Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен числительных. Устранение ошибок при употреблении имен числительных

Лингвисты пророчат, что в скором времени мы перестанем склонять числительные совсем, уж слишком часто путаются даже образованные люди. К тому же числительные можно записать цифрами. Но время от времени их нужно произносить вслух, причём в разных падежах. Как правильно, «трехстам» или «тремстам», «с девяноста» или с «девяностами»? «Мел» разбирает самые популярные ошибки в употреблении числительных.

Правильно : в кошельке не хватает двухсот рублей

Проблемными считаются числительные «двести», «триста», «четыреста», а также последующие сотни, оканчивающиеся на -сот. Числительное «двести» не только забывают склонять, но и зачастую делают это некорректно: «У меня нет двухста рублей» или «у меня нет двести рублей». Родительный падеж от слова «двести» только один - «двухсот». Соответственно, будет «трёхсот», «четырёхсот», «пятисот» (не пятиста!) и так далее.


Правильно : тремстам студентам сделали выговор

Часто ошибаются на хитрой букве «х», которая то появляется в сложных количественных числительных - «трёхсот» (р.п.), »(о) трёхстах (п.п.), - то исчезает - «трёмстам» (д.п.), «трёмястами» (т.п.). Запоминаем и больше не сомневаемся.


Правильно : девятиклассники выиграли восемнадцать конкурсов

Возможно, это будет слишком простой пример для читателей «Мела», но повторение - мать учения. В сложных числительных от 15 до 19 мягкий знак в середине не пишется. Никогда. А вот в числительных на -десят (от 50 до 80) и на -сот (от 500 до 900) - наоборот, в середине ставим мягкий знак. Будет не «пятдесят», а «пятьдесят».


Правильно : он остался с девяноста рублями

Важно запомнить, что у числительных «сорок», «девяносто» и «сто» существует только две формы. Так, в именительном и винительном падежах будет «сорок», «девяносто» и «сто», а во всех остальных - «сорока», «девяноста» и «ста». Поэтому никаких «девяностами», «сороках» и тому подобное.


Правильно : ролик собрал более 15,5 миллиона просмотров

Здесь всё достаточно просто: в дробных числительных дробь управляет существительным. Ставим его в родительном падеже единственного числа. Так что будет «15,5 миллиона» (пятнадцать целых и пять десятых миллиона) и «15 миллионов» (пятнадцать миллионов).


Правильно : на урок пришли двое учеников

Правильно : на урок пришли две ученицы

По правилам когда дело касается представительниц женского пола, употребляем количественные числительные: «две ученицы», «три сестры». Собирательные числительные (двое, трое, четверо) могут сочетаться с существительными мужского рода и общего рода, называющими лиц (друзья, сироты, ребята) и с существительными только множественного числа (сани, ножницы, сутки). Например: трое студентов, двое юношей, четверо ребят. При этом если сказать «два студента» или «четыре брата», это не будет считаться ошибкой, а вот «трое сестёр» или «двое девушек» - уже недопустимый вариант.

Пяснение:

1. Собирательные числительные используются ограниченно, а именно:

С существительными мужского и общего рода , называющими лиц мужского пола : двое друзей, трое сирот . Следует отметить, что в некоторых случаях собирательные числительные вносят сниженный стилистический оттенок (двое генерало в ; следует сказать: два генерала );

С существительными, имеющими формы только множественного числа : двое ножниц , четверо суток (при дальнейшем счёте предпочитаются формы с количественными числительными: пять суток );

С существительными дети, ребята, люди , а также с существительным лицо в значении «человек »: двое детей, трое незнакомых лиц ;

С личными местоимениями мы, вы, они : нас двое ;

С субстантивированными (имеющими значение существительных) числительными и прилагательными, обозначающими лица: вошли двое, трое больных .

2. Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола : трое работниц (правильно : три работницы ), а также с существительными, обозначающими названия животных : двое медведей (правильно : два медведя ).

3 . Употребляя собирательные числительные оба, обе , следует учитывать, что

С существительными мужского пола сочетается числительное оба : обоим студентам выдали книги ;

С существительными женского пола сочетается числительное обе : обеим подругам приходилось рано вставать ;

С существительными женского и мужского пола - числительное оба : брат и сестра вошли в аудиторию. Оба опоздали .

4. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа , так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать: у обоих ворот (нет формы именительного падежа: оба - обе ворота ), нужно: у тех и у других ворот .

5 . Иногда с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать три, тридцать четыре и т.п. ) необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, не имеющими форму единственного числа (ножницы, сутки, сани и др. ). В таких случаях следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки - день , двадцать четыре дня ) или с заменой падежа (в течение двадцати двух суток ).

6. В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова.

В сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части слова.

Падеж 50-80 200-400 500-900
И.п пятьдесят двести пятьсот
Р.п пятидесяти двухсот пятисот
Д.п пятидесяти двумстам пятистам
В.п пятьдесят двести пятьсот
Т.п пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П.п о пятидесяти о двухстах о пятистах

Склонение числительных 40, 90, 100.

Падеж
И.п сорок девяносто сто
Р.п сорока девяноста ста
Д.п сорока девяноста ста
В.п сорок девяносто сто
Т.п сорока девяноста ста
П.п о сорока о девяноста о ста

Склонение составных количественных числительных (на примере 5764).

7. Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –А-.

8. Слова миллион и миллиард склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. При смешанном числе существительным управляет дробная часть, а не целое число. Существительное при этом употребляется в родительном падеже единственного числа: 7 и 2/3 кг. (семь и две третьих килограмма , НО: семь килограммов ).

10 . Во всех падежах, кроме именительного и винительного, существительное при числительном полтора (полторы ) ставится во множественном числе (полтора ведра; НО: более полутора вёдер ).

11 . Числительные полтора и полтораста имеют только две формы: для именительного и винительного падежей (полтора, полтораста ) и для всех остальных (полутора, полутораста ).

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Ответ: 59321

В тестах с 2016 до 2019 года вы найдёте это задание под номером 6. Содержание задания в этом году не изменилось.

При выполнении задания нужно подобрать примеры к пяти типам ошибок (даны 9 предложений, 4 из них вообще не содержат ошибок).

Предлагаются 10 типов ошибок:
- ошибка в построении предложения с причастным оборотом;
- ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом;
- ошибка в построении предложения с косвенной речью;
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- ошибка в построении предложения с однородными членами;
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
- ошибка в употреблении имени числительного;
-ошибка в построении сложного предложения;
-нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Эти 10 типов ошибок теперь комбинируются в любых сочетаниях, и в задании нужно найти примеры 5 разных типов ошибок. За каждый верный ответ вы получите 1 балл, так что за выполнение задания можно получить от 0 до 5 первичных баллов.

Как решать?
1. Внимательно прочитать 9 предложений второго столбика и выбрать те 4, в которых нет ошибок.
2. Соотнести оставшиеся 5 предложений с указанными в первом столбике ошибками. Обратите внимание на то, что одна и та же ошибка может называться по-разному.
Например,
Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

Очевидно, это предложение без ошибки выглядело бы так: Струи фонтана, которые искрились на солнце и БИЛИ, казалось, в самое небо, освежали воздух.

В придаточной части этого предложения допущена ошибка: однородными сказуемыми оказались глагол и причастие.
Что это: ошибка в построении сложного предложения, ошибка в построении предложения с причастным оборотом или ошибка в построении предложения с однородными членами? Смотрите, какой из этих вариантов есть в первом столбике и не "занят" другими примерами. Скорее всего, в этом задании найдется более очевидное предложение с неправильно образованным причастным оборотом ("Приготовленные оладьи мамой были восхитительны") и с неправильно построенным сложным предложением ("Меня спросили, что нужно ли готовиться к контрольной").
Итак, выбираем вариант "ошибка в построении предложения с однородными членами".

Вспомним типы ошибок.

1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастие - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, тол есть походит одновременно на глагол и на прилагательное (играющий мальчик = мальчик, который играет).
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
а) Смешение действительных и страдательных причастий. Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи.
б) Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий.
в) Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы.
г) Нагромождение причастных конструкций. Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми.
Стандартные ошибки с причастиями:
а) Во дворе скучает мячик, забытого ребенком. (мячик какой? забытЫЙ)
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом. Алгоритм: ищете определяемое слово, задаете от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе - это окончание причастия (не забывайте, что О и Ы в окончаниях часто равнозначны).
б) Приготовленные блины бабушкой были вкусными. (что за такие блины бабушкой? здесь причастный оборот оказался не на месте: Блины, приготовленные бабушкой... - так правильно)
в) не бывает причастий будущего времени, причастий с частицей бы и причастных оборотов, которые присоединяются к предложению с местоимениями ТАКАЯ, ТАКОЙ, ТОТ, ТА, ТЕ: Грушницкий один из тех людей, не имеющих своего мнения.

2) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. А если есть добавочное действие - значит, должно быть слово, которое обозначает основное действие (ищите сказуемое). Подлежащее должно соотноситься и с основным, и с добавочным действием (один «деятель» совершает два действия).

Основные типы ошибок при употреблении деепричастных оборотов:

а) Ошибка: Глядя в окно, у меня слетела шляпа.

Основное действие совершает шляпа (слетела шляпа). Добавочное действие совершает другой «деятель» (я). Значит, ошибочность предложения в том, что у двух действий (основного и добавочного) разные «деятели».

Правильно: Когда я глядел в окно, с меня слетела шляпа.

б) Ошибка: Выйдя во двор, мне стало холодно.

Это безличное предложение, в нем не может быть подлежащего, нет «деятеля». В данном безличном предложении деепричастный оборот не употребляется.

Правильно: Когда я вышел во двор, мне стало холодно.

в) В безличных предложениях можно употребить деепричастный оборот в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом (= неопределённой формой): Собираясь в лес за грибами, необходимо взять с собой компас. В данном предложении подлежащего нет. Но у основного и добавочного действий («взять» и «собираясь») один и тот же «деятель» («вы собираетесь» и «вы берёте»).

г) Заблудившись в лесу, мальчик был найден.

Данное предложение - страдательная конструкция. В лесу заблудился мальчик. Искать его будут другие люди.

Правильно: Мальчика, заблудившегося в лесу, нашли.

Алгоритм выполнения задания:

1) Выделите грамматическую основу предложения.

2) Найдите деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

3) Если в предложении нет подлежащего (предложение безличное), попытайтесь восстановить его по сказуемому.

4) Соотнесите подлежащее с деепричастием.

5) Тот вариант, где подлежащее («деятель») выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

3) ошибка в построении предложения с косвенной речью

а) Использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица допустимо только при передаче прямой речи. Ошибка: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Правильно:: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

б) одновременное употребление союза ЧТО и частицы ЛИ в придаточной части СПП недопустимо. Ошибка: Я не заметил, что находится ли он в комнате.

Правильно: Я не заметил, находится ли он в комнате.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлог ПО (= после) употребляется с предложным падежом: по приезде в Москву, по окончании спектакля, по истечении срока, по завершении учебного года; по окончании мероприятия; по прибытии в город.

Предлог ВО ИЗБЕЖАНИЕ употребляется с родительным падежом: во избежание неприятностей.

Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО, НАВСТРЕЧУ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?): согласно (чему?) приказу; вопреки (чему?) мнению; благодаря вашему совету; пошёл навстречу (кому?) брату.

Предлоги ПУТЁМ, ПО МЕРЕ, ПО ЧАСТИ, С ПОМОЩЬЮ, ПО СЛУЧАЮ, ПОД ВИДОМ, ВРОДЕ, В ВИДЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО ЛИНИИ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ употребляются с родительным падежом (кого? чего?): за исключением (кого?) пятиклассников.

Запомнить:

оплатить проезд, заплатить за проезд

одеть - кого? что? (одеть брата);

надеть - НА кого-то (надеть пиджак, ботинки, маску);

уверенность (в чём?) в победе;

вера (во что?) в победу.

5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Стандартная ошибка, которая демонстрирует нарушение этого правила, выглядит так: "те, кто учили плохо, всё забыл". Правильно - ТЕ, кто учил плохо, всё ЗАБЫЛ". ТЕ - местоимение множественного числа, и глагол должен стоять в форме соответствующего числа. Иначе получаем ошибку в согласовании подлежащего и сказуемого.

6) ошибка в построении предложения с однородными членами

а) Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: "Мне нравится музыка и играть в футбол ".

б) Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: "Иван Петрович пришёл с женой и плохим настроением ".

в) Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: "Мальчик был лобастый, но серьезный ".

г) Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: "В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба" .

д) Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: "Тревога и тоска застыла в ее глазах ".

е) Нарушения в области однородных сказуемых:
- использование разных типов сказуемых в качестве однородных: "Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца ";
- нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: "Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход "; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: "Все очень ждут и переживают за солдат" ; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: "Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная ".

ё) Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: "Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной ". "Дети ждали отца и когда покажется его лодка ".

7) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, картина и др.) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться. ПРИМЕР: В пьесе Островского "Гроза" разоблачается темное царство - родовое слово "пьеса", приложение остается в именительном падеже. В "Грозе" Островского разоблачается темное царство - родовое слово отсутствует, следовательно название меняет падеж.

8) ошибка в употреблении имени числительного
а) Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

б) Ошибки в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

в) В составном порядковом числительном склоняется только последнее слово. Ошибка: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «... к две тысячи третьему году»).

г) Не рекомендуется использование собирательных числительных в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике. Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «...два сенатора...»).

д) Числительные «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.) должны употребляться в соответствии с родом существительного. Ошибка: «Конфликт препятствует развитию обоих стран» (правильно: «... обеих стран»).

9) ошибка в построении сложного предложения
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
а) Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.
б) Употребление противительного союза вместо соединительного. Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним.
в) Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема.

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
а) Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
б) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха.
в) Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
г) Отсутствие в главном предложении указательного слова. Мы благодарны им, что живём под мирным небом.
д) Пропуск части составного союза. Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил.
е) Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны.
ж) Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. Когда их сын очень изменился, родители страдают.
з) Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой.
и) Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира.

10) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

За этой сложной формулировкой скрывается простое правило: однородные глаголы должны быть в форме одного времени (настоящего, прошедшего или будущего) и вида (совершенного или несовершенного). Иначе возникает ошибка. Например:
Статья показывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей.

Упражнение 1.

Просклоняйте.

37 учеников, 954 книги, полтора килограмма, полтораста километров, 3/4 часа, 735-я школа.

Упражнение 2.

Запишите предложения, заменяя цифры словами.

1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.
3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1.
4) Кедры живут до 800-850 лет.
5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий - 4300 километров.
8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов.
9) Разность между 87 и 54 составляет 33.
10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.

1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

Упражнение 4.

Выберите правильную форму числительного и существительного.

Для (пяти- пятерых) женщин; (три- трое) красивых (коня- коней); (шесть- шестеро) работниц завода; (четыре- четверо) (ножницы- ножниц); (два- двое) знакомых (лица- лиц); (четыре- четверо) (студентки- студенток).

Упражнение 5.

Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.

1) Трое спортсменок выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась трое дней.
3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
5) Четверо учениц получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили трое профессоров.
7) На учения прибыло семеро генералов.

Тест по теме "Употребление числительных в речи"

1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?

А) Р. п. трехсот пятидесяти

Б) Т. п. триста пятьюдесятью

В) Д. п. тремстам пятидесяти

Г) П. п. о трехстах пятидесяти

2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного семьсот шестьдесят девять?

А) Р. п. семисот шестидесяти девяти

Б) Д. п. семиста шестидесяти девяти

В) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью

Г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти

3. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) семеро котят

Б) нас четверо

В) пятеро женщин

Г) трое детей

4. В каком варианте словосочетание построено правильно?

А) к полуторам годам

Б) с двумястами рублями

В) около четыреста студентов

Г) перед шестнадцатым апрелем

5. В каком сочетании слов имеется ошибка?

А) увеличить в 1,8 раза

Б) двухтысячный год

В) три пятых метров

Г) нет трехсот рублей

6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.

Б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.

В) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.

Г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.

7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

А) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

Б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.

В) Наше село в полутораста километрах от города.

Г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.

7.10 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

ВВЕДЕНИЕ

Слова, предназначенные для обозначения чисел, называются числительными. Имя числительное может называть отвлечённое число, количество и порядок предметов при счёте. Поэтому по значению числительные делятся на количественные и порядковые. Среди количественных выделяются числительные, называющие целые и дробные числа, а также собирательные числительные. По составу имена числительные бывают простые, сложные и составные.

При употреблении числительных основные трудности связаны со склонением сложных и составных количественных числительных. Знание этих правил проверяется в задании типа 6. В задании же 7 будут задания, связанные с умением сочетать определённые числительные с именами существительными.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВИЛ И ОШИБОК

7.10.1 Ошибки при употреблении собирательных числительных

Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются только

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц МУЖСКОГО пола : четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот ;

2) с названиями детёнышей животных : пятеро котят, двое щенят, трое медвежат ;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы : трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк ;

5) с личными местоимениями : Нас, их, вас было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими. Например, трое опоздавших зашли в аудиторию, четверо больных ожидали в приёмной

.

Если тип слова, с которым употреблено числительное, не указан в правиле, с ним строить словосочетание нельзя.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.

2. Трое экземпляров было передано в музей.

3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

1. Из школы вышли семь девочек (женский род, нельзя собирательное) и пятеро мальчиков.

2. Три экземпляра (не лицо мужского пола, нельзя) были переданы в музей.

3. Два дня (не лицо мужского пола) и две ночи (женский род ) мы готовились к экзамену.

7.10.2 Ошибки при употреблении числительного ОБА/ОБЕ

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. По обоим сторонам дороги росли липы.

2. Обое ребят были чем-то озабочены.

Приведём исправленный вариант.

1. По обеим сторонам дороги росли липы. (женский род!)

2. Оба были чем-то озабочены (нет у слова ОБА множ. числа)

7.10.3 Ошибки при употреблении простых числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Состоялось двадцать две/два/двое переговоров.

2. Он провёл в больнице двадцать три/трое сутки.

3. Во дворе установили три качели.

4. Двадцать четыре саней участвовали в экспедиции

Приведём исправленный вариант.

1. Приняли участие в двадцати двух переговорах (не получится сделать «двадцать двое» переговоров, нет такого собирательного числительного.)

2. Он находился в больнице на протяжении двадцать трёх суток. (только с заменой на в течение/на протяжении)

3. Во дворе установили трое качелей (слово «качели» не имеет форму ед. числа, поэтому используем собират. числит.)

4. Экипажи двадцати четырёх саней участвовали в экспедиции (меняем падеж, по другому нельзя)

Сочетания типа «33 ножниц», «22 плоскогубцы», «24 сутки» невозможно ни прочитать правильно, ни записать.

7.10.4 Ошибки в управлении при обозначении даты

В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, которые обозначают даты,

числительное управляет существительным, а значит, при склонении числительного имя существительное должно оставаться в одной и той же форме.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

Выделим неверные окончания.

1. Поздравить с Восьмым мартом

2. Подготовить презентацию к первому апрелю

3. Вспоминать о Девятом мае

Приведём исправленный вариант.

1. Поздравить с Восьмым мартА

2. Подготовить презентацию к первому апрелЯ

3. Вспоминать о Девятом маЯ

7.10.5 Ошибки при использовании дробных числительных полтора (полторы) и полтораста

Полтораста - это 150, полтора - один с половиной.

Эти дробные числительные легко сочетаются с именами существительными в именительном и винительном падеже, например полтора метра, полтора яблока, полторы недели, полтораста рублей. При изменении по падежам возникают сложности. На что нужно обращать внимание?

1. На форму числительного.

2. На форму имени существительного.

Обратите внимание: эти случаи часто используются и в задании 6.

Эти числительные имеют всего две формы при изменении по падежам.
В именительном и винительном падежах используем слово ПОЛТОРА для мужского и ср. рода: полтора дня, полтора стакана ; ПОЛТОРЫ для женского: полторы недели, полторы секунды ; имя существительное ставится в единственном числе.

Во всех остальных падежах - ПОЛУТОРА, имя существительное ставится во множественном числе: не более полутора литров, в течение полутора минут, в полутора километрах

Слово ПОЛТОРАСТА во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму ПОЛУТОРАСТА независимо от рода; существительное ставится всегда во множественном числе.

Например: около полутораста человек, в полутораста километрах от областного центра

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой.

1. Потратили на покупку не более полто ры тысяч рублей.

3. В митинге приняли участие около полтор аста жителей.

4. Мы находились в полуторастах километров .

Приведём исправленный вариант

1. Потратили на покупку не более полУтора (род. падеж) тысяч (мн. число) рублей.

3. В митинге приняли участие около полУтораста (род. падеж) жителей (мн. число) .

4. Мы находились в полуторастА (род. падеж) километрАХ (мн. число) .