Месяц рамадан и ниспослание корана. Молитвы и деяния в месяц рамадан

Лучи которого не погаснут. Коран – это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня.

Рамадан – наилучший из месяцев, потому что это месяц чтения и изучения Корана, размышления над Священной Книгой и, естественно, следования ей. Ведь именно в этом месяце был ниспослан Священный Коран. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан – это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи » (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
Рамадан - месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Ещё в хадисе сказано, что все небесные книги были отправлены к пророкам (мир им) в месяце Рамадан (Ахмад). Все остальные книги ниспосылались сразу полностью, а Коран сначала был ниспослан на «Байт уль-Изза», это находится на первых небесах, и это было в месяц Рамадан, в Ночь Предопределения (могущества) – Ляйлят уль-Кадр . Потом раздельно – аят за аятом, по одному, двум, пяти или десяти аятам – при возникновении определённых вопросов Книга ниспосылалась в течение двадцати трёх лет.

И мудрость такого раздельного ниспослания Всевышний объясняет нам (смысл): «Те, которые не уверовали, сказали: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё (о Мухаммад!) сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, когда Джабраил (мир ему) будет читать тебе (его) частями размеренно, не спеша (Коран, 25:32).

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель – Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы » (Коран, 73:6). Получается что дневной пост – это очищение, а ночное богослужение – намазы и чтение Корана – украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, – в это время он становился щедрее вольного ветра » (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан . Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним » (Лятаиф аль-Маариф).

А ведь Аллах призывал к размышлениям над смыслами и мудростью Корана, и это лучше всего получается сделать во время ночей Рамадана. Всевышний, обращаясь к людям, говорит (смысл): «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах то, что удерживает их от размышления? » (Коран, 47:24). Почему Аллах призывает нас к размышлению над Кораном? Потому что неправильное понимание слов Всевышнего чревато возникновением сект и радикальных настроений у молодёжи. Чтобы понять Речь Аллаха, нам следует читать тафсиры (толкования) Корана.

Наши праведные предки (саляф ас-салихин), да снизойдёт милость Аллаха на них, удивительным образом усердствовали в чтении Корана в месяце Рамадан; они оставляли другие занятия, дабы не отвлечься от Речи Аллаха.

Когда наступал Рамадан, аз-Зухайр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Воистину это месяц чтения Корана и раздачи милостыни едой». Ибн Хаким сказал: «При наступлении Рамадана имам Малик, да будет доволен им Аллах, «убегал» от чтения хадисов и сидения с богословами к чтению Корана ». Абд ар-Раззак сказал: «При наступлении Рамадана Суфьян ас-Саври, да будет доволен им Аллах, оставлял всё остальное богослужение и поворачивался к Корану ».

Наши праведные предки за месяц несколько раз успевали завершить чтение Книги Аллаха, как это нам передали доверенные имамы. Так, Асвад в месяце Рамадан в каждые две ночи завершал чтение Корана, а вне Рамадана он за шесть ночей завершал его. Катада в остальные месяцы за неделю завершал чтение Книги Аллаха, а в Рамадан – за три ночи; когда же наступали десять последних ночей Рамадана, он каждую ночь завершал чтение Корана! Раби бин Сулайман сказал, что имам аш-Шафии в месяце Рамадан шестьдесят раз читал Коран, и всё это в намазе. Имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину мне рассказал тот, который совершал намаз в Рамадане рядом с Умаром бин Хусайн, что он каждую ночь начинал заново чтение Корана (аль-Байхаки фи аш-шиб).

Имам ан-Навави сказал: «А что касается тех, которые в одном ракаате завершали чтение Корана, то их не перечесть, столь много было их. Из них: Усман бин Аффан, Тамим ад-Дари, Саид бин Джубайр, да будет доволен ими Аллах (ат-Тибьян). Имам аз-Захаби рассказал: «Воистину передали многие, что Абу Бакр бин Аяш в течение сорока лет каждые сутки завершал чтение Корана. Когда он покинул этот мир, его сестра заплакала. Ей сказали: «Что тебя заставило плакать? Загляни вон на ту молельню: воистину твой брат там 18 тысяч раз Коран прочитал» (Сияр алями ан-Нубаля).

Как мы видим из вышеприведённого, с наступлением Рамадана богословы оставляли все виды дополнительных поклонений и читали, изучали только Речь Аллаха. А мы с вами читаем ли Священный Коран, читают ли его наши домочадцы? К большому сожалению, Священный Коран сегодня во многих семьях превратился в некий атрибут, который хранят в серванте. Его уже не читают и не изучают, по его законам люди не стараются жить. А ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелел: «Читайте Священный Коран – воистину в День Судный он будет заступником для тех, кто его читал» (Муслим).

В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Пост и Коран в День суда будут заступниками раба. Пост скажет: «О мой господь! Я лишил его еды и страстей днём, так дай же мне возможность заступиться за него». Коран скажет: «О мой господь! Я лишил его сна ночью, так дай мне возможность за него заступиться». И тогда они оба заступятся за этого раба » (Ахмад).

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» – это одна буква; нет, «алиф» – это буква, и «лям» – буква, и «мим» – отдельная буква » (ат-Тирмизи).

Про обучение Корану Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других » (аль-Бухари).

Да поможет Всевышний верующим, желающим изучить Коран, в изучении его и желающим читать – в чтении!

Mishari Rashid - Нашид о месяце Рамазан

Уважаемые братья и сёстры мусульмане! Благословенный месяц Рамадан - это месяц Корана, лучи которого не погаснут. Коран - это светило, которое озаряет сердца мусульман и будет озарять вплоть до Судного дня.

Рамадан - наилучший из месяцев, потому что это месяц чтения и изучения Корана, размышления над Священной Книгой и, естественно, следования ей. Ведь именно в этом месяце был ниспослан Священный Коран. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Месяц Рамадан - это месяц, в котором был ниспослан Коран с ясными знамениями как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи » (Коран, 2:185). В этом аяте Всевышний восхваляет месяц поста и возвышает его над остальными месяцами, ибо Он избрал его для Священного Корана.

Ещё в хадисе сказано, что все небесные книги были отправлены к пророкам (мир им) в месяце Рамадан (Ахмад). Все остальные книги ниспосылались сразу полностью, а Коран сначала был ниспослан на «Байт уль-Изза», это находится на первых небесах, и это было в месяц Рамадан, в Ночь Предопределения (могущества) - Ляйлят уль-Кадр. Потом раздельно - аят за аятом, по одному, двум, пяти или десяти аятам - при возникновении определённых вопросов Книга ниспосылалась в течение двадцати трёх лет.

И мудрость такого раздельного ниспослания Всевышний объясняет нам (смысл): «Те, которые не уверовали, сказали: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё (о Мухаммад!) сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, когда Джабраил (мир ему) будет читать тебе (его) частями размеренно, не спеша (Коран, 25:32).

Воистину Рамадан с этим благословенным началом считается великим даром для мусульманина и удобным моментом, чтобы очистить свою душу днём для подготовки к получению в тёмное время суток подарков от Корана в ночном богослужении. И этому свидетель - Коран (смысл): «Поистине поклонение Аллаху в ночные часы прочнее в сердце, отчётливее в словах, правильнее и сосредоточеннее в чтении, чем поклонение в дневные часы » (Коран, 73:6). Получается что дневной пост - это очищение, а ночное богослужение - намазы и чтение Корана - украшение души.

Рассказал Ибн Аббас: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым щедрым из людей. Ещё щедрее он становился, когда встречал Джабраила (мир ему), который приходил к нему каждую ночь из месяца Рамадан и обучал Корану, - в это время он становился щедрее вольного ветра » (аль-Бухари, Муслим). Ибн Раджаб сказал, что этот хадис указывает на желательность обучения Корану, а особенно хорошо читать и слушать его в месяце Рамадан. Этот хадис также является доводом того, что в этом месяце желательно больше читать Коран.

Как видно из хадиса, обучение Пророка (мир ему и благословение) происходило ночью, что указывает на желательность чтения Корана в месяце Рамадан именно ночью. «Воистину ночью прекращаются дела, заботы, и человек может всё усердие направить на чтение и размышление над ним » (Лятаиф аль-Маариф).

А ведь Аллах призывал к размышлениям над смыслами и мудростью Корана, и это лучше всего получается сделать во время ночей Рамадана. Всевышний, обращаясь к людям, говорит (смысл): «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах то, что удерживает их от размышления? » (Коран, 47:24). Почему Аллах призывает нас к размышлению над Кораном? Потому что неправильное понимание слов Всевышнего чревато возникновением сект и радикальных настроений у молодёжи. Чтобы понять Речь Аллаха, нам следует читать тафсиры (толкования) Корана.

Наши праведные предки (саляф ас-салихин), да снизойдёт милость Аллаха на них, удивительным образом усердствовали в чтении Корана в месяце Рамадан; они оставляли другие занятия, дабы не отвлечься от Речи Аллаха.

Когда наступал Рамадан, аз-Зухайр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Воистину это месяц чтения Корана и раздачи милостыни едой». Ибн Хаким сказал: «При наступлении Рамадана имам Малик, да будет доволен им Аллах, «убегал» от чтения хадисов и сидения с богословами к чтению Корана ». Абд ар-Раззак сказал: «При наступлении Рамадана Суфьян ас-Саври, да будет доволен им Аллах, оставлял всё остальное богослужение и поворачивался к Корану ».

Наши праведные предки за месяц несколько раз успевали завершить чтение Книги Аллаха, как это нам передали доверенные имамы. Так, Асвад в месяце Рамадан в каждые две ночи завершал чтение Корана, а вне Рамадана он за шесть ночей завершал его. Катада в остальные месяцы за неделю завершал чтение Книги Аллаха, а в Рамадан - за три ночи; когда же наступали десять последних ночей Рамадана, он каждую ночь завершал чтение Корана! Раби бин Сулайман сказал, что имам аш-Шафии в месяце Рамадан шестьдесят раз читал Коран, и всё это в намазе. Имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воистину мне рассказал тот, который совершал намаз в Рамадане рядом с Умаром бин Хусайн, что он каждую ночь начинал заново чтение Корана (аль-Байхаки фи аш-шиб).

Имам ан-Навави сказал: «А что касается тех, которые в одном ракаате завершали чтение Корана, то их не перечесть, столь много было их. Из них: Усман бин Аффан, Тамим ад-Дари, Саид бин Джубайр, да будет доволен ими Аллах (ат-Тибьян). Имам аз-Захаби рассказал: «Воистину передали многие, что Абу Бакр бин Аяш в течение сорока лет каждые сутки завершал чтение Корана. Когда он покинул этот мир, его сестра заплакала. Ей сказали: «Что тебя заставило плакать? Загляни вон на ту молельню: воистину твой брат там 18 тысяч раз Коран прочитал» (Сияр алями ан-Нубаля).

Как мы видим из вышеприведённого, с наступлением Рамадана богословы оставляли все виды дополнительных поклонений и читали, изучали только Речь Аллаха. А мы с вами читаем ли Священный Коран, читают ли его наши домочадцы? К большому сожалению, Священный Коран сегодня во многих семьях превратился в некий атрибут, который хранят в серванте. Его уже не читают и не изучают, по его законам люди не стараются жить. А ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелел: «Читайте Священный Коран - воистину в День Судный он будет заступником для тех, кто его читал» (Муслим).

В другом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Пост и Коран в День суда будут заступниками раба. Пост скажет: «О мой господь! Я лишил его еды и страстей днём, так дай же мне возможность заступиться за него». Коран скажет: «О мой господь! Я лишил его сна ночью, так дай мне возможность за него заступиться». И тогда они оба заступятся за этого раба » (Ахмад).

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрёк: «За каждую прочитанную букву из Корана запишется благое дело, а за каждое благое дело воздастся десятикратно. Я не говорю, что «алиф», «лям», «мим» - это одна буква; нет, «алиф» - это буква, и «лям» - буква, и «мим» - отдельная буква » (ат-Тирмизи).

Про обучение Корану Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из вас тот, кто учит Коран и обучает ему других » (аль-Бухари).

Да поможет Всевышний верующим, желающим изучить Коран, в изучении его и желающим читать - в чтении!

О важности священного месяца Рамадан и обязательных богослужениях сказано в Коране. Каждый мусульманин в это время ради Аллаха должен держать пост от рассвета до заката. Вот несколько аятов, где сказано об этом богослужении.

Сура «аль-Бакара»

«О, вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, - быть может, вы станете богобоязненными - на определенное количество дней. А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время. А тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущеннонго поста накормить бедняка. А если кто- либо добровольно сделает большее, то тем лучше для него. Вам лучше поститься, если бы только вы знали это» (Сура «аль-Бакара», 2 / 183 - 184).

«Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран - истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], - пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его» (Сура «аль-Бакара», 2 / 185).

«Когда тебя [, о Мухаммад,] вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне. Так пусть же они отвечают на Мой призыв к вере, верят в Меня. Быть может, они встанут на истинный путь» (Сура «аль-Бакара», 2 / 186).

«Совершайте Хадж и Умру во имя Аллаха. Если же вам препятствуют [совершить Хадж], то пошлите пожертвование, какое сможете. Брейте ваши головы только после того, как пожертвование достигнет предназначенного места. А если у кого-нибудь из вас на голове болячка или рана, то можете брить голову [с самого начала], или же поститься [вместо этого], или же раздать милостыню и принести жертву. Если вам не препятствуют совершить Хадж или Умру, то тот, кто хочет совершить Умру и дождаться Хаджа, должен поститься три дня в Мекке и семь, когда вернется домой, всего десять дней. Это правило для тех, кто не живет в Мекке. Так бойтесь же Аллаха, и да будет вам известно, что Аллах суров в наказании» (Сура «аль-Бакара», 2 / 196).

Сура «аль-Маида»

«Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы, а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной. Искупление за принесение двусмысленной клятвы - накормить десятерых бедняков так, как вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А если кто не в состоянии [выполнить одно из этих трех условий], то ему следует поститься три дня. Все это - искупление за ваше клятвопреступление. Соблюдайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Может быть, вы будете благодарны» (Сура «аль-Маида», 5 / 89).

«О, вы, которые уверовали! Не поражайте добычи, находясь в Хадже. А если кто из вас поразит [дичь] преднамеренно, то искуплением [греха] будет столько скота, сколько он поразил [, охотясь]. Устанавливают искупление два справедливых мужа из вас, и это жертва, приносимая к Каабе. Или же искуплением [за убитую на охоте дичь] будет пища для бедняков или соответствующий пост, дабы тот, [кто охотился во время Хаджа], вкусил тяжесть своего деяния. Аллах прощает то, что случалось прежде. А если кто повторит [охоту во время Хаджа], то Аллах накажет его, ибо Аллах - великий, вершащий наказание» (Сура «аль-Маида», 5 / 95).

Сура «ат-Тауба»

«Аллах приготовил для них сады, в которых текут ручьи. Они вечно пребудут там, и это - великая удача» (Сура «ат-Тауба, 9 / 89).

Сура «Марьям»

«Ешь, пей и радуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: "Воистину, я дала Милостивому обет поститься и не стану сегодня ни с кем говорить"» (Сура «Марьям», 19 / 26).

Сура «аль-Ахзаб»

«Воистину, для обратившихся [в Ислам], для верующих, послушных, верных данному слову, терпеливых, смиренных, подающих милостыню, постящихся, хранящих свое целомудрие и поминающих многократно Аллаха уготовил Он прощение и великое вознаграждение» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 35).

Сура «аль-Муджаделе»

«Если же у кого-либо нет раба. то надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва, прежде чем [супруги] сойдутся. А если кто-либо не может [соблюдать пост], то надлежит накормить шестьдесят бедняков. [Все] это - для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Это - ограничения, наложенные Аллахом, а для неверных уготовано мучительное наказание» (Сура «аль-Муджаделе», 58 / 4).

Сура «ат-Тахрим»

«Если он разведется с вами, то его Господь, может быть, заменит вас женами лучше вас - обратившимися в Ислам, верующими, благочестивыми, кающимися, поклоняющимися [Аллаху], постящимися, как побывавшими замужем, так и девицами» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 5).

Сура «аль-Кадр»

«Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] - ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (Сура «аль-Кадр», 97 / 1 – 5).

Говоря о священном месяце Рамадан как о месяце ниспослания Корана, мы не можем не задуматься над кажущимся противоречием между ниспосланием откровения в течение одного месяца, даже в одну благословенную ночь, и историей ислама, засвидетельствовавшей постепенное провозглашение Пророком, да благословит Аллах его и его род, коранических аятов на протяжении двадцати трёх лунных лет.

«Поистине, Мы ниспослали его в благословенную ночь» (44:3).

«Поистине, Мы ниспослали его в Ночь Могущества» (97:1).

Более того, каждый новый аят, провозглашённый Пророком, соответствовал обстоятельствам своего места и своего времени, и, как свидетельствуют хроники, сам Посланник Аллаха зачастую пребывал в сомнении относительно того, каким образом разрешить тот или иной вопрос, пока не получал от Всевышнего откровения по этому поводу. Всё это исключает логику того, что в Ночь могущества (или, в другом переводе, Ночь определения) Священный Коран был открыт Пророку в явной форме и полностью, и только провозглашался впоследствии как бы порционно, применительно к обстоятельствам.

Аббас аль-Кумми в книге «Аль-бакийат ас-салихат» , обычно приводимой на полях его главного труда «Мафатих аль-джинан» , указывает в комментарии к суре «Ад-Духан» на процитированный нами в начале аят, что в истории ислама имели место два ниспослания Корана - мгновенное и последовательное - тем не менее, Аль-Кумми ограничивается этим и не раскрывает данных понятий. Тем не менее, математическая наука предоставляет нам возможность отыскать превосходный иллюстративный пример.

Математика, среди прочего, оперирует понятием иррационального числа, выражаемого бесконечной непериодической дробью. К таковым относятся, например, число е - основание натурального логарифма - или число π, выражающее отношение длины окружности к её диаметру и равное 3,1415926… Бесконечное число знаков после запятой не подчиняется закону периодичности (т. е. всяческая закономерность повторения комбинации цифр полностью исключается). В этом случае (доказано математически) в данной бесконечной последовательности любая цифровая комбинация любой длины должна повстречаться с вероятностью 100%. Если понять, что комбинация знаков может быть легко преобразована в двоичный код или систему любого основания (например, основания 28 - по числу букв арабского алфавита), мы приходим к выводу, что на бесконечном отрезке знаков после запятой в иррациональной дроби с вероятностью 100% отыщется любая комбинация знаков любой длины. Иными словами - любой текст любой книги, какие только были, будут или могут быть написаны. Тексты откровений, ниспосланных Аллахом на разных языках в разные эпохи, также, естественно, не являются исключением, равно как и всевозможные их искажения, переводы, канонические и апокрифические редакции и т. д.

Данное математическое открытие подразумевает, что в непроявленной форме Всевышним Создателем с самого момента сотворения мира, когда были провозглашены основополагающие законы, к числу которых относится и геометрический закон отношения длины окружности к диаметру, были предопределены все возможности развития сценариев истории человечества (что не только не исключает свободы выбора, но, напротив, определяет её на одномерной временной оси), включая ниспослание откровений пророкам - да будет мир над ними всеми.

Фактически это означает, что, совершая тот или иной поступок, отдельный человек или нация, или же целое человечество - на самом деле не творят его из ничего, а лишь извлекают из Непроявленного, изначально заложенного Создателем в основы сотворённого Им мира. Такое понимание исключает, в частности, противоречие между возможностью человека свободно совершать те или иные поступки и представлением о том, что нет иного творца, кроме Всевышнего Аллаха. В самом деле, все возможные поступки - как совершённые, так и те, от совершения которых человек отказывается - были изначально сотворены Аллахом как непроявленные. Свобода выбора человека в совершении или несовершении их определяет то, какие именно деяния (аф’ааль) он извлекает из непроявленной формы, сам при этом не являясь творцом, то есть не будучи соучастником Всевышнего Аллаха в процессе творения.

Если обратиться к истории ислама, в частности, известному спору между мутазилитами и ашаритами вокруг вопроса о сотворённости или предвечности Корана, мы лишний раз убеждаемся, насколько справедлива традиционная позиция шиитской джафаритской школы, всегда стоявшей в стороне и принципиально не дававшей однозначного ответа на этот вопрос. Рассмотренная нами иллюстрация ясно демонстрирует, что и то, и другое имеет место быть в реальности, вопрос сводится лишь к степени проявленности или сокрытости.

Итак, возвращаясь к приведённой нами иллюстрации (хотя она, естественно, не единственно возможная в этом мире), мы можем представить себе каким образом мы могли бы извлечь из Непроявленного необходимый текст, прибегнув к помощи совершенного компьютера. Под совершенным компьютером мы понимаем модель, обладающую бесконечной памятью и бесконечной скоростью обработки информации. В таком случае нам априори доступны все знаки после запятой в иррациональной дроби, вследствие чего для извлечения, например, текста «Гамлета» Шекспира потребуется лишь задать ключевую фразу (скажем, «To be or not to be») - и все возможные текстовые комбинации отыщутся с вероятностью 100%.

К сожалению, в данной ситуации мы не сможем насладиться чтением классики по той простой причине, что комбинаций, соответствующих данной ключевой фразе, мы также получим бесчисленное множество - всевозможные редакции и дополнения, включая те, что отличаются от оригинала на одну букву или один символ. Даже обладая совершенным компьютером, являющимся вратами в мир Непроявленного, мы не смогли бы извлечь необходимый нам текст, не обладая для этого руководством. Идеальным вариантом, доступным человеку, было бы изначальное знание искомого текста от начала и до конца - в этом случае совершенный компьютер с вероятностью 100% выдал бы нам искомую комбинацию в единственном варианте, однако, такая постановка задачи, как отыскание в Непроявленном заранее известного текста, лишена смысла. Отыскание же текста Откровения, соответствующего конкретным обстоятельствам, не под силу человеку, даже обладающего совершенным компьютером (средством обработки информации, извлекаемой из Непроявленного) и ключевой фразой. Об этом гласит благородное изречение Имама Али, да будет мир с ним:

«Познавший себя познаёт своего Господа».

То есть познать себя, открыть для себя абсолютное средство извлечения праведных поступков из Непроявленного, которые идеально соответствовали бы данному месту и времени, настолько же сложно для человека, как познание Бога - пускай даже Бога в той бесконечно малой проекции, в которой Он являет Себя сотворённому Им миру. Простому человеку, действующему интуитивно, реализация подобной задачи недоступна. Только посредством достижения состояния уподобления Имамам - Хранителям Откровения - или Пророку - Первооткрывателю Откровения (фана фи-ль-имам уа фана фи-н-наби) нам теоретически может быть доступна ступень самопознания, благодаря тем ключам, что были даны Посланнику Аллаха свыше и переданы им в наследство Непорочным Имамам.

N. B. Поскольку истинной целью любой религии является придание личности совершенства и установление её взаимосвязи с Богом, возможность уподобления Непорочным в каждую эпоху по своему теологическому смыслу бесконечно важнее возможности получать приказы и инструкции от Имама, что лишний раз доказывает несостоятельность представления об имамате как исключительно идеальном руководстве и попыток заменить его внешне близкой по форме административной моделью в период Большого сокрытия Имама нашего времени, да ускорит Аллах его приход.

Таким образом, становится совершенно очевидным, что в Ночь Определения (Могущества) Святому Пророку ислама Всевышним были переданы ключи к получению (правильнее сказать - извлечению) соответствующих месту и времени аятов, то есть была провозглашена миссия Посланника Аллаха в качестве Пророка Откровения Корана, равно как было определено дальнейшее ниспослание Корана строго в соответствии со сценарием развития исторических событий вокруг него. Это касается в равной степени как «увещевательных» и «законоположительных» аятов, так и стихов, призванных подкрепить религиозные положения ислама иллюстрациями из прошлого (коранические истории о прежних пророках, о наказании отступивших от правильного пути общин, поучительные притчи, и т. д.). Природа этих ключей, то есть характер самого процесса избрания Пророка останется для нас за завесой тайны, хотя при этом Сам Всевышний в Коране говорит о Посланнике как об Избраннике (Аль-Мустафа) , чем мы и должны удовлетвориться, дабы обрести уверенность в том, что речённое Пророком есть не плод его собственного воображения, а ниспосланное Всевышним, как сказано в Коране: «Но он - Славный Коран на Хранимой Скрижали» (85:21-22).

Понятие Хранимой Скрижали (Аль-Лаух аль-Махфуз) также подтверждает изложенную выше гипотезу. В свете вышеизложенного мы рассматриваем священный месяц Рамадан не просто как месяц поста, но как месяц открытия величайшей тайны, прикосновение к которой возвращает человечество в состояние единения со Всевышним Творцом.

Наступил Священный месяц Рамазан – месяц обязательного поста, усердных молитв и совершения множества богоугодных дел.

Всевышний Аллах в Коране определил для верующих обязательность соблюдения поста: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас, - быть может, вы будете богобоязненными». (сура «Аль-Бакара»;183)

Пост является одним из столпов Ислама. Рамазан – это единственный и особый месяц, упомянутый в Священном Коране. Почему этому месяцу мусульманского календаря отведено столь почетное место?

Всевышний Аллах объясняет это в Коране: «В месяц Рамазан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…» (сура «Аль-Бакара»;185)

Итак, согласно данному аяту, Аллах начал ниспслание Священного Корана в месяц Рамазан. Начало ниспослания Корана Еще до начала пророчества Мухаммад (мир ему) любил уединяться в пещере на горе Хира (сейчас называется Джабаль ан – Нур – Гора Света). Он проводил в этой пещере каждый месяц Рамазана ежегодно.

Аиша (да будет доволен ею Аллах), передала: «Началом Откровений, ниспосылавшихся Посланнику Аллаха, стало благое видение во сне, и он никогда не видел иных видений, за исключением таких, которые приходили,подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру на горе Хира, занимаясь там делами благочестия, которые состояли в поклонении Аллаху в течение многих ночей, что продолжалось до тех пор, пока у него не возникала необходимость вернуться к себе домой и запастись всем необходимым, и тогда он приходил к Хадидже и собирал для себя все, что ему было нужно на новый такой же срок». Когда Мухаммаду (мир ему) исполнилось сорок лет, он, как всегда, уединился в пещере Хира, поминая Аллаха и поклоняясь Ему. Вдруг к Мухаммаду (мир ему) явился ангел Джибраиль (мир ему) и сказал: «Читай!» Мухаммад воскликнул: «Я не умею читать!» Ангел вновь призвал его: «Читай!» И вновь Мухаммад ответил, что он не умеет читать. После третьего раза ангел Джибраиль (мир ему) с силой обнял Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), прижал его к себе, передав ему слова Корана: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, Сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь – Наищедрейший. Он научил посредством письменной трости – Научил человека тому, чего тот не знал» . Это были первые пять аятов суры Корана «Аль-Аляк» (Сгусток;96;1-5)

В данных аятах Аллах сначала упоминает ниспослание Корана и только потом говорит о создании человека, так как наивысшей милостью Всевышнего является именно ниспослание Великого Корана. Создав человека, как высшее Свое творение, из сгустка, Господь наделил его разумом, научил читать, писать, наделил знаниями. Всевышний Аллах указывает на то, что ниспослание Корана есть великая Милость и Руководство для людей: «Мы преподнесли им Писание, которое разъяснили на основании знания, как верное руководство и милость для верующих людей». (сура «Аль-Араф»;52) Получив первое Откровение, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень испугался, подумав, что он стал кахином (одержимым).

Позже Всевышний отвергнет это для всех, кто усомнился в пророчестве Его Посланника: «Неужели они не размышляют? Их товарищ не является бесноватым. Он не кто иной, как разъясняющий и предостерегающий увещеватель». (сура «Аль-Араф»;184) В сурах Корана есть доказательство того, что Мухаммад (мир ему) был действительно неграмотным, не умел ни читать, ни писать, он не был поэтом, он не мог написать все это сам, как утверждали многие курайшиты: «Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте же за ним, дабы вы последовали прямым путем». (сура «Аль – Араф»;158) Получив первые аяты Священного Корана в пещере Хира, Мухаммад (мир ему) бросился домой к жене Хадидже (да будет доволен ею Аллах).

Хадиджа всегда поддерживала своего мужа. Выслушав его рассказ, она воскликнула: «Нет, клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь, поистине,ты заботишься о родственниках, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!» Хадиджа (пусть будет доволен ею Аллах) повела Мухаммада (мир ему) к своему двоюродному брату Вараке, который знал иудейские писания. Он был стар и слеп. Варака сказал Мухаммаду (мир ему): «Это тот же Ангел, которого Аллах посылал к Мусе (Моисею, мир ему). О, если бы я был молод в эти дни, о, если бы дожил я до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!» Но Варака вскоре умер и не увидел пророчество Мухаммада (мир ему). После первых аятов суры «Аль - Аляк» ниспослание Корана временно прекратилось.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень переживал, думая, что Всевышний разгневался на него. Этот перерыв принес Пророку пользу, так как за это время Мухаммад (мир ему) избавился от страха, уверовав окончательно в то, что он – Посланник Аллаха. Мухаммад (мир ему) стал ждать новых Откровений от Всевышнего в пещере Хира. Когда закончился Рамазан, Пророк (мир ему) вышел из пещеры, чтобы вернуться в Мекку. Сообщается, что он сказал: «А когда я достиг вади, ко мне кто-то обратился, и я посмотрел направо и налево, а также назад и вперед, но ничего не увидел, а потом я поднял голову, увидел нечто, и оказалось, что это тот ангел, который явился ко мне на горе Хира. Он восседал на троне между небом и землей, и я так испугался его, что упал на землю, после чего я вернулся к Хадидже и сказал: «Укройте меня, укройте меня», и они облили меня холодной водой, потом укутали и снова облили, после чего было ниспослано следующее: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа своего возвеличивай! И одежды свои очисть! И скверны избегай! И не оказывай милости в надежде получить большее! И терпи ради Господа твоего». (сура «Аль-Муддассир»;1-7)

В этих аятах содержится главная обязанность Пророка: «Встань и увещевай!». После этого Откровения Мухаммад (мир ему) обратился с первым тайным призывом к своим ближайшим родственникам. Получение Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) Откровений через ангела Джибраиля (мир ему) было нелегким делом. Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ни разу я не получал Откровение, не подумав, что у меня вырывают душу». Иногда слова сур Корана передавались в виде звона колокольчика, иногда – жужжанием пчелы. Временами слова передавались ясно. Всевышний призывал Пророка (мир ему) внимательно вслушиваться в аяты Корана, не торопиться и понять их смыслы, разъяснение которых Аллах взял на Себя: «Не шевели своим языком, повторяя его (Коран), чтобы поскорее запомнить. Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтем его, то читай его следом. Нам надлежит разъяснить его» (сура «Аль-Кийама»;16-19)

Ночь Аль-Кадр

Первые аяты Священного Корана были ниспосланы в Благословенную Ночь аль-Кадр (Ночь Предопределения). Она приходится на одну из последних 10-ти нечетных ночей Рамазана. «Вы ищите ее,- сказал Посланник Аллаха (мир ему),- среди последних десяти ночей» На то, что Коран был ниспослан в Ночь Предопределения, указал Сам Всевышний: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари». (сура «Аль-Кадр»;1-5)

Эта Ночь бывает только в месяце Рамазан. И в эту Ночь решается судьба человека на год вперед. В Ляйлятуль-Кадр на землю опускаются ангелы, а шайтан не может выйти из своего заточения. Все молитвы принимаются. Аллах назвал эту Ночь Ночью, которая «лучше тысячи месяцев». Сказал Посланник Аллаха: «Кто наполнит эту ночь искренним молением, тому будут прощены все его грехи». Всевышний выбрал эту Ночь, чтобы начать ниспослание Корана. Поэтому Ночь Аль- Кадр – самая ценная Ночь не только в месяце Рамазан, но и в течение всего года. Абу – Хурейра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К вам пришел Рамазан – благословенный месяц. Аллах вменил вам в обязанность поститься. В течение этого месяца ворота Небес открыты, ворота Адского огня закрыты, и злые дьяволы прикованы. Аллаху принадлежит одна ночь в нем, которая лучше, чем тысяча месяцев. Кто лишит себя его благ, тот окажется лишенным».

Чудо Священного Корана

Все пророки, направленные Всевышним к людям, наделялись чудесами (мугжиза) для того, чтобы люди уверовали в их пророчество. Главное чудо, дарованное нашему Пророку Мухаммаду (мир ему)- это Священный Коран. Он состоит из 114 сур и 6666 аятов. Коран ниспослан на арабском языке отдельными частями в течение 23-лет пророчества Мухаммада (мир ему).

Всевышний указывает: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям неспеша. Мы ниспослали его частями». (сура «Аль-Исра»;106)

Аллах в Коране подчеркивает величие и бесподобие Корана: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу». (сура «Аль-Исра»;88)

В чем заключено чудо Корана? Во-первых, это последнее божественное Послание, и после него не будет других Книг. Коран отменил все предыдущие Писания, вобрав в себя все лучшее из них, завершив ниспослание Божественных законов. Во-вторых, Коран – единственная Книга, дошедшая до нас в своем первоначальном виде. Другие послания (Забур, Тора, Инджиль) были неоднократно изменены людьми. Коран хранит Сам Всевышний, и поэтому он сохранится в первоначальном виде до Судного Дня: «Мы ниспослали вам Коран, и Мы сохраним его до Судного Дня». (сура «Хиджра»;9)

Коран ниспослан всему человечеству и на все времена. Все предыдущие писания ниспосылались определенному народу на определенное время. Но самое главное – Коран научил людей Истине, повел их Прямым путем, помог достичь счастья в обоих Мирах. Коран является величайшим чудом и с точки зрения смысла, заключенного в нем, и с точки зрения блестящей литературной формы. До сих пор язык Корана не способен повторить ни один самый блестящий мастер слова. В то же время Всевышний облегчил понимание его смыслов и запоминание, чтобы все люди могли прочесть и понять его: «Мы сделали Коран легким для запоминания». В Священной Книге отражены многие научные истины, которые ученые смогли исследовать и доказать лишь недавно. Например, развитие плода в чреве матери, расширение Вселенной, вращение Земли и других планет вокруг Солнца по своим орбитам, мрак в глубине океана, строение головного мозги и др. Коран избавил людей от невежества, заблуждений, позволил вступить на путь истинной религии Аллаха: «Скажи, что Святой Дух (Джибрил) ниспослал его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить верующих, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». (сура «Ан-Нахль»;102) Чтение Корана в месяц Рамазан - особо богоугодное дело. В этот месяц Пророк Мухаммад (мир ему) увеличивал чтение Корана. Сообщается, что в ночи Священного месяца к Пророку, мир ему, являлся ангел Джибраиль, мир ему, и пророк читал ему Коран.

В другом хадисе говорится, что каждый год Джибраиль один раз полностью прочитывал Пророку, мир ему, Коран. Однажды Коран был прочитан Мухаммаду дважды в течение года. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) почувствовал приближение смерти, он подозвал свою дочь Фатиму (пусть будет доволен ею Аллах) и сказал ей: «Каждый год Джибраиль прочитывал мне Коран, а в этот год он прочитал его два раза. Думаю, что смерть моя близка». Традиция прочтения Корана в течение месяца Рамазан идет от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он говорил, что лучший из людей тот, кто читает Коран и обучает ему других. Месяц ниспослания Корана Рамазан – это месяц поста. Пост и Коран в День Воскресения заступятся за раба. Пост скажет: «О, мой Господь! Я стал преградой для его еды и удовольствий, сделай же меня заступником за него!» Коран скажет: «Я стал преградой для его сна, так сделай же меня его заступником!» И тогда Аллах вынесет решение: «Ваше заступничество принято!»