Нафиль-намазы – подарок Аллаха. Намаз аввабин


В некоторых источниках приводится описание намаза "Аввабин" и в доказательство приводят следующие хадисы: 1. От Абу Хурайры, что пророк салляЛлаху `алейхи уа саллям сказал: "Человек, который читает шесть рака`атов после Магриб намаза, и не говорит между ними о плохом, это приравнивается ему к двенадцати годам поклонения" . (ат-Тирмизи).

2. Изречения Посланника Аллаhа (соллаллаhу алейhи ва саллям): "Кто выполнит 6 ракаатов после четвертого намаза аль-магриб до наступления времени пятого намаза аль-"иша, без злых разговоров, то получит награду как за 12 лет ибадата".
3. "Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане" . (передал Табарани)

РАЗБОР ХАДИСОВ, ОТНОСИТЕЛЬНО ИХ ДОСТОВЕРНОСТИ

"Кто выполнит 6 ракаатов после четвертого намаза аль-магриб до наступления времени пятого намаза аль-"иша, без злых разговоров, то получит награду как за 12 лет ибадата"
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто совершит шесть рак’атов после закатной молитвы/аль-магъриб/ не ведя между ними разговоров о плохом, тому запишется награда как за поклонение в течение двенадцати лет”». Этот хадис передали Ибн Маджах 1167, Ибн Хузайма 1131, ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/250, Ибн Наср 33, Ибн Шахин в «ат-Таргъиб» 2/272, аль-Мухлис в «аль-Фаваид аль-Мунтакъа» 8/34, аль-‘Аскари в «Муснад Аби Хурайра» 1/71, Ибн Сам’ун аль-Ва’из в «аль-Амáли» 1/61 и ат-Тирмизи 435, который сказал: «Это неизвестный хадис/гъариб/ и мы знаем о нем только со слов ‘Умара ибн Аби Хас’ама, и я слышал, как Мухаммад ибн Исма’иль (аль-Бухари) говорил: “Хадисы ‘Умара ибн ‘Абдуллаха ибн Аби Хас’ама неприемлемые/мункар/” и назвал его очень слабым передатчиком». Аз-Захаби в его биографии писал: «От него передается два неприемлемых хадиса и этот один из них». Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым. См. «Да’иф аль-Джами’ ас-Сагъир» 5661, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 331, «Сильсиля ад-Да’ифа ва-ль-мауду’а» 469.
"Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане".
Этот хадис передал ат-Табарани. Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. См. «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 333.
От Абу Хурайры, что пророк салляЛлаху `алейхи уа саллям сказал: "Человек, который читает шесть рака`атов после Магриб намаза, и не говорит между ними о плохом, это приравнивается ему к двенадцати годам поклонения". (ат-Тирмизи).
Этот хадис передали Ибн Маджах 1167, Ибн Хузайма 1131, ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/250, Ибн Наср 33, Ибн Шахин в «ат-Таргъиб» 2/272, аль-Мухлис в «аль-Фаваид аль-Мунтакъа» 8/34, аль-‘Аскари в «Муснад Аби Хурайра» 1/71, Ибн Сам’ун аль-Ва’из в «аль-Амáли» 1/61 и ат-Тирмизи 435, который сказал: «Это неизвестный хадис/гъариб/ и мы знаем о нем только со слов ‘Умара ибн Аби Хас’ама, и я слышал, как Мухаммад ибн Исма’иль (аль-Бухари) говорил: “Хадисы ‘Умара ибн ‘Абдуллаха ибн Аби Хас’ама неприемлемые/мункар/” и назвал его очень слабым передатчиком». Аз-Захаби в его биографии писал: «От него передается два неприемлемых хадиса и этот один из них». Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым. См. «Да’иф аль-Джами’ ас-Сагъир» 5661, «Да’иф ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 331, «Сильсиля ад-Да’ифа ва-ль-мауду’а» 469.
Достоверные хадисы
Однако, есть другие достоверные хадисы, указывающие на правомочность совершения добровольных молитв после магъриба и до "иша, но без конкретизации каких-либо количеств рака"атов :
Хузайфа рассказывал: “Однажды я совершил с посланником Аллахом (мир ему и благословение Аллаха) молитву магъриб, и после ее совершения, он не переставал совершать (добровольные) молитвы, пока не совершил молитву ‘иша, после чего вышел” . Ахмад 5/404, ат-Тирмизи 604. Имам ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Мунзири и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Ируауль-гъалиль” 470.

Къатада рассказывал, что Анас ибн Малик в отношении аята:

تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ (١٦)

«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой» (ас-Саджда 32: 16), сказал: “Они совершали молитвы между магърибом и ‘иша”. Абу Дауд 1322, аль-Хаким 2/467. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Иракъи, имам аз-Захаби и шейх аль-Албани. Не следует путать данные хадисы с хадисом, в котором говорится о совершении Сунны в два рака"ата после молитвы магъриб, которые из числа сунан ар-рауатиб (установленные сунан намазы).


    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Намаз-тасбих является величайшим подарком Аллаха, и наградой за этот намаз является прощение всех грехов, старых и новых, независимо от того, сделаны они тайно или явно, по незнанию или сознательно. Так что старайтесь выполнять намаз-тасбих ежедневно, а если не можете, то раз в неделю (предпочтительнее по пятницам) или раз в месяц. Если не можете и это, то раз в году, и, наконец, в самом крайнем случае хотя бы раз в жизни» (передали Абу Дауд, ибн Маджа и Байхаки). «Необходимо следовать особенно этой сунне людям, которые погрязли в грехах и не знают их количество, подобно нам» (имам Шарани).

Абдуллах сын Мубарака сказал: «Желательно привыкнуть к совершению молитвы тасбих в любое время и не забывать про неё».

Намаз до послеобеденной молитвы

Количество ракаатов: от 2 до 4 по желанию.

Время выполнения: до послеобеденной молитвы, т. е. после наступления времени послеобеденной молитвы и до её совершения. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит четыре ракаата до послеобеденной молитвы, того не коснётся огонь Ада».

Также передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил этот намаз в два ракаата. Из-за этого Кудури сказал, что можно выбирать между этими двумя количествами ракаатов.

Намаз до ночной молитвы

Количество ракаатов: 4.

Время выполнения: до ночной молитвы, т. е. после наступления времени ночной молитвы и до её совершения. Передают от матери правоверных Айши (да будет доволен ей Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал до ночной молитвы четыре ракааата.

Аввабин-намаз

Количество ракаатов: от 6 до 20 по желанию.

Время выполнения: между четвёртым и пятым намазами, т. е. после захода солнца и после выполнения четвёртого намаза (аль-магриба).

Изречения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто выполнит 6 ракаатов после четвёртого намаза аль-магриб до наступления времени пятого намаза аль-иша без злых разговоров, тот получит награду как за 12 лет ибадата (поклонения)».

«Кто выполнит 6 ракаатов после намаза аль-магриб, тот получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане». (передал Табрани).

«Кто выполнит 20 ракаатов после намаза аль-магриб, того Аллах одарит домом в раю».

В упомянутые в хадисе 6 ракаатов входят 2 ракаата сунны муаккада и 4 - дополнительной сунны.

Зуха-намаз

Количество ракаатов: от 2 до 12. Лучше выполнять, начиная от 4 и до 12 ракаатов.

Время выполнения: после восхода солнца по истечении нежелательного времени (макрух) для совершения намазов, и завершается с приближением солнца к зениту (за 20-40 мин. до наступления намаза аз-Зухр).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто постоянно читает 2 ракаата намаза-зуха, тому будут прощены грехи (малые), даже если их так много, как пены в море» (Ибн Маджа).

«Каждое утро за каждый ваш сустав нужно давать садака. Каждый тасбих («Субханаллах») - садака, каждый тахмид (слова «Альхамдулиллях») - садака, каждый тахлиль (слова «Ля иляха илляллах») - садака, каждый такбир (слова «Аллаху Акбар») - садака. И побуждение к одобряемому - садака, и удержание от порицаемого - садака. Но всё это заменяют собой два раката намаза-зуха» (Муслим). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-зуха».

Передают от сына Дарды, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто выполняет 2 ракаата намаза-зуха, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 ракаата - тот будет среди преданных; кто выполняет 6 ракаатов - тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 ракаатов - тот будет среди благочестивых; а тому, кто выполняет 12 ракаатов, Аллах построит в Раю дворец из золота» (передали Ибн Маджа, Тирмизи).

Одна из польз молитвы зуха - это то, что если человек постоянно совершает эту молитву, то джинны отдаляются от него.

Тахият-намаз

Количество ракаатов: 2. В книге «Кахастани» указаны 2 или 4.

Время выполнения: после входа в мечеть и до того, как сесть. Вот слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда кто-либо из вас входит в мечеть, то пусть не садится, пока не совершит два ракаата».

«Если это время не макрух; если зашедший в мечеть человек сразу совершил какой-либо другой намаз (фард или сунна), то это заменяет собой эту молитву приветствия».

Если человек зашёл в мечеть во время джума-намаза, то тахиятуль масджид не читается. В Книге «Кахастани» приведено: «Кто пришёл в мечеть после утренней молитвы и после аср-молитвы, тот не читает тахиятуль масджид, а читает тасбихи и салаваты, и этим он исполняет права мечети. В Книге «Дурар» от Зия (да будет доволен им Аллах) сказано: «Кто не имеет возможности совершить тахиятуль масджид из-за отсутствия омовения или по другим причинам, тому следует сказать четыре раза тасбих: “Cyбxaнa ллaхи вaль-xaмдyли-лляхи вa ляя иляяхa илля ллaхy вa ллaхy Акбap”.

Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно.

Желательно сказать при входе в мечеть: “Аллахуммафтах ли абваба рахматик”, и когда выходишь: “Аллахумма асалука мин рахматик”».

Намаз омовения

Количество ракаатов: 2.

Время выполнения: намаз омовения совершается сразу после омовения (до высыхания воды на поверхностях омытых частей тела), если это время не макрух. В Книге «Мишкат» сказано: «Если после омовения совершить фарз-намаз, то человек получит вознаграждение за этот намаз подобно тому, как он получит вознаграждение за молитву тахиятул масджид».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение, после чего выполнит два ракаата молитвы, делая это с глубокой искренностью, тот непременно заслуживает Рая» (Муслим).

Хаджат (нужда) намаз

Количество ракаатов: в книге «Маракъиль фалах» сказано - 2 ракаата, в книге «Дурар» - 4 ракаата, в книге «Хави» - 12 ракаатов.

Время выполнения: когда есть нужда получить что-либо дозволенное или чтобы не коснулась беда.

Передают от Абдуллы сына Абу Авфа (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У кого появится нужда к Аллаху или кому-либо из сыновей Адама u, то пусть совершит омовение лучшим образом и после выполнит два ракаата, после восхвалит Создателя и благословит Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), потом скажет: “Ла илаhа илла ллаhул Хакимул Карим, субхана Раббил Аршил азим, Альхамдулиллахи Раббил аламин, асалука муджибати рахматик ва азаима магфиратик вал ганимата мин кулли бир ва саламата мин кулли исм ла тадаъ ли занбан илла гафартаh ва ла гамман илла фарраджтаh ва ла хаджата лака фиhа риза илла казайтаhа я Архама Рахимин”».

В книге «Таджнис» сказано: «Намаз нужды состоит из 4 ракаатов, и в одном из хадисов сказано, что в первом ракаате читается сура «Фатиха» один раз и аят аль-Курси три раза, а в последующих трёх ракаатах читается по одному разу «Фатиха», «Ихлас», «Фалак» и «Нас», при этом человек получит воздаяние, как будто он совершил этот намаз в ночь Лайлат уль-Кадр.

Наши учёные-богословы сказали: «Мы совершали эту молитву, и исполнились наши нужды».

Тавбу-намаз

Количество ракаатов: 2.

Время выполнения: можно выполнять в любое время, кроме времени восхода и захода солнца и полудня. Нужно быть постоянными в этой молитве каждый раз, когда попадаем в грех, если даже повторяется грех каждый день 70 раз или чаще, потому что очищение от греха происходит в начале каждого поклонения, подобно омовению в начале намаза. (Имам Шарани)

Тавбу-намаз - это намаз покаяния. Когда человек совершает большой или маленький грех, он немедленно отдаляется от милости Аллаха. Чтобы снова получить милость Творца, нужно искренне покаяться перед Всевышним и попросить о прощении. В хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обучил нас правильному и наиболее подобающему способу прошения у Аллаха о прощении:

«Если человек совершает грех, встаёт для очищения себя, далее совершает намаз и затем просит у Аллаха прощения, то не может быть так, чтобы Аллах не простил его». (Тирмизи, хадис 406)

Совершать искреннюю тавбу перед Аллахом рекомендуется в следующем порядке: сначала совершите надлежащим образом малое омовение или сунна-купание (маракиль фалах), далее совершите намаз, состоящий из двух ракаатов, а закончив намаз, искренне попросите у Аллаха прощения. Этот намаз называется «салят-ут-тавба» (тавба-намаз).

Два ракаата тавба-намаза похожи на любой иной нафль-намаз. Нет никаких конкретных сур, которые нужно читать во время него. Также нет и никакого особого дуа, которое нужно произносить в данном намазе, помимо тех дуа, которые обычно произносятся во время молитвы.

Завершив намаз, поднимите руки в дуа: начните с восхваления Аллаха, приветствия Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и просите Всевышнего о прощении своих грехов с полным сожалением и раскаянием.

Помните, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о проливании слёз ради Аллаха:

«У верующего, с чьих глаз нисходят слёзы из страха перед Аллахом и до чьего лица они дотрагиваются, эта часть лица станет запретной для адского огня, даже если слезинка размером лишь с голову мухи».

Перевод: «О Аллах! Ты мой Попечитель. Нет бога, кроме Тебя. Ты создал меня, и я - Твой раб. И, насколько возможно, я держусь своего клятвенного обещания и завета (который я дал Тебе). Ищу у Тебя защиты от последствий моих проступков. Я полностью признаю милость, которой Ты одарил меня, и признаю свои ошибки. Так прости же мне мои грехи, ведь никто, кроме Тебя, не может простить грехи!»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кто скажет это в течение дня, будучи в том твёрдо убеждён, и умрёт в тот же день до наступления вечера, тот окажется среди обитателей рая. И кто произнесёт это ночью, будучи в том твёрдо убеждён, и умрёт до утра, окажется среди обитателей рая». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 594)

Наконец, тот, кто согрешил и теперь желает раскаяться и вновь добыть любовь Аллаха, Его особое расположение и милость, постоянно должен помнить, что Творец всегда готов простить Своего раба, пока тот полон искренности и раскаяния, независимо от того, сколь серьёзны и велики его грехи. В хадисе кудси Создатель говорит:

«О человечество! Даже если бы ваши грехи дотянулись до облаков на небе (из-за столь большого их количества), и вы бы попросили Меня о прощении, то Я бы непременно простил вас! И даже бы не побеспокоился!»

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если совершивший грех покается, после чего сделает омовение (вуду) и совершит намаз, искренне обращаясь к Аллaху о прощении, то Аллах простит его» (передал Тирмизи).

Упомянул шейх Исмаил: «Из мандубатов (желательных) молитв - намаз тавбу (покаяния)».

Сафар-намаз

Путнику следует совершать два ракаата в каждом месте, где он остановился, до того как присядет, потому что так поступал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это цитируется имамом Сархаси в книге «Шарх сайри кабир».

Два вида нафиль-намазов

1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к обязательным намазам. К этим намазам относятся сунны-намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадан.

2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов. Такие нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время.

Остальные намазы считаются не усиленными суннатами, к примеру: намаз-истихара, хаджат, зуха, тахаджут и другие. В этих намазах перед вставанием на третий ракаат, если намаз четырёхракаатный, вместе с ат-тахиятом читают салават и на третьем ракаате начинают истифтах, т. е. «Субханакаллахумма», и после читают суру «Фатиха», добавляя ещё суру, и продолжают как обычно. Суннат усиленный совершают как фарз, потому что из-за его усиления он стал похожим на фарз-намаз, но в третьем и четвёртом ракаате читают суру вместе с «Фатихой».

Шейх Исмаил сказал: «Из нафиль-намазов - два ракаата при дожде, два ракаата скрытно для очищения от лицемерия, намаз при вхождении домой и при выходе, остерегаясь вреда». Да одарит нас Аллах полезными знаниями и даст силы следовать им! Амин!

Материал подготовил преподаватель медресе

имени имама Абу Ханифы Мухаммад-Фарук Азимов

Нафиль-намазы – это дополнительные суннат- намазы, которые можно выполнять сверх обязательных намазов (фард-намазов), и которые отличаются от тех суннат-намазов, совершаемых до или после фардов.

Нафиль-намазы делятся:

1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фард-намазам.

К этим намазам относятся сунны намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз ат-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадан.

2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов.

Такие нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом (желательные). Они совершаются в разное время с целью получения большего саваба.

Вот некоторые из них:

а) намаз ад-духа , который совершается после восхода солнца по истечении времени макрух (нежелательное время, но не харам!), для намаза и завершается с приближением солнца к зениту (за 20-40 мин до наступления намаза аз-зухр- делкъан ламаз); он состоит минимум из 2-х ракаатов, максимум из 12-ти ракаатов.

Количество ракаатов: от 2 до 12. По Шафии – до 8 ракаатов, т.е. до 4 намазов. Лучше выполнять по 2 ракаата отдельно.
Время выполнения: После полного восхода солнца, точнее после получаса после восхода солнца, и желательно, чтобы 1/4 дня уже прошла до полудня. Время намаза продолжается до полудня.

Посланник Аллаха (соллаллах1у 1алейхи ва саллам) сказал: "Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-духа. Кто выполняет 2 ракаата намаза-духа, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 ракаата - тот будет среди преданных; кто выполняет 6 ракаатов, тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 ракаатов, тот будет среди благочестивых, а тому, кто выполняет 12 ракаатов, Аллах построит в Раю дворец из золота."
(передали Ибн Маджа, Тирмизи).

«Кто постоянно читает 2 ракаата намаза духа, тому будут прощены грехи (малые), даже если их так много, как пены в море».

«Кто читает 12 ракаатов духа намаза, тому Аллах создаст дворец в Раю».

«Каждое утро за каждый ваш сустав нужно давать садака. Каждый тасбих (слова Субхан Аллах ) – садака, каждый тахмид (слова Альхамдулиллях ) – садака, каждый тахлиль (слова Ля Иляха Илляллах ) – садака, каждый такбир (слова Аллаху Акбар ) – садака. И побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака. Но всё это заменяет собой два раката намаза духа».

б) намаз ат-тахаджуд , который совершается после полуночи и состоит минимум из 2-х ракаатов, максимум из 12-ти ракаатов;

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, явля­ется молитва ночи». В дру­гом случае Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) уточнил: «Все те (молитвы), что (совершаются) после ночной молитвы (Аль-Иша), относятся к молитве ночи».

«Выполняйте тахаджуд намаз! Он был привычным праведным людям до вас. Он – приближение к вашему Господу, искупление дурного и защита от грехов!»

«Пусть милостив будет Аллах к человеку, который встает ночью и совершает тахаджуд, а потом будит свою жену, и она (тоже) совершает тахаджуд! И если она не встает, то брызгает ей в лицо водой. Пусть милостив будет Аллах к женщине, которая встает ночью и совершает тахаджуд, а затем будит своего мужа, и он тоже его совершает. И если он не встает, то она брызгает ему водой в лицо».

«Спите днем - это поможет встать ночью для совершения намаза-тахаджуд».

"Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы". (передал ибнМаджа)

"Намаз-тахаджуд равен 4 ракаатам, выполненным вЛейлятуль-Кадр". (передалТибрани)

в) намаз тахиятуль- масджид , который совершается при посещении мечети, если это время не макрух; он состоит из 2-х ракаатов. Если зашедший в мечеть человек сразу совершил какой-либо другой намаз (фард или сунна), то это заменяет собой эту молитву приветствия. Если человек зашел в мечеть во время джума-намаза, то тахиятуль масджид не читается. Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно.

Посланник Аллаха (саллаллах1у 1алейхи ва саллам) говорил: «В день Сбора, когда не будет никакой тени, тень от 1Арша укроет тех, кто ходит в мечеть в темноте».

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел дома ихьрам и отправился в хадж».

г) намаз аввабин , который совершается после вечерней молитвы (Аль-Маг1риб) и состоит из 4-х ракаатов. Пророк (саллаллах1у 1алейхи ва саллам) говорил: «Кто про­читает шесть ракатов после Магриба, тому будут прощены грехи, даже если число их равно количеству пены в море».

В упомянутые в хадисе 6 ракаатов вхо­дят 2 ракаата сунны муаккада и потом уже непосредственно сам намаз аввабин - 4 ракаата дополнительной сунны. Выполнять в сочетании четырех ракаатов. Время выполнения: Между четвертым и пятым намазами, т.е. после захода солнца и после выполнения четвертого фард-намаза (аль-маг1риба).

д) намаз омовения (ламаз эцаран ламаз) совершается сразу после омовения, (до высыхания воды с поверхности омытых частей тела) если это время не макрух; он состоит из 2-х ракаатов.

Пророк Мухаммад (саллаллах1у 1алейхи ва саллам) ска­зал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение, после чего выполнит два ракаата молитвы, делая это с глубокой искренностью, тот непременно заслуживает Рая».

е) Намаз Ишракъ

Количество ракаатов: от 2 до 4. Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода солнца. Пророк Мухаммад (саллаллах1у 1алейхи ва саллам) ска­зал: «Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой, и продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 ракаата намаза-ишракъ, тот получит награду как за 1 хадж и 1 умру». (передал Тирмизи).

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю.

з) Тасбихь-намаз

Состоит из четырех ракаатов. Можно совершить по два ракаата, можно и в четыре ракаата. После дуа сана"а (по шафиитскому мазхабу после "Вадджах1ту") перед чтением суры Аль-Фатиха 15 раз читают тасбих: "Субханаллах1и вальхамдулиллах1и ва ля илях1а илля Ллах1у валлах1у Акбар". Затем читают суру «Аль-Фатиха» и после этого - 10 раз тасбих. Затем 10 раз тасбих в поясном поклоне (руку") и 10 раз после выпрямления, по 10 раз в обоих земных поклонах и 10 раз между поклонами. Намерение: "Я намереваюсь совершить сунна намаз-тасбих ради Аллаха, Аллаху Акбар". Итак, тасбих читается по 10 раз во всех положениях, кроме чтения перед сурой «Аль-Фатиха», где тасбих читают 15 раз. В результате формула-тасбих будет повторена в каждом ракаате по 75 раз, а всего в намазе-тасбих - 300 раз.

Посланник Аллаха сказал: "Намаз-тасбих - величайший подарок Аллаха, и награда за этот намаз - прощение всех грехов, старых и новых, независимо от того, совершены они тайно или явно, по незнанию или сознательно. Так старайтесь выполнять намаз-тасбих ежедневно, если не можете, то раз в неделю (предпочтительнее по пятницам) или раз в месяц. Если не можете и это, то раз в году, и, наконец, в самом крайнем случае, хотя бы раз в жизни" (передали Абу Дауд, Ибн Маджа и Байхаки).

дуа сана"а:

«СубхьанакаЛЛОХ1УММА ва бихьамдика ва табаракасмука ва та1ала джаддука ва ла илах1а г1айрука»

Перевод:

«Пречист Аллах славой Своей да благословенно будет имя Его и величие и нет Бога кроме Него».

дуа вадджах1ту:

«вадджах1у ваджия лиллядзий фат1арассамавати валь-арда, хьанийфан муслиман, ва ма ана миналь-мущрикийна, инна соляти, нусуки, махья-я ва мамати ЛИЛЛАХ1И роббиль-1аламийна, ла шарийка лах1у, ва бизалика умирту ва анна миналь-муслимийн »

Перевод:

" Я повернулся лицом (т.е. весь я повернулся) к поклонению Аллаху. Того, кто создал из небытия (не имея формы и рисунка) небеса и земли. Оставив ложные религии, находясь в истине, не являясь идолопоклонником. Поистине, мой намаз, поклонение, жизнь, смерть от Всевышнего Аллаха, являющегося Владыкой Вселенной, которому нет сотоварища. Мне повелели так, что Аллах один и я из числа мусульман ".

О суре аль-фатиха:

От Абу-Хурайры передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передал слова Всевышнего Аллаха: «Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, и Мой раб получит то, что просит». Когда раб говорит: «Хвала Аллаху Господу миров», - Аллах говорит: «Мой раб воздал мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», - Аллах говорит: «Мой раб восхвалил меня». Когда он говорит: «Властелину Дня Судного», - Аллах говорит: «Мой раб восславил меня». Когда раб говорит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», - Аллах говорит: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что попросит». Когда же он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», - Аллах говорит: «Это – для раба Моего, и раб Мой получит то, что просит» .

Вопрос:

В чем суть добровольных, то есть нафиль намазов? Какие бывают виды нафиль намазов? Какое вознаграждение ожидает совершившего намаз-нафиль?

Ответ:

Нафиль значит «совершенный без необходимости, добровольный ». Это может быть намаз или ураза. За их выполнение возможно вознаграждение свыше, а за невыполнение наказание не предусмотрено.

Иными словами это поклонение, которое совершается помимо фардов-обязательных и ваджибов. У намазов нафиль есть запретное время, а в каждом рака’ате подобного намаза чтение аятов из Корана является фардом. Намазов – нафиль несколько видов. Один из них называется тахаджуд, который совершается глубокой ночью, пробудившись ото сна. Его еще называют «салат ал-ляйль».

Он обладает большими достоинствами, нежели иные нафиль намазы.

Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) совершал этот намаз самое малое в два рака’ата, а иногда и по восемь рака’атов. После каждых двух рака’атов следует произнести слова приветствия-салам. Тахаджуд намаз для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) являлся ваджибом, а для его уммы – сунной.

В Благородном Коране в суре «аль-Исра» сказано, что мусульманам следует совершать тахаджуд намаз .

Имеется также намаз-тауба (букв. покаяние) который можно читать и днем и ночью в зависимости от намерения молящегося и его искреннего чувства, которое выражается в просьбе – ду’а к Аллаху Та’аля, совершаемому после намаза.

Намаз витр или «салят аль-витр » (букв. единственный) это намаз, состоящий из трех рака’атов, который читают, как правило, после ночного намаза ясту-иша. Совершение его является ваджибом, близким к обязательному.

Имеется также намаз аввабин , который состоит из шести рака’атов и его следует прочитать после намаза магриб до ночного намаза- иша.

Еще раз напомним, что чтение намазов нафиль в воле самого правоверного. Если у него есть желание совершить их, то он может их читать, а если нет такого желания, то может и пропустить.

Нафиль намазы совершаются в одиночестве, без джама’ата. Если молящийся вознамерился прочитать нафиль намаз ночью, то намаз витр можно прочитать после нафиль намаза. Намаз витр можно также прочитать перед тем как лечь спать, а также после сунны намаза иша. Во время чтения намаза нафиль принято, как обычно, совершая намаз сунну в каждом рака’ате читать суру «Фатиха» и по желанию одну из сур Корана, а повторение одной той же суры (кроме «Фатиха») считается макрухом.

Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»

Будем признательны за репост на Фейсбуке!