Развал индии по косовскому сценарию. Мусульмане и разделение индии

На развитие индийской цивилизации большое влияние оказал период почти двухвековой британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация -- тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-12. - С. 46..

Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана еще в 1690 г., что влияет и на ее современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».

В отличие от португальцев, которые интегрировались в жизнь Гоа, британцы держались изолированно от своих подданных. Это исподволь разрушало местную культуру и язык. Британцы придерживались элитарного стиля жизни, считая собственную культуру и религию столь превосходными, что якобы одно это давало им право на господство.

Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Самали.

Правление британской Ост-Индской компании завершилось в 1857 г. в связи с широкомасштабным восстанием сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии). Через год после подавления бунта британское правительство решило управлять Индией, самой большой своей колонией, напрямую. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии -- страны, ставшей «алмазом в британской короне» Мавланов И. Модели социально-экономического развития Индии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 40..

Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии.

Реальная оппозиция британцам установилась после того, как адвокату Мохандасу Карамчанду («Махатме») Ганди удалось объединить в партии Национальный конгресс собственников и бизнесменов. Уникальность подхода Ганди состояла в отказе от применения насильственных средств. Он писал: «Я предлагаю моральное и, следовательно, духовное противодействие безнравственности. Я всячески стремлюсь притупить острый клинок сабли тирана, при этом не поднимаю против него еще более острое оружие, а разрушаю его ожидания физического сопротивления с моей стороны» Палишева Н.В. Некоторые аспекты перехода к демократии в Индии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2010. - Т. 9. - № 4. - С. 90..

Результатом кампании ненасильственного сопротивления в отношении британских законов, возглавлявшейся Ганди, стало обретение Британской Индией независимости в 1947 г. Но вопреки его надеждам Индия не осталась единой, а была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. Пакистан стал мусульманским государством, где влиятельную партию Мусульманская лига возглавлял Мохаммед Али-Джинна. Разделение сопровождалось массовым переселением индусов и мусульман и небывалым кровопролитием.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии» (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: «Цивилизация современного Запада... кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсутствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие базовые принципы, чтобы придать смысл существованию» Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - С. 345..

В итоге бурных событий довольно крупное по территории княжество Джамму и Кашмир к ноябрю 1947 г. фактически распалось. Занимающая в нем центральное место и населенная мусульманами живописная долина Кашмира вместе с прилегающими районами в результате боевых действий досталась Индии. У нее же оказался контроль над индусской на две пятых областью Джамму и восточным тибетско-буддийским Ладакхом.

Большая часть населенной мусульманами области Пунч к западу от Джамму была занята войсками Пакистана. На этой территории была провозглашена символическая власть «правительства Свободного Кашмира» (Азад Кашмир). В состав Пакистана фактически была включена и территория Гилгит, мусульманское население которой подняло мятеж против махараджи-индуса, сформировало собственные полурегулярные Военные действия на территории бывшего княжества велись до декабря 1948 года. Индийское правительство во главе с Дж. Неру согласилось провести референдум в княжестве для решения вопроса о его принадлежности и пошло на интернационализацию конфликта, передав жалобу на действия Пакистана в ООН. Первая индийско-пакистанская война относится к разряду конфликтов низкой интенсивности. В ходе длившихся почти полтора года боев погибло более тысячи военнослужащих. 1 января 1949 г. стороны согласились с резолюцией Совета Безопасности ООН и объявили о прекращении огня, а в июле того года подписали соглашение о перемирии.

Усилия ООН организовать через назначаемых ей посредников референдум успехом не увенчались. Слишком велики были различия в подходах сторон к его организации. Первый раунд борьбы за Кашмир был выигран Индией: она получила районы бывшего княжества, населенные не только индусами, но и мусульманами. Три четверти кашмирского населения попали под юрисдикцию Индии. В составе Индийского Союза, в стратегически важном районе у границ с Пакистаном и Китаем появился индийский штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. В соответствии с введенной в действие в январе 1950 г. конституцией Республики Индия ему был предоставлен особый статус (статья 370 и ряд других положений). Пакистанская сторона считала итоги раздела княжества несправедливыми и сохраняла надежды на реванш, силами и средствами для которого она, однако, не обладала.

Страны-соседи одновременно похожи и различны. Генетически и в языковом отношении Пакистан (тогдашний Западный Пакистан) был продолжением Северной Индии, а Восточный Пакистан (удаленный на 1500 км от западного) представлял собой мусульманскую часть исторического «ядра» Британской Индии - провинции Бенгалии.

Помимо культурно-религиозных факторов, на различия в природе государств влияла разная структура общества. В Индии оно было более городским и относительно слабо иерархичным, а традиционная элита - менее связанной с землевладением (представителям высшей касты брахманов даже предписывалось не владеть землей). Руководящие позиции в Индии заняли представители политического класса, генетически принадлежащие в основном к средним слоям.

Пакистанское общество сложилось как типично «феодальное»: его элиту составили по преимуществу выходцы из традиционной земельной аристократии. Иерархическая социальная структура, у основания которой находились бесправные сельские низы и кочевые племена, способствовала формированию «верхушечного» политического сообщества. Главную роль в нем стала играть гражданская и военная бюрократия.

При всех различиях оба государства были надэтническими (наднациональными). Понимая свою политическую уязвимость и осознавая большую угрозу сепаратизма из-за наличия многообразных этнических и религиозных групп, населяющих обе страны, индийская и пакистанская элиты ориентировались на идеи сильного единого государства, своего рода южноазиатскую державность. Речь шла не только о военной мощи, хотя она и имела всегда большое значение. Руководители обеих стран (особенно Индии) делали акцент на идеях будто бы присущей каждой из них «особой миссии», соображениях престижа, исторической памяти, борьбе за реализацию своего международно-идеологического проекта или лидерство в коллективном проекте.

Итак, история противостояния начинается с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной ее заморской колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой - Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).

Разделение Британской Индии на две страны сопровождалось многочисленными актами насилия. Настоящее цунами из беженцев захлестнуло Северную Индию: 10 миллионов индусов, сикхов и мусульман спасались от межобщинного насилия. По разным данным в результате раздела погибло от 200 тысяч до одного миллиона человек.

Многочисленные исследователи задаются вопросом, что стояло за поспешными действиями последнего английского вице-короля Индии лорда Маунтбеттена, и почему он в основном прислушивался к словам лишь лидера Мусульманской лиги Мухаммада Али Джинны?

Доказано, что Маунтбеттен до последнего скрывал свои истинные планы и не показывал карты, на которых было обозначено разделение территорий Пенджаба и Бенгалии даже их губернаторам.

В связи с этим глава офиса губернатора Бенгалии английский колониальный чиновник Джон Тайсон писал своим родным в Каллькутту: «Маунтбеттен –нахал. С момента своего появления он избрал тактику шока. Он разработал свой план и начал воплощать его с быстротой молнии, не давая никому времени перевести дух и меньше всего – индийским лидерам… Индия после 15 августа – страна, в которой я не хочу жить».

Непонятны мотивы Маунтбеттена, который считая, что раздел Индии «поживому» станет для нее настоящим бедствием, тесно сотрудничал с Джинной, который всячески стремился к этому.

С другой стороны, Рафик Закария в своей книге «Человек, разделивший Индию» отмечает, что Джинна «был одним из умнейших стратегов среди индийских политиков. Его невозможно было переспорить». Государственный секретарь Индии Эдвард Монтегю так описывал Джинну в начале его карьеры в 1917 году: «Молодой, с прекрасными манерами, он выглядел впечатляюще, вооруженный до зубов диалектикой… Джинна был очень умным человеком и я был очень раздосадован, что он не может принимать участие в управлении страной».

Стоит отметить, что Джинна не был этническим мусульманином: его дед был раджпутом-индуистом, который принял шиитскую версию ислама. Всю свою политическую карьеру Джинна испытывал на себе влияние секты ахмадийцев. Именно глава ахмадийской общины в Лондоне убедил Джинну в 30-х годах продолжить политическую в Индии.

Известный маулана Маудуди и его окружение выступали против создания Пакистана. Маудуди заявлял: «Место Мухаммада Али Джинны не на троне лидера нации, а в суде, где его надо судить как предателя».

Политическим образцом для подражания для Джинны был Кемаль Ататюрк.

Как указывает Р.Закарийя в упоминавшейся выше книге: «Он[Джинна] был очарован тем, что турецкий диктатор сделал со своими единоверцами, чтобы перестроить и изменить их взгляды. Он хотел сделать то же самое с индийскими мусульманами. Он хотел освободить их от пут мулл и отбросить удушающую религиозную ортодоксию. Он должны были перестроиться так, чтобы жить ка живут люди на западе».

В качестве подтверждения своего тезиса он приводит речь Джинны на ежегодной сессии Мусульманской лиги в Патне в декабре 1938 года, где он назвал Ататюрка: «Великим героем мусульманского мира и призвал делегатов: «извлечь мусульман Индии из болота, руководствуясь примером этого великого мусульманина».

После образования Пакистана «Джинна не позволил сделать никаких изменений в законах, которые англичане внедрили в Индии. Фактически, он хотел превратить Пакистан в подобие Турции по лекалам своего героя Кемаля Ататюрка».

Лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру и Глава Мусульманской лиги не скрывали взаимную враждебность.

Со своей стороны индуистские политические партии стали проявлять все больше и больше агрессивности и призвать к межобщинному насилию.

Так, видный юрист, впоследствии первый министр юстиции Индии, автор ее Конституции Бхимрао Рамджи Амбедкар жестко критиковал ислам как религию и также поддерживал отделение мусульманских регионов от Индии. Амбедкар писал, что мусульманское общество ещё больше преисполнено социальным злом по сравнению с индуистским. Он считал, что буквальное толкование Корана сделало исламское общество очень жёстким, неспособным к изменениям.

Яркой иллюстрацией того как индуисты были намерены были «делиться» властью с мусульманами стала аннексия княжества Хайдарабад, правитель которого –мусульманин отказался присоединиться к Индии. Многие официальные лица и члены княжеской семьи вынуждены были бежать в Пакистан.

Кроме этого взаимная вражда привела к войне в Кашмире, когда махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и выразил готовность присоединиться к Индийскому Союзу, хотя 90% его подданных составляли мусульмане.

Насильственное разделение Британской Индии породило на субконтиненте обстановку взаимного недоверия, ненависти и страха. Учитывая, что и Индия, и Пакистан интенсивно вооружаются и обладают ядерным оружием, последствия разделения могут потенциально привести к ядерному конфликту в Южной Азии.

Ильдар Мухамеджанов

В начале июля был опубликован «План Маунт-бэттена», нового и одновременно последнего вице-короля Индии, сменившего на этом посту Уэйвелла, о разделе Индии на два доминиона - Индийский Союз и Пакистан. Согласно плану, предполагалось решить вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному при­знаку раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения, провес­ти референдум в Северо-Западной пограничной провинции и окру­ге Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами, решить судьбу Синда голосованием в провинциальном законодательном со­брании, разделить Учредительное собрание на учредительные собра­ния двух доминионов, оставить вопрос о вхождении княжеств в один из доминионов в юрисдикции их правителей.

Для осуществления намеченных целей был создан комитет по разделу под председательством вице-короля и равного числа членов от Индийского национального конгресса и Мусульманс­кой Лиги, а также департаменты по разделу армии, финансов, делам княжеств. По получению результатов голосования присту­пили к работе пограничные комиссии. Одна из них ведала разделом Бенгалии и отделением округа Силхет от Ассама, другая - разделом Пенджаба. Допущенные при проведении линии границы неточности стали в дальнейшем причиной многих пограничных трений и споров. Одна треть населения Бенгалии и Пенджаба осталась в Индии, две трети - в Пакистане. Разногла­сия возникли и при разделе финансов, делопроизводства и центрального административного аппарата. В итоге Пакистан получил 17,5 % банковских авуаров Британской Индии, 20% делопроизводства и около трети армейского вооружения. В итоге раздела на территории Индии оказались сосредоточены 90% разведанных запасов полезных ископаемых, 90% добывающей и обрабатывающей промышленности, почти все чайные планта­ции, на территории Пакистана - 10% природных богатств и не более 10% предприятий. Вместе с тем Пакистан оказался в более выгодном положении в отношении сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

В августе 1947 г. английский парламент утвердил «План Маунбэттена» в качестве Закона о независимости Индии. Страна вступила в новый период: на месте колонии Британская Индия в ночь с 14 на 15 августа возникли два самоуправляющихся доминиона - Индийский Союз и Пакистан, входящие в Британс­кое содружество наций.

В состав Индийского Союза вошли Бомбей, Мадрас, Централь­ные провинции, Орисса, Бихар, Соединенные провинции, Восточ­ный Пенджаб, Западная Бенгалия и Ассам" общей площадью 3,288 тыс. кв. км и населением 320 млн человек. Территорию Пакистана составили Западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан, Восточная Бенгалия и Силхетский округ Ассама площадью 945 тыс. кв. км и населением 71 млн человек.


Однако проблема окончательного определения государствен­ных границ между двумя доминионами оставалась нерешенной и зависела от разработки формулы присоединения княжеств к Индийскому Союзу или Пакистану. Специально созданный департамент по делам княжеств определил порядок передачи политической власти от князей центральным органам власти обоих доминионов и роспуска или интеграции с соединениями индийской и пакистанской регулярных армий княжеских воинс­ких подразделений. Вхождение княжеств в Индию или Пакис­тан, согласно положениям Закона о независимости, зависело от волеизъявления их правителей и проходило в основном на конфессиональной основе. В течение двух лет после предостав­ления независимости 555 княжеств из 601 присоединились к Индии, остальные вошли в состав Пакистана, образовав в обоих государствах провинции и округа. В новых провинциях, пред­ставлявших собой союзы княжеств или отдельные княжества, были проведены выборы в законодательные органы и созданы правительства. Губернаторами провинций, как правило, остава­лись бывшие князья. Процесс интеграции княжеств с доминио­ном в целом ряде регионов был затруднен и встретил сопротивление, вплоть до вооруженного. Как правило, такая обстановка была характерна для регионов Индии с высокой концентрацией мусульманского населения. Наиболее сложная ситуация сложилась в княжествах Хайдерабад и Джамму и Кашмир. Если введение индийских войск в течение года решило проблему присоединения первого, то положение во втором осталось нерешенным на всем протяжении последующего перио­да независимого развития Индии и Пакистана, послужив причи­ной целого ряда военных конфликтов между этими государствами и усложнив общую обстановку в южно-азиатском регионе.

Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Он сохранял Индостан в орбите британских интересов и давал Великобритании право на вмеша­тельство в политическую жизнь Индии и Пакистана. Британские воинские контингенты оставались на субконтиненте на неопреде­ленное время. Сохранялось и финансово-экономическое присут­ствие метрополии. Однако доминионы получали возможность устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами, были созданы первые независимые национальные правительства. Правительство Индии возглавил Джавахарлал Неру, правительство Пакистана - Лиакат Али-хан; пост генерал-губернатора Индии перешел от Л.Маунтбэттена к Ч.Раджагопа-лачари, генерал-губернатором Пакистана стал М. А. Джинна.

Освобождение Британской Индии привело к изме­нению геополитической ситуации в южно-азиатском - регионе и оказало решающее воздействие на судьбы сопредельных государств. Развитие политических событий в этих странах невозможно рассматривать в отрыве от индийского национально-освободительно­го движения, наиболее мощного и организованного, способного поколе­бать основы Британской колониальной империи, два с половиной века осуществлявшей контроль над всеми составными частями Южной Азии. Вслед за народами Британской Индии независимость обрел Цейлон (Шри-Ланка), являвшийся колонией Великобритании с начала XIX в. «Акт о независимости Цейлона» вступил в силу 4 февраля 1948 г.

События в Индии во многом способствовали демократизации об­щественно-политической жизни Непала и усилению борьбы как с дес­потическим правлением рода Рана, так и с сохраняющимся давлением англичан, вопреки Договору 1923 г., подтверждавшему формальную не­зависимость этого государства, на деле рассматривавшегося ими в ка­честве своеобразного сырьевого придатка Британской Индии. После завоевания независимости Индия заключила с Непалом «Договор о мире и дружбе», аннулировавший все соглашения Непала с британс­кими колониальными властями и провозгласивший его государствен­ный суверенитет. «Договор о дружбе», заключенный между Индией и Бутаном, оговаривал невмешательство во внутренние дела и осуществ­ление индийской стороной юрисдикции в вопросах внешней политики. О влиянии индийского национально-освободительного движения на эти страны свидетельствуют названия наиболее авторитетных поли­тических партий - Цейлонский национальный конгресс и Непальс­кий национальный конгресс. Вместе с тем стремлению стран южно­азиатского региона к развитию внутрирегиональных политических и экономических связей объективно препятствовал ряд факторов: различ­ный уровень социально-экономического развития, различный тип сло­жившихся политических культур, территориальные претензии, есте­ственная боязнь малых государств доминирования Индии в регионе.

Раздел Британской Индии в 1947 году породил жестокие столкновения между индусами и мусульманами и огромные потоки беженцев: до 6,5 миллионов мусульман перешло из Индии в Пакистан и до 4,7 миллионов индусов и сикхов двинулись в обратном направлении. До 500 тысяч человек погибло из-за столкновений на религиозной почве и последующих миграций.К началу 20-х годов XIX в. Англия распространила свой контроль на всю Индию, включая территории, которые позднее вошли в состав Пакистана.В 1946 году направленная из Великобритании специальная правительственная миссия разработала план по сохранению целостности Индии, предусматривавший региональную автономию для мусульманского населения. Предлагалось выделить две географические зоны с преобладанием мусульман: одна из них должна была охватить Северо-Западный Белуджистан, Северо-Западную Пограничную провинцию, Пенджаб и Синд, другая - Северо-Восточный Ассам и Бенгалию. Остальная часть Индии рассматривалась как единое образование с индусским большинством. Рекомендовалось предоставить центральному правительству лишь минимальные права.

Однако данный план, принятый Лигой, был отвергнут Индийским национальным конгрессом, после чего раздел Британской Индии стал неизбежен. 14 августа 1947 года на политической карте мира появились два новых независимых государства - Индия и Пакистан.

Индия - федеративная республика. Глава государства - президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5-летний срок. Законодательный орган - двухпалатный парламент. Состоит из Совета штатов (не более 250 мест, из которых 12 назначаются президентом, остальные избираются от законодательных органов штатов и территорий) и Народного Собрания (545 мест, 543 избираются всеобщим голосованием, 2 назначаются президентом). Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначаемым президентом.

Положение Японии перед II Мировой войной. Послевоенное устройство Японии

25 ноября 1936 года в Берлине правительствами Японии и Германии был подписан «Антикоминтерновский пакт», вторая статья секретного приложения к которому гласила: «Договаривающиеся стороны на период действия настоящего соглашения обязуются без взаимного согласия не заключать с Союзом Советских Социалистических Республик каких-либо политических договоров, которые противоречили бы духу настоящего соглашения». Тем самым вопрос о заключении договора о ненападении с Советским Союзом был японской стороной фактически снят (по крайней мере, на какое-то время) с повестки дня. Обретение мощных союзников на Западе (вскоре к «Антикоминтерновскому пакту» присоединились Италия и ряд других входивших в орбиту Германии европейских государств) поощрило Японию к расширению экспансии в Китае, дальнейшему обострению японо-советских отношений.В середине 1930-х годов японский генеральный штаб армии приступил к планированию операций по овладению Северным Китаем. В 1935 году один из таких планов предусматривал сформировать специальную армию, которая включала бы японскую «гарнизонную армию в Китае, одну бригаду из Квантунской армии и три дивизии из состава сухопутных сил в метрополии и Корее. Выделявшимися силами намечалось овладеть Пекином и Тяньцзинем. Политические цели империи были сформулированы в документе «Основные принципы государственной политики», в котором, по сути, ставилась цель превратить Японию «номинально и фактически в стабилизирующую силу в Восточной Азии».

Тройственный пакт был подписан в Берлине в 20 часов 15 минут 27 сентября 1940 года. Ниже следует текст пакта: «Правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии, признавал предварительным и необходимым условием долговременного мира предоставляли каждому государству возможности занять свое место в мире, считают основным принципом создание нового порядка, необходимого для того, чтобы народы в Великой Восточной Азии и Европы могли пожинать плоды. Сосуществования и взаимного процветания всех заинтересованных наций, выражают решимость взаимно сотрудничать и предпринимать согласованные действия в указанных районах в отношении умений, основывающихся на этих принципах. Правительства трех государств, преисполненные стремление к сотрудничеству со всеми державами, прилагают подробные усилия во всем мире, полны желания продемонстрировать неприкосновенность во всем мире, для чего правительство Великой Японской империи, правительство Германии и правительство Италии заключили соглашение».К началу июля 1941 года армия Японии, невзирая на протесты, исходившие от правительств Америки и Великобритании, осуществила захват южной части Индокитая, а через непродолжительное время подступила вплотную к Филиппинам, Сингапуру, Голландской Индии и Малайе. В ответ на это Америка наложила запрет на ввоз в Японию всех стратегических материалов и одновременно заморозила находившиеся в своих банках японские активы. Таким образом, разразившаяся вскоре война между Японией и США стала итогом политического конфликта, который Америка пыталась разрешить экономическими санкциями.

Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали созданию зон оккупации стран-победителей в Японии. Поскольку соотношение сил СССР и западных держав на Дальнем Востоке было совершенно иным, чем в Европе, а советский вклад в разгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской войны в условиях фактически начавшейся «холодной войны», Москва была вынуждена с этим согласиться. В результате американские войска под командованием генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией.

Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым как минимум приняла условия Потсдамской Декларации. Перед победившими Японию державами стояла задача такого послевоенного урегулирования в этой стране, которое предотвратило бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством демократизации, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок - дзайбацу как источника агрессии, демилитаризации и наказания военных преступников в назидание на будущее.

В Японии была введена одна из самых демократических в мире буржуазных Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский (сами японские юристы подготовили несколько крайне реакционных вариантов Конституции, с которыми страны-победители не могли согласиться). Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс дефеодализации.

В собственно пакистанском аспекте раздела Индии и последующих событиях нельзя не отметить особую роль Мухаммада Али Джинны (1876-1948). Смелый и ловкий юрист, поначалу он боролся за самоуправление и расширение прав Индии совместно с индусами. Более того, до 1920-х годов его позиции были весьма умеренными, он находился в лагере Тилака. Проявляя недюжинные способности к лавированию, он сумел уверить англичан в своей полной лояльности, будучи одним из лидеров Движения в поддержку халифата - радикальной панисламистской организации. Как бы то ни было, к 1935 году он стал представителем бомбейских мусульман в Центральной законодательной ассамблее Индии. 22-24 марта 1940 года был принят исторический документ - Лахорская резолюция http://storyofpakistan.com/lahore-resolution/. Текст Лахорской резолюции приводится в сокращении. Режим доступа - открытый. . На сессии Всеиндийской мусульманской лиги в Лахоре Джинна говорил о том, насколько, по его мнению, далеко зашли различия в историческом пути развития индуистской и мусульманской частей доминиона Индия. Он заявлял: «Мусульмане являются нацией с точки зрения любого определения нации». В резолюции же главными являются следующие слова: «Ни один конституционный план, не учитывающий географических и религиозных границ, не будет приемлем для мусульман…Поскольку мусульмане преобладают на северо-востоке, там должны быть созданы суверенные и независимые государства». Этот документ может считаться отправной точкой политической практики теории «двух наций» - индуистов и мусульман. Идеологи этой теории уверены, что ислам и индуизм в нашем случае - не религиозные системы, а четкие критерии выделения двух совершенно разных наций. Возможно, теория так бы и осталась сугубо бумажными выкладками для одних и мечтой всей жизни для других, если бы не Вторая мировая война.

Само собой, Невилл Чемберлен объявил войну Германии, не спрашивая ни мусульман Индии, ни собственно индуистов. Отчасти это было предсказуемо: Чемберлен тогда не мог предположить, что европейские дела могут как-то затронуть отдаленную колонию империи. Однако после провала фашистской Германии в битве под Москвой в конце 1941 - начале 1942 года, ее союзница - Япония - отказалась нападать на СССР. Но ее руководство и в мыслях не держало выход из системы «оси». Именно поэтому весь свой недюжинный потенциал, накопленный в годы правления милитаристского правительства при императоре Хирохито (1901-1989), Япония направила на Индию. Английское правительство прекрасно понимало, насколько ненадежным участком фронта будет Индия при малейшей интенсификации боевых действий - и насколько еще менее надежной станет она, когда там усилятся антианглийские настроения. К тому же, британская индийская армия была очень крупной (2,5 млн человек), что делало положение в Индии особенно важным. В Индию отправляется миссия сэра Стэнфорда Криппса Jajal A. . The Sole Spokesman: Jinnah, the Muslim League and the Demand for Pakistan. Cambridge, 1985. P. 47.. Посулы Великобритании были весьма и весьма велики: свободные выборы после войны, статус доминиона с независимыми выборами, возможность выхода из доминиона, защиту национальных меньшинств. В итоге Криппс уехал ни с чем: отчасти из-за сопротивления и недоверия местных индуистов и мусульман, отчасти из-за хитроумных интриг недолюбливавшей его местной английской колониальной администрации Gupta S.R. New Light on the Cripps Mission // India Quarterly. Vol. 28, ch. 1. Pp 69-74.. Однако его явно неудачная поездка донесла до населения Индии две важные идеи, можно сказать - Англия в тяжелой ситуации раскрыла две карты. Во-первых, стало ясно, что очень скоро Британия будет уходить с Индийского субконтинента, во-вторых - что сделано это будет лишь после войны Brown J. Modern India. The making of an Asian Democracy. London, 1999. P. 328.. В условиях такого соблазна, обостренных результатом неумеренных инициатив военного времени, здесь развернулось массовое движение за полную независимость. В мировую историографию оно вошло как “Quit India Movement”, а в советскую и российскую - как Августовское движение. Суть этого движение в том, что в 1942 году Индийский национальный конгресс провозгласил своей целью переход к полной независимости от Великобритании в рамках движения «гражданского неповиновения». Вождем движения был Махатма Ганди, выступивший в парке в Бомбее с пламенной речью о национальном освобождении 8 августа 1942 года. Сразу после этого по стране прокатилась война арестов, была даже идея насильственного вывоза Ганди в Африку Fisher D. The Proudest Day: India"s Long Road to Independence. Norton, 1998. P. 329, однако, неосуществленная. В принципе, перипетии этих событий не имели бы прямого отношения к тематике нашего исследования, если бы не один факт. В столь важный для Британской Индии момент, мусульманские лидеры отказались поддержать Августовское движение. Джинна призывал всех мусульман сотрудничать с англичанами, идти добровольцами в индийские военные и паравоенные формирования Wolpert S. Jinnah of Pakistan. N.Y., 1984. Pp 209 -215.. Как мы считаем, такой политикой он достигал сразу четырех целей. Во-первых, на данном этапе он убеждал англичан в своей полной лояльности, попутно повысив свой авторитет в их глазах. Во-вторых, он дал понять лидерам индусов, что они не являются для него авторитетами, что очень скоро он может перейти к самостоятельной внешней и внутренней политике. В-третьих, он стал собирать вокруг себя большое число союзников, формально проявив себя патриотом, подняв население на защиту родной земли. В-четвертых, именно добровольческие отряды, о которых было сказано выше, составили военизированную основу будущего мусульманского движения. В целом, исследователи отмечают значительный рост численности Мусульманской лиги, который уже позволил ей овладеть контролем над территориями Синдха, Бенгалии и северо-западной границы Британской Индии Syed N.А. Origins of Muslim consciousness in India: a world-system perspective. London, 1991. P. 213.. Так или иначе, восстание было подавлено, но отдельные его вспышки, связанные с голодом в Бенгалии, отмечались и до конца 1943 года Dyson, T., Maharatna A. Excess mortality during the Great Bengal Famine: A Re-evaluation" in The Indian Economic and Social History Review, Vol 28, No. 3, 1991. P. 11-12.. Фактически, из Второй мировой войны Индия и Пакистан вышли уже абсолютно разными, с разным пониманием насущных целей государственного строительства и методов их достижения.

Тем не менее, вплоть до последнего дня колониального владычества, в Англии сохранялись сторонники того, что создавать два государства на руинах Индии не следует. Так, известно, что в 1946 году Кабинетом министров был разработан план децентрализованного государства на основе компромисса между Мусульманской лигой и Индийским национальным конгрессом. Он предусматривал минимизацию полномочий центра, существенную автономию провинций. Однако Джавахарлал Неру отверг план строительства государства без единого центра, а потом и Джинна вернулся к требованиям независимого мусульманского государства Wolpert, S. A New History of India. N.Y., 1990.. Планам взаимовыгодного примирения было не суждено сбыться.

Лейбористский кабинет Клемента Эттли (1883-1967) был весьма четко ориентирован на коренные преобразования в Индии. Именно поэтому, когда Эттли посла провала Лондонского соглашения пришел к выводу о том, что политика Уэйвелла на посту вице-короля не принесет должных результатов в этом направлении, он задумался об организационных выводах. Так, вице-королем в Индии стал лорд Маунтбеттен Бирманский, вступивший в должность 24 марта 1947 года. Попутно было провозглашено обещание сделать Индию независимой до июня 1948 года. 3 июня был предложен знаменитый «План Маунтбеттена», предусматривавший следующие условия обретения независимости Индией:

  • 1. Разделение общин Пенджаба и Бенгалии будет осуществляться по решению простого большинства каждой из религиозных групп
  • 2. Вопрос о Сидхе будет решен на его усмотрение.
  • 3. Судьба северо-западной границы и отдельных областей Бенгалии будет решена местными референдумами.
  • 4. Индия будет признана независимой к 15 августа 1547 года.
  • 5. Бенгалия сможет отделиться, как только захочет.
  • 6. Для урегулирования всех вопросов создается пограничная комиссия.

Небольшим княжествам, таким образом, предоставили возможность самоопределения лишь в рамках Индии или Пакистана Sankar G. Jawaharlal Nehru, a biography. Paris, 1991. P. 193. (без проведения референдума, а на основе решения князя). Граница между двумя новыми государствами устанавливалась по так называемой линии Рэдклиффа - демаркационной линии, названной по имени сэра Джона Рэдклиффа (1899-1977). Не лишним будет в качестве источника проанализировать и сам текст Акта о независимости Индии http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo6/10-11/30#IDA3KLY. Режим доступа: открытый.. Пункт 1 статьи 1 гласит: „В Индии появляются два незвисимых доминиона - Индия и Пакистан“. Территориальное разделение, конституированное пунктами 1-3 статьи 2, предусматривало, что к Пакистану отходит Восточная Бенгалия, Западный Пенджаб, Синд, Белуджистан; Бенгалия при этом разделяется на западную и восточную. Будущее Силхета и Северо-Восточной границы подлежит урегулированию на референдумах. Пенджаб отныне делится на Восточный Пенджаб и Западный Пенджаб. Процес проведения границ проходит под контролем специально назначаемых генерал-губернаторов, власть которых ограничена Актом об управении Индией 1935 года,. Специальная статья посящена отказу монарха Великобритании от власти и отвественности за происходящее в упоминаемых территориях. Оговаривался и процесс законотворчества и формирования армии в двух государствах. 3 июня 1947 года Маунтбеттен, Неру, Джинна и лидер сикхов Балдев Сингх выступили с коммюнике на радио, а 4 июня данный текст был объявлен на пресс-конференции. 15 августа суверенитет Великобритании над Индией перестал существовать как реалия международного права. В каждом государстве оставался генерал-губернатор Stein B. Arnold, D. A History of India, 2010, P. 359: в Индии свою деятельность на этом посту продолжил лорд Маунтбеттен Бирманский, в Пакистане правдами и неправдами добился этого поста Мухаммед Али Джинна. Важным в политической системе новых государств стали и посты премьер-министров, которые отошли, соответственно, к Джавахарлалу Неру и Ликат Али-Хану.