Что читается в ночь бараат. Ночь бараат. шариатское решение относительно ночи бараат: это нововведение, которое опирается на недостоверный хадис

15 числа месяца Ша"абан наступает ночь Бараат. Есть ли достоверная информация, как проводить эту ночь, какие дуа читать? Некоторые утверждают, что надо читать 100 ракаатов дополнительных намазов, читать 3 раза суру Йа-син в эту ночь. Но достоверно ли это?

Те кто делает это опираются на этот недостоверный хадис. Сильсиля даифа 2132. إذا كانت ليلة النصف من شعبان فقوموا ليلها وصوموا نهارها Когда наступит ночь середины Шабана, то выстаивайте его ночь в молитве а день проститесь Однако о достоинстве середины ночи Шабана пришел другой достоверный хадис إن الله ليطلع في ليلة النصف من شعبان ، فيغفر لجميع خلقه إلا لمشرك أو مشاحن Сильслиля-сахиха 1563

Примерный смысл таков, что Аллах является в ночь середины месяца Шабан и прощает всем своим творениям, кроме мушрика и мушахина (еретик, нововведенец). Поэтому, когда шейха аль-Альбани спросили о достоинстве середины месяца Шаабан он ответил, что у него есть одно достоинство, и это то, что Аллах прощает в это время грехи всем, кроме мушрика и мушахина. сильсиля худа уа нур 564. Выделять эту ночь и этот день какими то специальными видами поклонения нельзя. И это будет нововведением, даже если это будут узаконенные в своей основе виды поклонения.

Однако если человек обычно молился по ночам, то пусть молится как обычно, если постился середину каждого месяца, то пусть постится и этот день. Такой вывод сделал Мухаммад Саид Раслян, разбирая эту тему на пятничной проповеди. http://www.rslan.com/vad/items_details.php?id=2343

Из хутбы Шейха Усеймина:

«Некоторые из людей возвеличивают ночь из середины месяца Ша"бан, и выделяют её (их) для поклонения, для выстаивания молитв…И так же выделяют эти дни для поста. Однако этому нет никакой достоверной основы в Сунне пророка, صلى الله عليه و سلم.

И не пришло от пророка, صلى الله عليه و سلم, что он выделял эти дни для выстаивания молитв ночью. Однако все эти хадисы выдуманные (мауду"), ложь на пророка, صلى الله عليه و سلم, как об этом передали многие мухаддисы.

И так же дни в середину этого месяца, не выделял их пророк, صلى الله عليه و سلم, для поста.

Да пророк, صلى الله عليه و سلم, много постился в этот месяц. Но не выделял конкретные дни для этого. И нужен довод из Корана или из Сунны для того, чтобы ограничивать или выделять для поклонения место или определенный день.

А на это нет далиля (доказательства) не из Корана не из Сунны..!» (Сильсиля альбабу альмуфтух, запись 222 (б), 23:20)

Постановление относительно празднования середины месяца ша`бан. Хвала Аллаху который сделал для нас религию полной. И завершил для нас все блага. Мир и благословение Его Пророку и Посланнику Мухаммаду Пророку таубы и милости.

После чего:

Сказал Аллах Всевышний:»Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам». (аль Маида 3) И сказал Всевышний:» Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?»(Шура 21).

И в двух достоверных сборниках от Аиши (رضي الله عنها) от пророка (صلى الله عليه و سلم) : «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новоe и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто».

B сахих Муслим от Джабира (رضي الله عنه) ,то что пророк(صلى الله عليه و سلم) говорил в пятничной проповеди: А затем: Поистине, самые лучшие слова - это Книга Аллаха, а лучший путь - это путь Мухаммада (صلى الله عليه و سلم). Худшие же деяния - это нововведения, а каждое нововведение - это заблуждение. И аятов и хадисов в этом смысле много.

И это указывает напрямую, то что Всевышний Аллах сделал полной для этой уммы ее религию и завершил для нее все блага. И Аллах не умертвил своего пророка (صلى الله عليه و سلم) , кроме как после того как он донес до своей уммы и объяснил все, что приписал ей Аллах из слов и дел.

И разъяснил пророк (صلى الله عليه و سلم) то что все что вводят новое после него приписывая это исламу из слов или дел, все это будет не принято (отвергнуто) у того кто ввел это нововведение, даже если его намерение будет хорошим.

И сахабы посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم) знали это постановление, и также ученые ислама после них, Порицали нововведение и остерегали от него (нововведения). Как об этом упомянул каждый кто писал о возвеличивании сунны и порицания нововведения, как ибн Ваддах, Ат-Тартуши, ибн Шама. и другие.

И из нововведений которые ввели некоторые люди: Нововведение празднование ночи середины месяца ша`бан, и обосаблевание этого дня держанием уразы (поста).

И нет на все это довода на который можно было бы опереться. Пришли относительно преимущества этой ночи слабые хадисы, не разрешено опираться на них.

А то что пришло относительно преимущества совершения намаза в эту ночь то все эти хадисы являются вымышленными (мауду`), как на это указали многие из ученых, и придет еще некоторое упоминание их слов с дозволения Аллаха.

И пришло относительно этой ночи предания от некоторых саляфов из проживавших в шаме (нынешняя Сирия, Палестина, Иордания, Ливан, Ирак, и некоторая часть из земель Египта) и других. А что касается того на чем большинство ученых: То что праздновать ее (ночь середины месяца ша`бан) является нововведение (бид`а).

И то что все хадисы пришедшие относительно ее преимущества слабые (да`иф), а некоторые вымышленные (мауду`). И из тех кто напомнил об этом аль-хафиз ибн Раджиб в сваей книге «латаиф аль-ма`ариф» и другие кроме него. А что касается хадисов слабых (да`иф) то дела делаются по ним только в поклонениях основа которых утверждена достоверными доказательствами.

А что касается празднования ночи середины ша`бана то нет этому достоверной основы чтобы можно было склонится к этому при помощи слабых хадисов.

И это правило упомянул имам абу Аль-`Абас шейх уль-ислам ибн Таймия (رحمه الله).

И ученые объединились в том что является обязательным возвращать вопросы в которых разошлись люди к Книге Аллаха и Сунне посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم). И то что они (Коран и Сунна) или один из них постановили закон, является обязательным следование.

А то, что противоречит им (Корану и Сунне) является обязательным отбросить его. И то что не приходит в них (Коране и Сунне) из поклонений является нововведением не разрешено совершать его, преимущественно от того чтобы призывать к этому и одобрять его. Как сказал Аллах Всевышний: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (ан-Ниса 59).

И сказал Всевышний: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом». (аш-Шура 10). И сказал Всевышний: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи»». (аль-`Имран 31).

И сказал Всевышний: «Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (ан-Ниса 65).

И аятов в этом смысле много, а это канонический текст в обязательности возвращения спорных вопросов к Корану и Сунне, и обязательности довольствия их (Корана и Сунны) постановления, и то что это соответствует иману, является лучшем для рабов в мире этом и загробном, и является лучшим возвращением.

Сказал аль-хафиз ибн Раджиб в сваей книге «латаиф аль-ма`ариф»:(А ночь середины ша`бана таби`ины из шама как Холид ибн Ма`дан, Макхуль, Лукман ибн `Амир и др. возвеличивали и усердствовали в поклонение в ней (в эту ночь), и от них взяли люди ее преимущество и возвеличивание, и было сказано то, что до них дошло относительно этого сказание израильское.

А большинство ученых хиджаза порицали это, из них `Ато, ибн аби Мулейка, и это донес `Абдеррахман ибн Зайд ибн Аслям от ученых Медины, и это является высказыванием последователей имама Малика и др., и они сказали все это нововведение (бид`а)… и не известно мнение имама Ахмада относительно ночи середины ша`бана, …) после чего сказал (ибн Раджаб): (Выстаивание намаза ночи середины ша`бана не приходит не чего достоверного относительно ее от Пророка (صلى الله عليه و سلم) и не от его сахабов…). Закончилась желаемое из слов ибн Раджиба.

В этом прямое высказывание от него (ибн Раджиб) о том что нет нечего достоверного от Пророка (صلى الله عليه و سلم) и не от его сахабов (رضي الله عنهم) относительно ночи середины ша`бана.

И каждая вещь не подтвержденная узаконенными доказательствами считать узаконенной; не разрешено мусульманину вводить ее (т.е. эту вещь не подтвержденную узаконенными доказательствами считать узаконенной) в религии Аллаха без разницы один ли он совершает это или в группе. И без разницы скрыл он это или открыто сделал исходя из общих слов Пророка (صلى الله عليه و سلم) :»Если кто-нибудь совершит, какое либо дело не имеющего на него нашего приказа, это будет отвергнуто».

И другие доказательства указывающие на порицание нововведения и предостережения от него.

Сказал имам абу Бакр ат-Тартуши (رحمه الله), в своей книге «аль-хавадис ва аль-бид`а»: « И передает ибн Ваддах от Зайда ибн Масляма, сказал: « Мы не застали не одного из наших шейхов и не одного из наших ученых чтобы они оборачивались на середину ша`бана, и не оборачивались на хадис Макхуля, и не видели ей (ночи середины ша`бана) преимущества над другими.

И было сказано ибн аби Мулейке: «Поистине Зияд ан-Нумайри говорит: « Поистине награда ночи середины ша`бана подобна награде лейлати аль-кадр (ночь предопределения). Он (ибн аби Мулейка) сказал: « Если бы я его слышал и в моей руке палка то я бы ударил его». А Зияд был рассказчик».

Сказал выдающейся ученый аш-Шаукани (رحمه الله) в «аль-фаваид аль-маджму`а»: «Хадис: О `Али тот кто совершит 100 рака`атов в ночь середины ша`бана, читая в каждом рака`ате Фатиху, и «куль хуа Аллаху ахад» (сура ихлас) 10 раз, то Аллах выполнит все его потребности….» и до конца хадиса. Этот хадис вымышленный (мауду`), и в его словах - прямота о том сколько получит вознаграждения выполняющий его - то в чем нет сомнения у человека различающего, относительно его (хадиса) что он вымышленный.

Его (хадиса) передатчики не известные, также по другой цепочке передатчиков вся считается вымышленной (мауду`), и ее передатчики не известны.

И сказал в «аль-мухтар»: «Хадис намаза в середину ша`бана батль (не действителен), то что передает ибн Хибан от `Али: « Если наступит ночь середины ша`бана то выстаивайте (совершайте намаз) ее ночь и держите уразу (поститесь) ее день». То он слабый (да`иф).

И сказал в «аль-лаи»: 100 рака`атов в середине ша`бана с искренностью 1о раз…. Вымышленный (мауду`) и большинство его передатчиков в трех цепочках (иснад), не известные и слабые. Сказал: А 12 рака`атов с искренностью 30 раз, вымышленный, и четырнадцать (рака`атов) вымышленный.

И обольщилась группа из ученых этим хадисом, как автор «аль-ихя» и др. и также из муфассиров (толкователи Корана), и передается намаз этой ночи (ночи середины ш`бана) с разных сторон все они являются не действительны вымышленные… Закончилась желаемое.

Сказал хафиз аль-`Ираки:» Хадис намаза в середину ша`бана, вымышленный на Пророка (صلى الله عليه و سلم) и лож на него.

Сказал имам ан-Навави в книге «аль-маджму`»: « Намаз известный как намаз ра`аиб, а он состоит из 12 рака`атов между ма`рибом и `иша в первую ночь пятницы месяца раджаб и намаз в середину ша`бана 100 рака`атов, эти два намаза являются нововведением (бида`) порицаемые, и не обольщайтесь упоминанием их в книгах «кувату аль-кулюб», «ихьяу `улуму ад-дин», и не хадисом упомянутом в них, так как все это не действительно.

И не обольщайтесь некоторыми учеными которым стало не ясным его положение (намаза) и написали листы о желательности их (т.е. намаз ра`аиб, и намаз в середину ша`бана) так как поистине это ошибка.

И написал шейх имам абу Мухаммад `Абдуррахман ибн Исма`иль аль-Макдиси драгоценную книгу в их опровержение (т.е. намаз ра`аиб, и намаз в середину ша`бана), наилучшим образом выполнил (труд). И слова ученых относительно этого вопроса очень много.

И если начнем приводить все, на чем мы остановились из их слов в этом вопросе, то станет длинною речь, и наверно этого достаточно и в этом довольство для требующего истины.

И из того что предшествовало из аятов, хадисов и слов ученых становится ясным для требующего истину: То что празднование ночи середины ша`бана совершая намаз или другое кроме намаза, и обосабливать его день уразой (постом), порицаемое нововведение у большинства ученых, и нет этому основы в пречистом шариате, наоборот же это из того что было ново введено в ислам после времени сахабов (رضي الله عنهم).

И в этой главе достаточно требующему истину слов Аллаха Всевышнего: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию» и то что пришло в таком же смысле из аятов.

И слов пророка (صلى الله عليه و سلم) : «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». И в том что пришло в этом же смысле из хадисов. И в сахихе Муслим от аби Хурейры (رضي الله عنه) сказал: Сказал посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم):» Не обосаблевайте ночь пятницы выстаиванием (ночного намаза) среди других ночей, и не обосаблевайте ее день уразой (постом) среди других дней, кроме как будет в уразе (посте) держит ее один из вас».

И если бы было обосаблевание чего либо из ночей чем либо из поклонений разрешено, то ночь пятницы была бы первичнее других, так как ее день лучший день поднявшейся над ним солнце. Исходя из достоверных хадисов от посланника Аллаха (صلى الله عليه و سلم).

И когда предостерег пророк (صلى الله عليه و سلم) от обосабливания ее (пятницы) выстаиванием (ночного намаза) среди других ночей указывает это на то что другие ночи из ночей в первую очередь не разрешено обосаблевать что либо из них поклонением кроме как с достоверным доводом указывающем на обосаблевание.

И когда ночь предопределения (лейлату аль-кодр) и ночи рамадана были узаконены выстаивание (ночных намазов) и упорство в этом, указал пророк (صلى الله عليه و سلم) на это и побудил умму на это. И сам это делал как это приходит в двух достоверных сборниках от пророка (صلى الله عليه و سلم) : «Кто выстаивал ночной намаз в рамадане с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершенные им ранее грехи», и: «Кто выстаивал ночной намаз в ночь предопределения (лейлату аль кадар) с верой и надеждой на вознаграждение Аллаха, тому будут прощены совершенные им ранее грехи».

И если бы ночь середины ша`бана, или ночь первой пятницы раджаба, или ночь исра ва ми`радж (ночново восхождения) было узаконенно ее обосаблевание празднованием или чем нибудь из поклонений, то пророк (صلى الله عليه وسلم) непременно бы указал умме на это, или делал бы сам.

А если бы из этого что нибудь и произошло то непременно сахабы (رضي الله عنهم) передали бы умме это и не скрыли бы это от нее. А они (сахабы) лутшие люди и более наставлающие после пророков (عليهم الصلاة والسلام) и да будет даволен Аллах сахабами посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم وأرضاهم).

И ты узнал из слов ученых: То что не преходит не чего достоверного от посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) и не от его сахабов (رضي الله عنهم) относительно предпочтения ночи первой пятницы раджаба, и не в предпочтение ночи середины ша`бана.

И стало известно что празднование их нововведение введенное в ислам. И так же обосаблевание их чем либо из поклонений порицаемое нововведение. И также 27 ночь раджаба относительно которой убеждены некоторые люди то что она лейлату аль-исра ва аль-ми`радж (ночь перенесения и вознесения), не разрешено обосаблевать ее чем либо из поклонений, так же как и нельзя отмечать ее празднованием исходя из предшествующих доказательств, это если бы знали (ее дату), а как же если достоверно из слов ученых что она не известна (т.е. дата леилат аль-исра ва аль-ми`радж)?!

А слова того кто сказал: То что она (т.е. леилат аль-исра ва аль-ми`радж) ночь 27 месяца раджаб,слова не действительны нет им основы в достоверных хадисах, и прекрасно сказал тот кто сказал:

Лучшие дела, которые предшествовали совершенные по прямому пути. А худшие дела новшества нововведения.

И Аллаха прошу чтобы помог нам и всем остальным мусульманам придерживаться сунны и укрепления на ней и предостеречь от того что ей противоречит поистине Он Щедрый.

С небольшим сокращением из «маджму` фатава» шейх `Абдель `Азиз ибн `Абделла ибн Баз.

انتهى بتصرّف واختصار من مجموع فتاوى سماحة الشيخ عبد العزيز بن عبد الله بن باز 2/882

По материалам исламских СМИ

Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». наступает в ночь с 14 на 15 число месяца шаабан (по другой версии – с 15 на 16).

Ночь назвали так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от пребывания без помощи Творца.

Один алим сказал: «Поистине, у ангелов на небе два праздника, как и у мусульман два праздника на земле: праздник ангелов – это ночь Бараат и ночь Кадр (Лайлят уль-Кадр – Ночь предопределения), а праздник мусульман – это Ураза-байрам (Ид аль-фитр) и Курбан-байрам (Ид аль-адха), и праздник у ангелов ночью, потому что ангелы не спят, а у мусульман – днём, потому что они спят ».

Ещё один алим сказал: «Мудрость того, что Всевышний выявил ночь Бараат и спрятал ночь Кадр , потому что ночь Кадр – это ночь милости, прощения и освобождения от Ада . И её Аллах спрятал, чтобы на неё не полагались и не самоуспокаивались. Всевышний выявил потому, что это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удерживания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра. Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, один получает воздаяние, а другого подвергают унижению, одного возвеличивают, а другого лишают величия, один получает вознаграждение, а другой не получает ничего… В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратиться ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Имам Субуки в своих тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а Ночь предопределения (Лайлят уль-Кадр) – грехи всей жизни », т. е. оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь () называют ночью смывания грехов.

Также эту ночь называют ночью жизни из-за хадиса , который передал Мунзирий от Пророка (мир ему и благословение): «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца шабан , не умрёт в день смерти сердец ».

Также эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк (мир ему и благословение) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (мир ему и благословение) попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30. Пророк (мир ему и благословение) попросил в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов) ».

Также её называют ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему ».

Также эту ночь называют ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), где Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт слова Пророка (мир ему и благословение): «О Айша (да будет доволен ею Аллах), разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников ».

Также эту ночь называют ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: «Когда наступает ночь середины шабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрёт от шабана до следующего шабана . Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших , и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтобы он взял его душу ».

В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и непослушания родителям с намерением больше не возвращаться к этим грехам. Иначе всё это будет отдалять нас от бараката (благодати) и ценности Лайлят уль-Бараат .

Священную ночь Бараат надо постараться провести в ибадате, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа , посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: shutterstock.com

В книге “Хазинатуль асрар” в Ривая, сделанном Муджаhидом ибн Аббасом (р.а.), сказано про суннат Бараат ночи следующим образом, что есть суннат намаз, состоящий из ста ракаатов, читается в каждом ракаате один “Альхам” и десять раз “Кьулhу” и после каждого второго ракаата дается салам.

В другом ривая от Аннаса (р.а.) сказано, что надо совершать десятиракаатный суннат намаз, читается в каждом ракаате “Альхам” один раз и “Кьулhу” по сто раз и после каждого второго ракаата, дается салам.

В другом ривая от Василе ибну Асрар (р.а.) говорится, что надо совершить полное омовение, одеть на себя чистую одежду и совершить намаз, состоящий из четырех ракаатов. Читается в каждом ракаате один “Альхам” и по 25 раз “Кьулhу” и после второго ракаата дается салам.

Так же в Бараат ночь, каждому человеку необходимо проанализировать все те поступки, которые были совершены в течение года. И в том случае, если обнаружится нечто противоречащее повелениям Создателя, надо раскаяться и больше к этому не возвращаться. Если вдруг кто-то был обижен вами, то следует помириться, как это подобает братьям. В эту ночь все верующие должны отстраниться от таких вещей, как злоба, вражда, гордость и непослушание родителям. Ведь все это отдаляет нас от бараката (благодати) и ценности Бараата.

Священную ночь Бараат надо постараться провести в бдении, совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, дабы получить от них благословение. Также в Бараат ночь рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

Кроме того, от Посланника Аллаhа (с.т.а.в.) нам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру “Йасин”. Первый раз с намерением продления жизни, второй - для избегания от бед и несчастий, третий - для увеличения благ. Знайте, что счастье и спасение возможно, если жить согласно повелениям Аллаhа (с.т.) и Его Посланника (с.т.а.в.). Пусть в эту ночь Аллаh (с.т.) “оправдает” всех мусульман.

Бисмиллаhи ррагьмани ррагьим. Аллаhумма, йа залманни ва ла йуманну ‘алайhи, йа заль жалали валь икрами, йа затътъавли валь инаьами, ла илаhа илла анта заhра ллажина ва жарал мустажирина ва аманал хаифина.

Аллаhумма ин кунта катабтани (катабтана) аьиндака фи уммил китаби шакьиййан (ашкьияа), ав магьруман (магьрумина), ав матърудан (матърудина), ав мукьтарран ‘алаййа (‘алайна) фи рризкьи фамгьу.

Аллаhумма бифазлика шакьавати (шакьаватана), ва гьирмани (гьирманана), ва тъарди (тъардана), ва икьтара ризкьи (ризкьана), ваасбитни (ваасбитна) аьиндака фи уммил китаби са‘идан (су‘адаа) марзукьак (марзукьина) муваффакьан (муваффакьина) лилхайрати, фаиннака кьулта ва кьавлукал гьакькьу фи китабикал мунзали ‘ала лисани набиййикал мурсали йамгьу ллагьу ма йашау, ва йусбиту, ва аьиндаhу уммул китаби. Илаhи (илаhана) биттажаллил аъзами фи лайлати ннисфи мин шаъбанал мукаррамиллати йуфракьу фиhа куллу амрин гьаким. Ва йубраму ан такшифа ‘анни (‘аина) минал балаи ма аъламу (наъламу), ва ма ла аъламу (наъламу), ва ма анта биhи аъламу, иннака антал ааьаззул акрам.

Ва салла ллаhу ‘ала Саййидина Мухаммадин ва алиhи ва сагьбиhи ва саллам.

Во имя Аллаhа (с.т.), Милостивого ко всем на этом свете и Милосердного только к верующим на том свете!

О Аллаh (с.т.)! Твоя Щедрость меня к Тебе направила, и Твое Милосердие привело меня к Тебе. Я обращаюсь к Тебе с тем, что не является для Тебя тайной. Я прошу Тебя о том, что для Тебя не составляет труда. Ведь для Тебя достаточно то, что Ты знаешь мое состояние, если даже я не обращаюсь с просьбой.

О Тот, в Чьей власти устранить несчастья, Ты сними с меня тяжесть бед и тревог. Нет божества, которому следует поклоняться, кроме Тебя, и далек Ты от любых недостатков! Когда Пророк Йунус обратился к Тебе с мольбой: “Я из тех, кто причинил вред самому себе”, - Ты ответил ему и спас его, и обещал, что также спасешь творящих благо.

О Аллаh (с.т.)! О Обладатель Милости, не нуждающийся в милости кого бы то ни было. О Обладатель Величия, о Тот, в Чьей власти блага всех миров! Нет божества, которому следует поклоняться, кроме Тебя!

Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, Ты защищаешь тех, кто просит у Тебя защиты, и к Тебе прибегают подвергающиеся опасности. Ты тот, к Кому мы стремимся! Если Ты записал меня в Хранимой Скрижали заблудшим, лишенным, изгнанным и бедным, о Аллаh (с.т.), Ты сотри эту запись обо мне заблудшем, лишенном, изгнанном и бедном. О Аллаh (с.т.), и запиши меня в Хранимой Скрижали в числе благонравных, и тех, кому расширены блага, и кому Ты благоприятствуешь в совершении добрых деяний.

Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада (с.т.а.в.), и слово Твое истинно: “Аллаh (с.т.) стирает запись, которую захочет стереть, и записывает то, что Ему угодно. И у Всевышнего Хранимая Скрижаль. О Аллаh (с.т.), ради проявления самой великой Твоей Милости в срединную ночь месяца Шаъбан, отведи от нас беды, о которых мы знаем, и о которых не ведаем. Ведь, воистину, Ты Всевышний, Великий.

Благословение Аллаhу (с.т.) и мир нашему господину Пророку Мухаммаду (с.т.а.в.), его семье (общине) и сподвижникам”.

Ночь Бараат

Ночь с 14 на 15 Ша’бан для мусульман является значимой. Ее еще называют Ночь Бараат, то есть, ночь очищения от грехов и ошибок. Так как в хадисе нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, говорится: «Аллах проявляет свою милость в ночь середины Ша’бана и прощает грехи всем его созданиям, кроме многобожника и того, кто испытывает вражду и ненависть (к другим)». (Ибн Мажах и Табарани) Хафиз Мунзири в книге «Таригиб ва Тархиб» сказал, что цепочка этого хадиса является приемлемой.

Поэтому некоторые ученые говорят, что верующему является желательным в эту ночь усердствовать в поклонении, для того, чтобы встретить эту милость Аллаха. Это также передается от некоторых праведных предшественников (салафы).

Особые виды поклонения, такие как чтение определенных сур Корана (к примеру, трехкратное чтение суры Ясин) или частные молитвы для этой ночи в Сунне не передаются.

Стоит отдельно упомянут намаз Рагаиб.

Намаз Рагаиб

Намаз Рагаиб – это 100 ракаатов намаза, который совершается особым образом в срединную ночь Ша’бана.

Некоторые люди уделяют огромное значение этому намазу и совершают его, а другие распространяют сообщения и картинки, которые, якобы, содержат ценности этой ночи, тем самым призывая других к этому.

Но в вопросе шариата мы должны обращаться к ее источникам и любое наше решение должно быть основано на ее текстах. Поэтому что касается намаза Рагаиб, то учёные говорят, что этот намаз является Бид’а, то есть нововведением.

Имам Навави в книге «Маджму’» говорит: «Молитва известная, как молитва Рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракаатов и молитва срединной ночи месяца Шабан в сто ракаатов – они являются мерзким, порицаемым нововведением.

И не обольщайся упоминаем их в «Кут аль-Кулюб» и «Ихья улум ад-дин» и хадисом приводимом в этих книгах, все это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть, и написали об их желательности, воистину они ошиблись в этом».

(Маджму’ 3/548)

Также Имам Навави в своих «Фатавах» сказал о молитве Рагаиб:

«Это мерзкое нововведение, очень сильно порицаемое, поэтому является обязательным оставить этот намаз, и отвернутся от него. Правитель, да поможет ему Аллах, должен запрещать совершать ее».

Также он сказал: «Она (молитва в ночь Рагаиб) является ложным нововведением, и достоверно известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто ввел в нашу религию, то что не из нее, то оно отвергаемо» . В «Сахихе» приводится: «Кто совершил поступок, о котором нет нашего веления, то он отвергаем» , а в «Сахихе» Муслима: «Каждое нововведение заблуждение» .

(Фатава, стр. 57-58)

Мухаккик шафиитского мазхаба и один из ее самых больших ученых Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в своей книге «Тухфат аль-Мухтаж»: «Молитва известная как молитва Рагаиб и молитва середины месяца Ша’бан мерзкое нововведение. Хадис о ней вымышленный».

Имам Шафии о срединной ночи Ша’бан

Имам Шафии в своей книге «аль-Умм» сказал: «До нас дошло, что дуа принимается в следующие пять ночей: в пятничную ночь, в ночь праздника жертвоприношения, в ночь праздника разговения, в первую ночь Раджаба и срединную ночь Ша’бана».

Примечание :

Основой прощения, как мы видим из хадиса, который был приведен еще в начале нашей статьи, является единобожие человека и отсутствие у него в сердце вражды и ненависти к остальным людям.

Много верующих, сегодня посещают мечеть, совершают благие дела, а может, будут просить и милости в эту ночь. Но они останутся без этой всеобъемлющей милости только из – за того, что они в своих сердцах хранят вражду и ненависть к другим. Очень часто можно увидеть людей, которые порывают родственные связи из-за мелочей, не разговаривают с соседями, враждуют со знакомыми. Эта страшное состояние мусульманина, которое стирает его добрые деяния и лишает его милости Аллаха. Первым делом этому человеку нужно исправить свое положение и очистить свое сердце.

Еще одной значимой особенностью месяца Шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «Ляйлятуль-Бараат» (Ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан (ночь с 19 апреля на 20 мая, 2019 г.) .

Существуют определенные хадисы Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи уа саллям), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божественная милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:

1. Сообщается, что Уммуль-Му"минин Айша (радиаллаху анха) сказала: «Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в очень продолжительном саджда, что я забоялась, не умер ли он. Когда я увидела это, я встала (с кровати) и подвинула его большой палец (чтобы убедиться, что он жив). Палец сдвинулся, и я вернулась (на свое место). Затем я услышала, как он говорил в саджда: «Я ищу прибежища Твоего прощения от Твоего наказания, и я ищу прибежища Твоего довольства от Твоего недовольства, и я ищу Твоего прибежища от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.» После этого он поднял голову из саджда и закончил свой намаз. Он обратился ко мне: «Айша, ты думала, что Пророк предал тебя?» Я сказала: «Нет, О Пророк Аллаха, но я боялась, что твою душу забрали (из этого мира), потому что твой саджда был очень долгим.» Он спросил меня: «Знаешь ли ты, что это за ночь?» Я сказала: «Аллах и Его Посланник знают лучше.» Он сказал: «Это ночь половины Шаабан. Аллах Всемогущий смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости, но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).»

2. В другом хадисе саййидах Айша (радиаллаху анха) сообщила, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий в ночь в середине (месяца) Шаабан прощает большое количество людей - больше, чем количество волосков овец племени Кальб».

Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом Всемогущим.

3. Еще в одном хадисе она передала, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Это срединная Ночь (месяца) Шаабан. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем волосков, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, или на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце (против кого-нибудь), или на того, кто порывает родственные связи, или на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), или на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.»

4. Саййидина Му"аз ибн Джабаль (радиаллаху анху) передает, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Аллах Всемогущий посмотрит на всех созданных Им в срединную Ночь Шаабан и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей или того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина)».

Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает некоторыми малыми техническими недостатками, но если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные алимы, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, некоторые из экспертов по хадисам считали некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно науке по хадисам, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому старейшины уммы постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.

Что следует делать в эту ночь?

Чтобы соблюсти Ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Однако если кто-либо не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:

(а) Намаз. Намаз - самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-либо определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза - такие, как кыйям, руку" и саджда - исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Священного Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.

(б) Тилават. Произнесение Священного Корана - другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Священного Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.

(в) Зикр. Этой ночью следует также совершать зикр (поминание имени Аллаха). Особенно полезен следующий зикр:

Следует произносить салят (дуруд) Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи уа саллям) столько, сколько возможно. Зикр можно также произносить во время ходьбы, лежа на кровати или в другие часы работы или отдыха.

(г) Дуа. Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, это дуа. Есть надежда, что все дуа в эту ночь будут приняты нашим Господом, иншааллах. Дуа само по себе является ибадатом, и Аллах Всемогущий дает награду за каждое дуа вместе с удовлетворением нужд обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за дуа, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Дуа также укрепляют отношения человека с Аллахом Всемогущим, что является главной целью всех видов и форм поклонения.

Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие дуа - те, которые делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям). Эти дуа настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и Следующего. В действительности, дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.

На тему дуа Пророка (салляллаху алейхи уа саллям) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Аллаха Всемогущего в соответствии с ними, произнося дуа на арабском или же перевод их смысла на своем языке.

(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует исполнять следующие действия:

1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с джамаатом в мечети или в своих домах в случае болезни.

2. Следует постоянно произносить зикр, ообенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.

3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.

(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, дуруд шариф и могут обращаться к Аллаху с любой просьбой, которую пожелают, на любом языке. Они также могут произносить арабские дуа, приведенные в Коране или в хадисах с намерением дуа (без намерения тилавата).

(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые факихи считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.

Чего в эту ночь делать не следует?

1. Как говорилось выше, Ночь Бараат - ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Аллаху Всемогущему, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь будет равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе №3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.

2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования Ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое имитирование само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как Ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.

3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.

4. Такие действия поклонения как намаз, произнесение Корана и зикр следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз в джамаате и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.

Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и Его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.

Поэтому Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни саййиды Айши (радиаллаху анха), и поэтому все формы добровольного поклонения (нафль-ибадат) рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.

Пост 15-го шаабана

В день, следующий за Ночью Бараат, т.е. 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых ученых по хадисам имеются определеные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины месяца Шаабан, имеют особые достоинства, и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) постился большую часть дней в Шаабан. Большое количество старейшин (саляфов) уммы держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.

Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.