Как надо молится в ночь предопределения. Лучшее дуа Ночи предопределения (Лайлатуль Кадр)

Ночи месяца Рамазан относятся к лучшим ночам всего года, а в последние десять ночей этого святого месяца есть Ночь Предопределения — самая лучшая. Почему она так называется, когда именно она наступает, какие признаки она имеет и как ее надо проводить? Обо всем этом мы поговорим в этой статье.

Ночь Предопределения

В эту ночь ангелы сходят с неба. Коран (97:4)

Ночь Аль-Кадра. Сошлись, слились вершины,

И выше к небесам воздвиглись их чалмы.

Пел муэдзин. Еще алеют льдины.

Но из теснин, с долин уж дышит холод тьмы.

Ночь Аль-Кадра. По темным горным склонам

Еще спускаются, слоятся облака.

Пел муэдзин. Перед великим Троном

Уже течет, дымясь, Алмазная река.

И Гавриил — неслышно и незримо —

Обходит спящий мир. Господь, благослови

Незримый путь святого пилигрима

И дай земле твоей ночь мира и любви!

1903 г.

И.А. Бунин (1870-1953) «Ночь Аль-Кадра»

Вступление

Хвала Аллаху! Всевышний сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте не иначе, как мусульманами!»; «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правдивые слова. Тогда Он сделает ваши дела хорошими и простит ваши грехи. А тот, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, окажется в большой выгоде!» Поистине, самая лучшая книга — Книга Аллаха — Коран, а самый лучший путь — путь Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Самые же худшие дела — нововведения. Каждое нововведение является ересью, а каждая ересь- заблуждение, ведущее в Ад.

Хвала Аллаху, Даровавшему нам месяц Рамазан. Месяц прощения грехов и время ниспослания благодати от Всевышнего, ведь именно в этот месяц был ниспослан Коран и в этот месяц записывается удел каждого человека на будущий год.

Ночи месяца Рамазан относятся к лучшим ночам всего года, а в последние десять ночей этого святого месяца есть Ночь Предопределения (Лейлятуль Кадр) — самая лучшая. Аллах облагодетельствовал её, оказал честь, выделил среди прочих, ниспослав в ней Коран, и сделал эту ночь более значимой, чем тысяча месяцев. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (Коран 97:1-5) .

Сура «Предопределение» была ниспослана в Мекке. В этой суре говорится о достоинстве Корана и ночи, в которую он был ниспослан, указывается на то, что она лучше тысячи месяцев и что в эту ночь ангелы и архангел Джабриил (мир ему) нисходят по велению своего Господа для исполнения Его повелений. В эту ночь воцаряется мир и нет ни вреда, ни зла до появления зари.

Ночь Предопределения и ее название

Исламские ученые — толкователи Корана разошлись во мнениях относительно названия этой ночи. Муджахид, Икрима, Катада и другие считали, что это название произошло от глагола «каддара», что означает «предопределять», «предрешать», поскольку в эту ночь Аллах предопределяет дела, которым суждено произойти в течение ближайшего года. Всевышний сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (Коран 43:3-5). В суре «Дым» так же говорится об этом: « Ха. Мим. Клянусь ясным Писанием! Воистину, Мы ниспослали его в благословенную ночь. Воистину, Мы всегда увещевали. В эту ночь решаются все мудрые дела согласно Нашему повелению, которое Мы [всегда] посылаем» (Коран 44:1-5).

Согласно другому мнению, название этой ночи означает «ночь величия», во-первых, потому что эта ночь является славной и превосходит тысячу месяцев, а во-вторых, потому что праведные дела в эту ночь превосходят такие же поступки в остальное время.

Согласно третьему мнению, название произошло от глагола «кадара», означающего «суживать», «стеснять». В эту ночь на землю спускается великое множество ангелов. Точная дата ее бывает, известна лишь узкому кругу избранных рабов. Арабский глагол «кудира» использован в значении «быть тесным, недостаточным» в словах Всевышнего: «А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (Коран 65:7). Об этом сообщил имам аш-Шаукани.

Когда ждать Ночь Предопределения

В одном из хадисов, рассказанном со слов Ибн Умара, сообщается, что нескольким людям из числа сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было открыто во сне, что Ночью Предопределения будет одна из семи последних ночей Рамазана, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет Ночи Предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей» (аль-Бухари и Муслим).

Передают также, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы уединились вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) во второй декаде Рамазана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Воистину, мне была показана Ночь Предопределения, а потом случилось так, что я забыл ее. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады Рамазана. Я видел во сне, что совершаю земной поклон в воду с глиной. Пусть все, кто уединялся вместе с посланником Аллаха, вернутся». Мы вернулись, и в то время мы не видели на небе ни облачка. Но вдруг появились тучи, и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале намаза, и я увидел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершает земные поклоны в воду с глиной, и я также увидел следы глины на его лбу» (аль-Бухари, Муслим и др.).

Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел, чтобы сообщить о Ночи Предопределения, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи Предопределения, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца Рамазана!» (аль-Бухари).

На эту тему существует еще много хадисов, рассказанных целым рядом сподвижников, в том числе Ибн Умаром, Абу Бакрой, Джабиром ибн Самурой, Муавией ибн Абу Суфьяном и другими.

Ибн Хаджар в комментариях к сборнику достоверных хадисов аль-Бухари привел более сорока различных мнений на этот счет и сказал: «Согласно наиболее предпочтительному мнению, она является одной из последних десяти ночей месяца Рамазан и приходится на нечетную ночь, причем в разные годы она приходится на разные числа, что явствует из хадисов этой главы» . Таким образом, точная дата Ночи Предопределения неизвестна, и смысл этого заключается в том, чтобы мусульмане проводили все последние ночи Рамазана, усердно поклоняясь Аллаху, и не полагались только на поклонение в течение ночи предопределения.

Имам аль-Музани и Ибн Хузайма, объединив между всеми комментариями ученых на эту тему, говорили: “Ночь Предопределения меняется каждый год! ” (См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/329). Аллах Всевышний делает Свой выбор: из всех дней — пятницу, из числа людей — пророка (да благословит его Аллах и приветствует), из числа всех ниспосланных Книг-Коран, из всех сур — «аль-Фатиху», а из всех ночей – Ночь Предопределения. В эту ночь Он выбирает тех, кого спасает от Ада. Поистине, Всевышний не меняет Своих обещаний, и если спасет кого-то из нас, то тот не попадет в Ад никогда. Но чтобы удостоиться места среди Его избранных, мало просто молиться в эту ночь — намерение должно быть очень искренним, душа, сердце, все существо поклоняющегося должно устремиться к покаянию.

Признаки Ночи Предопределения

Из достоверных хадисов известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сообщал своим сподвижникам о признаках этой ночи в том или ином году. Мать правоверных Аиша спросила: «О посланник Аллаха! Как ты думаешь, если мне удастся определить, когда наступает ночь предопределения, что я должна говорить в эту ночь?» Из этих слов следует, что люди могут узнать Ночь Предопределения по характерным признакам. Тем не менее, мусульманские богословы разошлись во мнениях по этому поводу.

Имам аш-Шаукани писал: «Ат-Табари считал, что отсутствие достоверного знания об этой ночи свидетельствует о том, что всякий, кто утверждает, что этой ночью можно увидеть явления, которые нельзя увидеть в другие дни, говорит неправду. По его мнению, если бы это было правдой, то каждому человеку, который проводит ночи на молитве, в особенности, ночи в Рамазане, было бы известно о Ночи Предопределения. Ибн аль-Мунир считал, что нельзя опровергать подобные утверждения, потому что Аллах по Своей милости может позволить некоторым рабам увидеть удивительные признаки этой ночи. Одни могут увидеть их, а другие – нет. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не ограничивал число таких признаков и не отрицал того, что Аллах показывает некоторым рабам удивительные знамения. Однако это не означает, что обещанное вознаграждение получит только тот, кто узнает Ночь Предопределения, поскольку милость Всевышнего Аллаха безгранична. Человек может поклоняться Аллаху этой ночью и не увидеть знамений, а может не поклоняться и увидеть эти знамения. И совершенно ясно, что тот, кто поклонялся этой ночью, лучше второго, ведь суть заключается в следовании прямым путем, а не в лицезрении необычных явлений, поскольку это может быть как Божьей милостью, так и искушением. Говорят, что в эту ночь различные творения совершают земной поклон. Также говорят, что звезды в эту ночь светятся необычайно ярко даже в темных местах. Также говорят, что в эту ночь можно услышать приветствия и обращения ангелов. Также говорят, что эту ночь можно определить по тому, как быстро исполняются молитвы».

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин считал, что узнать Ночь Предопределения можно по признакам, которые проявляются во время самой ночи:

  1. Ночь Предопределения светлая, однако, в настоящее время заметить это можно только в пустынных местах, где нет огней и освещения.
  2. Луна и звезды в эту ночь светятся ярче.
  3. Верующие рабы в эту ночь ощущают такое спокойствие и благоговение, которые они не могут ощутить в другое время года.
  4. Ветер в эту ночь не бывает ураганным и порывистым, а чаще всего бывает легким или умеренным.
  5. Аллах показывает эту ночь некоторым из правоверных во сне, что неоднократно случалось с праведными сподвижниками.
  6. От чтения ночного намаза верующий получает удовольствие, которое он не может ощутить в другие ночи.
  7. Еще одним признаком наступления Ночи Предопределения является появление Луны, похожей на половину блюда. В хадисе, который передал Абу Хурайра, говорится о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говоря о признаках «Ляйлат аль-Кадр» сказал: «Кто из вас помнит, как взошла луна, похожая на половину блюда?» (Передал Муслим).
  8. Передают, что Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне была показана Ночь Предопределения, а затем меня заставили позабыть о ней. Она находится среди последних десяти ночей Рамазана. Эта ночь бывает открытой, светлой, ни жаркой, ни холодной. А луна в эту ночь словно затмевает звезды, и дьяволы в нее не выходят, пока не забрезжит рассвет» . Этот хадис передали Ибн Хузейма и Ибн Хиббан, и оба назвали его достоверным.

Все перечисленные признаки связаны с тем, что можно наблюдать или ощутить во время самой ночи. В пользу этого свидетельствуют некоторые из дошедших до нас преданий. После перечисления этих признаков шейх аль-Усеймин сказал: «Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки лают редко или не лают вообще, то они не являются правдивыми. Если внимательно наблюдать за происходящим во все десять последних ночей Рамазана, можно убедиться в том, что собаки лают и не умолкают» (См.: «Шархуль-мумти’» 6/499).

Что же касается признаков, которые можно наблюдать по истечении Ночи Предопределения, то это – восход солнца без лучей. Имам Муслим передал хадис, в котором сообщается, что Зирр ибн Хубейш сказал Убеййу ибн Каабу: «Твой брат Ибн Масуд говорит, что каждый, кто совершает ночной намаз в течение целого года, непременно попадет на Ночь Предопределения» . Он сказал: «Да смилостивится над ним Аллах! Он хочет, чтобы люди не полагались на эту ночь. Однако ему известно, что эта ночь приходится на Рамазан. Она является одной из последних десяти ночей. Она является двадцать седьмой ночью» . Затем он поклялся, не сделав никаких оговорок, что Ночь Предопределения является двадцать седьмой ночью. Его спросили: «На что ты опираешься?» . Он ответил: «На признак, о котором нам поведал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В этот день солнце восходит без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним». Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/255.

От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о признаках Ночи Предопределения сказал: «Признаком Ночи Предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним» Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. (См.:“Тафсир Ибн Касир” 4/255).

Нет сомнения в том, что каждый мусульманин, который искренне и правильно поклонялся Аллаху в последние десять ночей Рамазана, получит обещанную великую награду за поклонение в Ночь Предопределения, даже если он и не узнал о том, когда именно была эта ночь!

Особенность Ночи Предопределения

Ибн Аббас сказал: «Аллах ниспослал Коран целиком из Хранимой Скрижали в Дом величия, или бейт аль-‘изза, находящийся на первом небе, а затем в течение двадцати трех лет ниспосылал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по частям в связи с происходящими событиями». Это же говорили и другие толкователи Корана (согласно аш-Шаукани и Ибн Касиру).

Богословы разошлись во мнениях, когда именно произошло ниспослание Корана на ближайшее небо. Абу аш-Шама и некоторые другие отдавали предпочтение мнению о том, что он был ниспослан еще до начала пророчества. Однако наиболее правильным является мнение о том, что он был ниспослан уже после начала пророчества. Об этом говорил имам ас-Суйути.

Согласно основному, самому правильному и наиболее распространенному мнению, Коран был ниспослан в Ночь Могущества на ближайшее небо сразу и целиком, а затем ниспосылался по частям в течение двадцати трех лет. Аль-Хаким и аль-Бейхаки передали слова Ибн Аббаса: «Коран был ниспослан в Ночь Предопределения на ближайшее небо сразу и целиком и находился в «местах ниспослания частей», а оттуда Аллах по частям ниспосылал его Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха».

Второе мнение состоит в том, что Коран был ниспослан на ближайшее небо за двадцать три ночи предопределения, причем в каждую ночь низводилось то, что Аллах решал ниспосылать за этот год, а затем оно ниспосылалось частями в течение всего года. Это мнение разделяли Мукатиль ибн Хаййан, аль-Халими, аль-Маварди.

Согласно третьему мнению, ниспослание Корана началось в Ночь Предопределения, а затем он ниспосылался частями. Этого мнения придерживался аш-Шааби.

Аль-Маварди пересказывал и четвертое мнение, согласно которому Коран был ниспослан с Хранимой скрижали сразу и целиком, а затем хранители передавали его по частям Джабриилу в течение двадцати ночей, а Джабриил передавал его по частям пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в течение двадцати лет. Ас-Суйути назвал это мнение странным.

На смысл ниспослания Корана с Хранимой скрижали на ближайшее небо указал имам ас-Сахави: «В ниспослании Корана целиком на небо – особая честь людям и возвеличивание их пред ангелами, извещение их о том, что Аллах печется о них и милостив к ним».

Всевышний Аллах также сказал: «Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную Ночь, и Мы предостерегаем. В эту Ночь решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (Дым 44: 2-5)

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Аллах Всевышний ниспослал Коран в Ночь предопределения целиком и сразу из “хранимой скрижали” на нижнее небо в место, называемое “Дом величия”, и находился он в местах заката звезд. А после этого Аллах ниспосылал Коран Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) через ангела Джабрииля частями, в зависимости от обстоятельств, в течение двадцати трех лет” (См.: “Тафсир ат-Табари” 2/144, “аль-Мустадрак” аль-Хакима 2/530 и “Тафсир Ибн Касира” 4/685. Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Абдуль-Къадир аль-Арнаут).

Шейх Албани сказал: “Ученые говорят, что эти слова Ибн Аббас не мог произнести от себя, а слышал это от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо сподвижники о сокровенных вещах от себя не говорили” (См.: “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 410).

Затем Аллах восславил эту ночь и подчеркнул ее значимость и сказал: «Откуда тебе знать, что такое Ночь Предопределения» , ведь она окружена ореолом величия и занимает важное место.

«Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев» , и поэтому благодеяние, совершенное в эту ночь, лучше того, что человек вершит в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

«В эту ночь ангелы и Дух нисходят» в большом количестве, чего не происходит в другое время, «с дозволения их Господа по всем повелениям Его, и несет она с собой мир».

«Она лишена всяких бед и несет с собой мир» , т.е. в ней не происходит несчастий и зла, поскольку неизмеримо велико благо, которое она приносит с собой.

«до наступления зари» , т.е. она начинается с захода солнца и заканчивается с наступлением зари.

Как проводить Ночь Предопределения

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал свою общину проводить Ночь Предопределения в молитве, прославлении Аллаха, в мольбе к Нему, в чтении Корана, испрашивании прощения и говорил, что провести Ночь Предопределения в молитвах — это значит получить прощение всех прошлых грехов, совершённых рабом Аллаха в течение его жизни. В хадисе говорится: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» . (аль-Бухари и Муслим).

Когда мать правоверных, Аиша, (да будет доволен ею Аллах) спросила пророка (да благословит его Аллах и приветствует), какое дога ей читать в эту ночь, то он сказал ей следующее:

اللهم إنك عفو تحب العفو فاعف عني

«Аллахумма, иннака анта афуан тухиббу-ль-афва, фа-афву анна!»-«О, Аллах, поистине, Ты- прощающий, любишь прощать, так прости же нас!» . Хотя нет сомнения в том, что чтение любой дога в эту ночь приветствуется.

Аиша (да будет доволен ею Аллах), рассказывая о месяце Рамазан, проведенном вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует), сказала: «Когда наступали последние 10 дней Рамазана, пророк потуже затягивал свой изар (то есть, занимался поклонением с особым усердием и удалялся от своих жен), занимался по ночам поклонением и будил членов своей семьи (чтобы они тоже молились)». Он также говорил: «Субхан-Аллах! Столько красивых вещей ниспослано в эту ночь сколько Аллах ниспослал из Своей казны! О, те, которые спят в комнатах!» (обращаясь к своим женам), — т.е. призывая их также встать и провести эту ночь в поклонении- чтении Корана, молитве, зикре, дога. (аль-Бухари и Муслим).

В достоверном хадисе от Абу Хурейры сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто постился в Рамазан с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи, и кто выстаивал ночь предопределения с верой и надеждой на вознаграждение, тому будут прощены совершенные ранее грехи» (аль-Бухари).

Следует помнить, что Всевышний слышит любые обращения, молитвы Своих рабов на любых языках, но молитвы которыми взывал к Аллаху пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) лучше и совершеннее молитв, придуманных людьми. Поистине, люди придумывают разные молитвы и составляют длинные предложения, но забывают о лаконичных и обладающих глубоким смыслом молитвах из Корана и Сунны. Передают, что Аиша рассказывала, что пророк любил обращаться к Аллаху с краткими по форме, но многозначными молитвами, отказываясь от всех иных (Абу Давуд).

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса бин Малика, сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) чаще всего обращался к Аллаху с мольбой: «О Аллах, даруй нам в этом мире добро и в Последней жизни добро и защити нас от мучений в Огне!»

В Ночь Предопределения, как и в другие ночи в году, с наступлением последней трети, Всемогущий Господь спускается на ближайшее небо, чтобы приблизиться к рабам, которые поминают Его со страхом и надеждой. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах нисходит на ближайшее небо каждую ночь в ее последнюю треть и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я одарил его?». Затем Он простирает Свои Руки и говорит: «Кто одолжит Тому, Кто не испытывает недостатка и не поступает несправедливо?» (Муслим). Все это продолжается вплоть до наступления рассвета, и тот, кто лишает себя возможности насладиться этой близостью с Аллахом, поистине, лишается великого удела. Поэтому, когда люди пришли к Ибн Масуду и сказали, что они не могут совершать ночной намаз, он ответил: «Ваши грехи заставляют вас сидеть!». Аль-Фудейл же сказал: «Если ты не можешь совершать ночной намаз и соблюдать пост днем, то знай, что ты лишен удела, и твои грехи уже сковали тебя» .

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “О тот, кто потратил свою жизнь, не приобретя ничего благого! Используй Ночь Предопределения, чтобы обрести упущенное, ведь эта Ночь приравнивается к целой жизни!” (См. “Лятаифуль-ма’ариф” 191).

В завершении хотелось бы еще раз поздравить всех с наступившим Священным месяцем Рамазан. Пусть Аллах примет в этот месяц все наши поклонения, добрые деяния и покаяния. Пусть каждый день священного поста приносит Вам и Вашим близким милость и благословение Всевышнего Аллаха.

Аудио версия настоящей статьи:

В месяце поста есть одна величественная ночь - Ляйлятуль-кадр, когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.

«Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] в Ляйлятуль-кадр (в Ночь Могущества). И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества)?! Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев! Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир. (Или: «В каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие») . Она [эта ночь, длится] до рассвета» ().

Пояснение и комментарии к суре:

1. То, что в свое время последнее Писание - Священный Коран - был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее неописуемой величественности и особости пред Всевышним Творцом .

2. Повторение «Ляйлятуль-кадр» трижды неслучайно. Такой прием в арабском языке указывает на уважение и значимость.

3. «Ляйлятуль-кадр» означает «Ночь Могущества». Ученые высказывали различные предположения, почему этот временной отрезок назван именно так. Вот некоторые из них:

– «могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь»;

– «…по той причине, что невероятно огромное число ангелов спускается в эту ночь на Землю»;

– «…проявление благодати, милости и прощения Господом миров в эту ночь несравнимо с таковым в другие ночи по своей значимости»;

– «…верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большое количество сил и жизненной энергии».

Слово «аль-кадр » может быть переведено и как «теснота ». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное число ангелов, что им становится просто «тесно».

Другой перевод - «ограниченность ». Толкование отсюда следующее: осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно Ляйлятуль-кадр, ограничены Всевышним. В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой «Ляйлятуль-кадр» истолковывают как «Ночь Предопределения ». Это в том случае, если слово «кадр» читать как «кадар». С учетом такого истолкования исламские ученые предположительно поясняли: «То, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами (сердечным настроем) он будет обращаться к Богу, может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя в параллели и единстве с изначальной всеосведомленностью Творца» .

4. «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» - когда в этих месяцах и среди многих тысяч дней в них нет самой этой ночи, нет Ляйлятуль-кадр.

Аят прямым текстом дает понять, что совершение любого благого дела в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Богом, чем совершение этого же благого поступка или действия, даже произнесение доброго слова, на протяжении тысячи месяцев. В этом - проявление величайшей милости Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и о самих себе.

5. «Спускаются ангелы в эту ночь» - как спускаются с небес на землю, так и становятся ближе к верующим.

6. «…И ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)]». Всевышний, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила (архангела Гавриила) пред Собою .

7. «В каждом деле» - то есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году .

8. «Она [эта ночь, длится] до рассвета» - Ляйлятуль-кадр начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр .

В Священном Коране есть еще одно упоминание о Ляйлятуль-кадр:

«Воистину, Мы [говорит Всевышний, указывая на Свое величие, но никак не множественность] низвели его [Священный Коран] в благодатную Ночь . И Мы, поистине, предостерегаем (оповещаем) [людей теми назиданиями, что указаны Нами в Священном Писании, а также разъяснением ожидающего их в Судный День, в вечности]. В эту Ночь [Ляйлятуль-кадр] будут различаться [распределяться, становиться явными, определенными] все мудрые дела [окончательно решенные и утвердившиеся]. По Нашему приказу. Поистине, Мы ниспосылаем [низводим]. И это - проявление милости Господа твоего. Воистину, Он - Всеслышащий и Всезнающий» () .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в Ляйлятуль-кадр, веря в воздаяние и делая это только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи» .

Что касается самого пророка Мухаммада, то ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего в последние десять ночей месяца Рамадан дольше молился (ночь превращал в нечто живое), будил свою семью [для молитвы], становился более строг к себе [совершал много благого]» .

Среди каких ночей ожидать ее?

Во-первых, абсолютное большинство исламских ученых говорило о том, что Ляйлятуль-кадр присутствует в каждом году и именно в месяце Рамадан.

Во-вторых, о том, какая именно ночь месяца Рамадан является Ночью могущества, до ее наступления однозначно известно только Творцу, Господу миров .

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) есть немалое количество хадисов, в которых указываются предположительные временные границы нахождения этой благословенной ночи.

Хадисы о Ляйлятуль-кадр

«Ищите Ночь могущества [молясь, выстаивая молитвы и совершая благие дела] в последних десяти днях месяца Рамадан» ;

«Ищите Ночь могущества в нечетные дни последних десяти дней месяца Рамадан» ;

«Кто будет искать Ночь могущества, тот пусть ищет ее среди последних семи дней» ;

«Ночь могущества - это ночь двадцать седьмого дня» ;

«Ночь могущества - это ночь двадцать четвертого дня» ;

«Ночь могущества - это ночь двадцать седьмого дня или двадцать девятого. Ангелов [спустившихся на землю] в эту ночь будет больше, чем мелких камешков [на всей этой планете]» .

Имам Ибн Хаджар, комментируя название главы «Поиск Ляйлятуль-кадр в нечетные дни последних десяти дней» из свода имама аль-Бухари, в которой великий мухаддис упоминает несколько хадисов из числа приведенных выше, заметил: «Такое название этой главы как бы указывает на то, что Ляйлятуль-кадр находится в месяце Рамадан в последних десяти днях и именно в нечетных из них» .

Значительная часть исламских ученых делала акцент именно на ночь двадцать седьмого дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время, хотя не однозначно. Очень часто торжественные и праздничные мероприятия как на государственном, так и на местном уровнях, приуроченные к этому знаменательному событию, проводятся именно в двадцать седьмой день месяца Рамадан .

Конечно же, для того, кто не хотел бы упустить эту величественную ночь, наиболее предусмотрительным будет уделять определенное внимание каждой из последних десяти ночей месяца Рамадан: как минимум, полагаясь на милость Всевышнего, совершать дополнительную молитву, по завершении которой обращаться к Творцу всего сущего с мольбой-ду‘а и делать хоть одно, пусть не столь значительное, но благое деяние во имя Него, искренне и бескорыстно. Даже если очередная ночь не окажется Ночью могущества, все равно наши молитвы, по милости Творца, будут приняты и услышаны, ведь это было ночью, а тем более в одну из ночей благодатного месяца Рамадан.

Признаки Ляйлятуль-кадр?

1. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние.

2. Эта ночь, по местным климатическим условиям, будет ни холодной, ни жаркой. То есть ночная температура будет средней для данного климата, местности и времени года.

3. Она будет спокойной, безоблачной и без осадков.

4. Звезды в эту ночь не падают.

5. Наутро после этой ночи солнце взойдет чистым, без лучей, диском, мягко-красным. Свет его будет нежным, неослепляющим, подобным свету полной луны в безоблачную ночь .

Почему ее время окутано таинственностью?

Возможно, она сокрыта для того, чтобы люди не ограничивались одной ночью в году, когда они стараются быть далеки от греха и наиболее живы сердцем, душою.

Некоторые известные ученые говорили: «Человек должен искать Ляйлятуль-кадр в каждой ночи года». То есть оживлять ее молитвами, мольбой-ду‘а, размышлениями о мирском и вечном.

Скрытость и отсутствие четкой определенности в данном вопросе подобны неизвестности срока смерти, срока наступления Конца Света. Почему? Да потому что, имея возможность быть набожными сегодня, не нужно оставлять это на завтра, а тем более на будущие годы и десятилетия!

Как встречать Ночь могущества?

Больше позитива, энергии в делах , одновременно с умением прислушаться к своему сердцу, заглянуть в самые потаенные закутки. Читать Священный Коран, молить Всевышнего и просить у Него благословения (тавфик) в последующих намечаемых делах, благодати (баракят), обращаясь на языке, на котором нам легче всего излагать свои мысли, чаяния и пожелания.

Также можно читать молитву-ду‘а на арабском языке. Например, ‘Аиша однажды спросила пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в Ляйлятуль-кадр?» Пророк ответил: «Говори:

Транскрипция дуа:

«Аллаахумма иннакя ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни».

اَللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

Перевод:

«О Господи! Поистине, Ты - Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!»

Сила мольбы

«Мольба (молитва, мысленная или словесная обращенность к Богу) в состоянии предотвратить (отразить, удалить с жизненного пути) то, что уже вот-вот должно произойти (определено Свыше и вроде как неизбежно)» - говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).

В другом достоверном хадисе сказано: «Воистину, человек [может] лишиться удела [того или иного блага] в результате совершения греха! Ничто не может остановить уже определенное (предопределенное) [например, что-то плохое, находящееся по воле Творца рядом или идущее нам прямо навстречу], кроме мольбы-ду‘а [ничто не сможет столь эффективно поспособствовать удалению беды, кроме как сердечная обращенность к Богу]. Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности]» .

Такие известные сподвижники пророка Мухаммада, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн Мас‘уд и другие, часто молили Всевышнего мудрой, исполненной глубокого трепета молитвой-ду‘а. Например, ‘Умар, совершая обход вокруг Каабы, со слезами на глазах молил Бога: «О Господи! Если относительно меня записано (в Хранимой Скрижали) какое-то несчастье, беда или грех, то (прошу Тебя) бесследно удали это! Ведь Ты «бесследно стираешь то, что пожелаешь, и укрепляешь. И у Тебя - Основа Книги [Хранимая Скрижаль]» . Преврати это (заведомо плохое) в счастье, благополучие и прощение» .

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Верующий всегда ждет от Всевышнего только блага - молит Его о помощи в беде (в трудную минуту) и благодарит Его в радости (в моменты радости)» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто молил Творца следующей мольбой-ду‘а: «Господи, удали меня [с Твоего благословения и по Твоей милости] от тревог и беспокойств; от печали и грусти; от слабости (потери сил, немощности, бессилия, болезней, нетрудоспособности); от лени (лености, нерадения , скуки); от трусости, малодушия; от скупости и жадности; от долгов, которые «искривляют», прогибают, ломают человека своей тяжестью, и [самое главное] от состояния быть побежденным (от поражений)» .

Ответы на вопросы о Ляйлятуль-кадр

Моя жена хотела провести Ночь могущества в поклонении, но у нее начались месячные. Что ей можно делать в таком случае в эту ночь? Абдурахман.

Подскажите, как быть, если дни менструации выпадают на время ночи Ляйлятуль-кадр? Что в таком случае мне разрешено читать? Е., 22 года.

В чтении по памяти вы ничем не ограничены, если читаете аяты как мольбы-ду‘а .

«Месяц Рамадан - это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличить истинное от ложного]…» (см.: Св. Коран, 2:185). См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 496 и 598.

В последующем, на протяжении двадцати трех лет, ангелом Джабраилом (Гавриилом), по велению Всевышнего, пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует) постепенно передавались строки (аяты) Писания, упорядоченно раскрывающие и объясняющие Божественные повеления и положения, актуальность которых сохранится вплоть до Конца Света. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 332, 334.

С учетом грамматических тонкостей можно перевести и следующим образом: «Она (Ляйлятуль-кадр) - мир (безопасность, благополучие)». См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300, 301.

См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332.

См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 333, 335.

Там же. С. 335.

Именно в эту ночь Священный Коран был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих. В последующем, на протяжении двадцати трех лет, ангелом Джабраилом, по велению Творца, строки (аяты) Писания постепенно передавались пророку Мухаммаду (да благословит его Господь и приветствует), постепенно раскрывая и объясняя Божественные повеления и положения, актуальность которых сохранится вплоть до Конца Света. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 30. С. 332, 334.

См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. C. 496.

В первую очередь имеются в виду молитвы Таравих, Тахаджуд и Витр.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и ат-Тирмизи. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 566, хадис № 1901; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8902.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 117, хадис № 2/1224; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 316, хадис № 2024.

И возможно, тем из числа ангелов, кому Всевышний дал знание об этом.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 301, хадисы № 2020, 2021, 2022.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 301, хадисы № 2016, 2017; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7725, «сахих».

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 301, хадис № 2015.

Хадис от Му‘авии; св. х. Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7723, «сахих».

Хадис от Биляла; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7724, «хасан».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7726, «сахих».

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306.

Можно сказать, вечером двадцать шестого дня. Учтите, что очередной день (сутки) начинается с заходом солнца. То есть с заходом солнца в двадцать шестой день начинается двадцать седьмая ночь, а за ней уже следует двадцать седьмой день.

См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 337; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1623, 1624.

См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадисы № 7727, 7728, «хасан»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 337; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1624, 1625.

Для лучшего понимания, что такое жизненная энергия и как ее накапливать, как ею пользоваться, советую прочитать книгу «Жизнь на полной мощности» Т. Шварца и Д. Лоэра.

Хадисы от Саубана, Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 259, хадисы № 4262, «сахих», 4264, «сахих» и 4265, «хасан».

Подробнее о предопределении читайте в моей книге «Потусторонние миры».

Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См, например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 122, хадис № 1975, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 27, хадис № 90, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 1640, хадис № 22745 (22386), «сахих», «хасан».

См.: Св. Коран, 13:39.

Об этой мольбе-ду‘а упоминали многие ученые, среди которых Муджахид и Ибн Джарир. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 2. С. 500.

См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 7. С. 51.

Нерадивый - тот, кто без усердия относится к своим обязанностям, делам и т. п.; недобросовестный.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 7. С. 108, хадис № 2893.

Подробнее о менструации и деликатных женских вопросах см. в моей книге «Женщины и Ислам».

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Достоинства Ночи предопределения

Ночь предопределения наделена великими достоинствами. Она лучше тысячи других ночей и она является лучшей из всех ночей рамадана. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ * وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ * لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ * تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْرٍ * سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ *

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» .

Ас-Са‘ди (да помилует его Аллах) сказал в своём «Тафсире», комментируя аят: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев»: «Это означает, что по своему достоинству она лучше тысячи месяцев, и дела, совершённые в эту ночь, лучше дел, совершаемых в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

Это приводит в изумление всякого: Всевышний Аллах даровал этой слабой общине такую силу. Это особая ночь: дела, совершённые в эту ночь, приравниваются к делам, совершаемым в течение тысячи месяцев, а это целая жизнь, и не простого человека, а долгожителя, прожившего более восьмидесяти лет.

Ибн Касир сказал в своём «Тафсире», комментируя Слова Всевышнего: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят»: «То есть в эту ночь умножается нисхождение ангелов, учитывая её особую благодать. Ангелы нисходят с благодатью и милостью, как нисходят они при чтении Корана, окружают собрания поминающих Аллаха и преклоняют крылья перед искателем знаний, возвеличивая его».

Когда наступает ночь предопределения?

В «Ар-рауда ан-надиййа» говорится: «В “Аль-мусавва” сказано: “Относительно Ночи предопределения учёные разошлись во мнениях. Наиболее правильное мнение - что это одна из нечётных ночей последней декады рамадана, и она может наступать в один год раньше, чем в другой и наоборот” . Абу Са‘ид сказал, что это ночь двадцать первого числа» .

Аль-Музани передаёт, что аль-Хузайма сказал: «Эта ночь перемещается, то есть в один год выпадает на одно число, а в другой - на другое. Это мнение позволяет согласовать все передаваемые хадисы на эту тему ».

А «Ар-рауда» также говорится: «Это сильное мнение. А аш-Шафи‘и считал, что она не приходится на какую-то определённую ночь. А в “Аль-минхадж” аш-Шафи‘и склонялся к мнению, что это ночь двадцать третьего или двадцать пятого числа. А Абу Ханифа утверждал, что это одна из ночей рамадана. Но какая именно, неизвестно…»

Абу ‘Иса ат-Тирмизи (да помилует его Аллах) сказал: «От Пророка r передаётся относительно Ночи предопределения, что это ночь двадцать первого числа, или двадцать третьего, или двадцать пятого или двадцать седьмого или двадцать девятого, или же это последняя ночь рамадана » .

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха r неотлучно пребывал в мечети в последние десять дней рамадана и говорил:

«تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ».

«Ищите Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана » .

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) также передаёт, что Посланник Аллаха сказал:

« تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى الْوِتْرِ مِنَ الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ».

«Ищите Ночь предопределения в числе нечётных ночей из последних десяти ночей рамадана» .

Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى السَّبْعِ الأَوَاخِرِ».

«Ищите Ночь предопределения среди последних семи ночей рамадана» .

А в другой версии говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«الْتَمِسُوهَا فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ يَعْنِي لَيْلَةَ الْقَدْرِ فَإِنْ ضَعُفَ أَحَدُكُمْ أَوْ عَجَزَ فَلَا يُغْلَبَنَّ عَلَى السَّبْعِ الْبَوَاقِي».

«Ищите её в последние десять ночей рамадана, а если кто-то из вас слаб. Пусть не упускает хотя бы последние семь ночей» .

Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) неотлучно пребывал в мечети среднюю декаду рамадана в ожидании Ночи предопределения, до того, как ему были даны разъяснения относительно неё. Потом он велел убрать навес (палатку), а потом ему было разъяснено, что Ночь предопределения нужно искать среди последних десяти ночей рамадана.

Тогда он велел заново поставить палатку, что и было сделано. А потом он вышел к людям и сказал :

« يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّى أُنْبِئْتُ بِلَيْلَةِ الْقَدْرِ فَخَرَجْتُ كَيْمَا أُحَدِّثَكُمْ بِهَا أَوْ أُخْبِرَكُمْ بِهَا. فَتَلاَحَى رَجُلاَنِ يَحْتَقَّانِ مَعَهُمَا الشَّيْطَانُ فَأُنْسِيتُهَا فَالْتَمِسُوهَا فِى التَّاسِعَةِ وَالسَّابِعَةِ وَالْخَامِسَةِ ».

“О люди! Мне было сказано, когда наступает Ночь предопределения, и я вышел к вам, чтобы сообщить о ней. Однако ко мне явились два человека, которые препирались, и с ними был Шайтан, и я забыл о ней (по воле Всевышнего). Ищите же её среди последних десяти ночей рамадана, а именно, в девятую, седьмую или пятую ночь (последней декады)” ».

Передатчик этого хадиса от Абу Са‘ида рассказывал: «Я сказал: “О Абу Са‘ид! Ты знаешь, как вести отсчёт, лучше нас”. Он ответил: “Да. У нас на это больше прав, чем у вас”. Я спросил: “Что же такое девятая, седьмая и пятая ночи?”

Он ответил: “Когда пройдёт двадцать первая ночь, то следующая за ней будет двадцать вторая. Она и есть девятая. А когда пройдёт двадцать третья, то следующая за ней и будет седьмая. А когда пройдёт двадцать пятая, то следующая за ней и будет пятая”» .

‘Абдуллах ибн Унайс передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« أُرِيتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ ثُمَّ أُنْسِيتُهَا وَأَرَانِى صَبِيحَتَهَا أَسْجُدُ فِى مَاءٍ وَطِينٍ ».

«Мне была показана Ночь предопределения, а потом я забыл её (по воле Всевышнего), и я знаю, что утром этой ночи я совершал земной поклон в воду и глину».

Он сказал: «А дождь шёл ночью двадцать третьего числа, и потом Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву с нами, и когда мы уходили, мы видели следы воды и глины у него на лбу и носу ».

Он сказал, что ‘Абдуллах ибн Унайс говорил, что это была ночь двадцать третьего числа .

(мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«الْتَمِسُوهَا فِى الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى تَاسِعَةٍ تَبْقَى وَفِى سَابِعَةٍ تَبْقَى، وَفِى خَامِسَةٍ تَبْقَى».

«Ищите её в последние десять ночей рамадана - Ночь предопределения. Это либо девятая с конца месяца, либо седьмая , либо пятая » .

Му‘аз ибн Джабаль (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о Ночи предопределения, и он сказал:

«هِيَ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ أَوْ فِي الْخَامِسَةِ أَوْ فِي الثَّالِثَةِ».

«Это одна из последних десяти ночей рамадана, либо пятая, либо третья» .

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

« هِىَ فِى الْعَشْرِ، وَهِىَ فِى تِسْعٍ يَمْضِينَ أَوْ فِى سَبْعٍ يَبْقَيْنَ».

«Это одна из последних десяти ночей рамадана - либо девятая (с начала) , либо уж точно седьмая (с начала) ».

Му‘авийа передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«اِلْتَمِسُوا لَيْلَةَ القَدْرِ آخِرَ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ».

«Ищите, Ночь предопределения. Это последняя ночь рамадана» .

В «Маджму аль-фатава» говорится (с небольшими сокращениями), что Ибн Таймиййу (да помилует его Аллах) спросили о Ночи предопределения, когда он сидел под стражей в Кальат аль-джабаль в 706 году, и он ответил: «Её следует искать среди последних десяти ночей рамадана, а именно - среди нечётных ночей, то есть это ночи нечётных чисел последней декады рамадана, а именно, ночь двадцать первого числа ночь двадцать третьего числа ночь двадцать пятого числа ночь двадцать седьмого числа ночь двадцать девятого числа.

Ночи можно отсчитывать и с конца, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

‏«‏لِتَاسِعةٍ تَبْقِى، لِسَابعةٍ تبقى، لخامِسةٍ تَبْقَى، لِثَاِلثةٍ تَبْقَى‏».

“Девятая с конца, седьмая с конца, пятая с конца или третья с конца” . Таким образом, если в месяце тридцать дней, то это будут чётные ночи, то есть девятая с конца - это двадцать вторая, седьмая с конца - это двадцать четвёртая. Так разъяснил порядок отсчёта Абу Са‘ид в достоверном хадисе. Так следует из хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха) .

Если же в месяце двадцать девять дней, тогда, что с конца, что с начала, считать одинаково - получатся нечётные ночи.

Исходя из этого, верующий должен искать Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана, как чётных, так и нечётных, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел искать её среди последних десяти ночей рамадана».

Чаще всего она выпадает на последние семь ночей рамадана, и чаще всего это бывает ночь двадцать седьмого числа. Убайй ибн Ка‘б клялся, что Ночь предопределения - это ночь двадцать седьмого рамадана. Бывает, что Всевышний Аллах открывает эту ночь некоторым людям во сне и наяву и он видит её свет. Или же он видит того, кто говорит ему, что это - Ночь предопределения. А иногда человек вдруг чувствует. Что эта ночь и есть Ночь предопределения. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше».

И его спросили, какая из ночей лучше: Ночь предопределения или ночь вознесения Пророка r (исра)? Он ответил, что относительно Пророка r ночь вознесения лучше, а для общины лучше Ночь предопределения, поскольку в ночи вознесения доля Пророка r больше, нежели в Ночи предопределения. Верно и обратное: в ночи предопределения доля мусульманской общины больше, нежели в Ночи вознесения. Доля мусульман в ночи вознесения также велика, однако величайшая честь и возвышение принадлежали в эту ночь тому, кто был вознесён.

Определение Ночи предопределения

Большинство хадисов указывают на то, что Ночь предопределения - это ночь двадцать седьмого рамадана .

Зирр ибн Хубайш сказал: «Я спросил Убаййа ибн Ка‘ба: “Вот твой брат Ибн Мас‘уд говорит, что кто проводит весь год в поклонении, тот непременно застанет Ночь предопределения”. Он ответил: “Да помилует его Аллах. Он хотел чтобы люди не оставляли поклонение и в другое время… Известно, что она в рамадане в его последней декаде, и это ночь двадцать седьмого рамадана”. Сказав это, он поклялся, что это ночь двадцать седьмого рамадана, не говорят: “Если пожелает Всевышний Аллах”.

Я спросил: “На основании чего ты утверждаешь это, о Абу аль-Мунзир?” Он ответил: “На основании приметы, о которой сообщил нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) :

«إِنَّ الشَّمْسَ تَطْلُعُ مِنْ ذَلِكَ الْيَوْمِ لاَ شُعَاعَ لَهَا».

на следующий день после этой ночи солнце встаёт, не испуская лучей” » . А в другой версии говорится, что Убаййу ибн Кабу сказали, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд говорит, что кто проводит весь год в поклонении, тот непременно застанет Ночь предопределения. Убайй сказал: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, это ночь в рамадане (он поклялся, не сделав оговорку: “Если пожелает Всевышний Аллах”). И, клянусь Аллахом, я знаю, что это за ночь. То ночь, которую Посланник Аллаха r велел нам выстаивать. Это ночь двадцать седьмого рамадана, а приметой её является то, что наутро после неё солнце встаёт белым, не испуская лучей».

Выстаивание Ночи предопределения и обращение к Аллаху с мольбами в эту ночь

Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал.

Одно из самых благословенных и значимых событий в мусульманском календаре - Ночь предопределения (или могущества - Ляйлятуль-Кадр либо Лайлатуль-Кадр). О её особом статусе свидетельствует уже то обстоятельство, что Милостивый и Милосердный посвятил ей в Своём Откровении целую суру, которая так и называется: «аль-Кадр».

Наш Создатель поясняет в начальных её аятах:

«Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Джабраил нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям» (97:3-4)

«Лучше тысячи месяцев» в данном случае означает, что любое благое деяние, совершённое в Ночь могущества, будь то намаз, милостыня или любое иное деяние, по количеству своей награды будет превосходить ту награду, которую человек мог бы получить, совершая это деяние на протяжении 1000 месяцев (или 83 лет - целой человеческой жизни). Именно по этой причине верующие стараются искать эту ночь для того, чтобы получить как можно больше награды.

Далее в суре говорится о том, что ангелы и, в частности, самый великий из них - Джабраил нисходят в эту ночь. С наступлением Ночи Кадр на бренную землю спускается огромное количество ангелов, которые заполоняют собой весь наш мир. Ангелы достигают такого количества, что шайтан в Ляйлятуль-Кадр лишается какой-либо силы, и на протяжении этой ночи он не может сбивать верующих людей с пути истинного.

Ночь предопределения именуют также Ночью могущества по той причине, что мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно точного её названия. Одни считают, что слово «аль-Кадр» в данном контексте является однокоренным слову «кадара», которое в переводе с арабского означает «предопределять». Сторонники этой позиции объясняют такое название тем, что Аллах в эту ночь дела всех людей, которые должны с ними произойти на протяжении ближайшего года. В связи с этим в Ляйлятуль-Кадр верующим следует просить у Господа прощения грехов, а также творить благие дела для того, чтобы Аллах предопределил верующим лишь благое. Другие же склонны именовать Ночью могущества, поскольку она несёт в себе величайшее достоинство, преумножая наши деяния тысячекратно.

Время наступления Ляйлятуль-Кадр

Точная дата наступления Ночи могущества скрыта от людей. В этом заключается особый смысл и милость Всевышнего, который пожелал, чтобы верующие искали её и усердствовали в поклонении не только в течение одной ночи, но на протяжении большего времени.

Однако из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) нам известны временные рамки наступления Ляйлятуль-Кадр. Во множестве хадисов, приводимых в сборниках аль-Бухари и Муслима, говорится, что ожидать её следует в заключительной декаде Священного месяца Рамазан, причём в нечётные дни. При этом наиболее вероятной датой Ночи Кадр называется 27 число, подтверждением чему служит хадис, приводимый Абу Даудом.

Однако большинство мусульманских учёных считают, что искать Ночь предопределения необходимо в последние 10 дней Рамазана, а не полагаться лишь на 27 число.

Кроме того, некоторые богословы утверждают, что в эту ночь наблюдаются и особые природные признаки , увидев которые можно узнать Ляйлятуль-Кадр:

  • Безоблачная погода, ясное небо
  • Температура воздуха не слишком жаркая, но и не слишком холодная
  • Отсутствие ветра, либо его наличие, но легкого и умеренного
  • Особая яркость звёзд и луны
  • Полная тишина, что даже собаки редко лают
  • Отсутствие звездопада
  • После Ночи предопределения солнце восходит без лучей

В то же время с данной точкой зрения согласны отнюдь не все учёные. Некоторые мусульманские богословы утверждают, что пытаться выискивать наличие данных признаков не стоит, так как они являются вымышленными. Сторонники этого мнения уверяют, что если бы перечисленные выше признаки на самом деле происходили в Ляйлятуль-Кадр, то в таком случае верующие знали бы точную дату её наступления, что, в свою очередь, входит в противоречие с изначальным замыслом Аллаха сделать дату скрытой от людей.

Как провести Ночь Кадр

1. Совершать дополнительные намазы

4. Совершать иные благие деяния.

Лайлатуль Кадр – Ночь предопределения – является самой великой ночью для всех мусульман, ибо в это время возможно получить очень большое вознаграждение – равное вознаграждению за поклонение в течение тысячи месяцев.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ

«Лайлатуль Кадр (ночь предопределения) лучше тысячи месяцев ». (сура аль-Кадр, 3)

Также в хадисе, который Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится: «Когда наступил Рамадан, сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

فِيهِ لَيْلَةٌ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ، مَنْ حُرِمَ خَيْرَهَا فَقَدْ حُرِم

«И в нем (в месяце Рамадан) есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и кто лишён ее блага, тот поистине лишён ». (Имам Ахмад, Ан-Насаи)

Также, что о большой награде за поклонение в Ночь Лайлатуль Кадр сказано в обоих «Сахихах».Приводится от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ قَامَ لَيْلَةَ القَدْرِ إيمَاناً وَاحْتِسَاباً غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Тому, кто выстаивал в поклонении ночь Лайлатуль Кадр с верой и надеждой на награду Всевышнего Аллаха, простятся все его предыдущие прежние грехи ». (Бухари; Муслим)

Поэтому каждому человеку следует совершить как можно больше поклонений и выбирать такие поклонения, которые рекомендовано совершить в эту ночь и за которые можно получить больше всего вознаграждения. Лучше всего заранее подготовиться к этой ночи.

По воле Всевышнего мы ниже перечислим некоторые вещи, которые следует совершить в Ночь Лайлатуль Кадр и в ходе подготовки к ней.

1. Заранее составьте список дуа и того, что вы желаете попросить у всевышнего Аллаха в эту ночь, ибо дуа в эту ночь принимаемся у всех мусульман, за исключением некоторых грешников.

Праведные предшественники старались делать в эту ночь самые хорошие дуа.

От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она сказала Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О, посланник Аллаха, если я застану Ночь ЛайлатульКадр, что мне следует сказать?».Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

قُولِي: اللْهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«Скажи: «Аллахумма Иннака ‘афуввун тухиббу ль-‘афва фа‘фу ‘анни» –«О Аллах! Поистине, ты – Прощающий, любишь прощать, так прости же меня »».(Тирмизи)

Также в книге «Хашия Ас-Сави» приводится:

من قال لا إله إلا الله الحليم الكريم، سبحان الله رب السماوات السبع ورب العرش العظيم ثلاث مرات، كان كمن أدرك ليلة القدر

«Кто скажет три раза: «Ля иляха илля Ллаху ль-Халиму ль-Карим, СубханаЛлахи Раббуссамавати ссаб’и ва рабби ль-’арши ль-’азим»–«Нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха Аль-Халим (Тот, Кто утаивает, прощает грехи, освобождает от мучений тех, ктопроявил ослушание;), Аль-Карим (Щедрый; Тот, у Кого не уменьшаются блага, сколько бы Он ни дал;). Пречист Аллах, слава Аллаху, Господу семи небес и Господу великого Арша», подобен тому, кто провёл в поклонении всю ночь Лайлатуль Кадр».

3. Совершайте ночной намаз с джамаатом , ибо это равно выстаиванию половины ночи в поклонениях.

4. Совершайте также и утренний намаз с джамаатом , ибо тогда это будет равно выстаиванию всей ночи в поклонениях.

От Усмана Ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ صَلَّى الْعِشَاءَ فِى جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا قَامَ نِصْفَ اللَّيْلِ وَمَنْ صَلَّى الصُّبْحَ فِى جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا صَلَّى اللَّيْلَ كُلَّهُ

«Тот, кто совершил ночной намаз вместе с джамаатом, подобен тому, кто выстоял полночи в поклонениях, а тот, кто совершил с джамаатом и утренний намаз, подобен выстоявшемувсю ночь в поклонениях ». (Муслим)

5. Совершайте также таравих-намаз с джамаатом .

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من قام رمضان إيمانا واحتسابا، غفر له ما تقدم من ذنبه

«Тому, кто выстаивал молитвы (таравих-намазы) в месяц Рамадан с верой и надеждой на награду Всевышнего Аллаха, простятся все его прежние грехи ». (Муслим)

6. Совершайте в эту ночь как можно больше намазов-тахаджуд .

В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَفْضَل الصَّلاَةِ بَعْدَ الْفَرِيضَةِ صَلاَة اللَّيْل

«Наилучший Намаз после обязательного – это Намаз, совершаемый ночью ». (Муслим)

7. Читайте в эту ночь как можно больше Коран .

От Абу Умами Аль-Бахилий (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

اقرؤوا القرآن. فإنه يأتي يوم القيامة شفيعا لأصحابه

«Читайте Коран! Ведь в день Суда он явится заступником за тех, кто его читал ». (Муслим)

«Читайте Коран, воистину, он (Коран) будет заступником в Судный день для читавших его ».

Также в другом хадисе передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

من قرأ حرفا من كتاب الله فله به حسنة والحسنة بعشر أمثالها

«Тому, кто прочтёт хотя бы букву из Корана, запишется одно благодеяние, а одно благодеяние приравнивается к десяти ». (Тирмизи)

В эту ночь занимайтесь богослужением, совершайте молитвы сунна, если есть пропущенные молитвы, то возмещайте всю ночь пропущенные намазы, поминайте Аллаха (зикр), восхваляйте Его, читайте священный Коран, молите Аллаха в своих дуа.

Да поможет нам Аллах и примет все наши деяния!

Муслим Абдулаев