Неблагоприятные признаки становления личности школьника в психологии. Личностные особенности, осложняющие социальную адаптацию школьников. Условия неблагоприятного формирования личности

Неблагоприятные условия формирования личности правонарушителей являются главными объективными и определяющими причинами конкретного преступления. Мотивация преступного поведения, конкретная жизненная ситуация, а также условия, способствующие достижению преступного результата, непосредственно связаны с преступлением. Однако их анализ не всегда позволяет раскрыть всю совокупность причин преступления, значительная часть которых, как правило, бывает удалена от него во времени и пространстве. "Процесс воспитания положительной личности долог: столь же сложен и процесс деградации человека, искривления его жизненного пути в нежелательном направлении", – писал В. Н. Кудрявцев . Он может начинаться в раннем детстве и характеризоваться большой динамичностью, многогранностью и противоречивостью. Большинство преступных деяний определяются всей жизнью субъекта.

В сознании людей на всем протяжении их жизненного пути отражаются как общие явления –доминирующие общественные отношения и закономерности их позитивного и негативного (криминогенного) развития, особенные – сложившиеся формы быта, групповые связи и отношения, которые бывают далеки от позитивного воздействия, так и единичные – семейно-бытовые и приятельские влияния, неблагоприятная психология малых неформальных групп (друзей, товарищей, сообщников, подельников, участников организованных преступных группировок). Чем меньше социальная ячейка, тем интенсивнее влияния групповых отклонений от социально терпимого поведения. Поэтому основные внешние причины конкретного преступного поведения следует искать как раз в тех социальных процессах и отношениях, в которые был эмоционально включен субъект преступления. Семья и отношения с членами семьи, детское дошкольное учреждение или уличная компания и отношения со сверстниками, школа и отношения со школьными формальными и неформальными группами, производство и отношения на производстве, ближайшее бытовое окружение и отношения с ним, различные жизненные задачи и трудности с малых лет вовлекают человека в систему разнообразных и многогранных отношений, которые непосредственно и формируют его как личность, его потребности, интересы, мотивационную сферу, направленность и ориентации.

Содержание различных отношений может быть довольно противоречивым и даже враждебным, а следовательно, и характер воздействий наличность будет далеко не однородным. Те из отношений, которые субъект выберет для себя более приемлемыми, и будут в определенной мере доминировать у него до возможного критического пересмотра, что происходит не так часто. Криминогенные воздействия – это, как правило, "вкрапления" в общем потоке социальной информации. Криминальность в молодежной среде нередко героизируется, однако отбор разных влияний осуществляет сам человек на основе ранее выработанных установок и увлечений.

Одновременно человек включен и в огромную массу позитивных, нейтральных и антикриминогенных отношений. Нередко преступник становится свидетелем убийства своих сообщников, привлечения их к уголовной ответственности, страдания их родителей и близких. Все это может оказать на него влияние и если не исправить, то хотя бы предупредить о возможной опасности или ответственности. Поэтому надо учитывать возможности самого субъекта в отборе влияний на него и в осознании им ответственности за свое стихийное формирование по принципу "куда кривая вывезет". Следует понимать, что всякий психически нормальный человек способен к самоопределению в обществе, к самовоспитанию, к разумному отбору нужных ему влияний, при одном условии – если он этого захочет. Поэтому закономерности причинных связей между неблагоприятными условиями формирования личности и преступным поведением носят вероятностный статистический характер.

Многочисленные результаты криминологических исследований позволяют выделить из всей совокупности неблагоприятных явлений и процессов, сосредоточенных вокруг той или иной личности, следующие наиболее криминогенные обстоятельства:

а) плохие материально-бытовые условия жизни; б) неблагоприятные семейные отношения с родителями и другими домочадцами; в) плохое воспитание и обучение в школе (или вообще детство проходит вне школы); г) безработица родителей и самих подростков; д) криминогенность ближайшего окружения, сверстников; е) криминогенность телевидения и других средств массовой информации; ж) бомжевание и выживание с помощью совершения преступлений; з) детская беспризорность и безнадзорность; и) распущенность детей и подростков и др.

Перечисленные причины и условия анализировались в структуре общих причин преступности, личности преступника, а также при рассмотрении процесса формирования криминогенных особенностей мотивационной сферы правонарушителей, поэтому рассматривать их подробно в данном параграфе нет необходимости. Более того, как приведенные здесь, так и иные обстоятельства, способствующие совершению преступлений, будут рассматриваться при криминологическом анализе различных видов и групп деяний, при совершении которых криминогенная роль различных детерминантов может быть далеко не одинаковой.

Для примера можно остановиться на криминогенности материально-бытовых условий. Их криминогенная роль значительна, именно они в первую очередь определяют преступность в стране. Назовем лишь некоторые криминогенные обстоятельства, связанные с материально-бытовыми условиями жизни и деятельности людей.

1. Как известно, 80–90% учтенной преступности в мире и в нашей стране мотивировано корыстными побуждениями ("корыстной заинтересованностью", "извлечением доходов", "извлечением имущественной выгоды", "по найму" и т.д.). Корысть, в самом широком понимании этого слова, является доминирующим, глубинным мотивом не только преступлений против собственности и экономики, но и многих других деяний). В УК РФ практически нет ни одной главы, в которой не было бы деяний, совершаемых по мотиву корысти.

Аспирантка И. В. Власова, работая над диссертацией "Мотивация преступного поведения и субъективное вменение", использовала систему учета данных статистических карточек о личности субъекта преступления и его мотивации из девяти регионов страны (Краснодарский край, Ленинградская область, Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, Татарстан, Тува, Чувашия) . Я приведу лишь обобщенные данные из этих регионов за 1995–1998 гг. Было изучено 928 194 правонарушителя. По корыстным мотивам было совершено 56,1% преступлений, хулиганские побуждения составили 13,6%, личная заинтересованность – 8,0%, иные бытовые мотивы – 7,5%, ради получения наркотических средств – 5%, ссоры – 3,7%, завладение транспортным средством –1,0%, сексуальные побуждения – 0,9%, получение сильнодействующих средств – 0,1%, получение спиртных напитков – 0,5%, ревность – 0,3%, сокрытие доходов – 0,1%, другие мотивы – 0,5%. * 2 3

  • 2. В процессе реформирования страны деньги стали основным эквивалентом успехов человека. СМИ переполнены именно такими материалами. Умение добывать деньги "любой ценой" (причем как можно быстрее) становится главной оценкой успешности практически любой формы человеческой деятельности. Это затронуло искусство, литературу, науку, т.е. те сферы деятельности, где всегда господствовали качественные оценки.
  • 3. Массовое "окорыствование" общественных отношений происходит на фоне колоссального расслоения общества по уровню материального достатка. В нашей стране пропасть между бедностью, когда люди не могут свести концы с концами, и беспредельным богатством узкой группы людей, завладевших им, как правило, неправомерным способом, огромна. Приводятся различные цифры, но официальных и точных данных нет. И уж тем более в стране нет системного мониторига этого явления. Столь большой разрыв обусловлен фактическим разграблением общенародной собственности при пособничестве самого государства.
  • 4. Голод, бедность, безработица, жилищная неустроенность и очевидная для всех социальная несправедливость являются главными детерминантами криминальной корыстной мотивации для значительного числа людей. Из года в год среди лиц, совершивших преступления, около 60–70% субъектов преступлений (только зарегистрированных, выявленных и доказанных) составляют граждане, не имеющие постоянного источника дохода, в том числе каждый десятый из них – безработный. А их сегодня реально десятки миллионов. Миллионы людей не имеют нормальных жилищных условий.
  • 5. Крайне низкий уровень зарплат и пенсий в стране, даже по последним данным – после неоднократного повышения пенсий и заработанной платы. Кроме того, значительная часть этих прибавок "съедается" инфляцией.
  • 6. Причинная база дополняется слабым социально-правовым контролем в борьбе с преступностью вообще и экономическими преступлениями в частности. Более того, социально-правовой контроль действует, как правило, в отношении социально незащищенных слоев населения, а в отношении состоятельных и высокопоставленных преступников существенно снижен. Нарушение равенства перед законом и судом лишь усугубляет ситуацию в обществе.
  • 7. В отличие от советских времен полки магазинов сейчас ломятся от товаров, которые, однако, не по карману большинству населения страны. Это лишь усиливает соблазн приобрести необходимые продукты, товары и услуги, чего правомерным путем многие сделать не в состоянии. Известно, что людям свойственно сравнивать себя и свои возможности с возможностями окружающих. Это лишь актуализирует чувство социальной несправедливости со всеми вытекающими отсюда криминогенными последствиями.

Итак, неблагоприятные условия формирования личности правонарушителей являются главными объективными и определяющими причинами совершения преступлений. Мотивация преступного поведения, конкретная жизненная ситуация, а также условия, способствующие достижению преступного результата, непосредственно связаны с преступлением. Однако их анализ не всегда позволяет раскрыть всю совокупность причин преступления, значительная часть которых, как правило, бывает удалена от него во времени и пространстве. Процесс воспитания положительной личности долог; столь же сложен и процесс деградации человека.

  • Кудрявцев В. Н. Причины конкретного преступления // Советская юстиция. 1970. № 22. С. 7.
  • В главе "Методы криминологических исследований" раскрывался учет преступлений и учет лиц, совершивших преступления, на основе статистических карточек, данные из которых переводятся в электронный вид и в течение трех лет хранятся в информационных центрах регионов. В центр данные о мотивах могут быть представлены лишь по запросу МВД РФ. Этот метод запроса из девяти регионов и был использован при подготовке диссертации И. В. Власовой. Перечень мотивов в статкарточках намного шире, но по ним не было данных, и они мной не приводятся. См.: Лунеев В. В. Юридическая статистика. М., 2007. С. 74–87 .

В плане процесса формирования личности посредством освоения ею социальных ролей, наиболее важны две стадии - первичная (социализация ребенка и подростка) и промежуточная (социализация в юношеском возрасте 18-25 лет). Наиболее опасны дефекты социализации в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Важнейшими агентами социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

Существует общая схема процесса деморализации с последующей криминализацией (дефекты социализации) детей, подростков:

а) конфликты с родителями, побеги из дома (дефекты семейной социализации);

б) трудности, неудачи в школе, прогулы (дефекты социализации в школе);

в) контакты, сближение с деморализованными сверстниками (дефекты социализации в группах сверстников);

г) совершение преступления для удовлетворения элементарных потребностей либо «по наущению».

Дефекты, нарушения в усвоении нравственно-правовых норм, - «по вине» семьи в следующие случаях: 1) родители словесно и на деле (своими поступками) утверждают аморальные или даже антисоциальные образцы поведения. В этом случае может произойти прямое усвоение ребенком (подростком) норм асоциального поведения; 2) родители словесно придерживаются общепринятых нравственных норм поведения, но совершают действия, поступки, им противоречащие. В этом случае у детей воспитываются лицемерие, ханжество, в целом аморальные установки; 3) родители вербально (словесно) и на деле придерживаются общепринятых норм, но при этом не удовлетворяют эмоциональных потребностей ребенка (подростка). Отсутствие же прочных эмоциональных, дружеских контактов ро­дителей с подростками значительно затрудняет нормальный процесс социализации; 4) родители применяют неправильные методы воспитания (методы, основанные на принуждении, насилии, уни­жении личности ребенка (подростка).

Неблагополучные семьи : 1) криминогенная семья (члены которой совершают преступления - Каждый четвертый из осужденных несовершеннолетних проживал с судимыми братьями и сестрами.); 2) аморальная семья, характеризующаяся алкогольной и сексуальной деморализацией (развратное поведе­ние родителей); 3) проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой – соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми; 4) неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре - связан с явлением эмоционального дискомфорта; 5) псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием од­ного из родителей.

Школа. именно из среды неуспева­ющих детей, подростков часто выходят лица, совершающие внача­ле правонарушения, а затем и преступления. Основной контингент несовершеннолетних правонарушителей составляют так называемые «трудные дети», подростки. Большин­ство таких ребят - из неблагополучных семей, главным образом криминогенных, аморальных. Но встречаются среди «трудных» школьники и из образованных, обеспеченных, благополучных семей. В результате неуспеваемости и постоянной недисциплиниро­ванности у «трудных» складываются конфликтные отношения с классом, учителями, родителями, что приводит к их изоляции в школе, разрыву дружеских, товарищеских отношений с одноклас­сниками.

Группы сверстников . В процессе социализации личности под­ростка большое влияние оказывают неформальные стихийные груп­пы сверстников, которые возникают на основе совместной досуговой деятельности. Досуговая деятельность правонарушителей имеет свою специ­фику: она преобладает над всеми другими (учеба, занятия спортом, различные виды социально-полезной внешкольной деятельности). Для правонарушителей характерны связи с лицами, имеющи­ми аналогичные взгляды, ориентации и привычки поведения. Часто такие межличностные связи принимают антисоциальную направленность, становясь, таким образом, криминогенными. Членами такой группы являются «трудные» подростки, кото­рым свойственны негативное отношение к учебе, недисциплиниро­ванность, эпизодическое девиантное поведение (курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, мелкие кра­жи, бродяжничество).

Прест-е - всегда проявл-е в поведении тех или иных особенностей личностной позиции, ее свойств, связанных с дисгармоничностью, деформацией или деградацией потребителей, интересов.

Криминогенные особенности личности не появляются в готовом виде, а представляют собой результат достаточно длительного процесса ее искаженного развития в неблагоприятной среде. В механизме совершения конкретного прест.ия большую роль играет микросреда общения - непосредственное и ближайшее окружение, в котором и под сильным воздействием которого протекает деформирование жизнедеятельности человека, его личностных качеств. Взаимодействие личности и среды носит динамический хар-р. Личность избирательно относится к сигналам среды, ее нормам и требованиям, отбирая их и меняя саму среду в соответствии с деформированными потребностями, интересами, мотивацией.

Человек - это био и социальное существо. Формирование личности начинается с его рождения в семье.

Источник о3цательного воздействия на личность (условия):

1) К источникам о3цательного воздействия на личность при ее формировании в семье относится:

a) Дурной пример родителей (совершение аморальных поступков, прест.ий…)

b) Проявл-е жестокости в отношении детей (это вызывает озлобление и дети убегают из дома)

c) Пьянство в семье (т.к. все деньги пропиваются, дети приобщаются к пьянству)

d) Негативная позиция в воспитании детей (родители удовлетворяют и разумные и неразумные потребности своих детей в результате чего дети вырастают эгоистами)

2) Школа как источник негативного воздействия:

a) Проявл-е несправедливости педагогов к учащимся (различное отношение к учащимся, обман, нечестность)

b) Пьянство среди педагогов

3) Трудовой коллектив:

a) Поощрение начальством угодничества и подхалимства

b) Очковтирательство, обман, приписки…

c) Пьянство на рабочих местах

d) Хищения материальных ценностей на работе

4) Бытовое окружение - это общение человека с соседями, друзьями, в общ.енном транспорте и общ. местах

5) СМИ, литература, кино, телевизор…

7. Конкретная жизненная ситуация и ее К!ческое значение

Конкретная жизненная ситуация - это такие конкретные явления, которые наряду с антиобщ.енным сознанием способствуют принятию решения совершить прест-е, совершению прест.ия. Однако утверждать, что жизненная ситуация сама по себе причина прест.ия - неверно, т.к. у человека всегда есть выбор. Хотя в ряде случаев конкретная жизненная ситуация является обстоятельством, смягчающим ответ-ость: превышение пределов необходимой обороны, убийство в состоянии сильного душевного волнения и т.д.

Жизненная ситуация может возникнуть в результате действий самого преступника, ее может создать и сам потерпевший либо какое-либо третье лицо, а также силы природы. Она может длится секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы (пьянство в семье).



Некоторые К! считают преувел-ным значение жизненной ситуации. Фаттах опубликовал статью "жертва-соучастник прест.ия", где пишет, что некоторые люди "притягивают" преступников, становятся соблазнителями порой не зная и не желая этого. Так, манера поведения женщины, ее одежда может создать впечатление, что по отношению к ней допустимы любые смелые действия. Некоторые К! считают, что некоторые люди являются латентными жертвами прест.ий, т.е. являются жертвами прест.ий от природы.

Классификации. По содержанию:

1) Проблемные (человек сталкивается с проблемами и препятствиями по пути к достижению конкретной цели);

2) Конфликтные (хар-ризуются острыми противоречиями и открытым столкновением виновных и других лиц).

По хар-ру взаимодействия на виновного:

1) Экстремальные ситуации;

2) Провоцирующие ситуации;

3) Разрешающие ситуации.

По масштабам действия:

На обширной территории;

На ограниченном пространстве.

По объёму воздействия:

Локальные (затрагивающие близких лиц, несколько человек);

Глобальные.

По источнику:

1) криминогенная (созданная людьми) ситуация;

2) ситуация, вызванная внешним, природным воздействием.

Виктимогенные ситуации – ситуации, созданные потерпевшими от прест.ия. Две точки зрения:

1) ситуация может иметь решающее значение, влиять на наступление преступного результата и без существенной деформации личности;



ситуация выступает в качестве условия, которое может способствовать совершения прест.ия и только при наличии личностных деформаций.

В некоторых странах в целях предупреждения прест.ий предусмотрено воздействие на лиц, которые провоцируют преступника (оставление сумочки в машине).

41. Общее понятие и классификация причин и условий преступности

Преступность - это исторически изменчивое социальное и угол-о-правовое явл-е, представляющее собой систему прест.ий, совершенных в соответствующем гос-ве (регионе) за тот или иной период времени.

Причины преступности - это социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают и воспроизводят преступность и прест.ия как свое закономерное следствие.

Условия преступности - это комплекс явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат определенными обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию.

Условия преступности подразделяются на 3 основные группы.

Сопутствующие - образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;

Необходимые - без таких условий событие могло бы не наступить; «/ достаточные - совокупность всех необходимых условий.

Многообразие проявлений преступности, ее связь со многими сторонами общ.енной жизни обусловливает необходимость классификации ее причин. Правильный выбор классификационных признаков имеет важное научное и практическое значение.

Основания классификации причин и условий преступности: механизм действия, уровень функционирования, содержание, природа возникновения, близость к событию, источники и т. д.

По механизму действия негативные социальные процессы, детерминирующие преступность, подразделяются на причины, условия и криминогенные факторы.

По уровню функционирования криминогенные детерминанты классифицируются на причины и условий преступности в целом (общие причины); видов (категорий, групп) прест.ий; отдельных прест.ий.

Эти 3 основных уровня причин преступности взаимообусловлены. Процесс взаимосвязи идет как от первого (более общего) уровня к последнему (конкретному), так и наоборот, то есть от причин и условий конкретного прест.ия к своеобразию и особенностям видов и групп прест.ий, к обобщающим хар-ристикам причинного комплекса преступности в целом.

В качестве ближайших причин преступности и прест.ий выступают явления социально-психологического хар-ра, а именно - криминогенно деформированная общ.енная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам м/ународного, конституционного и угол-ого права.

По природе возникновения детерминанты преступности принято подразделять на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

Первые две категории на данном историческом этапе не зависят от воли людей и поэтому не могут быть сразу же устранены. Их можно только нейтрализовать, блокировать, сократить, препятствовать их развитию и криминогенному воздействию. Объективны по своей природе, напр., отставание сознания от бытия, индивидуального сознания от общ.енного и т. п.

Большинство же детерминант носит объективно-субъективный хар-р с преобладанием либо объективного, либо субъективного. ^

По близости к событию прест.ия или к их определенной совокупности причины и условия подразделяются на ближайшие и отдаленные, непосредственные и опосредованные.

17. Причины и условия преступности в России на современном этапе

1.Экономические отношения и преступность. Общая причина преступности – объективные социальные противоречия. Наши К! изначально указывали на первичность экономических отношений, определяющих все другие виды отношений в общ.е, положительные и о3цательные. Любые экономические отношения всегда будут порождать преступность с неизбежностью. Рыночные отношения изначально «беременны» преступностью. С точки зрения производства товаров и услуг, рыночная экономика доказала свою жизнеспособность, но многие негативные её последствия (высокая преступность) есть реальность.

Безработица – резерв преступности. Нехватка продовольствия и товаров – не только причина ухудшения материального уровня жизни людей, но и наиболее близкая к конкретным людям причина преступности, понимаемая, сознаваемая ими, а также создающая атмосферу морального оправдания тех, кто их совершает. При определённых условиях экономическая преступность может перерасти и перерастает в корыстно-насильственную и насильственную преступность. За этим возникает преступность должностных лиц. Наиболее крупные прест.ия совершают благополучные слои населения. Экономические отношения определяют преступность, но не предопределяют её в конкретных случаях.

2.Социальные отношения и преступность. Социальные отношения, в которых личность чувствует себя неравной, ущемлённой, всегда чреваты протестующим поведением, а в крайнем своём выражении – преступным. Социальные отношения существуют на макро- и микроуровне. Макроуровень представляет собой и отношения человека с общ.ом и гос-вом в целом, и его производственные отношения, и его положения как личности в том, что понимается под правами человек. Общ.о попранных человеческих прав неизбежно расплачивается высокой преступностью, так как им правят преступными методами. Наиболее уязвимые проблемы – национальные отношения и проблемы равенства. Национализм м/б причиной более тяжких прест.ий против человечества. Социальная несправедливость является источником конфликтов и преступности. Противоречия м/у групповыми интересами вну3 общ.а – тоже реальность, которую игнорировать нельзя. Такой вид преступности как насильственная есть в значительной части следствие межличностных отношений.

3.Политические интересы и преступность. Политические интересы почти всегда связаны с борьбой за власть, в процессе которой в выборе средств противники не церемонятся. Прест.ия подобного рода в статистику преступности как правило не попадали, однако, влияние прест.ий политиков на общую преступность очевидно.

4.Нравственное состояние общ.а и преступность. Ни экономическая жизнь общ.а, ни его правовые установления, ни многообразие социальной сферы, ни политика не могут быть свободны от нравственности.

Забвение нравственных критериев в каждой из сфер функционирования общ.а и каждого из его членов чревато преступностью. Забвение принципов во сферах создаёт абсолютно невыносимую атмосферу в общ.е и наиболее благоприятную почву для преступности корыстной, насильственной, вплоть до противогос-венной преступности.

5.Условия, способствующие совершению прест.ий. К условиям, способствующим совершению прест.ий можно отнести недостатки и в конкретной отдельной сфере. Здесь можно указать на недостатки в деятельности различных гос-венных органов (МВД, прокуратура и т.д.) Это могут быть недостатки органов власти, ответ-ых за состояние правопорядка на своей территории, но ничего не делает в этом плане. Можно говорить о недостатках контролирующих органов: финансовые, налоговые и т.д. Ликвидация условий, способствующих совершению прест.ий, как правило, не требует больших материальных затрат.

По мнению Б.Г. Ананьева, классификация возрастов по психофизиологическим характеристикам развития включает следующую цепь фазных преобразований жизненного цикла человека: младенчество (от рож- дения до 18 месяцев), раннее детство (от 19 месяцев до 5 лет), детство (от 5 до 12 лет), отрочество (12-15 лет), юность (16-19 лет), молодость (20-30 лет), средний возраст (30-40 лет), пожилой, старческий, преклонный.

Для каждого возраста присущи особенности, кото- рые проявляются в поведении.

Личность определяется тем, что и как она знает (гносеологический потенциал), что и как она ценит (аксиологический потенциал), что и как она созидает (творческий потенциал), с кем и как она общается (коммуникативный потенциал), каковы ее художест- венные потребности и как она их удовлетворяет (художественный потенциал). Таким образом, выде-ляются пять основных видов деятельности:

преобразовательная, познавательная, ценностно- ориентационная, коммуникативная и художественная.

Для каждого периода развития личности характер- ны определенные соотношения различных видов деятельности и их специфическое содержание.

Человеческая жизнь начинается, как установили психологи, с формирования коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами.

Новый этап развития ребенка начинается в 3-х летнем возрасте, который характеризуется перехо- дом к творческой деятельности (рисунки на стенке, «резьба по мебели»). Наиболее отчетливо это выра- жается в ролевой игре. В этот период развития начи- нается эмансипация ребенка от взрослых, что при-водит к определенной самостоятельности и появле- нию потребности общения не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

Как показывают криминологические исследования, многие родители несовершеннолетних правонаруши- телей не знали или не задумывались о правильном правовом воспитании детей, вследствие чего в одних семьях детей окружали чрезмерной заботой и любовью, не контролировали их поведение, не интересовались их друзьями, внешними влияниями и т.д. Между тем, как показывает практика, и излишняя забота порож-дает эгоизм, иждивенчество, неуважение к другим, отвращение к физическому труду.

Не случайно, по данным Бабаева М.М. и Миньковского Г.М., «потребительское воспитание» имело место в 3/4 семей, в которых воспитывались несовершеннолетние, совершившие преступление. Установлено, что из семей, в которых бытует атмосфера взаимной грубости, преступник выходил в 10 раз чаще, чем из семей с нормальными взаимоотношениями.

Нравственное формирование личности нельзя рассматривать в отрыве от социальной микросреды, так как различные типы или виды этой среды постоянно воздействуют на становление индивида. Как правило, руководствуясь содержанием деятельности человека, в социологии выделяются следующие типы микросреды: семейно-бытовая, учебно-воспитательная, производственно-трудовая, общественно-политическая, культурно-просветительная, воинская, спортивная, религиозная. Для криминологического изучения из выделенных типов наибольший интерес представляют семейно-бытовая, учебно-воспитательная и производственно-трудовая. А поскольку криминология непосредственно связана с борьбой с преступностью, в том числе с рецидивом преступления, к этим типам нужно добавить еще один своеобразный вид социальной микросреды – воспитательно-принудительный.

В семье, как виде социальной микросреды, человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным влияниям и делает первые шаги как личность.

Существуют объективные и субъективные обстоятельства, способствующие неблагоприятному нравственному формированию личности в семье. Хотя такие обстоятельства первой группы, как неполнота семьи, болезнь родителей, материальные затруднения имеют определенное криминогенное значение, решающую роль все-таки играют нравственно-педагогическая позиция семьи, сложившийся в ней уровень воспитывающих отношений. Причем, нравственно-педагогическая ущербность семьи как одной из основных ячеек воспитания, может проявляться по-разному. Самым опасным ее симптомом является прямое вовлечение одних членов семьи, особенно несовершеннолетних, другими в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию и иные антиобщественные занятия. Хотя такие случаи встречаются не часто, но они наиболее опасны.

К нравственно-педагогической ущербности этого типа социальной микросреды относятся и случаи, когда члены семьи совершают преступления, иные противоправные деяния, аморальные поступки, не предпринимая попыток прямого вовлечения других ее членов в антиобщественную деятельность. Примерно в 30 % случаев лица, ставшие преступниками, воспитывались в семьях, где они сталкивались с постоянным отрицательным примером родителей – систематическими пьянками, проявлением жестокости, развратным поведением родителей или лиц, их заменяющих, и т.д. Почти в каждой пятой, а в отдельные годы – и в каждой шестой семье лиц, отбывающих наказание или ведущих антиобщественный образ жизни, были судимы родители или братья либо сестры. Между тем криминологической наукой доказано и подтверждено практикой, что чем в более раннем возрасте несовершеннолетний совершит первое преступление, тем больше вероятности, что он встанет на путь рецидива преступления.

Нравственно-педагогическая ущербность семьи может выражаться также в том, что в ней имеются антиобщественные взгляды, привычки, нравы и традиции, проявляющиеся не в виде конкретных антиобщественных и противоправных действий, а в форме соответствующих моральных оценок, высказываний, симпатий и антипатий (например, одобрение чужих безнравственных поступков, пренебрежительного отношения к интересам других, к труду, к исполнению общегражданских обязанностей).

Наконец, нравственно-педагогическая ущербность семьи может проявляться и в том, что в ней сложились нездоровая морально-психологическая атмосфера в целом, ненормальные взаимоотношения, постоянно имеют место конфликты, ссоры, скандалы, грубость, отсутствуют сплоченность, забота друг о друге и т.д. Выборочные криминологические исследования показывают, что в семьях, в которых бытует атмосфера взаимной грубости, преступники являются в десять раз чаще, чем в семьях с нормальными взаимоотношениями. Не менее опасны, хотя и не так заметны, косвенно отрицательные влияния семьи как следствие ее неправильной воспитательной позиции. Опасность «просто» неправильной воспитательной линии семьи состоит, с одной стороны, в том, что это в целом широко распространенное явление, нередко характерно и для так называемых благополучных семей, а, с другой стороны, такая линия может охватывать самые различные стороны процесса формирования личности, ее жизнедеятельности, имеет множество трудноуловимых проявлений, которые иногда житейски оправданы. Кроме того, неправильная линия семейного воспитания действует, по общему правилу, спонтанно, исподволь, ее зачастую трудно распознать и своевременно принять меры упреждающего характера.

Типичными проявлениями неправильной линии семейного воспитания являются: балование детей, потакание их капризам и прихотям, создание для них «тепличных условий», освобождение от каких-либо обязанностей, «оберегание» даже от посильного труда, неумеренное удовлетворение материальных потребностей, воспитание детей эгоистами, бездельниками, потворство таким отрицательным чертам формирующейся личности, как индивидуализм, безразличное отношение к интересам и целям других.

Развитие рыночных отношений в некоторых семьях поняли так, что нужно наживаться любым путем, в том числе используя детей. Поэтому многие дети с раннего возраста стали заниматься мелкой торговлей, не посещают школы, все свободное время проводят на рынке или за прилавком коммерческого торгового предприятия.

Частным случаем неправильной линии семейного воспитания может рассматриваться воспитательная бездеятельность семьи, игнорирование родителями конституционной обязанности заботиться о детях, их невнимание к несовершеннолетним, пренебрежительное отношение к их интересам. По сути дела, речь идет об отсутствии какой-либо воспитательной позиции семьи.

Как свидетельствуют выборочные исследования, безразличное отношение членов семьи к воспитанию и поведению опрошенных правонарушителей отмечается примерно у 12 % осужденных и 20 % лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Наиболее типичное проявление такой позиции – безнадзорность из-за отсутствия со стороны семьи контроля за поведением, знакомствами, времяпрепровождением детей. Она зафиксирована не менее чем в четырех пятых случаев совершения преступления несовершеннолетними.

Не вызывает сомнений, что важную роль в нравственном формировании личности играют общеобразовательная и профессиональная школы. В настоящее время, как известно, произошли коренные изменения в системе образования. Кроме школ, появились лицеи, гимназии, колледжи с различной специализацией. В некоторых из них работают вузовские преподаватели с учеными степенями и званиями. Появились и образовательные фирмы. Обучение стало частично оплачиваться родителями, что позволяет привлечь в средние и средние специальные учебные заведения квалифицированные кадры из числа профессорско-преподавательского состава.

Интересы дальнейшего построения гражданского общества требуют нового, более широкого подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Однако педагогическая позиция ряда школ еще остается подчас слабой. Это способствует неблагоприятному нравственному формированию личности. Сказываются и недостатки в трудовом воспитании, которое является важнейшим фактором формирования личности. Не случайно поэтому ЗРК «О труде в Республике Казахстан» предусматривает возможность приема на работу с письменного согласия одного из родителей или заменяющего его лица несовершеннолетних, достигших пятнадцати лет. А для подготовки молодежи к труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, колледжей для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и развитию, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время – по достижении ими четырнадцатилетнего возраста (также с письменного согласия одного из родителей или заменяющего его лица).

К недостаткам воспитательной работы школы можно отнести:

 применение неправильных методов и упрощенных форм воспитания, отрыв его от обучения;

 подмена воспитательного воздействия «голым» администратированием;

 отсутствие индивидуального подхода к учащимся, нежелание или игнорирование особенностей детской психики, подавление самостоятельности и инициативы учащихся;

 предвзятое отношение к детям, недооценка опоры на положительное в личности и поведении школьников, пресловутая «показуха», «замазывание» отрицательных фактов;

 снижение требовательности к учащимся, неадекватное реагирование на нарушения дисциплины, правил поведения; слабые связи с семьями и общественными организациями по месту жительства школьников и работы их родителей;

 нездоровая моральная атмосфера в отдельных педагогических коллективах, отступление некоторых воспитателей от норм профессиональной этики.

Слабо используются воспитательные возможности школы во внеучебной работе с учащимися. От многих внеучебных мероприятий нередко веет скукой, формализмом, казенщиной. Они порой откровенно примитивны в этическом и эстетическом отношениях. Не случайно многие школьники и учащиеся не любят школьные кружки и вечера, а некоторые отрицательно относятся к школьным концертам. Большинство же равнодушны к этим «мероприятиям». В результате учащиеся заполняют свой досуг отнюдь не лучшим образом. В лучшем случае они бесцельно проводят свободное время, которое как раз не нейтрально для нравственного формирования и развития подрастающего поколения. Еще более опасна связанная с этим ориентация подростков на неформальные группы с антиобщественной направленностью поведения, попадание под влияние рецидивистов.

Исключительного внимания заслуживают вопросы правовоспитательной работы с учащимися. Школа, лицеи и колледжи во взаимодействии с правоохранительными органами и другими субъектами профилактики преступлений призваны многое делать для формирования у своих питомцев развитого, цельного правосознания, которое должно адекватно отражать правовую действительность и обеспечивать законопослушное поведение учащихся. Более того – способствовать вовлечению их в борьбу с криминальными проявлениями.

Между тем многочисленными исследованиями выявляются существенные пробелы правосознания учащихся: незнание элементарных правовых понятий и норм, неумение правильно ориентироваться в простейших юридически значимых ситуациях, довольно туманные представления о деятельности правоохранительных органов. Правовоспитательную работу следует начинать с начальной школы, используя специфические формы и методы, ориентированные на учащихся младших классов. На занятиях и во внеучебное время школьникам разъясняют сейчас преимущественно основы государственного устройства и наиболее общие понятия уголовного права. Но крайне мало уделяется внимания воспитанию и обучению в области административного, гражданского, семейного права.

Нередко правовоспитательная работа сводится к разъяснению правовых принципов и требований, а такая ее сторона, как раскрытие актуальности юридической действительности, вопросов применения правовых норм в жизни, судебной практике, в деятельности государственных органов и общественных объединений по профилактике преступлений, явно недооценивается. Основными формами правовоспитательной работы являются, кроме классных занятий, лекции и беседы. Однако использование только этих сравнительно простых форм не всегда обеспечивает должную эмоциональную привлекательность и доходчивость правовой информации, не пробуждает у учащихся устойчивого интереса к ней. Отсутствует и четкая система правовой работы с родителями.

Другой тип микросреды, во взаимодействии с которой формируется личность, – производственно-трудовая сфера. Коллектив как одна из основных ячеек общества, играет решающую роль в нравственном формировании и развитии людей, так как выступает в качестве основной сферы приложения способностей, реализации потребностей и интересов личности и, следовательно, продолжает оказывать определяющее воздействие на поведение индивида. В деятельности коллективов еще встречаются разнообразные недостатки, неблагоприятно влияющие на нравственное формирование личности:

– неудовлетворительная организация производства, низкие экономические показатели, бесхозяйственность и безответственность руководителей;

– нарушение демократических принципов управления производством, отсутствие гласности;

– слабые учет и охрана материальных ценностей, порождающие хищения;

– недостаточное внимание администрации и профсоюзной организации к условиям производственной и непроизводственной деятельности работников, повышению их профессионального мастерства, обеспечению безопасности труда, внедрению его прогрессивных форм, к организации досуга и т.д.;

– упущения в индивидуальной воспитательно-профилактической работе;

– бюрократическое отношение к людям, безразличие к материально-бытовым нуждам и духовным запросам работников, грубость, зажим критики, насаждение подхалимства и угодничества;

– недостатки в подборе кадров, в частности назначение на руководящие должности лиц с антиобщественными установками и нечистоплотно-корыстной ориентацией;

– слабая сплоченность коллектива, наличие в нем склок, враждующих группировок, семейственности, клановости, протекционизма;

– распространенность в коллективе таких антиобщественных явлений, как злостные нарушения дисциплины, недобросовестное отношение к труду, пьянство, проявление нечестности при определении качества и количества выполненной работы и т.п.;

– слабая работа администрации, общественных объединений по борьбе с негативными явлениями, безнаказанность нарушителей дисциплины и других лиц, совершающих антиобщественные действия, попустительство им, низкая социальная активность граждан.

Другой тип микросреды, подлежащий криминолого-педагогическому анализу – это бытовое окружение вне семьи, которое ближе всего стоит к ней и в совокупности с нею может, как это нередко делается, рассматриваться как единая сфера семейно-бытовых отношений. Вместе с тем, между указанными элементами социальной микросреды существуют и заметные различия. Более того, их влияние на личность, ее нравственное формирование и развитие может иногда характеризоваться состоянием противовеса, являться разнонаправленным. Если быт в целом может быть представлен как сфера личной жизни людей, как часть непроизводственной сферы, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, то бытовое окружение представляет собой область личного непроизводственного потребления за «минусом» семьи. Такое бытовое окружение тесно соприкасается с досугом. Это позволяет рассматривать их вместе как единую сферу, на которую приходится значительная часть свободного времени и в которой видное место занимают так называемые неформальные малые группы.

Данный тип или вид микросреды выполняет важные социальные функции, причем и восстановительные, и созидательные. Нормальное, т.е. вполне здоровое бытовое окружение, продуманный досуг способствуют нравственному, физическому, эстетическому и иному развитию личности, обогащению ее духовной культуры, повышению уровня внутренней и внешней воспитанности.

Однако, ближайшее бытовое окружение, сфера досуга могут быть источниками и проводниками весьма многочисленных и довольно интенсивных отрицательных влияний на личность.

Заметим, что быт является наиболее консервативной сферой социальной жизни. В нем, а также в сфере досуга, как нигде более, сохраняется почва для явлений так называемой антикультуры, в частности для «питейных» традиций, с которыми связано значительное число преступлений. Одним из самых опасных в силу своей аморальности и удивительной способности к социальной мимикрии «продуктов», производимых нездоровым бытовым окружением, которое в данном случае действует, как правило, вместе с ущербной в нравственно-педагогическом отношении семьей, является мещанство. Оно характеризуется прежде всего гипертрофией потребления, исключительно потребительской психологией, сочетающейся с бездуховностью, общественной инфантильностью.

Не меньшей проблемой отрицательного влияния ближайшего бытового окружения на нравственное формирование личности является функционирование неформальных малых групп антиобщественной направленности. Особенно опасно такое влияние на несовершеннолетних.

В подавляющем большинстве антиобщественные группы характеризуются довольно пестрым составом. В них входят судимые и несудимые, опасные рецидивисты и начинающие правонарушители и т.д. Для них характерно отсутствие жесткой регламентации отношений, неспециализированность антиобщественного поведения (такие лица легко переходят от кражи к хулиганству, и наоборот). Существенным является тот факт, что общение лиц в составе указанных групп имеет свою социально-психологическую основу, осуществляется на базе общности взглядов, потребностей, интересов, жизненных целей, прошлого опыта и поведения. Объединяет участников антиобщественных группировок также стремление стать недосягаемыми для традиционных форм социального контроля со стороны семьи, школы, трудового коллектива, ближайшего бытового окружения (в той части, в какой оно ориентировано положительно), т.е. данный элемент социальной микросреды противопоставлен всем остальным. В этом его существенное своеобразие.

Из-за этих причин отрицательное влияние антиобщественных группировок на личность, как «выбранное» самим индивидом поведение сравнительно легко, охотно воспринимается, усваивается и является важным фактором в формировании личности как по широте, так и по глубине. Поэтому вывести человека из-под такого влияния бывает очень трудно.

Да и сам факт существования антиобщественных группировок свидетельствует о том, что соответствующие социальные институты в их конкретном бытии (определенная семья, данная школа и т.д.) где-то не сработали и не смогли полностью или частично исполнить свою социальную роль. Иногда положение усугубляется еще и тем, что отрицательное влияние антиобщественной группировки может сочетаться с продолжающимися, а иногда по различным причинам и усиливающимися негативными воздействиями со стороны неблагополучной семьи, нездорового коллектива по месту работы или жительства. Подобная концентрация отрицательных влияний на личность ставит ее в плане нравственного формирования и развития в очень тяжелые условия. В таких ситуациях меньше всего приходится рассчитывать на то, что со временем все станет на свои места, «образуется» само по себе.

Для восстановления взаимоотношений данной личности с нормальной социальной средой требуется кропотливая, настойчивая, разноплановая работа, включающая комплекс мер воздействия на все основные элементы «личность – среда».

Помимо рассмотренных аспектов проблем отрицательных влияний бытового окружения на нравственное формирование личности относительное самостоятельное значение имеет вопрос о таком распространенном в быту явлении как пьянство. Эта проблема никогда не теряет своей актуальности, так как пьянство и тем более его крайняя форма – алкоголизм дезорганизуют отношение личности с социальной микросредой, способствуют снижению социальной активности людей, их моральной деградации, порождают разнообразные конфликтные ситуации. «Питейные традиции», уходящие своими корнями в далекие времена, получили наибольшее распространение как раз в сфере семейно-бытовых отношений. Именно в этой сфере они оказывают самое интенсивное отрицательное влияние на нравственное формирование и развитие личности.

Как раз на семейно-бытовую сферу приходится значительная доля потребления спиртных напитков, причем такого, которое «приукрашивается», получает своеобразные житейские оправдания в виде ссылок на укоренившиеся традиции, «культуру» застолья и т.п. Существенным элементом антисоциальной бытовой психологии являются взгляды на пьянство как на неизбежное и непреодолимое явление. Эти несостоятельные взгляды требуют решительного отпора.

Со сферой семейно-бытовых отношений в первую очередь связаны такие острые и «продуктивные» в криминогенном отношении аспекты проблемы пьянства, как женский, подростковый и юношеский алкоголизм.

Своеобразным типом микросреды является воспитательно-принудительная, которая складывается в местах отбывания наказания, прежде всего в колониях исполнения наказания. Осужденные к лишению свободы изолируются от общества и помещаются в колонии исполнения наказания и даже тюрьмы с присущими им специальным режимом и условиями труда, особыми формами воспитательной работы, общеобразовательного и профессионального обучения. В установленном законом порядке эти лица подвергаются определенным правоограничениям в сфере производственных, имущественных, социальных, семейных и других отношений, включаются в коллективы особого рода – коллективы осужденных.

Усилиям указанных учреждений могут противостоять отрицательные влияния на осужденного со стороны его окружения, в первую очередь лиц, которые не встали на путь исправления (злостных преступников-рецидивистов, носителей воровских традиций, нравов преступного мира, нередко объединенных в антиобщественные группировки, насаждающих псевдоколлективизм, навязывающих свою волю другим людям, используя для этого самые низкие средства и изощренные приемы.

Негативное влияние на личность в колониях исполнения наказания усугубляется в том случае, когда здоровое ядро коллектива осужденных недостаточно связано и сплочено или оно распадается на враждующие между собой группировки, а также при наличии различных организационных недостатков. В частности, не во всех колониях исполнения наказания обеспечена полная трудовая занятость осужденных, имеются просчеты в их трудовом воспитании, обучении и повышении квалификации. Сама воспитательная работа проводится иногда на низком профессиональном уровне, в отрыве от иных мер исправления, с элементами формализма. Не всегда еще достаточно глубоко и всесторонне изучается личность осужденных, вследствие чего сотрудники колоний не располагают информацией, позволяющей целенаправленно организовать индивидуальное воспитание. К этой работе мало привлекаются сотрудники различных служб учреждений исполнения наказания, представители шефских организаций, члены наблюдательных комиссий, коллективы предприятий, учреждений, организаций, в которых осужденные работали до совершения преступления. Низка осведомленность о намерениях лиц, освобождаемых из колоний исполнения наказания и тюрем.

Крайне отрицательно воздействуют на личность факты нарушения отдельными работниками этих учреждений требований служебного долга, норм морали, случаи вступления в запрещенные связи с отдельными представителями тех, кто отбывает наказание.

Однако ни один из рассмотренных типов социальной микросреды, отрицательно влияющей на неблагоприятное нравственное формирование личности, нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно, т.е. только положительно или только отрицательно. В каждом типе микросреды действуют педагогические факторы разной направленности, как позитивные, так и негативные, которые способствуют воспитанию личности в соответствии с имеющимися в обществе нравственными идеалами или затрудняющие такое воспитание. Причем даже все рассмотренные типы социальной микросреды далеко не исчерпывают всего ее многообразия, поскольку существуют еще общественно-политическая, культурно-просветительская, воинская, спортивная, религиозная микросреда. Микросреда может также выделяться по территориальному, национально-этническому, половому, возраст-ному и другим признакам.

Воздействие этих типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам, так как личность взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие может характеризоваться разными отношениями: положительное влияние одного типа может дополняться и приумножаться аналогичным влиянием другого типа микросреды; отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого; отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды; положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа. В этой связи можно считать своеобразной закономерностью «цепную реакцию», взаимное дополнение различных отрицательных влияний, исходящих из разных типов микросреды.

Так, незанятость общественно полезным трудом и отсутствие позитивных влияний со стороны коллектива по месту работы «пробуждают» воспитательное воздействие со стороны антиобщественных групп в сфере досуга и т.д.

Процесс формирования личности всегда является достаточно противоречивым. В то же время, если этот процесс совершается в позитивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека.

Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это

относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате - субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.

Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут:

сама личность со всеми присущими ей свойствами; малые социальные группы - семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется; общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно_воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы.

Говоря о влиянии общества , следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.

В то же время личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп , в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, реализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается в различиях образа жизни и функционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, соседей), обсуждаются и оцениваются ими.



Центральное значение для формирования личности имеет ее семья , в которой приобретаются основные знания, первоначальноепредставление об окружающем мире, о нормах поведения. При этомв семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, способствующих неблагоприятному нравственному формированию личности,как объективного (неполнота семьи, материальные затруднения,болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно_педагогические позиции членов семьи, низкийуровень воспитания).

Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в

существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, позиций; в нездоровой морально_психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии вообще какого_либо воспитания.

К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно происходит формирование негативных нравственно_психологических особенностей личности преступника, можно также отнести: отрицательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственности, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, отсутствие гласности и демократического управления в трудовом коллективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недостаточная нравственно_психологическая подготовка учащихся к трудовой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания администрированием

и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отрицательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные «образцы» поведения и вседозволенность, ложное самоутверждение путем издевательств и хулиганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недостаточная его эффективность в отношении лиц с начавшимся процессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, промедление с началом профилактического воздействия, безнаказанность правонарушителей и др.).

Понятие и криминологическая роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.

Мотивация конкретного преступления реализуется во взаимосвязи с определенным комплексом объективно существующих обстоятельств, ситуацией конкретного преступления. Место ситуации в механизме конкретного преступного поведения различно. Она может играть решающую роль в непредумышленных, в том числе аффективных, преступлениях; стимулирующую роль разной степени интенсивности. Иногда ситуация может даже затруднять действия преступника.

Конкретная ситуация может располагаться в различных звеньях механизма преступного поведения и играть разную роль.

Ситуация может явиться источником мотивации преступления. Это встречается, главным образом, тогда, когда перед лицом возникает трудная проблема, которую он может решить как законным, так и незаконным способом (так называемая проблемная ситуация).

Проблемная ситуация - это совокупность обстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения. Такая ситуация актуализирует, обостряет потребности и ведет к появлению мотивов, поступков, в том числе и преступных.

Проблемные ситуации, возникающие на индивидуальном уровне, при всем их обилии и многообразии, по сути дела, сводятся лишь к нескольким. Прежде всего, это всевозможные межличностные конфликты, возникающие в различных сферах деятельности, - на работе, в быту, на досуге. Это также личные экономические (материальные) проблемы, вызванные индивидуальным образом жизни. Наконец, это проблемы отчуждения, дефицита внимания, непонимания. Наибольшим криминогенным потенциалом обладают межличностные конфликты.

Межличностный конфликт, как известно, является непосредственной причиной значительного числа насильственных преступлений. Имеются в виду те случаи, когда преступление как бы "вырастает" из конфликта, т. е. когда без конфликта оно, возможно, и не произошло бы.

По данным исследователей, конфликт лежал в основе 84% умышленных убийств, 78% причинения тяжкого и 86% менее тяжкого вреда здоровью, совершенных в семье и быту, а также 98% истязаний и 73% случаев хулиганства в квартирах и общежитиях 1 .

Проблемная ситуация, связанная с экономическими лишениями, характеризуется тем, что у человека отсутствуют законные возможности удовлетворения материальных потребностей. Легальные возможности могут быть недоступны человеку в связи с объективными причинами (закрытие предприятия, безработица и т. д.), а также субъективными (безынициативность, недостаток образования и т. п.): в такой ситуации у лица вполне может возникнуть желание использовать незаконные возможности для достижения намеченной цели. Следует отметить, что такие возможности тоже могут быть доступными, ограниченными или совсем недоступными. Далеко не всякий может стать легально преуспевающим бизнесменом, но и незаконный путь к обогащению, особенно крупному, доступен не каждому.

Конкретная ситуация может оказаться решающей при совершении преступлений по неосторожности. Однако и здесь в комплексе причин заметную роль играют субъективные качества личности. Достаточно сказать, что преступная самонадеянность или небрежность есть выражение таких отрицательных качеств, как беспечность, лихачество, чрезмерная самоуверенность и другие.