Онтология в философии: наука о сущем. Что такое онтология? Её проблемы и функции

Учение о бытии – основа любого мировоззрения. Понятие «бытие» выработано философией, и его авторство принадлежит древнегреческому философу Пармениду. Понятие «бытие» раскрывалось с помощью уточнения содержания понятий, составляющих общую с ним систему, таких, как «субстанция», «движение», «пространство», «время». Одновременно подтвердилось системообразующее значение понятия «бытие».

Понятие «бытие» содержит прямое указание на единство мира. Но эта идея философии ведет к постановке новых проблем. Вместе с проблемой «бытия» они образуют систему основных онтологических вопросов, разрабатывавшихся в развитии философии.

Основные онтологические проблемы:

​ ·В чем конкретно состоит единство мира?

​ ·Благодаря чему единый мир существует?

​ ·Как объяснить изменяющуюся реальность явлений?

​ ·В каких основных формах бытие реализуется?

Разберемся в проблемах теории бытия последовательно. Начнем с решения вопроса о природе бытия, выраженной понятием «субстанция». Субстанция в философии трактуется как всеобщая основа бытия. Определение субстанции дал Б. Спиноза: это то, что имеет основания существования в себе, самодостаточно. Из субстанции возникает все, и во всем этом она присутствует.

В зависимости от ответа на вопрос: «Что именно является субстанцией, т.е. служит связующим, первичным, универсальным «элементом» (элементами) всего?» находится качество философской модели мира, определенность ее позиции относительно основного вопроса философии (вспомните содержание этого вопроса, представленного в разделе 1). С помощью формулы основного вопроса вполне реально выстроить историю философии в виде усложняющегося спора, расставить всех по местам наподобие тому, что мы имеем в периодической системе Д.И.Менделеева.

Вопрос о субстанции бытия, природе его единства разделил философов на монистов и плюралистов , среди которых особняком стоят дуалисты .

Монисты – сторонники сведения мира к единственной основе. Внутри монизма продолжается диалог, начавшийся еще в архаической философии между представлениями Милетской школы и Элейской, а также Пифагором и Гераклитом. Милетская школа придерживалась толкования субстанции как материального основания. Они и оказались основоположниками материалистического монизма, или материализма. Пифагор и элеаты искали идеальную субстанцию. Отсюда и название – «идеалисты», «идеализм».

Плюралисты, включая дуалистов, исходят из убеждения, что субстанцию невозможно отождествить с единственным основанием. Только из одного объяснить многообразие мира, особенно существование вещественного (материального) и невещественного (идеального), нельзя. Субстанция либо двойственна (так считают дуалисты), либо множественна (точка зрения остальных плюралистов).


Материализм и идеализм – основные направления в философской онтологии имеют свою историю. Материализм прошел путь от наивного понимания материи до современного, базирующегося на фундаментальных научных знаниях.

У идеализма была не столь выразительная история. Уже в недрах Античной философии сложились обе формы идеализма: объективная и субъективная. Объективный идеализм начинался с Пифагора и Парменида, расцвел в творчестве Платона. Все объективные идеалисты исходили из того, что субстанция идеальна и отлична от сознания человека. Они признавали бытие идеального вне человеческого сознания.

Суть субъективного идеализма лучше всего представил Дж. Беркли: существовать – значит быть в восприятии. В своих рассуждениях о природе вещей он, используя общее название, отождествил вещь с ее образом в сознании и определил вещь через ее отражение в форме совокупности ощущений. Вещь – это сумма определенных ощущений, следовательно, она способна быть собою исключительно в сознании человека (или Бога, когда человек лишен способности ощущать).

Итак, понятие «бытие» привело нас к необходимости загружать его системным содержанием, конкретизировать. На помощь пришло понятие «субстанция». Оно, в свою очередь, вывело нас на понятия «материя» и «сознание», последнее выступило в двух формах – «субъективной» (человеческой) и «объективной» (сверхчеловеческой, дочеловеческой - «мировой дух», «абсолютная идея», «мировая воля» и т.п.). Отношения материи и сознания оформились в основной вопрос философии, имеющий две стороны и множество решений. Отсюда возникли монизм, дуализм, плюрализм, оптимизм, скептицизм, агностицизм и их разновидности. Многообразие философских теорий бытия и познания в значительной мере обусловлено пониманием основополагающих категорий «материя» и «сознание».

«Материя» – главное понятие для материалистов и проблема для идеалистов. Материализм постулирует существование материи в качестве субстанции бытия, ему нет особой необходимости доказывать свое суждение. К законам сохранения (вещества, энергии и импульса) материалисты апеллируют дополнительно, заручаясь поддержкой науки.

Идеализму, напротив, материя «дана в нагрузку», идеализм поставлен перед необходимостью выработать отношение к этому понятию. Субъективные идеалисты нашли «простой» выход из положения, отвергнув самостоятельное существование материи. Дж. Беркли говорил: «Материя» – это «ничто», в отличие от ощущения (идеи), которая всегда есть «нечто»». Махисты материей называли общие, устойчивые, повторяющиеся ощущения.

Объективный идеализм действовал осмотрительнее, принимая во внимание общую философскую, мировоззренческую ситуацию. Абсолютизация числа Пифагором не привела его к отрицанию вещей вне сознания. Приняв за субстанцию идею, Платон рассматривал вещи как «тени» идей (вспомните, как на этом «поймал» его Аристотель). Не смог без природы выстроить свою систему Гегель, умно определив природу «инобытием» идеи.

Всех идеалистов объединяет вывод об обусловленности материального (природного). Первично идеальное, материальное – вторично. Существование материи зависит от сознания.

История материализма формировалась на базе эволюции толкования материи. До середины XIX столетия безраздельно господствовал субстанциональный подход к пониманию материи. Материю трактовали как основу бытия в буквальном смысл – то, из чего все состоит (например, атомы). Таким образом, ее сводили к одной из форм ее проявления или уровню существования.

Коренной перелом в понимании материи наступил во второй половине XIX в. Новый подход к определению материи разработала марксистская философия, назвав его «атрибутивным». С точки зрения этого подхода, материю определять через универсальный уровень организации либо способ проявления бесперспективно. Любая попытка указать на что-то предметно конкретное как на материю временна, до очередного естественнонаучного достижения, после чего надо изменять определение.

Атрибутивный способ определения материи, предложенный диалектическим материализмом, базируется на отношении материи к сознанию. Материя – это все то, что существует вне сознания и независимо от сознания, она есть объективная реальность . Объективная реальность существует сама по себе, она самодостаточна.

Быть объективной реальностью – важнейший признак материи, имеющей фундаментальное и универсальное значение для миропонимания. Есть и другие признаки материи: неисчерпаемость; безграничность; движение;​ структурность и системность в организации; многокачественность; самодостаточность; отражение. Однако в определение включаются не все они: выбран качественно определяющий признак.

Материалисты на всем протяжении своей истории придерживались понимания сознания в связи с материей. Сознание, утверждали материалисты, обусловлено материей. Разрабатывались два варианта: либо сознание – свойство материи, либо само есть материальное явление. Последняя версия – крайняя, упрощающая и упраздняющая проблему. Ее назвали «вульгарным материализмом». Вульгарные материалисты (Л.Бюхнер, Я. Молешотт, К. Фохт) говорили: мозг производит сознание подобно тому, как печень продуцирует желчь. Сознание материально не в смысле зависимости от материального носителя, как свойство материи, а по способу существования.

Среди основной части материалистов, тех, кто видел в сознании свойство материи, имелись разногласия в решении вопроса о масштабе распространения сознания. Ряд материалистов признавал сознание универсальным свойством материального (гилозоизм), им возражали остальные. Одни сводили сознание к человеческой монополии, другие наделяли сознанием высокоразвитых животных.

Чем объяснить, что именно сознание оказалось в центре философской полемики и до сих пор служит основой разногласий? Искать ответ следует в уникальном свойстве сознания – его способности творить. Природа тоже творит, о чем свидетельствует ее эволюция, но значительно чаще мы обнаруживаем в природе разрушения, катаклизмы. Для творчества природы требуются миллионы лет проб и ошибок. Сознание творит «на ходу», легкость такого творчества не выражает спрятанную за ним напряженность труда, она несколько демонстративная, тем не менее, это факт.

Творчество заложено в суть сознания. Наше сознание не было бы собою вне творческой составляющей. Почему? Сознанию не достаточно отражать, оно должно реконструировать действительность, изменяя материальную природу вещей. Топор оставит физический след на дереве, эксперт найдет в нем металлические частицы. Дерево отразит удар металла, и отражение получится также физическим – одной материальной природы с топором. Сознание так отражать не может. Сознание обязано преобразовывать вещи в образы, понятия. Творчество, по существу, и есть преобразование. Идеалисты в принципе правы, определяя мировоззренческое положение сознания через свойство творить. Они неправы, когда абсолютизируют творческую способность сознания.

Отражение предшествует творчеству сознания, поэтому, несмотря на особую ценность в деятельности сознания творческой составляющей, сознание определяют посредством свойства отражать. Сознание – высшая из известных нам форм отражения, оно уникально в своей идеальности. Мышление – свойство головного мозга, сознание – свойство мышления личности. Мышление материально, сознание идеально.

С данным заключением связана необходимость разобраться в том, что такое идеальность. Благодаря чему достигается идеальность отражения в сознании? Ответ дают свойства отражения на уровне сознания:

​ ·способность абстрагироваться (отвлекаться) от непосредственного взаимодействия с предметом;

​ ·обобщающая способность сознания, наличие второй сигнальной системы – слова; развитая речь;

​ ·опережающее отражение в сознании предметного действия;

​ ·активность мышления, как необходимое продолжение возможности опережающего отражения.

Идеальное – это форма отражения, выстроенная на перечисленных свойствах. Несложно заметить, что идеальность не первична, она форма, принимаемая отражением очень высокого уровня совершенства. И опять-таки вопрос: могла природа достигнуть такого уровня внутри собственного движения, или она закладывала в ходе эволюции всего лишь базу идеального? Второе ближе к истине. Природа породила предка человека с высоким потенциалом совершенствования. Началась новая ступень эволюции – становление homo sapiens. «Человек разумный» вывел эволюцию на следующую ступень – создал общественную форму своей жизни. И только тогда, совместными усилиями естественной (природной) истории и естественно-исторического (социального) прогресса, удалось получить отражение в идеальной форме, дополнить материальное идеальным. Материальное и идеальное – диалектические противоположности, существующие во взаимосвязи.

Естественно и то, что сознание не вдруг появилось, поэтому резонно говорить о различных уровнях его реальности. Существует «предсознание» – элементы сознания в мышлении животных. У них развито предметно-чувственное мышление, абстрактное – несовершенно. З.Фрейд ввел понятие «подсознание», в психологии есть понятие «самосознание». Есть термин «сверхсознание». В рациональном, философском понимании – это «коллективный разум», внеличностная Идея; в религиозном, мистическом – «Бог».

Доказанными являются две формы выражения бытия сознания – индивидуальная (личностная) и общественная (коллективная, командная, корпоративная). «Ноосфера» В.И. Вернадского – продукт разумности бытия человека, интегрированности естественного и исторического. Гипотеза о «ноосфере» альтернативна классической религии. Согласно священному писанию, Бог сотворил природу, разумность подарил лишь человеку. По Вернадскому, напротив, природа обретает в своей части разумность бытия под воздействием деятельности человека.

Вопросы для самопроверки.

1.​ Почему понятию «бытие» придают исходное значение в философии, рассматривают его как системообразующий фактор философского типа мировоззрения?

2.​ Определите логическую необходимость понятия «субстанция» и раскройте его содержание.

3.​ Сформулируйте основной вопрос в истории философии, выделите две его стороны. Обоснуйте его особое положение в философском миропонимании.

4.​ Объясните название философского направления идеализма. Назовите его формы, определите общее и особенное в формах идеализма.

5.​ Каковы основные признаки (атрибуты) материи с точки зрения диалектического материализма?

Онтология – это раздел философии, изучающий бытие, а также его формы и закономерности. Как у любой другой науки, у онтологии есть предмет, который она изучает, и основные онтологические категории, которыми она оперирует.

Предметом онтологии в широком смысле является бытие и сущее. Что это за предметы и чем они различаются?

Предмет онтологии

Бытие невозможно определить традиционным образом. Это существование в целом, как оно есть безо всякой причины. У бытия не может быть причины . Оно само является причиной для себя и для всего сущего. Сущее – это всё, что существует. Бытие – первично, сущее – вторично. Онтология изучает взаимосвязь между бытием и сущим. К проблемам онтологии относятся вопросы:

  • Как бытие выражается через сущее?
  • Какие формы оно принимает?
  • Какие закономерности существуют?

При этом бытие можно условно разделить на природное целое, и осознаваемое человеком.

Предметом онтологии в узком смысле является противопоставление бытия и небытия, сущего и не-сущего. Проще говоря, онтология в узком смысле изучает вопрос “Что существует, а что нет?”

Ознакомившись с основными понятиями онтологии, можно приступить к рассмотрению концепций этой науки.

История развития онтологии

Онтология, как особый раздел философии , складывалась веками. Основной фундамент заложили древние греки. Выдающиеся мыслители средневековья и нового времени добавляли по кирпичику в здание онтологической науки, выявляя её функции и задачи. Чтобы разобраться в онтологических концепциях и проблемах, необходимо проследить за развитием философской мысли с древних времен и до наших дней.

В античные времена

Древнегреческий философ Парменид был первым, кто рассматривал не только существующие объекты и процессы, но и поднял в своих трудах вопрос бытия в целом. Он определял бытие как нечто, являющееся причиной всего, в том числе самого себя. Оно, согласно Пармениду, ни от чего не зависело и поэтому не могло возникнуть или исчезнуть. Оно едино, неделимо, неизменно и самодостаточно. Как материальный мир, так и духовный, божественный, являются лишь проявлениями бытия.

Зенон Элийский – ученик Парменида – предложил несколько парадоксов в подтверждение теории о единстве и неделимости бытия. Во всех этих парадоксах использовалось предположение, что бытие делимо, что и приводило к противоречию. Самые известные парадоксы Зенона:

  • Ахиллес и черепаха,
  • Дихотомия,
  • Летящая стрела.

Парадокс Ахиллеса и черепахи заключался в том, что в соревнованиях по бегу Ахиллес, дав фору черепахе, никогда её не догонит. Доказательство строилось на делимости расстояния. Черепаха получила какое-то расстояние форы . Пока Ахиллес преодолеет это расстояние, черепаха тоже немного продвинется вперед, и Ахиллес вновь останется позади. Пока он преодолеет то расстояние, что черепаха прошла за это время, черепаха вновь окажется ненамного, но впереди. И так до бесконечности.

Аналогичен парадокс дихотомии. Он утверждает, что любой путь непреодолим. Ведь пройдя половину пути, человеку надо пройти половину оставшейся половины, потом половину оставшейся четверти и так далее. В любой момент времени его будет отделять от финиша половина пути.

Парадокс о летящей стреле опровергает предположение о делимости времени. Ведь в любой момент времени стрела в пространстве покоится, так как занимает в пространстве место, равное её длине. Но из моментов покоя не может сложиться движение , значит, летящая стрела неподвижна.

Следующим философом, внесшим значительный вклад в развитие онтологии, стал Платон. Его учение об идеях гласило, что идеи – это первообразы, первопричины и цели всех вещей. Сущность вещей в понимании Платона единична, а идеи общи. Но единичное причастно к общей идее, а общая идея временно присутствует в единичном. Согласно диалектике Платона, бытие представляло собой совокупность идей. В познании же он видел интеллектуальное восхождение к сущности бытия.

Если Платон провёл границу между бытием и материальным миром, то его последователи, названные неоплатониками, изобразили это различие, как две ипостаси: “единого” и “ума”. Единым они называли совокупность идей, умом обозначали познание материального мира. Далее идеи Платона развил и систематизировал Аристотель, описал их в своей “Метафизике”. Но он уделял больше внимания сущему и объектам физического мира.

В Средние века

В средневековой философии основной проблемой онтологии стало то, что оказалась на службе у теологии. Некоторые мыслители разделяли понятие бытия и Бога. Бог для них мыслился источником и дарителем бытия. Тем самым они противоречили самому определению этого понятия, как неизменного и не имеющего причины. Поэтому большинство средневековых философов персонализировали бытие как Бога, который является причиной самого себя и всего сущего.

В это время формируются два направления в философии и, в частности, в онтологии: аристотелевскую и августинскую. Представитель первого направления - Фома Аквинский – выявляет различия между сущностью и существованием, а также ввёл такое понятие, как “чистый акт творения”, сосредоточенный в самом бытии. Его главный оппонент - представитель второго направления - Иоанн Дунс Скотт убежден, что абсолютная полнота сущности – это и есть существование, а Бог свободен лишь в выборе идей. Подобные споры схоластов порождали новые установки и понятия в онтологии.

Уильям Оккам придерживался идеи об абсолютной свободе Бога в акте творения, указывая, что Бог не ограничен даже идеями. Более тог он отрицал идеи, как некие универсалии и рассматривал их как внутреннюю реальность индивидов. Именно идеи Оккама привели к тому, что онтология в новом времени ушла на задворки философии и её место заняла гносеология, а проблема бытия была заменена проблемой познания. В эпоху Ренессанса появляется сам термин онтология, близкий по значению к метафизике.

В новое время

Однако философы нового времени возвращаются к онтологии. Самой яркой фигурой в онтологии нового времени становится Иммануил Кант, хотя сам он считал эту науку бессодержательной метафизикой. Кант раскладывает бытие на две составляющие:

  • материальные феномены,
  • идеальные категории.

Объединение этих граней реальности он видит только в мыслящем “Я”. Здесь отчётливо видно влияние гносеологии на философию Канта. Его мало интересует бытие само по себе, вне действительного или возможного опыта. Основой для идеальных категорий у Канта служит свобода и целесообразность. Именно его взгляды заложили основу дл я, так называемой, новой онтологии.

Если Кант утверждал, что онтология, как учение о бытие без опоры на человеческий разум и познание, бессмысленна, то Гегель опровергал это утверждение. Согласно Гегелю, жизнь любого индивида подчинялась определенный законам мирозданья, единым для всех и существующим независимо от людских знаний о них.

Фейербах не разделял идеализма Гегеля . Он полагал, тот навязывает бытию формы и наделяет его самостоятельностью. В то время как сам Фейербах считал, что бытие познаётся через органы чувств. Таким образом, в новом времени столкнулись идеализм и диалектический материализм в рамках онтологии. Диалектический материализм полагал, что бытие исключительно материально. А идеализм считал, что бытие лишь проявляется в материальном мире, но представляет с собой нечто большее. Идеалисты были ближе к изначальным идеям Парменида и Зенона. Исключительная материальность бытия противоречит идеи о его неизменности. Идеалисты считали, что материально лишь сущее, а форму и смысл ему придаёт бытие.

Нельзя не упомянуть такого яркого представителя диалектического материализма, как Карл Маркс. Он не считал онтологию наукой, так как она не имела собственного метода познания. Взгляды Маркса на сущность и сущее были весьма прагматичны. Он считал, чти идеальная субстанция или дух – это нечто такое, через что можно выразить все объекты материального мира. Такой идеальной субстанцией, в понимании Карла Маркса, были деньги, так как любой объект материального мира можно было выразить через них.

Двадцатый век

На сегодняшний день авторство наиболее структурированной онтологической концепции принадлежит Николаю Гартману. Но не поддерживает определение бытия как некой абстрактной сущности. Гартман утверждает, что бытие неотделимо от познания и смысл онтологии видит в изучении этого бытия. Именно в этом и заключается новая онтология, основы которой заложил ещё Кант. Именно новая онтология стала использовать категорийный анализ как метод познания, что должно было положить конец спорам о её научности.

Хайдеггер в своей фундаментальной онтологии расширяет понятие реальности, включая в него не только материальное, но и духовное. Также он отделяет бытие от его проявлений и выделяет “чистую субъективность” в познаниях человека. Ему противостоят сторонники неопозитивизма, считающие, что возрождение онтологии - это возврат к заблуждениям прошлого, а все проблемы онтологии решаются путём логического анализа её постулатов.

Пока философы ведут споры о том является ли онтология в широком смысле наукой, онтология в узком смысле таких вопросов не вызывает. Она активно используется другими науками как гуманитарными, так и естественными и техническими. Всякий раз когда в любой науке возникает необходимость выстроить понятийный аппарат, она обращается к онтологии.

Именно онтология в узком смысле определяет понятия и термины, описывает их и организует таксономию. За правила вывода одного термина из другого тоже отвечает онтология. Это используется не только в науке , но и в компьютерных играх при создании виртуальной реальности. Чтобы продумать и выстроить бытие виртуального мира, без онтологии не обойтись.

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие.

Онтология как теория

Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Fransofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

Предмет онтологии

* Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
* Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.
* Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в феноменологии и экзистенциализме бытие отождествляется с человеком, как единственным из обладающих способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Типы онтологий

  • Мета-онтологии - описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
  • Онтология предметной области - формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии (если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
  • Онтология конкретной задачи - онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
  • Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

Модель онтологии

Формально онтология определяется как O = , где

  • X - конечное множество понятий предметной области,
  • R - конечное множество отношений между понятиями,
  • F - конечное множество функций интерпретации.

Современная онтология

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

Бытие природы

Бытие природы - первая форма реальности, универсума.

  • Включает все существующее кроме человека.
  • Является следствием длительной универсальной эволюции.
  • Системная организация мироустройства. Развитие мира - процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем. Способность всех природных, социальных систем к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.
  • Подсистемы вещества и поля. Вещество - вид материи, обладающий массой покоя. Поле - основной вид материи, связывающий частицы и тела.
  • Подсистемы неживой и живой природы. Неживая природа - движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул. Её уровни: вакуумный-микроэлементный-атомный-молекулярный-макроуровень-мегауровень (планеты, галактики). Живая природа - биологические процессы и явления, происходит из неживой, включена в неё, но представляет иной уровень развития. Её уровни: молекулярный-клеточный-микроорганизменный-тканевый-организменно-популяционнный-биогеоценотический-биосферный.

Бытие социальное

Бытие социальное - вторая форма реальности.

  • Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция).
  • Структура социального бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное

Бытие идеальное, духовное - третья форма реальности.

  • Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума.
  • Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей.
  • Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и т. д.).
  • Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

Учения и теории

* Causa sui
* Dasein
* Абсолют
* Акциденция
* Апейрон
* Бытие
* Бытие-в-себе
* Вид
* Всеобщее
* Вселенная
* Возможные миры
* Время
* Гомеомерии
* Гюпокейменон
* Действительность
* Демиург
* Другой
* Душа
* Дух
* Единичное
* Идеальное
* Изменение
* Иллюзия (эпистемологическая)
* Имманентность
* Инволюция
* Индивид
* Иное
* Информация (онтология)
* Истина
* Качество
o Метафизика качества, Физика качества
* Количество
* Космос (философия)
* Ленивый разум
* Материальное
* Материя
* Мировая душа
* Множественность
* Мультивселенная
* Несуществование
* Ноумен
* Объект
* Объективность
* Объектность
* Отличие (Различие, Различение)
* Онтическое
* Основной вопрос философии
* Причина
* Причинность
* Пространство
* Реальность
o Альтернативная реальность
o Виртуальная реальность
o Гиперреальность
o Глобальная реальность
o Конвенциональная реальность
o Неподлинная реальность
o Объективная реальность
* Род
* Самость
* Свобода
* Симулякр
* Смысл
* Совесть
* Сознание
* Стихия (алхимия)
* Субстанция
* Субсистенция
* Судьба
* Существенный признак
* Существование
* Сущность
* Тождество
* Трансцендентальная иллюзия
* Трансцендентный
* Трансценденция
* Ум
* Универсалии
* Феномен
* Хаос
* Частное
* Экзистенциал
* Эманация
* Энтелехия
* Я
* Акосмизм
* Актуализм
* Антропософия
* Апофатизм
* Апологизм
* Волюнтаризм
* Детерминизм
o Генетический детерминизм
* Диалектический монизм
* Дуализм
* Идеализм
o Платоновский идеализм (Платонизм)
* Имматериализм
* Индетерминизм
* Космогония
* Космология
* Материализм
o Естественнонаучный материализм
* Мереология
* Метафизика
* Монизм
* Онтологизм
* Натурализм
* Презентизм
* Реализм
o Критический реализм
* Релятивизм
* Скептицизм
* Солипсизм
* Спиритуализм
* Телеология
* Фатализм
* Физикализм
* Философия процесса
* Фундаментальная онтология
* Экзистенциализм
* Эмерджентизм
* Эсхатология
* Этернализм

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, как таковом; раздел философии, рассматривающий основные и наиболее общие характеристики бытия (сущего). Онтологию можно также определить как метафизику бытия.

Термин "Онтология" впервые появился в "Философском лексиконе" Р. Гоклениуса (1613) и был использован в философии X. Вольфа (см. Вольфианство). Русские онтологические учения имели своим истоком, с одной стороны, соответствующие древнегреческие (Платон, Аристотель, неоплатонизм) и западноевропейские философские системы, а с другой - творения отцов церкви, в которых под абсолютным бытием понимается Бог, всесотворяющая сверхъестественная Троица (Отец, Сын и Святой Дух), присутствующая в чувственном мире и человеке. С крещения Руси и до начала преобразований Петра I господствовала ортодоксальная православная Онтология. У Нила Сорского и его последователей православная мистическая практика через "умную молитву" соединяла человека с абсолютными атрибутами бытия - конкретными Божественными энергиями Троицы, Божественным светом и любовью (см. Исихазм). "...Бог есть мир, чуждый всякого смятения и беспокойства", - считал Нил Сорский. По мнению таких церковных мыслителей, как Тихон Задонский и Паисий Величковский, нехристианское понимание бытия мира незряче: разум без света Христова "слеп". В учении Сковороды уже заметно обращение к идеям Платона, Филона Александрийского, немецких мистиков. Его онтология, по характеристике Зеньковского, дуалистична, по мнению Эрна, - символична. "Весь мир, - полагал Сковорода, - состоит из двух натур: одна видимая - тварь, другая невидимая - Бог; Бог всю тварь проницает и содержит". Бог - "тайная пружина всему" и "древо жизни" в вещах, которые сами по себе подобны "тени". Иисус Христос "един во всех и целый в каждом" человеке.

Во взглядах представителей русского вольтерьянства преобладающим было атеистическое понимание бытия. В своих онтологических принципах более заметное, а то и первое место они отводили уже не Богу, а "естественному" миру. Эта линия получила развитие у многих философов XVIII в. Радищев в онтологии был близок взглядам французких сенсуалистов и исходил из единства виталистически понимаемого чувственного мира. Ломоносов в своих воззрениях также исходил из признания самоценности бытия природы, хотя роль божественного промысла "во всем" им не отвергалась. Для русского масонства XVIII - нач. XIX в. истинной была эзотерическая сторона бытия, большое значение имела оккультная натурфилософия с ее поиском в материальной природе "Духа натуры". Велланский и другие русские шеллингианцы начала XIX века (см. Шеллинг в России) признавали в качестве высшего бытия некую идеальную всеобщую "абсолютную жизнь", которая творит и объединяет "все живые и бездушные вещества", весь мир. Разум человека "есть только отражение Абсолютного Ума" как "сущности всеобщей жизни". Одоевский вслед за Л. К. Сен-Мартеном и русскими мистиками нач. XIX в. считал, что состояние природы и ее исправление прямо зависит от состояния человека, поскольку из-за первородного греха человека и мир является падшим. В природе все символично, каждая вещь является "метафорой" других вещей, и все они сводятся к общей "идее-матери".

Для называвшего себя "христианским философом" Чаадаева от высшего надмирного бытия (Бога) исходят творческие излучения, которые приемлет "всемирное существо" (мир как целое) и сердцевина его - всечеловеческое мировое сознание. Еще ниже стоит в мировой иерархии отдельный падший человек, способный сам по себе идти "лишь по пути беспредельного падения", и совсем низко - дочеловеческая природа. Без таинственного воздействия Бога все превратилось бы в хаос и не достигало бы своего предназначения. В истории также действует Божий Промысел в направлении создания "царства Божия" на земле.

Онтология старших славянофилов тоже оказалась под определяющим влиянием Шеллинга, а также романтиков, причем она была в еще большей степени религиозной, ориентированной на православие. У Хомякова главное место в онтологии занимает христианский Бог, определяющий духовную невидимую Церковь в сочетании с видимой. Церковь - это богочеловеческое единство, соборность, живой, разумный и целостный организм, определяющий, в свою очередь, органичность и истинную разумность человека. Бесконечное "все", или "всесущий разум", является "корнем" всех явлений и обладает подлинной свободой и разумом ("свободная мысль"). Материальное бытие ("всевещество") вследствие динамичности и бесконечности материй оказывается, по Хомякову, невещественным, "силой". Онтологию Киреевского характеризуют прежде всего его гносеологические и антропологические идеи: поскольку истинное познание невозможно без живого, нравственного и верующего пребывания всею личностью человека "в истине", поскольку познание мира есть функция Богопознания, то с очевидностью следует, что высшее бытие для него - это живое, доброе и бесконечно совершенное Существо, отражающееся в человеке. По Самарину, каждый рождающийся человек несет в своей душе именно к нему направленный исходящий от Бога свет, и подъем низшего бытия (человека) к высшему связан с "созданием цельного образа нравственного человека".

У русских гегельянцев 1-й пол. XIX в. (см. Гегель в России) начинает преобладать сугубо философское понимание Высшей Силы. Так, по Станкевичу, "действительность в ее истине есть разум, дух". В онтологических суждениях М. А. Бакунина присутствовала и вера в вечный дух, который разрушает старое ради созидания нового, и признание первенства и реального мира, и человека, основанное на атеистических представлениях ("Федерализм, социализм и антитеологизм", 1867). Период увлечения онтологией Гегеля пережил также Белинский, религиозно интерпретировавший понятие гегелевского Абсолюта ("Воля Божия есть то же, что необходимость в философии, - это "действительность"), однако пришедший к новой персоналистической онтологии ("...Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира... и гегелевской Allgemeinheit ["Всеобщее"]"). Онтологические взгляды Герцена тоже претерпели изменения - от мистики XVIII в. к учению Гегеля (жизнь природы как "логическое движение понятия"), а позднее и к витализму Шеллинга (жизнь всего как в основном алогичное "вечное беспокойство... напряженного вещества"). В понимании Голубинского высшее бытие - это некое Безусловное и Бесконечное Бытие, определяющее развитие мира как живого целого (живо все, включая также неорганический мир). Для онтологии Чернышевского характерны материалистические черты ("то, что существует, называется материей"). Близкие по духу онтологические суждения были высказаны Писаревым: ценен только "здоровый и свежий материализм", соответствующий реалистическому "разумному миросозерцанию". Онтология русских "полупозитивистов" (по терминологии Зеньковского), направление Лаврова, также определялась внерелигиозной установкой и верой в науку, в восприятие только "реального бытия" (т. е. всего того, что непротиворечиво нами осознается). Он считал человека источником "реального бытия" - и природы ("ибо из данных опыта человек воссоздает "природу"), и истории (участник, творец истории), и своего сознания ("перестраивает свой внутренний мир").

Михайловским личность человека была оценена еще более весомо, став подлинно "мерой всех вещей". Основным бытием у него оказывается "человеческая природа", "личность", ставящая себя "в центре природы" внешней и отстаивающая себя в борьбе с социальными "высшими индивидуальностями" (социальными слоями, системой производства и т. д.). Его гносеологические высказывания выдают в нем позитивиста, явно близкого к онтологии материализма: все знания, "самые отвлеченные идеи, в конце концов, коренятся в чувственном опыте...". В то же время рус. хирург и педагог Н. И. Пирогов, примыкая вначале к позитивизму и натурализму, в конечном счете пришел к религиозной онтологии, считая, что "надо признать верховный разум и верховную волю Творца, проявляемую целесообразно посредством мирового ума и мировой жизни в веществе". Мировой ум он, по сути, отождествлял с мировой душой, а под мировой жизнью понимал "беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни... проникающий все... атомы" Вселенной и "приспособляющий их к различным целям бытия". Толстой стоял на позициях своеобразной религиозно-рационалистической онтологии: бытие людей, природы - "лишь временное и пространственное проявление чего-то невременного и непространственного". Сущность жизни в его понимании - Бог, "заключенный в человеке" и проявляющийся в виде "желания блага", добра. Взгляды Достоевского претерпели существенные изменения - от в основном нерелигиозной, руссоистской веры (как и у всех петрашевцев) в "естественное" добро человеческой природы до признания библейской онтологии. Главная его проблема - антиномическое бытие человека, в котором "дьявол с Богом борется", однако есть и невыразимое соприкосновение "таинственным мирам иным", есть признание "той мощи, которая наконец установит правду на земле...". Для онтологии Федорова характерно утверждение сверхъестественного, однако главной в ней стала мысль об активно-деятельностном бытии каждого человека и человечества в "общем деле" спасения от смерти, зла и хаоса. Конечная цель усматривается в "одухотворении" "нынешней" слепой, саморазрушающейся Вселенной. Онтологические суждения К. Н. Леонтьева изменялись в основном от нерелигиозного эстетизма до глубокой религиозности, отвергающей абсолютизирование бытия человека самого по себе. Бытие человека в его понимании - это жизнь не только здесь, но и там, в потустороннем мире, зависящая от жизни здесь. От бытия человека зависит осуществление в истории таинственной воли Божьей. Особое онтологическое значение в земном мире Леонтьев придавал красоте, четкой "форме" (внутренней идее), не дающей "материи разбегаться". Бытие органической природы, человека, государства, культур в его понимании аналогично и проходит стадии исходной простоты, "цветущей сложности" и "вторичного упрощения" и "смешения".

В онтологических суждениях Розанова встречались элементы "мистического пантеизма" ("универс" как "мистико-материнская утроба", рождающая жизнь и небесные тела), чаще - "космоцентризма" (с т. зр. Зеньковского). "Мир создан не только рационально, но и священно"; он "согревается и связывается любовью". Особое значение в структуре бытия Розанов придавал жизни, ее все новому и новому излучающему возобновлению, отчего Земля "плывет... сияющим телом". Бытие человека связывалось прежде всего с мистикой пола (пол - "наша душа", он сверхъестествен и ближе к Богу, чем ум или совесть). Онтология всеединства, основанная на синтезе религии, философии и науки, получает широкое обоснование в системе В. С. Соловьева. Под влиянием Б. Спинозы и Шеллинга он усматривает в мироздании первый Абсолют - как "Всеединое" (и все, и Единое), "сверхсущее", Бог и связанное с ним второе, "становящееся Абсолютное" (суть его в сочетании божественной идеи и материальной множественности космоса). В мире проявляется Божественный Логос и "вечная мировая душа" - София. Развитие мира в духовном отношении прогрессивно - от низших проявлений до природного человека и до Богочеловека и Богочеловечества, в которых Логос соединяется с Софией.

Идеи онтологии всеединства своеобразно проявляются в учениях Козлова, С. А. Алексеева, Н. О. Лосского, Несмелова, Лосева; они стали основополагающими во взглядах Карсавина, Франка, Флоренского, Булгакова. С. Н. и Е. Н. Трубецкие также испытали большое влияние О. Соловьева. С. Н. Трубецкой понимал Абсолютное как предельное понятие, однако в основном говорил об одушевленности мира, о "вселенском сознании" и "универсальной чувственности", субъектом которых объявлял психофизическое космическое Существо ("то, что Платон назвал Мировой Душой"). В О. Е. Н. Трубецкого всеединство определялось не как всеединое сущее, а как "всеединое сознание", или "Всеединый Ум", Бог. Бога как "смысл" всего сущего, Софию как "силу Божию" он, в отличие от имевших место у Соловьева и Булгакова пантеистических совмещений, коренным образом отделял от мира, хотя считал, что "София действенна в мире". Особая онтология гегельянского толка была присуща Чичерину. В отличие от Гегеля он признавал трансцендентность Абсолюта и начало развития всего сущего связывал не с небытием, а с "полнотой" бытия Абсолюта, или с "Божеством". В мире "господствует верховный разум, то есть личный Бог", сущность которого все осеняет и всюду проникает, "со всех сторон". По Чичерину, "Вселенная имеет общий центр" и описывается общей для всего бытия четырехчленной схемой: пространство, сила, материя, движение, при этом основной закон разума и мира один и тот же. Для онтологии русских неолейбницианцев (Козлов, С. А. Алексеев и др.) характерно признание плюрализма бытия. Согласно Н. О. Лосскому, например, Абсолют (Бог) сотворяет "единицы бытия" (наподобие монад Лейбница), или "субстанциальных деятелей", которые, в отличие от О. Лейбница, взаимодействуют между собой и постепенно самоопределяются, развиваются "в процессе свободной творческой эволюции" мира (от электрона, атома и до человека). В ходе борьбы избравших существование вне Бога "субстанциальных деятелей" образуется "материальное бытие", а избравшие путь к Богу образуют "царство Духа", которому и принадлежит будущее. Онтология русского неокантианства (Лапшин, Челпанов и др.) достойно представлена в учении его основного сторонника А. И. Введенского (см. Кант в России). С его т. зр., мир - это "целое", существование которого, как и человека, необъяснимо из законов природы и подчинено "безусловно ценной цели". В онтологических суждениях русских позитивистов бытие ограничивается сферой человеческого опыта.

И. И. Мечников писал: "Мы не можем постичь неведомого, его планов и намерений. Оставим же в стороне "Природу" и будем заниматься тем, что доступно нашему уму". Смысл бытия человека он усматривал в том, чтобы "при помощи науки... исправить несовершенства своей природы" (идея ортобиоза) и достичь "деятельной и бодрой старости". Онтология русской метафизики на основе трансцендентализма (Спир, П. Б. Струве и др.) показательна в учении Вышеславцева, в котором заметны влияния И. Г. Фихте и Э. Гуссерля. Рассматривая понятия потенциальной и актуальной бесконечности, он утверждал: иррациональное "Абсолютное лежит в основе актуальной бесконечности" и всего рационального. Абсолютное - это "бытие третьего измерения". Все бытие человека происходит, с его т. зр., лишь в отношении к Абсолютному. Онтологические идеи русских гуссерлианцев (см. Гуссерль в России) можно представить на примере учения Шпета: прежде всего это отвержение не только личного Бога, но и категории Абсолюта, "воображаемой потусторонности, сверхразумности". "Вещи в себе" тоже нет, а есть лишь эмпирическое бытие "явлений" и находимые в них "смыслы", мир "эйдосов". Онтология русских марксистов, испытавшая определяющее влияние диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса, характеризуется диалектико-материалистическим, атеистическим пониманием мира. Также диалектико-материалистически объясняется бытие человека. Фундаментальный принцип этой онтологии - совпадение диалектики, логики и теории познания: материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления тождественна логике и теории познания. Законы мышления и законы бытия содержательно совпадают; категории материалистической диалектики и онтологичны (отражают объективный мир), и гносеологичны (служат "ступеньками" познания мира). Для онтологических суждений русских религиозных экзистенциалистов Шестов, Бердяев) характерно определяющее внимание к живому, неповторимому бытию человека, "личности". Важнейшими характеристиками этого бытия оказываются "свобода", "безосновность", "творчество", "жизнь", "дух", "душа", "Бог"; противопоставление "живого человека" (Шестов) или "личности" (Бердяев) "разумному человеку", "человеку вообще", "объективированному бытию". Все "одноплановые" онтологии (материалистическая, позитивистская и др.) оцениваются как плоские, ограниченные; самое главное в мироздании и бытии человека связывается с бытием Бога. О. Шестова, уходя от онтологии "Афин" (античных учений и связанных с ними европейских учений), искала опору в "Иерусалиме" (Библии и "библейской" философии Тертуллиана, П. Дамиани и др.). Эмпирическому бытию, пораженному ничто, противостояло высшее бытие - Бог, не связанный "никакими законами". Онтология Бердяева ознаменована рядом порой значительных изменений и в позднем периоде творчества предстала в следующем виде: "Бог возжелал "другого" и ответной любви, в силу чего и сотворил мир", символически отражающий первореальность и падший в результате первого грехопадения людей. Поскольку "теогонический процесс богорождения происходит в божественной Бездонности", то свобода, коренящаяся в ничто, оказывается первичнее Бога и мира; "Бог всесилен над бытием, но не над свободой", особенно человеческой. Однако "внутренняя жизнь Бога" реализуется через человека и мир, в истории "просветляется темное начало", наличествующее в космогонии и теогонии.

См. онтология в словарях:

1. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.
2. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
3. В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
4. В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
5. В. Соловьев. Толковый словарь по философии.
6. В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
7. В.У.Бабушкин. Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов.
8. Глоссарий философских терминов проекта "Distance".
9. И. Кондрашин. Глоссарий философских терминов, 2006 г.
10. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
11. П.Кикель.Краткий философский словарь.
12. Советский философский словарь, 1974 г.
13. Философия политики: глоссарий терминов проекта "Арктогея".
14. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
15. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

Предметная область термина онтология включает 7 определений:

1. ОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
- учение о бытии общества. В современной интерпретации - учение о бытии общества, включающее учение о человеке, о человеческих индивидах, взаимооб...
2. ОНТОЛОГИЯ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА. ОЩУЩЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ МИРА
Эмпириокритицизм нашел много последователей среди естествоиспытателей, сделавшись, в частности, "физическим идеализмом". Это понятно: в соответст...
3. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
(от лат. fundamentum - основание, греч. on - бытие и logos - учение) - осн. учение о бытии. Хайдеггер исследовал человеческое существование с цель...
4. ФОРМАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
- такой раздел (аспект) онтологии, в котором исследуются (отвлеченные от конкретного содержания) формы явлений, составляющих предмет онтологии, а...
5. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ
Итак, отношение Хайдеггера к феноменологии Гуссерля было весьма противоречивым. С одной стороны, Хайдеггер прошел школу Гуссерля и сам не раз гов...

Лекция 1. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ .

    Краткая характеристика онтологии.

    Исторические концепции бытия.

    Основные формы бытия.

    Основные понятия онтологии и их соотношение.

Краткая характеристика онтологии.

Онтология – раздел философии, в котором идет речь идет о бытии . Сюда входят такие философские категории как материя, движение, пространство, время, а также существование, сущее, субстанция и т.д. Следует отметить, что онтология изучает не то, как мир реально существует, а то, как его можно мыслить. Категория бытия является центральным понятием онтологии и важнейшей проблемой для философии в целом, т.к. именно через нее человек осмысливает мир в целом и свое место в нем. Понятие бытия является предельно широким по объему и бедным по содержанию, поэтому не имеет фиксированного значения и употребляется в самых разных смыслах, например:

    Бытие – это существование во всех многообразных формах.

    Бытие – это ничто.

    Бытие – это объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания.

    Бытие – это то, что прошло через мышление.

Исторические концепции бытия.

Впервые ввел понятие бытия и сделал его предметом философского анализа древнегреческий философ Парменид (6 – 5 вв. до н.э.). Следует вспомнить, что основной проблемой того времени был поиск первоначал, причем в основном натурфилософы предлагали материальные первоначала (вода, воздух, огонь и т.д.), однако не все явления могут быть объяснены материальными первопричинами (идеальное нельзя вывести из материального). Поэтому требовалось понятие более общее: «Бытие – то, что находится за миром чувственных вещей, и это есть мысль… Оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет» (Парменид). Итак, по Пармениду, бытие обладает следующими характеристиками:

    истинно сущее;

    не возникло, неуничтожимо, нескончаемо во времени;

    единственно и едино (неделимо);

    ни в чем не нуждается;

    лишено чувственных качеств, постигается только умом, мыслью.

Небытия нет, т.к. его нельзя мыслить (все, что можно мыслить, - бытие).

Гуманистический период в лице Сократа и софистов (5 в. до н.э.) сделал бытие человекоразмерным.

Платон показал, что бытие существует в двух родах: бытие по истине и бытие по мнению.

Аристотель , продолжая поставленную Парменидом тему соотношения бытия как сверхчувственной реальности с вещами этого мира, критикует Платона за раздвоение мира и выстраивает иерархическую лестницу, в которой нижней ступенью является мертвая материя, верхней – Бог, т.е. мерой совершенства является свобода от материального начала. Для объяснения того, почему все существует, Аристотель выделял 4 причины:

    Формальная – сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть;

    Целевая – то, ради чего осуществляется;

    Движущая, или действующая – начало движения;

    Материальная – то, из чего возникает вещь.

Как видно, у Аристотеля сутью бытия является форма, активное начало, материя же лишь пассивное начало.

Средневековые философы (например, Августин, Боэций, Фома Аквинский) отождествляют Бога и бытие (Бог – истинное бытие или всеполнота бытия). По аналогии с Аристотелем Фома выстраивает иерархическую лестницу как иерархию причастности бытию. Все сущее стремится быть, поэтому стремится к Богу как источнику и полноте бытия. Т.к. Бог (бытие) = благо, то зло = небытие, отсутствие или недостаток бытия. Тем самым человек, выбирающий зло, тем самым выбирает небытие, отказываясь от бытия (об этом ясно говорит Боэций).

Новое время (17 – 19 вв.): бытие – производная от сознания, разума, мышления. Р. Декарт : мыслю, следовательно, существую. Кстати, в Новое время появляется дуалистическая трактовка бытия (материальное и идеальное, дуализм Декарта), идея несводимости одного вида бытия к другому. Ф. Бэкон говорит о том, что бытие – вечно подвижная материя. НКФ продолжает традицию истолкования бытия как прошедшего через сознание. Кант своим делением мира на феноменальный и ноуменальный также говорит о том, что существование мира видится исключительно сквозь призму сознания, «вещи в себе» существуют, но они нам не явлены. Фихте : «Весь мир – это Я». Гегель : бытие тождественно мышлению, мир – проявление Абсолютной идеи. При этом Гегель говорит о том, что бытие – предельно простое, а потому бессодержательное понятие. В этом смысле чистое бытие = небытию, ничто, т.к. ни то ни другое не обладает никакими свойствами.

Русская религиозная философия (конец 19 – начало 20 вв.): бытие – проявление сущего (в отличие от гегелевской трактовки бытия как бессодержательной абстракции, ничто). В философии В. Соловьева бытие проявляет себя трояким образом: как воля (в сфере практической деятельности), как представление (в сфере познания) и как чувство (в сфере творчества).

Философия 20 в. показывает различные трактовки бытия, связанные с плюрализмом направлений. Экзистенциализм в лице М. Хайдеггера говорит о том, что проблема бытия имеет смысл только как проблема человеческого бытия. Бытие – это уникальное существование человеческой личности. Бытие, по Хайдеггеру, - это не сами вещи, а то, в чем эти вещи есть. Человек является бытием именно потому, что он не вещь. Бытие связано со временем, т.к. человек – единственное существо, которое осознает свою конечность, временность. Кстати, отметим, что в 20 в. особое значение приобретает тема культуры, т.к. культура – это и есть человеческое бытие, культура – это не только Я, но и Мы. Представитель психоаналитического направления Э. Фромм в книге «Иметь или быть» говорит о бытии как модусе человеческого существования, противоположном обладанию. По Фромму, большая часть неврозов обусловлена как раз тем, что люди предпочитают обладание бытию. Кстати, об этом говорил и Маркс , считавший частную собственность причиной отчуждения, разрушающей общество и человека. Для неопозитивизма проблема бытия является псевдопроблемой, т.к. позитивного значения она не имеет. Постмодернизм понимает бытие как неопределенность, состояние становления, вечное изменение.

Итак, можно сделать вывод о том, что в истории философии единого представления о бытии не сложилось, трактовка бытия зависит от специфики философского направления, от контекста исторической эпохи.

Онтология в философии занимает значимое место, особенно в становлении философской мысли и современных научных теориях. Учение обо всем сущем стремится объяснить природу и взаимосвязь предметов: материальных и нематериальных.

Определение учения

Онтология -это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.

Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).

Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.

Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:

  1. Бытие, как неосязаемое, неощущаемое. Это закономерное явление, которое строится на универсальных закономерностях.
  2. Развитие бытия, как философской природы.

Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие.

Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.

Как развивалась онотологическая мысль

Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:

  1. Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
  2. Средневековье. В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий - неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога. Онтология используется для решения теологических вопросов.
  3. 16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
  4. 20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.

Онтологическая теория

Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей. Онтология - своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук. Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.

Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.

Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий. Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.

Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.

В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.

В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности. Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.

Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности. В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность. Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.

Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания - от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.

Философско-правовая онтология

Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек. Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.

Философско-правовая онтология - метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.

Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична. Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.

Фундаментальная онтология Хайдеггера

Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то. Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.

Предмет учения о бытие

Бытие - центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности.

Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.

Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.

Как рассматривается онтология в точных науках

В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:

  • определений и понятий, обобщенных в таксономию - науку о принципах подразделения и систематизации сложных сущностей, соотносящихся по иерархиям;
  • их истолкования;
  • правил подведения итогов.

Виды онтологий

Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:

  1. Мета-науки онтологии, которые рассматривают общие понятия, независящие от объектных сфер.
  2. Онтология предметной сферы - формализованное описание предметной сферы, применяемое, как правило, для уточнения понятий из мета-онтологии и/или определения общей терминологической базы объектной сферы.
  3. Онтология определенной задачи - учение, которое определяет общую базу терминов для конкретной задачи или проблемы.
  4. Сетевые онтологии зачастую применяются для рассмотрения итогов действий, которые выполняются объектами предметной сферы.

Антология в философии - сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.

Модель онтологической науки

Онтология в философии предполагает поиск и применение связанных и зависимых между собой трех составляющих:

О=, где:

  • Х - количество определений объектной сферы;
  • R - количество взаимоотношений между терминами;
  • F - количество функциональных особенностей интерпретации.

Обобщение некоторых моделей учения производится так, чтобы:

  • представлять большое количество концептов в форме схемы;
  • использовать достаточное множество R, содержащее как отношения в таксонометрии, так и отношения, которые отображают специфичные особенности определенной сферы, а также инструменты, позволяющие расширить множество R;
  • применять декларативные и процедурные интерпретации и отношения, в том числе определение новых понятий.

После этого, можно рассматривать модель расширяемой онтологии, которая представляет собой учение для создания пространств знаний в интернете. Одновременно с этим, эта модель не является полной, поскольку пассивна в определении процедурных интерпретаций и введении специализированных функций расширения учения.