны - хорошая. Отсутствие ответственности за их жизнь дает нам возможность принимать их такими, какие они есть. С их достоинствами, недостатками, пороками и привычками, болезнями - и длительностью жизни.

Если я буду очень-очень хорошей дочерью, колени моей матери не станут болеть меньше. Они будут болеть меньше, если она начнет есть меньше сладкого и больше - овощей, потому что каждый грамм лишнего веса отдается в ее суставах. Но я не могу стоять у нее над душой и вынимать изо рта каждый кусок тортика, которым ей хочется себя порадовать. Это ее жизнь, ее колени и ее собственное право на тортик. И я принимаю это право. И принимаю мою маму с ее больными коленями, и когда она мне позвонит и опять на них пожалуется, я ей искренне посочувствую, а не буду рассказывать, что надо меньше тортиков лопать. Она знает об этом. Но, возможно, она считает, что без тортиков ее жизнь будет еще хуже, чем с больными коленями. И когда ее не станет, я не буду вспоминать, как я говорила «опять, небось, тортов наелась» и диктовала по телефону меню для похудания. Вместо того, чтобы говорить «я люблю тебя, мама, мне так жаль, что у тебя болят колени».

И третье, напоследок.
Мы все - дети наших родителей. Мы несем их ДНК, воспитание, их представления о добре и зле, морали и аморальности. Мы можем их любить за что-то, можем ненавидеть, можем одновременно любить и ненавидеть, но мы - их дети. В нас - их продолжение. Родителей не выбирают, но можно выбирать, как относиться ко всему тому, что нам от них досталось. Чем больше хорошего мы сможем сохранить в душе от них - тем легче нам будет жить после того, как их не станет. Потому что их часть - всегда останется с нами, до нашей собственной смерти.

- Болезнь может подойти к такой стадии, когда человек волей неволей задумывается о смерти. Нужно ли гнать от себя эти мысли? Если человек уже принял, что он умирает, и его близкие уже приняли то, что он умирает, не получается ли, что он перестает бороться?

Я считаю, что не нужно и не полезно гнать мысли о смерти - ни при здоровье, ни при болезни. Во-первых, когда человек принимает факт, что он стоит перед смертью (а все люди смертны…) - он будет жить не поверхностно, и оценивать то время, которое у него осталось, следовательно отношения с близкими могут стать искренними, без лжи. Во-вторых, когда человек принимает факт смерти, этим снижается тревога и до определенной степени страх смерти. Своим отношением к смерти он берет на себя ответственность, и этим он выбирает путь свободы, а не жертвы.

Сейчас он в состоянии готовиться душевно и духовно к своему переходу в вечность. Он может спокойно управлять завершением своих земных дел и внутренне развязать все узлы, которые мешают ему обрести душевный мир. Если человек сумеет таким образом работать над собой и смотреть в глаза предстоящей смерти, его физическое, душевное и духовное состояние улучшается. Когда человек принял этот факт, тем самым отношение с родственниками и близкими становятся настоящими, без всякой фальши. Они вместе могут жить в настоящем и радоваться тому, что время еще дано.

- Почему помнить о смерти полезно?

Потому что если мы не помним о смерти, мы будем жить поверхностно и в постоянном страхе. Для верующего, благодаря тому что Сам Христос умер на кресте и Воскрес, смерть является не концом, а успением и рождением в Жизнь. Ведь апостол Павел говорит о том, что если мы не верим в наше воскресение - тогда мы хуже всех.

Отец Иоанн Крестьянкин говорил про смерть: «Смерть - это сон, переход в другую жизнь. А житейские невзгоды - это экзамен на духовную зрелость. А то, что мы с момента рождения каждый день приближаемся к своему концу - это факт неоспоримый. Смерть же - это переход в тот мир, в который мы родились крещением».

У Владыки Антония Сурожского можно прочесть о том, что страдание, болезнь, или просто боль в жизни могут быть средствами приближения к Богу, ко Христу. Мы можем стремиться достичь того, о чем он говорил: «Станем же чистыми духом и душой, так, чтобы всякая душевная боль или страдание тела были плодом не смерти в нас, а нашим единством со Христом». Здесь, в России, так часто говорят про последний суд, что есть карающий Бог, который ждет тебя, и который будет тебя карать. Владыка Антоний Сурожский об этом никогда не говорил. Однажды я его спросила: «А почему Вы об этом не говорите?» Он просто ответил: «Такого Бога я не знаю». Он не говорил, что это не так, но «такого Бога я не знаю». И он где-то пишет, что после смерти будет встреча с нашим Спасителем, встреча с неизмеримой Любовью, и что Он нас встретит с болью о том, что мы целую жизнь прожили так бесплодно. Взгляд Христа на нас будет выражать только жалость и сострадание. И в этом, по мнению Владыки Антония Сурожского, и заключается ад. Именно в том, что мы сгорим от стыда за то, что мы знали Его любовь, что Он по любви умер за каждого из нас, и что так мало мы принесли плодов.

- Как и зачем готовиться к смерти?

Подготовка к смерти - это не подготовка к концу, это подготовка к Жизни, ко встрече с Христом, к переходу в вечность. Но болеть телом - всегда тяжело, и подготовиться к смерти - нелегкая задача.

Владыка Антоний считает, что надо начать готовить к смерти рано, раньше, чем когда человек уже стоит перед смертью, потому что, когда тело болеет, когда все трудно, когда сознание находится под влиянием лекарств, тогда сложнее готовиться к смерти. Принять смерть как неизбежный факт жизни, принять неизбежность нашего ухода крайне важно, потому что без этого мы не сможем прожить полноценно остаток своей жизни (и вообще жизнь), сколько бы нам ни оставалось - несколько десятилетий или дней.

- Можете привести примеры людей, которые правильно подготовились к смерти?

Я могу дать пример из жизни моей семьи. Сестра моя умерла от рака, неожиданно. Она жила в Голландии, была психиатром, была всегда здоровой. И вдруг обнаружилось, что температура повышена и не снижается. Оказалось, что рак кишечника, и уже метастазы в печени. Тогда врачи сказали, что ей осталось три месяца жить.

Она не была особенно верующим человеком, жила, как все живем. Тоска по Богу была, но глубоко в душе. Когда она узнала свой диагноз, она поняла, что это тоже связано с ее внутренними переживаниями и отрицательными эмоциями. Что меня поразило - ее решимость. Она мужественно, каждый день, закрывалась в своей комнате и три часа никому не была доступна. Просто молилась, или обдумывала, не знаю, что она точно делала, но она оставалась наедине с собой и как-то прорабатывала свою жизнь и то, что ей предстоит. И она до самой смерти так поступала, хотя боли были уже сильные.

Редко встречаешь человека, который принимает на себя ответственность за то, что происходит с ним. И в этом, конечно, заключается и покаяние. Она всегда мне говорила: «Я не раковая больная, я та, которая всегда была». Она отказалась быть жертвой, отказалась раствориться в своей болезни. Это крайне важно, потому что люди просто тонут в своей болезни вместо того, чтобы признать: «Да, есть серьезная проблема, да, есть неизлечимая болезнь, но я больше своей болезни». Она серьезно и сознательно готовилась к переходу, но жила полной жизнью в рамках своей болезни.

Перед смертью она крестилась в Православии. Когда она умирала (дома), я находилась в России (мне не дали визу, так что я не была рядом с ней). Я спросила у ее близких друзей, которые были рядом с ней: «как она умирала?». Они ответили: «Она сидела в кресле, потому что больно было, до трех-четырех утра, а потом стала очень мирной. И когда она умерла, мы все поразились, какая она была светлая. Когда выносили ее тело, то человек, который этим занимался, остановился и сказал: «Вот это да! Я никогда в жизни не видел умершего человека, который бы находился в таком покое и мире».

Я уверена, что молитва за нее тоже сыграла свою роль, конечно, но еще на то, как она уходила, влиял тот факт, что она имела мужество честно всмотреться в свою прошедшую жизнь, то есть проанализировать, что происходило, что было в ее душе было отрицательного, на кого она гневалась, какие остались в душе обиды, с той целью, чтобы пережив их до конца, быть в состоянии их сбросить и таким образом стяжать душевный мир. Когда мы в последний раз говорили с ней по телефону, она мне сказала: «Знаешь, когда стоишь перед лицом смерти, все меняется, и то, что было трудно принимать от близких, это все отпадает»…

Еще пример. Владимир много раз лежал у нас, он передвигался на коляске, у него был рак мочевого пузыря, и он никогда не мог лечь, потому что больно было. Но, передвигаясь в коляске, он познакомился со всем медперсоналом. В нем было много цинизма, но постепенно он стал более открытым. Он часто говорил мне: «Я так хотел бы, Фредерика, чтобы вы познакомились с моей женой, она такая хорошая». Я просила: «Ну, расскажите мне про свою жену». - «Она такая, она начальница школы, она часто не может здесь бывать, ведь она работает, но она ТАКАЯ хорошая», - говорил он. И я ответила: «Ну, когда-нибудь мы встретимся»…

Мы встретились с ней, когда он уже был при смерти. Он лежал в этот раз в постели, и его жена сидела рядом с ним. Он уже был почти без сознания. Он почувствовал ее боль оттого, что он уходит. У нее было глубокое чувство вины, потому что она так редко его навещала из-за занятости на работе. Она об этом говорила, и поэтому не сумела его отпустить. Я увидела, что он из небытия почти поднимался, чтобы утешить ее, потому что она - его любовь. Он не мог умереть, пока она не успокоилась. Тогда я ей сказала: «Вы знаете, бывает, когда люди не умеют отпустить своих близких, цепляясь за них, что они мешают им спокойно перейти в вечность.» Я сказала ей об этом перед тем, как уйти домой. Он умер рано утром на следующий день. Когда я с ней встретилась на похоронах, она мне сказала: «Вы знаете, Фредерика, когда вы мне об этом говорили, я сначала ничего не поняла, а потом ночью я поняла, что я его не отпускаю. И как только я могла от всего сердца сказать «Володя, я тебя отпускаю», - он закрыл глаза, боли стали меньше, и он вскоре после этого умер».

Мне кажется, это такое величие духа, когда человек, стоящий перед смертью, испытывая такие боли, так заботится о своей жене. Об этом можно прочесть у Виктора Франкла, который пишет из своего опыта в концлагере, что важно не думать о том, «зачем стоит жить», а наоборот - «что я могу ДАТЬ жизни, а не что я могу ВЗЯТЬ»?


 ( 7 голосов : 5 из 5 )

Смерть близкого человека – одно из самых тяжелых и серьезных испытаний, которые только могут произойти в жизни. Если вам пришлось столкнуться с этим несчастьем, то глупо советовать «взять себя в руки». Первое время будет непросто принять потерю, но у вас есть возможность не погружаться в свое состояние все глубже, и попытаться справиться со стрессом. Как показывает практика, невозможно в полной мере подготовиться к кончине дорогого человека, даже если он был болен, и такой исход уже был определен врачами. Подобная утрата обычно оборачивается серьезной эмоциональной встряской и депрессией. После этого скорбящий человек и сам может как бы «выпасть из жизни» на длительный срок.К сожалению, не существует быстрого способа выйти из подавленного состояния, спровоцированного смертью близкого человека, однако необходимо предпринять меры для того, чтобы это несчастье не вылилось для вас в тяжелейшую форму депрессии. Как правило, после смерти близкого родственника или друга, люди начинают испытывать вину, чувствуя, что не сделали для умершего все то хорошее, чего он заслуживал. В голове прокручивается множество мыслей, связанных с умершим человеком, что вызывает общую подавленность.

4 стадии горя

1. Шок и потрясение. У некоторых этот этап может продлиться несколько минут, а кто-то погружается в подобное состояние на долгие дни. Человек не может до конца осознать произошедшее, он будто в «замороженном» состоянии. Со стороны даже может показаться, что трагическое происшествие не произвело на него особого влияния, но на самом деле он просто находится в глубочайшем шоке.2. Непринятие и полное отрицание, депрессия. Человек не желает принимать случившееся и думать о том, что будет дальше. Осознание того, что жизнь больше никогда не станет прежней, кажется ему ужасным, и он всячески старается забыться, только бы не думать о том, что случилось. Со стороны может показаться, что человек будто оцепенел. Все разговоры об утрате он либо избегает, либо не поддерживает. Впрочем, бывает другая крайность – повышенная суетливость. Во втором случае скорбящий активно начинает заниматься какими-либо делами – перебиранием вещей скончавшегося, выяснением всех обстоятельств трагедии, организацией похорон и прочим. В итоге рано или поздно приходит понимание того, что жизнь кардинально изменилась, что приводит к стрессу, а потом – и к депрессии.3. Осознание потери. В полной мере приходит осознание того, что произошло. Это может случиться совершенно внезапно. Например, человек непроизвольно тянется за телефоном, чтобы позвонить родственнику или другу, и вдруг понимает, почему это больше невозможно. Также осознание может прийти и постепенно. Миновав стадию отрицания, человек начинает прокручивать в голове множество событий, связанных с усопшим.Эта стадия может сопровождаться вспышками гнева и обиды. Происходящее кажется несправедливым и кошмарным, и осознание непоправимости положения злит и тревожит. Обдумываются многие варианты, при которых исход мог оказаться иным. Человек начинает злиться на себя же, считая, что в его силах было не допустить несчастья. Также он отталкивает других людей, становясь раздражительным и подавленным. 4. Принятие и оплакивание. Обычно эта стадия наступает через несколько месяцев. В особо сложных случаях ситуация может затянуться. Пройдя самые острые стадии горя, человек начинает смиряться с тем, что случилось. Его жизнь некоторое время уже течет по другому направлению, и он начинает привыкать к этому, понемногу «перестроившись». Воспоминания об умершем вызывают у него грусть, и периодически он оплакивает дорогого человека.

Пытаясь помочь ближнему легче перенести утрату, многие пытаются найти способ полностью его отвлечь от случившегося, избегая разговоров на эту тему. Но это не всегда правильно. Ознакомьтесь с общими рекомендациями относительно помощи в таких ситуациях.Не игнорируйте разговоры об усопшем Если с момента трагедии прошло менее полугода, то вы должны понимать, что мысли вашего друга или родственника чаще всего крутятся именно вокруг нее. Иногда ему очень важно выговориться, а порою – и выплакаться. Не отгораживайтесь от этих эмоций, не заставляйте человека подавлять их в себе, оставаясь наедине с переживаниями. Конечно, если прошло уже очень много времени, а все разговоры сводятся к умершему, то тогда их следует дозировать.Отвлеките скорбящего от его горя Первое время скорбящего ничем не заинтересовать – ему будет нужна от вас лишь моральная поддержка. Однако по прошествии нескольких недель стоит периодически придавать мыслям человека другое направление. Настойчиво приглашайте его в интересные места, записывайтесь вместе на увлекательные курсы и тому подобное.Переключите внимание страдающего Зачастую люди в некоторой мере отвлекаются от произошедших событий, осознав, что их помощь нужна кому-то еще. Покажите скорбящему, что нуждаетесь в нем в той или иной ситуации. Также значительно ускорить процесс выхода из депрессии может забота о домашнем питомце. Если вы видите, что у человека много свободного времени, следствием чего становится погруженность в свои переживания, то подарите ему щенка или котенка, или просто отдайте «временно» на передержку, сказав, что его пока некуда пристроить. Со временем он и сам не захочет отказываться от нового друга.

1. Не отказывайтесь от помощи близких Не отталкивайте людей, которые стремятся поддержать вас в вашем горе. Делитесь с ними своими переживаниями, интересуйтесь их жизнью – общение поможет вам не терять связь с внешним миром и не погружаться в свое состояние.

2. Ухаживайте и заботьтесь о себе Многие люди, переживающие боль утраты, махают рукой на свой внешний вид и в целом – на какую либо заботу о себе. И все же, это тот необходимый минимум, о котором вам не следует забывать – помывка головы, купание, чистка зубов, стирка вещей. Это же относится к приему пищи. Понятно, что вам сейчас ничего этого не нужно, и все ваши мысли заняты другим, но все же не игнорируйте свои потребности.3. Напишите письмо ушедшему из жизни человеку Наверняка, вы полагаете, что многого не успели сказать близкому человеку, во многом не признались. Выплесните все несказанное на бумагу. Напишите, как вам не хватает этого человека, что бы вы сделали, если бы он был рядом, о чем жалеете и прочее.4. Не подавляйте эмоции Возможно, вам кажется, что если вы всячески будет подавлять внешние проявления горя, то таким образом быстрее справитесь с навалившимся несчастьем. Тем не менее, вы просто «запираете» свои эмоции и переживания, не даете им вырваться на свободу. Лучше выплачьте свое горе – так вам будет легче.5. Попытайтесь отвлечься Конечно, сейчас для вас не существует ничего важнее вашей утраты, однако не забывайте, что ваша жизнь продолжается, как и жизни тех, кто вам дорог. Несомненно, многие из них тоже переживают не лучшие времена и нуждаются в вашей поддержке. Общайтесь с родными людьми, вместе вам будет легче пережить эту боль.6. Помощь психолога Некоторым очень сложно смириться с новым положением самостоятельно. Если вы понимаете, что ситуация ухудшается и ваша депрессия затянулась, запишитесь на прием к психологу – он посоветует вам, как справиться с горечью утраты.

Как принять уход родственника в мир иной

1. Примите неизбежность происходящего. Конечно, вы понимаете, что довольно мало животных отличаются сроком жизни, соизмеримым с человеческим. Если ваш кот, пес или иное домашнее животное тяжело болеет или пребывают в преклонном возрасте, непременно посоветуйтесь с врачом, который вам расскажет, как можно, улучшить жизнь питомца. Также поинтересуйтесь, страдает ваш четвероногий друг и как ему можно помочь в его положении.2. Делайте фото на память. Первое время после смерти кота или собаки, вам будет нелегко рассматривать это фото, но пройдет какое-то время, и изображение любимого питомца, а также воспоминания о нем смогут вызвать улыбку на вашем лице. 3. Чаще будьте рядом. Балуйте животное, позволяйте ему шалости, кормите любимыми продуктами, заботьтесь о нем, чаще гладьте. Сделайте так, чтобы он был счастлив и находился в максимально комфортных для себя ситуациях. Расскажите другим членам семьи о том, что вскоре может произойти – подготовьте их, и дайте им аналогичную возможность насладиться «общением» с питомцем.4. После смерти. Неважно, какой была смерть – предсказуемой или внезапной – справиться с этим одинаково непросто.
    Не держите в себе эмоции и давайте волю эмоциям так часто, как вам того требуется. Это естественная реакция человека на трату связи с дорогим существом. Поделитесь своими переживаниями с близкими людьми – наверняка, они захотят подержать вас.Это большое испытание для всех членов семьи – возможно, кто-то из них нуждается в вашей поддержке.Многие хозяева испытывают чувство вины после смерти питомца, если она произошла преждевременно. Не корите себя или близкого человека в случившемся.Расскажите о своих переживаниях людям, которые вам дороги. Наверняка, им захочется поддержать вас, и так вы легче перенесете утрату.Помогите другим страждущим животным. Несомненно, в вашем городе имеется не единственный приют, да и в целом на улицах немало зверья, нуждающегося в защите. Не исключено, что в итоге вы привяжитесь к одному из них и захотите привести в свой дом. Несомненно, он никогда не заменит вам вашего любимого четвероногого друга, однако вы сможете спасти животное от невзгод и обрести еще одного товарища среди «братьев наших меньших».

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СМЕРТИ = Мы все умрём. Мы можем умереть через месяц, а можем прожить ещё пятьдесят лет; но каждый из нас умрёт (Евр. 9:27). [За одним исключением: те, кто будет жить при возвращении Христа, не умрут, но изменятся (1 Кор. 15:51)]. Коэффициент смертности у рода человеческого - 100 процентов! Поэтому мысли о смерти любимого человека должны побудить нас подумать о подготовке к собственной смерти. Учитывая неизбежность конца земной жизни, это не только облегчит нам задачу помощи умирающим, но и поможет самим быть готовыми. Так как смерть неизбежна, то что можно сделать, чтобы подготовиться к её приходу, и как побудить других подготовиться к ней? МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ С практической точки зрения, принимая во внимание тот факт, что все рано или поздно умрут, ответственные взрослые, возможно, захотят позаботиться о некоторых вещах. (1) Человек может написать «последнюю волю и завещание», где распорядится относительно того, кто получит его имущество после его смерти. (2) Кто-то может также подготовить «завещание о жизни» - завещание, указывающее, какое медицинское обслуживание его составитель хотел бы или не хотел бы получать в случае серьезной болезни или недееспособности. (3) Родителям, имеющим на своём иждивении несовершеннолетних детей, следует указать в своём завещании, кто и как должен позаботиться об их детях в случае смерти их обоих. (4) Хорошо, если человек - вместе со своим супругом - заранее позаботится о погребении. (5) Человек может также высказать свои предпочтения относительно похорон или поминальной службы. Так как умирающие часто думают о материальной или финансовой подготовке к смерти, то начать подобное планирование следует как можно раньше в жизни. Каждый кормилец семьи должен оставить распоряжение относительно того, как будет жить его семья в случае потери им дееспособности или в случае смерти. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ Помимо финансовых приготовлений, связанных со смертью, неизлечимо больной человек должен подготовиться к концу жизни психологически и эмоционально. Люди инстинктивно борются за жизнь. Воля к жизни настолько сильна, что многие, от которых отказались врачи, отказываются умирать! Тем не менее, когда всё-таки наступает конец, каждому из нас приходится смиряться с тем фактом, что мы тоже пойдём путём всякой плоти. Возможно, нам будет легче, если мы будем знать, что процесс умирания, как и процесс горя, состоит из нескольких этапов. Может быть, стоит познакомиться с этапами процесса умирания - и когда мы боремся за жизнь, и тогда, когда готовимся умереть. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ Человек, который знает, что умирает, должен, по мере возможности, уладить незавершённые дела, связанные с другими людьми - с обществом и со своей семьёй. Возможно, он пожелает попрощаться с друзьями и членами семьи. Прекративший с кем-либо общение - из-за чувства вины за совершённый проступок или из-за обиды на другого человека - должен постараться примириться с ними. С библейской точки зрения, не имеет значения, считает ли человек, что он согрешил против кого-либо или что другой согрешил против него: он должен пойти к тому человеку и попытаться примириться (См. Мф. 5:23, 24; 18:15–17; Иак. 5:16). Простить или получить прощение (Кол. 3:13) - значит обрести покой самому и утешить тех, кто остаётся жить. ДУХОВНЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ Самое важное, что должен сделать человек перед смертью, - это подготовиться духовно. Библия учит, что каждый человек после смерти предстанет перед судом (Евр. 9:27). На этом суде будет определена его судьба в вечности в зависимости от того, как он жил (Мф. 25:31–46; 2 Кор. 5:10), и, в частности, тем, был он или не был спасён Иисусом Христом (Отк. 7:14). Каждый судимый либо получит жизнь вечную, либо будет приговорён к вечному осуждению (Мф. 25:46). Для умирающего практически не остаётся времени для приготовления. Он должен принять меры к тому, чтобы быть готовым предстать перед судом, приняв приглашение Господа о спасении. Если вы ухаживаете за умирающим, то у вас появляется возможность помочь ему «приготов[иться] встретить Бога» (Ам. 4:12). В этом деле нужно быть очень осторожным и тактичным. Никто не подскажет вам, как начать разговор с человеком, чья смерть неминуема, но постараться надо. Умирающий может быть особенно восприимчив к истине. Если вы сможете помочь ему стать христианином, это будет для него величайший дар надежды. Тогда смерть он сможет встретить с таким же отношением, как у Павла: «Ибо для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение» (Фил. 1:21). Он будет знать, что у него, как и у Павла, есть «венец правды, который даст… Господь, праведный Судия, в день оный… и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:8; см. также Отк. 2:10). Если вы сами стоите на пороге смерти (в конце концов, мы все умрём), то вам следует подумать, что вам необходимо сделать, чтобы подготовиться к своему неизбежному путешествию в место успокоения. Если вы склонны думать: «Я не собираюсь умирать; я проживу ещё много лет», то вам следует вспомнить человека, которого Бог назвал «безумным» (Лк. 12:20). Тот человек сказал себе: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Однако Бог сказал: «В эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20). Можете ли вы гарантировать, что сегодня же у вас не возьмут душу вашу? Смерть неизбежна, и она может прийти внезапно и неожиданно. Поэтому вы должны духовно готовиться к смерти уже сейчас. Библия учит, что мы всегда должны быть готовы ко второму пришествию Христа, которое может произойти в любой момент (см., например, Мф. 25:13). По той же причине мы всегда должны быть готовы к смерти. Как можно духовно подготовиться к смерти? Стать христианином, поверив в то, что Христос есть Сын Божий (Ин. 3:16), покаявшись в своих грехах (Деян. 17:30), исповедав веру в Христа (Рим. 10:9, 10) и крестившись для прощения грехов (Деян. 2:38). Христианам, которые отошли от Господа, необходимо вернуться к своей первой любви, покаявшись в грехах (Деян. 8:22), исповедовав свои грехи (1 Ин. 1:9) и помолясь Богу о прощении (Деян. 8:22; Иак. 5:16). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Не следует отправляться в путешествие, не подготовившись. Мы все совершаем путешествие по жизни, которое закончится смертью, если только Христос не вернётся раньше. Мысли о месте нашего вечного пребывания должны побудить нас готовиться тщательнейшим образом. Если ваш близкий страдает от неизлечимой болезни, то вам следует воодушевить его подготовиться к смерти. Однако не менее важно, чтобы и вы сами были готовы к своему суду. Конечно, чтобы начать приготовления, не следует ждать, когда смерть нависнет над вами. Вы должны жить так, чтобы всегда быть готовым покинуть этот мир.