Сунны намаза. Намазы-суннат (желательные, дополнительные намазы)

Порядок совершения намаза в четырех мазхабах (богословско-правовых школах) Ислама имеет некоторые незначительные отличия, посредством которых интерпретируется, раскрывается и взаимообогащается вся палитра пророческого наследия. Учитывая, что на территории Российской Федерации и СНГ наиболее широкое распространение получил мазхаб имама Ну‘мана ибн Сабита Абу Ханифы , а также мазхаб имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и , мы подробно проанализируем лишь особенности упомянутых двух школ.

В ритуальной практике мусульманину желательно следовать какому-либо одному мазхабу, но в затруднительной ситуации в качестве исключения можно поступить согласно канонам любого другого суннитского мазхаба .

«Выполняйте обязательную молитву-намаз и выплачивайте закят [обязательную милостыню]. Держитесь за Бога [просите помощи только у Него и полагайтесь на Него, укрепляйте себя через поклонение Ему и благодеяния пред Ним]. Он – ваш Покровитель…» (см. ).

Внимание! Все статьи по намазу и вопросам, связанным с ним, читайте в специальном разделе на нашем сайте.

«Воистину, предписано верующим совершать молитву-намаз в строго определенное время!» (см. ).

В дополнение к этим аятам напомним, что в хадисе, в котором перечисляются пять столпов религиозной практики, упоминается и ежедневная пятикратная молитва.

Для совершения молитвы должны быть соблюдены следующие условия:

1. Человек должен быть мусульманином ;

2. Он должен быть совершеннолетним (детей необходимо начинать приучать к молитве уже с семи-десяти лет);

3. Он должен находиться в здравом уме. Люди с психическими отклонениями полностью освобождены от выполнения религиозной практики;

6. Одежда и место совершения молитвы должны быть ;

8. Обращаться лицом в сторону Мекки, где расположена святыня авраамического Единобожия – Кааба;

9. Должно присутствовать намерение совершить молитву (на любом языке).

Порядок выполнения утренней молитвы (Фаджр)

Время совершения утренней молитвы – с момента появления рассвета и до начала восхода солнца.

Утренняя молитва состоит из двух ракяатов сунны и двух ракяатов фарда .

Два ракяата сунны

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана:

Транслитерация:

«Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыиля, ваб‘асху макааман махмуудан эллязии ва‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяямэ. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

للَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ ،

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ .

Перевод:

«О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

Также после прочтения азана, извещающего о наступлении утренней молитвы, желательно произнести следующее ду‘а:

Транслитерация:

«Аллаахумма хаазэ икбаалю нахаарикя ва идбаару ляйликя ва асваату ду‘аатикь, фагфирлии».

اَللَّهُمَّ هَذَا إِقْبَالُ نَهَارِكَ وَ إِدْباَرُ لَيْلِكَ

وَ أَصْوَاتُ دُعَاتِكَ فَاغْفِرْ لِي .

Перевод:

«О Всевышний! Это – наступление Твоего дня, завершение Твоей ночи и голоса призывающих к Тебе. Прости меня!»

Шаг 2. Ният

(намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек , а женщины – на уровень плеч, произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Аллах велик») . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам – сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком , кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой руки на запястье левой.

Взгляд молящегося направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона.

Шаг 3

Затем читается сура «аль-Ихляс» :

Транслитерация:

«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад».

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اَللَّهُ الصَّمَدُ . لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يوُلَدْ . وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ .

Перевод:

«Скажи: «Он, Аллах – Един. Бог Вечен. [Только Он есть тот, в Котором все до бесконечности будут нуждаться.] Не родил и не был рождён. И никто не может равняться с Ним».

Шаг 4

Молящийся со словами «Аллаху акбар» делает поясной поклон . При этом он кладёт кисти рук на колени ладонями вниз . Нагнувшись, выравнивает спину, голову держит на уровне спины, смотря на ступни ног. Приняв это положение, молящийся говорит:

Транслитерация:

«Субхаана раббияль-‘азыым» (3 раза).

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ

Перевод:

«Хвала Великому Господу моему».

Шаг 5

Молящийся возвращается в прежнее положение и, поднимаясь, говорит:

Транслитерация:

«Сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».

سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

Перевод:

«Слышит Всевышний того, кто восхваляет Его ».

Выпрямившись, произносит:

Транслитерация:

«Раббанаа лякяль-хамд ».

رَبَّناَ لَكَ الْحَمْدُ

Перевод:

«Господь наш, лишь Тебе хвала ».

Возможно (сунна) также добавить следующее: «Миль’ас-самааваати ва миль’аль-ард, ва миль’а маа ши’тэ мин шейин ба‘д ».

مِلْءَ السَّمَاوَاتِ وَ مِلْءَ اْلأَرْضِ وَ مِلْءَ مَا شِئْتَ مِنْ شَيْءٍ بَعْدُ

Перевод:

«[Господь наш, лишь Тебе хвала] которая наполняет небеса и землю и то, что Ты пожелаешь ».

Шаг 6

Молящийся со словами «Аллаху акбар» опускается для совершения земного поклона. Большая часть исламских ученых (джумхур) говорила о том, что с точки зрения Сунны наиболее верным в совершении земного поклона является опускание сначала коленей, затем кистей рук , а потом лица, расположив его между кистями рук и касаясь носом и лбом земли (коврика).

При этом кончики пальцев ног должны не отрываться от земли и быть направлены в сторону киблы . Глаза должны быть открыты. Женщины прижимают грудь к коленям, а локти – к туловищу, при этом колени и ступни ног им желательно сомкнуть.

После того как молящийся принял данное положение, он говорит:

Транслитерация:

«Субхаана раббияль-а‘ляя » (3 раза).

سُبْحَانَ رَبِّيَ الأَعْلىَ

Перевод:

«Хвала Господу моему, Который превыше всего ».

Шаг 7

Со словами «Аллаху акбар» молящийся поднимает голову, потом – кисти рук и, выпрямляясь, садится на левую ногу, кладя кисти рук на бедра так, чтобы кончики пальцев касались колен. Некоторое время молящийся находится в этом положении. Необходимо заметить, что, по мнению ханафитов, во всех сидячих положениях при совершении молитвы женщины должны садиться, соединяя бедра и выводя обе ступни справа. Но это непринципиально.

Затем снова со словами «Аллаху акбар» молящийся опускается для совершения второго земного поклона и повторяет сказанное во время первого.

Шаг 8

Поднимая сначала голову, затем – руки, а потом – колени, молящийся встает , говоря «Аллаху акбар», и принимает исходное положение.

На этом заканчивается первый ракяат и начинается второй.

Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» . Молящийся начинает сразу с «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» и делает все так же, как и в первом ракяате , до второго земного поклона.

Шаг 9

После того как молящийся поднимается со второго земного поклона, он снова садится на левую ступню и читает «ташаххуд».

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

Транслитерация:

«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-салаваату ват-тойибаат,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

اَلتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَ الصَّلَوَاتُ وَ الطَّيِّباَتُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتُهُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْناَ وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

Перевод:

«Приветствия, молитвы и все благие дела принадлежат только Всевышнему.

Мир тебе, о Пророк, милость Божья и Его благословение.

Мир нам и благочестивым рабам Всевышнего.

Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и Посланник».

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки желательно поднять вверх, а при словах «илля ллааху» – опустить.

Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы; при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти):

Транслитерация:

«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-салаваату ттойибаату лил-ляях,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,

Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссаалихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

اَلتَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّـيِّـبَاتُ لِلَّهِ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتـُهُ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْـنَا وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ،

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ .

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося может быть обращен на этот палец) и опускают.

Шаг 10

Прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават»:

Транслитерация:

«Аллаахумма салли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кяма салляйтэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,

Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘аалямиин, иннэкя хамиидун маджиид » .

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Перевод:

«О Аллах! Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима (Авраама) и род его.

И ниспошли благословение Мухаммаду и роду его, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму (Аврааму) и роду его во всех мирах.

Поистине, Ты – Восхваляемый, Прославляемый».

Шаг 11

По прочтении «салавата» желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке. Данная молитва-ду‘а читается без вознесения кистей рук.

Перечислим возможные формы мольбы (ду‘а):

Транслитерация:

«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатан ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар ».

رَبَّناَ آتِناَ فِي الدُّنـْياَ حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِناَ عَذَابَ النَّارِ

Перевод:

«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада ».

Транслитерация:

«Аллаахумма иннии золямту нафсии зульмэн кясиира, ва иннаху ляя ягфиру ззунуубэ илляя энт. Фагфирлии магфиратэн мин ‘индикь, вархамнии, иннакя энтэль-гафуурур-рахиим ».

اَللَّهُمَّ إِنيِّ ظَلَمْتُ نـَفْسِي ظُلْمًا كَثِيرًا

وَ إِنـَّهُ لاَ يَغـْفِرُ الذُّنوُبَ إِلاَّ أَنـْتَ

فَاغْـفِرْ لِي مَغـْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ

وَ ارْحَمْنِي إِنـَّكَ أَنـْتَ الْغـَفوُرُ الرَّحِيمُ

Перевод:

«О Всевышний! Поистине, я многократно поступал несправедливо по отношению к себе [совершая грехи], а никто, кроме Тебя, не прощает грехов. Прости же меня прощением Своим! Помилуй меня! Поистине, Ты – Прощающий, Милостивый ».

Транслитерация:

«Аллаахумма иннии а‘уузу бикя мин ‘азааби джаханнам, ва мин ‘азаабиль-кабр, ва мин фитнатиль-махьяя валь-мамаат, ва мин шарри фитнатиль-мясиихид-даджааль ».

اَللَّهُمَّ إِنيِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ

وَ مِنْ عَذَابِ الْقـَبْرِ وَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا

وَ الْمَمَاتِ وَ مِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ .

Перевод:

«О Всевышний! Поистине, я прошу защиты у Тебя от мучений Ада, мук в загробном мире, от искушений жизни и смерти и от соблазна Антихриста ».

Шаг 12

После этого молящийся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Аллаха») поворачивает голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, – в левую . На этом два ракяата молитвы-сунны заканчиваются.

Шаг 13

1) «Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».

أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّه أَسْتَغْفِرُ اللَّه أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّهَ

Перевод:

«Прости меня, Господи. Прости меня, Господи. Прости меня, Господи ».

2) Воздев руки на уровень груди, молящийся говорит: «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь ».

اَللَّهُمَّ أَنـْتَ السَّلاَمُ وَ مِنْكَ السَّلاَمُ

تَـبَارَكْتَ ياَ ذَا الْجَـلاَلِ وَ الإِكْرَامِ

اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ

Перевод:

«О Аллах, Ты – мир и безопасность, и только от Тебя исходят мир и безопасность. Дай нам благословение (то есть прими выполненную нами молитву). О Тот, Кто обладает величием и щедростью, о Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе ».

Затем опускает руки, проводя ладонями по лицу .

Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов сунны утренней молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя.

Два ракяата фарда

Шаг 1. Икамат

Шаг 2. Ният

Затем выполняются все действия, описанные выше при разъяснении двух ракяатов сунны.

Исключением является то, что сура «аль-Фатиха» и сура, читаемая после нее, здесь произносятся вслух . Если человек совершает молитву один, ему можно читать как вслух, так и про себя, но лучше вслух. Если же он является имамом в молитве, то вслух читать обязательно. Слова «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» произносятся про себя .

Завершение . По окончании молитвы желательно выполнить «тасбихат».

Тасбихат (прославление Господа)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто после молитвы-намаза проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены [мелкие] погрешности, даже если число их равно количеству пены морской» .

Совершение «тасбихата» относится к категории желательных действий (сунна).

Последовательность тасбихата

1. Читается аят «аль-Курси»:

Транслитерация:

«А‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим. Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Аллааху ляя иляяхя илляя хуваль-хайюль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляхуу маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя яуудуху хифзухумаа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим ».

أَعوُذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّـيْطَانِ الرَّجِيمِ . بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .

اَللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ لاَ تَـأْخُذُهُ سِنَةٌ وَ لاَ نَوْمٌ لَهُ ماَ فِي السَّماَوَاتِ وَ ماَ فِي الأَرْضِ مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ ماَ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَ ماَ خَلْفَهُمْ وَ لاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِماَ شَآءَ وَسِعَ كُرْسِـيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ وَ لاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَ هُوَ الْعَلِيُّ العَظِيمُ

Перевод:

«Ищу прибежища у Аллаха от проклятого Сатаны. Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Аллах… Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на Земле. Кто заступится пред Ним, не иначе как по воле Его? Ему ведомо то, что было, и то, что будет. Никто не в состоянии постигнуть и частицы из знания Его, кроме как по Его воле. Небеса и Землю объемлет Его Престол , и не утруждает Его забота о них. Он – Всевышний, Великий!» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«Кто прочитает аят «аль-Курси» после молитвы (намаза), тот будет находиться под защитой Господа до следующей молитвы » ;

«Тому, кто прочитает аят «аль-Курси» после молитвы, ничто не воспрепятствует [если он вдруг неожиданно умрет] попасть в Рай » .

2. Тасбих.

Затем молящийся, перебирая на сгибах пальцев или на четках , произносит по 33 раза:

«Субхаанал-лаах» سُبْحَانَ اللَّهِ – «Хвала Аллаху»;

«Аль-хамду лил-ляях» الْحَمْدُ لِلَّهِ – «Истинное восхваление принадлежит только Аллаху»;

«Аллааху акбар»الله أَكْبَرُ – «Аллах превыше всего».

После чего произносится следующее ду‘а:

Транслитерация:

«Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ляя шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамд, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадийр, ва иляйхиль-масыйр ».

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ

لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ يُحِْي وَ يُمِيتُ

وَ هُوَ عَلىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَ إِلَيْهِ الْمَصِيـرُ

Перевод:

«Нет бога, кроме Бога Единого. Нет у Него сотоварища. Вся власть и восхваления принадлежат Ему. Он оживляет и умерщвляет. Его силы и возможности безграничны, и к Нему возвращение ».

Также после утренней и вечерней молитв желательно семь раз сказать следующее:

Транслитерация:

«Аллаахумма аджирнии минан-наар ».

اَللَّهُمَّ أَجِرْنِي مِنَ النَّارِ

Перевод:

«О Аллах, удали меня от Ада ».

После этого молящийся обращается ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и будущем мирах для себя, близких и всех верующих.

Когда делать тасбихат

В соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) тасбих (тасбихат) может совершаться как непосредственно после фарда, так и после ракяатов сунны, выполненных вслед за ракяатами фарда. Прямого, достоверного и однозначного повествования на этот счет нет, но достоверные хадисы, описывающие действия Пророка, подводят к такому заключению: «Если человек совершает ракяаты сунны в мечети, тогда он выполняет «тасбихат» после них; если же – дома, тогда «тасбихат» проговаривается после фардовых ракяатов».

Богословы-шафииты больший акцент делали на проговаривании «тасбихата» непосредственно после фардовых ракяатов (именно так соблюдая разделение между ракяатами фарда и сунны, упоминаемое в хадисе от Му‘авия), а ученые ханафитского мазхаба – после фардовых, если после них молящийся не собирается сразу совершать ракяаты сунны, и – после ракяатов сунны, если он совершает их непосредственно после фардовых (в желательном порядке переместившись на иное место молельного зала и, тем самым, соблюдя разделение между ракяатами фарда и сунны, упоминаемое в хадисе), чем и завершает очередную обязательную молитву .

В то же время желательно делать так, как поступает имам мечети, в которой человек совершает очередную обязательную молитву. Это будет способствовать единению и общности прихожан, а также соответствовать словам пророка Мухаммада: «Имам присутствует для того, чтобы [остальные] следовали ему» .

Ду‘а «Кунут» в утренней молитве

Исламскими богословами высказываются различные мнения относительно чтения ду‘а «Кунут» в утреннем намазе.

Богословы шафиитского мазхаба и ряд других ученых сходятся во мнении, что читать это ду‘а в утренней молитве является сунной (желательным действием).

Их основным аргументом считается приведенный в своде хадисов имама аль-Хакима хадис о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) после поясного поклона во втором ракяате утренней молитвы, воздев руки (как это обычно делается при чтении молитвы-ду‘а), обращался к Богу с мольбой: «Аллаахумма-хдинаа фии мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии мэн тавалляйт…» Имам аль-Хаким, приводя этот хадис, указал на его достоверность .

Богословы же ханафитского мазхаба и ученые, разделяющие их мнение, считают, что в чтении этого ду‘а во время утренней молитвы нет необходимости. Они аргументируют свое мнение тем, что у вышеприведенного хадиса недостаточная степень достоверности: в цепочке людей, передававших его, назван ‘Абдулла ибн Са‘ид аль-Макбари, о сомнительности слов которого говорили многие ученые-мухаддисы . Также ханафиты упоминают слова Ибн Мас‘уда о том, что «Пророк читал ду‘а «Кунут» в утренней молитве только на протяжении одного месяца, после чего перестал это делать» .

Не вдаваясь в глубокие канонические подробности, замечу, что незначительные различия во мнениях по данному вопросу не являются предметом споров и разногласий в среде исламских теологов, а указывают на различие критериев, положенных авторитетными учеными в основу богословского анализа Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует). Ученые шафиитской школы в данном вопросе уделили больше внимания максимальному применению Сунны, а ханафитские теологи – степени достоверности приводимого хадиса и свидетельствам сподвижников. Оба подхода допустимы. Нам, уважающим авторитет великих ученых, необходимо придерживаться мнения богословов того мазхаба, которому мы следуем в своей ежедневной религиозной практике.

Шафииты, оговаривая желательность чтения в фарде утренней молитвы ду‘а «Кунут», выполняют это в такой последовательности .

После того как молящийся поднимется с поясного поклона во втором ракяате, то до земного поклона читается ду’а:

Транслитерация:

«Аллаахумма-хдинаа фии-мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии-мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии-мэн тавалляйт, ва баарикь лянаа фии-маа а‘тойт, ва кынаа шарра маа кадайт, фа иннакя такдый ва ляя юкдоо ‘аляйкь, ва иннэху ляя язиллю мэн вааляйт, ва ляя я‘иззу мэн ‘аадэйт, табаарактэ раббэнээ ва та‘аляйт, фа лякяль-хамду ‘аляя маа кадайт, настагфирукя ва натуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммад, ан-набийиль-уммий, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим ».

اَللَّهُمَّ اهْدِناَ فِيمَنْ هَدَيْتَ . وَ عاَفِناَ فِيمَنْ عاَفَيْتَ .

وَ تَوَلَّناَ فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ . وَ باَرِكْ لَناَ فِيماَ أَعْطَيْتَ .

وَ قِناَ شَرَّ ماَ قَضَيْتَ . فَإِنـَّكَ تَقْضِي وَ لاَ يُقْضَى عَلَيْكَ .

وَ إِنـَّهُ لاَ يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ . وَ لاَ يَعِزُّ مَنْ عاَدَيْتَ .

تَباَرَكْتَ رَبَّناَ وَ تَعاَلَيْتَ . فَلَكَ الْحَمْدُ عَلىَ ماَ قَضَيْتَ . نَسْتـَغـْفِرُكَ وَنَتـُوبُ إِلَيْكَ .

وَ صَلِّ اَللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ اَلنَّبِيِّ الأُمِّيِّ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلِّمْ .

Перевод:

«О Господь! Направь нас на правильный путь в числе тех, кого Ты направил. Удали нас от бед [несчастий, болезней] в числе тех, кого Ты удалил от бед [кому дал благоденствие, исцеление]. Введи нас в число тех, чьи дела управляются Тобою, чья защита в Твоем ведении. Дай нам благословение [баракят] во всем том, что даровано нам Тобою. Защити нас от зла, которое определено Тобою. Ты – Определяющий [Выносящий решение], и никто не может вынести решение против Тебя. Поистине, не будет презренным тот, кого Ты поддерживаешь. И не будет силен тот, к кому Ты враждебен. Велико благо Твое и благодеяние, Ты превыше всего того, что не соответствует Тебе. Хвала Тебе и благодарность за все то, что определяется Тобою. Просим прощения у Тебя и каемся пред Тобою. Да благослови, о Господи, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников ».

При чтении данной молитвы-ду‘а руки воздеты на уровень груди и обращены ладонями к небу. По прочтении ду‘а молящийся, не протирая ладонями лицо, опускается для совершения земного поклона и завершает намаз в обычном порядке .

Если утренняя молитва совершается в составе общины-джама‘ата (то есть в ней участвуют два человека и более), то имам читает ду‘а «Кунут» вслух. Стоящие за ним говорят «амин» во время каждой паузы имама до слов «фа иннакя такдый». Начиная с этих слов, стоящие за имамом не говорят «амин», а проговаривают за ним всю оставшуюся часть ду‘а про себя или произносят «ашхэд» («свидетельствую »).

Ду‘а «Кунут» читается также в намазе «Витр» и может применяться во время любого намаза в периоды несчастий и бед . Значительных разногласий относительно двух последних положений среди богословов нет.

Может ли сунна утренней молитвы

совершаться после фарда

Такого рода случай имеет место быть, когда человек, отправившийся в мечеть для совершения утренней молитвы, войдя в нее, видит, что два ракяата фарда уже выполняются. Как ему быть: сразу присоединиться ко всем, а два ракяата сунны совершить потом, или постараться успеть совершить два ракяата сунны до того, как имам и молящиеся за ним завершат фард-молитву приветствием?

Шафиитские ученые считают, что человек может присоединиться к молящимся и совершить с ними два ракяата фарда. По завершении фарда опоздавший выполняет два ракяата сунны. Запрет на совершение молитв после фарда утренней молитвы и до того, пока солнце не поднимется на высоту копья (20–40 минут), оговоренный в Сунне Пророка, они относят ко всем дополнительным молитвам, кроме тех, что имеют каноническое обоснование (молитва приветствия мечети, например, или восстанавливаемая молитва-долг) .

Богословы-ханафиты считают запрет на совершение молитв в определенные промежутки времени, оговоренные в достоверной Сунне Пророка, абсолютным . Поэтому и говорят, что припоздавший в мечеть на утреннюю молитву сначала совершает два ракяата сунны утренней молитвы, а затем уже присоединяется к совершающим фард. Если он не успеет присоединиться к молящимся до того, как имам произнесет приветствие в правую сторону, то совершает фард самостоятельно.

Оба мнения обоснованы достоверной Сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Применимы в соответствии с тем, какого мазхаба придерживается молящийся.

Полуденная молитва (Зухр)

Время совершения – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что за точку отсчета принимается тень, которая была у предмета в момент нахождения солнца в зените.

Полуденный намаз состоит из 6 ракяатов сунны и 4 ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: 4 ракяата сунны, 4 ракяата фарда и 2 ракяата сунны.

4 ракяата сунны

Шаг 2. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Последовательность совершения первых двух ракяатов сунны молитвы Зухр аналогична порядку выполнения двух ракяатов молитвы Фаджр в шагах 2–9.

Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават» , как во время молитвы Фаджр), молящийся совершает третий и четвертый ракяаты, которые аналогичны первому и второму ракяатам. Между третьим и четвертым «ташаххуд» не читается, так как он проговаривается после каждых двух ракяатов.

Когда молящийся поднимается со второго земного поклона четвертого ракяата, он садится и читает «ташаххуд».

Прочитав его, не меняя своего положения, молящийся произносит «салават».

Дальнейший порядок соответствует п.п. 10–13, приведенным в описании утренней молитвы.

На этом четыре ракяата сунны заканчиваются .

Необходимо заметить, что во время совершения четырех ракяатов сунны полуденной молитвы все молитвенные формулы произносятся про себя.

4 ракяата фарда

Шаг 2. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата фарда полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Четыре ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения четырех ракяатов сунны, описанным ранее. Исключением является лишь то, что короткие суры или аяты после суры «аль-Фатиха» в третьем и четвертом ракяатах не читаются.

2 ракяата сунны

Шаг 1. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата сунны полуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как это было описано при объяснении двух ракяатов сунны утренней молитвы (Фаджр).

По завершении двух ракяатов сунны и тем самым всей полуденной молитвы (Зухр), продолжая сидеть, желательно в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выполнить «тасбихат».

Послеполуденная молитва (‘Аср)

Время ее совершения начинается с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет. Заканчивается время данной молитвы с закатом солнца .

Послеполуденный намаз состоит из четырех ракяатов фарда.

4 ракяата фарда

Шаг 1. Азан.

Шаг 3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата фарда послеполуденной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность выполнения четырех ракяатов фарда молитвы ‘Аср соответствует порядку совершения четырех ракяатов фарда полуденной молитвы (Зухр).

После молитвы желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.

Вечерняя молитва (Магриб)

Время начинается сразу после захода солнца и заканчивается с исчезновением вечерней зари. Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий. Поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения.

Вечерняя молитва состоит из трех ракяатов фарда и двух ракяатов сунны.

3 ракяата фарда

Шаг 1. Азан.

Шаг 2. Икамат.

Шаг 3. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить три ракяата фарда вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Первые два ракяата фарда вечерней молитвы Магриб совершаются аналогично двум ракяатам фарда утренней молитвы (Фаджр) в п.п. 2–9.

Затем, прочитав «ташаххуд» (не произнося «салават»), молящийся поднимается и читает третий ракяат аналогично второму. Однако аят или короткая сура после «аль-Фатихи» в нем не читаются.

Когда молящийся поднимется со второго земного поклона третьего ракяата, он садится и снова читает «ташаххуд».

Затем, прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават».

Дальнейший порядок выполнения молитвы соответствует порядку, описанному в п.п. 10–13 утренней молитвы.

На этом три ракяата фарда заканчиваются. Следует обратить внимание на то, что в первых двух ракяатах данной молитвы сура «аль-Фатиха» и сура, читаемая после нее, произносятся вслух .

2 ракяата сунны

Шаг 1. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны вечерней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Эти два ракяата сунны читаются так же, как и другие два ракяата сунны любой ежедневной молитвы.

После молитвы-намаза в обычном порядке желательно выполнить «тасбихат», не забывая о его важности.

Завершив молитву, молящийся может обратиться ко Всевышнему на любом языке, прося у Него всего самого наилучшего в этом и в будущем мирах для себя и всех верующих.

Ночная молитва (‘Иша’)

Время ее совершения приходится на период после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы).

Ночная молитва состоит из четырех ракяатов фарда и двух ракяатов сунны.

4 ракяата фарда

Последовательность совершения не отличается от порядка выполнения четырех ракяатов фарда дневной или послеполуденной молитв. Исключение составляют намерение и чтение в первых двух ее ракяатах суры «аль-Фатиха» и короткой суры вслух, как в утренней или вечерней молитвах.

2 ракяата сунны

Ракяаты сунны совершаются в порядке, соответствующем двум ракяатам сунны в других молитвах, за исключением намерения.

По завершении ночной молитвы желательно выполнить «тасбихат».

И не забывайте о высказывании пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто после молитвы проговорит 33 раза «субхаанал-лаах», 33 раза «аль-хамду лил-ляях» и 33 раза «аллаху акбар», что составит число 99, равное количеству имен Господа, и после этого дополнит до ста, сказав: «Ляя иляяхэ илля ллааху вахдаху ля шариикя лях, ляхуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхьйи ва юмииту ва хува ‘аляя кулли шайин кадиир», тому будут прощены погрешности и ошибки, даже если число их равно количеству пены морской» .

По мнению богословов-ханафитов, четыре ракяата сунны должны совершаться подряд в одной молитве. Они также считают, что все четыре ракяата являются обязательной сунной (сунна муаккяда). Шафиитские же богословы утверждают, что надо совершать по два ракяата, так как первые два относят к сунне муаккяда, а последующие два – к дополнительной сунне (сунна гайру муаккяда). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С.1081, 1083, 1057.

Чтение икамата перед ракяатами фарда любой из обязательных молитв является желательным (сунна).

В случае, когда молитва совершается коллективно, имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми, а они, в свою очередь, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Время молитвы ‘Аср можно вычислить и математическим способом, разделив временной промежуток между началом полуденной молитвы и заходом солнца на семь частей. Четыре первые из них будут временем полуденной (Зухр), а три последние – временем послеполуденной (‘Аср) молитв. Данная форма расчета приблизительна.

Чтение азана и икамата, например, в домашних условиях относится лишь к желательным действиям. Подробнее см. в отдельном материале об азане и икамате.

Богословы шафиитского мазхаба оговорили желательность (сунна) краткой формы «салавата» в данном месте молитвы: «аллаахумма салли ‘аляя мухаммад, ‘абдикя ва расууликь, ан-набий аль-уммий».

Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 900.

Если мужчина читает молитву один, то ему можно читать как вслух, так и про себя, но лучше читать вслух. Если же молящийся выполняет роль имама, то читать молитву вслух обязательно. При этом слова «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», читаемые до суры «аль-Фатиха», у шафиитов произносятся вслух, а у ханафитов – про себя.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См., например: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 484, хадис № 1418.

Вопрос:

Какова позиция шафитского мазхаба касательно желательных намазов, совершаемых после обязательных и перед ними (раватиб). Сколько их, какие из них более желательны (муаккада), а какие – менее (гейр муаккада)? Разъясните, на какие виды делятся желательные (мандуб) молитвы.

Ответ:

Для начала надо разобраться с терминологией и понять, что подразумевается под такими категориями, как «сунна» и «мандуб». То, что вы назвали сунной в своем вопросе, – это желательные молитвы, которые факихи называют «раватиб», т. е. желательные молитвы, совершение которых связано с совершением обязательных молитв. В шафиитском мазхабе все молитвы, кроме обязательных, называются «нафль» или «татавву», и их синонимами являются «суннат», «хасан», «мураггаб фих», «мустахаб» и «мандуб». Всё это в книгах мазхаба – синонимы, и их заменяют словами «нафль» или «нафиля».

Что касается желательных молитв, которые совершаются до и после обязательных, то их задача – устранить и смыть небольшие неточности или забывчивость, которая нападает при совершении обязательных молитв.

Так как вопрос касается не обязательных молитв, а желательных, то тут существует множество мнений. Мы всегда должны проявлять гибкость в этих вопросах и понимать, что наличие разных мнений – это милость для общины. Но, тем не менее, достоверное мнение в мазхабе (аль-кавль аль-мутамад) хорошо разъяснено в книге «Фатх аль-муин» учеником имама Ибн Хаджара имамом аль-Маллибари, рахимахуллах.

Наш мазхаб делит желательные молитвы на две группы:

1. Молитвы, которые желательно совершать с джамаатом, и это два праздничных намаза, кусуф и хусуф (намазы лунного и солнечного затмения), истиска (намаз испрашивания дождя) и таравих.

2. Намазы, которые желательно совершать индивидуально, такие, как раватиб, витр, зуха, намаз приветствия мечети (тахият масджид), истихара, намазы, совершаемые в Мекке (таваф и ихрам), намаз, совершаемый после омовения, аввабин (намаз между магриб и иша), тасбих и ташахуд.

Намазы-раватиб (ещё их называют «ас-сунан ар-ратиба маа аль-фараид», т. е. сунны, которые совершают вместе с обязательными молитвами) – это желательные молитвы (нафиля), которые совершают до или после обязательных молитв. Они, в свою очередь, делятся на два вида: раватиб муаккада и раватиб гейр муаккада.

Общеизвестно, что раватиб муакада – это 10 ракаатов (одним из смыслов и мудростей того, что таравих состоит именно из 20-ти ракаатов, является удвоение количества раватибов муаккада, чтобы получить большую награду в этот благодатный месяц; на самом деле, таравих – это тоже вид раватиба).

Итак, 10 раватибов муаккада:

Два ракаата перед субх;

Два ракаата до зухра;

Два ракаата после зухра;

Два ракаата после магриба;

Два ракаата после иши.

Раватиб гейр муаккада – это 12 ракаатов:

Два дополнительных ракаата перед зухром;

Два дополнительных ракаата после зухра;

Четыре ракаата перед асром (с двумя саламами);

Два коротких ракаата перед магрибом (в промежуток времени между азаном и икаматом)

Два коротких ракаата перед ишей (в промежуток времени между азаном и икаматом).

В итоге получается 22 ракаата каждый день.

Более корректное понимание значимости желательных молитв лежит не в терминах «сунн», «мандуб» или «нафль», как может показаться на первый взгляд. Все намазы по их значимости можно разделить на две группы:

1. Обязательные молитвы;

2. Желательные (нафль, татавву, суннат, хасан, муггараб фих, мустахаб, мандуб).

Вопрос: 1. Какие фарды есть в намазе?
2. Какие ваджибы есть в намазе?
3. Какие суннаты есть в намазе?
Мне нужен их список...
4. Расскажите про достоинства суннат-намазов. (Индонезия)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. ФАРД - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

В НАМАЗЕ - ШЕСТЬ ФАРДОВ

1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку" (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка"да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).

2. ВАДЖИБ - НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).

Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.

В НАМАЗЕ - ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:

1) Кираат в первом и втором ракаатах фард-намаза.
2) Произнесение суры «Фатиха» во всех ракаатах любого намаза. Однако в третьем и четвертом ракаате любого из фард- намазов, это действие является сунной, а не ваджибом.
3) Произнесение суры или длинного аята, или трех коротких аятов после суры «Фатиха» в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех раккатах ваджиб-, сунна- и нафль- намазов.
4) Прочтение суры «Фатиха» перед любой другой сурой или аятом.
5) Сохранение порядка действий в совершении кираата, руку", саджды и кыйяма.
6) Каума (распрямление тела после руку").
7) Джальса (сидение между двумя садждами).
8) Тагдилуль-Аркан, т.е. исполнение таких положений, как руку", саджда и т.д., с умиротворенностью и хорошим образом.
9) Ка"да-уля или сидение на протяжении времени произнесения ташаххуда, после двух ракаатов 3- или 4-ракаатного намаза.
10) Прочтение ташаххуда в обеих ка"дах.
11) Чтение имамом кираата вслух в фаджр-, магриб-, иша-намазах, в пятничном и праздничных намазах и в исполняемом в Рамадан таравих-намазе. Только зухр- и аср-намазы читаются имамом тихо.
12) Завершение намаза произнесением «Ассаламу алейкум уа рахматуллах».
13) Произнесение такбира («Аллаху акбар») для кунута в витр-намазе, а также произнесение дуа в кунуте.
14) Произнесение шести дополнительных такбиров в обоих праздничных намазах (т.е. специальном намазе Ураза- и Курбан-байрамов).

3. СУННАТЫ

В НАМАЗЕ - 21 СУННАТ

1) Перед произнесением такбира-тахрима поднять руки до ушей.
2) Поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы.
3) Не наклонять голову при произнесении такбира.
4) Произнесение имамом такбира-тахрима и других такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна (позы) в другой.
5) Схватить правой рукой левую, сложив их ниже пупка.
6) Произнести сану («Субханакаллахумма...»).
7) Произнести тагаввуз.
8) Произнести полностью «Бисмилляхир- Рахманир-Рахим».
9) В третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «Фатиха».
10) Произносить «Аминь» (тихо).
11) Произносить сану, тагаввуз, тасмию и «Аминь» тихо.
12) Произносить в каждом фард-намазе кираат в количестве, соответствующем Сунне.
13) Произносить тасбих («Субханаллах»), как минимум, трижды в каждом руку" и каждой саджде.
14) В руку" держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени.
15) Поднимаясь из руку", имам произносит «Сами"аллаху Лиман Хамидах», после чего следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку следует произнести и тасми" («Сами"аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»).
16) Переходя в саджду, сначала положить на землю (на пол) колени, затем руки и в последнюю очередь лоб.
17) В ка"де и джальсе положить левую ступню горизонтально на землю (на пол) и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах.
18) Поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде.
19) Произнести салават по Пророку в ка"да-ахира (последнем сидении) после ташаххуда.
20) Прочитать предписанное дуа после салавата по Пророку.
21) При произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево.

4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

عن عائشة، قالت: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " من ثابر على ثنتي عشرة ركعة من السنة بنى الله له بيتا في الجنة: أربع ركعات قبل الظهر، وركعتين بعدها، وركعتين بعد المغرب، وركعتين بعد العشاء، وركعتين قبل الفجر "

«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта

СУННЫ НАМАЗА

1. Читать азан и икамат в пятикратных фард намазах и намазах аль-джум`а (для женщин это не является сунной). Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Если наступило время намаза, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом».219
«Если бы знали люди, насколько много вознаграждения (заключено) в чтении азана и в стоянии в первом ряду во время намаза и не нашли бы (они) иной возможности предоставления этого права кому-то из них не иначе, как только посредством жребия, то прибегнули бы к этому».220
«Когда читается азан для намаза, шайтан, чтобы не слышать его, поворачивается и, испуская газы, убегает. Когда заканчивается азан, он возвращается. Когда читается икамат для намаза, он опять поворачивается и убегает. Как только заканчивается икамат, он опять возвращается и располагается между человеком и его нафсом и говорит ему: «Вспомни о том-то, вспомни о другом…». Он нашептывает человеку то, что у него не было и в мыслях до намаза, в результате человек забывает, сколько ракаатов он прочитал в намазе».221
Слушать азан – мустахаб, а повторять слова азана за муадзином (чтецом азана) — это ваджиб. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Когда услышите голос муадзина, повторяйте то, что он говорит, а затем прочитайте для меня Салават. Читающему для меня Салават Аллах пошлет за это десять салаватов (милостей). Затем просите у Аллаха для меня Василя. Поистине, это особое место в Раю, предназначенное только для одного раба из рабов Аллаха. Надеюсь, что им стану я. Кто попросит для меня Василя, будет удостоен моего заступничества».222
Когда читаются слова (Хаййя ‘аля-с-салях) и (Хаййя ‘аляль-фалях), слушающий произносит (Ля хауля уа ля куввата илля биллях). А когда произносят (Ас-Саляту хайрун минан наум) слушающий произносит (Садакта ва барарта). Во время произношения (Кад камати салях) присудствующие произносят (АкамАллаху ва адамаха).

للهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
حَيِ عَلَى الصَّلاَةِ
حَيِ عَلَى الْفَلاَحِ
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهِ
(اَلصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ)
Аллаху Акбару Аллаху Акбар
Аллаху Акбару Аллаху Акбар
Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза).
Ашхаду анна Мухаммадар расулюллах
(2 раза).
Хаййа ‘аля ссалях (2 раза).
Хаййа ‘аляль фалях (2 раза).
Аллаху Aкбару Aллаху Aкбар.
Ля иляха илляаллах.
(асСаляту хайрумминаннаум — произноси-
тся 2 раза при призыве к утренней моливе
после слов «хайя аляль фалях»)
Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха. (Намаз лучше, чем сон)».
После азана читают следующее дуа:

اَلَّلهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ

التَّامَّةِ وَالصَّلَوةِ الْقَائِمَةِ

اَتِ مُحَمَّدًااَلْوَسِيلَةَ

وَالْفَضِيلَةَ والدَّرَجَةَ

الرَّفيعَةَ وَأبْعَثْهُ مَقَامًا

مَحْمُودًااَلَّذِى وَعَدْتَهُ

وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ

الْقِيَامَةِ

إنَّكَ لاَتُخْلِفُ الْمِيعِادَ

Аллахумма рабба хазихид-да’ватит-
таммати вас-Салятиль-каимах.
Ати Мухаммадаль-василята
Валь фадылята вад- даражатар-
Рафии’ата Ваб’асху макамам-
махмудаль-лязи ва ‘адтах
варзукна шафа’атаху яумаль Кыйама
Иннакя ля тухлифуль-ми’ад
Значение: «О Аллах, Господь этой мольбы и этого намаза! Даруй Мухаммаду самое почетное место в Раю, даруй Ему высочайшую степень и даруй Ему место, которое Ты Ему обещал. В Судный День даруй нам Его заступничество. Поистине, Ты не нарушаешь Своих обещаний».

Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тот, кто прочитает это дуа после азана, заслужит мое заступничество в Судный День».223
«Мольба, высказанная между азаном и икаматом не будет отвергну­та». Спросили у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах».224
Икама:
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ

اَكْبَرُ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ
اللهِ

حَيِّ عَلَى الصَّلاَةِ

حَيِّ عَلَى الْفَلاَحِ

قَدْ قَامَةِ الصَّلاَةُ

اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

Аллаху Акбару Аллаху Акбар (2 раза).
Ашхаду алля иляхa илля Ллах (2 раза).
Ашхаду анна Мухаммадар-Расулюллах
(2 раза).
Хаййа аля ссалях (2 раза).
Хаййа аляль фалях (2 раза).
Кад каматисСаляту. Кад каматиссалях
Аллаху Акбар Аллаху Акбар
Ля иляха илля Ллах

Значение: «Аллах превыше всего. Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха. Я свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к спасению. Намаз начался. Аллах превыше всего. Нет божества, кроме Аллаха».

2. Поднимать руки во время такбира «Ифтитах» (при вступлении в любой намаз), также при такбире «Кунут» в намазе аль-витр и при дополнительных такбирах праздничных намазов. Мужчины поднимают руки так, чтобы большие пальцы находились на уровне мочек ушей. А женщины – так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.
3.Читать дуа «Субханака».

سُبْحَانَكَ اللهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ

وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تَعَالَى

جَدُّكَ وَ لاَ اِلَهَ غَيْرُكَ

Субханакя Аллахумма ва бихамдикя
Ва табаракяс-мукя ва та‘аля
джаддукя ва ля иляха гайрук
Значение: «Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе, бесконечно присутствие Имени Твоего во всем, высоко Величие Твое, и кроме Тебя мы никому не поклоняемся».
4. Произносить «А‘узу225 -Бисмиллях226», в первом рака`ате после дуа «Субханака». Произносить«Бисмиллях» в последующих рака`атах перед чтением «Аль-Фатихи» .

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ

الرَّجِيمِ

А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим.
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِمِ

Бисмилляхир-Рахманир-Рахим.
Значение: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».
5. Читать шепотом дуа «Субханака» и «А‘узу-Бисмиллях».
6. После чтения суры «Аль-Фатиха» имамом, ма`мум227 произносит «Аминь» про себя.
7. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой и держать на животе чуть ниже пупка. (См. главу «Порядок выполнения намазов» п. 4 кыям).
8. Произносить такбир (сказать «Аллаху Акбар») при переходе из одного рукна-действия в другой.
9. Выпрямляясь из положения руку‘у произносить «Сами‘Аллаху лиман хамидах», выпрямившись из положения руку‘у произнести «Раббана лякаль хамд».
10. Во время руку‘у произносить «Субхана Раббия-ль-‘азым», во время суджуда произносить «Субхана Раббия-ль-а‘ля».
11. Во время Кыйама (положение «стоя» при чтении сур) расстояние между стопами ног – 4 пальца.
12. Во время руку‘у мужчины держат руки на коленях, пальцы при этом разведены. Женщины кладут руки на колени, при этом пальцы сомкнуты.
13. Во время руку‘у у мужчин спина должна быть прямой, руки и колени не согнуты. У женщин колени и спина чуть согнуты.
14. Совершая саджда предпочтительно сначала касаться пола коленями, затем руками, а потом лбом; поднимаясь из саджда сначала следует оторвать от пола лоб, потом руки, затем встать, оперевшись руками на бедра.
15. Во время сидения класть руки на колени.
16. Мужчины садятся на левую ногу, а правая нога остается в том же положении, что и при саджда, при этом ее пальцы направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав ноги под себя и направив их в правую сторону.
17. В последнем сидении читать «Салават» и дуа «Раббана атина».
18. Выполнить Ас-салям, повернув сначала голову направо, затем – налево.
19. Во время Ас-саляма читать «Ассаляму ‘аляйкум ва Рахматуллах».
20. До начала намаза поставить какую-либо преграду перед собой, ограничивающую место моления.
Культура намаза (Мандуб)

Хвала Всевышнему Аллаху, который создал этот чудный, удивительно красивый мир и тем самым проявил Себя, Свое величие и всемогущество, одарил людей Своими несметными богатствами, милостями и сделал следование Сунне (пути) любимого Пророка (мир ему и благословение) одной из самых главных милостей.

Самое совершенное благословение Аллаха и Его салам любимому пророку Мухаммаду, следование и повиновение которому является проявлением покорности Самому Все-вышнему Аллаху, и следование Сунне которого является признаком любви к Аллаху.

Благословение и салам Аллаха потомкам и сподвижникам Пророка (мир ему и благословение), которые старались довести Сунну Пророка до людей, не жалея ни жизни, ни средств, ни сил, и даже отказываясь от Родины.

Кого можно считать самым совершенным, самым счастливым и самым близким в Судный день к Пророку (мир ему и благословение) человеком? Конечно же, того, кто скрупулезно следует Сунне Пророка и кто во всех делах старается вести себя как он, того, кто унаследовал черты его характера.

Намазы-суннат (желательные, дополнитель¬ные намазы) занимали большое место в жизни Пророка (мир ему и благословение).

Достоинства намазов-суннат в общих чертах

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Из всех деяний, совершать которые позволил мусульманам Всевышний Аллах, самым лучшим является двух-или более ракаатный намаз. Пока раб Божий находится в намазе, его покрывает милость и благословение Аллаха». Этот хадис от Абу-Уммата приводят имам Ахмад и Тирмизи.

В достоверном хадисе от Савбани и Абу-Дардаа, приведённом имамом Ахмадом, Муслимом, Тирмизи и другими, говорится: “Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты усердно совершай земные поклоны (суджда). Каждый раз, когда ты совершаешь земной поклон, Всевышний Аллах возвышает твои достоинства и прощает твои грехи ». («Канзуль-’уммал», т.7, стр.770).

Намазы-суннат подразделяются на два вида: 1) приуроченные к определённому времени или месту или обусловленные определённой причиной; 2) намазы-мутлак, т.е. те, которые можно совершать без всякой причины в любое время, за исключением периодов, когда нежелательно (карахат) совершать намазы. Намазы-мутлак мусульманин имеет право совершать и днем, и ночью, сколько он хочет. Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение намаза является карахатом, то есть нежелательным. Мы остановимся на намазах-суннат, приуроченных к определённому времени, месту или совершаемых по определенной причине. К ним относятся: ратибаты - намазы, совершаемые до и (или) после обязательного (фарз) намаза; истихараты - намазы, совершаемые для выбора решения; намазы, совершаемые для исполнения желания и другие.

Такие намазы в свою очередь также подразделяются на два вида: совершаемые коллективно (джамаатом) и индивидуально.

Следуя имамам, мы сначала, иншааллах (если Аллах даст), расскажем о намазах, совершаемых коллективно, то есть джамаатом.

Джамаатом лучше совершать:

заупокойные намазы (салату-ль-джаназати);

намазы, совершаемые во время затмения солнца или луны (салату-ль-хусуфи или салату-ль-кусуфи);

Эти намазы-суннат ценнее совершаемых индивидуально, даже если мы совершим их в одиночестве. Однако намаз-витр и ратибаты ценнее намаза-таравих.

Из намазов-суннат, совершаемых индивидуально, самым ценным является , за ним следует утренний ратибат, затем другие ратибаты и намаз, совершаемый после восхода солнца ( . Далее следуют намаз, совершённый после тавафа (обхода ), начала Хаджа, приветствия мечети - дома Аллаха (салату-т-тахиййати), а также намаз, совершаемый после омовения (салату-л-вуду’).