Чтение Корана в Рамадан. Молитвы и деяния в месяц рамадан

Наступил Священный месяц Рамазан – месяц обязательного поста, усердных молитв и совершения множества богоугодных дел.

Всевышний Аллах в Коране определил для верующих обязательность соблюдения поста: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас, - быть может, вы будете богобоязненными». (сура «Аль-Бакара»;183)

Пост является одним из столпов Ислама. Рамазан – это единственный и особый месяц, упомянутый в Священном Коране. Почему этому месяцу мусульманского календаря отведено столь почетное место?

Всевышний Аллах объясняет это в Коране: «В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…» (сура «Аль-Бакара»;185)

Итак, согласно данному аяту, Аллах начал ниспслание Священного Корана в месяц Рамазан. Начало ниспослания Корана Еще до начала пророчества Мухаммад (мир ему) любил уединяться в пещере на горе Хира (сейчас называется Джабаль ан – Нур – Гора Света). Он проводил в этой пещере каждый месяц Рамазана ежегодно.

Аиша (да будет доволен ею Аллах), передала: «Началом Откровений, ниспосылавшихся Посланнику Аллаха, стало благое видение во сне, и он никогда не видел иных видений, за исключением таких, которые приходили,подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру на горе Хира, занимаясь там делами благочестия, которые состояли в поклонении Аллаху в течение многих ночей, что продолжалось до тех пор, пока у него не возникала необходимость вернуться к себе домой и запастись всем необходимым, и тогда он приходил к Хадидже и собирал для себя все, что ему было нужно на новый такой же срок». Когда Мухаммаду (мир ему) исполнилось сорок лет, он, как всегда, уединился в пещере Хира, поминая Аллаха и поклоняясь Ему. Вдруг к Мухаммаду (мир ему) явился ангел Джибраиль (мир ему) и сказал: «Читай!» Мухаммад воскликнул: «Я не умею читать!» Ангел вновь призвал его: «Читай!» И вновь Мухаммад ответил, что он не умеет читать. После третьего раза ангел Джибраиль (мир ему) с силой обнял Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), прижал его к себе, передав ему слова Корана: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, Сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Наищедрейший. Он научил посредством письменной трости – Научил человека тому, чего тот не знал» . Это были первые пять аятов суры Корана «Аль-Аляк» (Сгусток;96;1-5)

В данных аятах Аллах сначала упоминает ниспослание Корана и только потом говорит о создании человека, так как наивысшей милостью Всевышнего является именно ниспослание Великого Корана. Создав человека, как высшее Свое творение, из сгустка, Господь наделил его разумом, научил читать, писать, наделил знаниями. Всевышний Аллах указывает на то, что ниспослание Корана есть великая Милость и Руководство для людей: «Мы преподнесли им Писание, которое разъяснили на основании знания, как верное руководство и милость для верующих людей». (сура «Аль-Араф»;52) Получив первое Откровение, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень испугался, подумав, что он стал кахином (одержимым).

Позже Всевышний отвергнет это для всех, кто усомнился в пророчестве Его Посланника: «Неужели они не размышляют? Их товарищ не является бесноватым. Он не кто иной, как разъясняющий и предостерегающий увещеватель». (сура «Аль-Араф»;184) В сурах Корана есть доказательство того, что Мухаммад (мир ему) был действительно неграмотным, не умел ни читать, ни писать, он не был поэтом, он не мог написать все это сам, как утверждали многие курайшиты: «Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте же за ним, дабы вы последовали прямым путем». (сура «Аль – Араф»;158) Получив первые аяты Священного Корана в пещере Хира, Мухаммад (мир ему) бросился домой к жене Хадидже (да будет доволен ею Аллах).

Хадиджа всегда поддерживала своего мужа. Выслушав его рассказ, она воскликнула: «Нет, клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь, поистине,ты заботишься о родственниках, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!» Хадиджа (пусть будет доволен ею Аллах) повела Мухаммада (мир ему) к своему двоюродному брату Вараке, который знал иудейские писания. Он был стар и слеп. Варака сказал Мухаммаду (мир ему): «Это тот же Ангел, которого Аллах посылал к Мусе (Моисею, мир ему). О, если бы я был молод в эти дни, о, если бы дожил я до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!» Но Варака вскоре умер и не увидел пророчество Мухаммада (мир ему). После первых аятов суры «Аль - Аляк» ниспослание Корана временно прекратилось.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень переживал, думая, что Всевышний разгневался на него. Этот перерыв принес Пророку пользу, так как за это время Мухаммад (мир ему) избавился от страха, уверовав окончательно в то, что он – Посланник Аллаха. Мухаммад (мир ему) стал ждать новых Откровений от Всевышнего в пещере Хира. Когда закончился Рамазан, Пророк (мир ему) вышел из пещеры, чтобы вернуться в Мекку. Сообщается, что он сказал: «А когда я достиг вади, ко мне кто-то обратился, и я посмотрел направо и налево, а также назад и вперед, но ничего не увидел, а потом я поднял голову, увидел нечто, и оказалось, что это тот ангел, который явился ко мне на горе Хира. Он восседал на троне между небом и землей, и я так испугался его, что упал на землю, после чего я вернулся к Хадидже и сказал: «Укройте меня, укройте меня», и они облили меня холодной водой, потом укутали и снова облили, после чего было ниспослано следующее: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа своего возвеличивай! И одежды свои очисть! И скверны избегай! И не оказывай милости в надежде получить большее! И терпи ради Господа твоего». (сура «Аль-Муддассир»;1-7)

В этих аятах содержится главная обязанность Пророка: «Встань и увещевай!». После этого Откровения Мухаммад (мир ему) обратился с первым тайным призывом к своим ближайшим родственникам. Получение Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) Откровений через ангела Джибраиля (мир ему) было нелегким делом. Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ни разу я не получал Откровение, не подумав, что у меня вырывают душу». Иногда слова сур Корана передавались в виде звона колокольчика, иногда – жужжанием пчелы. Временами слова передавались ясно. Всевышний призывал Пророка (мир ему) внимательно вслушиваться в аяты Корана, не торопиться и понять их смыслы, разъяснение которых Аллах взял на Себя: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснить его» (сура «Аль-Кийама»;16-19)

Ночь Аль-Кадр

Первые аяты Священного Корана были ниспосланы в Благословенную Ночь аль-Кадр (Ночь Предопределения). Она приходится на одну из последних 10-ти нечетных ночей Рамазана. «Вы ищите ее,- сказал Посланник Аллаха (мир ему),- среди последних десяти ночей» На то, что Коран был ниспослан в Ночь Предопределения, указал Сам Всевышний: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари». (сура «Аль-Кадр»;1-5)

Эта Ночь бывает только в месяце Рамазан. И в эту Ночь решается судьба человека на год вперед. В Ляйлятуль-Кадр на землю опускаются ангелы, а шайтан не может выйти из своего заточения. Все молитвы принимаются. Аллах назвал эту Ночь Ночью, которая «лучше тысячи месяцев». Сказал Посланник Аллаха: «Кто наполнит эту ночь искренним молением, тому будут прощены все его грехи». Всевышний выбрал эту Ночь, чтобы начать ниспослание Корана. Поэтому Ночь Аль- Кадр – самая ценная Ночь не только в месяце Рамазан, но и в течение всего года. Абу – Хурейра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К вам пришел Рамазан – благословенный месяц. Аллах вменил вам в обязанность поститься. В течение этого месяца ворота Небес открыты, ворота Адского огня закрыты, и злые дьяволы прикованы. Аллаху принадлежит одна ночь в нем, которая лучше, чем тысяча месяцев. Кто лишит себя его благ, тот окажется лишенным».

Чудо Священного Корана

Все пророки, направленные Всевышним к людям, наделялись чудесами (мугжиза) для того, чтобы люди уверовали в их пророчество. Главное чудо, дарованное нашему Пророку Мухаммаду (мир ему)- это Священный Коран. Он состоит из 114 сур и 6666 аятов. Коран ниспослан на арабском языке отдельными частями в течение 23-лет пророчества Мухаммада (мир ему).

Всевышний указывает: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям неспеша. Мы ниспослали его частями». (сура «Аль-Исра»;106)

Аллах в Коране подчеркивает величие и бесподобие Корана: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу». (сура «Аль-Исра»;88)

В чем заключено чудо Корана? Во-первых, это последнее божественное Послание, и после него не будет других Книг. Коран отменил все предыдущие Писания, вобрав в себя все лучшее из них, завершив ниспослание Божественных законов. Во-вторых, Коран – единственная Книга, дошедшая до нас в своем первоначальном виде. Другие послания (Забур, Тора, Инджиль) были неоднократно изменены людьми. Коран хранит Сам Всевышний, и поэтому он сохранится в первоначальном виде до Судного Дня: «Мы ниспослали вам Коран, и Мы сохраним его до Судного Дня». (сура «Хиджра»;9)

Коран ниспослан всему человечеству и на все времена. Все предыдущие писания ниспосылались определенному народу на определенное время. Но самое главное – Коран научил людей Истине, повел их Прямым путем, помог достичь счастья в обоих Мирах. Коран является величайшим чудом и с точки зрения смысла, заключенного в нем, и с точки зрения блестящей литературной формы. До сих пор язык Корана не способен повторить ни один самый блестящий мастер слова. В то же время Всевышний облегчил понимание его смыслов и запоминание, чтобы все люди могли прочесть и понять его: «Мы сделали Коран легким для запоминания». В Священной Книге отражены многие научные истины, которые ученые смогли исследовать и доказать лишь недавно. Например, развитие плода в чреве матери, расширение Вселенной, вращение Земли и других планет вокруг Солнца по своим орбитам, мрак в глубине океана, строение головного мозги и др. Коран избавил людей от невежества, заблуждений, позволил вступить на путь истинной религии Аллаха: «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) ниспослал его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить верующих, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». (сура «Ан-Нахль»;102) Чтение Корана в месяц Рамазан - особо богоугодное дело. В этот месяц Пророк Мухаммад (мир ему) увеличивал чтение Корана. Сообщается, что в ночи Священного месяца к Пророку, мир ему, являлся ангел Джибраиль, мир ему, и пророк читал ему Коран.

В другом хадисе говорится, что каждый год Джибраиль один раз полностью прочитывал Пророку, мир ему, Коран. Однажды Коран был прочитан Мухаммаду дважды в течение года. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) почувствовал приближение смерти, он подозвал свою дочь Фатиму (пусть будет доволен ею Аллах) и сказал ей: «Каждый год Джибраиль прочитывал мне Коран, а в этот год он прочитал его два раза. Думаю, что смерть моя близка». Традиция прочтения Корана в течение месяца Рамазан идет от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он говорил, что лучший из людей тот, кто читает Коран и обучает ему других. Месяц ниспослания Корана Рамазан – это месяц поста. Пост и Коран в День Воскресения заступятся за раба. Пост скажет: «О, мой Господь! Я стал преградой для его еды и удовольствий, сделай же меня заступником за него!» Коран скажет: «Я стал преградой для его сна, так сделай же меня его заступником!» И тогда Аллах вынесет решение: «Ваше заступничество принято!»

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ Транслит Sh ahru Ramađā na A l-Ladh ī "Un zila Fī hi A l-Qur"ā nu Hudáan Lilnn ā si Wa Bayyinā tin Mina A l-Hudá Wa A l-Furqā ni ۚ Faman Sh ahida Min kumu A sh -Sh ahra Falyaşum hu ۖ Wa Man Kā na Mar īđāan "Aw `Alá Safar in Fa`iddatun Min "Ayyā min "Ukh ara ۗ Yur ī du A l-Lahu Bikumu A l-Yusra Wa Lā Yur ī du Bikumu A l-`Usra Wa Litukmilū A l-`Iddata Wa Litukabbirū A l-Laha `Alá Mā Hadākum Wa La`allakum Tash kurū na В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. (Лунный) месяц рамадан, в который ниспослан был Коран (в первый раз) как руководство [источник знаний] для людей и как ясные знамения из (верного) руководства и различения. И кто из вас застает этот месяц [рамадан], пусть соблюдает пост (в дневное время) , а кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней [по числу пропущенных дней]. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет для вас затруднения, и (хочет) чтобы вы довели число (дней поста до месяца) [чтобы постились весь месяц] и (чтобы вы) возвеличивали Аллаха (по завершению поста) за то, что Он вел вас (даровав необходимые знания и содействуя вам в ваших делах) , – и чтобы вы были благодарными (Ему за все дарованные Им блага) ! В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. [[Обязательным постом является пост в рамадане. В этот великий месяц Аллах оказал людям огромную милость, ниспослав Священный Коран, который указывает людям путь ко всему, что приносит пользу их духовной и мирской жизни, разъясняет истину самым доступным образом и помогает отличать истину от лжи, прямой путь - от заблуждения, а счастливых праведников - от несчастных грешников. Любой месяц достоин быть отмеченным славным обрядом поклонения и постом, если он обладает такими достоинствами, если он избран Аллахом для оказания людям такой великой милости. После упоминания о превосходстве рамадана и разъяснения того, почему именно этот месяц выбран для соблюдения обязательного поста, Всевышний Аллах приказал каждому здоровому мусульманину, способному поститься и проживающему на постоянном местожительстве, поститься в течение этого месяца в обязательном порядке. Предыдущее предписание, согласно которому мусульмане имели право самостоятельно выбрать между соблюдением поста и совершением искупительного действия, было аннулировано, и поэтому Аллах повторил, что больным и путешественникам позволено разговляться и возместить пропущенное число дней в другое время. Аллах повторил это, чтобы ни у кого не возникло ошибочное предположение о том, что предписание относительно больных и путешественников также аннулировано. Аллах не желает людям затруднения и желает им облегчения. Он удивительным образом облегчил Своим рабам пути, ведущие к Его довольству, и поэтому все Божьи повеления, в принципе, просты и необременительны. Если же возникают препятствия, мешающие выполнению Божьих повелений и делающие их тягостными, то Всевышний Аллах облегчает эти предписания в еще большей степени либо вообще избавляет Своих рабов от этих обязанностей. Это кораническое предложение невозможно описать во всех подробностях, поскольку оно распространяется на все предписания религии и включает в себя все шариатские облегчения и дозволения. Затем Всевышний Аллах повелел поститься в течение всего рамадана. О причине этого приказа лучше всего известно Аллаху, но совершенно очевидно, что он был ниспослан для того, чтобы никто ошибочно не предположил, что для соблюдения поста в рамадане достаточно поститься в течение части этого месяца. Аллах предотвратил подобное понимание ниспосланного повеления и приказал поститься с начала до конца месяца и благодарить Аллаха по завершении поста за то, что Он помог Своим рабам выполнить это предписание, облегчил его для них и разъяснил его самым прекрасным образом. Аллах также приказал людям возвеличивать Его по завершении рамадана, и это повеление распространяется на возвеличивание Аллаха с момента появления молодого месяца, свидетельствующего о начале шавваля, до окончания праздничной проповеди.]] Ибн Касир

В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.

Аллах восхваляет месяц Рамадан и выделяет его среди прочих месяцев. Он избрал этот месяц для ниспослания Священного Корана.В одном хадисе говорится, что именно в этот месяц ниспосылались божественные писания пророкам.

Имам Ахмад передаёт от Уасиля ибн аль-Аска’а, что посланник Аллаха сказал: «أُنْزِلَتْ صُحُفُ إِبْرَاهِيمَ فِي أَوَّلِ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ، وَأُنْزِلَتِ التَّوْرَاةُ لِسِتَ مَضَيْنَ مِنْ رَمَضَانَ، وَالْإِنْجِيلُ لِثَلاثَ عَشَرةَ خَلَتْ مِنْ رَمَضَانَ، وَأَنْزَلَ اللهُ الْقُرْآنَ لأَرْبَعٍ وَعِشْرِينَ خَلَتْ مِنْ رَمَضَان » «Свитки Ибрахима были ниспосланы в первую ночь Рамадана.Тора была ниспослана в течении шестой ночи Рамадана Евангелие же было ниспослано в течении тринадца-той ночи Рамадана. Аллах ниспослал Коран в двадцать четвёртую ночь Рамадана[[Хороший хадис «Сахих аль Джами» 1497]] ».

Ибн Мардавайх сообщает, что Свитки, Тора и Евангелие были ниспосланы определённому пророку единожды. Коран же был ниспослан единожды в «Байт аль-Изза[[Хороший хадис «Сахих аль-Джами» 1497]] » (Дом славы) с нижнего неба, это произошло в Лаилатуль-Кадр в месяц Рамадан. Об этом Аллах сказал: (إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ ) Воистину, Мы ниспослали его в ночь могущества (97:1) Аллах также сказал: (إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ ) Мы ниспослали его в благословенную ночь (44:3) затем он поэтапно ниспосылался пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в зависимости от событий.

Икрима передаёт, что ибн Аббас сказал: «Коран был ниспослан единожды в Рамадан, в ночь предопределения на нижнее небо. Аллах сообщал из него пророку, что пожелал, и всякий раз когда язычники приходили спорить с пророком, Аллах ниспосылал ему ответ, об этом говорится в слове Аллаха: وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْلَا نُزِّلَ عَلَيْهِ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً كَذَلِكَ لِنُثَبِّتَ بِهِ فُؤَادَكَ وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلًا وَلَا يَأْتُونَكَ بِمَثَلٍ إِلَّا جِئْنَاكَ بِالْحَقِّ وَأَحْسَنَ تَفْسِيرًا Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом. Какую бы притчу они ни приводили тебе, Мы открывали тебе истину и наилучшее толкование. (25:32-33)

Слово Аллаха: (هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَـاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ ) Верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение – это восхваление Корана, который Аллах ниспослал в качестве руководства для сердец Его рабов, которые уверовали в него и последовали ему. (وَبَيِّنَـاتٍ ) ясные доказательства – т.е. внятные явные признаки для тех, кто их понимает и размышляет над ними. Они указывают на истинность руководства Корана и здравого смысла в нём, противоречащего заблуждению. Руководства, которое разделяет между истиной и ложью, между запретным и дозволенным.

Некоторые праведные предки считали, нежелательным называть этот месяц просто رَمَضَان Рамадан, ибо почтительнее будет называть его شَهْرُ رَمَضَانَ месяц Рамадан.

Слово Аллаха: (فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ) Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. Этот аят обязывает всех застав-ших рождение этого месяца, тех, кто здоров и проживает у себя в стране, поститься этот месяц без исключения. Этот аят отменяет предыдущий аят, который дозволял не поститься здоровым людям, проживающим у себя в стране, взамен на выплату фидья (эквивалент кормления одного бедняка) за каждый день поста, о чём мы говорили ранее. После того, как пост стал обязательным, Аллах упомянул снисхождение к больным и путникам, которые должны восполнить пропущенный по этим уважительным причинам пост.

Аллах сказал: (وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время – т.е. при наличии болезни в теле, при которой пост затруднителен и вызывает боль, или в путешествии дозволительно не поститься. Дни, которые человек не постился в пути, ему следует возместить их в другое время. Здесь нужно рассмотреть некоторые вопросы.

Группа учёных считает, что тот, кто постился начало месяца Рамадан, будучи дома, а затем отправился в поездку во время Рамадана, то ему следует поститься,ибо Аллах сказал: ﴿فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ﴾ Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься - т.е. путнику дозволительно не поститься, так как он не застал начало месяца в своей стране. Это мнение не нашло поддержки среди других учёных. Это мнение приводит Мухаммад ибн Хазм в своей книге «аль-Махалли» от группы сподвижников и их последователей, хотя это спорный вопрос. Аллах знает лучше. Другая группа сподвижников и их последователей считает, что путнику обязательно не поститься в Рамадан, ибо Аллах сказал: (فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ) То пусть постится столько же дней в другое время. Однако наиболее правильным здесь является мнение большинства о том, что в этом вопросе есть право выбора, а не категоричный приказ или запрет.

Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Когда мы отправлялись в поход вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни те, которые постились, ни те, которые прерывали пост, не упрекали один другого» (аль-Бухари и Муслим) . А в хадисе Абу Саида аль-Худри говорится: «Мы считали, что хорошо поступает и тот, кто находит в себе силы и постится, и тот, кто прерывает пост, когда чувствует слабость» (Муслим) . Здесь становится ямным дозволенность не поститься в пути, т.к. сподвижники обязательно бы сделали замечания друг другу. Однако сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в таких случаях всегда постился.

В двух сахихах приводится хадис от Абу Дарды (да будет доволен им Аллах) : «Мы отправились в поездку с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветству-ет) в месяц Рамадан, была такая жара, что кое-кто из нас клал руку на голову от жары. Никто из нас не постился кроме посланника Аллаха и Абдуллы ибн Раваха».

Группа учёных, один из которых имам Шафии считает, что поститься в пути предпочтитель-нее, чем разговеться, ибо так поступал посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) . Другие учёные считают, что не поститься предпочтительнее, т.к желательнее пользоваться льготами, предоставленными Аллахом.

Как-то у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) спросили по поводу поста в пути, и он ответил: «مَنْ أَفْطَرَ فَحَسَنٌ، وَمَنْ صَامَ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْه » «Кто постился, поступил хорошо, а тот кто не постился, нет на нём греха». В другом хадисе говорится: «عَلَيْكُمْ بِرُخْصَةِ اللهِ الَّتِي رُخِّصَ لَكُم » «Вам следует пользоваться льготами, дарованными вам Аллахом». Передают, что Хамза б. Амр аль-Аслами рассказывал, что однажды он спросил: «О, посланник Аллаха! Я чувствую себя достаточно сильным для того, чтобы продолжать поститься во время путешествия. Будет ли это грехом с моей стороны?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это – льгота, дарованная Аллахом, и кто пользуется этой льготой, тот поступает хорошо, а кто желает поститься, тот не совершает греха» (Муслим) .

Есть учёные, которые считают,что поститься и не поститься в пути одинаково дозволенно. Так Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Хамза ибн Амр аль-Аслами сказал: «О, посланник Аллаха, я очень много пощусь, я даже пощусь в пути», на что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «إِنْ شِئْتَ فَصُمْ، وَإِنْ شِئْتَ فَأَفْطِر » «Если хочешь, постись, а если не хочешь не постись».

Есть мнение, что если пост затруднителен, то предпочтительнее не поститься. Передают со слов Джабира, что во время одного из походов Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел толпу, в которой был человек, которого прикрывали от солнца. Он спросил: «В чем дело?»Люди ответили: «Он постится». Тогда он, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «لَيْسَ مِنَ الْبِرِّ الصِّيَامُ فِي السَّفَر » «Пост во время поездки не является добродетелью» (аль-Бухари и Муслим) .

Восполнение поста: Следует ли возмещать пропущенные дни последовательно или дозволительно возмещать его по частям? Существует два мнения. 1) Следует возмещать пост последовательно, также как следовало выполнять предписанный пост. 2) Непрерывность в возмещении поста не обязательна. Можно возмещать последовательно, а можно возмещать частями. Это мнение большинства ранних и поздних учёных. Это логично, т.к. предписанный пост нужно совершать своевременно и последовательно в определённый месяц. Но возмещение после Рамадана подразумевает под собой пост некое количество дней пропущенного поста. Поэтому Аллах сказал: (فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ ) То пусть постится столько же дней в другое время.

Далее Аллах говорит: (يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ ) Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Имам Ахмад передаёт от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَاتُنَفِّرُوا » Облегчайте, а не создавайте затруднения, успокаивайте (людей) , а не внушайте отвращение (к исламу) [[Сахих аль-Бухари 69]] . (Муслим)

В двух Сахихах приводится хадис о том, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посылал Муаза и Абу Мусу в Йемен, он сказал им: «بَشِّرَا وَلَا تُنَفِّرَا، وَيَسِّرَا وَلَا تُعَسِّرَا، وَتَطَاوَعَا وَلَا تَخْتَلِفَا » «Радуйте, а не внушайте отвращение, облегчайте, а не затрудняйте, обращайтесь друг к другу хорошо, и не ссорьтесь».

В Сунан и в аль-Маснаде приводится хадис, в котором посланник Аллаха сказал: «بُعِثْتُ بِالْحَنِيفِيَّةِ السَّمْحَة » «Я был послан с лёгким (к исполнению) монотеизмом [[Слабый хадис по мнению аль-Албани «Даиф аль-Джами» 2336]] ». (يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلاَ يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ ) Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней – т.е. вам было дозволено не поститься при болезни, в пути и при других подобных уважительных причинах, т.к. Аллах желает вам облегчения. Он повелел вам восполнить пропущенные дни, дабы вы довели определённое число дней.

Слово Аллаха: (وَلِتُكَبِّرُواْ и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь– т.е. дабы вы поминали Аллаха после завершения обряда поклонения, как об этом сказал Всевышний Аллах: (فَإِذَا قَضَيْتُم مَّنَاـسِكَكُمْ فَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَذِكْرِكُمْ ءَابَآءَكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْرًا ) Когда вы завершите свои обряды, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже более того. (2:200) а также сказал: (فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَوةُ فَانتَشِرُواْ فِى الأرْضِ وَابْتَغُواْ مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُواْ اللَّهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ) Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете. (62:10) Аллах также сказал: (فَاصْبِرْ عَلَى مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ الْغُرُوبِ وَمِنَ اللَّيْلِ فَسَبِّحْهُ وَأَدْبَـرَ السُّجُودِ ) Терпеливо сноси то, что они говорят,и прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом. Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов. (50:39-40) Именно поэтому Сунной поощряется произношение тасбиха (СубханаЛлах т.е. слава Аллаху) , тахмида (аль-Хамду Лиллях, т.е. хвала Аллаху) и такбира (Аллаху Акбар т.е. Аллах велик) после завершения обязательных молитв. Ибн Аббас сказал: «Мы знали, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завершал молитву такбиром». Многие учёные сделали вывод о законности произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) , исходя из этого аята: (وَلِتُكْمِلُواْ الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ ) И возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Дауд аль-Асбахани аз-Захири, исходя из этого аята сделал вывод об обязательности произношения такбира после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) , в отличие от имама Абу Ханифы, который вообще не считает, что следует произно-сить такбир после завершение праздничной молитвы разговения (салят ид аль-Фитр) . Остальные учёны считают это желательным действием, хотя есть разногласия по поводу способов произношения такбира.

Слово Аллаха: (وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ ) Быть может, вы будете благодарны – т.е. выполнением повелений Аллаха и воздержанием от Его запретов, а также тем, что вы чтите Его заповеди, может быть, тем самым, вы будете из числа благодарных.

Всевышний Аллах сказал:

شهر رمضان الذي أنزل فيه القرآن هدى للناس وبينات من الهدى والفرقان فمن شهد منكم الشهر فليصمه ومن كان مريضاً أو على سفر فعدة من أيام أخر يريد الله بكم اليسر ولا يريد بكم العسر ولتكملوا العدة ولتكبروا الله على ما هداكم ولعلكم تشكرون

В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны (сура аль-Бакара , аят 185). Это – благословенный месяц, великий сезон для совершения благих дел и поклонения.

Он является великим и щедрым месяцем. В этот месяц увеличивается награда за хорошие дела, увеличивается грех за совершение плохих дел, открываются врата Рая и закрываются врата Огня. В этот месяц принимается покаяние Аллаху от грешника и совершившего плохое.

Благодарите же Аллаха за те блага, которыми Он облагодетельствовал вас, (подарив) время блага и благодати, причины для совершения благих дел и неисчисляемые блага. Воспользуйтесь этим щедрым временем и наполните его поклонением, оставлением всего запретного, и вы добьетесь приятной жизни и будете счастливы после смерти.

Для истинного мусульманина каждый из месяцев – это сезон для совершения поклонения, вся его жизнь – это время подчинения Аллаху. Но именно в месяц Рамадан он еще более заботиться о том, чтобы совершить больше благих дел и быть более активным в поклонении. Он устремляется к Всевышнему Аллаху, а наш Щедрый Господь соблаговолил и увеличил постящимся мусульманам их награду в этот благородный месяц и щедро вознаградил их за совершение праведных дел.

Как эта ночь похожа на предыдущую…

Дни проходят быстро, словно мгновения. Мы только встретили Рамадан, и уже провожаем его. Не проходит и много времени, как мы вновь встречаем Рамадан. Нам следует спешить совершить праведные дела в этот великий месяц и наполнить его тем, чем доволен Аллах, тем, что сделает нас счастливыми в день встречи с Ним.

Как нам подготовиться к Рамадану?

Подготовка начинается с отчета своих душ за упущения, сделанные в претворении в жизнь двух свидетельств, упущения, совершенные в обязательных видах поклонения, упущения в потакании своим желаниям, страстям и в следовании сомнительному…

Пусть раб Аллаха исправляет образ своей жизни в Рамадан, чтобы возвыситься по ступеням веры… Ведь вера увеличивается и уменьшается. Она увеличивается совершением благих дел и уменьшается совершением грехов. Первое, что претворяет в жизнь раб Аллаха, – это поклонение Одному лишь Аллаху и убежденность в том, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. Все виды поклонения мы совершаем только Ему, нет у Него сотоварищей. И каждый из нас знает: всё, что постигло нас, не могло пройти мимо, а то, что не обошло нас, не могло не постичь, ведь всё происходит по предопределению.

И (давайте) удержимся от всего того, что уменьшает воплощение (в жизнь) двух свидетельств веры. Это достигается отдалением от нововведений и внесения чего-то нового в религию, исполнением принципа дружбы и непричастности (аль-уаля уаль-бара), что заключается в оказании содействия верующим, любви их, отдалении от неверующих и лицемеров, питании к ним нелюбви и радости победам мусульман над их врагами. И (давайте) брать пример с Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, следуя его, мир ему и благословение, Сунне и Сунне праведных халифов, и любить его Сунну, а также того, кто следует ей и защищает её, где бы ни жил подобный человек, какой бы национальности и цвета кожи он ни был.

После этого потребуем у себя отчет за упущения в поклонении: в совершении молитвы общиной, в поминании Великого и Всемогущего Аллаха; за упущения в отношении прав соседей, родственников и остальных мусульман; за упущения в распространении приветствия, велении благих дел и запрещении неподобающих; за упущения в искренних советах, в проявлении терпения на этом пути, проявления терпения в поклонении и терпения во всём том, что предопределил Всевышний Аллах.

А после потребуем у себя отчета за ослушание Аллаха и за следование своим желаниям и страстям и запретим себе совершение грехов в будущем: малых и больших, тех, что совершаются посредством взглядов на запрещенное Аллахом, и тех, что совершаются посредством слушания музыкальных инструментов, или тех, что совершаются посредством посещения мест, которыми не доволен Аллах, или посредством наложения рук на то, чем недоволен Аллах, или посредством поедания запрещенного Аллахом: имущества, полученного путем ростовщичества, взяток и другими подобными путями.

Мы всегда должны помнить, что Аллах простирает Свою Руку днём, чтобы принять покаяние человека, совершившего грехи ночью, и простирает Свою Руку ночью, чтобы принять покаяние того, кто согрешил днём. Всевышний Аллах сказал:

وسارعوا إلى مغفرة من ربكم وجنة عرضها السموات والأرض أعدت للمتقين .الذين ينفقون في السراء والضراء والكاظمين الغيظ والعافين عن الناس والله يحب المحسنين . والذين إذا فعلوا فاحشة أو ظلموا أنفسهم ذكروا الله فاستغفروا لذنوبهم ومن يغفر الذنوب إلا الله ولم يصروا على ما فعلوا وهم يعلمون . أولئك جزاؤهم مغفرة من ربهم وجنات تجري من تحتها الأنهار خالدين فيها ونعم أجر العاملين

Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро. Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников! (сура «Аль ‘Имран, аяты 133-136)

Также Он сказал:

قل يا عبادي الذين أسرفوا على أنفسهم لا تقنطوا من رحمة الله إن الله يغفر الذنوب جميعاً إنه هو الغفور الرحيم

Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: „Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный“ (сура аз-Зумар , аят 53)

Всевышний также сказал:

ومن يعمل سوءاً أو يظلم نفسه ثم يستغفر الله يجد الله غفوراً رحيماً

Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным (сура ан-Ниса , аят 110).

Таким отчетом, покаянием и просьбой о прощении мы должны встречать Рамадан. Тот мудрый, кто обуздал себя и трудится ради того, что будет после смерти, а кто последует своим желаниям и хочет, чтобы Аллах осуществил их, тот – глупец.

Воистину, месяц Рамадан – это месяц приобретений и прибыли. Умелый купец использует соответствующие сезоны для увеличения прибыли, так воспользуйтесь же этим месяцем для поклонения, увеличения количества молитв, чтения Корана, прощения людей, благодеяния по отношению к другим и раздачи милостыни.

В месяц Рамадан открываются двери Рая и закрываются двери Огня, в этот месяц скованы шайтаны (бесы) и в каждую ночь этого месяца глашатай призывает: О, желающий блага, устремляйся. О, желающий зла, прекращай .

Так будьте же, о рабы Аллаха, из тех, кто творит добро, следуя в этом вашим праведным предшественникам, руководствуясь Сунной Пророка вашего, да благословит его Аллах и приветствует, дабы смогли мы расстаться с Рамаданом, имея принятые праведные дела и прощенные грехи.

Знайте, что этот месяц – лучший из месяцев. Ибн Кайим сказал: Рамадан предпочтительнее других месяцев, а десять последних ночей предпочтительнее других его ночей (Зад аль-ма‘ад. – Т. 1. – С. 56).

Этот месяц предпочтительнее и достойнее других по четырем причинам.

Первая причина. Именно в этот месяц наступает лучшая ночь года - Ночь Предопределения. Всевышний Аллах сказал:

إنا أنزلناه في ليلة القدر . وما أدراك ما ليلة القدر . ليلة القدر خير من ألف شهر . تنزّل الملائكة والروح فيها بإذن ربهم من كل أمر . سلام هي حتى مطلع الفجر

Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари (сура аль-Кадр ).

Поклонение, совершаемое в эту ночь, лучше поклонения, которое совершается на протяжении тысячи месяцев.

Вторая причина. В этот месяц была ниспослана лучшая из книг достойнейшему из пророков, мир всем им. Всевышний Аллах сказал:

شهر رمضان الذي أُنزل فيه القرآن هدى للناس وبيّنات من الهدى والفرقان

В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение (сура аль-Бакара , аят 185).

Он также сказал:

إنا أنزلناه في ليلة مباركة إنا كنا منذرين .فيها يُفرق كل أمر حكيم . أمراً من عندنا إنا كنا مرسِلين

Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылаем пророков и Писания (сура ад-Духхан , аяты 3-5).

Приводится у Ахмада и ат-Табарани в его труде Му‘джам аль-кабир от Уасила ибн аль-Аска‘а, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Свитки Ибрахима были ниспосланы первого числа месяца Рамадан. Таурат (Тора) был ниспослан шестого Рамадана. Инджиль (Новый Завет) был ниспослан тринадцатого Рамадана. Забур (Псалтырь) был ниспослан восемнадцатого Рамадана, а Коран был ниспослан двадцать четвертого Рамадана (аль-Албани в Ас-сильсиля ас-сахиха сказал, что это хороший хадис).

Третья причина. В этот месяц открываются двери Рая и закрываются двери Ада, а на шайтанов (бесов) одеваются оковы. Передаётся от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Когда начинается месяц Рамадан, открываются врата Рая и закрываются врата Огня, а на шайтанов накладывают оковы (приводится у аль-Бухари и Муслима).

Абу Хурейра передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Когда наступает месяц Рамадан, открываются врата милости и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи (приводится у ан-Насаи; аль-Албани вСахих аль-джами‘ (№ 471) сказал, что хадис достоверен).

Приводится у ат-Тирмизи, Ибн Маджи и Ибн Хузеймы: Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, на шайтанов и мятежных джиннов накладываются оковы, и закрываются врата Огня, при этом ни одна из его дверей не остаётся открытой, а также отворяются врата Рая, при этом ни одна из его дверей не остаётся запертой. И глашатай взывает: „О, желающий блага, устремляйся. О, желающий зла, отвращайся”. И в это время Аллах освобождает людей от Огня, и так каждую ночь (аль-Албани в Сахих аль-джами‘ (№ 759) сказал, что это хороший хадис).

Если люди скажут: В Рамадан мы видим много грехов и зла, если бы шайтаны были закованы, то этого бы не происходило .

Ответ им будет таков: «Воистину, число шайтанов уменьшено лишь для того, кто соблюдает требования поста и его этикет.

Или же в Рамадан заковываются лишь некоторые шайтаны, а именно мятежные, но не все.

Или же имеется в виду уменьшение зла в нём, а это и в самом деле ощутимо. В этот месяц совершают зла меньше, чем в остальные. И для того, чтобы не было зла, и не совершались грехи, не обязательно нужно связать всех шайтанов, так как причиной зла могут быть и скверные души, и мерзкие обычаи, и шайтаны в человеческом обличии» (см. Фатх аль-Бари. – Т. 4. – С. 145).

Четвертая причина. В этот месяц имеется возможность совершения таких видов поклонения, которые не совершаются в другие месяцы, к примеру, пост, кормление других постящихся, и‘тикяф (пребывание последних десяти дней Рамадана в мечети с целью поклонения – прим. пер.), милостыня и чтение Корана.

Прошу Великого и Возвышенного Аллаха помочь нам в этом, помочь нам в соблюдении поста, выстаивании ночной молитвы, совершении благих дел и оставлении запретных. И в конце воздадим хвалу Аллаху, Господу миров.

Лучи которого не погаснут. Коран – это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня.

Рамадан – наилучший из месяцев, потому что это месяц чтения и изучения Корана, размышления над Священной Книгой и, естественно, следования ей. Ведь именно в этом месяце был ниспослан Священный Коран. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи » (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Ещё в хадисе сказано, что все небесные книги были отправлены к пророкам (мир им) в месяце Рамадан (Ахмад). Все остальные книги ниспосылались сразу полностью, а Коран сначала был ниспослан на «Байт уль-Изза», это находится на первых небесах, и это было в месяц Рамадан, в Ночь Предопределения (могущества) – Ляйлят уль-Кадр . Потом раздельно – аят за аятом, по одному, двум, пяти или десяти аятам – при возникновении определённых вопросов Книга ниспосылалась в течение двадцати трёх лет.

И мудрость такого раздельного ниспослания Всевышний объясняет нам (смысл): «Те, которые не уверовали, сказали: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё (о Мухаммад!) сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, когда Джабраил (мир ему) будет читать тебе (его) частями размеренно, не спеша (Коран, 25:32).

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель – Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы » (Коран, 73:6). Получается что дневной пост – это очищение, а ночное богослужение – намазы и чтение Корана – украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, – в это время он становился щедрее вольного ветра » (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан . Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним » (Лятаиф аль-Маариф).

А ведь Аллах призывал к размышлениям над смыслами и мудростью Корана, и это лучше всего получается сделать во время ночей Рамадана. Всевышний, обращаясь к людям, говорит (смысл): «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах то, что удерживает их от размышления? » (Коран, 47:24). Почему Аллах призывает нас к размышлению над Кораном? Потому что неправильное понимание слов Всевышнего чревато возникновением сект и радикальных настроений у молодёжи. Чтобы понять Речь Аллаха, нам следует читать тафсиры (толкования) Корана.

Наши праведные предки (саляф ас-салихин), да снизойдёт милость Аллаха на них, удивительным образом усердствовали в чтении Корана в месяце Рамадан; они оставляли другие занятия, дабы не отвлечься от Речи Аллаха.

Когда наступал Рамадан, аз-Зухайр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Воистину это месяц чтения Корана и раздачи милостыни едой». Ибн Хаким сказал: «При наступлении Рамадана имам Малик, да будет доволен им Аллах, «убегал» от чтения хадисов и сидения с богословами к чтению Корана ». Абд ар-Раззак сказал: «При наступлении Рамадана Суфьян ас-Саври, да будет доволен им Аллах, оставлял всё остальное богослужение и поворачивался к Корану ».

Наши праведные предки за месяц несколько раз успевали завершить чтение Книги Аллаха, как это нам передали доверенные имамы. Так, Асвад в месяце Рамадан в каждые две ночи завершал чтение Корана, а вне Рамадана он за шесть ночей завершал его. Катада в остальные месяцы за неделю завершал чтение Книги Аллаха, а в Рамадан – за три ночи; когда же наступали десять последних ночей Рамадана, он каждую ночь завершал чтение Корана! Раби бин Сулайман сказал, что имам аш-Шафии в месяце Рамадан шестьдесят раз читал Коран, и всё это в намазе. Имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину мне рассказал тот, который совершал намаз в Рамадане рядом с Умаром бин Хусайн, что он каждую ночь начинал заново чтение Корана (аль-Байхаки фи аш-шиб).

Имам ан-Навави сказал: «А что касается тех, которые в одном ракаате завершали чтение Корана, то их не перечесть, столь много было их. Из них: Усман бин Аффан, Тамим ад-Дари, Саид бин Джубайр, да будет доволен ими Аллах (ат-Тибьян). Имам аз-Захаби рассказал: «Воистину передали многие, что Абу Бакр бин Аяш в течение сорока лет каждые сутки завершал чтение Корана. Когда он покинул этот мир, его сестра заплакала. Ей сказали: «Что тебя заставило плакать? Загляни вон на ту молельню: воистину твой брат там 18 тысяч раз Коран прочитал» (Сияр алями ан-Нубаля).

Как мы видим из вышеприведённого, с наступлением Рамадана богословы оставляли все виды дополнительных поклонений и читали, изучали только Речь Аллаха. А мы с вами читаем ли Священный Коран, читают ли его наши домочадцы? К большому сожалению, Священный Коран сегодня во многих семьях превратился в некий атрибут, который хранят в серванте. Его уже не читают и не изучают, по его законам люди не стараются жить. А ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелел: «Читайте Священный Коран – воистину в День Судный он будет заступником для тех, кто его читал» (Муслим).

В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Пост и Коран в День суда будут заступниками раба. Пост скажет: «О мой господь! Я лишил его еды и страстей днём, так дай же мне возможность заступиться за него». Коран скажет: «О мой господь! Я лишил его сна ночью, так дай мне возможность за него заступиться». И тогда они оба заступятся за этого раба » (Ахмад).

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква » (ат-Тирмизи).

Про обучение Корану Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других » (аль-Бухари).

Да поможет Всевышний верующим, желающим изучить Коран, в изучении его и желающим читать – в чтении!

Mishari Rashid - Нашид о месяце Рамазан

Говоря о священном месяце Рамадан как о месяце ниспослания Корана, мы не можем не задуматься над кажущимся противоречием между ниспосланием откровения в течение одного месяца, даже в одну благословенную ночь, и историей ислама, засвидетельствовавшей постепенное провозглашение Пророком, да благословит Аллах его и его род, коранических аятов на протяжении двадцати трёх лунных лет.

«Поистине, Мы ниспослали его в благословенную ночь» (44:3).

«Поистине, Мы ниспослали его в Ночь Могущества» (97:1).

Более того, каждый новый аят, провозглашённый Пророком, соответствовал обстоятельствам своего места и своего времени, и, как свидетельствуют хроники, сам Посланник Аллаха зачастую пребывал в сомнении относительно того, каким образом разрешить тот или иной вопрос, пока не получал от Всевышнего откровения по этому поводу. Всё это исключает логику того, что в Ночь могущества (или, в другом переводе, Ночь определения) Священный Коран был открыт Пророку в явной форме и полностью, и только провозглашался впоследствии как бы порционно, применительно к обстоятельствам.

Аббас аль-Кумми в книге «Аль-бакийат ас-салихат» , обычно приводимой на полях его главного труда «Мафатих аль-джинан» , указывает в комментарии к суре «Ад-Духан» на процитированный нами в начале аят, что в истории ислама имели место два ниспослания Корана - мгновенное и последовательное - тем не менее, Аль-Кумми ограничивается этим и не раскрывает данных понятий. Тем не менее, математическая наука предоставляет нам возможность отыскать превосходный иллюстративный пример.

Математика, среди прочего, оперирует понятием иррационального числа, выражаемого бесконечной непериодической дробью. К таковым относятся, например, число е - основание натурального логарифма - или число π, выражающее отношение длины окружности к её диаметру и равное 3,1415926… Бесконечное число знаков после запятой не подчиняется закону периодичности (т. е. всяческая закономерность повторения комбинации цифр полностью исключается). В этом случае (доказано математически) в данной бесконечной последовательности любая цифровая комбинация любой длины должна повстречаться с вероятностью 100%. Если понять, что комбинация знаков может быть легко преобразована в двоичный код или систему любого основания (например, основания 28 - по числу букв арабского алфавита), мы приходим к выводу, что на бесконечном отрезке знаков после запятой в иррациональной дроби с вероятностью 100% отыщется любая комбинация знаков любой длины. Иными словами - любой текст любой книги, какие только были, будут или могут быть написаны. Тексты откровений, ниспосланных Аллахом на разных языках в разные эпохи, также, естественно, не являются исключением, равно как и всевозможные их искажения, переводы, канонические и апокрифические редакции и т. д.

Данное математическое открытие подразумевает, что в непроявленной форме Всевышним Создателем с самого момента сотворения мира, когда были провозглашены основополагающие законы, к числу которых относится и геометрический закон отношения длины окружности к диаметру, были предопределены все возможности развития сценариев истории человечества (что не только не исключает свободы выбора, но, напротив, определяет её на одномерной временной оси), включая ниспослание откровений пророкам - да будет мир над ними всеми.

Фактически это означает, что, совершая тот или иной поступок, отдельный человек или нация, или же целое человечество - на самом деле не творят его из ничего, а лишь извлекают из Непроявленного, изначально заложенного Создателем в основы сотворённого Им мира. Такое понимание исключает, в частности, противоречие между возможностью человека свободно совершать те или иные поступки и представлением о том, что нет иного творца, кроме Всевышнего Аллаха. В самом деле, все возможные поступки - как совершённые, так и те, от совершения которых человек отказывается - были изначально сотворены Аллахом как непроявленные. Свобода выбора человека в совершении или несовершении их определяет то, какие именно деяния (аф’ааль) он извлекает из непроявленной формы, сам при этом не являясь творцом, то есть не будучи соучастником Всевышнего Аллаха в процессе творения.

Если обратиться к истории ислама, в частности, известному спору между мутазилитами и ашаритами вокруг вопроса о сотворённости или предвечности Корана, мы лишний раз убеждаемся, насколько справедлива традиционная позиция шиитской джафаритской школы, всегда стоявшей в стороне и принципиально не дававшей однозначного ответа на этот вопрос. Рассмотренная нами иллюстрация ясно демонстрирует, что и то, и другое имеет место быть в реальности, вопрос сводится лишь к степени проявленности или сокрытости.

Итак, возвращаясь к приведённой нами иллюстрации (хотя она, естественно, не единственно возможная в этом мире), мы можем представить себе каким образом мы могли бы извлечь из Непроявленного необходимый текст, прибегнув к помощи совершенного компьютера. Под совершенным компьютером мы понимаем модель, обладающую бесконечной памятью и бесконечной скоростью обработки информации. В таком случае нам априори доступны все знаки после запятой в иррациональной дроби, вследствие чего для извлечения, например, текста «Гамлета» Шекспира потребуется лишь задать ключевую фразу (скажем, «To be or not to be») - и все возможные текстовые комбинации отыщутся с вероятностью 100%.

К сожалению, в данной ситуации мы не сможем насладиться чтением классики по той простой причине, что комбинаций, соответствующих данной ключевой фразе, мы также получим бесчисленное множество - всевозможные редакции и дополнения, включая те, что отличаются от оригинала на одну букву или один символ. Даже обладая совершенным компьютером, являющимся вратами в мир Непроявленного, мы не смогли бы извлечь необходимый нам текст, не обладая для этого руководством. Идеальным вариантом, доступным человеку, было бы изначальное знание искомого текста от начала и до конца - в этом случае совершенный компьютер с вероятностью 100% выдал бы нам искомую комбинацию в единственном варианте, однако, такая постановка задачи, как отыскание в Непроявленном заранее известного текста, лишена смысла. Отыскание же текста Откровения, соответствующего конкретным обстоятельствам, не под силу человеку, даже обладающего совершенным компьютером (средством обработки информации, извлекаемой из Непроявленного) и ключевой фразой. Об этом гласит благородное изречение Имама Али, да будет мир с ним:

«Познавший себя познаёт своего Господа».

То есть познать себя, открыть для себя абсолютное средство извлечения праведных поступков из Непроявленного, которые идеально соответствовали бы данному месту и времени, настолько же сложно для человека, как познание Бога - пускай даже Бога в той бесконечно малой проекции, в которой Он являет Себя сотворённому Им миру. Простому человеку, действующему интуитивно, реализация подобной задачи недоступна. Только посредством достижения состояния уподобления Имамам - Хранителям Откровения - или Пророку - Первооткрывателю Откровения (фана фи-ль-имам уа фана фи-н-наби) нам теоретически может быть доступна ступень самопознания, благодаря тем ключам, что были даны Посланнику Аллаха свыше и переданы им в наследство Непорочным Имамам.

N. B. Поскольку истинной целью любой религии является придание личности совершенства и установление её взаимосвязи с Богом, возможность уподобления Непорочным в каждую эпоху по своему теологическому смыслу бесконечно важнее возможности получать приказы и инструкции от Имама, что лишний раз доказывает несостоятельность представления об имамате как исключительно идеальном руководстве и попыток заменить его внешне близкой по форме административной моделью в период Большого сокрытия Имама нашего времени, да ускорит Аллах его приход.

Таким образом, становится совершенно очевидным, что в Ночь Определения (Могущества) Святому Пророку ислама Всевышним были переданы ключи к получению (правильнее сказать - извлечению) соответствующих месту и времени аятов, то есть была провозглашена миссия Посланника Аллаха в качестве Пророка Откровения Корана, равно как было определено дальнейшее ниспослание Корана строго в соответствии со сценарием развития исторических событий вокруг него. Это касается в равной степени как «увещевательных» и «законоположительных» аятов, так и стихов, призванных подкрепить религиозные положения ислама иллюстрациями из прошлого (коранические истории о прежних пророках, о наказании отступивших от правильного пути общин, поучительные притчи, и т. д.). Природа этих ключей, то есть характер самого процесса избрания Пророка останется для нас за завесой тайны, хотя при этом Сам Всевышний в Коране говорит о Посланнике как об Избраннике (Аль-Мустафа) , чем мы и должны удовлетвориться, дабы обрести уверенность в том, что речённое Пророком есть не плод его собственного воображения, а ниспосланное Всевышним, как сказано в Коране: «Но он - Славный Коран на Хранимой Скрижали» (85:21-22).

Понятие Хранимой Скрижали (Аль-Лаух аль-Махфуз) также подтверждает изложенную выше гипотезу. В свете вышеизложенного мы рассматриваем священный месяц Рамадан не просто как месяц поста, но как месяц открытия величайшей тайны, прикосновение к которой возвращает человечество в состояние единения со Всевышним Творцом.