Наступил месяц зуль-хиджа. Достоинство первых десяти дней месяца зуль хиджа

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

О соблюдении поста в первые девять дней Зуль-Хиджжа

Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида, что некоторые жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджжа, три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом”. Абу Дауд 2437, ан-Насаи 2372, 2417, Ахмад 6/288, аль-Байхакъи 285.
Относительно достоверности этого хадиса существует разногласие среди ученых, как говорил хафиз Ибн Раджаб: Относительно его иснада есть разногласия ”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 461.
Все передатчики этого хадиса заслуживают доверия, однако основная причина спора – это жена Хунайда, с чьих слов передается этот хадис. Одни имамы говорили, что о ней ничего неизвестно, однако хафиз Ибн Хаджар считал, что она была сподвижницей. Он говорил: “Этот хадис передал Хунайда ибн Халид со слов своей жены, которая передала со слов матери правоверных, а это Хафса. Что касается жены Хунайда, то я не нашел ее имени, но она сподвижница. Также этот хадис передается со слов Умм Салямы – жены пророка (мир ему и благословение Аллаха)” . См. “Такъриб ат-тахзиб” 763.
Неизвестность имени сподвижника не вредит достоверности хадиса, ибо все сподвижники заслуживают доверия. См. “ат-Тагъликъ ат-та’ликъ” 5/21, “Фатхуль-Бари” 10/24.
Также это сообщение усиливается другим хадисом, уже со слов самого Хунайда, а не его жены, что Хафса – жена пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывала: “Четыре вещи не оставлял пророк (мир ему и благословение Аллаха): пост в день ‘Ашура, пост в десять дней Зуль-Хиджжа, пост три дня каждый месяц и два рак’ата перед утренней молитвой ”. Ахмад 6/287.
Но в этой версии в цепи передатчиков Абу Исхакъ аль-Ашджа’и, который является неизвестным.
Многие ученые считали этот хадис достоверным в силу существования подтверждающих его свидетельств. Среди этих ученых: имам ас-Суюты, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, шейх аль-Альбани, шейх Мухаммад ибн Адам аль-Атьюби. См. “аль-Джами’ ас-сагъир” 7078, “ар-Раудату-надийя” 1/556, “ат-Та’ликъат аль-джияд” 4/38, “Сахих Сунан Абу Дауд” 2106, “Шарх Сунан ан-Насаи” 21/282 и 338.
Также множество имамов опирались на этот хадис и приводили его в своих сборниках хадисов в качестве довода. Например, имам Абу Дауд и Ибн Маджах привели этот хадис в своих сборниках хадисов и назвали главу следующим образом: «О посте в десять дней Зуль-Хиджжа ». См. “Сунан Абу Дауд” 2/815, “Сунан Ибн Маджах” 1/550.
Имам аш-Шаукани говорил: “В этом хадисе указание на желательность соблюдения поста в десять дней Зуль-Хиджжа” . См. “Найлюль-аутар” 2/284.
Однако некоторые ученые сказали, что на слабость обсуждаемого хадиса также указывает и то, что он противоречит тому, что передает ‘Аиша: “Я никогда не видела, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в десять дней Зуль-Хиджжа ”. Муслим 1176.

Ответ на этот довод:

Во-первых, несмотря на то, что данный хадис приводится в «ас-Сахих» имама Муслима, относительно достоверности его иснада есть сомнения не меньше чем в обсуждаемом хадисе, о чем говорил имам Ахмад. См. “Итхаф ахль аль-Ислям би хусусыят ас-сыям” 328.
А такие великие имамы в науке хадисоведения, как ад-Даракъутни и Абу Хатим считали этот хадис мурсаль, поскольку в его цепи пропущен один передатчик. См. “аль-‘Иляль” 5/129, имама ад-Даракъутни и “аль-‘Иляль” 1/264, имама Ибн Абу Хатима.
Во-вторых, даже если признать однозначно достоверность этого хадиса, то в нем нет указания на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постился никогда в течение девяти дней Зуль-Хиджжа. ‘Аиша говорит, что она не видела этого, а не видение ею этого, не означает отсутствие такого факта.
Более того, некоторые имамы, опираясь на этот хадис ‘Аиши посчитали, что пост в течении десяти дней Зуль-Хиджжа нежелателен. Однако это весьма слабое мнение по многим причинам.
Къады ‘Ийяд в комментарии к хадису ‘Аиши сказал: “На этот хадис не следует опираться в отношении того, что пост в течение девяти дней Зуль-Хиджжа является нежелательным! ” См. “Икмаль-му’лим” 4/159.
Также к этому хадису сказал и имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби : “С этого хадиса не понимается, что поститься в эти дни нежелательно. Наоборот, благодеяния в эти дни лучше, чем в иное время!” См. “аль-Муфлих” 3/253.
Имам Ибн Хузайма , приведя хадис ‘Аиши в своем сборнике, назвал следующую главу следующим образом: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставлял некоторые добровольные деяния, даже если желал их совершать по причине того, что опасался, что это деяние будет вменено в обязанность его общине, ибо он любил облегчать для людей их обязательства” . См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/293.
Имам аль-Байхакъи , упомянув хадис Хунайда и ‘Аиши, сказал: “Утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим, учитывая также и приведенный раннее хадис от Ибн ‘Аббаса ”. См. “Сунан аль-Байхакъи” 4/274.
Речь идет о хадисе: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа! » аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757.
Имам ан-Науауи сказал: “Может пророк (мир ему и благословение Аллаха) болел в эти дни, или же был в пути, или может сама ‘Аиша не видела, как он постился в эти дни. И на такое объяснение указывает хадис от жены Хунайда ибн Халида, которая рассказала, что некоторые жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) видели его постящимся в течение девяти дней Зуль-Хиджжа” . См. “Шарх Сахих Муслим” 8/50.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Не видение и не знание ‘Аишей (поста пророка (мир ему и благословение Аллаха) в десять дней Зуль-хиджа), не указывает на не существование этого! ” См. “ар-Раудату-надийя” 1/556.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Относительно соблюдения поста в дни Зуль-Хиджжа передаются два противоположных по смыслу хадиса. В одном хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не соблюдал пост в эти дни, а в другом сказано, что он постился в течении этих дней. Имам Ахмад относительно этих хадисов говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим». Некоторые ученые отдавали предпочтение отрицающему хадису, считая его более достоверным, однако имам Ахмад считал оба хадиса достоверными, и говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим!» ” См. «Шархуль-мумти’» 5/19.
Но даже если оставить хадис Хунайда, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост в девять дней Зуль-Хиджжа, то указанием на желательность этого служит хадис, чья достоверность не вызывала среди ученых сомнения: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа!» аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757.
А разве пост не относится к благодеяниям?! Поистине, пост является наилучшим из благодеяний! Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Однажды я пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Вели мне делать что-нибудь такое, что позволит войти мне в Рай”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тебе следует соблюдать пост, ибо поистине, нет ничего равного ему». А потом я пришел к нему еще раз, и он снова сказал: «Тебе следует поститься»” . Ахмад, ан-Насаи, аль-Хаким, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4044 и “Сахих ат-таргъиб” 977.
Хафиз Ибн Хаджар относительно хадиса: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа!», сказал: “Этот хадис использовали в качестве довода на достоинство поста в десять дней Зуль-Хиджжа, исходя из того, что пост относится к числу благодеяний”. См. “Фатхулль-Бари” 2/534.
Более того, желательность соблюдения поста в девять дней Зуль-Хиджжа была известна и среди саляфов, что также усиливает этот факт. Усман ибн Маухиб рассказывал: “Я слышал, как Абу Хурайру спросил один человек: “Поистине, на мне не возмещенные дни поста Рамадана, могу ли я соблюдать добровольный пост десяти дней Зуль-Хиджжа (не возместив пост Рамадана)?” На это Абу Хурайра ответил: «Нет». Тот спросил: “Почему?!” Абу Хурайра сказал: «Начинай с того, что ты должен вернуть Аллаху, а затем держи добровольный пост!» ” Ибн Абу Шайба 7715, аль-Байхакъи 4/275. Иснад достоверный.
В этом сообщении указание на то, что пост в десять дней Зуль-Хиджжа был известен во времена сподвижников, и что саляфы придавали посту в эти дни особое значение.
Также о желательности соблюдения поста в эти дни передается от многих саляфов, среди которых Мухаммад ибн Сирин, Муджахид, Къатада, Хасан аль-Басри и др. См. “аль-Мусаннаф” 4/293, Ибн Абу Шайба и “Лятаифуль-ма’ариф” 471.
А Хасан аль-Басри говорил: “Пост в десять дней месяца Зуль-Хиджжа приравнивается к двухмесячному посту !” Ибн Абу Шайба 4/292.

О соблюдении поста в день ‘Арафа – девятого Зуль-Хиджжа

Из первых десяти дней Зуль-Хиджжа является наиболее желательным соблюдение поста в день ‘Арафа, что имеет великое достоинство и служит искуплением грехов, совершенных в течении двух лет. Со слов Абу Къатады сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года ». Муслим 1162.
В этом хадисе содержится указание на великую милость и щедрость Всевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам, который даровал легкую возможность заработать великую награду тем, кто не смог совершить Хадж!

О том, что совершающему Хадж лучше не поститься в день ‘Арафа

Людям, совершающим Хадж, лучше не соблюдать пост в день ‘Арафа, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа в этот день не постился. Умм Фадль рассказывала: “В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли сомнения относительно того, постился пророк (мир ему и благословение Аллаха), или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его ”. аль-Бухари 1658.
‘Икрима рассказывал: “Однажды я зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день ‘Арафа, совершающим Хадж, и он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто совершал Хадж ”. Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в “ат-Тарих” 7/4425.
Относительно достоверности этого сообщение среди ученых есть разногласия, однако имамы Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аль-Хаким, аз-Захаби и Ахмад Шакир считали его достоверным.
Это сообщение также усиливается и тем, что ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас так же порицали соблюдение поста в день ‘Арафа совершающими Хадж. См. “Сунан аль-кубра” 2823, 2824 имама ан-Насаи, “аль-Мусаннаф” 7820, ‘Абдур-Раззакъа.
Имам аз-Захаби говорил: “Кто из паломников будет поститься в день ‘Арафа, несмотря на то, что ему известно о запрете на это и того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа не постился в день ‘Арафа, как и его сподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будет вознагражден за это”. См. “ас-Сияр” 10/684.

О том, что десятого Зуль-Хидджа поститься запрещено

Несмотря на то, что благодеяния совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хидджа являются наилучшими, именно пост соблюдать нельзя 10 числа, так как это день Жертвоприношения, в который пост запрещен!
Абу Са’ида аль-Худри рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост двух дней: в день Разговения и в день Жертвоприношения ”. аль-Бухари 3/280, Муслим 2/577.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения! » Абу Я’ля. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2517.
Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: “В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые ”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/15, “ар-Раудату-ннадийя” 1/566.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Зуль-хиджа — это месяц, когда миллионы людей, совершая обряд хаджа, стекаются к самым значимым святыням ислама. Конечно же, не каждому выпадает счастье оказаться возле Каабы, стоять на горе Арафат или пройтись по долине Мина. Однако Милость Всевышнего Творца настолько велика и безгранична, что даже находясь вдали от этих благословенных мест, мы можем своими молитвами, поклонением и трепетной любовью к Аллаху присоединиться к числу тех, кто совершает хадж, было бы желание.

Виды поклонения в месяц зуль-хиджа

Аллах благословил мусульман возможностью обретения множества наград в каждый день года. Но есть особенные дни, в которые Аллах вложил особую милость для мусульман. Самыми любимыми и самыми дорогими для Аллаха днями являются первые десять дней месяца зуль-хиджа. В чем его отличие от поклонения в обычное время? Оно должно быть усиленным, ведь такое поклонение в благословенные дни только в пользу самого верующего — он обретает довольство Аллаха, обретает сладость веры. Посланник Аллаха сказал: «Кто проведет любую из 10 первых ночей месяца зуль-хиджа в ибадате, тот будет подобен тому, кто не только совершил хадж, но и в течение всего года совершал умру (малое паломничество). А если кто-то будет держать уразу хотя бы один день из этих девяти дней, то будет подобен тому, кто в течение всего года совершал постоянный ибадат». Какое же поклонение совершать в месяц зуль-хиджа?

1. Благие деяния. Благо, добро и милосердие всегда должны быть визитной карточкой мусульманина, особенно в дни, когда милость Аллаха ближе всего к нему. «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершенные в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа)».

2. Хадж, умра. В этот месяц Аллах предписал исполнение одного из пяти столпов ислама — совершение хаджа — каждому, кто в состоянии это сделать. Когда пророка спросили: «Какое из дел наилучшее?», он ответил: «Вера в Аллаха и Его Посланника». Его спросили: «А затем какое?» Он ответил: «Усердие на пути Аллаха». Его спросили: «А затем какое?» Он ответил: «Безупречно совершенный хадж».

3. Такбир. Посланник Аллаха? сказал: «Чаще произносите в эти дни слова тахлиля («Ля иляхаилля-Ллах»), такбира («Аллаху Акбар») и тахмида («Аль-хамду ли-Ллях»)». Имам Аль-Бухари (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Ибн Умар и Абу Хурейра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней зуль-хиджи и произносили такбир («Аллаху акбар»), и люди повторяли за ними. Мухаммад ибн Али произносил такбир после добровольных намазов».

4. Пост в первые десять дней месяца. Посланник Аллаха сказал, что тот, кто будет держать пост все эти священные дни, то Аллах даст приказ записать награду за каждый день как за пост целого года. Пост по сунне следует держать в первые десять дней и особенно в день Арафа. Пророк сказал, что за каждый день поста в эти дни верующий получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, а за пост в день Арафа — такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов. В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет — предыдущего и последующего; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, — как Пророк Иса (мир ему).

5. Покаяние. Следует искренне раскаяться в совершенных грехах, сделать твердое намерение отказаться от них и следовать предписаниям Аллаха во всем. Пророк говорил: «Покаявшийся в совершении греха как будто и не совершил его».

6. Дуа в день Арафа — 9-е зульхиджа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс», начиная каждую из них с «Бисмиллях...». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтет тысячу раз суру «Ихляс», будут прощены все грехи.

7. Жертвоприношение. Пророк сказал: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны».

8. Раздача милостыни. Сказано, что тот человек, который дал садака нуждающемуся в эти дни зуль-хиджа, получит награду, как если бы он дал на благотворительность всем пророкам и посланникам Аллаха (мир им).

9. Намаз. Намаз в праздничный день.

10. Чтение Корана. В хадисе сказано: «Коран — это заступник перед Аллахом и оправдывающий перед Ним чтеца, и того, кто руководствуется им (Кораном), он приведет в Рай, а того, кто не руководствуется им, тянет в огонь ада»(Ат-Табарани).

Милость для мусульман

Месяц зуль-хиджа — это один из четырех месяцев, в течение которых Всевышний Аллах запретил войны и конфликты. И мы, будучи мусульманами, должны знать, что нужно делать и чего нужно избегать для достижения довольства Всевышнего Аллаха. Первые десять дней этого достопочтимого месяца особенно важны, так как поклонение в этот день обретает множество наград. Посланник Аллаха сказал: «Нет таких дней, благие дела в которых были бы любимее для Аллаха, чем в эти десять дней!» Его спросили: «О Посланник Аллаха, даже если это джихад на пути Аллаха?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение, ответил: «Даже если это джихад на пути Аллаха, кроме как в том случае, когда человек выходит сам, со своим имуществом, однако ни он сам, ни его имущество оттуда не возвращаются»(Аль-Бухари). Относительно видов поклонения, которые должны совершаться в этом месяце, нужно осознавать, что этот месяц — огромное благословение Всевышнего Аллаха, дарованное нам в награду, и только праведники могут оценить в полной мере. На мусульманина возложена ответственность не упустить эту возможность и предоставить себя Аллаху, уделив больше внимания и усердия поклонению.

Календарь является одним из неотъемлемых элементов повседневной жизни каждого человека. Мусульмане имеют собственную систему летоисчисления, опираясь на которую происходит соблюдение ими тех или иных религиозных предписаний.

Большинство государств мира на сегодняшний день пользуется григорианским солнечным календарем, ведущим отсчёт от рождения Иисуса Христа (Пророка Исы, р.а.) и включающим в себя 12 месяцев (365 или 366 дней). В исламе же за основу взят , отсчитывающий дни с момента Хиджры - переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) и первых мусульман из Мекки в Медину, произошедшей в 622 году по григорианскому летоисчислению (его называют Милади). Ключевым же отличием является то, что мусульманский календарь короче григорианского на 11-12 дней, поэтому наступление тех или иных религиозно значимых событий происходит в разные даты григорианского календаря.

При этом мусульмане не имеют всеобщего единого исламского календаря, так как используются разные методы определения нового месяца. Одни богословы ратуют за то, что этот момент наступает тогда, когда на небе видна новая луна. Другие же считают, что в данном случае следует прибегать к новейшим технологиям и определять наступление месяца по спутнику. Именно наличие этих разногласий приводит к тому, что одно и то же событие (например, наступление месяца Рамазан, празднование Ураза-Байрам и так далее) в разных государствах и даже регионах одной страны происходит в разное время.

Мусульманский календарь, как и григорианский, составляют 12 месяцев. В заключительном Божьем Откровении сказано:

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (9:36)

особенности каждого месяцА

1. Мухаррам

Начинается исламский календарь с месяца Мухаррам. Он занимает особое положение и входит в число четырёх запретных месяцев в исламе, о которых упоминается в вышеупомянутом аяте. Их запретность обусловлена тем, что Творец наш наложил запрет на конфликты и ведение войн в эти месяцы.

Месяц Мухаррам, который особо выделяется в исламе, несёт в себе большое достоинство для правоверных. К примеру, этот период считается весьма благоприятным для тех, кто собирается держать дополнительный пост. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) разъяснял: «После Рамазана самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам - месяц Господа» (хадис от Муслима и Абу Дауда).

Отдельно мусульмане выделяют в месяце Мухаррам день Ашура, который приходится на десятое его число. О значимости этой даты свидетельствует то обстоятельство, что немало важных событий в истории ислама приходится именно на (в 2019 г. это 9 сентября). Соблюдение поста 10-го числа месяца Мухаррам, как считается, способствует искуплению грехов за целый год. В доказательство приводится достоверное изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «У того, кто постится в день Ашуры, прощаются грехи за год» (хадис от Муслима, ат-Тирмизи и Ахмада). Однако шиитские богословы утверждают, что пост в этот день соблюдать не следует, поскольку это дата трагической гибели имама Хусейна, особо почитаемого у мусульман-шиитов.

2. Сафар

Вторым месяцем исламского лунного календаря является Сафар. У арабов доисламского периода он считался месяцем бедствий, в связи с чем в этот период они старались не выходить в длительные путешествия, не вступать в брак и т.д. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) развеял эти предрассудки, заявив: «Не существует плохих примет месяца Сафар» (Муслим).

Следует помнить, что всё в этом мире исходит от нашего Создателя, вне зависимости от того, какой месяц на дворе.

3. Раби уль-Авваль

В календаре мусульман третьим по счёт идёт месяц Раби уль-Авваль, значимый, прежде всего, тем, что в этот месяц родился и перешёл в мир иной Заключительный Посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.). Обращаясь к нему с Своём Откровении, Аллах указывает:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107)

К слову, мусульмане, проживающие главным образом в государствах постсоветского пространства, а также в ряде иных стран, празднуют (8 ноября) - День рождения своего Пророка (с.г.в.). Однако богословы из арабского мира выступают категорически против его празднования. В качестве аргумента они приводят хадис, который гласит: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд).

4. Раби уль-Ахир

Четвёртым месяцем года в системе мусульманского летоисчисления является Раби уль-Ахир, именуемый также Раби ус-Сани. Его название означает «последняя весна» или «вторая весна» и подразумевает продолжение предыдущего месяца.

5. Джумад аль-Уля

Следующий месяц исламского календаря - Джумад аль-Уля (иногда называют Джумад аль-Авваль). Арабское слово «джумада» используется для обозначения засухи. В этот месяц, как правило, в доисламской Аравии (откуда и сохранились названия всех месяцев) имела место засуха.

6. Джумад аль-Ахир

Шестым месяцем календаря является Джумад аль-Ахир (или Джумад ас-Сани). Этот месяц, как и предыдущий, считался у арабов времён джахилии самым засушливым, в связи с чем они и получили такие наименования. В месяц Джумад аль-Ахир перешёл в мир иной ближайший сподвижник Мухаммада (с.г.в.) и первый праведный халиф - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.).

7. Раджаб

Вторая половина лунного года начинается с месяца Раджаб. Как и Мухаррам, он входит в перечень запретных месяцев в исламе, во время которых строго запрещается ведение войн. Так, существует коранический аят:

«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц - великое преступление» (2:217)

В хадисах можно встретить слова Посланника Всевышнего о желательности держать уразу в запретные месяцы, к каковым относится и Раджаб. «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд). Однако многие богословы назвали этот хадис слабым.

На месяц Раджаб пришлись значимые в истории ислама события. К примеру, в 1-ю его пятницу наступает - дата заключения брака родителями Заключительного Божьего Посланника. Некоторые богословы возводят её до уровня праздника, другие же отмечают, что эта ночь является лишь памятной датой, а значит, праздновать данную дату не стоит.

27 числа месяца Раджаб состоялось знаменитое ночное путешествие Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Исра, а также его вознесение на небеса - . Данное событие является одним из величайших чудес в истории ислама и упоминается в Коране:

«Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1)

8. Шаабан

Восьмой по счёту мусульманский месяц, идёт непосредственно перед священным Рамазаном. Во время Шаабана верующие готовятся к соблюдению предстоящего обязательного поста. Подготовка включает, в том числе, соблюдение поста в отдельные дни. Так делал и Посланник Всевышнего (с.г.в.).

Передаётся со слов Аиши бинт Абу Бакр (р.а.): «Я не видела, чтобы Пророк Мухаммад соблюдал пост на протяжении всего месяца, кроме месяца Рамазан, и я не видела, чтобы в каком-либо месяце он постился больше, чем в Шаабане» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, правоверным в этот месяц не меньшее внимание следует уделить и поклонению. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Наш Господь спускается в середину ночи месяца Шаабан и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и приверженца нововведений!» (Ибн Маджа).

9. Рамазан

Наиболее значим для мусульман во всём мире Священный месяц Рамазан (Рамадан). Важность его обусловлена тем, что именно в эти 30 дней исламского календаря человечеству была ниспослана последняя Книга Аллаха.

Исключительность Рамазана описывается в хадисах: «Когда наступает Рамазан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи» (аль-Бухари и Муслим).

Важнейший элемент данного месяца - обязательный пост, служащий одним из столпов ислама. Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которые в День воскрешения будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них» (аль-Бухари и Муслим).

Кроме того, именно на 9-й месяц исламского календаря приходится лучшая ночь в году - (Ночь предопределения). На её величие указывает уже тот факт, что ей посвящена целая кораническая сура:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или могущества, величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Сура 97)

Эти аяты прямо указывают, что Ляйлят уль-Кадр превосходит по степени своего блага 1000 месяцев, а это соответствует более чем 83 годам - практически целой человеческой жизни. И всякое положительное деяние, которое свершается в эту ночь, обернётся для раба Аллаха куда большим благом, нежели добрые поступки, совершаемые им на протяжении всей своей земной жизни.

В Рамазан верующим надлежит усердствовать в чтении аятов и сур Священной Книги, читать (предпочтительно - с джамаатом) намазы таравих, совершать иные благие дела, поскольку за них можно рассчитывать на увеличенную во много раз награду от Создателя. (В 2019 году месяц Рамазан начинается 6 мая и первый день поста приходится на эту дату).

10. Шавваль

Следующий за Рамазаном месяц Шавваль тоже считается особым в жизни уммы. В первую очередь это обусловлено тем, что 1-го числа данного месяца отмечается один из самых важных исламских праздников - День разговения (Ид аль-Фитр, Ураза-Байрам, который в 2019 году выпадает на 4 июня и празднуется ещё два последующих дня).

Во-вторых, в Шавваль мусульманам рекомендуется соблюдать 6 дней уразы. Совместно с постом в месяц Рамазан они дают награду, равноценную савабу, получаемому за год поста. Основание так утверждать содержится в хадисе: «Если кто-то соблюдал уразу в Рамазан и прибавил к ней шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (Муслим).

11. Зуль-Каида

Одиннадцатым месяцем исламского календаря является Зуль-Каида, третий запретный месяц после Мухаррама и Раджаба. В ходе него запрещается вести военные действия и вступать в конфликты.

12. Зуль-Хиджа

Заключительный месяц года в исламском летоисчислении играет огромнейшую роль в жизни уммы, поскольку на него приходится выполнение важных религиозных обрядов.

Во-первых, Зуль-Хиджа является месяцем совершения одного из столпов ислама - паломничества ().

Во-вторых, отдельно выделяются первые 9 дней этого месяца: «В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит совершение их именно в эти дни», - говорится в хадисе, приведённом аль-Бухари. Данный временной отрезок правоверным советуется провести в посту, проявить усердие в поклонении, помогать нуждающимся, претворять в жизнь иные угодные Аллаху деяния.

Особое место в начальной декаде месяца Зуль-Хиджа занимает День Арафа (в 2019 году приходится на 10 августа) . Тому, кто в этот день будет держать уразу, по милости Господа будут прощены все грехи, которые он совершил за 2 года. Подтверждение этому можно найти в хадисе: «Пост в день Арафа служит искуплением грехов прошедшего и грядущего годов» (Муслим).

Ну и самая важная дата в конце мусульманского лунного года приходится на 10-е число месяца Зуль-Хиджа, когда отмечается второй из величайших праздников в исламе - День жертвоприношения (Ид аль-Адха, Курбан-Байрам, который в 2019 году празднуется с 11 по 14 августа).

Пост – это один самых лучших видов поклонения, которые установлены Всевышним Аллахом, велик Он и славен. Есть много желательных дней для соблюдения поста, среди которых и первые девять дней месяца зуль-хиджа. Каждый год мусульмане соблюдают пост в течение этих дней, раздают милостыню и совершают всевозможные праведные деяния.

Однако, читая некоторые сайты в просторах интернета, или общаясь с братьями, мы можем столкнуться и с мнением, что пост в эти дни является нововведением. В целях устранения сомнений и установления доказательств о желательности поста в эти дни, мы постарались собрать доводы в пользу его желательности.

Ученые четырех мазхабов и других, не сохранившихся, шариатских правовых школ единогласны, что пост в первые девять дней месяца зуль-хиджа является желательным.

Сказано в книге «Аль-фатава аль-хиндийя»: «Желательно соблюдение поста в первые десять дней месяцы зуль-хиджа».

В книге «Аль-мукни’» сказано: «Желателен пост в первые десять дней зуль-хиджа».

В книге «Равдату т-талибин» сказано: «Желательным является соблюдение поста в первые десять дней месяца зуль-хиджа».

Ибн Хазм , да помилует его Аллах, сказал: «Мы считаем желательным пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа до наступления дня жертвоприношения».

Имам Ан-Навави , да помилует его Аллах, сказал: «Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это очень желательно, особенно, в девятый день, который является днем ‘Арафа».

Также постоянным комитетом по фетвам и научным исследованиям в Саудовской Аравии была издана фетва: «Лучшим днями для желательного поста являются: понедельник, четверг, белые дни (13,14,15 дни каждого месяца) и десять дней месяца зуль-хиджа».

Высказываний ученых о желательности поста в эти дни огромное количество, мы привели только некоторые из них.
Также вашему вниманию предлагается фетва с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида о посте в первые дни этого месяца.

Вопрос :

Я прочитал на вашем сайте о достоинствах поста в день ‘Арафа. Но также я прочитал о том, что желательно поститься и в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Правильно ли я вас понял? Если правильно, то разъясните мне, сколько именно дней желательно держать пост: девять или десять? Потому что десятый день месяца зуль-хиджа является днем праздника ‘ид аль-адха (курбан байрам).

Ответ :

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Пост в первые девять дней месяца зуль-хиджа является желательным. На это указывает хадис, который передается от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет таких дней, в которые бы праведные деяния были любимы для Аллаха, как эти десять дней, то есть десять дней месяца зуль-хиджа». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, даже джихад на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже джихад на пути Аллаха, кроме человека, который вышел со своей душой и имуществом и не вернулся ни с чем из них» (Хадис передал Аль-Бухари, 696).

Передается от Хунайды ибн Халида, от его жены, что он она передала от некоторых жен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что они сказали: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился девять дней месяца зуль-хиджа, в день ‘Ашура и три дня из каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга» (Хадис передали имам Ахмад 21829, Абу Дауд 2437, шейх Аль-альбани посчитал хадис достоверным).

Что касается поста в праздничный день, то он запрещен. На это указывает хадис, который передается от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, «запрещал поститься в день разговения (ид аль-фитр) и в день жертвоприношения (ид аль-адха)» (Хадис передали Аль-Бухари 1992, Муслим 827). Учение Ислама единогласны в том, что пост в эти два дня запретен.

Праведные деяния, совершенные в эти дни, лучше, чем совершенные в другие дни. Что же касается поста, то пост касается именно девяти дней, а десятый день является праздничным и пост в нем запретен. Таким образом, достоинства поста десяти дней месяца зуль-хиджа касаются лишь девяти дней.

См. шарх имама Ан-Навави, да помилует его Аллах, на «Сахих» имама Муслима.


Зуль-хиджа, или Зу аль-хиджа - 12-й месяц исламского календаря. Этот месяц является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – Ид уль-Адха (Курбан Байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также присутствует один из священных дней – день Арафат (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности Арафат. В день Арафат желательно тысячу раз читать суру «Ихляс», начиная каждую из них с «Бисмиллях...». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Ихляс», будут прощены все грехи.

В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафат (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

В хадисе от Айши говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку, и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников», – ответил юноша. И тогда Пророк сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу как милостыню ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафат – такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафат равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафат, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб, а тот, кто постился в день Арафат, – как Пророк Иса.

Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню. Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.

Слова Всевышнего Аллаха в суре «Заря»: «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами...» – подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определённые дни». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца зуль-хиджа.

От Ибн Аббаса передано, что Пророк сказал: «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа)». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Даже больше джихада (войны на пути Аллаха)?» Он ответил: «Да, даже больше джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и не вернулся».

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode): Начало месяца Зуль-хиджа
Прямая ссылка на эту публикацию: https://www..html