Логистика - что это такое? Транспортная и складская логистика. Задачи логистики. Логист - это кто? Чем занимается логист

Оптимальная организация перемещения материальных и информационных потоков – это неотъемлемая часть работы любого крупного предприятия. Правильно настроенные логистические процессы позволяют сэкономить ресурсы компании, а также оптимизировать складские запасы. В этой статье мы рассмотрим что такое логистика и её виды, а также кто такой логист и чем он занимается на предприятии.

Некоторые особенности

Многие причисляют логистику к математическим наукам. Нельзя не согласиться с этим утверждением, т.к. это наука, большей частью которой являются расчеты вне зависимости от сферы ее применения. Современные высшие учебные заведения готовят специалистов как широкой, так и узкой направленности, а сама логистика стала настоящим секретом успешного бизнеса, т.к. с ее помощью можно сэкономить на материалах, времени и информации.

Логистика – это рациональное продвижение товара или услуги от поставщика до потребителя, включая планирование, управление и контроль процесса.

Цель — повышение эффективности компании, а также повышение ее конкурентоспособности. Задачами являются:

  • улучшение управления товарами и услугами;
  • создание и повышение эффективности системы управления материальными и информационными ценностями;
  • повышение качества продукции.

Видео — что такое логистика транспорта и почему она важна:

Логистика имеет несколько направлений, основными из которых являются закупочная, производственная, маркетинговая и распределительная логистики. С каждым из этих направлений напрямую взаимодействует транспортная и информационная логистики.

Организация логистики на предприятии

Следует отметить, что работа отдела логистики будет эффективна только тогда, когда руководитель компании мыслит стратегически.

С понятием логистической системы тесно связано понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь – это канал поставок, включая поставщика, склад, перевозчика, дилера (и/или дистрибьютора), продавца, покупателя.

В зависимости от товара, величины компании и прочих параметров звенья логистической цепи варьируются. Так, самой короткой цепью бывает цепь «Производитель – покупатель», однако, такое встречается крайне редко. Обычно в цепочку включены перекупщики, склады и перевозки.

Как строится и что включает в себя логистика на предприятии:

  1. Создание службы логистики. Важно понимать, то налаженная логистика значительно экономит бюджет предприятия и повышает качество сервиса. На первом этапе компания определяется с приемлемой технологией логистики.
  2. Мероприятия по достижению поставленных задач. Чтобы достичь задачи компании (сокращение расходов и повышение качества товара или услуги) предприятие после создания логистической службы должно комплексно подойти к вопросу отлаженности ее функционирования. Если это необходимо, ставятся новые задачи, либо прежние разбиваются на подзадачи. Важно провести хотя бы небольшой анализ маркетинговой среды компании (пройтись по конкурентам, окружающей среде и проч.). Также на этом этапе исключаются возможные угрозы.
  3. Мероприятия по совершенствованию и расстановке приоритетов. Создание инфраструктуры логистики в компании еще не означает, что все будет идеально отлажено с самого начала. Необходимо проводить ревизию каналов распространения товара, если требуется увеличить их пропускную способность, расставить приоритеты. Также на этом этапе исправляются крупные ошибки логистической цепочки.
  4. Совершенствование рабочего состава. Никогда не поздно проревизировать работу менеджеров и идентифицировать проблемы. На этом этапе консолидируются полномочия, власть и влияние.

Кто такой логист и чем он занимается

Логист – это человек, который, грубо говоря, организует доставку из одного пункта в другой. Если вам кажется, что в этом нет ничего сложного, вы глубоко ошибаетесь: логист должен учесть множество факторов и выбрать оптимальный вариант перевозки продукции или доставки услуги.

Логисты существовали еще во времена Византийской империи и занимались тем, что разрабатывали план перемещения армии. Разработка оптимального плана действий – вот чем занимается логист.

Должность логиста востребована, в первую очередь, в компаниях, которые занимаются перевозками. Более того, логист нужен любому предприятию (например, агрофирме), т.к. продукцию необходимо каким-то образом доставлять до конечного потребителя.

В обязанности логиста входит:

  • организация и координирование перевозок;
  • составление маршрута;
  • управление складом;
  • работа в 1С;
  • прием и контроль автомобильного транспорта, координация работы водителей;
  • оптимизация затрат;
  • формирование разного типа отчетов.

Видео — поможет на примере понять кто такой логист и чем он занимается:

Виды логистики

Логистику можно рассмотреть с точки зрения ее функционала, масштаба и типа затрагиваемых ресурсов.

Остановимся подробнее на первой классификации. Логистика по своему функционалу делится на следующие виды:

  • Закупочная . В ведении этого вида находится поиск и оценка поставщиков, выбор условий доставки, установление выгодных отношений с партнерами.
  • Производственная . Вид логистики, которая работает внутри предприятия. Отвечает за распределение материальных ресурсов.
  • Сбытовая . Управление уже готовым продуктом или услугой. В этот вид частично водит маркетинг (например, управление внешним видом товара).
  • Складская . Эффективное управление операциями на складе, выбор складов.
  • Транспортная . Выбор метода транспортировки, транспортного средства, маршрута и проч.
  • Таможенная . Перевозка груза через границу, работа с импортом и экспортом, работа с финансовой документацией.
  • Финансовая . Отвечает за оптимизация финансов на предприятии.
  • Туристическая . Организация маршрутов, работа с авиакомпаниями, отелями и проч.
  • Комплексная . Управляет всем выше названным.

Конечно, существует и другие виды логистики. Например, информационная — которая отвечает за эффективное распространение информации. Логистика – это неотъемлемая часть эффективности организации. Если компания выросла до определенного масштаба и ей требуется оптимизация, то без внедрения определенных логистических принципов не обойтись.

Видео — логист что это за профессия:

Что такое логистика и как она задействована в каждом этапе бизнеса? 6 требований к профессиональному логисту.

Что такое логистика ?

Этот вопрос актуален практически для любого предприятия в России.

Умение оптимизировать доставку товара от производителя к потребителю – залог успешного бизнеса.

Потому каждому предпринимателю (как опытному, так и новичку) нужно понимать, что это такое.

Разберем это понятие простыми словами, обозначим участие логистики на каждом этапе вашего дела, а также найдем ответ на вопрос, какими качествами должен обладать логист.

Что такое логистика простыми словами?

Логистика – это наука о процессе передвижения товара или услуги от начальной точки (производителя) до конечной (потребителя).

Логистике подчиняются все процессы, связанные с транспортировкой товара.

Далеко не все предприниматели понимают, что даже само производство налажено и работает без перебоев только за счет того, что логистическая схема взаимодействий четко выверена и рассчитана.

Из объяснения выше, простой обыватель или же новичок в мире бизнеса может четко не сразу разобрать всю суть логистики.

А что является лучшим объяснением значения термина?

Конечно, реальный пример его применения!

Пример использования логистики на всех этапах бизнеса

Компания «ПроджектСпорт» разработала новую линию спортивного питания.

В планах руководства – запуск производства и организация процесса реализации этого товара.

Для точного расчета каждого этапа воплощения проекта в жизнь, нужно сформировать логическую цепь:

Схема довольно простая, она просто делит процесс производства и реализации продукции на зоны.

У каждого сегмента есть свои правила работы, часто – отдельные руководители.

Но вот что особенно интересно – каждый процесс, так или иначе, затронут логистикой, и полностью ей подчиняется.

Ниже отношение логистики ко всем этапам пути от производителя «ПроджектСпорт» к потребителю поясняется подробно:

    Планирование производства.

    Это начальный этап, на котором производитель спортивного питания должен наладить производственный процесс.

    Почему влияние логистики на построение производства так важно?

    Планирование поставок сырья, размещение производственных мощностей, сырья и готового продукта по мере изготовления – каждый из этапов сопровождается перемещением объектов по цепочке, указанной выше на схеме.

    Планирование поставок.

    После производства продукции, компания «ПротжектСпорт» должна позаботиться о следующем этапе доставки товара в руки клиента – сеть сбыта.

    Для транспортировки продукта необходимо определить наилучшие и, в то же время, самые короткие пути доставки.

    Задание логиста заключается в налаживании работы по перемещению продукции с ювелирной точностью .

    Если ваш логистический отдел работает плохо, ждите серьезные убытки.

    Управление процессом сбыта.

    Даже когда спортивное питание производства «ПротжектСпорт» окажется на лавках, логистика все равно будет задействована.

    Просто не в «чистом» виде, а в сочетании с маркетингом.

    Интересно, но даже просто передвижение товара по складу реализатора и высота «фейсинга»* продукта на полке – производное от логистических операций.

Можно подвести небольшой итог: весь процесс производства и зависит от логистики.

Качественно продуманные и реализованные логистические операции – залог получения запланированного дохода в обозначенные сроки и в полном объеме.

* Фейсинг (термин из мерчендайзинга) – единица продукции на полке, расположенная к покупателю фронтально (передней частью). Даже когда одна единица стоит на другой – это один фейс.

Многогранность логистики


Как вы уже поняли, логистика – это не только организация доставки товара, вопреки устойчивому мнению.

Также это целый комплекс операций, связанных с оптимизацией бизнеса.

Структура логистики очень многогранна и обширна.

Ее можно сравнить с маркетингом, так как оба направления тем или иным образом влияют на абсолютно каждый процесс в цепочке «Продукт — потребитель».

Секции влияния логистики

Секция Определение в данном контексте
Транспорт Транспортная логистика занимает лидирующую позицию. Основная цель – перемещения указанного груза по оптимальному маршруту в сжатые сроки и с учетом наименьших трат. Оптимизация перевозок очень важна, ведь от затрат на них зависит себестоимость товара на полке, а также доход производителя.
Информация Также логистика участвует в процессе работы с потоками информации, которые сопровождают схему "Продукт – потребитель". Документация, устное информирование сопровождающих органов, оповещение электронных систем учета и реестров – все это работа логиста.
Запасы Для этой «зоны влияния» участие логиста заключается в контроле над переменами в списках сырья, необходимого на стадии производства или реализации продукции. Логист должен рассчитать оптимальный путь, чтобы избежать проблемы со стабильным обеспечением предприятия нужными товарами или же сырьем.
Производство Логистика руководит и финансовым обеспечением производства. Цель – максимально оптимизировать производственные операции, добиться наивысшего КПД при минимальном расходе времени и денег.
Закупки Правильно произвести закупку необходимого материала для производства, или товара для реализации, очень сложно. Логистический отдел любой организации занимается расчетами компонентов, которые влияют на процесс сбыта (использование в производстве) закупленных товаров (сырьевых ресурсов).
Склад Логистика склада – одно из самых сложных направлений, связанное с постоянными расчетами. Правильно расположить товар на складе – целое искусство. Управление этим делом можно поручить только опытному логисту.
Таможня Этот уровень логистики лидирует среди названных выше по сложности организации. Операции импорта и экспорта продукции состоят из множества более мелких процессов. Кроме налаживания самого процесса перевозки, таможенная логистика включает в себя элементы информационной. Логично, ведь преодоление грузом границы не может обойтись без должного степени информирования всех субъектов.

Описанные в таблицы секторы влияния логистика дают понять, что сам термин логистика более обширный, чем кажется неосведомленным предпринимателям.

Узнав об этом, вы уже должны были догадаться и том, что внедрение логистических операций в производство – необходимость.

А отладив эти процессы, вы можете повысить производительность предприятия и повысить прибыль.

Логистика третьего тысячелетия


Логистика – наука, темпы развития которой превосходят все возможные ожидания.

Связано это, несомненно, с развитием общества в целом.

Провести логическую цепочку очень просто: постоянное повышение конкуренции на рынке провоцирует рост качества услуг.

Это, в свою очередь, повышает важность правильного планирования бизнес-процессов.

Логистика позволяет поднять этот процесс на совершенно новый уровень.

Девиз двадцать первого века: «Время – деньги!»

Техника двадцать первого века способна осуществлять расчеты, которые касаются транспортировок, на очень высоком уровне.

Проектирование лучших путей перевозки груза, увеличение скорости обмена информацией – все это теперь осуществимо с помощью современных инструментов логистики.

Главные изменение, которые ждут логистику в будущем, по мнению экспертов, состоят в:

  • увеличении доли информации в общей структуре деятельности.
  • проникновении логистики во все отрасли жизни, так как оптимизация процессов производства не может пройти мимо неразвитых инфраструктур или несоответствия требованиям развития общества.
  • росте производительности предприятий, что спровоцирует развитие общего уровня экономического развития.

История развития логистики очень удивительна, если принимать во внимание тот факт, что она проделала огромный путь: от обеспечения военных операций прошлого до определения базовых компонентов инфраструктур в будущем.

«Логист»


Если вы уже поняли, что логист вашей фирмы абсолютно необходим, но еще не до конца понимаете, в чем заключается его будущая деятельность и как выбрать достойного специалиста, этот раздел является обязательным для чтения.

Для начала нужно напомнить, что работа логиста может подразумевать под собой совершенно отличные виды деятельности.

Но все же есть общие требования к претендентам на эту роль:

  • Коммуникабельность на высшем уровне – обязательное качество логиста.
  • Высшее образование в сфере математических наук, менеджмента или юриспруденции.
  • Умение быстро реагировать на изменения обстоятельств и принимать соответствующие решения.
  • Навыки в управленческой деятельности.
  • Уверенность в принятии определяющих решений.
  • Высокий уровень аналитических способностей.

Деятельность логиста зависит от сферы работы компании, чье функционирование он должен структурировать.

Исходя статистических показателей российского рынка, в основном логисты требуются в транспортной отрасли.

Ее особенности определены самим названием, а задача заключается в оптимизации процесса транспортировки товаров.

Подытожим основные задачи логиста:

  • Разработка оптимальных путей перемещения продукции.
  • Обеспечение информационного сопровождения товара.
  • Расчет времени транспортировки.
  • Оптимизация расходов технических и человеческих ресурсов.

Описанные выше задачи являются лишь основными, самыми распространенными.

Существует еще огромное количество придаточных, которые зависят от направленности деятельности компании.

В видеоролике рассказано, что такое логистика, с помощью веселых схематических рисунков

Нужна удобная и надежная логистика?
Логистическая компания RUSSIAN LOGISTICS предоставляет услуги по перевозке и хранению любых грузов, клиент платит только за место которое по факту занимает груз!
Ознакомиться с перечнем оказываемых услуг можно на сайте компании.

Что такое логистика простыми словами ?

Это определяющий фактор экономического развития любой организации. Основная цель логистики – оптимизация операций передачи услуг и товаров от производителя к потребителю.

То есть все ключевые операции перемещения материальных ценностей базируются только на ней.

Логистика – это логика производства, нахождение кратчайших и наиболее дешевых путей перемещения товара к потребителю.

В тандеме с маркетингом, логистика помогает создавать мощные конкурентные преимущества бизнеса.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

11 Авг

Здравствуйте! Сегодня поговорим о том, что такое транспортная логистика и поделимся советами, как выбрать транспортную логистическую компанию. Сложно представить себе бизнес, способный существовать, а тем более развиваться без транспортировки различных грузов. Сырье нужно доставить на производство, готовый товар посреднику, а от посредника потребителю. Организовать все перемещения, сведя затраты к минимуму - в этом и заключается основная задача транспортной логистики.

Транспортная логистика как часть логистической науки

Представим себе человека, и занимающегося изготовлением и продажей сувениров из дерева. В первое время ему будет хватать собственного автомобиля, чтобы завезти материалы в мастерскую, а готовый товар в магазин. Но со временем его производство начнет разрастаться, и кроме мысли , нужно будет подумать о поиске новых поставщиков, открытии второго цеха и филиалов в других городах.

Как же теперь он успеет осуществить сам все необходимые перевозки за рулем единственного автомобиля? Именно тут на помощь бизнесу приходят логистические и транспортные компании.

Изучает управление всеми потоковыми движениями, ее подраздел — транспортная логистика отвечает за перевозку материальных грузов посредством различных транспортных средств.

Расходы на транспортные операции занимают около 50% от всех логистических затрат. Качество перевозок влияет на расходы не меньше, чем их непосредственная себестоимость. В связи с этим очень важно рассматривать транспортную логистику:

  1. С позиции эффективности выбранного вида транспорта;
  2. С позиции организации процесса транспортировки;
  3. С точки зрения клиента - не менее важны условия хранения и обработки груза.

История возникновения отрасли

Впервые словосочетание «транспортная логистика» официально прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском Конгрессе. Тогда же были сформулированы ее основные задачи и сферы влияния.

Определить транспортную логистику можно как организацию доставки груза в оговоренную точку, оптимизированным маршрутом за необходимое время с минимальными издержками.

На Западе рынок логистических услуг сформировался еще в 1990-е годы и каждый год, по оценкам экспертов, его емкость растет в среднем на 20%. В России о транспортной логистике заговорили лишь с переходом к рыночной экономике.

Сегодня в Российской Федерации развитие транспортной логистики идет не такими быстрыми темпами, как на Западе. Это связано в первую очередь с отсутствием , четко разграничивающих обязанности участников процесса. На одного сотрудника возлагаются различные функции, специалистом в которых он абсолютно не является.

Среди других факторов, негативно влияющих на развитие транспортной логистики в России, можно выделить:

  1. Нестабильность экономической ситуации;
  2. Медленный темп развития производства;
  3. Неудовлетворительное состояние транспортных путей;
  4. Низкий уровень производственно-технической базы.

Но есть и положительные тенденции, благодаря которым логистика транспортных перевозок в России в ближайшие годы будет усиленно развиваться. В этом отношении можно назвать две группы предпосылок:

  1. Научно-технические (подготовка специалистов);
  2. Технические (возведение новых объектов систем сбыта и снабжения продукции).

Основы транспортной логистики, функции транспортной логистики

Давайте разберемся, из чего же состоит транспортная логистика и какие виды деятельности в нее входят:

  1. Прогноз и организация доставки груза;
  2. Оформление сопутствующих документов;
  3. Юридическое сопровождение перевозки;
  4. Расчет за услуги перевозки;
  5. Погрузка и разгрузка;
  6. Упаковка и складирование;
  7. Оптимизация процесса;
  8. Информационное сопровождение;
  9. Дополнительные услуги (таможенные услуги, страхование).

Виды транспортной логистики

Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю (перемещение груза внутри компании и между ее филиалами) и внешнюю (например, доставка продукта от производителя потребителю).

Виды транспортных перевозок делятся на:

  1. Унимодальные (одновидовые) . Осуществляются одним транспортом;
  2. Мультимодальные (многовидовые) . Перевозка осуществляется с использованием нескольких видов транспорта, с одним ответственным организатором. Официально перевозчиком выступает один транспорт, остальные носят статус клиентов;
  3. Интермодальные . Доставка грузов на нескольких видах транспорта, когда один оператор организует весь процесс перемещения от первой точки, через промежуточные пункты, и до получателя. Ответственность делится между всеми перевозчиками, которые равны в своем статусе, определены единые тарифы;
  4. Смешанные . Используется два вида транспорта, когда первый выполняет доставку до места погрузки на второй (без промежуточных пунктов и складирования). Например: железнодорожно-автомобильная доставка;
  5. Комбинированные . В отличии от смешанных в цепочке используется более двух видов транспортных средств.

Два подхода к организации транспортного процесса

Процесс транспортной логистики организовывается по одному из двух принципов:

  1. Логистический;
  2. Традиционный.

В традиционном подходе отсутствует оператор мультимодальной перевозки, управляющий всем процессом перемещения груза. Участники взаимодействуют последовательно. Информация и финансовые потоки в традиционном потоке передаются исключительно между смежными звеньями цепочки. Неудивительно, что в подобной цепочке не установлены единые тарифы.

В логистическом подходе всем руководит единый оператор перевозки, благодаря чему схема сообщения преобразуется в последовательно-центральную. В этом случае появляются общие тарифы на перевозку.

Задачи транспортной логистики

Сущность транспортной логистики - организация своевременной транспортировки груза с минимальными затратами. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. Провести анализ пунктов доставки;
  2. Проанализировать свойства груза;
  3. Выбрать подходящий транспорт;
  4. Выбрать перевозчика и при необходимости прочих логистических партнеров;
  5. Построить маршрут;
  6. Осуществлять контроль груза во время перевозки;
  7. Обеспечить технологическое единство транспортно-складского процесса;
  8. Оптимизировать параметры (увеличить скорость перевозки, уменьшить объем потребляемого топлива).

Анализ конечных пунктов

На первом этапе менеджер по транспортной логистике прокладывает примерный маршрут с учетом географии местности и типа груза. Иногда уже при решении этой задачи становится ясно, что придется использовать несколько видов транспорта или необходимо проработать промежуточные пункты.

Анализ свойств груза

Особенности груза во многом влияют на дальнейший выбор транспорта и на разработку маршрута. Например, то, насколько товар объемный, тяжелый или хрупкий, во многом повлияет на выбор транспортного средства. А ядовитые и химически опасные вещества рекомендуется перевозить вдали от населенных пунктов. Только после определений свойств груза стоит приступать к выбору транспорта.

Выбор транспорта

Перевозка груза невозможна без транспорта. Во многом логистические затраты зависят от избранного типа перевозки.

Самыми важными критериями для транспортной логистики являются скорость доставки, ее стоимость и время. Помимо этого, транспортное средство выбирают исходя из:

  1. Характера и ценности груза;
  2. Количества партий и частоты отправлений;
  3. Расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

По назначению транспорт бывает :

  1. Общественный транспорт (общего пользования);
  2. Специального пользования (принадлежащий организации);
  3. Личный транспорт.

По использованию энергии:

  1. На силе двигателя (электромобили, машины с тепловым или гибридным двигателем);
  2. На силе ветра (например, парусные судна);
  3. На мускульной силе (движимые животным или человеком).

Самая важная для нас классификация — по среде перемещения.

Наземный транспорт. Автомобили

Плюсы:

  • Низкие тарифы;
  • Мобильность;
  • Доступность;
  • Скорость;
  • Возможность отправления маленьких партий;
  • Высокая регулярность отправлений;
  • Большой выбор перевозчиков;
  • Нет жестких требований к упаковке.

Минусы:

  • Очень низкий грузоподъемный потенциал;
  • Зависимость от метеорологических и дорожных условий;
  • Высокая стоимость доставки на расстояния свыше 300 км;
  • Дорогое обслуживание;
  • Необходима быстрая разгрузка;
  • Низкий уровень надежности (риск кражи).

Наземный транспорт. Железная дорога

Плюсы:

  • Высокая грузоподъемность;
  • Высокая регулярность перевозок;
  • Не зависит от погоды и сезона;
  • Быстрая доставка на дальние расстояния;
  • Невысокая себестоимость.

Минусы:

  • Низкая мобильность;
  • Монополия перевозчиков.

Наземный транспорт. Трубопровод

Трубопровод используют для перемещения жидких и газообразных веществ по специальным сооружениям. Здесь грузом обычно выступают жидкости или газы, но возможно и перемещение твердых предметов, таких как капсулы.

Плюсы:

  • Низкая себестоимость;
  • Не требует большого количества персонала;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Узкий перечень транспортируемых грузов;
  • Невозможна транспортировка маленьких объемов.

Водный транспорт. Морские суда

Выступает основным перевозчиком в межконтинентальных маршрутах.

Плюсы:

  • Низкая себестоимость;
  • Надежность сохранности груза.

Минусы:

  • Низкая скорость;
  • Ограниченная география перевозок;
  • Редкие отправления;
  • Жесткие требования к креплению и упаковке.

Водный транспорт. Речные суда

Особо часто используется в районах, где нет аэропортов и железных дорог.

Плюсы:

  • Очень высокая грузоподъемность;
  • Высокая провозная возможность.

Минусы:

  • Ограниченность географии перевозок;
  • Зависит от погоды и времени года;
  • Низкая скорость доставки.

Воздушный транспорт

Основные используемые суда: самолеты и вертолеты.

Плюсы:

  • Надежность сохранности груза;
  • Высокая скорость;
  • Высокая мобильность;
  • Большая грузоподъемность;
  • Самые короткие маршруты.

Минусы:

  • Самые высокие тарифы;
  • Зависимость от погоды;
  • Ограниченное количество аэропортов.

К другим, менее популярным, видам транспорта можно отнести космический или подводный, а также фуникулеры и элеваторы.

Что такое тарифы

Расходы в транспортной логистике складываются из стоимости перевозки груза, которая формируется от тарифа (или фрахтовой ставкой) - то есть от цены за перевозку, выставленную перевозчиком на некий промежуток времени. Фрахт - альтернатива тарифу, используемая на морском транспорте. Тариф обеспечивает перевозчику возмещение расходов на эксплуатацию и формирует его прибыль. Свои тарифные ставки он может разделять на группы:

  1. По потребителям;
  2. По типу груза;
  3. По классу транспортного средства.

У каждого вида транспорта есть свои особенные системы тарифов. В автомобильных перевозках используют следующие тарифы:

  1. Сдельные;
  2. Ставки на тонно/часы;
  3. По времени использования транспорта;
  4. По километрам пути;
  5. За выезд;
  6. Договорные тарифы.

На железных дорогах:

  1. Общие тарифы;
  2. Исключительные тарифы;
  3. Местные тарифы.

На морском транспорте:

  1. На регулярных линиях - по установленному тарифу;
  2. На нерегулярных линиях - по фрахтовым ставкам.

На речном транспорте ставки устанавливаются пароходством.

Оговорив с заказчиком сроки, проанализировав географию точек назначения и выбрав тип транспорта, логист приступает к построению возможных маршрутов. Методом анализа полной стоимости подробно просчитываются несколько вариантов. Учитываются при этом не только себестоимость перевозки, но и возможные риски, расходы, задержки и шансы повреждения груза. Итоговое предпочтение отдается маршруту с наименьшими издержками.

Зачастую уже после принятия окончательного плана, свои корректировки в маршрут вносят климатические, политические и иные условия.

Контроль груза при транспортировке

Чтобы избежать форс-мажора и вовремя внести корректировки в маршрут современные логистические компании используют все возможные навигационные устройства. Так же очень важно держать заказчика в курсе, где и на какой стадии доставки находится его товар. Современная транспортная логистика невозможна без качественной сотовой связи и интернета.

Как выбрать транспортную компанию

Не всегда логистическая компания осуществляет перевозки своим транспортом. Очень часто для этих целей логисты обращаются к сторонним организациям: перевозчикам или экспедиторам.

Перевозчики осуществляют только физическую транспортировку груза. Экспедиторы оказывают ряд дополнительных услуг по оформлению документов, погрузке и разгрузке, хранению, контролю и страхованию груза.

Очень важно выбрать надежную транспортную компанию. На что обратить внимание?

  1. Опыт . Долгая история компании говорит об отлаженных механизмах доставки и умении решать различные возникающие проблемы. Весомым показателем устойчивости является возраст фирмы старше пяти лет;
  2. Технологии . Чем больше опыт компании, тем лучше отработаны у нее технологии взаимодействия с заказчиком, что значительно упрощает сотрудничество;
  3. Персонал . Профессиональные сотрудники - залог успеха любой компании. Квалификация сотрудников не должна вызывать у вас никаких сомнений;
  4. Специализация . Молодая небольшая компания может оказаться лишь посредником, добавляющим к стоимости перевозки свою накрутку, а вот крупная фирма, уверенно доставляющая сборные грузы уже достойна того, чтобы обратить на нее внимание;
  5. Особенности перевозки вашей продукции . Выбирайте перевозчика, уже знакомого с типом вашего груза. Свои нюансы существуют практически в каждой отрасли.

Под технологическим единством процесса стоит понимать соответствие всех параметров транспортных средств и складов. Технология работы с каждым типом груза - от пакета до контейнера - должна быть четко прописана и проработана. Потребуются ли вам просторный склад, специальные системы погрузки, упаковочные аппараты и т.п. — все это необходимо спланировать и довести до целостной модели.

Согласование коммерческих интересов сторон и установка единых алгоритмов планирования тоже можно отнести к данной задаче.

Оптимизация и управление транспортной логистикой

Основные цели транспортной логистики мы уже рассмотрели выше, но давайте повторим еще раз. Транспортная логистика стремится доставить нужный груз в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимом качестве, при этом с минимальными затратами.

На перевозку грузов затрачиваются время и деньги, а значит транспортная логистика обязана быть настроенной на получение выгодны в финансовом плане. Наибольшей прибыли можно добиться, если:

  1. Сокращать запасы на складах и в пути (они «связывают капитал»);
  2. Минимизировать затраты товарных и материальных ресурсов;
  3. Увеличивать дальность и объемы грузоперевозок. Доставка одной партии на 300 км обойдется дешевле, чем перевозка трех партий на 100 км. Больший объем груза снижает расходы на перевозку единицы, также для больших объемов потребуются другие транспортные средства - железнодорожные или водные - а их эксплуатация дешевле, чем автомобильных или воздушных;
  4. Своевременно предотвращать порчу и потерю груза.

Автоматизация транспортной логистики

Для быстрого и удобного решения задач транспортной логистики используются специальные логистические программы (Transport Management System, TMS - система управления транспортной логистикой).

Подобная система рассчитывает маршруты с учетом модели транспортной сети, пропуска транспорта в определенные городские районы, объема и веса продукции. Решение позволяет получить наглядное сравнение запланированных и фактических маршрутов на электронной карте. В результате можно установить отклонение маршрута от плана, устранить нецелевое использование транспорта, необоснованные простои, а также решать ряд других аналитических задач.

Документация в транспортной логистике

Правила перевозок в РФ регламентируют: Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Обязательно заключается договор между перевозчиком и отправителем, по которому первый обязуется доставить груз до указанного пункта в установленные сроки, а второй - оплатить перевозку по установленному тарифу.

Для перевозки грузов необходимо иметь следующие документы:

  1. Доверенность на осуществление перевозки;
  2. Накладные на груз;
  3. Сводные ведомости;
  4. Счет-фактура от поставщика;

Документооборот варьируется в зависимости от используемого транспорта.

Автомобильный транспорт:

  1. Типовой договор;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Путевой лист - выдается водителю в начале рейса, а в конце дня обычно возвращается.

Железнодорожный транспорт:

  1. Накладная;
  2. Дорожная ведомость (выписывается на каждое отправление, корешок остается на станции отправления, остальная часть следует до станции назначения);
  3. Вагонный лист (на каждый вагон).
  1. Коносамент (при линейном судоходстве) или чартерный договор (при нелинейном, международном плавании);
  2. Погрузочный ордер;
  3. Накладная.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое транспортная логистика, какие функции и задачи она выполняет и, как выбрать транспортную компанию для своего бизнеса.

Успехов вам и вашему бизнесу!

Отправить

Логистика

Что такое логистика?

Логистика, в основном, - это детальная организация и осуществление сложной операции. В общем деловом смысле, логистикой называют управление потоком вещей между точкой происхождения и точкой потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей или корпораций. Ресурсы, управляемые логистикой, могут включать в себя физические предметы, такие как продукты питания, материалы, животных, оборудование и жидкости; а также абстрактные элементы, такие как время и информация. Логистика физических элементов, как правило, включает в себя интеграцию информационных потоков, погрузочно-разгрузочные работы, производство, упаковку, инвентаризацию, транспортировку, складирование, а зачастую и безопасность.

В военной науке, логистика занимается вопросами поддержания каналов снабжения армии, препятствуя снабжению противника, так как вооруженные силы без ресурсов и транспортировки беззащитны. Военная логистика существовала в древнем мире, и так как современные военные имеют значительную потребность в логистических решениях, были разработаны передовые программы реализации. В военной логистике, сотрудники подразделений логистики определяют, как и когда перемещать ресурсы в места, где существует в них потребность.

Управление логистикой является частью управления цепочками поставок, которая планирует, реализует и контролирует эффективность прямых и обратных потоков, а также хранение товаров, услуг и связанную с ними информацию между пунктом происхождения и пунктом потребления с целью удовлетворения потребностей клиента. Сложные логистические процессы можно моделировать, анализировать, визуализировать и оптимизировать благодаря специально разработанному программному обеспечению. Минимизация использования ресурсов является общей целью во всех сферах логистики. Специалист, работающий в области управления логистикой, называется логист.

Происхождение названия "логистика"

Распространенное мнение, что термин логистика появился в конце 19 века от французского LOGISTIQUE (loger означает дать на хранение) и впервые был использован Бароном де Жомини. Другие приписывают греческое происхождение слова: λόγος, то есть причина или речь; λογιστικός, то есть бухгалтер или ответственный за подсчет.

Определение понятия логистики

Оксфордский словарь английского языка определяет логистику как «отрасль военной науки, относящаяся к закупке, обеспечению функционирования и транспортировки материалов, персонала и объектов". Тем не менее, Новый Оксфордский американский словарь определяет логистику как "детальную координацию сложных операций с участием большого количества людей, объектов или расходных материалов", а Оксфордский он-лайн словарь определяет это понятие как "детальную организацию и реализацию сложных операций". Таким образом, логистика обычно определяется как техническое подразделение, которое создает "системы человеческих ресурсов", а не "машинных систем."

Объединение специалистов в области управления цепочками поставок (ранее Объединение специалистов в области управления логистикой) определяет логистику как процесс планирования, реализации и контроля процедур эффективной и результативной транспортировки и хранения грузов, включая услуги и связанную с ними информацию, от точки происхождения до точки потребления для удовлетворения требований клиентов и включает в себя входящие, исходящие, внутренние и внешние передвижения.

Ученые и практики традиционно ссылаются на термин операции или управление производством, когда речь идет о физических преобразованиях, происходящих в одном месте размещения производства (завод, ресторан или даже банковская канцелярия) и оставляют термин логистика для деятельности, связанной с распределением, то есть, перемещением продуктов по территории. Поэтому управление распределительным центром рассматривается как относящееся к сфере логистики, так как в теории, продукты, изготовленные заводом готовы к употреблению, но всё ещё должны быть перемещены по всей распределительной сети в соответствии с некоторой логикой, а распределительный центр собирает и обрабатывает заказы, поступающие из различных областей страны. Как говорится, с точки зрения моделирования, есть сходство между операционным менеджментом и логистикой, и компании иногда нанимают, так называемых, гибридных специалистов, например, "Операционного директора" или "Специалиста по логистике", которые работают над решением аналогичных проблем. Кроме того, термин управление цепочками поставок первоначально относится, в числе прочих вопросов, к обоим сферам - производству и логистике от точки происхождения до точки производства. Все эти термины могут подвергаться смысловому изменению как побочный эффект рекламы.

Виды логистики и их характеристика

Входящая логистика является одним из основных процессов логистики, которая отвечает за закупку и организацию входящего перемещения материалов, деталей, и / или запасов готовой продукции от поставщика к производству, сборочным заводам, складам или магазинам розничной торговли.

Исходящая логистика координирует процессы, связанные с хранением и перемещением конечного продукта, а также относящихся к нему информационных потоков с конца производственной линии до конечного потребителя.

В зависимости от функций выполняемых логистами, можно выделить следующие отрасли логистики:

Закупочная логистика включает такие мероприятия, как исследование рынка, планирование потребности, принятие решения о покупке или производстве, управления снабженческой деятельностью, размещение заказов и контроль их выполнения. Цели закупочной логистики могут быть противоречивыми: максимизация эффективности при концентрации на основных компетенциях; аутсорсинг, но при этом сохраняя самостоятельность компании; минимизация расходов на закупку при максимальной безопасности процесса поставки.

Основной задачей распределительной логистики является поставка готовой продукции заказчику. Она состоит из обработки заказов, складирования и транспортировки. Распределительная логистика очень важна, так как время, место и количество производства отличается от времени, места и количества потребления.

Основной функцией утилизационной логистики является снижение логистических расходов и повышение качества предоставляемых услуг, связанных с утилизацией отходов, образующихся в процессе функционирования предприятия.

Обратная логистика обозначает все операции, связанные с повторным использованием продуктов и материалов. Процесс обратной логистики включает в себя управление и продажу излишков, а также возврат продукции поставщику со стороны покупателя. Понятие обратной логистики объединяет все операции, связанные с повторным использованием продуктов и материалов. Это "процесс планирования, реализации и контроля продуктивного, эффективного с точки зрения затрат потока сырья, рабочего инвентаря, готовой продукции и связанной с ними информации от точки потребления до точки происхождения с целью возвращения стоимости или надлежащей утилизации. Точнее сказать, обратная логистика - это процесс перемещения товаров от типичного конечного пункта назначения с целью возвращения стоимости или правильной утилизации. Антонимом обратной логистики является прямая логистика.

Экологически чистая система логистики описывает все попытки измерить и минимизировать экологические последствия логистической деятельности. Это включает в себя все действия прямых и обратных потоков. Это может быть достигнуто за счет интермодальных грузовых перевозок, оптимизации маршрута, заполнения транспортного средства и городской логистики.

Логистика НДР (Надежность, Доступность и Ремонтопригодность) сочетает в себе бизнес-логистику и военную логистику, поскольку она связана с весьма сложными технологическими системами, для которых надежность, доступность и ремонтопригодность являются сверхважными понятиями, например: системы вооружения и военных суперкомпьютеров.

Логистика управления имуществом компании в розничных каналах, организованные розничными продавцами и поставщиками, часто используют активы, необходимые для отображения, сохранения, продвижения своей продукции. Некоторые примеры - это холодильники, стенды, демонстрационные мониторы, сезонное оборудование, стенды с наглядной агитацией и каркасы.

Экстренная логистика (или гуманитарная логистика) - термин, используемый логистикой, цепочкой поставок и обрабатывающей промышленностью для обозначения определенных неотложных видов транспорта, используемых для перемещения товаров или предметов срочным образом, в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Причиной привлечения услуг экстренной логистики может быть задержка производства или предполагаемая задержка производства; острая необходимость в специализированном оборудовании для предотвращения таких событий, как заземление воздушного судна (так называемое понятие "повреждение воздушного судна на земле"), опоздание морских судов или отказ телекоммуникационного оборудования. Гуманитарная логистика привлекает правительства, военных, агентства по оказанию помощи, доноров, неправительственные организации и аварийно-спасательные логистические услуги, как правило, полученные от специализированного поставщика услуг.

Термин производственная логистика описывает логистические процессы в рамках системы добавленной стоимости (например: на заводе или в шахте). Производственная логистика стремится обеспечить, чтобы каждая машина и рабочая станция получала нужный продукт в нужном количестве и качестве и в нужное время. Речь идет о производстве, испытании, транспортировке, хранении и поставке. Производственная логистика необходима как на уже существующих, так и на новых заводах: поскольку производство на действующем заводе - это постоянно меняющийся процесс, замена оборудования и добавление новых машин, что дает возможность усовершенствовать систему производственной логистики соответственно. Производственная логистика предоставляет средства для получения отклика от клиента и эффективности капиталовложений. В условиях уменьшения размеров партий производственная логистика становится все более важной сферой. Во многих отраслях промышленности (например, мобильных телефонов), краткосрочной целью является эффективное удовлетворение спроса каждого отдельного потребителя. Наблюдение и отслеживание, являются неотъемлемой частью производственной логистики в связи с проблемами безопасности и надежности продукции. Это приобретает все большее значение, особенно в автомобильной и медицинской промышленности.

Строительная логистика известна человечеству с древних времен. По мере того как различные человеческие цивилизации пытались возвести самые лучшие произведения в области строительства для жизни и защиты. Сейчас строительная логистика стала важной частью строительства. За последние несколько лет строительная логистики проявилась в другой сфере знаний и исследований по вопросу управления цепочкой поставок и логистикой.

Цифровая логистика управляется новым поколением приложений для логистики предприятия размещенных на веб-сайтах, которые позволяют оптимизировать совместную работу, используя центральную логистическую информационную основу, которая обеспечивает обзор всего предприятия и обширной цепочки поставок.

Военная логистика

В военной науке, логистика, занимаясь вопросами поддержания каналов снабжения своей армии и разрушая линии снабжения противника, является одним из важнейших, а некоторые говорят, что самым ответственным элементом военной стратегии, так как вооруженные силы без ресурсов и транспортировки беззащитны. Исторические фигуры такие как Ганнибал, Александр Великий, и герцог Веллингтон считаются гениями логистики: экспедиция Александра, самая долгая военная кампания из когда-либо предпринятых, значительно выиграла от его дотошного внимания к обеспечению своей армии; Ганнибалу приписывают наличие "исправной логистики" против римлян во времена Пунических войн и успех англо-португальской армии в Полуостровной войне был связан с эффективностью системы снабжения Веллингтона, несмотря даже на значительные просчеты. Поражение британцев в американской войне за независимость и поражение Оси в африканском театре боевых действий Второй мировой войны объясняются некоторыми учеными как логистические просчеты.

Военные имеют значительную потребность в логистических решениях и поэтому разрабатывают передовые реализации. Комплексная логистическая поддержка (ILS) - дисциплина, которая используется в военной промышленности для обеспечения концепции - легко поддерживаемой системы надежным обслуживанием клиентов (логистики) с самыми низкими затратами, гарантируя высокую надежность, доступность, ремонтопригодность и другие требования, определенные для проекта.

В военной логистике, специалист по логистике, определяет: как и когда перемещать ресурсы в места, где существует в них необходимость.

При управлении цепочками поставок в военной логистике часто приходится иметь дело с целым рядом переменных в прогнозировании стоимости, износа, потребления и будущего спроса. Вооруженными силами Соединенных Штатов была разработана категориальная классификация поставок таким образом, что категории поставок с аналогичным переменным потреблением сгруппированы вместе для целей планирования. Например, потребление боеприпасов и топлива в мирное время будет значительно ниже, чем в военное время потребления этих же расходных материалов, в то время как другие категории поставок, такие как питание и одежды имеют относительно одинаковый уровень потребления, независимо от войны или мира.

Некоторые классы поставок имеют линейную зависимость от спроса: по мере добавления количества войск, необходимо дополнительное количество питания; или при использовании дополнительного оборудования, потребляется больше топлива и боеприпасов. Другие классы поставки должны рассмотреть третью переменную помимо использования и количества: время. При старении оборудования, требуется все больше и больше запасных частей, даже если оборудование просто простаивает. Посредством записи и анализа этих тенденций в течении долгого времени и применяя их к будущим сценариям, вооруженные силы США могут точно осуществлять поставки своим войскам всего необходимого и в нужный момент. История показала, что хорошее логистическое планирование создает эффективную и без лишних элементов боевую силу. Его отсутствие может привести к неуклюжим, медленным, и плохо оснащенным силам, которые будут страдать от слишком больших или слишком маленьких поставок.

Бизнес-логистика

Одно из определений бизнес логистики гласит "поставка правильного товара, в правильном количестве, в правильное время, в правильное место, по правильной цене, в правильном состоянии, правильному клиенту". Бизнес логистика включает в себя все отрасли промышленности и нацелена на управление осуществлением жизненного цикла проекта, цепочек поставок, и, как следствие эффективности.

Термин "бизнес-логистика" развивался с 1960-х годов из-за возрастающей сложности снабжения предприятий материалами и доставки продуктов в условиях растущей глобализации цепочек поставок, что приводит к вызову для профессионалов под названием "логисты цепочек поставок".

В бизнесе, логистика может иметь либо внутренний фокус (входящая логистика), либо внешний фокус (исходящая логистика), охватывающий поток и хранение материалов от точки происхождения до точки потребления (см. управление цепочками поставок).

Основные функции квалифицированного логиста включают в себя управление запасами, закупки, транспортировку, складирование, консультирование, а также организация и планирование этих мероприятий. Логисты сочетают профессиональные знания по каждой из этих функций для координации ресурсов в организации.

Есть две принципиально различные формы логистики: одна - оптимизирует постоянный поток материалов через транспортную сеть и узлы хранения, а другая - координирует последовательность ресурсов для выполнения какого-нибудь проекта (например, реструктуризации склада).

Логические узлы

Узлы распределительной сети включают в себя:

  • Заводы, где продукты изготовлены или смонтированны.
  • Депо или хранилище представляет собой стандартный тип склада, предназначенный для хранения товаров (больших товарно-материальных запасов).
  • Распределительные центры предназначены для обработки заказов и их выполнения (более низкий уровень товарно-материальных запасов), а также для приема возвратов от клиентов.
  • Транзитные пункты организовываются для перераспределения груза, который перегруппируется согласно графику поставок (только перемещение товаров).
  • Традиционные розничные небольшие семейные магазины, современные супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры или также волонтерские сети, потребительские кооперативы, группы потребителей с коллективной покупательной способностью. Обратите внимание, что филиалы будут главным образом принадлежать сторонней компании и франчайзеру, используя бренд другой компании, но владея на самом деле точкой продажи.

Между узлами могут оперировать некоторые посредники, такие как торговые агенты или брокеры, выполняя представительские функции.

Логистические показатели

Логистическое семейство представляет собой набор продуктов, которые имеют общие характеристики: вес и объем, обязательные требования при хранении (температура, радиация, ...), удовлетворение потребностей, частота заказа, размер упаковки и т.д. Следующие показатели могут быть использованы компаниями для разделения своего ассортимента на логистические семейства:

  • Натуральные показатели, используемые для оценки системы учета материальных запасов, включают в себя мощности для складирования, селективность, поверхностное использование, объемное использование, транспортный потенциал, использование транспортного потенциала.
  • Денежные показатели, включают в себя расходы на содержание пространства (здание, стеллажи и услуги), а также расходы на обработку (люди, погрузочно-разгрузочное оборудование, энергетическая мощность и техническое обслуживание).

Другие показатели могут быть представлены как в натуральном, так и денежном выражении, например, стандартная оборачиваемость запасов.

Элемент логистики

Грузовые единицы представляют собой комбинации отдельных позиций, которые перемещаются с помощью погрузочно-разгрузочных систем, как правило, с использованием паллет нормированных размеров.

Погрузочно-разгрузочные системы включают в себя: паллетные погрузчики, погрузчики с противовесом, мачтовые погрузчики, двусторонние погрузчики, трехсторонние погрузчики, автоматически управляемые тележки и штабелеры. Системы хранения включают в себя: штабельное хранение, ячеечные стеллажи (статические или передвижные), консольные стеллажи и гравитационные стеллажи.

Обработка заказов представляет собой последовательный процесс, включающий: обработку выводящегося списка, сбор (выборочное перемещение элементов из грузовых единиц), сортировка (сборка элементов на основе назначения), формирование пакета (взвешивание, маркировка и упаковка), консолидация заказа (сбор пакетов в грузовые единицы для транспортировки, контроль и подготовка транспортной накладной).

Комплектация заказа может выполняться как вручную, так и автоматически. Ручная сборка может осуществляться в режиме "человек к товарам", то есть оператор, использует тележку или ленточный конвейер, или "товар к человеку", тогда оператор ощущает выгоду от присутствия системы мини-нагрузки, вертикальной или горизонтальной карусели или от автоматической системы вертикального хранения (AVSS). Автоматический сбор осуществляется либо с помощью дозаторов, либо депалетизаторов.

Сортировка может быть сделана вручную с помощью тележек или конвейерных лент, или автоматически через сортировщиков.

Транспортное обеспечение логистики

Грузы, т.е. транспортируемые товары, могут быть перемещены с помощью различных транспортных средств и организованы различными категориями отгрузки. Грузовые единицы, как правило, собираются в более крупные стандартные единицы, такие как: контейнеры ИСО, съемные кузова или полуприцепы. Для особо дальних расстояний предусмотрена транспортировка продукта с использованием различных транспортных средств: мультимодальные перевозки, интермодальные перевозки (без обработки) и комбинированные перевозки (минимум автомобильного транспорта). При перемещении груза типичными ограничениями являются максимальный вес и объем.

Операторы, участвующие в перевозке: все железнодорожные и автомобильные компании, авиакомпании, компании речного и морского транспорта, курьеры, экспедиторы и мультимодальные транспортные операторы.

На международном уровне, товар перевозится, как правило, на условиях стандартов Инкотермс, изданных Международной торгово-промышленной палатой.

Управление логистикой

Аналогично производственным системам, логистические системы должны быть должным образом настроены и управляемы. На самом деле ряд методик были непосредственно заимствованы из операционного управления, таких как использование оптимальных размеров заказа для управления запасами в узлах сети. Планирование ресурсов распределения (DRP) аналогичен MRP, за исключением того, что это не относится к деятельности в узлах сети, а к планированию распределения при перемещении товаров через звенья сети.

Традиционно в логистике конфигурации могут быть на уровне склада (узла) или на уровне распределительной системы (сети).

Что касается склада, вдобавок к вопросам проектирования и строительства склада, конфигурация означает решение ряда взаимосвязанных технико-экономических вопросов: определение размера стеллажной ячейки, выбор метода паллетирования (вручную или с помощью робота паллетайзера), размеры стеллажей и конструкции, количество стеллажей, количество и тип погрузочно-разгрузочной техники (например, штабелеры). Есть очень важные ограничения, которые должны быть учтены: прочность на изгиб несущей балки и правильное размещение разбрызгивателей пожарной сигнализации. Хотя сбор заказа на складе - это больше решение тактического планирования, чем проблема конфигурации, но важно учитывать этот момент при принятии решения о макете стеллажей внутри склада и покупки складской техники, такой как погрузчики и автоматические тележки, так как только эти решения будут приняты, они будут работать в качестве ограничений при управлении складом, те же выводы работают и для сортировки при проектировании конвейерной системы и / или установки автоматических диспенсеров.

К конфигурации на уровне системы распределения относятся, прежде всего, проблемы расположения узлов в географическом пространстве и распределения мощности между узлами. Первый пункт может упоминаться как местоположение объекта (выбор участка специального назначения), в то время как последний - в качестве распределения пропускной способности. Проблема аутсорсинга, как правило, возникает на этом уровне: узлы цепочек поставок очень редко принадлежат одному предприятию.

Распределительные сети можно охарактеризовать числом уровней, а именно от количества промежуточных узлов между поставщиком и потребителем:

Прямые поставки в магазин, то есть ноль уровней

Сеть в один уровень: центральный склад

Два сетевых уровня: центральные и периферийные склады

Это различие является более полезным для целей моделирования, но это также относится и к тактическим решениям в отношении резервных запасов: учитывая сеть в два уровня, если резервные запасы хранятся только на периферийных складах, то она называется зависимой системой (от поставщиков), если распределяется между центральными и периферийными складами - независимой системой (от поставщиков). Транспортировка от производителя до второго уровня называется первичной транспортировкой, от второго уровня к потребителю - вторичной транспортировкой.

Хотя настройка распределительной сети c нуля возможна, логистам, как правило, приходится иметь дело с реструктуризацией существующих сетей из-за наличия целого ряда факторов: изменение спроса, инновационного продукта или процесса, возможности для аутсорсинга, изменение политики правительства по отношению к торговым барьерам, инновации в сфере транспортных средств (как транспортные средства, так и пути сообщения), введение правил (в частности те, которые касаются загрязнения окружающей среды) и доступность систем поддержки ИКТ (например, ОПР или электронной коммерции).

После того, как логистическая система настроена, управление переходит к решению тактических задач на уровне склада и распределительной сети. Решения должны приниматься в соответствии с набором ограничений: внутренних, например, с учетом использования имеющейся инфраструктуры, или внешних, например, соблюдение заданных сроков годности продукта.

По складу, специалист по логистике должен решить, как распределить товары на стеллажах. Три традиционных типа хранения: общее хранилище, выделенное хранилище (стеллаж или пространство, отведенное для конкретного товара) и хранение в зависимости от класса (хранение товаров различных классов разделено в соответствии с их индексом доступа).

Эффективность комплектации значительно варьируется в зависимости от ситуации: начиная от человека и заканчивая товаром, отличаются высоким уровнем комплектации (вертикальная составляющая) и значительно низким уровнем (вертикальная составляющая комплектации незначительна).

Должен быть принят ряд тактических решений, касающихся сбора:

  • Маршрутизация пути: стандартные альтернативы включают поперечную маршрутизацию, обратную маршрутизацию, среднесрочную маршрутизацию и максимальный разрыв обратной маршрутизации.
  • Методы пополнения запасов: стандартные альтернативы включают равное пространство для запасов каждого класса продуктов и равное время поставки для каждого класса продуктов.
  • Логика подбора: комплектация заказов против пакетного сбора.

На уровне распределительной сети, тактические решения связаны, главным образом, с контролем за состоянием запасов и оптимизацией пути доставки. Обратите внимание, что логистам может потребоваться управление не только прямым, но и обратным потоком.

WMS система управления складом

Хотя есть некоторое дублирование функциональных возможностей, системы управления складом (WMS) могут существенно отличаться от систем контроля складом (WCS). Проще говоря, WMS дает еженедельный прогноз деятельности на основе таких факторов, как статистические данные и тенденции, в то время как WCS действует как руководитель склада в режиме реального времени для того, чтобы работа была выполнена наиболее эффективными методами. Например, WMS может сказать системе, что ей необходимо пять единиц складского учета (SKU) А и пять SKU B часов заранее, но к тому времени система продолжает действовать, и другие вводные, возможно, вступят в силу или может быть затор на конвейере. WCS может предотвратить эту проблему, работая в режиме реального времени и адаптации к ситуации, принимая решение в последнюю минуту, основанное на текущей деятельности и рабочем состоянии. Работая вместе, WMS и WCS может решить эти проблемы и достигнуть максимальной эффективности для компаний, которые полагаются на эффективную работу своего склада или распределительного центра.

Логистический аутсорсинг

Логистический аутсорсинг включает в себя отношения между компанией и поставщиком логистических услуг (LSP), который, по сравнению с базовыми логистическими услугами, делает более индивидуальные предложения, охватывает широкий спектр услуг, характеризуется долгосрочной ориентацией, и, таким образом, имеет стратегический характер.

Аутсорсинг не обязательно должен быть полным переходом на услуги LSP, он также может быть частичным:

  • Один контракт на поставку конкретной услуги в некоторых случаях
  • Образование новых смежных предприятий
  • Создание совместного предприятия

Логистика с привлечением третьих сторон (3PL) предполагает использование внешних организаций для выполнения мероприятий по логистике, которые традиционно выполненялись в рамках самой организации. Согласно этому определению, (3PL) логистика включает в себя любую форму аутсорсинга логистической деятельности, ранее выполняемых самой компанией. Например, если компания с собственным складированием решает использовать услуги сторонних транспортных компаний, это будет примером логистики с привлечением третьих сторон. Логистика является новым направлением деятельности во многих странах.

Концепция логистики поставщика четвертой стороны (4PL) была впервые определена Андерсен Консалтинг (теперь Accenture) как интегратор, который собирает ресурсы, возможности планирования и технологий собственной компании и других организаций для проектирования, создания и запуска решений общей цепочки поставок. В то время как логистика 3PL имеет своей целью лишь одну функцию, 4PL цели - это управление всем процессом. Некоторые издания описывают 4PL как генерального подрядчика, который управляет другими подрядчиками третьей стороны (3PL): водителями-дальнобойщиками, экспедиторами, агентами таможни и другими участниками; по существу, принимая ответственность за полный процесс для клиента.

Стратегический альянс

Горизонтальные бизнес-альянсы часто возникают между поставщиками услуг в области логистики, т.е. сотрудничество между двумя и более логистическими компаниями, которые потенциально являются конкурентами. В горизонтальном союзе, партнеры могут дважды получить выгоду. С одной стороны, они могут "получить доступ к значительным ресурсам, которые можно непосредственно использовать". Например, расширенная общая транспортная сеть, складская инфраструктура и возможность предоставлять более сложные пакеты услуг, всё это может быть достигнуто за счет объединения ресурсов. С другой стороны, партнеры могут "получить доступ к неосязаемым ресурсам, которые не используются непосредственно". Это, как правило, ноу-хау, информация, а также инновации.

Автоматизация логистики

Автоматизация логистики - это применение компьютерного программного обеспечения и / или автоматизированного оборудования с целью повышения эффективности логистических операций. Как правило, это относится к операциям в пределах склада или распределительного центра, с более обширными задачами, которые решаются системами управления цепочками поставок и системами планирования ресурсов предприятия.

Промышленное оборудование может идентифицировать продукты, либо через штрих-кода, либо через РЧИ-технологии. Информация, содержащаяся в обычных штрих-кодах хранится в виде последовательности черных и белых полос разной ширины, они же при считывании лазером переводятся в цифровую последовательность, которая в соответствии с установленными правилами может быть преобразована в десятичное число или другие данные. Иногда информация в виде штрих-кода может быть передана через радиочастоты, хотя более привычным является радиопередача с использованием меток радиочастотной идентификации. Метка системы радиочастотной идентификации (РЧИД) - это карта, содержащая чип флэш памяти и антенну, которая передает сигналы на считывающее устройство. Радиочастотный ключ может быть найден на товарах, животных, трспортных средствах и даже на людях.

Профессия логист

Логист - это профессиональный специалист в сфере логистики. Профессиональные логисты часто сертифицированы профессиональными ассоциациями. Одни логисты могут работать в чисто логистической компании, такой как судоходные линии, аэропорт, или в экспедиции, другие - в отделе логистики компании. Однако, как уже упоминалось выше, логистика это широкое понятие, охватывающее сферы закупок, производства, распределения и утилизации. Таким образом, перспективы карьерного роста являются достаточно широкими. Новой тенденцией в отрасли являются 4PL или четвертая сторона логистики - фирмы, консалтинговые компании, предлагающие услуги по логистике.

Некоторые университеты и учебные заведения готовят логистов, предлагая базовый курс и аспирантуру. Университет с основным фокусом на логистику - это Университет логистики Кюне в Гамбурге, Германия. Это некоммерческое учебное заведение при поддержке Кюне-Фонда предпринимателя в сфере логистики Клауса Михаэля Кюне.

Чартерный Институт логистики и транспорта (CILT), учрежденный в Соединенном Королевстве в 1919 году, получил королевский устав в 1926 году. Чартерный Институт является одним из профессиональных организаций или учреждений, для логистического и транспортного секторов, который дает возможность получить профессиональную квалификацию или степень в управлении логистикой. Программы CILT можно изучать в центрах по всей Великобритании, некоторые из которых также предлагают варианты дистанционного обучения. Институт также имеет зарубежные филиалы, а именно Чартерный Институт логистики и транспорта Австралии (CILTA) в Австралии и Чартерный Институт логистики и транспорта в Гонконге (CILTHK) в Гонконге. В Великобритании, программы управления логистикой предлагаются многими университетами и профессиональными организациями, такими как CILT. Эти программы, как правило, предлагаются на последипломном уровне.

Международная ассоциация логистов общественного здравоохранения (IAPHL) является профессиональной сетью, которая способствует профессиональному развитию менеджеров цепочек поставок и других организаций, работающих в области материально-технического обеспечения общественного здравоохранения и безопасности сырьевых товаров, с особым упором на развивающиеся страны. Ассоциация поддерживает логистов по всему миру, это сообщество специалистов-практиков, где члены могут поддерживать связь, обмениваться идеями, а также улучшать свои профессиональные навыки.

Музей логистики

Есть много музеев в мире, которые охватывают различные аспекты практической логистики. К ним относятся музеи транспорта, таможни, упаковки и отраслевой логистики. Тем не менее, только следующие музеи полностью посвящены логистике:

Общая логистика:

  • Музей логистики (Санкт-Петербург, Россия)
  • Музей логистики (Токио, Япония)
  • Музей логистики при Пекинском университете Wuzi (Пекин, Китай)

Военная логистика:

  • Музей Королевского логистического корпуса (Суррей, Англия, Великобритания)
  • Музей логистики Вооруженных сил Канады (Монреаль, Канада)
  • Музей логистики армии (Ханой, Вьетнам)

Что представляет собой логистика? Что это такое? Ответов на эти вопросы в равной степени столько же, сколько и экспертов в данной сфере. В настоящее время насчитывается неизмеримое количество специалистов, которые относят собственную деятельность к сфере логистики или только желают записать себя в логисты. Сегодня сфера логистики - это не просто высокооплачиваемая деятельность, но прежде всего высокий социальный статус, выгодное положение в обществе.

Логистика - что это такое? Этапы формирования научного знания

Для понимания значения термина «логистика» достаточно рассмотреть хронологию его формирования. Начальный этап развития логистики отличается зарождением базовых научных принципов. Возможно, именно по этой причине само понятие в современном значении возникло гораздо позже. Купцы древности разумели под логистикой знания о выгодном перемещении товаров как в пределах населенных пунктов, так между городами и соседними государствами.

Второй этап формирования логистики затрагивает применение ее научных достижений в военной сфере. Исходя из этого, основная масса древних логистических понятий принадлежит авторству военных теоретиков. В качестве первоочередных задач здесь выступал поиск возможностей для снабжения армии продовольственными запасами, амуницией, создания материально-технической базы военизированных формирований.

Современный этап формирования понятия рассматривает логистику как нахождение оптимальных вариантов для координации перемещения и переработки сырья, поиск решений по упаковке, складированию и доставке изделий конечному потребителю. В нынешнем понимании логистика охватывает широчайший диапазон видов деятельности, начиная с обработки сырьевой базы, контроля запасов, прогнозирования спроса и заканчивая разработкой эффективных маркетинговых механизмов.

Основные взгляды на понятие

Распространенным подходом является рассмотрение логистики как мировоззрения на бизнес-деятельность через издержки, которые нуждаются в надежном контроле и оптимизации.

Естественно, существует немало более узких взглядов на логистику, например, управление финансами, информацией, материально-техническими ресурсами. Однако такие формулировки не затрагивают другие многочисленные аспекты логистики. Поэтому более разумно рассматривать научное знание как учение о планировании, управлении, контроле и организации перемещения материальных ценностей, а также информации в среде бизнес-процессов организации.

Задачи логистики

Основная задача логистики заключается в организации действенной, интегрированной системы по контролю над функционированием информационных и материальных потоков, результатом движения которых становится обеспечение налаженной поставки определенных видов продукции.

Применение логистики позволяет максимально приспособить деятельность предприятия к существующей рыночной обстановке, повысить долю прибыли и получить очевидные преимущества перед прямыми конкурентами.

Задачи логистики направлены также на удовлетворение специфических нужд определенных групп потребителей. Показателями эффективности логистики в данном случае выступает скорость и своевременность поставок, доступность продукции для целевой аудитории. Основываясь на данных о потребительском интересе, логистика позволяет сформировать цепочки поставок.

Функции логистики

Насколько универсальна логистика? Что это такое в современном понимании? Если говорить о поддержании стандартов потребителя, то здесь на первое место выходят функции обеспечения заданного качества продукции, обслуживания и дистрибьюции.

Функции логистики в сфере управления транспортировками касаются обеспечения процессов погрузки и разгрузки перемещаемой продукции, ее доставки, сопутствующих операциях.

Отдельной функцией логистики является так называемый операционный менеджмент, который предполагает управление материальными, информационными и производственными ресурсами. Опирается операционный менеджмент на сокращение длительности производственных циклов и увеличение прибыли.

Сферы логистики

Сегодня основное место в деятельности предприятий занимает транспортная, производственная, закупочная, информационная, таможенная, распределительная, складская логистика.


Отличия логистики от экспедиторской деятельности

Несомненно, профессия логиста неразрывно связана с экспедиторской деятельностью. Однако, в отличие от логистики, экспедиторство ограничено управлением перемещения грузов, их сопровождением и доставкой на объекты.

В свою очередь, цех логистики значительно шире. Как правило, логисты выполняют заказы коммерческих организаций, компаний и предприятий, примеряя на себя функции экспедиторов, параллельно осуществляя управление информационными и материальными ресурсами.

Кто такой логист?

Главная задача специалиста в области логистики заключается в анализе ситуации на рынке, определении интересов потребителя и координации деятельности производственно-потребительских звеньев. По сути, на таких специалистах лежит весь отдел логистики, где на первое место выходит организация маршрутов движения материальных потоков с минимизацией затрат в каждом секторе логистической цепи.

Определяющим профессиональным требованием для логиста выступает наличие навыков финансиста, ведь основную массу времени такой специалист осуществляет работу с расчетами. Немаловажным для логиста является знание юриспруденции, так как расхождение деятельности с буквой закона чревато штрафными санкциями, издержками, потерями средств и как результат - нанесением убытков коммерческой организации.

Профессия логиста подвластна мобильным, коммуникабельным личностям с развитым аналитическим мышлением, которые не просто умеют работать самостоятельно, но и проявляют творческое мышление.

Значимые проблемы логистики

С какими проблемами сталкивается логистика? Что это такое в понимании современной предпринимательской деятельности? Сегодня логистика направлена на разрешение следующего ряда проблем:

  • поиск возможностей для обеспечения максимального соответствия информационных и материальных потоков;
  • обеспечение контроля над материальными потоками и своевременная передача данных об их движении в информационные логистические центры;
  • разработка оптимальных стратегий для перемещения продукции и материальных средств;
  • определение эффективных способов для урегулирования операций движения продукции;
  • стандартизация упаковки;
  • нахождение разногласий между возможностями и требованиями производства и закупки.

Достижения при разрешении вышеуказанных проблем измеряются конкретными результатами, которые демонстрирует логистика. Отзывы о применении логистических методов предприятиями показывают, что залогом высоких результатов выступает присутствие необходимых изделий с заданным качеством и объемами в нужном месте при наличии минимальных затрат.

В заключение

Отдельные предприятия имеют собственный взгляд на организацию производства. Одни имеют собственный отдел логистики, другие - пользуются услугами сторонних транспортных организаций.

Впрочем, наиболее перспективным подходом к организации производственной и коммерческой деятельности является применение знаний специализированных логистических компаний. Опытные специалисты в области логистики способны не просто организовать налаженную структуру логистической деятельности, но также повысить эффективность бизнеса в целом в основном за счет постановки правильных задач.