Палачи османской империи. Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши

ЗАКОН ФАТИХА.

3 сообщения

В этой теме мы расскажем о Законе Мехмеда II Фатиха и о том, что такое «Женский султанат».

Немного истории. Какая власть ждёт нашу Нурбану — жену султана Селима II?

Женский султанат — исторический период жизни Османской империи, который продлился немногим более века. Он характеризуется переходом фактической власти в руки четырёх матерей сыновей султанов, сыновья которых, правящие падишахи, слушались их безоговорочно, принимая решения по поводу внутри и внешнеполитических, общегосударственных вопросов.

Итак, этими женщинами были:

Афифе Нурбану Султан (1525-1583) — по происхождению венецианка, имя при рождении Сесилия Баффо.

Сафие Султан (1550-1603) — по происхождению венецианка, имя при рождении София Баффо.

Махпейкер Кёсем Султан (1589-1651) — Анастасия, вероятнее всего родом из Греции.

Хатидже Турхан Султан (1627-1683) — Надежда, родом из Украины.

Верной датой «Женского султаната» следует считать 1574 год, когда Нурбану стала Валиде Султан. И именно Нурбану Султан следует считать первой представительницей исторического периода Османской империи под названием «Женский султанат».

Руководить гаремом Нурбану начала в 1566 году. Но настоящую власть Нурбану удалось прибрать к своим рукам только в период правления её сына Мурада III.

В год восшествия на престол Мурад III, поддавшись влиянию матери Нурбану и Великого Визиря Мехмеда Паши Соколлу, который был послушным исполнителем воли Нурбану, отдал приказ казнить всех своих сводных братьев, объясняя своё решение Законом Мехмеда Фатиха о братоубийстве, изданным в 1478 году. До этого Закон не использовался целых 62 года, так не было нужды в нём.
Когда на престол взошёл Сулейман у него на тот момент не было братьев-конкурентов.
Также, когда на престол восходил его сын Селим, у него (у Селима) уже не было братьев. (Мустафу и Баязета казнил Сулейман, Джихангир умер своей смертью и он не являлся претендентом на трон из-за болезни, а Мехмет был специально заражен оспой ещё в Манисе конкурентами на трон.

Через 21 год, когда умрёт Султан Мурад III, сын Селима II, новый султан, сын Мурада III — Мехмед III опять использует этот закон и опять это будет сделано по настоянию матери султана, уже Валиде Сафие Султан.
Мехмед III казнил 19 своих сводных братьев в 1595 году. Этот год войдёт в историю, как самый кровавый год применения Закона Фатиха.

После Мехмеда III на престол взойдёт Ахмед I, наложницей которого станет знаменитая Кёсем, в будущем властная и хитрая Валиде Султан.
Ахмед I введёт в практику заточения братьев правящих султанов в один из дворцовых павильонов, в «Кафес» (в переводе «Клетка»), что, однако, не является отменой закона Фатиха, а лишь дополняет к нему право выбора — смерть или клетка на пожизненное заточение. Да и к введению этой практики Кёсем Султан не приложила никаких усилий, поскольку смогла вмешиваться в решение султанов намного позже.
Упомянем лишь о том, что правящий султан Мурад IV сын Кёсем в 1640 году оставшийся без наследников, из страха конкуренции попытается убить своего родного брата, другого сына Кёсем. Однако Кёсем, располагавшая на тот момент огромной властью, помешает этому, поскольку в противном бы случае, правление Османской династии прекратилось бы, а османы правили империей 341 год.
Справедливости ради отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. Последний раз он использовался в 1808 году, когда султан Махмуд II, занявший трон, убьёт своего брата султана Мустафу IV.

Кто такой Мехмет Фатих? Чьё имя заставляло дрожать от страха могущественных султанш и их наследников трона на протяжении почти всего существования Османской империи?
Упоминание имя Мехмета Фатиха бросало в дрожь Хюррем Султан и её сыновей, только Махидевран спала спокойно, не боясь, что её сын попадёт под удар.
Всему виной ни что иное — как ЗАКОН О БРАТОУБИЙСТВЕ, закон, который придумал и ввёл Мехмет Фатих (Завоеватель), предок султана Сулеймана, тот самый, кто завоевал Константинополь и переименовал его в Стамбул. Закон разрешает воцарившемуся брату убить всех осталных братьев дабы потом они не посягнули на его трон.
Мустафа, сын Махидевран, под закон Фатиха не попадал, так как был старшим и главным наследником османского трона. Конечно, в этом Махидевран повезло, ведь до него у султана были сыновья от предыдущих наложниц — от Фюлане и Гюльфем. Но они умерли от болезни в годы эпидемий, и ПОЭТОМУ, Мустафа стал первым и главным претендентом на османский трон.
Махидевран не боялась закона Фатиха.
После Мустафы у султана появились от новой любимой наложницы и в будущем супруги — Хюррем — 6 детей: дочь Михримах и 5 сыновей (Мехмет, Абдалла, Селим, Баязет, Джихангир.) Абдалла умер во младенчестве, поэтому его не посчитали нужным ввести в сериал, о нём даже не упомянули.
Вот ко всему вышесказанному Хюррем и боялась больше всех этот проклятый закон, ведь она знала, что воцарившись, Мустафа убьёт её сыновей, каким бы добрым или милосердным он не казался — закон есть закон, и Совет настоит на исполнении этого закона, дабы жить спокойно, не опасаясь, что кто-то из братьев посягнёт на трон.

А теперь подробнее о законе Фатиха:

В 1478 году Мехмет II Фатих Завоеватель ввёл закон «О престолонаследии», второе более распространённое название закон «О братоубийстве».
Закон гласит: «Любой человек, который посмеет посягнуть на султанский трон, должен быть немедленно казнён. Даже, если трон пожелает занять мой брат. Следовательно, тот наследник, кто станет султаном, должен немедленно казнить своих братьев для сохранения порядка.»

Свой закон Мехмед II ввёл уже в конце правления. Он должен был послужить наследникам Мехмеда II надёжной защитой от претендентов на трон, недовольных властью оппонентов, в первую очередь от родных и сводных братьев правящего султана, которые могли в открытую выступить против Падишаха и поднять бунт.
Для предотвращения подобных беспорядков братьев надлежало казнить сразу после восшествия нового султана на трон, в независимости от того, посягали они на трон, или нет. Это было очень просто сделать, поскольку невозможно было отрицать, что хотя бы раз в жизни законные шехзаде не помышляли о троне.

И напоследок, отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. Последний раз он использовался в 1808 году, когда султан Махмуд II, занявший трон, убьёт своего брата султана Мустафу IV.
Просуществовала османская империя до 1922 года и потерпела крах из-за поражения в первой мировой войне.

Закон Фатиха или чего больше всего на свете боялась великая Хюррем-султан.

Закон Фатиха. Жестокое и непреложное правило существования могущественной династии Османов, неизбежный рок, повергающий в ужас могущественных султанш, родивших своему повелителю шехзаде. Как же был установлен этот обычай, породивший множество интриг у подножия султанского престола?

Одна лишь мысль о том, что ее сыновья станут жертвами Закона Фатиха, заставляла сердце Хюррем Султан сжиматься в жгучей тревоге. Напротив, Махидевран не очень беспокоилась по поводу того, что эта норма принесет в будущем несчастье ее сыну Мустафе. Дело в том, что Мехмет Фатих узаконил настоящее братоубийство — тот наследник, которому посчастливилось стать избранником Аллаха и взойти на трон, был обязан убить своих братьев во избежание смуты и неповиновения.

Мустафе повезло: он был старшим мальчиком среди детей султана Сулеймана и под Закон Фатиха не подпадал. Конечно, если бы выжили сыновья от предыдущих фавориток — Гюльфем и Фюлане, то Махидевран пришлось бы отчаянно интриговать, чтобы сохранить жизнь своему единственному шехзаде. Однако судьба до поры до времени позволяла главной жене правителя хранить спокойствие и не думать о печальной участи матери, потерявшей сына.

Но над головой сыновей рыжеволосой Хюррем Султан Закон Фатиха раскачивался словно дамоклов меч. Мать пятерых мальчиков прекрасно понимала, что если сын ее соперницы станет султаном, то им не жить. Каким бы добрым и понимающим братом не был Мустафа, он не остановится ни перед чем, желая уберечь государство от развала и гражданской войны. Закон суров, но это закон. На его выполнении будет настаивать Совет, отрицающий родственные чувства во имя интересов страны.

Подробнее о законе Фатиха

Совершивший множество славных походов Мехмед Фатих прославился среди своих подданных не только как завоеватель, но и как законодатель. Изданный в 1478 году закон «О престолонаследии», который вошел в анналы истории как закон о братоубийстве, гласил, что любой человек, осмелившийся посягнуть на трон повелителя, должен быть предан казни. Даже если это будет ближайший родственник. Из этого следовало, что новый султан прежде всего будет обязан уничтожить все потенциальныхсоперников за верховную власть.

Эта норма появилась под конец царствования Мехмеда II и должна была способствовать закреплению прав на престол наследников самого Фатиха, а не его сводныхбратьев и дядей, имевших возможность выступить против царствующего падишаха и повести за собой недовольное правлением население. В целях внутренней безопасности империи надлежало сразу же тайно или явно устранить конкурентов мужского пола, тем паче, что основания всегда имелись: каждый законный шехзаде хоть раз в жизни мечтал о троне.

Последний раз закон о братоубийстве был реализован в 1808 году, когда Махмуд II расправился со своим братом Мустафой IV. Впоследствии эта норма прекратит свое существование вместе с распадом Османского государства после поражения в Первой мировой войне в 1922 году.

Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши

Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии. Империя не может долго существовать и эффективно развиваться без стабильной системы наследования верховной власти. К чему может привести анархия в империи, можно проследить на примере Римской империи эпохи её упадка, когда императором мог стать фактически любой, кто предложит больше денег преторианцам, столичной гвардии. В Османской империи вопрос о порядке прихода к власти регулировал в первую очередь закон Фатиха, приводимый многими в пример как образец жестокости и политического цинизма.

Закон Фатиха о престолонаследии появился благодаря одному из самых известных и успешных султанов Османской империи Султаны Османской империи: 600 лет завоеваний, роскоши и власти , Мехмеду II (годы правления 1444-1446, 1451-1481). Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе. Но главным его военным деянием является захват Константинополя в 1453 году. Византийская империя к тому моменту уже фактически перестала существовать, её территория контролировалась османами. Но падение великого города, столицы монументальной империи, было знаковым событием, ознаменовавшим конец одной эпохи и начало следующей. Эпохи, в которой у Османской империи появилась новая столица, переименованная в Стамбул, а сама она стала одной из ведущих сил на международной арене.

Однако завоевателей в истории человечества немало, гораздо меньше великих завоевателей. Величие завоевателя измеряется не только масштабом покорённых им земель или количеством убитых врагов. В первую очередь это забота о том, чтобы сохранить завоёванное и превратить его в могущественное и процветающее государство. Мехмед II Фатих был великим завоевателем – после множества побед он задумался о том, как обеспечить империи стабильность в будущем. В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти. К тому моменту уже был выработан один из механизмов. Заключался он в принципе, на котором строилась жизнь султанского гарема – «одна наложница – один сын». Султаны очень редко вступали в официальный брак, обычно детей им рожали наложницы. Чтобы одна наложница не получала слишком много влияния и не начинала интриг против сыновей от других наложниц, она могла иметь от султана лишь одного сына. После его рождения её больше не допускали к интимной близости с повелителем. Более того, когда сын достигал более или менее вменяемого возраста, его назначали наместником в одну из провинций – и мать должна была его сопровождать.

В политике братья опаснее всего

Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало. С учётом того, что каждый совершеннолетний сын мог рассматриваться полноправным наследником, борьба за будущую власть нередко начиналась ещё до смерти предыдущего султана. Кроме того, даже получив власть, новый султан не мог быть полностью спокоен, зная, что его братья способны в любой момент поднять мятеж. Сам Мехмед II, придя к власти окончательно, решил этот вопрос просто и радикально – он убил сводного брата, потенциального соперника в борьбе за власть. А затем издал закон, в соответствии с которым султан после восшествия на престол имеет право казнить своих братьев ради сохранения стабильности государства и во избежание будущих мятежей.

Закон Фатиха в Османской империи Османская империя: южный мост между Востоком и Западом формально действовал на протяжении более чем четырёх веков, до конца существования султаната, упразднённого в 1922 году. При этом не стоит делать из Мехмеда II изувера, который якобы в обязательном порядке завещал своим потомкам нещадно уничтожать всех братьев. Закон Фатиха не говорил о том, что каждый новый султан обязан умерщвлять своих ближайших родственников. И многие султаны не прибегали к подобным радикальным мерам. Однако этот закон давал главе империи право посредством такого внутрисемейного «кровопускания» обеспечить политическую устойчивость всего государства. Кстати, данный закон не являлся жестокой прихотью султана-маньяка: его одобрили юридические и религиозные авторитеты Османской империи, посчитавшие, что такая мера оправдана и целесообразна. Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи. Так, при своём восшествии на трон в 1595 году султан Мехмед III приказал умертвить 19 братьев. Впрочем, последний случай применения этой чрезвычайной юридической нормы был отмечен задолго до падения империи: в 1808 году пришедший к власти Мурад II приказал убить брата, предыдущего султана Мустафу IV.

Закон Фатиха: законы и сериалы

Вряд ли бы о законе Фатиха в наше время вспомнило бы столь большое количество нетурецкого, то есть не изучавшего деяния Мехмеда II в школьном курсе истории, населения, если бы не пресловутый сериал «Великолепный век». Дело в том, что сценаристы сделали закон Фатиха одной из главных сюжетных пружин всего повествования. Согласно сценарному замыслу, Хюррем, знаменитая наложница и любимая жена султана Сулеймана Великолепного, начала плести свои интриги против других наложниц и старшего сына султана Сулеймана. При этом главная её деятельность была направлена как раз против закона Фатиха о престолонаследии. Логика была такова: у султана Сулеймана был старший сын, рождённый другой наложницей. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.

Поэтому Хюррем-султан якобы стремилась добиться от Сулеймана отмены данного закона. Когда же султан не захотел отменять закон даже ради любимой жены, она перенаправила свою деятельность. Не будучи в состоянии упразднить закон как угрозу своим сыновьям, она решила упразднить первопричину – и начала интриговать против старшего сына Сулеймана, чтобы дискредитировать его в глазах отца, а по возможности и уничтожить. Эта деятельность привела к усилению влияния Хюррем, ставшей, таким образом, родоначальницей той традиции, которая в истории Османской империи известна как «Женский султанат».

Версия в целом интересная и не лишённая логики, однако, всего лишь художественная версия. Хюррем-султан не является деятельницей «Женского султаната», это явление, характеризуемое большим влиянием женщин гарема на политическую ситуацию в стране и даже на верховную власть, возникло спустя полвека после её смерти.

К тому же опять стоит вспомнить, что закон Фатиха не предусматривал неизбежной расправы султана над братьями. Характерно, что в некоторых случаях закон обходили: например, в 1640 году, перед своей смертью, Султан Мурад IV приказал убить своего брата. Однако приказ не был выполнен, так как в случае его выполнения не оставалось прямых наследников по мужской линии. Правда, следующий султан вошёл в историю как Ибрагим I Сумасшедший, так что большой вопрос, правильно ли не выполнили приказ – но это уже другая история…

www.chuchotezvous.ru

Закон Фатиха

Закон Фатиха

Название закона

Основатель закона

Закон Фатиха - одна из священных традиций Османской Империи, используемая султанами при восшествии на престол. Закон Фатиха призывал султанов, получивших трон, умертвить всех своих братьев и их потомков мужского пола ради предотвращения междоусобных войн в дальнейшем.

Случаи убийства близких родственников во время борьбы за власть в династии османов происходили с первых же дней. Казня соперника в борьбе за престол, зачастую казнили и всех его сыновей, независимо от возраста. До Мурада II во всех случаях казнили только провинившихся принцев: бунтовщиков и заговорщиков, противников в вооружённой борьбе. Мурад II первым наложил наказание на несовершеннолетних невиновных братьев, велев их ослепить абсолютно без их вины. Его сын, Мехмед II, сразу после восшествия на престол казнил только что родившегося брата. Позднее султан издал сборник законов, одно из положений которого признавало убийство невинных шехзаде ради сохранения порядка законным.

Османы унаследовали представление о том, что пролитие крови членов династии недопустимо, поэтому родственников султанов казнили, удавливая их с помощью тетивы лука. Хоронили убитых таким образом сыновей султана с почётом, обычно рядом с умершим отцом. Баязид II и Селим I не применяли при воцарении закон Фатиха, поскольку отношения с братьями выясняли с оружием в руках, Сулеймана I пережил только один сын, поэтому в чистом виде закон Фатиха применялся начиная с воцарения Мурада III в 1574 году и до смерти Мурада IV в 1640 году:

Мурад III, старший сын Селима II, при воцарении в 1574 году воспользовался своим правом казнить ни в чём не виновных малолетних братьев по закону Фатиха. Количество казнённых оценивается как пять или девять. Мехмед III, старший сын Мурада III, при вступлении на престол также отдал приказ о казни своих малолетних братьев. У него их было 19. Опасаясь заговора со стороны собственных сыновей, Мехмед ввёл пагубный обычай не отправлять шехзаде в санджаки, а держать их при себе на территории султанского дворца. Ахмед I, старший из сыновей Мехмеда III, переживших его, дважды отдал приказ о казни Мустафы, однако оба раза случались неприятности, заставлявшие суеверного султана отменять приказ. Сын Ахмеда, Осман, приказал казнить своего брата, Мехмеда. Сам Осман был вскоре свергнут и убит. Мурад IV приказал казнить как минимум двух своих несовершеннолетних братьев. Несмотря на то, что у него так и не было сыновей, переживших младенчество, Мурад приказал казнить своего последнего брата и единственного наследника, Ибрагима, однако его спасла мать, и Ибрагим сменил Мурада на троне. Убит Ибрагим был позже, после мятежа янычар и свержения.

В дальнейшем закон Фатиха более не применялся. Посчитано, что на протяжении всей истории Османской империи было казнено 60 шехзаде. Из них 16 были казнены за мятежи и 7 за попытки мятежа. Все прочие - 37 - из соображений общей пользы.

Великолепный век

Мустафа клянется, что никогда не казнит Мехмеда

Впервые о законе, приказывающем убить своих братьев при восшествии на престол, упоминается в третьем сезоне. На охоте Сулейман рассказывает об этом сыну Мехмеду, и тот, встретившись с Мустафой, спрашивает его, сможет ли брат казнить брата. Шехзаде клянутся друг другу, что кто бы из них не взошел на престол, он никогда не казнит другого.

Казнь Баязида и его сыновей

В четвертом сезоне о законе Фатиха упоминается едва ли не в каждой серии. Претендентов на престол три - шехзаде Мустафа, Селим и Баязид. Мать Селима и Баязида Хюррем готова на всё, чтобы трон достался одному из её детей, и с этой целью она начинает плести интриги вокруг Мустафы. Баязид и Мустафа клянутся друг другу, что, взойди один из них на престол, он не убьёт другого, однако против этого активно выступают матери шехзаде. После казни Мустафы соперников остается только двое - Селим и Баязид, и каждый из них знает, что его ждет либо престол, либо смерть. За спиной Селима стоит отец, за спиной Баязида - мать. Между шехзаде происходит не одна битва, и в результате их младший шехзаде оказывается в персидском плену, откуда его выкупает Селим и казнит вместе со всеми сыновьями, дабы обеспечить себе спокойное правление.

Империя Кёсем

Маленький Мустафа I перед казнью в темнице

О Законе Фатиха упоминается в первой же серии. Ахмед рассказывает о своем детстве, омраченном смертью братьев и жестокостью отца, умершего из-за болезни и тем самым позволившего Ахмеду взойти на престол. На глазах шехзаде был убит его старший брат, Махмуд, а Дервиш Паша позже вспоминает, что, не отрави он Мехмеда III, и сам Ахмед был бы казнен. Следуя закону, новый султан должен лишить жизни своего младшего брата Мустафу, однако не может совершить этого не смотря на давление и со стороны матери, и со стороны Сафие Султан. Он делает несколько попыток к убийству мальчика, однако каждый раз что-то останавливает его. В итоге Ахмед так и не совершает злодеяния, чем заслуживает всеобщее признание. Однако из-за его милосердия Мустафе приходится всю жизнь просидеть в кафесе, из-за чего последний сходит с ума.

Казнь шехзаде по приказу Халиме Султан

После смерти Ахмеда закон Фатиха становится едва ли не главным героем сериала: чтобы защитить и своих детей, и всех шехзаде, которые ещё родятся в Империи, Кёсем Султан отменяет братоубийство. Она от имени мужа принимает новый закон о «самом старшем и мудром», по которому султаном становится старший из рода Османов. Но это не помогает остановить кровопролития: по приказу не считающейся с новыми порядками Валиде Халиме Султан всех племянников нового падишаха едва не казнят, причем дважды. Осман II, взойдя, наконец, на престол, отменяет принятый мачехой закон и возвращает братоубийство. Тем самым становится возможной казнь его брата, шехзаде Мехмеда. Также, еще во время жизни Ахмеда, казнят Искендера, «потерянного шехзаде», но позже он оказывается жив, и Кёсем, чтобы обеспечить в дальнейшем спокойное правление своему сыну и лишить наследника Сафие Султан, делает всё, чтобы расправиться с ним. Во время второго правления безумного Мустафы ради сохранения порядка детей Кёсем снова едва не казнят, а Османа убивают янычары. Его сына, Мустафу, также казнят.

Казнь шехзаде Баязида

Во втором сезоне Закон Фатиха царствует от первой серии до последней: стоит султану Мураду взять власть в свои руки, как его братья начинают опасаться за свою свободу, а потом и за жизнь. Гюльбахар Султан, едва приехав во дворец, сразу же начинает говорить сыну, что однажды султан по-любому его казнит, и потому необходимо свергнуть действующего падишаха прежде, чем это случится. Стоит шехзаде Касыму совершить проступок, как его сажают в кафес, а спустя несколько лет, вследствие интриг его матери, и вовсе казнят. Несмотря на все попытки Валиде Кёсем Султан сохранить жизнь всем шехзаде, Баязид первым погибает от рук палачей, ввязавшись в игру своей матери, Касыма убивают вторым, а Ибрагима, также несколько лет проведшего в кафесе, Кёсем в прямом смысле защищает своим телом. Позднее падишах казнит пожилого Мустафу I, всё ещё сидящего в кафесе.

ru.muhtesemyuzyil.wikia.com

На главную страницу

Süleyman ve Roksolana / Сулейман и Роксолана

Закон Фатиха
Зачем он нужен?! И кто его придумал?!

Ну для начало напоминаю, для тех кто забыл или попросту не знал, как этот закон называется. Закон Фатиха — это тот самый закон, который дозволяет умертвить всех своих братьев и полностью прервать их род (то есть убить всех их потомков, по мужской линии), если (тебе всё таки повезло) и ты занял престол, то есть стал Султаном.

Для начало, не много о создателе этого самого закона. Султан Мехмед II, прозванный в народе Фатих, что означает Завоеватель - был османским султаном с 1444 по 1446 и с 1451 по 1481. (Прадедушка султана Сулеймана Кануни).

Мехмед II родился 29 марта 1432 года в Эдирне. Он был четвёртым сыном Мурада II от его наложницы Хюмы Хатун (предполагается, что она была греческого происхождения).

Когда Мехмету исполнилось шесть лет, его отправили в санджак-сарухан Манису, где он находился до августа 1444 года (до 12 лет), то бишь до занятия им престола.

В момент вступления на трон Мехмед II приказал утопить сводного брата Ахмеда-Кучука. После этого собственно, Мехмед II и узаконил этот обычай своим указом, который гласил «Тот из моих сыновей, который вступит на трон, ВПРАВЕ убивать своих братьев, чтобы был порядок на земле.» Большинство знатоков судейского дела одобрили этот закон. ТАК ПОЯВИЛСЯ ЗАКОН ФАТИХА.

На самом деле этот султан, прославился не только своим знаменитым законам, он вёл многочисленные завоевания в ходе Балканских войн завоевал Сербию, Герцеговину, Албанию. В 1467 году Мехмед II подошёл к владениям мамлюкских правителей Караманидов - Ак-Коюнлу - Мемлюк. В 1479 году султан предпринял поход против венецианцев, держащих обширную территорию Албании под контролем. Мехмед II осадил крепости Шкодер (Ишкодра) и Круя (Акчахисар). Самым главным его завоеваниям, за, которая он собственно и получил прозвище «Фатих» было завоевания Константинополя в мае 1453 года (на тот момент ему шёл 21 год).

Жёны и наложницы:

С начала правления султана Мехмета II (с 1444 года), основным элементом османской семейной политики было проживание с наложницами, официально не заключая с ними брака, а так же главного принципа (о котором, я думаю очень многие слышали) «одна наложница один сын (шехзаде)», так же как и политика ограничения деторождения жен из благородных семей, осуществлялось путем полового воздержания. Внутри султанского гарема, вероятно, применялась своеобразная политика недопущения в постель султана тех наложниц, которые уже родили сыновей. Одной из причин применения политики «одной наложнице одного сына» являлось то, что матери султанских детей при отправке своих сыновей на управления санджаками сопровождали их и возглавляли их дом в провинциях.

1.Эмине Гюльбахар Хатун: мать Джевхер хатун и приёмная мать Баязида II (Как приёмная мать Баязида и вдова Мехмеда получила титул, равный появившемуся позже титулу валиде-султан. Умерла в 1492 году в Стамбуле. Похоронена в мечети Фатих. В память о приёмной матери Баязид II после её смерти построил в Токате мечеть Хатунийе).

2. Ситти Мюкриме Хатун: была ЗАКОННОЙ женой Мехмета, дочерью шестого правителя Дулкадириды Сулеймана Бея и биологической матерью Баязида II. (Её сын взошёл на престол спустя 14 лет, после смерти Мюкриме. Другая жена Мехмеда Эмине Гюльбахар Хатун получила тогдашний эквивалент титула валиде-султан, как его приёмная мать).

3. Гульшах хатун: мать любимого сына султана Мехмеда II – шехзаде Мустафы (1450-1474 года). (Шехзаде умер от болезни в июне 1474 года, в возрасте 24 лет. В его смерти обвинили великого визиря Махмуда-пашу, у которого были плохие отношения с Мустафой. Его задушили, но похоронили в его мавзолее, который он построил и носит его имя. А самое главное в день его похорон султан объявил траур, что являлось признаком его переменчивого характера).

4.Чичек хатун: мать шехзаде Джема
5.Хелена хатун
6.Анна хатун
7.Алексис хатун

Сыновья: султан Баязид II, шехзаде Мустафа, шехзаде Джем и шехзаде Коркут.

Дочери: Джевгер хатун, Сельджук хатун, Хатидже хатун, Илади хатун, Айше хатун, Хинди хатун, Айнишах хатун, Фатьма хатун, Шах хатун, Хума султан и Икмар султан. (Я думаю, многим интересно почему первых дочерей называли хатун, а 2-х последних султан, объясняю, до времени правления Базида II дочерей султана называли Хатун, а после его восхождения на престол, дочерей султанов стали называть Султаншами).

Умер Мехмед II, когда перебазировался из Стамбула в Гебзе для окончательного формирования армии (для очередного похода). Во время нахождения в воинском стане Мехмед II заболел и скоропостижно скончался, как предполагалось от пищевого отравления или же по причине своей хронической болезни. Существовала также версия об отравлении. Тело владыки было привезено Карамани Ахмет-пашой в Стамбул и было выставлено для прощания в течение двадцати дней. На второй день после восхождения Баязида II на престол тело было предано земле в мавзолее Мечети Фатих. Похороны состоялись 21 мая 1481 года.

Требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов Складские строения, предназначенные для хранения нефти, нефтепродуктов, в связи с их взрыво- и пожароопасностью должны быть оборудованы соответствующим образом для […]

  • Криминалистическое исследование следов биологического происхождения К следам биологического происхождения относятся: кровь и ее следы; следы спермы; волосы и другие выделения человеческого организма. Указанные следы несут разыскную […]
  • ЗАКОН ФАТИХА И ЖЕНСКИЙ СУЛТАНАТ. Часть 2. Исторические факты. Таким образом, наиболее правильным вариантом даты начала периода «Женского Султаната» является 1574 год, год получения титула «Валиде» Нурбану Султан, настоящей основательницы этой эпохи. И хотя Нурбану Султан начала управлять Султанским гаремом ещё 1566-ом году, современниками не отмечалось её особого влияния на решения её мужа, Султана Селима II, что подтверждало тот факт, что по-настоящему серьёзную власть Нурбану Султан приобрела только к началу правления своего сына, Султана Мурада III. В этом же году произошёл и первый серьёзный удар по Османской империи, который возвращает нас к первоначальной теме данного опровержения, а именно к применению «закона Фатиха», так как Мурад III, взошедший на престол после смерти отца, по наставлению матери, которую поддерживал Великий Визирь Мехмед Паша Соколлу (к тому времени уже полностью попавший под влияние Нурбану), отдал приказ о казни пятерых сводных братьев. До этого события закон не применялся уже 62 года. Позже, в ответе на вопрос о необходимости столь радикальных мер, Мурад III сослался именно на закон своего предка Мехмеда II «О престолонаследии», принятый в 1478-ом году. Спустя 21 год, уже его сын Султан Мехмед III снова применит этот закон, и снова по настоянию своей матери, следующей Валиде Сафие Султан, и после восшествия на престол казнит 19 собственных братьев. Таким образом, казнь 1595 года войдёт в историю как самый кровавый случай применения данного закона. После правления Мехмеда III, во времена Ахмеда I, (именно его наложницей была легендарная впоследствии Валиде Кёсем Султан), будет введена практика заточения братьев действующих Султанов в отдельный павильон дворца, так называемый «Кафес» («клетка»), что совершенно не означало отмену «закона Фатиха». К тому же сама Кёсем Султан к этому отношения не имеет, она прославилась намного позже и несколько иными делами. Кстати, именно с её образа взяты многие отрицательные черты, приписываемые Хасеки Хюррем Султан. Но в рамках данной статьи стоит отметить только то, что один из сыновей Кёсем, а именно Мурад IV, не оставивший детей после себя, в 1640-ом году (последний год его правления) перед своей смертью попробует снова (после 45-летнего перерыва) применить «закон Фатиха», отдав приказ убить собственного брата, будущего Султана Ибрагима I Сумасшедшего. Кесём, на тот момент имевшая уже огромное влияние, не позволит выполнить данный приказ, так как его выполнение означало бы мгновенное прекращение 341-летнего существования Османской династии. В целом же закон Фатиха так никогда и не был отменён официально и юридически действовал вплоть до прекращения существования Османской империи в конце первой четверти XX века. Последнее его применение относится к 1808 году, то есть спустя 121 год по окончании периода «Женского Султаната», (закончившегося в 1687 году через 4 года после смерти последней влиятельной Валиде в истории Османской империи Турхан Султан). Тогда (в 1808-ом году) по приказу взошедшего на престол Султана Махмуда II будет убит его брат, бывший Султан Мустафа IV. Что же касается влияния эпохи женского Султаната на историю Османской империи, то нельзя не признать, что действия женщин этой эпохи косвенно подтолкнули империю к стагнации, и то по большей части за счёт Турхан Султан и её сына Мехмеда IV, проигравшего Венскую битву 11 сентября 1683 года. Но не более того, то есть «главной причиной упадка Османской империи», не смотря на все старания Данишменда, «Женский Султанат» назвать никак нельзя. А популярная фраза: «С украинки начался, украинкой и закончился», намекающая на Хюррем как на основательницу данного периода, оказалась абсолютно несостоятельной. В дальнейшем, точнее к началу XVIII века, престол начали занимать наследники, которых, по сравнению с предшествующими султанами, к моменту получения трона очень трудно было назвать молодыми. А их матери к тому времени либо уже были мертвы, либо находились в весьма почтенном возрасте и не проявляли большой активности в делах государства, тем самым к середине XVIII века влияние и значимость Валиде очень сильно ослабли, и последние матриархальные элементы во всех мало-мальски серьёзных делах государства полностью исчезли. Если говорить о других события, берущих начало во время эпохи «Султаната женщин» и продолжавших своё действие после завершения данного периода, то здесь следует отметить только найденную альтернативу «закону Фатиха», а именно заточение в павильон «Кафес», которое, несмотря на всю свою гуманность, не принесло особой пользы, так как из-за прекращения назначений наследников губернаторами провинций, данная альтернатива лишь дала империи нескольких несостоятельных политиков и малодушных правителей. А также тот факт, что именно Турхан Султан посоветовала своему сыну назначить Мехмеда Кепрюлю Великим Визирем, что дало начало новой эпохи османского государства, но это уже совсем другая история.

    Чтобы устранить хаос при выборе главы государства, в Османской империи было узаконено братоубийство.

    Во всех турецких государствах, существовавших до Османской империи, какой-либо системы перехода власти от одного лица к другому не существовало. Правом возглавить государство обладал каждый член династии. История знает множество примеров того, как данная ситуация становилась причиной хаоса, регулярно приводя к ожесточенным конфликтам в борьбе за престол. Обычно членам династии ничто не угрожало до тех пор, пока они не претендовали на трон. Бывали также случаи, что и те, кто оказывал сопротивление, в конечном счете получали помилование. Тем не менее эта ситуация стала причиной гибели десятков тысяч человек.

    Первое братоубийство

    После смерти первого османского султана Османа Гази в 1324 году при отсутствии борьбы за султанат между тремя его сыновьями трон унаследовал Орхан Гази. В 1362 году на престол взошел его сын Мурад I, который боролся за власть с братьями Ибрагимом и Халилем, отстранив их от управления в Эскишехире. Согласно слухам, наследники оспаривали у Мурада I престол. С их умерщвлением была впервые пролита братская кровь.

    Унаследовав трон после Мурада I в 1389 году, Баязид I Молниеносный приказал убить своего брата Якуба Челеби на поле боя, хотя его брат и не вступал в конфликт по поводу наследования. Период междуцарствия после смерти Баязида I обернулся тяжелым испытанием для османов. Борьба за власть между четырьмя сыновьями Баязида продолжалась 11 лет, Османская империя оказалась в кризисе. Именно это время и подготовило почву для легализации братоубийства в империи.

    Свод законов Мехмеда II

    Когда на престол вступил Мехмед II Завоеватель, Османская империя еще не отошла от потрясений Османского междуцарствия. Завоевав Стамбул, Мехмед II вновь собрал земли Османской империи воедино. Составляя свод законов о государственной организации, Мехмед II также включил пункт, связанный с наследованием султаната:

    «Если кто-нибудь из моих детей станет во главе султаната, то для обеспечения общественного порядка ему надлежит убить своих братьев. Большинство улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама — прим. пер. ) одобряет это. Пусть это правило соблюдается».

    Мехмед Завоеватель был не первым правителем, введшим в практику братоубийство. Он лишь узаконил сложившуюся гораздо раньше практику. И делая это, он исходил прежде всего из опыта периода междуцарствия (1402-1413).

    Братоубийство

    Братоубийство необходимо рассматривать в рамках условий конкретного временного периода. Явление братоубийства, характерное для Османской империи, — это вопрос всей турецкой истории. В его основе лежит в первую очередь отсутствие какой-либо системы и института наследования престола.

    Чтобы искоренить братоубийство, назрела необходимость создать такую систему наследования. Это долго не удавалось сделать, но с начала XVII века был введен принцип вступления на престол старшего из представителей династии. Однако это не решило всех проблем процедуры смены правителя. Неблагоприятный отпечаток также накладывало традиционное заточение наследников престола во дворце, в помещении под названием «шимширлик». Большинству правителей, взросление которых происходило таким образом, так и не удавалось познать жизнь и принципы работы государственного аппарата, что в конце концов приводило к их неспособности участвовать в процессе управления.

    Легализация братоубийства и умерщвление наследников престола даже в том случае, если они не претендовали на трон, отводят османам особую позицию на протяжении всей турецкой истории. В частности, благодаря братоубийству Османская империя смогла сохранить свою целостность — в отличие от существовавших до Османской империи турецких государств.

    При анализе турецкой истории становится очевидно, что борьба за престол нередко заканчивалась распадом государства. Османы, которые, сохранив целостность, смогли обеспечить власть единого правителя, достигли превосходства над Европой в том числе и благодаря этому.

    Свод законов Мехмеда Завоевателя не настоящий?

    Те, кто не желают пятнать имя султана и отказываются приписывать закон о братоубийстве Мехмеду II, утверждают, что знаменитый свод законов на самом деле был составлен Западом. Иначе как можно объяснить то, что он существует в единственном экземпляре и находится в Вене? Между тем проведенные исследования позволили обнаружить и новые версии данного кодекса.

    После Завоевателя

    Значение пункта, который был включен в свод законов Мехмедом II, было по-новому осмыслено незамедлительно после смерти султана, когда между двумя его сыновьями Баязидом II и Джемом Султаном вспыхнула борьба, которая продлилась несколько лет. Первые годы султаната Явуза Султана Селима войдут в историю как период, когда спор братьев за престол достигнет апогея.

    Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии. Империя не может долго существовать и эффективно развиваться без стабильной системы наследования верховной власти. К чему может привести анархия в империи, можно проследить на примере Римской империи эпохи её упадка, когда императором мог стать фактически любой, кто предложит больше денег преторианцам, столичной гвардии. В Османской империи вопрос о порядке прихода к власти регулировал в первую очередь закон Фатиха, приводимый многими в пример как образец жестокости и политического цинизма.

    Закон Фатиха о престолонаследии появился благодаря одному из самых известных и успешных султанов Османской империи , Мехмеду II (годы правления 1444-1446, 1451-1481). Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе. Но главным его военным деянием является захват Константинополя в 1453 году. Византийская империя к тому моменту уже фактически перестала существовать, её территория контролировалась османами. Но падение великого города, столицы монументальной империи, было знаковым событием, ознаменовавшим конец одной эпохи и начало следующей. Эпохи, в которой у Османской империи появилась новая столица, переименованная в Стамбул, а сама она стала одной из ведущих сил на международной арене.

    Однако завоевателей в истории человечества немало, гораздо меньше великих завоевателей. Величие завоевателя измеряется не только масштабом покорённых им земель или количеством убитых врагов. В первую очередь это забота о том, чтобы сохранить завоёванное и превратить его в могущественное и процветающее государство. Мехмед II Фатих был великим завоевателем – после множества побед он задумался о том, как обеспечить империи стабильность в будущем. В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти. К тому моменту уже был выработан один из механизмов. Заключался он в принципе, на котором строилась жизнь султанского гарема – «одна наложница – один сын». Султаны очень редко вступали в официальный брак, обычно детей им рожали наложницы. Чтобы одна наложница не получала слишком много влияния и не начинала интриг против сыновей от других наложниц, она могла иметь от султана лишь одного сына. После его рождения её больше не допускали к интимной близости с повелителем. Более того, когда сын достигал более или менее вменяемого возраста, его назначали наместником в одну из провинций – и мать должна была его сопровождать.

    В политике братья опаснее всего

    Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало. С учётом того, что каждый совершеннолетний сын мог рассматриваться полноправным наследником, борьба за будущую власть нередко начиналась ещё до смерти предыдущего султана. Кроме того, даже получив власть, новый султан не мог быть полностью спокоен, зная, что его братья способны в любой момент поднять мятеж. Сам Мехмед II, придя к власти окончательно, решил этот вопрос просто и радикально – он убил сводного брата, потенциального соперника в борьбе за власть. А затем издал закон, в соответствии с которым султан после восшествия на престол имеет право казнить своих братьев ради сохранения стабильности государства и во избежание будущих мятежей.

    Закон Фатиха в Османской империи формально действовал на протяжении более чем четырёх веков, до конца существования султаната, упразднённого в 1922 году. При этом не стоит делать из Мехмеда II изувера, который якобы в обязательном порядке завещал своим потомкам нещадно уничтожать всех братьев. Закон Фатиха не говорил о том, что каждый новый султан обязан умерщвлять своих ближайших родственников. И многие султаны не прибегали к подобным радикальным мерам. Однако этот закон давал главе империи право посредством такого внутрисемейного «кровопускания» обеспечить политическую устойчивость всего государства. Кстати, данный закон не являлся жестокой прихотью султана-маньяка: его одобрили юридические и религиозные авторитеты Османской империи, посчитавшие, что такая мера оправдана и целесообразна. Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи. Так, при своём восшествии на трон в 1595 году султан Мехмед III приказал умертвить 19 братьев. Впрочем, последний случай применения этой чрезвычайной юридической нормы был отмечен задолго до падения империи: в 1808 году пришедший к власти Мурад II приказал убить брата, предыдущего султана Мустафу IV.

    Закон Фатиха: законы и сериалы

    Вряд ли бы о законе Фатиха в наше время вспомнило бы столь большое количество нетурецкого, то есть не изучавшего деяния Мехмеда II в школьном курсе истории, населения, если бы не пресловутый сериал «Великолепный век». Дело в том, что сценаристы сделали закон Фатиха одной из главных сюжетных пружин всего повествования. Согласно сценарному замыслу, Хюррем, знаменитая наложница и любимая жена султана Сулеймана Великолепного, начала плести свои интриги против других наложниц и старшего сына султана Сулеймана. При этом главная её деятельность была направлена как раз против закона Фатиха о престолонаследии. Логика была такова: у султана Сулеймана был старший сын, рождённый другой наложницей. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.

    Поэтому Хюррем-султан якобы стремилась добиться от Сулеймана отмены данного закона. Когда же султан не захотел отменять закон даже ради любимой жены, она перенаправила свою деятельность. Не будучи в состоянии упразднить закон как угрозу своим сыновьям, она решила упразднить первопричину – и начала интриговать против старшего сына Сулеймана, чтобы дискредитировать его в глазах отца, а по возможности и уничтожить. Эта деятельность привела к усилению влияния Хюррем, ставшей, таким образом, родоначальницей той традиции, которая в истории Османской империи известна как «Женский султанат».

    Версия в целом интересная и не лишённая логики, однако, всего лишь художественная версия. Хюррем-султан не является деятельницей «Женского султаната», это явление, характеризуемое большим влиянием женщин гарема на политическую ситуацию в стране и даже на верховную власть, возникло спустя полвека после её смерти.

    К тому же опять стоит вспомнить, что закон Фатиха не предусматривал неизбежной расправы султана над братьями. Характерно, что в некоторых случаях закон обходили: например, в 1640 году, перед своей смертью, Султан Мурад IV приказал убить своего брата. Однако приказ не был выполнен, так как в случае его выполнения не оставалось прямых наследников по мужской линии. Правда, следующий султан вошёл в историю как Ибрагим I Сумасшедший, так что большой вопрос, правильно ли не выполнили приказ – но это уже другая история…

    Александр Бабицкий


    Начнем с маленькой предыстории. Все мы помним как в сериале «Великолепный век» Хюррем отчаянно бороться с Махимдевран и ее сыном. В 3 сезоне Хюррем всё-таки удастся избавиться от Мустафы навсегда, его казнят. Многие осуждают коварную Хюррем, но каждая мать поступила бы точно также. Прочтя эту статью до конца вы поймете почему.

    Трон после смерти султана передавался старшему сыну падишаха или старшему мужчине члену семьи, а остальных наследников сразу же казнили. Хюррем знала, что по закону Мехмеда Завоевателя трон должен был перейти старшему сыну Сулеймана и тот, дабы обеспечить своему сыну престол, должен будет избавиться от всех остальных братьев, кто бы они ни были. Так что принц Мустафа с самого начала был для ее детей мужского пола смертным приговором.

    Жестокие обычаи Османов

    Почти все законы, по которым жили Османы много веков были созданы Мехмедом Завоевателем. Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своих родных, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по нравоучению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.

    «После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце. Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок… Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов», пишет посол Г.Д. Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).

    Как жили братья султанов.

    В 1666 году Селим II своим указом смягчил столь суровые законы. По новому указу остальным наследникам разрешалось жить жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.

    С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

    Kafesas

    Kafesas дословно переводится как клетка, называли это помещение еще как «Холотая клетка». Принцы жили в роскоши, но не могли даже выйти оттуда. Часто потенциальные наследники, живущие в кафесе, начинали сходить сума взаперти и заканчивали жизнь самоубийством.

    Жизнь в золотой клетке.

    Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.

    Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей. Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана. Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы. Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

    Каждая резиденция в «Золотой клетки» состояла из двх-трех комнат. Принцам запрещалось выходить из них, у каждого были отдельные слуги.