Совершение курбана. Жертвоприношение и его суть или что такое "Курбан"

Вопрос:

Как правильно закалывать животное согласно сунне Пророка (мир ему)? Какие нужно читать дуа, что нужно произносить? Не могли бы вы рассказать об этом?

Ответ:

По мазхабу имама Абу Ханифы подготовка животного к курбану производится до наступления праздника. Это является показателем готовности выполнения повеления Всевышнего Аллаха и проявлением желания заколоть животное.

По возможности в качестве курбана нужно выбрать самое крупное и здоровое животное, не имеющая каких-либо недостатков и изъянов. Обстригать подготовленное животное нежелательно. Однако если это приносит пользу животному, к примеру, весной и летом, когда на животном много шерсти, и до наступления праздника жертвоприношения еще много времени, стрижка шерсти разрешается.

Если человек сам не может совершить обряд жертвоприношения, то можно попросить об этом другого мусульманина. Поручать это дело другим обладателям писания - макрух.

Животное необходимо привести к месту заклания аккуратно, не причиняя ему боли и страданий. После этого животное следует положить на левый бок, по направлению к кибле.

Пророк (мир ему) сказал: «Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно» . (Муслим)

Пророк (мир ему) увидел, как один человек тащил животное, держа за уши и сказал ему: «Отпусти уши и веди животное, держа за переднюю часть шеи» .

Перед жертвоприношением обязательно нужно вознамериться и произнести «Бисмилляхи Аллаху Акбар», а также прочитать следующую дуа:

«Аллахума минкэ уа лэкэ салати мусуки вэ махйайе уа мемати лилляхи Раббил-Алемине лэ шерике ляху уэ бизаликэ умирту уэ энэ мин’эль-муслимин».

«О Аллах, это всё от Тебя и ради Тебя. Воистину, моя молитва, мое служение, мое жертвоприношение, моя смерть и моя жизнь - для Аллаха, Господа миров, кроме Которого нет достойных поклонению. Мне велено это, и я из мусульман».

Данное дуа читается до или после слов «Бисмилляхи Аллаху Акбар». Читать все одновременно считается макрухом.

Если человек, режущий курбан, намеренно не произнесет «Бисмиллях», то, по мнению Ханафитского мазхаба мясо этого животного нельзя употреблять в пищу. Если же человек не произнесет «Бисмиллях» по забывчивости, то в этом не будет ничего предосудительного.

Перед тем, как приступить к закланию животного, необходимо заранее хорошо наточить нож и постараться, чтобы животное не видело этого.

Пророк (мир ему) увидев, как один человек уложив животное, и, поставив ногу на его шею, точил нож, сказал: «Почему ты не приготовил нож заблаговременно, ты хочешь, чтобы оно приняло не одну, а несколько смертей?»

По мазхабу Абу Ханифы время жертвоприношения наступает с рассветом праздничного дня и завершается во второй день ташрика, когда до наступления вечера (магриба) останется немного времени.

Желательно закалывать животное быстро. Необходимо вместе с горлом перерезать две сонные артерии. Чтобы не причинять животному страданий, не следует приступать к снятию шкуры до тех пор, пока животное полностью не испустит дух.

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (или Ид уль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня.

Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте лично принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски — Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, — второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное.

Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение — худойи, садака — устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней.

Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Жертвенные барашки Праздничная проповедь и намаз начинаются во всех мечетях примерно через 40 минут после восхода солнца по местному времени.

Ид аль-Адха, или Курбан-Байрам , - самый большой праздник мусульман, благословенное время радостного утверждения в вере, освобождения души от неправедных намерений, счастливое время обретения искренности. Аллах Всевышний наделил этот праздничный день высоким служением: Курбан-Байрам отмечен обрядом заклания жертвенного животного.

Традиция жертвоприношения ради Единого Создателя уходит своими корнями в далекое прошлое: многие поколения верующих в поклонении Всевышнему исполняли эту священную заповедь. А начало многовековой традиции было положено благословенным Ибрахимом (в Библейской традиции - Авраам), мир ему, великим пророком и посланником Всевышнего Аллаха.

Авраам - Пророк Ислама
По высказыванию одного из сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Хурейры, Ибрахим, мир ему, является одним из пяти лучших Божьих пророков (лучшими названы также пророки: Мухаммад, Муса (Моисей), Иса (Иисус) и Нух (Ной), мир им.

Священный Коран повествует об истории, произошедшей с пророком Ибрахимом (сура 6 "Аль-Ан´ам", аят 76), из которой мы узнаем о его остром уме, его стойкости и храбрости в противостоянии язычникам, о независимости и непоколебимости его чистых от любых проявлений неверия убеждений.

Вот как эта история изложена в тафсирах (толкованиях Корана) крупных ученых Ислама: исполняя высокую миссию Божьего Пророка, Ибрахим предпринимает попытку разубедить язычников в их заблуждении, призывает отказаться от обожествления чего-либо или кого-либо, кроме Всевышнего Бога, Творца всего сущего. Взывая к их разуму, Ибрахим предлагает людям задуматься, может ли созданное быть Богом. Он указывает им на звезду и восклицает: "Разве это мой Бог?!", или иначе: "Разве это достойно быть моим Богом?!" И дождавшись, когда звезда закатится, пророк, как бы отвечая на свой ранее высказанный вопрос, провозглашает: не может быть Богом то, что изменяется, ибо изменение - это одно из свойств созданных, тогда как Создатель вечен, и все Его Атрибуты также вечны.

Аллах сказал в Коране, что Он даровал Своему одному из любимейших пророков - великому Ибрахиму, мир ему, - прямой путь (сура 21 "Аль-Анбия", аят 51), и что Ибрахим не был из числа многобожников (сура 2 "Аль-Бакара", аят 135).

Всевышний, дабы укрепить Ибрахима в вере, ниспослал ему испытание. Пророк, следуя повелению Господа, должен был совершить заклание своего любимого сына Исмаила. И в своем твердом намерении исполнить Божественный приказ, пророк проявляет высшую покорность Аллаху. Бог Милостивый, не желавший гибели ребенка, принял жертву Ибрахима по его праведному намерению, а вместо Исмаила в жертву принесли животное.

С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения Господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного. И когда совершается обряд заклания курбана (жертвы), сердце верующего изливает величайшую присягу - быть покорным Единому Творцу; и в том сосредоточении души оно испытает сопряженную с глубоким страданием радость, рожденную в преодолении устремлений бренной жизни ради высшей покорности Всемогущему.

Мусульмане в этот день воздают хвалу Создателю, сохранившему жизнь Исмаилу: к нему восходит родословная лучшего из сынов Адама последнего Посланника Всевышнего Аллаха - Мухаммада, мир ему.

В терминологии учения Ислама (на арабском языке) покорность Единому Богу называется "Ислам", а проявляющий такую покорность человек зовется "мусульманином". Ибрахим, совершивший акт высшей покорности Единому Богу, является одним из преданнейших последователей ниспосланной Творцом единой религии всех Пророков - Ислама.

Великий Пророк Ибрахим, как сказано в Кор´ане, не был ни иудеем, ни христианином, а был благочестивым мусульманином (т.е. покорным Аллаху) - ханифун муслим (сура "Али Имран" аят 67).

Сделав примером для всех поколений подвиг великого Пророка Ибрахима, мир ему, Аллах Милостивый даровал нам знание о благочестии.

Что нужно знать совершающему жертвоприношение
Что нужно знать совершающему жертвоприношениеВ день большого праздника Ислама - Праздника Жертвоприношения ради Единого Творца - мусульмане посещают мечеть, чтобы вместе с единоверцами постигнуть радость величественного праздника. В мечети верующие совершают праздничную молитву, раздают садака (милостыню), а после - навещают родных и друзей.

Ночь накануне праздника желательно провести в поклонении Аллаху. В хадисе сказано, что мольбы, прочитанные в это время принимаются Всевышним. Тем, кому это затруднительно, надо постараться посвятить поминанию Аллаха, хотя бы часть ночи. Также желательно в день Ид аль-адха ночной (аль-иша) и утренний (аль-фаджр) намазы прочитать в мечети.

Накануне праздничной молитвы рекомендуется:
- пораньше подняться с постели
- совершить полное омовение тела (гусль)
- подстричь ногти
- надеть самую лучшую и красивую одежду
- почистить зубы мисваком
- подушиться благовониями
- надеть на палец серебряное кольцо
- не завтракать до праздничного намаза
- приветствовать мусульман
- проявлять радость и веселье
- ходить в гости
- поздравлять верующих с праздником, желая им того, чтобы Аллах принял их жертвоприношение и другие благие дела
- посетить кладбище, могилы близких
- раздавать милостыню
- приглашать родственников, близких и знакомых к себе домой.

Мясо жертвенного животного, согласно предписанию Шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью - мусульманин может оставить себе.

Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедной части мусульманской общины.

Жертвоприношение (курбан) в день праздника ´Ид аль-Адха, а также в последующие три дня ташрика является ваджибом (приближенным к обязательному) по мазхабу Имама Абу Ханифы и сунной (желательным), согласно шафиитской богословско-правовой школе.

Повеление совершать курбан было ниспослано от Всевышнего на втором году Хиджры. Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением (нийят), выражая благодарность Творцу за ту милость, которую Он нам даровал.

Жертвоприношение в дни праздника является высоко награждаемым благодеянием, на которое особое внимание обращал наш Пророк (мир ему и благословение). В Коране сказано: "Совершай молитву и приноси в жертву животное ради Аллаха" ("Аль-Каусар, 2").

Для кого обязательно жертвоприношение (по мазхабу Абу Ханифы):
1. Мусульманин
2. Психически здоровый
3. Совершеннолетний
4. Находящийся в месте своего обычного проживания, т. е. не в пути
5. Обладающий имуществом в размере нисаб (80 гр. золота или 561 гр. серебра) на день праздника

Пророк (мир ему и благословение) говорил: "Лучшие из моей Уммы совершают курбан, худшие - оставляют это". Также передано, что с первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека, выполняющего курбан.

Из всех видов животных в жертву (курбан) допустимо приносить только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Согласно мазхабу Шафии, если в семье режут одного барана или козу, то тем самым суннат считается исполненным и за остальных взрослых членов семьи. В таком случае вознаграждение за курбан получат все. Однако лучше принести в жертву корову (быка) за семерых членов семьи. По мазхабу Имама Абу Ханифы, также допустимо совершить курбан, помимо выполнения ваджиба.

Лучше всего раздать все мясо жертвенных животных нуждающимся мусульманам в сыром виде, оставив дома небольшую часть, надеясь получить баракят (благодать) от Всевышнего Аллаха. Также допустимо разделить тушу животного на три части:

1. раздать тем, кому требуется помощь (включая шкуру)
2. оставить в семье
3. передать родным и близким (такой способ считается рекомендуемым (мустахабом) по мазхабу Ханафи). Кроме того, мясо можно передать в специальную благотворительную организацию, занимающейся распределением жертвоприношений. Важно заметить, что мясом и шкурой курбана нельзя расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать ее.

Условия жертвоприношения

1. Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза - не менее года; буйвол и корова (бык) - два года; верблюд - не менее пяти лет. В то же время, по ханифитскому мазхабу, можно принести в жертву овцу в возрасте шести месяцев при условии, что на вид она соответствует одному году. Тем не менее, это недопустимо в отношении козы.

2. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.
Допускается отсутствие нескольких зубов, небольшой части уха или надломан рог, а также разрешается выполнить курбан, если животное немного хромает.

Недостатки, из-за которых нельзя приносить животное в жертву:

1. слепота на один или на оба глаза
2. один или оба рога сломаны до основания
3. оторвано ухо или хвост больше, чем на половину (животное, у которого отрезано менее трети уха, резать допускается по мазхабу Шафии)
4. хромота, не позволяющая животному встать на ноги
5. врожденное отсутствие уха или хвоста
6. болезнь
7. слабое, немощное животное приносить в жертву запрещено
8. повреждение сосков (если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола два, то их резать нельзя)
9. отсутствие зубов
Желательно, чтобы животное было упитанным, очень худое также нельзя приносить в жертву.

3. Необходимо соблюдать сроки курбана. Этот период начинается с восхода солнца 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа спустя время, необходимое для совершения намаза в два ракаата (праздничной молитвы) и чтения хутбы (проповеди), и продолжается до захода солнца 13-го числа этого месяца. После намаза аль-магриб (вечернего) выполнять курбан нельзя.

4. Необходимо иметь и произносить перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). Мужчинам за себя предпочтительнее принести жертву собственными руками. Тем не менее, можно поручить это сделать и другому человеку (вакиль). При этом нийят произносит тот, за кого совершается курбан, но также намерение может выразить и вакиль (представитель), который выполняет курбан.

5. Хорошее отношение к животному при совершении жертвоприношении. Необходимо делать курбан острым наточенным ножом, дабы не мучить животное. В том случае, если человек не умеет сам резать, то желательно поручить это сделать тому, кто имеет опыт и навыки совершения курбана. Также, следует избегать того, чтобы животные видели нож или забивать одних на глазах у других.

6. Человек, приносящий в жертву должен быть последователем Ислама.

7. Жертвоприношение совершается следующим образом. Сначала произносят: "Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим. Аллахумма салли ´ала Мухаммадин ва ´ала али Мухаммад".

Затем читают три раза следующий такбир: "Аллаху акбар. Аллаху акбар. Аллаху акбар. Ла илаха илла ллаху ва ллаху акбар. Аллаху акбар ва лиллахил хамд".

На третий раз до "…Ла илаhа илла ллаhу ва ллаhу акбар..." добавляют: "Аллаху акбар кабиран, вал хамду лиллахи касиран, ва субхана ллахи букратан ва асила".

Затем, аккуратно положив животное на левый бок, повернувшись в сторону Киблы (Мекки) и перевязав его ноги, читают дуа (мольбу): "Аллахумма хаза минка ва илайка фатакабал минни" ("О Аллаx, это от Тебя и для Тебя, прими от меня") и добавляют: "Бисмиллахи Аллаху акбар. Аллахумма салли ´ала Мухаммадин ва ´ала али Мухаммадин васаллим", - и при этом одновременно режут трахею, оставляя ее в стороне головы, пищевод и обе сонные артерии.

Пока животное не умерло нежелательно отделять голову и шкуру от тела. Также следует уточнить, что, согласно ханифитскому мазхабу, если во время курбана человек сознательно не сказал "Бисмиллях", то мясо этого животного есть нельзя.

8. Нельзя есть следующие части жертвенного (и любого другого) животного:

1. кровь, вышедшую из туши животного
2. мочевой пузырь
3. половые органы
4. желчный пузырь
5. семенники самца (последние три пункта по ханифитскому мазхабу).

Дорогие братья и сестры, напоминаем вам, что 24-26 сентября 2015 года многие мусульмане мира (в том числе, мусульмане России и стран СНГ) будут праздновать один из двух основных мусульманских праздников — Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Ниже мы, с дозволения Аллаха, приведем распространенные вопросы и ответы на них, связанные с этим праздником.

Приближается мусульманский праздник Курбан-байрам Что означает само слово «курбан»?

Слово «курбан» означает «приближаться», «быть ближе». Как религиозный термин оно означает принесение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху.

На какой день в этом году выпадает праздник Курбан-байрам?

В этом году праздник жертвоприношения выпадает на 24 сентября (четверг) и продолжается три дня (оканчивается с заходом солнца в субботу 26 сентября).

Какова история этого праздника?

История обряда (жертвоприношения) начинается еще со времен Пророка Ибрагима (мир ему). Всевышний Аллах для того, чтобы испытать Пророка Ибрагима (мир ему) и показать всем мусульманам пример покорности, повелел ему принести в жертву его сына Исмаила (мир ему). Когда Пророк Ибрагим (мир ему) был уже готов принести в жертву сына, Всевышний Аллах, испытав его покорность, послал ему барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила (мир ему).

Сегодня, совершая жертвоприношение мы делаем это в знак памяти о том, какую огромную жертву готов был принести наш господин, пророк Ибрагим (мир ему). Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу (мир ему).

В каких аятах и хадисах говорится об этом празднике и жертвоприношении?

Всевышний Аллах сказал в Коране:

«Установил Аллах Каабу, Запретный Дом, опорой для людей (для исполнения ими своих обязанностей перед Аллахом) (и чтобы в нём люди пребывали в безопасности), и (также опорой Он установил) запретный месяц (когда не дозволялось сражаться), ведомое (к Запретной мечети) (жертвенное животное), и украшенных (жертвенных животных), чтобы вы знали, что Аллах знаёт (всё), что в небесах и (всё) что на земле, и что (только) Аллах о всякой вещи знающ» (Коран, 5, 97).

«Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не доходят до Аллаха, Его достигает лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (Сура Хадж, 37).

Айша (радыйалху анха) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«В первый день праздника Жертвоприношения нет перед Аллахом – Велик он и Славен – более любимого дела, чем пролитие крови (жертвенного животного). В Судный день она (жертва) явится со своими рогами, копытами и шкурой. Кровь жертвенного животного, еще не пролившаяся на землю, уже обретет благоволение (рида) Аллаха и будет принята Им. Так приносите же жертву с удовлетворенной душой!» (Ибн Маджа, Адахи, 3; Тирмизи, Адахи, 1/1493).

Расскажите о посте перед праздником.

Первые десять дней месяца зуль-хиджа считаются очень благословенными днями. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Самые любимые дни для совершения поклонения перед Аллахом — первые десять дней месяца зуль-хиджа, каждый день поста равен году, а ночь, проведенная в поклонении, равна Ляйлятуль-Кадр (т.е ночи предопределения)». (Тирмизи)

Поэтому, в эти дни желательно совершать поклонение и держать пост. Особенно хотелось бы отметить пост в день Арафа (9 число месяца зуль-хиджа, который в этом году выпадает на 23 октября).

В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк (мир ему и благословение): «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».

Каково решение (хукм) о принесения животного в жертву?

Согласно ханафитскому мазхабу совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего:

«Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» (Аль Бакара, 108:2).

И изречение Пророка (мир ему и благословение): «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».

Кто обязан совершать жертвоприношение?

Чтобы жертвоприношение стало обязательным для человека, он должен быть совершеннолетним здоровым мусульманином, не путником, обладающим ко дню праздника имуществом, необходимым для выплаты закята (нисабом, который равен 85 г. золота — примерно, 170 тыс. рублей).

Каких животных разрешается приносить в жертву, а каких нет?

К жертвенным животным относятся:

1. Овцы и козы;
2. Коровы, быки и буйволы;
3. Верблюды.

Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот — двухлетнего, а верблюды — пятилетнего.

Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь никаких изъянов, таких как:

1. слепоты на один или оба глаза;
2. слабости и истощения;
3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (половины и более).
4. если оба или один из рогов сломан;
5. хромоты;
6. явной болезни;

Я приобрел барана на Курбан, но оказалось что он кастрирован, могу ли я его принести в жертву?

Кастрированное животное принести в жертву можно. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов» . Ахмад 6/8.

Когда нужно совершать обряд жертвоприношения?

Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким, либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до наступления магриб намаза.

Могут ли несколько человек совершить жертвоприношение вместе?

Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. Жертву в виде одной коровы или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение.

Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых». Абу Дауд 2808, ан-Насаи 4121.

Как нужно совершать жертвоприношение?

Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это макрух. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свой ножи и закалывайте животное не мучая его» . Муслим

Жертвенное животное кладут привязанным на бок, повернув головой в сторону кыблы, а затем желательно произнести следующий аят, как дуа:

«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-л-а،ламин ля шарика лях»

(Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей»).

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Аллаху, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа лилляхил-хамд».

После этого произносятся слова: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после полного умерщвления животного.

Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?

Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков (Ибрагима и Исмаила, мир им). Поэтому здесь важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.

Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?

Желательно (сунна) сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии забить животное, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда.

Когда Пророк (мир ему и благословение) совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму (да будет доволен ей Аллах), он попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи. (хадис привел ибн Хиббан).

Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени принесли его в жертву.

Что нужно делать с мясом? Необходимо ли его раздать полностью?

Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть оставить себе (на нужды семьи), вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако, можно полностью раздать мясо животного.

Если человек не делал курбан в течение нескольких лет, хотя имел возможность?

Как поступить со шкурой животного?

Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака.

Можно ли раздавать мясо курбана немусульманам?

Согласно мнению ученых-ханафитов, немусульманам можно отдавать любую форму благоворительности (садака, курбан), кроме закята. Так что мясо жертвенного животного можно дать и немусульманам.

Как надо проводить Курбан-байрам?

Мужчинам (здоровым, совершеннолетним, не путникам) следует в этот день посетить праздничную молитву.

Также в Курбан-байрам желательно приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей или самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы вы почувствовали, что это праздник.

При написании использовались материалы сайта azan.kz, umma.ru, askimam.org.

В преддверии священного праздника Ид-аль-Идха, известного также, как Курбан-айт, мы публикуем часто задаваемые вопросы и ответы на них, исходя из опыта прошлых лет.

Вопрос: Приближается мусульманский праздник Курбан айт. Что означает курбан?
Ответ: Слово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения Всевышнему Аллаху.

Вопрос: На какой день в этом году выпадает Курбан айт?
Ответ: В этом году праздник жертвоприношения Курбан-айт выпадает на 24 сентября (четверг).

Вопрос: Я слышал о посте перед Курбан-айтом, расскажите о нем.
Ответ: Первая декада (10 дней) месяца Зульхиджа считаются наиболее благословенными днями для поклонения Аллаху и совершения добрых дел, как об этом сообщается во многих хадисах. Одним из распространенных видов поклонения, помимо всего остального, является пост. Особенно важно держать пост в день Арафат, который наступает 9-го числа месяца Зуль-Хиджа (23 сентября, среда).

В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».

Вопрос: Каков уровень обязательности принесения животного в жертву?

Ответ: Согласно ханафитскому мазхабу, совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего: «Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» (Аль Бакара, 108:2). А также хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».

Вопрос: Кто обязан совершать жертвоприношение?
Ответ: Для того, чтобы совершение жертвоприношения было обязательным, человек должен:

Быть мусульманином;
- быть дееспособным;
- быть совершеннолетним;
- быть свободным;
- быть мукимом, то есть не находиться в путешествии;
- обладать минимальным достатком (имуществом), с которого необходимо выплачивать закят (нисабом, который равен стоимости 85 г. золота).

Вопрос: Каких животных разрешается приносить в жертву, а каких нет?
Ответ: К жертвенным животным относятся:

1. Овцы и козы;
2. Коровы, быки и буйволы;
3. Верблюды.
Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот - двухлетнего, а верблюды - пятилетнего.

Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь следующих изъянов:

1. слепота на один или оба глаза;
2. слабость и истощение;
3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов (половины и более);
4. сломанный рог;
5. хромота;
6. явная болезнь.

Вопрос: Я приобрел барана на Курбан айт, но оказалось, что он кастрирован. Могу ли я его принести в жертву?
Ответ: Кастрированное животное принести в жертву можно. Абу Рафи" рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». (Ахмад).

Вопрос: Можно ли совершить обряд жертвоприношения в последующие дни после первого дня праздника?
Ответ: Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким, либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до захода солнца.

Вопрос: Могут ли несколько человек совершить жертвоприношение вместе?
Ответ: Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. Жертвоприношение одного крупнорогатого скота или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение. Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых». (Абу Дауд, ан-Насаи).

Вопрос: Как нужно совершать жертвоприношение?
Ответ: Перед совершением жертвоприношения нужно сделать намерение, подготовить место и заточить нож. Нельзя точить нож перед жертвенным животным, это-макрух. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда закалываете животное, делайте это хорошо, хорошо заточите свой ножи и закалывайте животное, не мучая его». (Муслим).

Жертвенное животное кладут на бок, поворачивают его голову в сторону кыблы, и произносят следующий аят, как дуа (это действие является желательным, но не обязательным):


«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-л-а،ламин ля шарика лях»

(Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей»).

«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, уа лилляхил-хамд».

После этого, произнося: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после его полного умерщвления.

Вопрос: Нужно ли приглашать имама (муллу), чтобы он прочитал суру перед закалыванием животного?
Ответ: Присутствие имама (муллы) при закалывании животного необязательно. Необязательно также читать суры и молитвы. Главное, при закалывании произнести: «Бисмиллях. Аллаху Акбар!» .

Вопрос: Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Ответ: Жертвоприношение - это акт поклонения Аллаху. История этого обряда начинается еще со времен Пророка Ибрахима, мир ему. Всевышний Аллах для того, чтобы испытать Пророка Ибрахима, мир ему, и показать всем мусульманам пример покорности, повелел ему принести в жертву его сына Исмаила, мир ему. Когда Пророк Ибрахим, мир ему, был уже готов принести в жертву сына, Всевышний Аллах, испытав его покорность, ниспослал барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила, мир ему.

Сегодня, совершая жертвоприношение, мы делаем это как знак памяти о том, какую великую жертву готов был принести Пророк Ибрахим, мир ему. Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу, мир ему. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути Пророков, мир им. Поэтому важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.

Вопрос: Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?
Ответ: Желательно (сунна) сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии совершить обряд закалывания, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда. «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, когда совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму, попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови, капнувшей с жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи». (Ибн Хиббан).

Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени совершили обряд.

Вопрос: Что нужно делать с мясом? Необходимо ли его раздать полностью?
Ответ: Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть нужно оставить себе на нужды семьи, вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако можно раздать и полностью.

Вопрос: Как поступать со шкурой животного?
Ответ: Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака.

Вопрос: Как надо проводить Курбан айт?
Ответ: В Курбан-айт надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.

  • Значение жертвоприношения (курбан );
  • Для кого обязательно жертвоприношение (курбан );
  • Как и когда выполняется жертвоприношение (курбан );
  • Что делать с мясом и шкурой жертвенного животного;
  • Жертвоприношение по обету (н азр - курбан );
  • Жертвоприношение (курбан ) от имени умершего;
  • Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные;
  • Разрешенное и запрещенное мясо;
  • Обряды, связанные с рождением ребенка;
  • Виды клятв и их исполнение.

ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН )

Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (ибада ), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб ). Откровение о жертвоприношении (курбан ) было ниспослано во втором году хиджры.

Жертвоприношение (к урбан ) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары и служит причиной приближения к Его милости. В одном из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Самые худшие из скупых людей - это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».

Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умм а ). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.

Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.

В Священном Коране говорится:

«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» .

Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН )

В Священном Коране говорится:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» .

Жертвоприношение (курбан ) является необходимым (ваджиб ) для:

  1. мусульманина;
  2. разумного;
  3. совершеннолетнего;
  4. свободного от рабства;
  5. не находящегося в путешествии;
  6. владеющего имуществом в размере нисаба (не обязательно владеть нисабом год).

Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношение (курбан ) . Кто так сделает, тот выполнит нашу с унну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан ) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» .

После вечернего намаза (аль -магриб ) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан ) нельзя.

Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.

При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть чутким и внимательным.

Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.

Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.

и следующий аят Священного Корана:

قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества …»

Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях» , надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар» . Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.

До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.

ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО

Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб ) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (к урбан ) не мусульманам в качестве подарка.

Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан ) порицаемо (макрух ) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР - КУРБАН )

Обет совершить жертвоприношение (н азр урбан ) делает его необходимым (ваджиб ). Жертвоприношение по обету (н азр урбан ) бывает 2-х видов:

  1. Обет (н азр ), не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во имя Аллаха», человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
  2. Обет (н азр ), связанный с каким-либо условием. Например, сказав: «Если выздоровеет больной, то я принесу жертву во имя Аллаха», человек должен совершить жертвоприношение, когда больной выздоровеет. Можно сделать жертвоприношение и раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.

Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр ), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр ), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН ) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО

Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.

РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.

Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.

Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).

Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:

– если животное слепое на один или оба глаза;

– если один или оба рога животного сломаны до основания;

– если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;

– если хромое животное не в состоянии встать на ноги;

– врожденное отсутствие уха или хвоста;

– большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;

– если животное больное;

– если животное очень ослаблено;

– поврежденные соски;

– если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.

РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО

Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль ) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.

Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль ) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.

Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.

В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ) необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.

Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.

Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.