Месяц рамадан описание. Главные традиции Рамадана. Что нельзя делать в пост

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Один раз в год из радиотелепрограмм вы можете слышать о том, что наступает Священный для мусульман всего мира месяц Рамадан. И уже одно то, что об этом событии сообщают главные каналы телевидения и радиовещания, свидетельствует, что Рамадан — это действительно необычайное, очень важное и особенное событие в жизни каждого истинного мусульманина.

Что же такое Рамадан и почему он является особым периодом времени, определяемым в Исламе как месяц поста?

Рамадан — девятый месяц мусульманского лунного календаря. Лунный месяц короче солнечного и потому месяц мусульманского поста — Рамадан каждый год по солнечному календарю наступает несколько раньше, чем в предшествующем году.

Иногда говорят, что Рамадан — это пост. Конечно, это не совсем правильно, хотя Рамадан — месяц поста и Ас-Саум — пост — очень тесно взаимосвязанные между собой понятия.

Действительно, Ас-Саум, пост в месяц Рамадан, был предписан Аллахом всем мусульманам в качестве одного из важнейших обязательных актов поклонения Ему. Такое действие выражения веры является одной из главных обязанностей для каждого мусульманина и служит одним из основных “столпов”, опор мусульманского вероисповедания - Ислама.

Данная статья посвящается мусульманскому посту, поэтому нам хотелось бы более подробно рассказать о некоторых важнейших аспектах этого замечательного события.

Из истории Ислама нам хорошо известно, что Аллах проявил особую милость к людям именно в месяц Рамадан, начав ниспослание Величайшего из всех откровений, Священного Корана, — Наставления и Руководства Всевышнего, обращенного ко всему человечеству.

Великий Аллах так говорит об этом:

«Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения (добра и зла, истины и лжи)».

(Коран: Сура 2, Аят 185)

В одну из последних десяти ночей месяца Рамадана 610 года н.э. в пещере Хираа на горе Жабаль-ан-Нур (Гора Света), недалеко от города Мекка началось Великое Откровение, оказавшее мощное и не имеющее аналогов воздействие на мировую цивилизацию:

«Поистине, Мы ниспослали Коран в ночь аль-Кадра. А что даст тебе знать, что такое “ночь аль-Кадра?! Ночь Аль-Кадра лучше тысячи месяцев: в нее нисходят Ангелы и Дух (Ангел Жибрииль) с соизволения Господа их для всяких повелений. Она — есть мир до начала рассвета!»

(Коран: Сура 97, Аяты 1 -5)

Пророк Мухаммад (с.а.с) говорил: “Кто совершал Кыйаам (добровольную молитву) в ночь Аль-Кадра ради Аллаха и в надежде на вознаграждение, тому прощены все предыдущие грехи “

Свет Истины и Великое Учение Аллаха, ниспосланное людям через Его Посланника, Последнего Пророка — Мухаммада (с.а.с), вывели человечество из тьмы невежества, в котором оно находилось длительное время, забыв о Его Повелении поклоняться только Ему, Единому и Единственному Богу. Это Повеление было дано ранее через всех Божьих Пророков (мир им всем), однако люди все время уклонялись от прямого Пути, указанного Всевышним,

Этот Путь есть Великое Благословение и Милость Божья ко всем уверовавшим в Аллаха. Он является подлинным Свидетельством заботы Всевышнего о Своих Творениях. А Божественное Наставление, данное человечеству через Пророка Мухаммада (с.а.с) — это единственное средство прожить счастливую и достойную жизнь для каждого человека, принявшего призыв Ислама:

«Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число (дней Поста) и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на праведный путь, — может быть, вы будете благодарны!»

(Коран: Сура 2, Аят 185)

У мусульманского Поста, соблюдаемого в месяц Рамадан, есть огромное множество преимуществ и положительных моментов, которые дают каждому соблюдающему его мусульманину благоприятные результаты. И мы хотели бы напомнить о тех из них, которые по своему значению занимают особое место. К числу таких благодеяний относятся:

– Получение Божественного Благословения для каждого мусульманина, соблюдающего Пост в соответствии с Предписаниями Аллаха.

– Выработка в себе умения подавлять низменные инстинкты и желания, происходящие от деяний сатаны.

– Оздоровление организма человека в результате благотворного голодания во время Поста.

– Развитие чувства сострадания к ближним, особенно к неимущим и больным, старикам и детям, ко всем, кто страдает, болен и слаб, а также дополнительные возможности для того, чтобы оказать им практическую помощь.

– Очищение человеческой души от злых и нехороших мыслей, воздержание от совершения плохих поступков, развитие в человеке умения ценить все Блага, дарованные ему Аллахом, и выражение благодарности Всевышнему за Его Величайшую Милость к Своим верным рабам.

На этих добродетелях мы остановимся здесь более подробно.

БОЖЕСТВЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Обращаясь к правоверным, Великий Аллах повелевает:

«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас (иудеям и христианам), — может быть, вы будете богобоязненны!»

(Коран: Сура 2, Аят 183)

Мудрость данного Предписания заключена в том, чтобы каждый человек стал богобоязненным. Это качество необходимо всем, ведь без него невозможны добрые нравы. А без добрых нравов не может быть счастливой жизни ни у отдельного человека, ни в семейных отношениях, ни в общественном бытии.

Нужно отметить, что в Исламе быть богобоязненным — это предпосылка успеха в нынешней жизни и в Жизни Грядущей. Аллах в Его Милости дал нам месяц Рамадан, а одна из главных целей Рамадана — приобретение богобоязненности. Она приобретается за счет сознательного стремления к ней. И в этом важную роль играет нийя: в период Рамадана, с ночи до полудня, мусульманин должен — мысленно или вслух — произносить на любом языке и в любой формулировке о своем намерении соблюдать Пост ради Аллаха в течение предстоящего дня.

Также допускается провозглашать нийя по-другому, т.е. в первый день Рамадана мусульманин может произнести свое намерение о том, что он будет ради Аллаха соблюдать Пост в течение всего месяца Рамадана.

Богобоязненность — необходимое качество для каждого мусульманина и ее воспитанию в значительной мере способствует произнесение о своем намерении держать Пост во имя Аллаха. Произнося нийя, мусульманин еще раз проверяет себя и свою цель, что совершаемый им поступок — только ради Всевышнего.

Исламский Пост в месяц Рамадан обязывает каждого мусульманина (за исключением больных, находящихся в пути и некоторых других категорий людей) полностью воздерживаться от еды и питья в период между началом рассвета и полным заходом солнца. Предписывается также воздержание от курения и интимных отношений в это время.

«…Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи… Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, — может быть, они будут богобоязненны!»

(Коран: Сура 2, Аят 187)

Несоблюденные из-за болезни или странствия дни Поста должны быть возмещены в другое время, как это предписывается Аллахом в Коране. (Сура 2, Аяты 184-185).

Разумеется, отказ от пищи и питья в этот период связан с чувством голода и жажды. Таким образом, человек добровольно подвергает себя определенным временным трудностям, которые мы переносим с терпением и удовольствием. Как они способствуют появлению и укреплению в человеке чувства богобоязненности, т.е. особого почтения по отношению к своему Создателю? Какова Награда от Всевышнего за это?

Великий Аллах говорит нам:

«Кто же добровольно возьмется за благо сверх того, это — лучше для него. А чтобы вы постились, это — лучше для вас, если вы знаете».

(Коран: Сура 2, Аят 184)

Добровольно подвергая себя определенным лишениям в установленное время, человек получает возможность больше времени уделять молитве, чтению и декламации Корана. Человек может всецело сосредоточиться на воспоминании и мыслях об Аллахе. В это время человек чаще вспоминает о своем Создателе, глубже задумывается о цели своего бытия и о том, что ждет от него Всевышний.

Возвышенная духовность этого периода, глубокая сосредоточенность на совершении того, что угодно Богу и воздержание от всего, что Он запретил, отпугивает сатану и заставляет его бежать прочь. В это время Благодать Божья изливается на правоверных с особой силой. В это время открываются ворота Рая и закрываются ворота Ада. Это время, когда сатана и дьяволы не имеют свободы соблазнять верующих, вводить их в заблуждение и побуждать к совершению грехов.

Таким образом, за счет ограничения некоторых из своих телесных потребностей на определенное время, человек получает больше возможностей для духовного совершенствования, приближения к своему Создателю и имеет огромные Благословения за это от Аллаха.

Пророк Мухаммад (с.а.с) сказал:

«Аллах предписал посты в этом месяце и велел нам в ночи этого месяца совершать дополнительные молитвы. Кто приближается к Аллаху одной добродетелью в это время, вознаграждение ему подобно тому, которое следует за выполнение одной обязанности (фард) вне Рамадана. А награда за соблюдение обязанности в это время равна по ценности той, которая следует за выполнение семидесяти обязанностей в другие дни года».

Пророк (с.а.с) в одном из своих хадисов сказал:

«Первая часть месяца Рамадан — Милосердие, вторая часть — Прощение, третья часть — Освобождение от пламени Ада».

Стойко выдерживая испытания в период Поста, все верноподданные Аллаха шаг за шагом приближают к себе Великое Божественное Благоволение, венцом которого является избавление от наказания огня, — от адского пламени. Они получают Прощение и множество Благ, которые Аллах обильно ниспосылает правоверным:

«Все деяния сынов Адама для себя, кроме Саума. Поистине он - для Меня и я вознаграждаю им: Саум есть защита и прикрытие (от всего плохого)».

Понятно, что эти Благословения не распространяются на тех вероотступников, которые добровольно избирают для себя путь сатаны и пренебрежительно относятся к исполнению Божественных Предписаний.

Режим мусульманского Поста является щадящим по сравнению с периодами поста, устанавливаемого в некоторых других религиях. Полное воздержание от пищи и питья в течение какого-то непрерывного промежутка времени не только не приносит пользы, но и причиняет прямой вред организму человека, приводя его к полному истощению.

Мусульманский Пост в месяц Рамадан предусматривает поочередное воздержание от пищи и питья днем и возможность пополнить организм необходимыми для жизнедеятельности веществами после захода Солнца. В Исламе не поощряются длительные “голодовки” и самоистязания до полного изнеможения — в этом ни для кого нет никакой пользы.

Кроме того, Ислам устанавливает ограничения на соблюдение Поста длянекоторых категорий мусульман, которые в силу особенностей своего физиологического статуса в данный момент не могут полностью выдержать Пост. Такие послабления, например, устанавливаются для людей, обремененных недугом или пребывающих в пути.

Это связано главным образом с тем, что страдающие от болезни люди находятся в ослабленном состоянии. Их организм борется с болезнью и нуждается в особом режиме питания и определенных видах пищи, т.е. в специальной диете, которая назначается больному с учетом медицинских показаний. Полный отказ от пищи и питья даже на некоторое время может повредить их здоровью, привести к ухудшению их состояния и даже к смерти. Понятно, что такими действиями нельзя угодить Аллаху, Который Милостив и Милосерден. Этим можно только огорчить Его и вызвать Его гнев, ведь Он «не хочет затруднения для вас…»

Организм же человека, находящегося в странствии подвергается повышенным физическим и нервным нагрузкам, а отказ от пищи и питья в этот период может неблагоприятно сказаться на здоровье путника. Это может привести также и к тому, что цель его путешествия не будет достигнута.

«…и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то — число других дней».

(Коран: Сура 2, Аят 185)

Нужно сказать, что удовлетворение других жизненных потребностей человека также прерывается только на это определенное время, а не на какой-то длительный период. Поэтому человек имеет возможность удовлетворить их после окончания времени соблюдения ежедневного поста, т.е. после захода Солнца.

Стоит упомянуть и о том, что одной из особенностей Поста в месяц Рамадан является то, что он не предполагает освобождения от выполнения других обязанностей человека, т.е. в течение этого месяца каждый мусульманин продолжает трудиться так же, как и в остальные дни года. Законами некоторых мусульманских государств предусматриваются три праздничных дня по окончании Поста в месяц Рамадан. Это один из двух основных праздников в Исламе.

Особо следует сказать о том важном, что во время мусульманского Поста получают дети. Ислам таким же щадящим образом относится к ним при установлении правил и особенностей соблюдения Поста, как и для некоторых других категорий мусульман.

Детский организм находится в состоянии роста и непрерывного развития. Это обстоятельство учитывается Исламом и поэтому для детей соблюдение Поста не обязательно, поскольку они еще не достигли физической и психической зрелости.

I Однако сами дети, подражая своим родителям, стремятся присоединиться к мусульманскому Посту, который в это время проходит по всей планете. Среди мусульман существует практика приучать детей к Посту с раннего возраста, примерно с семи лет. Обучать маленьких мусульман тому, как нужно правильно соблюдать Пост лучше постепенно, предоставляя им возможность поститься вначале полдня вместе с взрослыми и под их надзором. Желательно уже в раннем возрасте начинать обучение детей правилам совершения молитв и соблюдения Поста в месяц Рамадан. С наступлением возраста физической и умственной зрелости выполнение этих обязанностей для молодых мусульман становится обязательным.

Привычка к стойкому перенесению определенных лишений должна вырабатываться у человека с самого детства: когда он вырастет, ему будет легче исполнять свои обязанности перед Аллахом. В этом возрасте человек особенно восприимчив к определению своих жизненных ориентиров, приоритетов и ему необходимо развивать такие качества, как терпение, мужественное преодоление невзгод и лишений, которые встречаются на жизненном пути каждого человека. Эти привычки как раз и помогает воспитать в себе Пост в месяц Рамадан. Поэтому очень желательно, чтобы дети также постепенно приучали себя к тем добродетелям, которые дает мусульманину тщательное выполнение Предписаний Аллаха.

Мусульманский Пост приучает ребенка с самого раннего возраста ценить те Блага, которые дает нам Аллах, они вырабатывают у молодого человека способность к состраданию.

Доброта и милосердие, так необходимые человечеству в наше время, должны закладываться как можно раньше, иначе впоследствии недостатки в воспитании характера мусульманина восполнить будет гораздо сложнее. Послабления, которые необходимы для маленьких мусульман в связи с их возрастом, ни в коем случае не должны приводить к вседозволенности детей и поощрению их необоснованных капризов. Печать высочайшей духовности Рамадана должна быть на всех истинных мусульманах — как на взрослых, так и на подрастающем поколении. И в этом огромная роль должна отводиться примеру родителей. Надлежащее соблюдение ими своих обязанностей в период Поста будет лучшим образцом для тех, кто завтра придет им на смену. Что же касается самых маленьких — им не стоит огорчаться! То, что они пока не могут выдержать всех тягот Поста, которые испытывают взрослые, сделает этот прекрасный период в их жизни еще более желанным. Его прихода они всегда будут ждать с благоговением и смогут исполнить в будущем то, что им было не под силу в детские годы. Аллах благословит их и они будут счастливы!

УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛАНИЯМИ

Достижение успеха в этой жизни и в жизни Грядущей невозможно без стремления угодить Всевышнему, без совершенствования своего характера и выработки в себе добрых нравов.

Можно спросить — почему же люди не стремятся делать все это?

И здесь нужно отметить, что без умения ограничивать себя в некоторых из своих устремлений, достичь нравственного совершенства невозможно. Но ведь такое ограничение нельзя навязать человеку принудительно — это должно стать его убеждением, пройдя через понимание сердца и разума. А привычка стойко и терпеливо переносить различные жизненные трудности зачастую не дается легко — она приходит посредством длительной тренировки и больших усилий. Хотя Пост в Исламе не является практикой аскетизма или умерщвления плоти — он представляет собой акт самодисциплины и покорности Богу, предполагающих строгое соблюдение установленного Им порядка начинать Пост перед рассветом и заканчивать его сразу же после захода Солнца.

Если с этой точки зрения рассматривать мусульманский Пост в месяц Рамадан, то мы убедимся, что именно для этих целей, в первую очередь он и был предписан Аллахом для всех муминун — верующих в Него.

Пророк Мухаммад (с.а.с) так говорил о Рамадане:

«О люди! Благословенный месяц накладывает на вас свою тень… Это месяц терпения и награда за терпение — Рай, и это месяц доброты и сострадания…»

Таким образом, Рамадан — время силы духа и сострадания. И нужно обратить особое внимание на то, что выражение “сила духа” в Исламе употребляется для обозначения успешной внутренней борьбы человека, стремящегося подчинить, поставить под контроль некоторые из своих чувственных влечений, желаний и потребностей. Не случайно Пост в месяц Рамадан называют “хорошей тренировкой для мусульман”. В этот месяц все истинные мусульмане не перестают трудиться с тем, чтобы стать лучше. Они учатся не быть жадными и эгоистичными. В период Поста каждый настоящий мусульманин прилагает все силы к тому, чтобы не лгать и не рассказывать всякие небылицы о других людях. Но все это возможно только за счет значительных личных усилий каждого верующего, которые направлены на стойкое перенесение болезненных ощущений и неприятных явлений ради того, чтобы Бог был доволен им. Именно на это и направлен Пост от начала и до конца. В нем физическая тренировка и выносливость идут параллельно с тренировкой и закалкой духа. Здесь рождается настоящее мужество на Пути Аллаха. И это есть джихааду-ннафс, борьба против своего собственного “я” ради того, чтобы угодить Всевышнему.

Такая борьба представляет собой немалые трудности для человека. Ведь при этом ему приходится ограничивать не кого-либо другого, а самого себя. А это иногда оказывается труднее, чем “исправлять” недостатки других людей. Тем более понятным становится огромное значение Поста в месяц Рамадан: это акт личного выражения веры каждого мусульманина, это серьезный личный экзамен для каждого. В нем проверяется искренность Веры и чистота сердец.

Но у такой “тренировки” в период Поста есть и много других положительных моментов.

Человеческая жизнь в этом мире не является гладкой дорогой без проблем и лишений. Скорее она сама представляет собой суровый “экзамен на прочность”. И успешно выдержать этот экзамен, преодолев все преграды, невзгоды и трудности жизненного пути тоже помогает закалка, приобретаемая при соблюдении Поста.

По результатам этого испытания в День Воскресения Аллах будет судить каждого человека. Ведь Он прямо говорит нам:

«В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его».

(Коран: Сура 99, Аяты 6-8)

Мусульманский Пост в месяц Рамадан представляет собой эффективный урок полезного воздержания и силы воли. Мусульманин, соблюдающий Пост тщательно, вне всякого сомнения, является человеком, который дисциплинирует свои страстные желания и становится выше физических соблазнов. Именно таким является человек силы воли и решительности, человек-личность, обладающий характером истинного мусульманина.

Духовные и физические усилия верующего, направленные на преодоление животных инстинктов неизменно приводит всех мусульман к тому, что они становятся более восприимчивыми к добру и приобретают отвращение к злу. В период Рамадана среди правоверных в целом возрастает склонность к совершению добрых дел и стремление к миру. Причем зачастую такие стремления возрастают настолько, что в этот период многие отклонившиеся мусульмане начинают следовать примеру своих собратьев и возвращаются к чистой вере. Более того, этот пример побуждает новых людей принимать Ислам под влиянием особого Божественного вдохновения и под воздействием положительного примера истинных мусульман.

Пророк Мухаммад (с.а.с) в одном из хадисов учит нас:

«Саум не есть только воздержание от пищи и питья, а воздержание от вздора, пустословия и сквернословия И если во время поста кто-то ругает тебя или ищет ссоры с тобой, скажи: “Я соблюдаю пост».

Невозможно не понять, каким благотворным для всего человечества стало бы правило хотя бы один раз в году в течение месяца соблюдать Пост таким образом, чтобы полностью избегать ссор, распрей, вражды, не говоря уже о бесконечных войнах, которые не утихают на планете.

Сколько миллионов человеческих жизней было бы спасено от смерти и сколько добрых дел было бы совершено! К сожалению, люди забывают о Дне Суда, и поэтому в нынешней действительности иногда происходит совсем наоборот.

Обращаясь ко всему человечеству, Аллах говорит:

«Увлекла вас страсть к умножению, пока не навестили вы могилы. Так нет же, вы узнаете! Потом нет же, вы узнаете! Нет же, если бы вы знали знанием достоверности… Вы непременно увидите огонь! Потом непременно вы увидите его оком достоверности! Потом вы будете спрошены в тот день о наслаждении!»

(Коран: Сура 102, Аяты 1-8)

Человек обязан всегда помнить, что День Суда неизбежен. И каждый увидит Ад, потому что Аллах говорит в Коране:

«Нет среди вас того, кто бы над ним не прошел; для твоего Господа это решение постановленное».

(Коран: Сура 19, Аят 71)

Чтобы избежать пламени Ада, каждый человек должен стремиться стать богобоязненным. Он должен научиться преодолевать в себе животные страсти и полностью подчинить себя воле Аллаха. Только таким путем человечество может прийти к миру и процветанию. А одним из главных средств воспитать в себе положительные черты характера, высокие нравственные качества и усовершенствовать добрые нравы является Священный Рамадан.

«И приближен будет рай для богобоязненных недалеким. Вот что обещано вам для всякого кающегося, соблюдающего, того, кто боится Милосердного втайне и приходит с сердцем обращающимся. “Входите туда с миром, это — день вечности”. Им — то, что они пожелают там, и у Нас – добавка».

(Коран: Сура 50, Аяты 31-35)

Священный месяц для мусульман, один из пяти столпов веры, символ чистоты и крепости веры – Рамадан. Рамадан – это время поста и молитв, когда правоверный мусульманин стремится соблюдать чистоту как внешнюю, так и внутреннюю, не оскверняя ни тело, ни душу нечистыми действиями, намерениями и помыслами. В 2017 году Рамадан выпадает на начало лета, а потому соблюдение его будет не слишком легким.

Какого числа начинается Рамадан в 2017 году

В исламском календаре счет месяцев привязан к лунному циклу, а потому начало и конец Рамадана каждый год приходятся на разные числа. В 2017 году Рамадан начинается 27 мая, а оканчивается 25 июня.

Месяц Рамадан в 2017 году длится с 27.05 по 25.06.

Что такое Рамадан

В переводе с арабского «Рамадан» означает «жаркий», «пылающий», «знойный». Такое название этот месяц получил не случайно – в странах Аравийского полуострова, месте зарождения традиционного ислама, пост чаще всего приходился на один из самых жарких и трудных летних месяцев. В это время правоверные мусульмане держат пост – саум, отказываясь не только от приема пищи, но и от всех жизненных удовольствий.

На взгляд непосвященного, главная особенность Рамадана – запрет на прием пищи в дневное время. Вместо традиционных и привычных всем завтрака, обеда и ужина у мусульман остается лишь сухур и ифтар – утренний и вечерний приемы. Однако смысл поста в действительности намного глубже: Рамадан становится временем очищения, духовного совершенствования и самоопределения.

Главные традиции Рамадана

Рамадан – сложное и очень объемное понятие, включающее в себя не только регламентированный прием пищи, но и длинный ряд обязательно совершаемых действий – от чтения молитв до раздачи милостыни или кормления неимущих.

Утро месяца поста начинается с нията – намерения. Мусульманин должен объявить о своем намерении совершить пост. Чтение нията – обязательная процедура во время Рамадана, пост без оглашения намерений не считается постом во славу Аллаха. Затем следует сухур – утренний прием пищи. После своеобразного завтрака читается молитва – фаджр, первый из числа обязательных намазов. В течение дня мусульманину запрещено вкушать пищу и пить воду, курить, жевать жвачку и принимать лекарства (за исключением уколов), заниматься сексом, ругаться, развлекаться – танцевать, слушать громкую музыку. В течение всего месяца правоверный должен совершать добрые дела – помогать страждущим, раздавать милостыню.

Вечер начинается с заходом солнца. С наступлением темноты приходит время ифара – вечернего приема пищи. Затем читается ночная молитва – иша, после нее произносится таравих – еще одна молитва, в отличие от намаза, уже добровольная.

Сухур – своеобразный завтрак, прием пищи до восхода солнца, до утреннего намаза. Главная задача правоверного мусульманина – завершить сухур до того, как начнет светлеть небо. Конечно, прием пищи возможен по утреннему светлому небу (главное – до восхода), это не будет считаться нарушением Рамадана, однако саваб при этом будет ниже. Не входит в число нарушений и пропуск сухура, однако и в этом случае вознаграждение – саваб – от Аллаха уменьшается. Причина проста: мусульманин должен следовать суннам, где описаны совершаемые действия, а сухур входит в их число.

Ифтар – аналог ужина, вечерний прием пищи, следует сразу после захода солнца, после вечернего намаза. Лучшая, то есть наиболее правильная еда для ифтара – финики, запивать которые следует водой. Это предписание тоже вытекает из Сунны Пророка, как и нежелательность пропуска сухура и ифтара. Завершается ифтар чтением коротеньких молитв – дуа.

Освобождение от поста

Соблюдение поста в Рамадан – важная, основополагающая традиция в исламе. Однако в ней есть некоторые исключения — Кораном описывается круг лиц, которым дается освобождение от соблюдения поста. К числу таких людей относятся больные (болящие), чье здоровье может оказаться под угрозой из-за ограничений в еде; старики – тоже из-за того, что скудная пища может подорвать и без того слабое здоровье; находящиеся в пути, то есть вдали от дома; дети; кормящие и беременные женщины. Кроме того, если в силу каких-либо причин постящийся был вынужден нарушить пост, чтобы не потерять саваб – вознаграждение от Аллаха – ему необходимо будет возместить «потерю», то есть добровольно поститься в другое время.

Итак, желаем вам счастья и хорошего проведения Рамадана в 2017 году.

Священный месяц Рамазан является самым ценным месяцем в году. Он является особенным месяцем для мусульман.

“Месяц Рамазан - это месяц, когда был ниспослан Коран - наставление для людей (на правильный путь) и различение (между истиной и ложью)” (Сура 2, аят 185).

Согласно хадису Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), при наступлении месяца Рамазан открываются врата Рая, закрываются врата Ада и привязывают шайтанов, чтобы они не вредили мусульманам, не сбивали их с Пути Истины. Другой хадис гласит: “Если бы люди знали все преимущества месяца Рамазан, то они бы пожелали, чтобы он длился вечно” .

В этом месяце многократно увеличиваются шансы покаявшихся быть прощенными, шансы перетянуть чашу весов своих деяний в сторону добра. Поэтому с наступлением месяца Рамазан необходимо покаяться в ранее содеянных грехах, просить прощения у Всевышнего, постараться совершать как можно больше добрых деяний, совершать все намазы джамаатом и в мечети, стараться обрадовать родителей, близких и всех окружающих, прощать других, старательно совершать все таравихи, возмещать пропущенные намазы, а тем, у кого нет долга по намазам - совершать другие суннат-намазы, читать Коран, салават и другие различные молитвы, учиться исламским наукам и посещать маджлисы, в которых рассказывают об Исламе, раздавать садака и воздерживаться ото всего запретного, нежелательного, ибо награда за добрые деяния и наказание за нарушение запрета, совершение злых деяний в этом месяце увеличиваются многократно.

Особым даром Аллаха мусульманам является предписание поста в месяце Рамазан и награда за него.

Уважение к месяцу рамазан

В месяце Рамазан в дневное время нередко можно увидеть людей, считающих себя мусульманами, с сигаретой во рту, грызущими семечки, пьющими напитки или жующими что-нибудь. Такое демонстративное проявление пренебрежительного отношения к соблюдению поста в месяце Рамазан является проявлением неуважения к Исламу, проявлением невоспитанности и бескультурья.

Приведем пример из книги «Нузхатуль Маджалис», показывающий, что уважение к постящимся тоже является благочестием.

Один маджуси (огнепоклонник) проживал в мусульманском квартале. Однажды в месяце Рамазан он увидел, что его сын кушает на улице. Маджуси позвал сына домой и наказал за то, что тот проявил неуважение к мусульманам, которые соблюдают пост.

Через некоторое время после его смерти один хороший алим увидел его во сне в Раю на троне. Алим спросил его: «Ты ведь не был мусульманином - как же ты оказался в Раю?» Тот ответил: “Когда я был на смертном ложе, Всевышний внушил мне формулу Единобожия. Произнеся ее и уверовав, я отошел к Своему Создателю мусульманином”.

Итикаф

От Айшат (да будет доволен ею Аллах) передали, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах приветствует) в последние десять дней и ночей Рамазана переходил на итикаф, то есть проводил это время в мечети в ибадате. Также поступали жены Пророка (мир ему и благословение) и после его смерти. И нам желательно постараться провести эти дни в итикафе. Кто не может провести в итикафе десять дней, пусть проведет сколько сможет: несколько дней, один день, один час, хотя бы несколько минут!

Провести в мечети время в итикафе желательно не только в месяце Рамазан, но и в любое другое время.

Некоторые хадисы о посте и месяце Рамазан

Тому, кто соблюдает пост в месяце Рамазан, прощаются все совершенные им в прошлом грехи.

Принятие пищи перед началом рассвета в месяце Рамазан кроет в себе изобилие. Ешьте перед рассветом.

Читающего по одному аяту Корана днем и по одному аяту вечером ожидают блага соответственно количеству букв прочитанных аятов. Благодать такого рода получают шахиды – павшие за веру.

Кто в месяце Рамазан старается совершить намаз с джамаатом (коллективно), тому в Раю возводится город из нура (света) по числу ракаатов, совершенных коллективно.

Если бы рабы Божьи знали о всей благодати и достоинствах месяца Рамазан, они бы пожелали, чтобы он длился целый год.

Совершившего в месяце Рамазан один грех - ожидает двойное наказание, совершившегося одно доброе дело - двойное вознаграждение.

Следует очень уважительно относиться к месяцу Рамазан. Его благодать радует верующих. Это такой месяц, первые дни которого приносят благодать, средние дни - сулят отпущение грехов Всевышним, последние дни - спасают от пламени Ада.

Аллах говорит: “О ангелы, посмотрите на Моего раба, который оставил похоть свою, и удовольствие свое, и еду свою, и питье свое ради Меня”.

У Рая есть врата с названием “Райан”, через которые входят только те, кто соблюдал пост. Тем, кто войдет через них, обещано лицезрение Всевышнего.

У всего есть своя дверь - дверью к служению (поклонению) Аллаху является пост.

Подобно тому, как щит защищает человека в битве, так и пост охраняет его от пламени Ада.

Кто в месяце Рамазан радует родителей, слушается их, по возможности помогает им, на того Всевышний направляет взор Милости и Милосердия, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приходит ему на помощь.

Соблюдайте пост - это улучшит ваше здоровье.

Отказавшемуся от греховных поступков в месяце Рамазан Всевышний прощает грехи одиннадцати месяцев.

Почитаемое событие, один из пяти столпов ислама, праздник веры и очищения человека – все это уместил в себе величайший период времени для правоверных мусульман, месяц Рамадан (араб.), или Рамазан (тур.). Ежегодная дата его изменяема, так как зависит от мусульманского календаря (лунного) и припадает на девятый месяц. В 2019 году это событие начнется 5 мая и будет продолжаться до 3 июня , ведь, как известно, священный Рамадан длится 29-30 дней.

Около миллиарда людей – именно столько мусульман со всего мира в этот период начинают практику духовного и физического очищения. Осуществляется это путем соблюдения строгого поста, прочтения молитв, совершения добрых дел. Именно в это время мусульманин может выразить покорность и любовь к Аллаху, ведь ограничение себя в физических удовольствиях в самые жаркие и изнурительные дни может свидетельствовать только о силе веры. Однако, согласно исламу, никакие ограничения в пище не смогут очистить человека от греховности, если он держит в своей душе зло, ложь и скверные мысли. Поэтому верующие мусульмане в этот месяц с особой ответственностью относятся к чтению Корана, практике обязательных и добровольных пожертвований в пользу нуждающихся, совершению бескорыстных поступков.

По масштабности и распространенности Рамадана среди населения Земли его можно сравнить разве что с Великим постом в христианской вере. Его соблюдение позволяет верующим переосмыслить свой жизненный путь, выстроить в ранг свои ценности и приоритеты, достигнуть более высокого уровня духовного развития. Как показывает практика, тот, кто впервые соблюдает все предписания поста, может испытывать трудности, но в преодолении этих трудностей как раз и кроется весь смысл развития своей духовной стойкости и веры. К тому же, очищению организма часто сопутствует его оздоровление.

Из истории праздника

Традиции ислама говорят о том, что началом соблюдения праздника есть передача пророку Мухаммеду самых первых божественных откровений в 610 году. Совершил это ангел Джибриль (архангел Гавриил в Библии) в то время, как пророк находился под Меккой в пещере Хира, где он часто уединялся для религиозных практик. Данные откровения составили в дальнейшем основу для создания священной книги мусульман – Корана. Она, ниспосланная людям в месяц Рамадан, должна была послужить руководством тому, каков должен быть богоугодный жизненный путь человека, как различать добро и зло, как почитать пять основных устоев ислама – отсутствие другого Бога, кроме Аллаха, необходимость пятикратной молитвы, закят (подаяния бедным), хадж в Мекку (паломничество), а также указывалось на обязательное соблюдения священного поста.

Это предписание имело свои условия: поститься обязан только мусульманин (немусульманин может этого не делать) и таклиф, или наличие у человека основных требований к соблюдению поста – совершеннолетия и половой зрелости, а также ясного ума (отсутствия психических заболеваний) и других причин, которые препятствуют соблюдению поста. К ним относятся:

  • Старость и заболевания, на исчезновение которых в ближайшее время не приходится надеяться;
  • Беременность и кормление матерью ребенка, наличие менструации или послеродовых очищений;
  • Путешествие для тех, кто находится далее, чем на 90 километров от дома.

По истечении причин, которые мешают соблюдать пост, человек должен восполнить его, а во время самого поста кормить и подавать нуждающимся, бедным. Тем, кто может не соблюдать пост, запрещено демонстративно совершать запрещенные действия на глазах у других.

Традиции проведения Рамадана

Начало поста приходит с рассветом означенного дня, а окончание, соответственно, с закатом последнего дня месяца Рамадан. Обязательной частью начала поста у мусульман есть произнесение нията – намерения, то есть озвучивания готовности человека проходить очищение на протяжение Священного месяца. Намерение произносится с душой на любом известном человеку языке в период между ночной и утренней обязательной молитвой, намазом.

Употребление пищи в пост принято заканчивать за полчаса до рассвета, а разговляться с помощью воды, молока в специально отведенный для этого день. Таким образом, в Рамадан запрещено употреблять еду и воду в дневное время суток.

Также существует такое понятие, как задолженность, то есть определенный религиозный «долг» человека перед Всевышним, если по какой-то из причин он не может следовать посту. Восполнение срока поста, плата бедным (закят) и есть искуплением этой задолженности.

Совершение благих дел есть основным занятием и одновременно требованием к правоверному мусульманину, соблюдающему пост. Согласно исламским традициям, такие поступки имеют значимость в 700 раз выше в период Рамадана, чем в другие дни, а еще их гораздо проще выполнять, потому что уменьшается действие шайтана. Молитвы, милостыня, прощение и другие добрые дела являются составляющей духовного очищения человека в месяц Рамадан.

Кроме обязательных вечерних и утренних намазов, у мусульман существует еще добровольная молитва – таравих, что в переводе с арабского означает «отдых», «перерыв». Она проводится до рассвета после ночной молитвы, индивидуально или группой, а в перерывах между ее частями верующие отдыхают, прославляя в это время Всевышнего.

Наиболее строгими являются последние 10 дней месяца Рамадан. В это время проводится больше всего поклонений, приветствуется уединение в мечетях по примеру Мухаммеда, а также произнесение намерения перед и после входа в мечеть. Эти действия передуют одной из самых значимых дат в посту – Ночи Могущества, или Ночи аль-Кадр, которая выпадает на 27-ю ночь Священного поста. В это время принято много молиться, просить прощения у Господа за совершенные грехи. В 2019 году она выпадает на 31 мая.

Особенности соблюдения поста

Соблюдение поста подразумевает ограничение не только в пище, но и некоторых привычных способах поведения, которые направлены на доставление физического удовольствия человеку. Так, запрещено во время Рамадана:

  • приминать пищу в любое время по собственному желанию, кроме ночного;
  • курить;
  • начинать пост без произнесенного намерения;
  • совершать половой акт (к запрещенным относится также семяизвержение, мастурбация, которые были вызваны ласками);
  • проникание лекарственных средств ректального и вагинального предназначения;
  • проглатывание мокроты и преднамеренная рвота (вызванная самостоятельно).

Кроме того, что есть можно только в темное время суток, нужно ограничивать себя в продуктах. Следует исключить жиры, а основой рациона сделать легкие молочные продукты, фрукты и овощи. Утреннее принятие пищи называется «сухур» (до рассвета перед молитвой), а вечернее – «ифтар» (после заката и вечерней молитвы). Для того, чтобы легче переносить пост, нужно знать, какие действия не являются запрещенными:

  • Купание, поцелуи, чистка зубов, если инородные жидкости не попали в глотку;
  • Проглатывание слюны и рвота, случившаяся непреднамеренно;
  • Введение лекарств посредством инъекции и сдача крови;
  • Любовные прикосновения, которые не ведут к семяизвержению;
  • Отсутствие намазов.

Величайший мусульманский пост Рамадан заканчивается праздником разговения – Ураза Байрам, который состоится 4 июня в 2019 году. Уже в этот день верующим нельзя поститься, ведь принято переосмысливать приобретенный во время поста духовный и физический опыт, учиться ценить насущную еду, благодарить Господа за блага, которые имеет человек. Ураза Байрам – праздник разделения трапезы с ближним, именно поэтому верующие ходят в гости к родственникам, приносят милостыню бедным, а также поминают усопших.

Священный месяц Рамадан – огромная возможность для верующего мусульманина приблизиться к Богу, выразить Ему свою покорность, а также очистить душу от накопившихся грехов.

Рамадан: Что можно и чего нельзя? Правила, условия, запреты

18:00 25.06.2014

Для соблюдения поста имеется только два предписания и три необходимых условия, но их интерпретаций очень много, и зачастую постящемуся нелегко разобраться. «Россия для всех» собрала все правила и запреты, чтобы разобраться, какие обстоятельства могут нарушить пост, а какие - нет.

Для соблюдения поста в месяц Рамадан имеется только два предписания и три необходимых условия, но их интерпретаций очень много, и зачастую постящемуся нелегко разобраться в них. Интернет-портал «Россия для всех» собрал все правила, запреты и условия в одном материале, чтобы разобраться, что можно, а чего нельзя и какие обстоятельства могут нарушить пост, а какие — нет.

Существует два предписания поста:

  1. Намерение (Ният).
  2. У постящегося должно быть искреннее намерение в сердце соблюсти пост ради Аллаха. Словами оно может выражаться так:
    Навяйту ан асуума савма шахри Рамадаана мин аль-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля, что в переводе означает: «Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».

  3. Воздержание от приема пищи и прочего. Во время поста (от начала времени утренней молитвы (рассвета) до заката солнца) необходимо полностью воздержаться от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, половых сношений в дневное время суток.

Кроме того, имеются три условия, при которых мусульманин может держать пост. При несоответствии хоть одному из них поститься ему воспрещается:

  1. человек должен быть совершеннолетним (по шариату);
  2. человек должен быть в здравом рассудке, то есть не душевнобольным;
  3. человек должен быть в состоянии поститься, не должен быть больным.

«Поститесь - и будете здоровы»

Кто освобождается от поста?

  1. Путники, находящиеся в длительном путешествии. Путником может считаться тот, кто вдали от места проживания на расстоянии 90 км и более и находящийся в месте пребывания менее 15 дней. Если этот человек не затрудняется соблюдать пост, то при желании может поститься. В исламе нет предписаний об обязательности несоблюдения поста путниками.
  2. Больные. Соблюдение поста при болезнях может нанести вред здоровью постящегося и способствовать ухудшению его состояния, что запрещается в исламе.
  3. Женщины в период менструации и послеродового очищения.
  4. Беременные и кормящие женщины, опасающиеся за здоровье своего ребенка или за себя.
  5. Люди, находящиеся в престарелом возрасте, которые не в состоянии держать пост или неизлечимо больные. Эта категория верующих должна вносить пожертвование за каждый пропущенный день поста в размере фидия-садака. Однако если в будущем у человека появляются силы и возможность соблюдать пост, то следует возместить пропущенные дни, и в этом случае данные пожертвования будут считаться добровольной (нафиль) садака. Фидия-садака - это пожертвование, величина которого считается достаточной для прокормления одного бедняка два раза в день.

«О те, которые уверовали, предписан вам пост, как он был предписан тем, кто был до вас. Может быть, вы будете богобоязненны»

Что нарушает пост?

Обстоятельства, которые нарушают пост и требуют искупления (кяффара):

  1. Преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению.
  2. Преднамеренная супружеская близость.

Обстоятельства, которые нарушают пост и требуют возмещения:

  1. Попадание лекарств внутрь организма через нос и уши;
  2. Использование клизмы;
  3. Преднамеренный вызов рвоты;
  4. Начало менструации или послеродового периода;
  5. Попадание воды в носоглотку при совершении омовения (тахарат, гусль).

«Пост принадлежит Мне, и Я воздаю за него»

Что не нарушает пост?

  1. Поел или выпил, забыв о посте.
  2. Если человек, забыв о посте, поел или выпил что-либо, но, вспомнив, прекратил прием пищи, продолжил пост. В хадисе сказано: «Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает (продолжает) пост (в этот день). Поистине, это Всевышний накормил и напоил его» (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд).
  3. Принятие душа.
  4. Совершение полного омовения или принятие душа, а также недолгое пребывание в бане никоим образом не нарушает пост.
  5. Дегустация пищи.
  6. Опробование пищи на вкус при условии, что постящийся не проглатывает ее, также не нарушает пост.
  7. Полоскание рта и промывание носа.
  8. Полоскание рта и промывание носа, а также поглотанный (проглоченный?) остаток влаги со слюной после полоскания рта не нарушают поста.
  9. Закапывание в глаза лекарства, подкрашивание глаз сурьмой.
  10. Проглатывание остатка пищи, оставшегося между зубами, если его величина менее горошины.
  11. Чистика зубов мисваком, щеткой.
  12. Сдача крови, кровопускание.
  13. Вдыхание благовоний.
  14. Непроизвольный выход спермы.
  15. Рвота в малом объеме.
  16. Речь идет о непроизвольной рвоте, самостоятельном возвращении части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренном вызывании рвоты без заполнения ею полости.

В месяц Рамадан постящиеся принимают пищу лишь дважды: утром («Сухур») и вечером («Ифтар»).

Сухур

Сухур — время перед рассветом, предназначенное для принятия пищи до наступления времени поста.

Прием пищи необходимо закончить до первых признаков приближения рассвета. Как и при любом приеме пищи, во время сухура не рекомендуется переедать, однако необходимо поесть достаточно для того, чтобы набраться сил на целый день поста.

«Принимайте пищу перед рассветом! Поистине, в сухуре — благодать!»

(аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи)

Ифтар

Ифтар (разговение) - вечерний прием пищи по окончании дневного поста (с заходом солнца). Верующие, постившиеся в течение всего дня, благодарят Всевышнего за возможность пользоваться Его щедротами в месяц Рамадан и обращаются к Нему с мольбой о принятии Им их поста и прощении ошибок, совершенных ими по знанию и незнанию:

Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва ‘алейкя тавяккяльту ва ‘аляя ризкыкя афтарту фагфирлии йяя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту, что в переводе означает: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя я уверовал, на Тебя я положился. Сделай разговение тем, что Ты мне дал. Прости мне, о Прощающий, те грехи, которые были ранее, и будущие».

Откладывать прием пищи на более позднее время нежелательно.

Что такое «Таравих»?

Таравих-намаз — обязательная (муаккяда) сунна (означает, что воздержание от нее является очень нежелательным для мусульманина).

« Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи»

Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы («Иша») и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» (совершаемый после ночного намаза) в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Очень желательно совершать этот намаз совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допускается и индивидуальное ее совершение. Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

Пост по времени Мекки

В летнее время в некоторых странах время между рассветом и закатом может составлять до 19 часов и более, что, особенно, в жаркую погоду несколько осложняет соблюдение отказа от еды и, в первую очередь, воды. Однако на этот счет есть одно послабление, так как «мусульманские канонические предписания не ставят целью подвергать верующего мукам, приносить ему затруднения, угнетать», говорят ученые-богословы. Ведь жизнь и здоровье имеют первостепенную важность в Исламе.

В связи с этим те, кому затруднительно соблюдать пост из-за слишком длинного светового дня в том месте, где человек находится, могут поститься по времени Мекки, пишет сайт Umma Шамиля Аляутдинова по этому поводу и приводит слова известного египетского ученого Али Джумы, которому был задан аналогичный вопрос

«Учитывая то, что в отдельных государствах дни бывают длинными, далеко выходящими за границы средней продолжительности дня (12 часов), например достигая 19-ти часов, что ведет к серьезному обременению мусульман в вопросе соблюдения поста (создает им невыносимые трудности), мы считаем, что местные общины (имамы, муфтии этих регионов) должны определять для себя усредненное время продолжительности дня, используя расписание поста ближайших местностей, где умеренная продолжительность дня, либо ориентируясь по мекканскому или мединскому расписанию, то есть по времени тех местностей, где формировалось мусульманское законодательство», — ответил богослов.

Поэтому, если человек чувствует физические трудности, что, как приводит ресурс, становится очевидным на третий день Рамадана, то он может утренний прием пищи производить по, например, московскому времени, а разговляться по мекканскому.