Радость – это внешнее проявление любви, или что значит “Всегда радуйтесь!”. Положительные эмоции: Интерес и Радость (М.Е.Литвак - Если хочешь быть счастливым)

Радость — это положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность которой в этот момент была небольшая и неопределенная, это то, что ощущается после какого-то творческого или социально значимого действия. Радость характеризуется чувством уверенности и значимости, чувством, что ты любишь и тебя любят.

Уверенность и личная значимость, приобретаемые в радости, дают человеку ощущение способности преодолеть трудности и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается кратковременной самоудовлетворением, удовлетворенностью окружением и всем миром. С точки зрения этих характеристик легко понять, что пока в мире существуют проблемы, события, которые обусловливают стресс и состояние неуверенности, люди не могут постоянно пребывать в состоянии радости.

Некоторые теоретики эмоций различают радость активную и пассивную . Одним из критериев такого разделения может быть различие в уровнях интенсивности переживания радости. Сильная радость может проявляться бурно и поэтому казаться активной, а слабая радость может казаться пассивной. Но поскольку радость является эмоциональным переживанием, она никогда не бывает абсолютно пассивной или абсолютно активной. Радость не может быть пассивной, потому что она всегда есть состоянием нервного возбуждения. То, что называется активной радостью, может быть на самом деле взаимодействием возбуждения с когнитивной и моторной системами.

Проявления переживания радости имеют широкий спектр: от активности до созерцания. их легко распознавать, но улыбка взрослого человека означает скорее приветствие, чем переживание радости. Радость обусловливается уменьшением градиента нейронной стимуляции; есть доказательства того, что выборочная чувствительность рецепторов и нервных механизмов также играет роль в активизации радости.

При обсуждении причин радости на феноменологическом уровне необходимо учитывать тот факт, что радость является скорее побочным продуктом, нежели прямым результатом мыслей и действий, направленных на ее достижение. Радость может возникать в случае уменьшения стимуляции от негативного эмоционального состояния, узнавания хорошо знакомого или в результате творческих усилий. На психологическом уровне радость может усиливать устойчивость к фрустрации и способствовать уверенности в себе и мужеству.

Расслабляющее влияние радости защищает человека от разрушительного воздействия постоянного поиска успеха. Хотя родители не могут непосредственно научить ребенка радости, они могут разделить радость с ребенком и служить моделями, которые демонстрируют стиль жизни, что облегчает переживание радости.

Радость взаимодействует с другими эмоциями и с восприятием и познанием. Радость может тормозить действие, но она также может способствовать интуиции и творчеству. Индивидуальные различия в порогах радости предопределяют формирование различных индивидуальных жизненных стилей.

Эмоциональные потребности определяются теорией дифференцированных эмоций как вид зависимости от определенных людей, объектов и ситуаций при реализации положительных эмоций или отказ от употребления отрицательных. В некоторой степени такие эмоциональные потребности могут быть частью эффективных социальных взаимоотношений.

В прошлой статье я затронула тему . Сегодня мы поговорим о радости как о проявлении счастья .

Жизнь человека в полной мере зависит от его личного мировоззрения и имеет свойство складывается именно так, как он думает, а не иначе. Верный признак счастливого человека – истинность его взгляда на жизнь. И проявляется это тогда, когда человек бесконечно движется навстречу себе, то есть, ведет неустанную работу над своим внутренним «Я».

И все люди без исключения хотят быть счастливыми, радоваться жизни, солнцу, всему живому. По крайней мере, они так говорят… А как же все происходит на самом деле?

Многие сами и закрывают, своими же руками, умение радоваться , а значит, быть счастливыми . Они могут изображать радость , а искры в сердце нет. Где искренность? Ее просто нет, а это уже не радость. Мало кто умеет радоваться себе и своим успехам, пусть даже самым маленьким, а уж радоваться успехам других и вовсе разучились.

Я думаю так, если со мной рядом оказался истинно счастливый человек, излучающий радость, проявляя свое внутреннее счастье — это знак мне. Я радуюсь, что Вселенная посылает мне таких людей, это значит, что радость живет и в моем сердце, счастье течет по моим жилам, как сверкающий ручеек, дарующий множество позитивных эмоций.

Ну, а если рядом угрюмый, унылый или раздражающийся человек, то задумываюсь – что происходит с моим внутренним миром? В связи с чем мне посланы эти эмоции и чувства, наверно они спрятались в моей душе и предательски сидят там, готовые выскочить в неподходящую минуту? Нам всем бывает над чем потрудиться. Главное, не уходить от себя, прислушаться…

Многие из нас накрепко забыли, для чего мы пришли в эту жизнь. Да, именно, для того, чтобы быть радостными , проявляя счастье. Но люди оказываются не готовыми к этому, придумывая себе кризисы и проблемы. На мы с мужем рассказывали о, так называемых, кризисах семейной жизни. Я психолог и с уверенностью утверждаю, что жизнь без кризисов возможна! И не обязательно расти надо через кризисы, расти можно и без них. От всей души желаю вам верить в это.

В чем же проявляется готовность человека быть счастливым?

Может это парадокс, но готовность номер один заключается в том, чтобы на себя за свое несчастье, потому что некоторые люди счастливы в своем несчастье, они просто лелеют и холят его.

Следующий шаг – понять, что человек сам держит себя в состоянии несчастья и уныния и может сам самостоятельно выйти из него.

Третий шаг – увидеть, как много вокруг ресурсов для счастья , понять, что сам человек, ограничивающий себя в радости быть счастливым, счастлив по своей природе. Найти в этом опору и расти, .

Ни в коем случае не ограничивать себя в удовлетворении материальных потребностей. Такое счастье как раз приводит к кризисам. Глубочайшее понимание радости , как проявления счастья заключается в наслаждении жизнью, которое как раз помогает с легкостью выйти из состояния уныния, которое является искусственным чувством, я считаю, не присущим человеку по его природе.

Счастье светится изнутри, когда мы умеем , ближних, все живое вокруг и быть любимыми.

Но определение счастья не должно быть ограничено каким – либо определением. Оно разное, оно имеет разнообразные оттенки для каждого из нас, оно искрится разными огоньками. Но можно сказать лишь одно – счастье является бесконечной дорогой к себе. И чем чаще мы будем отдавать себе отчет каждого нашего действия и противодействия, мы обязательно вспомним хорошо забытое действие — излучать Свету внутреннюю радость — чувство, в котором проявляется счастье .

Это были мои размышления о прочитанном в книге Анатолия Некрасова «Истоки».

Обстоятельства сложились так, что именно статью о радости как проявления счастья я написала накануне Крещения. Поздравляю вас с этим Волшебным Таинством! И помните, живут в нашей душе и они имеют свойства материализовываться!

Радости и счастья вам, дорогие мои читатели!

Очень скоро состоится наш новый вебинар. О теме и дате его проведения я сообщу дополнительно.

Почему же, до сих пор, столько вопросов по поводу того, как именно называется та, или иная эмоция. Почему даже простая улыбка, так, по разному выглядит у представителей разных культур, даже не смотря на то, что в основе лежит все та же структура эмоции Радость.

Все дело в том, что эмоциям люди обучаются. Эмоции частично наследуются, но в остальном, человек всю жизнь обучается и переобучается эмоциям. И обучение той или иной эмоции происходит по разному в разных культурах. Наша культура - не исключение. Даже в одной, отдельно взятой культуре, обучение эмоциям зависят от того, в какой субкультурной среде растёт ребёнок. Ребёнок, который в процессе взросления, будет обучен только определённому спектру эмоций, необходимых для выживания в этой субкультуре. Так формируются индивидуальные различия в эмоциях, характеризующиеся появлением устойчивых взаимосвязей Радости с другими эмоциями. Так у эмоций появляются дополнительные эмоции-комментарии, регулирующие их выражение, отображение и дальнейшие предпринимаемые действия.


Например, у русских, эмоция Радость, устойчиво проявляется во взаимосвязи с эмоцией Печаль и\или Страх. Что легко можно обнаружить подобное отношение к Радости в пословицах, хранящих вековую мудрость: «Смеётся тот, кто смеётся последним», «Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд», «В чем живёт смех, в том и грех», «Встарь люди бывали умней, а ныне веселей», «Кто смешлив, тот и слезлив», «Смех без причины - признак дурачины», «Сильный смех приводит к несчастью», и т.д. Что касается других культур - у них, вполне может быть, что Радость входит в устойчивые взаимосвязи с другими эмоциями, что вполне закономерно, так как культуры и образ жизни отличается разительно.

Социальная функция Радости

Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и младенцем, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радость и здоровье

Некоторые эмоции, при определенных условиях, способны привести к серьезным заболеваниям. Например Печаль - к депрессии, Отвращение к шизофрении и т.д. Радость, в отличии от остальных, не приводит к заболеваниям. Наоборот, часто именно Радость способствует ускорению процесса выздоровления. Ни одно из серьезных психических расстройств не вызывается непосредственно эмоцией Радости. Наверное, все мы совершали в детстве глупости, дурачились, заливались смехом на уроке. Такой смех, конечно, мешает учебному процессу, но вряд ли может служить поводом для особого беспокойства.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.

Бытует мнение, что мазохисты испытывают удовольствие от боли, что ощущение боли доставляет им радость, это не так . Мазохизм, несомненно, связан с нарушениями отдельных эмоций, но Радость не является одной из них. Возможно, мазохист причиняет себе боль, удовлетворяя потребность в самонаказании, порожденную эмоцией Вины. <Удовольствие>, получаемое мазохистом от ощущения боли, может быть не чем иным, как чувством облегчения, которое вызывается ослаблением чувства вины. Вполне вероятно, что именно эмоция Вины порождает у мазохиста потребность испытать боль при половом акте или искать иные способы навредить себе.

Целенаправленное обучение эмоции Радость

Как это ни удивительно, но эмоция Радость НЕ МОЖЕТ быть непосредственным результатом волевого усилия или целью деятельности. Т.е. Радость не может быть вызвана намеренно или запланированно. Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата. Человек не может вызвать радость сознательным усилием, но он может поставить перед собой такие цели, достижение которых обещает ему радость. Упорство и настойчивость в освоении каких-то навыков, как правило, вознаграждаются чувством достижения, успеха, победы, и именно это чувство является источником радости. Но мы проявляем настойчивость и упорство не для того, чтобы испытать радость, а для того, чтобы выполнить свою работу, освоить новые навыки, повысить свое мастерство, завершить начатое дело. Мы работаем потому, что нам интересно работать, а радость выступает как побочный продукт достигнутого успеха.

Почему так происходит?
Если у взрослого человека эмоция радости не поддается планированию, то у младенца и у маленького ребенка она может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Любопытно, что первая улыбка новорожденного ребенка - это всегда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека.

Процесс развития эмоции Радость, протекает у ребёнка несколько иначе, чем процесс развития других эмоций. Родители не могут непосредственно «обучить» ребёнка эмоции Радость, не могут выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущего его к счастью. Они могут лишь развлекать и забавлять ребёнка, вовлекая его в игры, способствующие пробуждению у него эмоции Радость, одновременно показывая её собой, своим поведением, своей мимикой. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребёнка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. В дальнейшем, эти переживания радости и будут определять способность «противостоять» страхам и депрессиям и будут определять способность и желание обучаться.

Препятствия стоящие на пути к переживанию радости

Считается, что способность к эмоции Радость предопределена генетически. На эту тему существуют и противоположные мнения. Мы считаем, что обучение Радости возможно на любом периоде, в независимости от мнения некоторых учёных. Однако, заметим, что болезни, недомогания и плохая физическая форма являются значительным препятствием на пути к обучению эмоции Радость. Ну какая может быть Радость, если ты себя плохо чувствуешь или что-нибудь болит?!

Нужно признать, что различные культуры и субкультуры предоставляют человеку разные возможности для переживания Радости. Экономические, социальные и культурные условия, порождающие у людей скуку, усталость и недовольство, в буквальном смысле вынуждающие людей бороться за выживание, способствуют не ресурсным эмоциональным переживаниям препятствующим развитию эмоции радость, и возникновению у неё устойчивой взаимосвязи с эмоциями, ведущими к НЕ ресурсу: сужению возможности дальнейшего выбора.

Перечислим препятствия на пути самореализации, подстерегающие человека буквально на каждом шагу, преграждающие путь к Радости:


  1. Одна из самых распространенных преград порождена способом организации социальных институтов. Многочисленные правила и инструкции, чрезмерный контроль подавляют творческую активность человека, поощряют посредственность и серость.

  2. Поверхностные, безличные, чрезмерно иерархизированные отношения между людьми.

  3. Догматичный подход к воспитанию детей, к вопросам секса и религии затрудняют процесс самопознания, мешают развитию самодоверия.

  4. Размытость представлений о мужественности и женственности, неопределенность половых ролей также препятствует самопознанию и самореализации.

  5. Помимо вышеперечисленных препятствий, относящихся к сфере личностного и социального функционирования, препятствием на пути самореализации и радости может стать плохое физическое состояние человека. Физически неполноценный человек ограничен в возможностях самореализации и в связанных с нею переживаниях.

  6. Недостаток сна или нарушение цикла бодрствования и сна. За чередование режимов бодрствования и сна отвечает эпифиз, или шишковидная железа, расположенная в центре мозга. Так, при свете дня она вырабатывает серотонин — вещество, называемое гормоном удовольствия, или гормоном счастья. Если серотонина достаточно — у нас хорошее настроение и жизнь нам в радость. А если недостаточно — возникает апатия, угнетенность и подавленность, депрессия или, наоборот, повышенная агрессивность, раздражительность, тревожность и беспокойство. А вот когда за окном темнеет, эпифиз начинает вырабатывать другой гормон — мелатонин, который и отвечает за здоровый полноценный сон. Темнота (желательно полная) и ночь — вот два важнейших условия для нормального сна. Вырабатываясь лишь в темное время суток, мелатонин не только обладает снотворным действием, но еще способствует восстановлению организма: приводит в норму нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему. А еще он обладает омолаживающим действием и помогает продлить нашу жизнь.

Но если радость не может быть запланирована и гарантирована, то что в таком случае можно предпринять, чтобы наши дети почаще испытывали радостные переживания? Главное, что каждый из вас может и должен сделать для своего ребенка - это помочь ему обрести чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности и привязанности к родителям не только создает благоприятную почву для развития исследовательской активности, но и служит прямым или косвенным источником радостных переживаний. Радостные улыбки родителей всегда находят отклик у ребенка, вызывают у него ответную улыбку. Чувствуя себя в безопасности, ребенок активно исследует мир, ежеминутно совершает открытия, осваивает новые навыки, и эти достижения вызывают у него радость.

Обучение (социализация) Радости

Как и в случае с другими эмоциями, переживание радости по своей сути одинаково у детей и у взрослых. Если нам удастся представить, как переживает радость младенец, то мы, вероятно, сможем лучше понять суть истинно радостного переживания взрослого человека. Переживание радости младенца можно охарактеризовать как чувство удовольствия, хотя это удовольствие отлично от сенсорного удовольствия. Чувство радости не зависит от стимуляции эрогенных зон или раздражения вкусовых рецепторов. Оно не вызывается приятными для слуха звуками или радующими взор красками. Все эти раздражители могут лишь способствовать возникновению радостного переживания, но не вызывают его непосредственно. Тем не менее радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Поскольку радостное переживание можно рассматривать в качестве побочного продукта деятельности, направленной на достижение некой эмоционально значимой цели то и обучение эмоции Радость выступает как неожиданный бонус к социальному развитию ребёнка. Ребёнок легко усваивает, чего бояться, что вызывает Гнев, Отвращение, Презрение, однако Радости так не возможно обучиться. Как же происходит обучение Радости?

Радость и Интерес

Часто, родители, развивают эмоцию Радость через развитие эмоции, сходной со структурой Радости - эмоции Интереса - показывая ему разнообразные предметы, посещая с ним новые места, знакомя его с новыми людьми, привлекая его внимание к новым свойствам знакомых предметам, помогая по-новому увидеть их. Но этого бывает недостаточно для возникновения эмоции радость.

Так, например, часто родители берут детей в цирк, в надежде, что дрессированные звери, воздушные гимнасты и клоуны обрадуют ребёнка и когда такого не происходит, очень удивляются тому, что детям часто жалко зверей, над которыми издеваются на потеху толпе, а клоуны вообще способы напугать на всю жизнь, особенно, если люди, играющие по гримом сами не имеют доступа к эмоции Радость.

Но иногда, когда удаётся получить бонусом Радость, проявляя интерес, тогда образуется взаимосвязь «Радость - Интерес», при котором структура эмоции Интерес складывается со структурой эмоции Радость по правилам Математики Эмоций.

В любом случае, для того что бы человек «научился» какой-то эмоции, он должен хотя бы раз её испытать, должен узнать, какой триггер лежит в основе этой эмоции. Если родители сами способны к переживанию Радости, умеют радоваться разным людям, разнообразным событиям и явлениям окружающего мира, если круг триггеров Радости достаточно широк и разнообразен, то ребёнок легко и самостоятельно смоделирует способность радоваться и сформирует радостное мировосприятие.

Обучение Радости через Улыбку

Считается, что реакция улыбки является врождённой и универсальной. Наблюдения за младенцами, показали, что даже новорождённые спонтанно и рефлекторно способны изображать на лице сокращения мышц, морфологически напоминающие улыбку. Высокий женский голос вызывает у З-недельного младенца улыбку радости. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать радостной улыбкой на любое человеческое лицо, если лицо этого человека находится на расстоянии до полуметра от его лица и если этот человек кивает ему. К пятой неделе, сам по себе звук высокого тона перестаёт вызывать такую реакцию, но к тому времени малыш уже способен реагировать на него звуковым ответом и к этому возрасту, в качестве триггеров, способных вызвать ответную реакцию улыбки начинают выступать различные визуальные стимулы, в том числе, вид человеческие лица.

На ряду, с появлением на лице улыбки, можно наблюдать увеличение активности у ребёнка: появлением генерализованных движений с попеременным сгибанием, разгибанием конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и учащением моргания.
Подводя итоги:


  • взрослый может вызвать ресурсную реакцию у ребёнка, просто обеспечивая его визуальными и аудиальными стимулами и тем самым развивая у него способность к визуальной концентрации;

  • своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца создает условия для ресурсного эмоционального развития;

  • ресурсные поддерживающие младенца эмоции способствуют развитию длительной и устойчивой визуальной концентрации

Смех и Радость

Ребёнок начинает смеяться в возрасте 5-9 недель. По крайней мере, большинство взрослых, расценивают голосовые реакции 5-недельных младенцев, записанные на магнитофон, как смех. Смех, как правило, связан с радостным переживанием, которое отлично от простого чувственного удовольствия так как удовольствие от сосания, само по себе не вызывает у ребёнка смеха. Для того, что бы вызвать смех у ребёнка, использовались различные стимулы, которые можно разбить на 4 категории:

  1. звуковые (например, высокий пронзительный голос)

  2. тактильные (например, целование ребёнка в животик)

  3. социальные (например, игра с ребёнком в прятки)

  4. визуальные (например, ползающая по полу мать)

Неоднократно наблюдалось, что младенец, когда плачет, откидывается назад и отворачивается от стимула, а когда смеётся - сохраняет ориентацию на стимул, тянется к нему, желая продления смешной ситуации и тогда, мать или воспитатель скорее склонны повторить ситуацию, тем самым давая ребёнку возможность исследовать ситуацию. Игры, вызывающие у ребёнка смех, выполняют две функции, способствуя развитию у него, общей системы ожидания и приобретению ребёнком опыта того, что человек, своими действиями, иногда экспрессивным поведением, влияет на действия других.

Плачущий ребёнок побуждает мать проявить заботу о нем, успокоить его точно так же как в прошлый раз, в то время, когда попытки матери рассмешить ребёнка, вовлечь его в игру, остаются безуспешными, ребёнок своей безучастностью прекращает игру, побуждая мать искать новые стимулы для возбуждения. Таким образом, именно ребёнок своим плачем или смехом инициирует поведение, связанное со взаимодействием матери и ребёнка, что является отличным способом обучения ребёнка эмоции Радости и прочно связывает с ней смех.

Юмор и Радость

Юмор, в лучших его проявлениях, связан с эмоцией Радость, но в тех случаях, когда его острие направленно в адрес других людей, он может сопровождаться Гневом, или Презрением, как при насмешке, или Отвращением, если направлен на другую культуру или субкультуру, так же возможно его сопровождение чувством вины.

Пробуждающие смех игры в младенческом возрасте создают предпосылки для развития чувства юмора; в конечном итоге способность к пониманию чувства юмора зависит от того, насколько гармоничным было ранее развитие человека, насколько свободно он мог выражать те внезапные вспышки радости, которыми сопровождаются некоторые когнитивно-аффективные процессы. Интересный факт, что следовое возбуждение как от положительных (в частности, сексуальных), так и от отрицательных (вызывающих страдание, страх) стимулов улучшает последующее понимание карикатур и шуток.

Мужчины и женщины по разному воспринимают юмор и то, над чем смеются люди. Женщины, при виде смеющихся людей становятся более экспрессивными и гораздо выше оценивают предложенные им карикатуры. У мужчин, же наблюдения за смеющимися людьми приводит к более чёткой дифференциации хороших и плохих карикатур.
Т.е. женщины более восприимчивы к экспрессивным реакциям, к «смеху людей на вечеринке» как к таковым, а мужчины - к содержанию и «больше смеются над шутками, сопровождающими учебный процесс».

Радость и когнитивные процессы

Любое ощущение покажется вам гораздо более приятным в радости, нежели чем в Печали или при переживании любой другой не ресурсной эмоции. В Радости розы - краснее, фиалки - голубее, солнце - ярче, даже дождь, который при других обстоятельствах стал бы помехой, бодрит или наоборот, успокаивает Вас. Именно в Радости, мы воспринимает мир «сквозь розовые очки»
Эти изменения в восприятии, вызванные эмоцией Радости, повышают порог возникновения не ресурсных состояний, делает человека уверенным, терпимым и великодушным. Тогда и любые проблемы отступают и становятся разрешимыми.

Однако, эмоция Радость во взаимосвязи с когнитивными процессами, вполне может привести к снижению продуктивности мышления. Если решение стоящей перед человеком задачи требует усилий и упорного труда, то в Радости человек вполне может её просто забыть, так и оставив ее неразрешимой. Такой парадоксальный характер взаимосвязи «Радость - когнитивный процесс» проявляется в некоторых ситуациях, снижением мотивации и сказываясь на скорости достижения.

Радость и формирование зависимости

Взаимосвязь «Радость - когнитивный процесс» вполне может стать дезадаптивной сформировав зависимость получения ресурсных эмоций с каким-либо объектом, вызывающим сенсорное удовольствии, при условии, что этот объект становится единственным или основным источником получения ресурсных эмоций.
Зависимость сходна с привычкой, которая выражается в привязанности человека к хорошо знакомым предметам окружения; человек может привыкнуть к любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке и т.д. Однако, зависимость, в отличии от привычки, представляет собой гипертрофированную и сложно-обратимую привязанность. Кстати, этим ползьзуются в БНЛП при вербовке и формировании созависимостей.
Формирование психологической зависимости происходит при непосредственном участии эмоций Радость и Интереса.

Можно выделить два условия формирования зависимости:


  • Физическое или воображаемое присутствие объекта должно вызывать у человека сильную Радость или Возбуждение;

  • Отсутствие объекта или возможное отсутствие объекта в будущем, должно вызывать у человека сильную не ресурсную эмоцию.

Кроме не ресурсных зависимостей, приводящих к нежелательным изменениям или к асоциальному поведению, существуют социально одобряемые зависимости; такие как, привычка постоянно учиться, путешествовать, заниматься саморазвитием, заниматься спортом, постоянным творчеством и т.д.

В следующей статье, я расскажу о "Логике эмоции Радость"
Т.е. о том, как думает, как принимает решения, как видит окружающий мир, как действует человек, испытывающий эмоцию Радость.

Чем старше мы становимся, тем реже переживаем радость. Мы разучились испытывать это чувство из-за спешки и суеты, проблем взрослого мира, гонки за успехом и неправильных выводов. Но поводов для радости гораздо больше, чем мы думаем.

Иногда во взрослом мире радость должна стать решением. Долгие и короткие путешествия, смены пор года, хэппи-энды в интересных фильмах, неожиданные встречи, красивые фото, любимое дело, предстоящие выходные… Я радуюсь, когда понимаю, что принесла пользу, когда узнаю что-то новое и неожиданно интересное, когда есть мысли о приятных счастливых событиях и о планах на будущее.

Психологический профиль радости

  • Радость - активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
  • Формируется в детстве, когда ребенок видит знакомые лица, позже — когда удается чего-то добиться (дотянуться до игрушки, построить башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде).
  • Телесные реакции - улыбка, смех, прилив энергии во всем теле, хочется прыгать и делать энергичные движения.
  • Подпитывается , позитивным взглядом на жизнь.
  • Близкие понятия - , удовольствие, удовлетворенность.
  • Противоположные чувства - грусть, горе, печаль.
  • Психосоматические заболевания от дефицита радости - возможно, анемия, алкоголизм, проблемы с артериями, венами, лимфатическими узлами, катаракта.

Радость и счастье

Между счастьем и радостью мы часто ставим знак равно, но радость – это скорее положительная эмоция, а счастье – душевное состояние.

Трудно описать, потому что у каждого человека свое понятие и свое эмоциональное состояние, которое с ним ассоциируется. Исследования психологов показали, что деньги, престижное образование и большой дом не особо влияют на уровень счастья. Выигравшие в лотерею не стали счастливее тех, кому с этим не повезло. Если мы не применяем никакие приемы, чтобы стать счастливее (медитация, ), мы будем постоянно возвращаться к своему уровню счастья, который, ко всему прочему, зависит от наследственности.

Счастье — это отправная точка внутри нас. Испытывать его — значит чувствовать связь с другими людьми, с природой, с искусством, принимать жизнь и мир вокруг такими, какие они есть.

Радость может испытать как счастливый так и несчастный человек. Счастливого она сделает ещё счастливее, а несчастного — сначала взбодрит, а потом снова сделает несчастным. Мы не можем испытывать это чувство всегда. Постоянная радость утомляет и притупляет остроту положительных эмоций. Можно испытывать сильную радость как от успеха, так и от материальных вещей. Когда мы испытываем ее, происходят процессы, которые исключают негативные чувства в любой ситуации.

10 случайных фактов о радости

  1. Ангедония - расстройство, при котором человек не может испытывать радость. Ученые считают, что ангедония возникает, когда психическая система самооценки человека блокируется. Это может быть следствием посттравматического синдрома. Например, участники войны становятся менее чувствительны к получению удовольствия. Их психика, защищая от негативных эмоций, блокирует и позитивные. К посттравматическому стрессу приводят не только такие ужасные события, как война, но и , развод, травля в школе.
  2. Человека со стабильным радостным фоном называют оптимистом . Такие люди активно берутся за новое, обычно вокруг них много друзей.
  3. Чем больше радости мы дарим другим — тем больше получаем в ответ.
  4. Эмоция радости меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия.
  5. Родители не могут научить ребенка радости, но могут стимулировать переживание радости детьми, демонстрируя эту эмоцию.
  6. У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека.
  7. Первая радость, переживаемая в младенчестве, связана с другими людьми, поэтому наиболее надежным источником этого чувства для нас являются отношения с окружающими .
  8. Радость переживается ярче, если перед ней были неудачи. Преодоление реальных и воображаемых препятствий приносит большую радость.
  9. Злорадство — комбинация радости и презрения.
  10. Радость часто определяют как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного. Чем неожиданнее и долгожданнее успех — тем больше радость.

8 причин испытывать больше радости

Основными источниками радости для нас становятся приятное взаимодействие с людьми, достижение цели, или преодоление трудностей. Эта эмоция тесно связана с самоуважением и уверенностью в себе. Испытывая радость, мы с удовольствием делимся ей с окружающими.

  1. Расслабляющее действие радости защищает нас от воздействия стресса , связанного с постоянным стремлением к успеху.
  2. Радость делает нас смелее . Мы ощущаем способность преодолеть трудности и наслаждаться жизнью.
  3. Испытывая радость, мы чувствуем себя любимыми и нужными .
  4. Радость помогает восхищаться и наслаждаться жизнью . Пропадает желание анализировать и критически осмыслять. Мы воспринимаем все таким, какое оно есть, не стремясь улучшить или изменить .
  5. Одна из важнейших функций радости — формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми. Если общение с кем-то доставляет радость, мы наверняка будем доверять этому человеку и полагаться на него.
  6. Когда мы испытываем это чувство, все системы организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот покой позволяет восстановить энергию .
  7. Положительные переживания ускоряют выздоровление и укрепляют здоровье .
  8. Радость имеет свойство расти. Чем больше мы наслаждаемся жизнью, тем больше поводов для радости получаем.

Слишком много — не значит хорошо

Раньше я думала, что положительные эмоции приносят чистую пользу и мы должны стремиться к ним всеми силами. Но когда я и стала больше узнавать , то поняла, что иногда — чувствовать себя слишком хорошо — это плохо.

  1. Избыточная радость может сделать нас менее творческими. Согласно исследованию Марка Алана Дэвиса, когда мы испытываем сильную, всепоглощающую радость, наши творческие способности снижаются.
  2. Мы склонны больше рисковать. Когда мы пребываем в состоянии сверх-радости, мы более склонны идти на неоправданный риск, потому что эта эмоция дает нам чувство полной защищенности и комфорта.
  3. Не всякая радость полезна. Мы привыкли называть радостью многие положительные состояния, но она бывает разной. Иногда это чувство дает нам энергию, иногда — замедляет, иногда сближает с другими людьми или делает благороднее. Иногда — радость от победы над кем-то заставляет чрезмерно гордиться или унижает того, кто проиграл. Гордость заставляет фокусироваться на себе, причиняя дискомфорт другим и отдаляя нас от людей.
  4. Чрезмерные позитивные эмоции делают нас черствее. Когда мы на подъеме, нам сложнее выразить сочувствие тому, у кого проблемы. Мы больше склонны подбадривать, уверять, что мир прекрасен и все будет хорошо. Но это не поможет человеку пережить ситуацию.

Негативные эмоции тоже важны, радость лучше переживать в умеренном количестве — не слишком мало, но и не слишком много.

Как вернуть радость к жизни

Наша радость — это наша ответственность, она не придет просто потому, что мы ждем и расстраиваемся, когда ее теряем.

В последний раз я испытала радость от того, что отменилось занятие. Не потому, что мне лень работать или я не люблю то, что делаю, а потому что накопилось много нерешенных вопросов и освободившееся время подарило мне шанс сделать все в спокойном режиме.

В следующий раз проанализируем злость .

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Что такое чувства?

Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Ощущения - это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции:

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.

Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Таблица чувств и эмоций человека:

И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни - обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.

Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство, можно узнать из таблицы.

Страх Грусть Злость Радость
Беспокойство
Встревоженность
Замешательство
Паника
Ужас
Додумывание
Дискомфорт
Замешательство
Замкнутость
Задетость
Испуг
Нервозность
Недоверие
Неопределенность
Неуверенность
Настороженность
Отверженность
Опасение
Осторожность
Сдержанность
Смущение
Стеснительность
Суетливость
Тревога
Трусливость
Сомнение
Шок
Апатия
Безразличие
Беспомощность
Депрессия
Отчаяние
Вина
Затруднение
Изнурение
Истощенность
Меланхолия
Мрачность
Неудобство
Никчемность
Обида
Озабоченность
Отвергнутость
Опустошенность
Одиночество
Печаль
Пассивность
Подавленность
Пессимизм
Потерянность
Разбитость
Расстроенность
Стыд
Сломленность
Скука
Тоска
Усталость
Угнетенность
Угрюмость
Хмурость
Агрессия
Брезгливость
Ярость
Бешенство
Гнев
Досада
Жестокость
Зависть
Мстительность
Недовольство
Ненависть
Нетерпимость
Омерзение
Неудовлетворение
Осуждение
Отвращение
Безумие
Оскорбление
Презрение
Привередливость
Пренебрежительность
Раздражение
Ревность
Резкость
Сердитость
Циничность
Досада
Язвительность
Блаженство
Бодрость
Возбужденность
Восторг
Достоинство
Доверие
Удовольствие
Интерес
Любопытство
Миролюбивость
Непосредственность
Облегчение
Оживление
Оптимизм
Энергичность
Польщенность
Покой
Счастье
Умиротворение
Уверенность
Удовлетворение
Упоение
Любовь
Нежность
Сочувствие
Удача
Эйфория
Экстаз

И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи - помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой.