Читает намаз и есть. Правильный намаз - как правильно (совершать) делать намаз

Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?

Согласно одному из хадисов, намаз – это первое, за что будет спрошено в Судный день и, если с ним всё будет хорошо, если человек исправно и своевременно совершал его, то допрос по всем остальным статьям будет лёгким и он, коли угодно Аллаху, попадёт в Рай. В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что намаз - есть отличие верующего от неверующего. В общем, хадисов, повествующих о важности и обязательности намаза, очень много, разумному человеку достаточно сказанного, чтобы осознать, сколь велика значимость обязательной молитвы. Поэтому, прежде всего, Вам необходимо взять себя в руки и не откладывать начало совершения и возмещения молитвы. Дайте себе слово, что Вы, что бы ни случилось, не оставите намаз, попробуйте исправно совершать его хотя бы 40 дней. Если в Вашем кругу есть соблюдающие друзья, договоритесь с ними о том, чтобы вместе ходить в мечеть для совершения намаза, так Вы, больше времени проводя с друзьями, укрепите с ними отношения и не пропустите молитву.

Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.

Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?

Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.

У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?

Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.

Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?

К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.

Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?

Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!

Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?

Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.

Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?

Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.

Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.

Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?

В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:

Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.

Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы – джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».

У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?

Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.

В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?

Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.

После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?

Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.

Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?

Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.

Можно ли делать намаз во время азана?

Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.

Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?

Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.

Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?

Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.

Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?

В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).

Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?

После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1. Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и время всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!

Как мы знаем для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Но существует время, когда намаз делать – макрух (нежелательно). Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный - нельзя.

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) говорит: «Расулюллах ﷺ запретил нам читать намаз или хоронить своих мёртвых (т.е. читать намаз джаназа) в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом полностью, во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату, и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью» (Муслим)

В следующие периоды намаз ничать нельзя
1) Восход солнца, 2) заход солнца, 3) зенит.

Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.

1. С рассвета до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте.

В это время совершается утренний намаз, состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака"ата (перед обязательной) утренней молитвой".

После рассвета, кроме двух рака‘атов утреннего сунната, читать другой суннат или нафль намаз является макрухом. Несмотря на стремление и желание читать намаз, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета читал только два рака‘ата суннат намаза, кроме этого никакой другой суннат или нафль намаз он не читал.
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт от своей сестры Уммуль муэминин Хафсы (радиаллаху ‘анха), что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после рассвета не совершал никаких дополнительных (ни суннат, ни нафль) намазов, кроме двух лёгких рака‘атов сунната. (Бухари, Муслим)

В хадисе Абу Саид Худри радыяллаху анху, рассказывает что Посланник Аллахаﷺ сказал: "Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после "асра (предвечерняя молитва), пока солнце полностью не зайдет" . После восхода солнца ½ часа. Если человек читал фаджр и в это время появилось солнце, то его намаз портится (в ханафитском мазхабе) и намаз нужно перчитывать как пропущенный (када).

2. Когда солнце находится в зените

В то время, когда солнце находится в зените как было ранее напизана в хадисе от ‘Укба ибн ‘Амир радиаллаху ‘анху "...во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату... "

3. Во время захода солнца.

За полчаса до захода солнца, когда солнце покраснело, ничего читать нельзя, кроме "аср (послеполуденного, икенде) намаза этого дня, в том числе каза "асра предыдущего дня. После прочтения "аср намаза вплоть до захода солнца. Абу Са‘ид Худри (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Нет намаза после утреннего намаза, пока солнце не поднимется полностью, и нет намаза после ‘асра, пока солнце полностью не зайдет» . (Бухари, Муслим). Если кто начал читать намаз "аср и успел выполнить хоть один ракаат и солнце начал заходить то он должен дочитать намаз т.е. намаз не нарушается.

4. После захода солнца

Не разрешается читать нафль намаз после захода солнца перед магриб намазом, потому что это становится причиной откладывания магриб намаза, когда его велено читать пораньше. Абу Аюб Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах ﷺ сказал: «Моя община всегда будет во благах (или сказал, будет в присущем им от рождения состоянии, (то есть в исламе)), до тех пор, пока они не будут откладывать магриб намаз» . (Абу Дауд, Ибн Маджа).

5. Во время хутбы

Во время хутбы тоже не разрешается читать намаз. Когда имам выходит на минбар для хутбы (любой), надо внимательно слушать хутбу.
В хадисе, который передал Сальман Фарси (радиаллаху ‘анху) сказано: «Потом совершит предписанный намаз, и пусть молчит, когда имам читает хутбу» . (Бухари). В другом хадисе Урва ибн Зубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт: «Не разрешается читать никакой намаз после того, как имам сел на минбар» . («Мусаннаф ибн Аби Шейба»)
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Когда кто-нибудь из вас войдёт в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» . (ат-Табрани в «Му‘джимуль кабир», «Маджма‘уз заваид»).

Начинается от момента появления рассвета и длится до начала восхода солнца. Утренний намаз состоит из четырёх ракаатов, два из которых - сунна и два - фард. Сначала исполняется 2 ракаата сунна, потом 2 ракаата - фард.

Сунна утреннего намаза

Первый ракаат

"Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 ракаата сунны утреннего (Фаджр или Субх) намаза" . (рис. 1)
Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей (женщины поднимают руки на уровне груди) и произнесите "Аллаху акбар"
, затем и (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" "Самигаллаху-лимян-хамидах" после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)После говорите "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" "Аллаху акбар"

И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)

Второй ракаат

Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)После говорите "Аллаху акбар" , исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)

И снова словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" . Затем читаете Салават "Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммяд, кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид" Затем читаете ду"а Раббана. (рис. 5)

Произнесите приветствие: с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого. (рис. 7)

На этом намаз завершен.

Затем читаем два рака‘ата фарда. Фард утреннего намаза. В принципе фард и сунна намаз друг от друга ни чем не отличается, меняется только намерение что совершаете фард намаз и для мужчин а так же тем кто стал имамов в намазе нужно читать в слух суры и такбиры "Аллаху акбар" .

Фард утреннего намаза

Фард утреннего намаза в принципе ни чем не отличается от сунны намаза, меняется только намерение, что совершаете фард намаз и для мужчин а так же тех кто стал имамом в намазе нужно читать суру аль-Фатиха и короткую суру, такбиры "Аллаху акбар" , некоторые зикры вслух.

Первый ракаат

Стоя, делаете намерение (ният) совершить намаз:"Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 ракаата утреннего (Фаджр или Субх) фард намаз" . (рис. 1)Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей (женщины поднимают руки на уровне груди) и произнесите "Аллаху акбар" , затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка (женщины ставят руки на уровне груди). (рис. 2)
Стоя в таком положении читайте ду`а Сана "Субхаанакя аллаахумма ва бихамдика, ва табааракясмука, ва та‘аляя джаддука, ва ляя иляяхэ гайрукь" , затем "Аузу билляхи минашшайтаанир-раджим" и "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" после читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Кяусар "Инна а"тайнакя ль Кяусар. фасалли ли Раббика уанхар. инна шани акя hува ль-абтар" "Амин" произносится про себя)(рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)
После говорите "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар"

И снова словами "Аллаху акбар" "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда на второй ракаат. (рис. 6)

Второй ракаат

Говорите "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим" затем читаете суру аль-Фатиха "Альхамдy лилляхи раббиль "алямин. Аррахмаанир-рахим. Маалики яумиддин. Иййякя на"бyдy ва ийякя наста"ыйн. Ихдина с-сырааталь мyстэкыйм. Сырааталлязина ан"амта "алейхим гайриль магдуби "алейхим валяд-дааааллиин. Аамин!" после суры аль-Фатиха читаем еще одну короткую суру или один длинный аят например сура аль-Ихлас "Къуль хува Аллааху Ахад. Аллааху с-съамад. Лям йалид ва лям йууляд. Ва лям йакулляхуу куфуван ахад" (Суру аль-Фатиха и короткую суру имам, а так же мужчины читают вслух, "Амин" произносится про себя) (рис. 3)

Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне говорите: "Субхана-Раббияль-"азыйм" - 3 раза. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах" (имам, а так же мужчины читают вслух) после говорите "Раббана уа лякаль хамд" (рис. 4)
После говорите "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух), исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После этого со словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение выдержав в этом положении паузу 2-3 секунды (рис. 5)
И снова словами "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) снова опуститесь в сажда и снова произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля" - 3 раза. После произносите "Аллаху акбар" (имам, а так же мужчины читают вслух) поднимитесь с сажда в сидячее положение и читаете дуга Аттахият "Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх" . Затем читаете Салават "Аллахума салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад,кяма салляйта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид. Аллахума, барик аля Мухаммядин ва аля али Мухаммяд, кяма баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахима, иннакя Хамидум-Маджид" Затем читаете ду"а Раббана "Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанат ва кына ‘азабан-нар" . (рис. 5)

Произнесите приветствие: "Ассаляму галейкум уа рахматуллах" (имам, а так же мужчины читают вслух) с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого. (рис. 7)

Поднимаете руку для совершения ду"а "Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам" На этом намаз завершен.

Очень многие люди, родившиеся в мусульманской семье и придерживающиеся религии ислама, не умеют или неправильно совершают такое религиозное действо, как намаз. Некоторые оправдывают себя тем, что много работы, учебы, дел по дому, поэтому им некогда читать Коран по правилам и совершать молитву. Многие мусульмане откладывают свое самообразование в религиозной сфере "на завтра", но по факту, все это является лишь отговорками для самого же себя.

Истинно верующие мусульмане считают, что подобные мысли неверны, так как никто не застрахован от несчастного случая, и завтрашний день просто может не наступить, а значит, не практикующий мусульманин запросто не попадет в Рай. Молитва не займет много времени, особенно если выполнять ее правильно, а также она станет основным препятствием между человеком и шайтаном, она очищает сердце и мысли. В Сутре аль-Анкабут аят 45 говорится: "Воистину, намаз освобождает от мерзости и греха". "Но разве не упоминание Аллаха утешает сердце?" (сура 28).

Что такое намаз?

Давайте разберемся не только с тем, как читать намаз, но и что это такое. Итак, правильным определением данного понятия будет - главный вид поклонения Богу (в исламской религии это Аллах). Он является одним из пяти столпов религии и занимает очень важное место в жизни мусульман, потому что каждый день пять раз они должны совершать молитву.

Перед началом чтения намаза в правильном виде, стоит разобраться в его прямом значении. Слово "намаз" значит "молитва" или "место для молитвы". Данное определение популярно среди тюркоязычных мусульман, так как арабы вместо слова "молитва" говорят - "салят". А в Коране имеется высказывание Всевышнего: "Делайте намаз, платите сакят, и держитесь за Аллаха."

Особенности чтения намаза

О том, как правильно читать намаз, учат не только в специальных религиозных школах - можно получить советы непосредственно в самой мечети. У каждой молитвы имеются свои особые черты. Всего их пять - это значит, что пять раз в день все мусульмане, исповедующие ислам, должны останавливать свою жизнедеятельность и прочитывать определенную молитву, предназначенную именно для этого часа.

Чтобы читать намаз правильно, нужно знать не только верное время, но и какое количество циклов стоит совершить в этот раз. Главной его частью является ракаат или цикл, который состоит из специальных действий, во время которых произносятся определенные суры и дуа. Чтобы правильно читать намаз, необходимо следовать правильному порядку в чтении сур и дуа, они следуют друг за другом в том виде, как указал на это Аллах.

Практика чтения намаза

В мусульманском мире имеется четыре богословско-правовых школьных учреждения, называемых мазхабах. Как правильно читать намаз по канонам той или иной школы, проговаривается на специальных уроках. Данные отличия показывают разную интерпретацию раскрытия всего божьего пророчества, которое взаимообогащает и наполняет молящегося особой любовью просвещения. Плюс ко всему, чтение всегда происходит в определенное время. Во сколько читают намаз в том или ином регионе планеты, необходимо уточнять в мечети (обычно там висит расписание всех намазов на данный день).

В Российской Федерации наибольшее распространение получили две школы - имама Нумана ибн Сабита Абу Ханифы и имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи. В повседневной практике читать намаз для мужчин и для женщин можно используя знания одного мазхаба, но в трудных жизненных ситуациях разрешается прибегать к ритуалам одной из других суннитских религиозных школ.

Основные термины, которые должны знать мусульмане

Можно ли читать намаз, не зная значений всех используемых терминов? Согласно всем мусульманским канонам, определенно не стоит этого делать, так как можно не верно выбрать то или иное пояснение и в религиозном плане навредить своей практике. Так, существуют ряд основных терминов, которые помогут всем новоиспеченных мусульманам понять, как правильно читать намаз для начинающих:

  1. Салят. Слово находится в единственном числе, если необходимо сказать данный термин во множественном числе, то правильно будет произнести - салават. По лексическим нормам данное слово обозначает дуа, а в религиозной форме - это момент, когда верующий произносит молитву по всем необходимым канонам, которая содержит руконы и зикры. Салят считается одним из исламских столпов. Также под салятом понимают дуа в честь пророка, прямой перевод которого звучит так: "Благослови и поприветствуй пророка Мухаммада и всю его семью". Данный дуа произносят в качестве просьбы, вопрошая Аллаху, чтобы он удостоился почета во всем мире и в жизни вечной. Это показывает привязанность молящегося к посланнику и поддержание его пути в виде уважения к его словам.
  2. Такбир переводится с религиозного языка, как "произнести слово".
  3. Кыйам - "стоять на ногах".
  4. Кыраат значит - "читать какую-либо часть Корана".
  5. Руку переводится, как "наклон" в лексическом обозначении. А в религиозной части мусульманства это поклон, который совершают верующие после чтения священной книги.
  6. Кавма - это действие, при котором выпрямляется рука и пребывает в таком положении в течение времени произнесения определенных слов из Корана.
  7. Саджа объясняет, как правильно читать намаз мужчинам и женщинам при земном поклонении. В ходе этого действия часть лица прикладывается к полу, земле. Эта процедура возвеличивает силу Всевышнего.
  8. Садждатайн - это то же самое, что саджа, только земной поклон повторяется два раза не прерывно. Иногда в объяснениях, которые поясняют, как читать намаз, фигурирует слово "суджут", что также обозначает земной поклон.
  9. Джальса - имеет значение действия "сидеть" в период совершения земных поклонов. Выглядит это следующим образом - делается один земной поклон, далее молящийся выпрямляется в сидячую позу и произносит определенные слова: "Слава моему высочайшему Господу!".
  10. Када - сидячая поза при чтении ташаххуды или приветствия. Каду совершают после исполнения двух ракаатов намаза, а слова приветствия звучат следующие: "Приветствие Аллаху, все молитвы и лучшие слова, мир тебе, о Пророк, милость Аллаха, Его благословение, мира нам его праведным рабам. Я свидетельствую, что нет никого кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммед его посланник и пророк".
  11. Ракаат это часть намаза, в которой слова и действия образуют полноценную молитву. Например, кыйам, руку и двукратные саджа являются одним ракаатом. Два ракаата включают по два кыйама, два двукратных саджда и два наклона - руку. Как читать намаз, который состоит из четырех ракаатов? Об этом будет сказано ниже. Первый ракаат называется кадау-уля, второй ракаат во время сидения - кадау-ахыра. Следующие три и четыре ракаата соответственно будут включать увеличенное количество раз вышеуказанных ритуальных действий.
  12. Шаф, или пара - это отдельное название для двух ракаатов, сотсавляющих намаз. Что бы понять, как правильно читать намаз, стоит знать различие между терминами "шафу-авваль", применяемый для определения первых двух ракаатов и "шафу-сани" - для двух следующих. При трехкратном ракаате третий также будет называться "шафу-сани".

Правильность выполнения

Считается, что именно по тому, как мусульманин исполняет предписания Аллаха - читает намаз, будет высказываться суждение о делах человека. В аль-Аусат 2/13 говорится, что в судный день Воскрешения Аллах будет рассматривать только усердие, с которым человек подходил к молитве ему, и если оно было достаточным, то и вся его деятельность будет определена, как хорошая, а если молитва окажется неверной и выяснится, что она произносилась без настоящей безусловной веры, то и деяния его будут негодны. "Так неужели нельзя научиться тому, как правильно читать намаз женщинам и мужчинам, чтобы не гневить Всевышнего?" - спрашивают верующие мусульмане.

Самым простым способом выработать привычку ежедневной молитвы - это посещать мечеть и внимательно следить за прихожанами. Но как научиться читать намаз если большинство сур произносится полушепотом? Для этого можно обратиться к нашим современным технологиям и посмотреть видео на интернет-порталах, помогающих мусульманам освоить правильность произношения молитв. Пожалуй, данный вариант подойдет для укоренения регулярного чтения намаза как женщинам, так и мужчинам.

Видеоуроки

К сожалению, не у всех имеется возможность в точное время приходить после азана на молитву из-за наличия ежедневной работы, поэтому возникает другой вопрос: "Можно ли читать намаз без посещения мечети?". В таких случаях стоит обратиться за помощью к видеоурокам. Этот вариант прекрасно подходит и к более стеснительным особам: которые выучили все правила совершения намаза, но пока не обладают полной уверенностью в своих действиях и произношении.

Мир не стоит на месте, и в мусульманской среде давно появились удобные и комфортные уроки религии, которые можно просматривать в любое время. Это прекрасный вариант для начинающих мужчин. Как читать намаз по видео, спросите вы? Очень просто, необходимо только правильно повторять произношение. Ведь зачастую с помощью кириллицы невозможно передать точные звуки из арабского. На самом деле учиться, используя видео, намного проще, чем посещать мечеть и пытаться усвоить то, чего никогда не знал. Так, например, в любой момент видео можно остановить и перепроверить правильность своей речи или выписывать себе подсказки по правильному произношению.

С чего начать?

В итоге, как правильно читать намаз для начинающих? Необходимо хорошо выучить, как совершаются Гусль и Вуду, не менее трех не очень длинных сур из Корана, а также суру Фатиха, ну и конечно иметь понятие и знание тех слов и дуа, которые должны произноситься в намазе. Немаловажно будет запомнить в какое время читают намаз. Помимо всего нужно знать сам принцип совершения молитвы.

Не стоит отчаиваться на первых порах, совершая ошибки, это не значит, что намаз не будет засчитан, ведь надежда на прощение Аллаха всегда остается в наших сердцах, особенно когда молитвы произносятся от всего сердца. Чтение намаза как для начинающей женщины, так и для мужчины может быть выполнено по нескольким схемам. Например, существуют двух-, трех-, четырехракаатные намазы, где один ракаат - это один поясной поклон и два саджа или земные поклоны.

Что такое Гусль?

Перед тем как войти в Божью, обитель всем мусульманам следует совершить специальное омовение. Омовения бывают двух видов: полное и малое. Оно совершается перед любой молитвой даже в раннее время, если на улице холодно (в мечетях места для омовения по большей части находятся на открытом воздухе) и читается утренний намаз.

Полное называется Гусль, еще его определяют как религиозное очищение. Из определения можно понять, что омываются не только руки и ноги, но и все тело полностью. Чаще всего Гусль совершают после осквернения тела (сюда приписывается и болезнь, и долгий путь).

Для Гусля в первую очередь нужно выразить само намерение очиститься, оно должно идти из сердца. После произносится Божье имя "Бисмиллях" и далее по очереди моются отдельные части тела: руки, половые органы, трехкратное омовение тела, начинающееся с головы. Все действия в омовении происходят сначала с правой стороны, а потом с левой, например, правое плечо - левое плечо. Помимо всего в полное омовение включается очистка ротовой полости и носа, промыв пупочной зоны и всей зоны, где имеются волосы. Для женщин допускается простой полив воды на голову, если мытье всех волос на данный момент затруднительно. Но вода обязательно должна дойти до корней, а после мокрой рукой провести по всей длине волос и снять с них осквернение.

Во время проведения Гусля читать любые молитвы запрещено. Бывают случаи, когда вода у человека имеется в ограниченном количестве, тогда осуществляется омовение только всего тела, без полоскания рта и носа. Некоторые религиозные деятели полагают, что Гусль включает в себя и малое омовение, грубо говоря, оно является его заменой. И это работает, даже если мусульманин не определил для себя намерение сделать полное очищение, вместо частичного. Однако если во время Гусль было произведено осквернение, например, грязная вода стекала под ноги и стоя в этой же воде человек произвел омовение ступней, то начинать полное заново нет необходимости, однако следует провести Вуду.

Итак, в целом Гусль состоит из одиннадцати фарзов (ступеней) - полоскание рта, прочищение носа, омывание тела, половых органов, лица, в частности часть под бровью, если имеются усы и борода, то промыть кожу под ними, пупка, всего волосяного покрова и другое. То есть все вышеперечисленное сводится к мытью тела, но что же может нарушить или осквернить данную процедуру?

В исламе имеется несколько серьезных причин, и если вдруг случилась одна из них, то следует сделать полное омовение (в случае совершения Вуду) перед началом любой молитвы.

Что является осквернением тела:

  • Интимная близость или поллюция, то есть выход семени без полового акта (сюда же входит мастурбация, хотя она в целом запрещена исламом, или любое прикосновение с похотливыми мыслями).
  • У женской половины - менструация либо кровотечение после родов.
  • Близость с покойником или животным с любыми последствиями.
  • Семенные выделения после сна. Человек может не помнить, что сон, к примеру, сочетал в себе действия, связанные с интимом. То же относится к неожиданному обнаружению семени после опьянения либо потери сознания (обморока).
  • Мытье мертвого человека (перед похоронами).
  • Рождение ребенка, даже без крови.
  • Обращение в исламскую веру неверующим человеком.

Сколько всего за раз было осквернений, не имеет значения, полное омовение следует принять только один раз.

Что такое Вуду?

А вот короткое омовение, предназначенное для очищения отдельных частей тела перед совершением намаза, называется Вуду. Его же стоит использовать, когда человек планирует прикоснуться к Корану или совершить какое-либо другое поклонение, прописанное в священной книге.

Во всех шариатских школах выполнение Вуду почти одинаковое и состоит в первую очередь из намерения, исходящего от самого сердца. Далее произносится уже знакомое слово "Бисмиллях" и три раза моются кисти рук. Три пригоршни воды набираются в ладони и далее заливаются в ротовую полость, тем самым происходит полоскание рта (три раза). Следом сразу идет такое же троекратное промывание носа. Три раза омывается лицо, причем если у мужчины присутствуют усы и борода, то кожу под ними он должен также промыть, прореживая волосы пальцами. Руки моются в последовательности: правая и левая. Сначала промываются подушечки пальцев, постепенно поднимаясь и заканчивая локтями. Причем локоть тоже обязательно моется. Все действие повторяется три раза. После, протирается голова. Вода должна попасть на кожу. Потом на очереди мытье ушей и последними моются щиколотки ног и ступни, также троекратно. Когда мусульманин полностью закончил религиозное омовение он произносит слова во имя Аллаха, что нет более достойного поклонения, чем Аллаху, который не имеет себе подобных товарищей, но Мухаммад является его посланником.

Бывают случаи, когда даже для Вуду не хватает времени, тогда можно сделать самый минимум: однократно умыть лицо, руки полностью, включая локти, водой сполоснуть кожу головы (можно с использованием пальцев), помыть по одному разу каждую ступню с щиколотками, ну и выразить сердцем свое внутреннее намерение предаться молитве Аллаху.

Как и с полным омовением, у Вуду тоже есть свои принципы, нарушающие его. Разберем их:

  • Во-первых, это совершение личных туалетных дел, в частности касается всего, что выходит из заднего и переднего прохода. Не считается только выходящий воздух из женских половых органов. Тут же прикосновение к анальному отверстию или к половым органам (неважно, чьим). Кстати, прикасаться к женщинам также запрещено в одной из мазхабов.
  • Во-вторых, деторождение, даже без наличия крови.
  • В-третьих, вскрытие гнойного места на теле.
  • В-четвертых, выход из организма любых веществ посредством рвоты.
  • В-пятых, наличие крови в слюне.
  • В-шестых, сон в лежачем положении.
  • В-седьмых, алкогольное или наркотическое опьянение, в следствии чего произошла потеря сознания или человек совершал сумасшедшие выпады. Сюда же относят шум и смех при выполнении намаза.

Но помимо осквернения тела есть и условия, при которых омовение засчитывается. Так, например, вода должна быть чистая, но если по близости нет чистого источника, то можно воспользоваться и землей. Конечно, с тела снимается все, что мешает омовению: ботинки, носки, перчатки, платок, шапка, и даже такие средства, как лак для ногтей или волос, клей или другие вещества, нанесенные на кожу. Если вещество сложно полностью вымыть за один присест, то не стоит тереть кожу до дыр, такое омовение тоже будет считаться пройденным. То есть то, что не мешает воде добраться до кожи не считается осквернением (например, рисунок на руках, сделанный хной или ручкой). Плюс любой процесс, оскверняющий тело во время омовения, должен быть остановлен (мочеиспускание или менструация и выделение крови из женщины). Данный пункт не относится только к людям, страдающим хроническими заболеваниями (иногда бывает недержание газов). Кстати, если у человека имеется вставная челюсть, то она остается внутри во время полоскания рта, так как ее извлечение является трудностью.

Пара слов о воде для омовения. Она может быть как обычная пресная, так даже газированная и минеральная. А вот что сказал Мухаммад по поводу воды из моря: "Она является чистой и пригодной для совершения Гусль или Вуду, а все что умерло в море, можно употреблять в качестве пищи". Омовение может производится и с использованием снега, только он в обязательном порядке должен растаять на коже, иначе весь смысл пропадает. Вообще любая жидкость, которую проливают на землю небеса, разрешается исламом как для полного, так и для малого омовений.

Основные правила совершение намаза для начинающих мужчин

Как же читают намаз мужчины, которые только пришли в религию ислама? Начнем с двух ракаатов. Перед намазом верующие выполняют ритуал очищения, описанный в предыдущих двух блоках. Следующим делом человек разувается и заходит в мечеть. Но в какую сторону читать намаз, если человек не может посетить мечеть в данный момент? Всегда и при любых обстоятельствах молящийся должен обращать свой взор только к Каабе. Первым читается Икамат, согласно которому человек произносит слова на арабском, означающие, что Аллах важнее всего и нет никого, кто сравнился бы с единственным Богом, что Мухаммад его посланник и все должны спешить на молитву, которая начинается сейчас, ведь только Аллах превыше всего в жизни, и нет другого Бога, кроме него.

Далее выражается намерение. Оно идет из самых глубин сердца, и представляет из себя фразу: "Я намереваюсь совершить намаз, состоящий из двух ракаатов сейчас в утреннее время и все это будет во имя Аллаха". Это можно говорить про себя, но неободимо заранее определиться, сколько ракаатов будет проделано за одну молитву.

Следующим этапом будет поднятие рук к ушам, при этом ладони разворачиваются в сторону священного камня Каабы. Подушечки больших пальцев должны касаться ушных мочек, остальная ладонь выпрямляется и концы пальцев устремляются наверх. Очень важно знать, что закрывать уши ладонью или разворачивать их в сторону ушей категорически запрещается. При этом произносится изначальный такбир. Тело в этот момент стоит неподвижно и прямо, не сгорбившись. Глазами нужно смотреть туда, где далее будет совершаться земной поклон, однако, и тут запрещается наклонять шею вниз и касаться подбородком грудины. Ноги стоят параллельно, а расстояние между ступнями должно быть не менее четырех пальцев.

После совершения Такбира нужно встать в положение Кыям: большой палец (либо мизинец) правой руки захватывает запястье левой, и в таком положении обе руки опускаются на часть живота, расположенную немного ниже пупочного отверстия. Взгляд при этом направляется туда, где будет располагаться лоб во время земного поклона. Без отвода глаз в сторону следует начать читать Кыраат, который начинается с дуа "сана" и следует до Руку. Смысл все в том же: воспевание Аллаха. Молящийся ищет убежище, дабы укрыться от сатаны, избивающего его камнями.

В том же положении начинается первый ракаат. Человек читает суру Фатиха, означающую, что только Аллах может вести всех грешников по этой земле. Не меняя положения, нужно прочитать другую суру, по своему желанию. К примеру, можно выбрать "Аль-Каусар", говорящую о даровании аль-Каусара, то есть о бесчисленных благах, и о важности совершения намаза для Аллаха, а также о предоставлении жертвы (дословно "закалывай жертву"). Однако для начинающих мужчин можно ограничиться сурой Фатиха, правда, не стоит длительное время практиковать упрощенную версию. Лучше постепенно начинать учить остальные суры.

После совершается поклон с прямой спиной и произносятся слова "Аллаху Акбар" или "Велик наш Аллах". При этом пальцы рук разводятся и кладутся на колени, но ноги со спиной остаются все также прямыми. В конечном итоге у человека между бедрами и животом образуется угол в девяносто градусов. Взгляд устремляется на пальцы ног и произносится фраза "Субхаана рабияль азыым" (Господу моему Великому Слава). Она может быть сказана несколько раз, но минимум три.

Выпрямившись, произносят еще одну фразу: "Самиаллаху лиман хамидах. Раббана уа лякаль хамд" (Кто восхвалял Аллаха, того он услышал). И следом проводится саджа или земной поклон, сопровождаемый словами "Аллаху Акбар". При выполнении саджа в первую очередь опускаются ноги на колени, далее руки ставятся на ладони, а лоб с носом кладутся на пол. Голова должна находиться между руками, пальцы рук собираются вместе, но локти не касаются пола, они разводятся по бокам. Стопы находятся в параллельном друг к другу положении, пальцы рук и ног направлены к Каабе. В данном положении семикратно произносится "Субхана рабияль аляа" (можно сократить до пяти или трех раз).

Из вышеописанного положения человек переходит в сидячую позу со словами "Аллаху Акбар". Сидит он на коленях, сверху кладутся кисти рук, и произносится "Субханаллах", далее повторяется предыдущая саджа, и только после нее человек поднимается в положение стоя, а руки убирает на грудь, повторяя "Аллаху Акбар". На этом первый ракаат заканчивается и начинается второй, который идет повтором вплоть до суры Фатиха, после которой прочитывается сура Ихлас. В ней говорится, что Аллах никого не рожал и сам не был никем рожден. Но следует помнить, что за один намаз не разрешается читать одни и те же суры, кроме Фатиха, которая пребывает в начале каждого ракаата.

Далее делается Руку (священный наклон), саджа, как в первом ракаате до момента его повтора, вместо которого следует сесть, уложив тело на левую ногу. Пальцы ее, изогнувшись, должны быть направлены в Взгляд направляется на колени и произносится дуа Ташахуд, говорящая о том, что все хорошие дела принадлежат только Аллаху. Причем, когда в тексте человек доходит до произношения "ля илляха" ему нужно поднять указательный палец на правой руке, а при произнесении "илля ллаху" он его должен опустить.

Не меняя положения, мусульманин читает дуа Салават или Благословение Мухаммаду. Следующим идет дуа, в котором молящийся просит искупление своих грехов и признается в несправедливом отношении к самому себе. Далее произносится приветствие, для которого голова сначала вращается в правую сторону, а взгляд устремляется на плечо. Речь приветствия состоит из пожелания всем мира и Божьего благословения. Голова поворачивается влево и слова повторяются. На этом самый простой намаз в два ракаата окончен. Иногда в конце читают двести двадцать пятый аят суры Бакара, тридцать три раза тасбих, столько же Субханаллах, Альхамидулиллях и Аллаху Акбар. В концовке тасбиха читают любые дуа, которые не противоречат шариату. Руки поднимаются к груди ладонями вверх.

Следующее, что должен выучить начинающий мужчина - читать намаз, состоящий из трех и четырех ракаатов. Вкратце, в первом случае добавляется: уже известная сура Фатиха, руку, два подхода к саджа и дуа. Во втором: после второго ракаата в сидячей позе читать только Ташахуд, после проделать два ракаата, но без суры, следующей за сурой Фатиха. После четвертого - прочитать Ташахуд, Салават и проговорить "Аллахумма инни залямту нафси" и закончить все приветствием.

Как читать намаз женщине?

Для женской половины совершение намаза немного отличается. Во-первых, тем, что в мечети для женщин всегда имеется отдельный вход. То есть мужчина перед собой никогда не должен видеть молящуюся женщину, совершающую наклоны. Как читать намаз женщине:

  • Она должна выразить свое искреннее намерение, перед которым совершается ритуальное омовение.
  • Далее начало все точно такое же, как и у мужчин - сура Фатиха. Причем новичкам можно ограничиться только ею.
  • При совершении руку, поклон делается не таким глубоким, то есть не обязательно делать между бедрами и животом угол в 90 градусов, а голову можно оставлять выше спины.
  • По время земного поклона локти должны касаться пола и бедер, к которому прижимается живот.
  • Во время сидения женщина не садиться на левую ногу, свое тело она помещает на пол, а ноги сдвигаются вправо. В этот момент произносится приветствие сначала поворачиваясь к правому плечу, затем к левому.
  • В конце можно обратиться к Аллаху, проговорив личный дуа.

Выучив короткий двухракаатный намаз, можно приступать к практике полного.