Ритуальное омовение, купание и таяммум по мазхабу имама аш-шафии. Время намаза

Вопрос: Можно ли беременной женщине выйти замуж?

Ответ: Если женщина забеременела, будучи в законном мусульманском браке, она освобождается от уз брака только после рождения ребенка и, следовательно, не может выйти замуж.

А если зачатие произошло вне брака (никаха), то можно выйти замуж, будучи беременной.

Вопрос: Можно ли украсть девушку, если она не хочет выходить за меня замуж? Я её люблю.

Вопрос: Можно ли использовать спирт в медицинских целях? Например, если лекарство нужно настоять на спирте и пить по столовой ложке в день?

Ответ: Употреблять нечистоты, к коим относятся любая опьяняющая жидкость, строго запрещено. Исключением может быть только употребление при невыносимом голоде ради спасения жизни или для лечения, когда нет дозволенной альтернативы.

Вопрос: Засчитывается ли намаз без гусля (большое омовение)?

Ответ: Если вы попали в ситуацию, после которой по Шариату нужно обязательно искупаться, например, совершили близость с женой, то для действительности молитвы вам необходимо искупаться. Совершив молитву без омовения, вы впадете в грех, а исполненная вами молитва будет недействительной.

Вопрос: Мы с мужем не живем вместе, интимных отношений на сегодняшний день нет уже 9 месяцев. Два месяца назад я родила от него, и неделю назад он дал мне второй талак. Сегодня он пришел с другом и сказал, что возвращает меня.

Считаюсь ли я его женой после возвращения или нам надо обновлять никах с новым махром?

Ответ: Согласно шафиитскому мазхабу, отсутствие интимной близости между супругами не расторгает брак. Если вам был дан развод (муж произнес слова развода) до рождения ребенка, то с рождением ребенка брак между вами распадается. Поскольку с момента произнесения слов развода прошла всего неделя, ваш муж имеет право вернуть вас. Обновлять брак (никах) нет необходимости, достаточно его слов «я вернул тебя», и с этого момента вы вновь считаетесь мужем и женой.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли по исламу менять обручальное кольцо на другое, то есть продать его и взять другое или же обменять на новое? И можно ли менять его не один, а два или три раза? Я слышала, что это якобы плохая примета. Так ли это или это просто суеверие? Хотелось бы знать, как Шариат к этому относится. Заранее благодарна!

Ответ: В Исламе нет такого понятия, как обручальное кольцо, эту традицию мусульмане переняли у иноверцев, поэтому в смене кольца или в том, чтобы его снять, нет ни запрета, ни порицания.

Хочу обратить ваше внимание на то, что мужчине нельзя носить золотые украшения, в том числе, золотое кольцо.

Вопрос: В последнее время во сне вижу волков, что бы это могло значить? Я вижу их не дома, а в горах или на поляне, я ходил с ними, будто я один из них, а они подходили ко мне и играли. Что могло бы значить это?

На вопросы ответил Мухаммад-Амин хаджи Магомедрасулов

Вопрос:

Я мусульманин в инвалидном кресле и мой вопрос касается омовения.

Я не могу ничего держать рукой. Есть человек, который каждое утро приходит и помогает мне купаться. Достаточно ли мне этого на весь оставшийся день? Я пытаюсь брать таяммум, но не могу протереть все лицо полностью, и преодолеваю большую трудность, чтобы положить руки на землю для таяммума. Прошу вас дать мне совет.

Ответ:

Хвала Аллаху.

Из того, с чем пришел ислам – это облегчение и легкость для людей, и он не возлагает на них то, что они не могут выдержать. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (Коран. 2:286).

Аллах обязал мусульман совершать омовение и довольствовался им для них, однако зная слабость некоторых из них сделал для них облегчение и узаконил таяммум (ритуальное очищение землей), сделав его заменой воды и очищением для мусульманина.

Если совершение таяммума является сложным для человека, то ему можно совершать молитву без омовения и без таяммума, и это подобно тому, кто не нашел одежду для того, чтобы прикрыть свой аурат в молитве и ему разрешено совершать ее без одежды.

Если кто-то помогает тебе купаться или брать омовение, то это очень хорошо, и этого достаточно тебе на весь день, если не было большого или малого осквернения, которое испортило твою ритуальную чистоту.

Если ты делаешь таяммум сам или кто-то тебе помогает, то достаточно провести рукой по земле и протереть то, что ты можешь из лица.

По причине трудности и болезни ты можешь совмещать две молитвы, если тебе будет нелегко взять омовения ко времени второй молитвы.

Если у тебя нет возможности ни взять омовение, ни сделать таяммум и осталось мало времени для совершения молитвы, то ты обязан помолиться, если даже нет очищения ни водой, ни землей.

Доводы на то, что человеку разрешено совершать молитву, если он не может очиститься:

Передается от Айшы , что она одолжила у Асмы ожерелье, и оно потерялось. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил человека (на поиски) и он нашел его. Их настигло время молитвы, но у них не было воды, и они помолились. Они пожаловались об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах ниспослал аят о таяммуме. И сказал Усайд бин Худейр Айше: «Да воздаст тебе Аллах благом! Что бы ни случилось с тобой из того, что тебе не нравится, Аллах делает это для тебя и для мусульман благом» (Аль-Бухари , 329; Муслим , 367. Приводится версия Муслима).

А в другой версии, которая приводится у Ат-Табарани и Абу ‘Авана , ясно говорится, что они молились без омовения.

Передается от Айши, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Усайда бин Худейра и других людей вместе с ним на поиски ожерелья, которую потеряла Айша. Настало время молитвы, и они помолились без омовения. А когда они пришли к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то пожаловались ему об этом и был ниспослан аят о таяммуме. Добавил Ан-Нуфайли : «И сказал Усайд бин Худейр: «Да воздаст тебе Аллах благом! Что бы ни случилось с тобой из того, что тебе не нравится, Аллах делает в этом для тебя и для мусульман облегчение» (передали Абу ‘Авана, 873; Ат-Табарани, 131).

Это является доказательством на то, что отсутствие воды, а это было единственным средством для очищения до узаконения таяммума, делает дозволенным молиться без омовения, и уж тем более должна быть дозволена молитва при отсутствии земли, которая ниже по степени, чем вода.

Это указывает на то, что тот, кто потерял средство для очищения, будь это по причине его отсутствия и отсутствия возможности найти его, или отсутствие возможности его использования хоть оно и есть, ему разрешается совершить молитву без очищения.

Имам Аль-Бухари назвал главу, в которой привел вышеупомянутый хадис «Глава: Если не найдет ни воды, ни земли».

Сказал Ибн Рашид : «Автор, как будто посчитал неузаконенность таяммума, как отсутствие земли, после того, как он стал узаконенным. Как будто он говорит: «Их решение в случае отсутствия очищающего вещества, которым является вода, в частности, подобно нашему решение при отсутствии двух очищающих вещей: воды и земли. И тем самым выявляется соответствие хадиса с названием раздела, потому что в хадисе нет того, что у них не было земли, а в нем то, что у них не было только воды. И в этом довод на обязательность совершение молитвы тому, кто потерял оба средства очищения. И видом указания на это является то, что они молились убежденными в обязательности этого, и если бы тогда молитва была запрещена, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упрекнул бы их за это. Об этом сказали , Ахмад , большинство мухаддисов и большая часть последователей » («Фатх-уль-Бари», 1/440).

Сказал Ибн аль-Кайим : «Ситуация с отсутствием земли подобна ситуации, когда таяммум не был узаконен, и нет тут разницы. Поистине, они молились без таяммума в связи с тем, что в то время он не был узаконен. В таком же положении находится и тот, кто помолился без таяммума из-за отсутствия того, чем можно сделать таяммум. Так какая же разница между отсутствием того, чем можно сделать таяммум и между отсутствием его узаконенности. И согласно къиясу (суждение по аналогии) и сунне тот, у кого нет воды и земли, молится в соответствии с его положением. Поистине, Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей, и он не повторяет эту молитву, потому что он сделал то, что ему было велено. И он не обязан повторять ее подобно тому, кто оставил стояние, направление к кибле, одежду, чтение (Корана) из-за неспособности это сделать. И это является обязательным из священных текстов и кияса» («Тахзиб сунан Аби Дауд », 1/61).

Сказал Ибн Кудама : «… и потому, что это условие из условий молитвы, и оно спадает при невозможности его совершения подобно другим ее условиям и столпам, и потому, что он выполнил свою обязанность в соответствии с возможностью. И он не обязан повторять ее подобно тому, кто неспособен закрыть свой аурат и молился раздетым, и неспособному повернуться в сторону киблы и молился в другую сторону, и неспособному стоять и молился сидя» («Аль-Мугни», 1/157).

Сказал Аш-Шаукани : «И слова: «и помолились без омовения» группа исследователей (мухаккиков), в том числе и автор, привели в качестве довода на обязательность молитвы при отсутствии средств для очищения: воды и земли. И в хадисе нет того, что у них не было земли. В нем говорится, что у них не было только воды, однако отсутствие воды в то время подобно отсутствию воды и земли, потому что тогда не было другого средства очищения, кроме воды. И доводом, указывающим на это является то, что они молились будучи убежденными в обязательности молитвы, и если бы молитва в это время (без омовения) была бы запрещена, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выразил бы им порицание. Об этом сказали Аш-Шафии, Ахмад, большинство мухаддисов и большая часть последователей Малика» («Нейль-уль-Аутар», 1/337).

Это слова ученых по этому вопросу, и это является более достоверным мнением, которому следуют.

И если ты не находишь того, кто поможет тебе сделать таяммум, то ты находишься в положении того, кто не нашел воду и землю, в связи с отсутствием силы на это.

А Аллах знает лучше.

[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]

ВОПРОС: АссаламуАлейкум уа рахматуллахи уа баракатух, Мейрам!
Огромное спасибо Вам за Ваш сайт. Нет необходимиости искать по другим сайтам, в поисках нужной информации. Достаточно одного вашего сайта, субханаллах, здесь можно найти ответы на все интересующие вопросы. И ни один вопрос не оставлете без внимания, даете полный ответ.
У меня два вопроса: 1) по поводу азана и икамата. Одна сестра рассказывала, что сразу после рождения ребенка, сама(т.е. роженица) произнесла азан и икамат. Я думаю это неправильно. Потому что женщина после родов, не может принять ни тахарат, ни гусль.Разве можно произносить азан без гусля? Поясните пожалуйста. Может ли мама ребенка еще в роддоме произнести азан и икамат.
2) Знакомые сестры- мусульманки не всегда делают гусль после полового акта, считая что грех пропустить намаз и читают его. А я пропускаю намаз, не имея возможности принять гусль.Что более грешно, читать намаз без гусля или пропуск намаза. Вопрос, конечно, неправильный. Я понимаю, что и так и эдак нельзя. Но вот я не могу читать намаз без гусля и у меня пропускаются намазы.
Заранее спасибо. Лилия

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуха сестра!

Большое спасибо за доверие и за теплые слова! Отвечаю:

1) Если не было мужчин рядом или некому было произнести азан и икамат, ничего страшнего нет в том, что мать сама их произнесла в ухо своего ребенка. При этом не обязательно наличие омовения, т.к. азан и икамат можно произнести без омовения в таких случаях. Но при этом есть в этих вопросах свои ньюансы, как например, перед намазом азан можно произнести без омовения, а икамат без омовения нельзя, т.к. после икамат сразу же начинается фард намаз! Дополнительно можете прочесть -

2) Сейчас много женщин, одев хиджаб и совершая намаз, прочитав маразмы лжеученых, считают себя праведными и грамотными мусульманками. Всевышний Аллах сказал: « Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз » (87:14-15). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “ Ключом к молитве является чистота, началом – такбир, а концом – приветствие” и “Чистота, - половина Веры” и “Не будет принята чья-либо молитва, если у него было нарушено омовение, а он его предварительно не восстановил ” (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Ахмад). Сами подумайте пожалуйста, если без омовения, тем более без гусль не принимается намаз, то какой толк от таких намазов без очищения?! Получается, что ваши подружки на самом деле не совершали намаз !!! Грех как раз совершать намаз без очищения. Многими вами любимый такфирист Абу Ханифа считал, что кто без тахарата совершает намаз, зная, что так нельзя, тот кафир!!! Хотите доказательства?! Пожалуйста! Имам ан-Науауи сказал: “Если человек совершил молитву без омовения, зная о том, что это запрещено, то он совершил великий грех. Однако, мы не считаем что он становится неверным, если только он не счел подобное действие дозволенным. А Абу Ханифа считал, что такой человек становится неверным за издевательство над религией ” (См. “Раудату-тталибин” 10/67 и «аль-Маджму’» 2/84). Совершение намаза в начале своего времени желательно. Но в то же время не забывайте пожалуйста, что время каждого намаза наступает в свое время и продолжается до начало следующего намаза. Поэтому надо сначала провести полное омовение и только потом начать намаз. Мне также непонятны действия ваших подружек, которые именно перед намазом занимаются сексом или после секса ложаться спать, не очистившись. В крайнем случае, если совсем нет возможности принимать полное омовение, проведите таяммум.

Аллаху алим!

Мусульмане выполняют в день, как минимум, 5 молитв, которые раскинуты в течение все х суток . Это требует того, чтобы человек очень часто находился в состоянии ритуальной чистоты, которая давала бы ему возможность без проблем выполнять предписания Всевышнего. Однако может возникнуть ситуация, когда для совершения омовения отсутствует вода. Ислам предлагает выход из это го положения посредством такого вида ритуального очищения тела человека, как таяммум.

Слово «таяммум» буквально переводится как «намерение». Шариатское определение, однако, гораздо более точное и специфичное. Оно обозначает очищение человека от большого либо малого осквернения посредством почвы и других видов грунта. Важно отметить, что таяммум упоминается в Священном Коране в :

«…если вас настигла болезнь или находитесь в пути, если вы пришли из отхожего места либо имели контакт со своей супругой (супругом) и не можете найти воды, то совершите омовение чистой землёй - протирайте ею свои руки и лицо» (5:6)

Когда можно делать таяммум

Если человек находится в путешествии или вышел из своего населённого пункта и при этом не может найти воду на расстоянии около двух километров, то ему разрешается очиститься с помощью грунта. Также можно практиковать этот вид омовения, если верующему предписаны врачом соответствующие противопоказания. Кроме того, если человек, страдающий каким-то заболеванием, хоть и имеет воду, но боится, что её использование может ухудшить его физическое состояние, то и в этом случае можно делать таяммум вместо .

Кроме того, в сводах хадисов имамов Абу Дауда и аль-Хакима имеется одобрительное отношение Заключительного посланника Всевышнего Мухаммада (с.г.в.) к ситуации, когда один из сахабов в холодную ночь побоялся очиститься водой из-за боязни заболеть. Вспомнив аят из суры «Женщины»:

«…не убивайте себя, ведь Аллах, поистине, является милостивым по отношению к вам» (4:29),

он использовал таяммум. Когда эти сахабы встретились с Пророком (с.г.в.) и рассказали об этом случае, он лишь усмехнулся и ничего не сказал в ответ на такое действие одного из своих сподвижников.

Также совершить таяммум разрешается, если есть риск опоздать на праздничную либо на похоронную молитву, так как их нельзя восполнить.

Когда нет возможности получить воду из водоёма и иного источника либо существует опасность со стороны какого-то хищника или человека, то и в этих случаях Шариат разрешает верующему воспользоваться землёй для ритуального очищения.

Как совершать таяммум (порядок действий)

1. Необходимо сделать намерение на очищение от малой либо большой скверны в уме либо произнести его вслух.

2. Делается хлопок ладонями по земле, после которого человек тщательно протирает своё лицо. Здесь главное - не оставить места, по которому не прошлась бы рука.

4. Аналогичные действия предпринимаются уже в отношении левой руки.

Что разрешено использовать для таяммума

Таяммум можно делать землёй, гипсом, песком, камнем (даже если на нём нет пыли), глиной, известью, сурьмой. Однако важно, чтобы все эти предметы были чистыми. Если на человека просто попадёт пыль и ляжет на его руки и лицо, то это не считается таяммумом, так как он не делал намерения для этого. Это одно из ключевых отличий таяммума от гусля и вуду. Ведь если человек по какой-то причине полностью оказывается в воде, то ему не нужно совершать отдельно гусль. То же самое касается и дождя, когда он омывает все части тела, которые необходимо отчистить во время малого омовения. Это связано с тем, что для этих видов ритуального очищения на их совершение не является обязательным условием.

Необходимо помнить, что таяммум полностью заменяет собой как малое (тахарат/вуду), так и большое омовение (гусль). При этом таяммум портят все те же вещи и действия, что характерны для этих двух видов ритуального очищения. Однако добавляется ещё один момент - это возможность воспользоваться водой, о чём мы расскажем в следующем разделе.

Дополнительные вопросы по таяммуму

  • Если человек понимает, что в скором времени есть надежда снова обрести воду, то желательно оставить молитву до конца того промежутка времени, когда она должна быть прочитана. Однако важно условие в этом случае - совершение этой молитвы до исхода этого времени. (Т.е. если, к примеру, время для намаза зухр истекает в 14:00, и мусульманин знает, что в 13:30 он может взять тахарат, то ему надлежит отложить дневную молитву до этого времени).
  • Если путешественник, находясь в дороге вдали от населённых пунктов в незнакомой местности, понимает, что ему не удастся найти воду, то он может её и не искать.
  • Если человек забыл, что у него есть вода и совершил молитву, взяв таяммум, то ему не обязательно перечитывать такой намаз.
  • Если вода есть поблизости, но её необходимо купить, то в этом случае совершение таяммума недействительно.
  • Если попутчик путешественника имеет воду, но отказывается поделиться ею даже за определённую плату, то можно сделать таяммум и прочитать намаз.

Наилучшим благом для человека является наличие у него правильного , которое заключается в – одного и единственного Бога, который достоин поклонения и которому следует поклоняться, а также в вере в то, что является Посланником Аллаха, и в истинность всего того, с чем он пришёл и что передал народу от Аллаха.

После произнесения , означающей принятие единобожия, каждый совершеннолетний и умственно полноценный человек обязан выполнять определённые предписания, которые возложил на него Всевышний Аллах. Совершение пяти обязательных (ритуальных молитв) является самым высокочтимым и основным видом поклонения Аллаху (после правильного вероубеждения). Однажды Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили о том, какое деяние мусульманина является наилучшим. Он ответил: «Обязательные намазы, выполняемые в совершенстве и в указанное для каждого из них время ».

Когда мы говорим «намазы», то имеем в виду особый вид поклонения Всевышнему Аллаху, выполняемый таким образом, как было передано Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Он состоит из определённых выражений и действий, начинается с намерения и завершается произнесением заключительного приветствия – «Саляма». Совершать намаз Пророка (мир ему и благословение) научил ангел Джабраил (мир ему), а Пророк (мир ему и благословение), в свою очередь, научил мусульман. С тех пор намаз стал самым важным из обязательных деяний мусульман после веры в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). И каждый из нас должен планировать распорядок дня так, чтобы вовремя выполнять намаз. За его совершение Всевышний Аллах вознаградит мусульманина на том свете бесконечными, невиданными и неслыханными благами. Намаз является опорой мусульманской религии и деянием, за которое человек будет спрошен в Судный день в первую очередь. Всевышний Аллах обещал одарить Раем Своего раба, в совершенстве выполняющего обязательный намаз, соблюдая все его условия и обязанности.

Есть множество хадисов Пророка (мир ему и благословение), в которых подчёркивается важность намаза. Приведём некоторые из них:

«Намаз – опора религии »;

«Когда человек совершает омовение как следует, а затем совершает обязательный намаз, Аллах прощает ему все грехи, совершённые в тот день ногами, шедшими к плохому, руками, делавшими зло, ушами, слушавшими злое, глазами, смотревшими на зло, и сердцем, думавшем о зле »;

«Намаз – это ключ от Рая »;

«Человек в намазе стучится в дверь Царя царей, а дверь всегда открывается для того, кто стучится »;

«Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день, – это намаз ».

Все виды поклонения были переданы Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраиля (мир ему). А пятикратный намаз был передан Пророку (мир ему и благословение) Самим Всевышним Аллахом без посредника, как ценнейший подарок самому любимому Своему Пророку (мир ему и благословение) и лучшему из творений и его общине (умме). Вот в чём заключается мудрость такого возвеличивания значения намаза Всевышним Аллахом.

Виды намазов

Кроме обязательных (фарз) намазов существуют также и необязательные, но желательные (сунна) намазы, за выполнение которых Всевышним обещано дополнительное вознаграждение. Необязательные намазы требуют тех же приготовлений, что и пять обязательных намазов. Человек, который хочет выполнить намаз, должен отвечать нескольким требованиям: молящийся должен быть мусульманином, достигшим такого возраста, когда он понимает речь, обращенную к нему, и осмысленно на нее отвечает (мумаййиз ) – это обычно семь лет по лунному календарю. А с достижением совершеннолетия каждый умственно полноценный мусульманин (мукалляф ) обязан совершать намаз.

определенные действия, которые необходимо исполнить еще до вступления в намаз, а также во время его совершения. Если не выполняется хотя бы одно из условий, то намаз считается недействительным. Поэтому каждому мусульманину необходимо знать и соблюдать следующие условия намаза:

1. Совершающий намаз должен находиться в состоянии ритуальной чистоты.

2. Тело, одежда и место, на котором совершается намаз, должны быть чистыми.

3. Следует укрывать части тела (аврат), которые согласно Шариату должны быть укрыты.

4. Каждый намаз совершается в определенный для него промежуток времени.

5. Совершать намаз следует, обратившись грудью в сторону Каабы (Кибла).

Правила ритуального очищения

Первым условием намаза является нахождение человека в состоянии ритуальной чистоты. Согласно Шариату, ритуальное очищение (тахара) – это выполнение определенных обязательных действий, для того чтобы мусульманину стало дозволенным совершение намаза. Оно включает в себя:

1. Удаление нечистот (наджасы).

2. Совершение частичного омовения тела (вузу).

3. Выполнение полного омовения тела (гусль).

4. Очищение чистой землёй (таяммум), если нет воды, а также в некоторых других ситуациях.

Воистину, изучение правил ритуального очищения и их выполнение соответствующим образом является одной из важнейших заповедей в религии. Потому что только при соблюдении всех этих правил можно добиться требуемой чистоты для намаза. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Очищение – это ключ к намазу». Следовательно, кто пренебрегает очищением, тот пренебрегает и намазом.

О подмывании

Подмывание (по-арабски истинджа) – это обязательное удаление до полного очищения всех мокрых выделений из переднего и заднего проходов.

Выделения могут быть обычными (моча, кал) и необычными (мазью, вадью). Если человек испустил только кишечные газы, то подмывание необязательно. Неполное очищение от мочи является одной из причин мучения в могиле. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Оберегайте тело и одежду от попадания на них мочи, так как большинство мучений в могиле – из-за пренебрежительного отношения к очищению от нее ».

После того, как мочеиспускание прекратилось, для полного удостоверения в этом, желательно (сунна) выполнить истибра путем откашливания, сдавливания мочеиспускательного канала, приседаний и т. п. Истибра – это освобождение от оставшейся в мочеиспускательном канале мочи после прекращения ее выделения. Если человек знает, что выделение мочи не прекратилось, то он обязан избавиться от нее до конца.

Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой либо подтиранием камушками (тремя или одним, который имеет не менее трех граней), последнее – при условии, что нечистоты не распространились за пределы прохода и не засохли. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду.

Заменить камень может любой предмет, если он шершавый, плотный (не сыпучий), чистый (не загрязнённый наджасой), непочётный. Например, бумажные салфетки. Гладкие предметы, такие как стекло, не годятся для этой цели. Почетный предмет, например, лист бумаги, содержащий информацию об Исламе и т. п., также нельзя использовать для удаления нечистот. При их удалении необходимо протереть загрязненное место не менее трех раз, до полного очищения. Если нечистоты не удалились за три раза, то следует протереть четвертый раз. Если после этого нечистота была удалена, то желательно протереть и пятый раз (чтобы количество было нечётным).

Выполняя истинджа, предпочтительно использовать сначала твердый предмет – камень или бумагу, а потом воду. Можно использовать и одно из них: или воду, или камень, но лучше использовать воду.

При исправлении нужды в открытой местности, нельзя обращаться лицом или спиной в сторону Каабы. Это разрешено лишь в том случае, если впереди, не далее чем за три локтя (около 1,5 м) есть какой-либо предмет высотой не менее 2/3 локтя (около 35 см). Что касается мест, специально предназначенных для этой цели (туалеты), то в них не запрещено обращаться в сторону Каабы, но лучше этого не делать. Также нежелательно опорожняться под плодоносящими деревьями, потому что плод может упасть на нечистоты и испачкаться. Если же дерево принадлежит какому-либо чужому человеку, то опорожняться под ним (без разрешения) является грехом.

Также нежелательно опорожняться на дороге и в тени, где люди могут остановиться для отдыха, так как это может стать причиной проклятия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь двух проклятий ». Его спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), каких двух проклятий?» Он ответил: «Справлять нужду на дороге или в тени ». Это правило также касается мест, где человек может согреться зимой под солнцем.

Говоря кратко, нужно избегать того, что создает неудобства для людей.

Нежелательно мочиться и опорожнять кишечник в норы, как в малые, так и в большие, потому что они могут быть жилищем джиннов, опасных зверей или других слабых живых существ. Также нежелательно разговаривать при исправлении нужды. Запрещается мочиться в мечети, даже в сосуд. Крайне порицается вносить с собой в туалет предметы, на которых написаны имена Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Желательно (сунна) перед входом в туалет просить защиты у Аллаха, произнося следующие слова:

بِسْمِ اللهِ اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبُثِ وَ الْخَبائِثِ

«Бисмилляh , Аллаhумма инни а‘узу бика миналь-хубуси валь-хабаис ».

(Начинаю с именем Аллаха. О Аллах, я прошу у Тебя защиты от джиннов мужского и женского пола) .

Заходить в туалет желательно с левой ноги, а выходить с правой, в отличие от того, как заходят в мечеть и выходят из нее. После выхода из туалета желательно произнести:

غُفْرانَكَ اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي أَذْهَبَ عَنِّي الْأَذى وَعافاني

«Гуфранака, аль-хамду лилляhи-ллязи азhаба ‘анниль-аза ва ‘афани ».

(Прошу у Аллаха прощения. Хвала Аллаху, который освободил меня от вреда и дал мне здоровье).

Частичное омовение тела

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين

Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно) ».

Знайте, что частичное омовение тела (вузу) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий даётся вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны.

Условия частичного омовения

Условиями частичного омовения тела являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды.

4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие желательными (суннами).

Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы, совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия:

1. Ждать наступления времени совершения намаза.

2. Подмываться.

3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу.

4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.

5. После омовения необходимо сразу совершить намаз.

Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее бельё, должна быть чистой.

Порядок совершения частичного омовения

1. Омовение начинается с мытья кистей рук. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза.

3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузу) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду». В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы.

4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью: от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза.

6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью.

8. Обязательно мыть ноги, включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой рукой моют левую ногу. Рекомендуется мыть их три раза, начиная с правой ноги.

На этом омовение завершается.

Обязательные действия частичного омовения

Из описанных выше действий частичного омовения тела обязательными являются шесть:

1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением.

2. Полное мытье лица – от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), её достаточно помыть поверхностно.

3. Мытьё рук – от кончиков пальцев до локтей включительно.

4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы.

5. Мытьё ног, включая щиколотки.

6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности.

Обстоятельства, нарушающие частичное омовение

Частичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства:

1. Выделения из переднего или заднего прохода, будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела.

2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены, молочная сестра…). Прикасаться преднамеренно к коже чужой и не махрам женщины (аджнабийя), кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести-семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки).

3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо.

4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода, своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз».

Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор.

Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом».

Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.

Желательные действия частичного омовения

Желательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются:

1. сидеть лицом к Каабе;

2. произнести: «Истиазу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения.

3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые);

4. чистить зубы сиваком (лучшим сиваком являются веточки и корни дерева арак);

5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост;

6. мыть лицо за его границами;

7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен);

8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные – ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно;

9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду;

10. протирать между пальцами рук и ног;

11. промывать густую бороду до корней волос;

12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую);

13. троекратно промывать каждую моющуюся часть;

14. мыть с протиранием;

15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий;

16. не расходовать сверх меры воду;

17. выпить немного из оставшейся после омовения воды;

Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершённые (в отрезок времени между двумя обязательными намазами) малые грехи ».

Нежелательные действия частичного омовения

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. омовение частей тела более или менее трех раз;

2. мытьё вначале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую);

3. встряхивание воды с частей тела;

4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости;

5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости;

6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах);

7. ведение посторонних разговоров при омовении;

8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;

9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь;

10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза;

11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения).

Полное омовение тела

Полное омовение тела (гусль), согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.

Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т. п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб), он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.

Передал имам аль-Бухари в своем сборнике, что Абу Саляма сказал: «Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах), засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). Аиша (да будет доволен ею Аллах) ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.

Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухари: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был, о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О Абу Хурайра, воистину верующий не становится наджасой».

Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:

1. После выделения спермы.

2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.

3. После смерти человека.

4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.

5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).

6. После родов или выкидыша, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.

Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб. А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом». Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.

Примечание : Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения. Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны.

Обязательные действия купания

Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:

1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (ибада), его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть её заново, вместе с намерением.

2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.

Примечание : Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.

Желательные действия купания

Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:

1. обращение лицом в сторону Киблы;

2. произнесение: «Истиазы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Желательно произносить эти слова перед полным омовением;

3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытьё ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;

4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;

5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;

6. мытье тела с протиранием;

7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;

8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);

9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).

Тому, кто моется полностью обнажённым, при раздевании желательно сказать:

بِسْمِ اللهِ الَّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ

«Бисмилляhи-ллязи ля иляhа илля hува»

(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.

Правила омовения для тех, у кого наложена повязка

Повязкой называется материал, который накладывается на рану. Мусульманские законоведы под этим словом подразумевают любой материал, которым можно покрыть рану или травмированное место по необходимости, например, гипс, бинт и т. п.

Если накладываемая повязка покрывает и здоровую часть тела, то это допускается только для закрепления повязки, наложенной на травмированное место, при условии, что будет занята минимально необходимая здоровая часть тела.

У кого наложена повязка, которую опасно снимать, тот протирает её рукой, смоченной в воде, затем выполняет таяммум. Например, если у кого-то больна правая нога, и ему необходимо совершить омовение, то он моет лицо, руки и протирает голову. Затем моет здоровые участки правой ноги. После этого мокрыми руками поглаживает повязку. Затем омывает левую ногу и после этого совершает таяммум. Этот таяммум заменяет мытьё больного места, а протирание повязки заменяет мытьё здоровой части тела, которая ею изолирована.

Если повязка была наложена на те части тела, которые не протираются при таяммуме, и в это время человек был в состоянии омовения (тaхapa), ему не надо возмещать намаз. А в том случае, если повязка была наложена не в состоянии омовения, ему необходимо повторить намаз. В любом случае намаз нужно возместить, если повязка была наложена на части тела, которые протираются при таяммуме (руки или лицо).

Человек, которому повязка наложена в состоянии осквернения (джунуб), может выбрать: или совершать полное омовение перед таяммумом, или, наоборот, таяммум перед полным омовением, так как в полном омовении нет порядка последовательности мытья тела. Но желательно начать с таяммума. Совершая полное омовение, моют открытые (без гипса или повязки) части тела, а повязку поглаживают мокрой рукой.

Примечание . Не нужно возмещать намаз в следующих случаях:

При совершении таяммума из-за отсутствия воды там, где она бывает редко;

При совершении таяммума по той причине, что воды достаточно только для питья;

Если есть вода за деньги, но нет возможности ее приобрести;

Если вода продается дороже, чем обычно бывает в данной местности;

Доступ к воде закрыт врагом или есть какая-либо другая опасность;

Использование воды может привести к осложнениям, замедлению выздоровления, ухудшению состояния здоровья, потере работоспособности какого-либо органа.

Виды таяммума

Таяммум бывает следующих видов:

1. Дозволенный, но не обязательный. Если у человека нет воды, кроме той, которая продаётся дороже, чем обычно, ему дозволено не покупать её, даже если он имеет такую возможность, а совершить таяммум.

2. Обязательный. Таяммум обязателен в случае отсутствия воды или в том случае, если при использовании воды будет нанесён явный вред организму, то есть если человек может заболеть или болезнь может продлиться.

Отсутствие воды означает, во-первых, её недоступность по причине каких-либо препятствий, например, из-за хищных зверей или врага. Или же вода есть, но её хватает только для питья, в этом случае можно делать таяммум.

Во-вторых, явное отсутствие воды, когда человек не находит её в близлежащей местности радиусом около 150 метров. В этом случае с него снимается обязанность поиска воды, если он убеждён, что её нет. Если же он предполагает, что у его спутников есть вода, то он должен попросить её у них или даже купить, если имеет возможность. Если у них воды нет, то он осматривает территорию вокруг в радиусе 150 метров. Если он уверен в наличии воды на расстоянии не больше 6000 шагов, то он обязан искать её, а если ему не удалось достать воду, то только после этого разрешается таяммум.

Условия, необходимые для выполнения таяммума:

1. Наступление времени намаза.

2. Определение Киблы до начала совершения таяммума.

3. Использование чистой земли, содержащей пыль.

Нельзя совершать таяммум землёй, в которой содержатся нечистоты (например, в неё попала моча); использованной землёй, то есть той, которой уже был совершён таяммум; смешанной с такими веществами, как, например, мука и т. п.

Порядок выполнения таяммума

Выполняющий таяммум должен быть уверен, что земля содержит пыль и не использована ранее для совершения таяммума.

1. Обязательно ударить ладонями по земле и сделать намерение: «Я намереваюсь совершить таяммум, чтобы иметь право выполнить обязательный намаз». Намерение возникает в момент прикосновения рук к земле и продолжается до прикосновения к лицу.

2. Протереть всё лицо пылью, оставшейся на ладонях от земли.

3. Ещё раз ударить ладонями по земле и протереть ими обе руки (ту часть, которая омывается при частичном омовении).

Рекомендуется сначала протирать правую руку, а затем левую. Обязательно нужно быть уверенным в том, что земля достигла всех протираемых частей правой и левой рук, а также лица. В противном случае таяммум необходимо выполнить заново.

Обязательные действия таяммума

1. Перенесение земляной пыли на протираемую часть тела.

2. Намерение (например, совершение таяммума для того, чтобы иметь право выполнять обязательный намаз, или иметь право для совершения хождения вокруг Каабы (таваф), или иметь право прикасаться к Корану). Намерение необходимо сделать в момент прикосновения рук к земле, и оно должно сохраниться до прикосновения к любой части лица.

3. Протирание лица: если у человека есть борода, она протирается поверхностно.

4. Протирание рук до локтей включительно.

5. Соблюдение данной последовательности. Если руки были протерты до того, как было протерто лицо, то такой таяммум считается недействительным.

Желательные действия таяммума

1. Произнести «Истиазу» и «Басмалу».

2. Растопырить пальцы перед каждым ударом.

3. Вначале протереть правую руку, затем левую.

4. Не делать длительных перерывов между протиранием частей тела.

5. Совершить намаз сразу после выполнения таяммума. Однако это условие становится обязательным для тех, у кого постоянный хадас. Потому что при постоянном хадасе намаз необходимо выполнять сразу после совершения омовения.

6. При первом ударе желательно (сунна) снять кольцо с пальца, если оно имеется, и обязательно снять его при втором ударе, для того чтобы палец не был изолирован от земляной пыли.

Обстоятельства, нарушающие таяммум

1. Таяммум нарушает всё, что нарушает частичное омовение тела (вузу).

2. Обнаружение воды во время намаза.

Если человек сделал таяммум, не найдя воду там, где её обычно бывает много, и затем во время совершения намаза увидел воду, то его таяммум нарушается. Если в этом месте появление воды редкость, то он продолжает намаз. Но лучше в этом случае совершить омовение, а затем выполнить намаз.

3. Вероотступничество.

Кто сделал таяммум, не найдя воду в местности, где она обычно бывает, то ему необходимо повторить все намазы, выполненные с таяммумом. А если он находился в местности, где вода является редкостью, то он не должен возмещать намазы.

Таяммум необходимо делать перед каждым обязательным намазом, и нельзя, выполнив один раз таяммум, совершать более одного обязательного намаза. Однако с одним таяммумом дополнительные намазы (навафиль) можно совершать сколько угодно.

Передано от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) следующее: «Таяммум совершается для каждого обязательного намаза, даже если не было хадаса (обстоятельств, нарушающих омовение)» .

При отсутствии воды и земли или возможности соблюдать другие условия намаза, обязательный намаз совершается в знак уважения ко времени намаза даже без омовения (или без соблюдения других условий). Но потом, когда найдётся вода (но не земля) или предоставится возможность исполнить другие условия, этот намаз выполняется в качестве долга.

По толкованию мазхаба Абу Ханифы, тахарат – это очищение от нарушения омовения и от того, с чем нельзя совершать намаз. Эту чистоту можно навести всякими водами (дождевой, минеральной (вышедшей из-под земли), речной, морской, колодезной, проточной (из оврагов и т. д.), талой (снег, лед).