Что такое бояре определение по истории. Кто такие бояре и дворяне? Смотреть что такое "боярин" в других словарях

Кто такие бояре? Это высшее сословие, которое существовало на Руси с 10 по 17 век. К привилегированному классу относились также великие и удельные князья.

Возникновение боярства

В иерархической лестнице бояре занимали ведущую роль сразу после великого князя, участвовали наряду с ним в управлении государством.

Данное сословие выделилось в 9 веке, когда началось становление Древнерусского государства. Среди них в течение 10-11 веков отдельно существовали княжеские и земские бояре. Первых еще называли княжими мужами, а вторых - градскими старцами. Именно последние являлись потомками родоплеменной знати. Когда в 11 веке княжих мужей наделили землей, они слились с земскими боярами, став единым сословием.

Князья и бояре в делах государственных в 12-15 веках

Так как бояре являлись вассалами князя, в их обязанности входила служба в его войске. Но было у них и много привилегий: имели право на отъезд к другому князю; и господство на территории своих вотчин; своих вассалов.

Раздробленность Руси, происходившая в 12-15 веках, повлекла за собой ослабление княжеской власти. При этом произошло усиление экономической мощи боярского сословия, рост его политического влияния.

Например, на территории Галицко-Волынского княжества и на Новгородских землях в 13 веке бояре взяли в свои руки решение государственных дел, которое осуществлялось на так называемых советах. Из-за сильного влияния данного сословия Черниговское, Полоцко-Минское, Муромо-Рязанское княжества не имели могущественной княжеской власти.

Соперничество князей с боярами-вотчинниками

Чтобы ослабить влияние бояр-вотчинников, князья прибегали к помощи служилых бояр и дворян.

Когда начиная со второй половины великокняжеская власть стала вновь усиливаться, появились так называемые путные бояре. В их полномочия входило управление отраслями дворцового хозяйства.

Кто такие бояре путные? Это конюший, сокольничий, чашничий и т.д. Также к ним относились воеводы, в управлении которых находились отдельные территории, отошедшие им в кормление.

Образование повлекло за собой ограничение прав бояр, которое заключалось в сужении рамок иммунитета, стеснении и отмене к концу 15 столетия права отъезда к другому князю. Социальный статус сословия изменился.

Распределение власти в 15-17 веках

Кто такие бояре начиная с 15 века? Теперь это высший чин среди служилых людей по отечеству. Наличие такого звания означало то, что человек мог участвовать в деятельности это давало право считаться высшим думным чином. Бояре, как правило, теперь находились на главных административных, судебных и военных должностях, стояли во главе приказов.

Бояре-вотчинники, продолжавшие сопротивляться режиму образовавшегося централизованного государства, лишились многих социально-экономических и политических привилегий. Всяческие протесты и выступления незамедлительно подавлялись. Боярская аристократия сильно пострадала от опричнины Ивана IV.

С приходом на престол Романовых распределение влияния среди сословий сильно изменилось. Теперь экономически окрепли служилые бояре и дворяне 17 века, тогда как многие знатные династии пресеклись. Именно по этим причинам постепенно стало наблюдаться исчезновение сословных различий между боярством и дворянством. А когда поместное и вотчинное землевладение, согласно приказу 1714 года, объединилось, их и вовсе негласно объединили в понятие «помещики». Позднее этот термин модифицировался в слово «баре», или «барин».

В 1682 году местничество отменили, и теперь бояре все меньше участвовали в государственных делах. А в начале 18 века Петр I и вовсе отменил звание боярина.

Жизнь бояр и дворян

Дворяне и бояре 17 века в России, как уже упоминалось ранее, стали объединяться в одно сословие.

Если говорить о быте, то по оставшимся артефактам тех времен можно сделать вывод, что в дворянских и боярских усадьбах было много оружия и серебряных вещей, дорогостоящих украшений и предметов интерьера. К 17 веку многие усадьбы превратились в феодальные замки, в которых могло жить от 60 до 80 человек.

Появление первых поистине шикарных по тем временам поместий относится к 10-11 векам. Постепенно часть из них в процессе различных реформ разорялась. Хозяева запускали свои усадьбы. Но представители предприимчивых родов, сумевших сохранить богатство и территории, к 16-17 векам обнесли свои поместья высокими стенами, превратив их в настоящие замки.

Быт бояр и дворян в 17 веке

Постепенное проникновение европейской модели жизни в материально обеспеченные сословия привело к повышенной заботе о комфорте жизни. А как иначе понять, кто такие бояре и дворяне? Высшие материально обеспеченные сословия показывали это, как только могли: стали на столах появляться разнообразные столовые приборы и салфетки, индивидуальная посуда и скатерти. Теперь каждый член семьи имел отдельную комнату. Особенно богатые династии использовали посуду из фаянса, олова и меди.

Представители известных фамилий того времени (Голицыны, Нарышкины, Одоевские, Морозовы и др.) украшали свои большие каменные дома по последнему слову европейской моды: на стенах дорогие обои, ковры и кожа; зеркала и картины; большое количество источников света, в частности люстры и декоративные свечи.

Как хозяева, так и слуги одеваться стали на европейский манер: легкие дорогие ткани, свободный покрой, украшения из золотого и серебряного шитья и драгоценных камней. Несмотря на то что европейские платья были скорее исключением, нежели постоянным явлением в России 17 века, привилегированные сословия во многом стали следовать веяниям западной моды.

Еще одним новым элементом жизни обеспеченных бояр и дворян стали хобби. Игра в шахматы, посещение концертов и другие развлечения стали неотъемлемой частью жизни богачей. Они передвигались на легких экипажах с рессорами и слугами на запятках, носили парики, а мужчины стали брить лицо.

Посадская верхушка жила скромнее. Представители ее одевались в суконное платье, мебель и посуда не были такими дорогими. Но и в их жизни налицо было стремление к комфорту. В комнатах можно было увидеть картины, часы, зеркала. Прием гостей осуществлялся в специальных парадных залах.

Дворяне старались копировать царские покои, конечно, не с царским лоском, но все же. В их хоромах появились окна со слюдой, мебель, изготовленная из резного дерева, ковры на полах.

Кто такие бояре в Валахии и Молдавии?

На территории Валахии и Молдавии этот феодальный класс сложился в 14 веке. Внутри него наблюдалась определенная классификация. Родовые бояре были владельцами баштин (вотчин), а поместные - жалованных поместий. С течением времени различия между ними стали стираться. В составе бояр независимой Румынии 19 века появились выходцы из крупных купцов и чиновников. На этих территориях ликвидация бояр как класса произошла только 22 марта 1945 года в процессе реализации закона об аграрной реформе.

Термины "бояре" и "дворяне" в учебнике истории

Кто такие бояре и дворяне? Определение по истории дает четкий и краткий ответ на этот вопрос.

Дворяне — представители привилегированного сословия, возникшего в феодальном обществе.

Бояре — представители высшего слоя существовавшего с 10 по 17 веках на территории Киевской Руси, Московского княжества, Болгарии, Молдавского княжества, Валахии, с XIV века в Румынии.

Русского средневекового боярина легко представит себе любой читатель: дородный, в неуклюжей парчовой шубе (даже если в комнате жарко натоплено или на дворе лето), в высокой меховой шапке, исступленно спорящий о месте за столом, вставляющий в свою речь то «дондеже», то «иже», то что-то вроде «должно-ть так, надежа-осударь»… Сколько таких бояр мы видели на теле- и киноэкранах и театральных подмостках! Куда хуже знает бояр специалист. Мы до сих пор не можем достоверно сказать даже, что означает этот… загадочный термин «бояре»

Существует не одна гипотеза о его происхождении. Искали славянские корни - то от «бой» (тогда выходит, что боярин - воин), то от «болий», то есть большой, ведь у южных славян слово звучит как «болярин». Предполагали корни тюркские и скандинавские. Ни одна из гипотез не доказана, но ни одна полностью и не опровергнута. А ведь известно: чем гипотез больше, тем меньше вероятности, что хоть одна из них справедлива. Ясно только, что слово это не общеславянское: встречается у южных и восточных славян, но его нет у западных.

На Руси бояр впервые упоминает договор князя с , заключенный около 911 года. Но потом о боярах не слышно примерно полтора- два века. В чем дело? Давно высказано предположение, что «бояре» - слово болгарское, а перевод византийско-русского договора на славянский язык делал болгарин и употребил привычное слово. Только в XII веке в статьях Пространной Русской правды мы встречаем отдельные косвенные упоминания бояр: в кодекс попали боярские холопы, боярские рядовичи (мелкие слуги-администраторы), боярские тиуны (управители).

Увы, не только происхождение термина «бояре», но и его смысл нельзя определить однозначно: ведь в разное время и на разных территориях так называли подчас весьма непохожие общественные группы. Богатые и знатные вельможи в средневековой Руси - бояре; в Молдавии в XVII веке - все феодалы, мелкие и крупные; в великом княжестве Литовском панцирными и путными боярами называли даже военных слуг, занимавших промежуточное положение между шляхтой и крестьянами. Но… вернемся к Руси.

Прежде чем двинуться вглубь веков, обратимся к единому государству, к XV-XVI векам. И сразу убедимся, что бояре - и здесь термин многозначный. В узком смысле слова это высокопоставленный служилый человек, получивший чин боярина, заседающей в Боярской думе. Бояре были не только в Думе великого князя (а затем царя), были свои бояре и у удельных князей, у митрополита, у некоторых архиепископов. Разумеется, и общественный вес их был неодинаков. После ликвидации удельного княжества удельный боярин обычно уже не входил в общерусскую Думу, терял «боярство». В общерусской Думе кроме бояр заседали и окольничие (ранг пониже), а с середины - второй половины XVI века - «думные дворяне». К ним ко всем порой также применялось название «бояре». Как установил А. А. Зимин, когда в ту пору говорили, что решение приняли «все бояре», имели в виду и окольничих, и думных дворян.

Сколько же было этих «всех бояр»? В общем, не так уж много. В удельные времена княжеские думы состояли из трех-четырех человек. Невелика была сначала и Дума единого государства. Когда в 1505 году вступил на престол Василий III, ему от отца осталось пять бояр и пять окольничих. Правда, в начале шестидесятых годов XVI века Боярская дума на недолгий срок невероятно разрослась - до 40 бояр и 16-18 окольничих, но к концу царствования в ней всего два с половиной десятка человек - 12 бояр, 6 окольничих и 7 думных дворян. Впрочем, в XVII веке Дума постоянно росла. Например, в 1678 году в ней числилось 42 боярина, 27 окольничих и 19 думных дворян.

Кроме этого узкого значения слова, существовало и другое, пошире. Откроем Судебник 1497 года, первый свод законов единого Русского государства. В статье «О землях суд» читаем: «А взыщет боярин на боярине…». В аналогичной статье Судебника 1550 года - та же формулировка. В судебных делах, спорах с соседними землевладельцами, черносошные крестьяне часто жалуются, что сосед хочет «ту твою государеву землю обоярити». Итак, вырисовывается еще одно значение загадочного термина - всякий землевладелец-вотчинник. Причем отнюдь не только крупный. Мы знаем по источникам множество вотчин, размеры которых ничтожны: одна-две деревни, а в деревне по два-три, а то и по одному двору. Именно этот смысл слова «боярин» привел, в конце концов, к тому, что всякого и вотчинника, и помещика стали называть барином, то есть тем же боярином. (К слову интересно выделялись ли средневековые бояре какими-то чисто внешними атрибутами престижа. Ведь, например, престижные часы Guess купить в Украине несложно в наше время, а какие были атрибуты престижа в те времена. Вполне возможно что та самая меховая шапка, носимая боярами и зимой и летом.)

Так о каких же боярах идет речь в этой статье? О боярах в научном значении этого слова, о крупных землевладельцах, происходивших из тех родов, которые зачастую «бывали в боярах», занимали боярские должности - наместников в больших уездах и городах, воевод, послов и посланников и т. д.

Но сразу же мы наталкиваемся на одно существенное различие уже внутри самой Руси. Нам хорошо известны новгородские бояре. Это наследственная замкнутая каста. Новгородским боярином нужно было родиться, им нельзя стать.

Характерна ли такая наследственность боярства для других русских земель? Обратим внимание на то, что новгородские бояре (вероятно, в какой-то степени еще и полоцкие) были независимы от княжеской власти, хотя и зависели (по крайней мере, новгородские) от веча. Встречается даже термин «земские бояре»: они упомянуты в Новгородской летописи под 1344 годом. В остальных же землях Руси бояре - всегда верхушка княжеской дружины, блистающее окружение князя, те, с кем князь «думает» о «строе земленем», то есть о делах страны. Не случайно в русском свадебном обряде жениха и невесту называют князем и княгиней, а гостей - боярами. «Бояре» и здесь выступают не сами по себе, а как окружение «князя». Особенности же новгородского боярства, вероятно, связаны со спецификой новгородского политического устройства - республиканского.

Бояре-дружинники не сразу стали землевладельцами. Первоначально этот верхний слой военных слуг князя жил за счет военной добычи и сбора дани. Когда же… боярские села появились на Руси?

Большинство ученых относят зарождение боярской вотчины в Приднепровье и Новгородской земле к XI-XII векам. Та же часть Русской земли, где впоследствии сложилось Русское государство, территория Волго-Окского междуречья, в XI и даже в XII веке была еще далекой периферией страны. Но с середины XII века и здесь, в Северо-Восточной Руси - в Ростовской, Суздальской, Владимирской землях, начинают упоминаться в летописях боярские села.

Страшное Батыево нашествие в тридцатых годах XIII века было бедствием для всей страны, в том числе для феодалов. Бояре-дружинники гибли вместе с князьями в кровопролитных битвах, при осаде городов: ведь они были профессиональными воинами. По родословным московских боярских семей XV-XVI веков легко заметить: большинство из них уходит своими корнями не глубже рубежа XIII-XIV веков. Те же бояре, кто знают своих предков, живших до Батыева нашествия,- пришельцы из других земель Руси, чаще всего из Новгорода, куда не дошли войска Батыя.

Вероятно, вражеское нашествие искусственно прервало в тридцатых годах XIII века уже начавшийся процесс складывания боярских вотчин - первые феодалы были просто истреблены. Но во второй половине XIII века этот процесс начался заново, а к XIV веку можно уже отнести расцвет боярского землевладения на северо-востоке Руси. Боярские вотчины были сначала невелики - своеобразные небольшие подсобные хозяйства для княжеских вассалов и слуг. Ведь в стране господствовало натуральное хозяйство, и потому не нужно было производить сельскохозяйственные продукты на рынок, зато необходимо иметь свое село, которое избавляло бы от закупок зерна и мяса, масла и молока. Покупать на стороне приходилось только заморские деликатесы и виноградные вина. И вотчина более крупная была первоначально просто не нужна.

Как бояре стали землевладельцами? Как «ничья», «божья» земля, земля общинная превратилась в частную собственность отдельных лиц? На этот вопрос мы никогда не сможем ответить окончательно, точно. И на то есть объективная причина: мы узнаем из источников о земельной собственности тогда, когда она уже сложилась, когда земли, принадлежащие феодалам, продаются, покупаются, когда их завещают наследникам или дарят.

И все же кое-какие основания для предположений у нас есть. Мы знаем, как складывалась земельная собственность в Новгороде, где бояре получали свои земли как пожалование от веча или покупали их у общин. Мы знаем, как образовывались владения монастырей: их дарили князья. Есть упоминания в некоторых родословных о том, что князья жаловали земли и боярам. Вероятно, большинство вотчин Северо-Восточной Руси - результат княжеских раздач. Именно «сверху» возникало боярское землевладение.

И, быть может, поэтому-то русский боярин был куда теснее связан со своим государем, чем западноевропейский барон, и значительно меньше такого барона связан со своими земельными владениями. Этот факт отразился даже в характере фамилий знати: фамилии французских и немецких дворян произведены, как правило, от названий их (при помощи предлогов «де» и «фон»); большинство же фамилий русских нетитулованных бояр происходит от имен или прозвищ их предков.

Многое было уже как бы запрограммировано тем, что своим существованием боярские вотчины обязаны великокняжеской власти: сравнительно раннее возникновение единого государства, суровость, подчас большая деспотичность, чем в других странах Европы, великокняжеской, а затем и царской власти.

При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…

Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?

Значение слова «боярин»

Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков.

Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюрского языка и означает знатный, богатый муж.

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.

В любом случае ясно одно - вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.

Бояре на Руси

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?

По определению, бояре - это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.

Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.

Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

Бояре введенные и путные

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.

На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

Земские бояре

Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.

Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие - дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, - не совсем. И в этом стоит разобраться.

В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе.

Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись.

С XVI века звание «боярин», которое с конца XII могло только передаваться по наследству, вновь становится чином для «служилых людей», автоматически дававшим право его владельцу посещать заседания Боярской думы.

Боярские чины

  • Боярин и слуга - чин соответствовал положению Первого министра и являлся высшей наградой за государственную службу.
  • Боярин и оружейничий - появился в 1677 году. Обладатель чина ведал царской оружейной комнатой, а вместе с ней и приданными мастерами и художниками.
  • Боярин и конюший - в ведении боярина находились все конные заводы и конюшни. К тому же к части конных заводов могли приписываться целые волости.
  • Боярин и дворецкий - владельцу чина подчинялись все служители, состоящие при дворе. В его обязанности входило управление Приказом Большого Дворца, то есть, он контролировал все статьи внутридворовых доходов и расходов. Помимо того, боярин, владеющий этим чином, был главным судьей, и распоряжался всеми землями, с которых дворец получал доход.

Вытеснение боярства

К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции.

Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.

Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.

Чем отличается боярин от дворянина

  • Изначально бояре принадлежали к высшим слоям знати, владеющей собственными землями и обладающей на своей территории большой властью. Дворяне же были выходцами из младшей дружины и служили лишь за право пользоваться землей и закрепленными за ней крестьянами (до XV века).
  • Боярская служба была добровольной. При желании боярин мог перейти от одного князя к другому. Дворяне же, призванные на службу к князю, могли покинуть ее лишь с его разрешения.
  • Вплоть до начала «петровского периода» бояре оказывали гораздо большее влияние на государственное управление, нежели дворяне, сословие которых стало заметным лишь к XV веку.
  • Вплоть до начала XVII века в феодальной иерархии боярам отводилось главенствующее положение.

Последние бояре на Руси

Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий.

История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина - князя И. Ю. Трубецкого.

БОЯРЕ, представители высшего слоя общества в Древнерусском государстве, русских княжествах и землях, Русском государстве, России в 10 - начале 18 века; высший чин в Боярской думе с 15 века. Этимология слова «бояре» и история бояр периода 10 - начала 13 века остаются спорными, преобладает мнение о заимствовании слова «бояре» из тюркского дунайско-болгарского языка через старославянский язык в форме «болярин» со значением «знатный, богатый человек». В нарративах 11-12 века, по преимуществу переводных (в том числе в текстах по библейской и византийской истории), доминирует форма «болярин» с дополнительным значением - «властель», представитель власти. Эти бояре составляли окружение носителей верховной власти - «старозаветных» царей и византийских императоров. Такое понимание слова «бояре» закрепилось в древнерусском обществе и внедрилось в систему понятий, обозначавших его социальную иерархию. С рубежа 11-12 века в летописных памятниках бояре упоминаются как в синхронных сообщениях, так и в известиях о более ранних событиях на Руси, относившихся к концу 10 века. Со 2-й четверти 12 века и особенно в 13 веке слово «болярин» довольно широко использовалось в летописях и других нарративах, светских и церковных законодательных текстах, в документах (актах) при описании норм права и событий в Древнерусском государстве. С 13 века в источниках преобладает форма «боярин».

В современной российской историографии сложились две основные точки зрения в отношении бояр 10 - начала 13 века. Сторонники первой (И. Я. Фроянов и др.) видят в них родоплеменную знать, противостоявшую князю и старшей дружине («княжим мужам») и являвшуюся социально-политическим ядром «городов-государств», вступавших с князьями в договорные отношения. Бояре возглавляли государственно-политические институты «городов-государств», занимая должности посадников (по крайней мере, в ряде подобных городов) и тысяцких.

Согласно второй точке зрения, бояре были связаны с княжеской властью, составляя с «княжими мужами» старшую дружину и высший, привилегированный слой судей-управителей, обязанных князю военной и другими службами. При этом одни исследователи (А. А. Горский и др.), представляющие вторую точку зрения, датируют интеграцию бояр в систему связей с князем-сувереном рубежом 10-11 века и утверждают, что должности посадников и тысяцких первоначально замещались боярами путём княжеских назначений, а территориально-владельческие связи бояр были совместимы с их включением в окружение князя. Другие учёные (М. Б. Свердлов и др.) относят интеграцию бояр (родоплеменной знати) с «княжими мужами» в одну сословную группу бояр ко 2-й трети 12 - 1-й трети 13 века. И те и другие видят основы такой интеграции в развитии земельной, «феодальной» собственности (вотчин) на селе, преуменьшая (а порой, не принимая во внимание) значение вотчинной собственности бояр в городах. Но изначально именно городского дворовладения бояре определяли их территориально-сословную сплочённость (тема разработана В. Л. Яниным и его школой применительно к Новгороду).

Раздробление древнерусского государства со 2-й трети 12 века на ряд княжеств (и их последующее дробление на более мелкие княжества) и земель способствовало росту региональных особенностей в положении бояр. В Новгородской земле (с 1136 года Новгородской республике) с рубежа 11-12 веков бояре контролировали институт посадничества, которое в 13-15 веках непрерывно реформировалось под воздействием борьбы между кланами бояр, противоречий между городскими концами, частых восстаний, а также под влиянием взаимодействия с великокняжеской властью. Во 2-й трети 12 века бояре стали главной общественной силой, в том числе в отношениях с князьями. К концу 13 века в Новгороде оформился совет господ, куда входили бояре. Не позднее 2-й трети 14 века под контроль бояр перешёл также институт тысяцких. Реформы начала 15 века превратили социальный и государственно-политический строй Новгородской республики в олигархию бояр. В Галицко-Волынском княжестве 13 века бояре являлись влиятельной политической силой при относительно сильной княжеской власти и сохранили свой статус после 1239-40 годов. Тогда и позднее под боярами здесь понимали не только элитные группы нетитулованной знати, но и более широкий круг привилегированных земельных собственников, обязанных нести военную службу. Сходной была эволюция бояр в других русских княжествах, аннексированных в конце 13 - начале 15 века Великим княжеством Литовским. Не позднее 2-й трети 15 века название «бояре» закрепилось там за средними и мелкими землевладельцами, обладавшими некоторыми привилегиями и обязанными государству военной службой. В Северо-Восточной Руси на эволюцию отношений бояр с князьями (великими и удельными) повлияла совокупность факторов. В результате политической борьбы 1174-75 и 1212-18 годов произошло ослабление бояр старых политических центров (Ростов, Суздаль) и относительное усиление власти великого князя владимирского. Установление зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды, ордынские набеги 13-15 веков (в особенности до 1430-х годов), а также пандемии привели к физическому уничтожению большинства старых боярских родов (в 16-17 веках родословная очень немногих фамилий восходила к домонгольскому времени и даже к концу 13 века; одно из исключений - Шимоновичи-Воронцовы-Вельяминовы). Во 2-й половине 14-15 века пополнение бояр шло за счёт низких слоёв «свободных» вотчинников, попадавших на княжескую службу. Имелись различия в положении «старых» и «новых» бояр не только по происхождению, но и по местоположению их вотчин. Уже с 14 века под боярами в Северо-Восточной Руси понимали не только элитную группу нетитулованной знати (выходцы из неё входили в совет при князе, занимали высшие посты в системе управления и княжеского хозяйства, смотри Кормление), но и более широкие слои привилегированных, обязанных военной службой вотчинников, соучаствовавших в управлении податным людом в качестве мелких кормленщиков. И тех и других бояр сближали право (обязанность) несения военной службы и соучастия в управлении, право на свободный отъезд к другому князю (постепенно сужавшееся к концу 15 века), характер вотчинного землевладения (существовала «боярская земля» наряду с княжеской, церковной и другими землями), наличие, хотя и в разном объёме, судебного и финансового иммунитета, принципы выделения отдельных бояр в элитарные или локальные микрогруппы (выделялись лица, именовавшиеся с отчеством на «-вич» и обладавшие семейным статусом, т. е. состоявшие в браке или вдовцы).

Ликвидация института тысяцких с конца 14 века в большинстве княжеств означала устранение прежних элементов организации бояр. Новые способы организации реализовались в структурах Государева двора. Он вобрал в себя служилое боярство и менее статусные слои. Со 2-й трети 15 века совокупность сословных групп двора описывалась в источниках как «бояре и дети боярские» (в 12-13 веках как «бояре и дворяне», в конце 13 - начале 15 века как «бояре и слуги вольные»). Облагораживание малостатусных слоёв (что и зафиксировали изменения в терминологии) означало также постепенное закрепление термина «бояре» за высшими слоями элиты.

С середины 15 века под боярами понимали почти исключительно членов Боярской думы, а также лиц, принадлежавших к элитарным группам нетитулованной, а позднее и титулованной знати, вошедшей в состав двора великого князя московского Ивана III Васильевича в большом количестве в качестве территориально-клановых сословных групп служилых князей. С конца 15 века бояре - лица, пожалованные чином «боярин», а также лица, обладавшие правом боярского суда по должности, занимаемой ими в центральных органах власти, в княжеском хозяйстве или местном самоуправлении (наместники). Чин «боярин» не был наследственным. В 16-17 веках бояре являлись высшим правящим слоем в Русском государстве, составляли вместе с другими думными чинами и рядом высокостатусных групп двора «политическое сословие» при великих князьях московских, а затем царях. Они обладали значительной земельной собственностью и дворами-резиденциями в Москве и других городах, имели самое высокое материальное и денежное обеспечение, занимали высшие посты в государственном управлении, при военных и дипломатических назначениях, были необходимой, естественной средой дворцовой жизни царей. До конца 17 века соперничество разных кланово-родовых «дворцовых партий» бояр, занимавших различные позиции в вопросах престолонаследия (конец 15 века, середина и конец 16 века), внешней и внутренней политики, являлось одной из ключевых составляющих политической борьбы в Русском государстве.

В более широком плане в историографии под боярами понимают совокупность титулованных и нетитулованных фамилий, члены которых традиционно входили в состав Боярской думы в качестве бояр или окольничих. В 16 веке было свыше 75 подобных фамилий (из них около 50 - титулованные княжеские роды). В 17 веке при значительном обновлении генеалогического состава и увеличении численности бояр и окольничих число этих фамилий сократилось до 45-50 (на долю титулованных родов пришлось свыше половины).

Бояре, как и сословная иерархия 16-17 века, перестали существовать в годы реформ царя Петра I. Последнее пожалование в чин «боярина» состоялось в 1712 году.

В 16-17 веках крестьяне и холопы называли боярами помещиков и вотчинников. Слова «барин», «баре», произошедшие от слова «бояре», имели широкое хождение в 18-19 веках, употребляются и поныне.

Боярами называлась также привилегированная сословная группа землевладельцев в Молдавском и Валашском княжествах, а затем в Румынии (румынский boerii), сложившаяся в 13-14 веках. В Средневековье она разделялась на родовых, владевших баштанами (отчинами), и поместных, владевших мошиями (поместьями). Ликвидирована в ходе аграрной реформы 1945 года.

Лит.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в северо-восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975; Назаров В. Д. «Двор» и «дворяне» по данным новгородского и северо-восточного летописания (XII-XIV в.) // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981; он же. Новгородские посадники. 2-е изд. М., 2003; Crumey R. О. Aristocrats and servitors: the boyar elite in Russia, 1613-1689. Princeton, 1983; Завадская С. В. «Болярин» - «боярин» в древнерусских письменных источниках // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М., 1986; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половина XV - первой трети XVI в. М., 1988; Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 годы). СПб., 1992; Фроянов И. Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003; Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

Уже в древнейших памятниках нашей истории мы встречаем свидетельство о существовании особого правительственного класса, или круга людей, которые были ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди наз. боярами , а иногда дружиною князя , и составляли его обычный совет, с которым он думает об устроении земли. Вместе с княжескою властью, имеющею государственный характер, является и специальный военный класс - княжеская дружина, княжеские мужи. Это был класс населения более близкий к князю, что доказывается и большею, положенною в Русской Правде за убийство княжа-мужа, т. e. дружинника, вирою. Такое положение дружинника было и источником его богатства, и дружинники были вообще богаче остального населения за исключением немногих особенно богатых гостей. Дружина в свою очередь делилась на старшую и младшую, которые имели и свои подразделения. Старшая была близка к князю, но из этой старшей дружины выделялось несколько человек, особенно важных, близких к князю. Старшая дружина известна под именем бояр. Общим названием их первоначально было огнищане , впоследствии за ними утвердилось название княжих мужей , и наконец, просто бояр. Слово боярин обозначало вообще влиятельного в земле человека, нарочитого мужа; лучшего в том смысле, как это слово употребляет летопись, говоря о древлянских послах к кн. Ольге: "Лучшие мужи (их выбрано было 20), иже держаху Деревскую землю". Боярином был не только старший дружинник, но, вероятно, и богатый человек, преимущественно землевладелец, крупный хозяин. Между боярами была разница, но лишь бытовая, сходная с делением людей вообще на лучших, средних и худших. В летописях иные бояре называются лепшими, великими и т. п.; иных бояр летопись презрительно называет боярцами, хотя здесь презрение может относиться не к их положению, а к их поступкам. Могли быть бояре и подчиненные один другому; так, в Патерике печорском рассказывается, что Шимон Африканович отправил своего боярина Василия; и видно, что этот боярин был лицом, подчиненным Шимону, а следовательно, и низшим, чем он. Происхождение лиц, составлявших княжескую дружину, не имело существенного значения; более важны были личные качества. В понятиях народа, даже в позднейшие времена, когда сословный строй более окреп в Русском государстве мыслим был дружинник и попович, и гостиный сын; известны примеры бояр и поповых внуков и от племени смердья. Могли быть в дружине и чужеземцы, даже из такого народа, с которым Русь была всегда в войне, например печенеги: печенежин Илдея был на службе у князя Ярополка и в великой чести. Князь хлопотал лишь о числе подходящих ему дружинников, так как силою дружины всегда и везде определялось значение, "честь" государей. Но в X - XII в. княжеская дружина главным образом все же должна была набираться из детей самих дружинников. Сын заслуженного дружинника заранее располагал в свою пользу князя, который мог дать ему место в своей дружине по отечеству, т. e. сообразно со значением отца. Пожалование по отечеству, как известная формула, проходит через всю древнюю историю. Предполагалось, что сын достоин своего отца.

Из лучших людей среди жителей каждой земли и из высших членов княжеского двора дружинников и образовывался класс бояр. Лучшие люди наз. земскими боярами в противоположность боярам княжеским, княжим мужам . Лучших людей летопись иногда наз. "старейшины градские" или "людские". При Владимире св. "старцами" или "старейшинами" наз. лучшие земские люди (бояре), так как летописец словом "старци" переводит латинский термин - "senatores"; иногда летописец означает словом "старцы" всех членов княжеской думы (т. e. бояр, по преимуществу). Можно утверждать, что восточные славяне издревле имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu, seniores, кметы и др. терминами. Этот класс везде образуется из людей высших по родовому старшинству (происхождению, отчего члены его и наз. старейшинами), по власти в своем обществе (члены его "держать землю"), и наконец, по высшей экономической состоятельности (термин "лучшие люди" в последующей истории означает людей более богатых).

Пока новое правительство, князь с дружиной, не укрепилось и нуждалось в помощи городской знати (старейшин, княжих мужей), из которой оно само вышло, обе общественные силы стояли очень близко друг к другу. Весь Х в. они действуют дружно и очень похожи одна на другую, вместе воюют и торгуют, вместе обсуждают в думе князя важнейшие вопросы законодательства. Но потом обе эти силы, столь родственные по происхождению, расходятся все больше и больше. Это взаимное удаление обнаруживается с половины XI в. при детях Ярослава; оно было подготовлено разными обстоятельствами. Княжеское правительство устраивалось и, укрепившись в административном и военном отношении, стало меньше нуждаться в содействии городового управления и городовых полков. Княжение Владимира, когда городские старейшины так часто появлялись в княжеском дворце рядом с боярами, было временем самой напряженной борьбы со степью. Тогда киевское правительство всюду усиленно искало ратных людей. Но страшное поражение, нанесенное Ярославом печенегам в 1036 г. под стенами Киева, на некоторое время развязало руки правительству с этой стороны. В то же время стало заметно расширяться политическое и экономическое расстояние между княжеской дружиной и городской аристократией. Служебные преимущества все более и более сообщали первой значение дворянства, низводя последних в положение простых мещан. Торговые успехи распространили в стране значительный оборотный капитал, подняли денежные доходы правительственного класса насчет дохода натурой и ослабили его непосредственное участие в торговых операциях городов. Появление у бояр привилегированной земельной собственности, признаки которой становятся заметны с XI в., еще более удалило этот класс от городского общества, владевшего торговым капиталом. Благодаря разным преимуществам, служебным, личным и хозяйственным, принадлежавшим не всем членам дружины в одинаковой мере, слово боярин с течением времени перестало быть синонимом княжа мужа и получило различные специальные значения в разных сферах жизни. Получив более тесное значение при княжем дворе, звание боярина расширилось вне правительственной сферы: на языке частных гражданских отношений боярами независимо от придворной иерархии назывались все служилые привилегированные землевладельцы и рабовладельцы по тесной связи тогдашнего землевладения с рабовладением. Таким является боярин в Русской Правде, и с таким же значением проходит это слово по памятникам нашего права до самого XVIII века. Рабовладение было юридической и экономической основой боярской вотчины. Частное привилегированное землевладение в древней Руси развилось из рабовладения. Вотчина частного владельца юридически и экономически зарождалась из того, что рабовладелец сажал на землю для ее хозяйственной эксплуатации своих холопов; земля прикреплялась к лицу, становилась его собственностью посредством того, что к ней прикреплялись люди, лично ему крепкие, составляющие его собственность; холоп становился юридическим проводником права владения на землю и экономическим орудием хозяйственной эксплуатации последней. На языке древнерусского гражданского права боярин от времен Русской Правды и вплоть до указов Петра Великого значил не то, что при дворе древнерусского князя и московского князя: здесь он был высшим служилым чином, получив специальное значение советника, постоянного княжого "думца", или "думника", а там служилым привилегированным землевладельцем и рабовладельцем. Холоп назывался боярским, село боярским селом, работа на пашне землевладельца боярским делом, боярщиной, независимо от того, носил ли землевладелец при дворе звание боярина или нет.

Высший правительственный класс в княжестве удельного времени обозначается в княжеских грамотах XIV и XV в. названием бояр введенных и путных , или путников . Бояре введенные были управителями отдельных ведомств дворцовой администрации или дворцового хозяйства, дворецкий, казначей, сокольничий, стольник, чашник и пр. Путными назывались все дворцовые чиновники, высшие и низшие, получавшие за службу дворцовые земли и доходы в путь или в кормление. Боярин введенный был вместе и путным, потому что обыкновенно пользовался таким жалованьем; но как большой боярин, он возвышался над простыми путниками, которые не были главными управителями отдельных ведомств дворцового хозяйства. Князь, назначая бояр главными распорядителями своего дворцового хозяйства, поручая им своих домовых слуг и свои домашние дела, как бы вводил этих бояр в свой дворец, так что они считались как бы живущими во дворце. В таких случаях звание: "введенный боярин" соответствовало по значению позднейшему званию бояр комнатных или ближних.

Итак, из двух элементов - дружинного (служилого) и земского составляется (с XI в.) один боярский класс, когда дружинники, осевшись, сделались местными землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы перешли в класс княжих мужей. Княжие дворы, продолжая существовать, приготовляли новые служилые элементы, постепенно вливавшиеся опять в земское боярство. Слово: "дворяне" (взамен "дружина" или "гридь") появляется уже в XII в.: "Горожане же Боголюбстии и дворяне разграбили дом княж" (Ипат. лет., 1175). Но у нас не установилось немецкого различия Dienst-Adel и просто Adel. Боярство древней Руси не имело ни сословной корпоративности , ни сословных привилегий . Образованию корпоративности мешал земский характер древних русских государств. Каждая община (город, волость и даже село) имели своих бояр (равно как средних и менших людей). Главным образом земское распределение классов препятствовало образованию корпоративности. Этому не противоречило то, что боярами, собственно (т. е. такими, достоинство которых было признаваемо в целом тогдашнем государстве - земле) были лишь бояре старшего города. Сословное значение бояр определяется значением общины; все же население старшей общины признается боярским (высшим) в отношении к населению младших городов, хотя эти последние имеют своих бояр. Образованию сословной корпоративности препятствовали также и способы вступления в класс бояр, практиковавшиеся тогда. Боярином становился тот, кто занимал высшее место на службе (княжеской или земской) и приобретал более или менее богатое имущество. Личные качества (при возвышении в обществе) преобладали в древних славянских обществах над рождением и наследственностью. Рождение влияло на усвоение боярства лишь фактически, т. е. сыну боярина было легче достигнуть боярства. От этого фамильных прозваний древняя Русь не знала; летопись сообщает нам лишь имена, иногда отчества бояр.

При отсутствии корпоративности, класс бояр не мог пользоваться какими-либо привилегиями (исключительными правами). В сфере личных прав, хотя огнищане (или княжие мужи) ограждаются двойною вирою при убийстве (Рус. Пр. Ак. 18, 21, Кар. 1 и 3) и двойною продажею "за муку", но это относится только к княжим мужам и объясняется их личными отношениями к князю, причем князь взыскивает, под общим названием виры, не только уголовный штраф, но и частное вознаграждение. В сфере прав имущественных памятники приписывают боярам право владения селами (земельными имуществами), как бы принадлежащее им по преимуществу. Во всяком случае, фактически землевладение принадлежало боярам более, чем лицам прочих классов. В сфере прав наследования боярам приписывают привилегии передавать наследство дочерям, при неимении сыновей; но такое право простирается не только на бояр, но и на всех свободных "людей", кроме смердов.

При Петре В. начинается образование из прежних служилых и тяглых классов нескольких сословий, или состояний. При первоначальном образовании дворянского сословия Петром, оно получило наименование царедворцев , потом шляхетства , по примеру Польши и Литвы. Наименовать его дворянством в то время нельзя было потому, что в Московском государстве дворянами именовался низший чин служилых людей и такое название для боярина было бы оскорблением. Прежние московские чины были отменены Петром указами 1695-1703 г., но имевшие донашивали их в первой четверти XVIII в. Положительной мерой к образованию шляхетства, заменившего боярство, нужно считать указ о единонаследии 1714 г., которым поместья присвоены шляхетству на праве собственности, т. е. положено основание 1-й и важнейшей привилегии дворян - владеть населенными имуществами независимо от службы. Вторым актом образования дворянского сословия был манифест Петра III 18 февр. 1762 об освобождении дворян от обязательной службы, после чего все, чем они вознаграждались за службу, обратилось в их привилегии. Окончательная организация сословий дана жалованною грамотою Екатерины II 1785 г., содержание которой основано на петициях самих дворян, заявленных ими при воцарении имп. Анны и в законодательных комиссиях Елисаветинской и Екатерининской.

Ср. Ал. И. Маркевич, "История Местничества в Московском государстве в XV - XVII вв." (Одесса, 1888); В. Ключевский, "Боярская дума древней Руси" (Москва, 1888).

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон