В какое время можно открыть рамадан. Можно ли глотать слюну во время поста? Спорт в Рамадан

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России на текущий год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы - это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост - это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа - за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура - постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) - имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа - об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам - ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха - Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан - ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль - так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца - Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг - именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, - говорил он. - И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения - при ифтаре - произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу - такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, - попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).

На вопросы отвечает исламовед Шерзод Пулатов.

Считанные часы остаются до начала священного для всех мусульман месяца Рамадан. В этом году он продлится с 27 мая по 25 июня 2017 года.

В эти дни мусульмане всего мира будут держать пост (на тюркских и персидском языках - Ураза, а на арабском произносится - Саум), то есть воздержание в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора.

Информационно-консультативный центр «Горячая линия 114» по вопросам религии собрал для вас самые распространенные вопросы, касающиеся выполнения этого столпа ислама.

На вопросы отвечает Шерзод Пулатов, исламовед, член Ассамблеи народа Казахстана, эксперт АЦИР, сертифицированный медиатор (Peace Institute New York).

Какое значение поста в месяц Рамазан для мусульман?

Мусульманский пост делится на два вида: обязательный и добровольный. К обязательным постам относится пост в месяц Рамазан. А к добровольным относятся посты, которые соблюдал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в другое от месяца Рамазан время и советовал мусульманам его соблюдение.

Необходимо отметить, что важную значимость поста в Рамазан, придает именно тот факт, что в этом месяце Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться откровение – это первые стихи (аяты) Корана.

Известно, что в один из последних десяти дней месяца Рамазан наступает ночь предопределения. Мольбы в эту ночь принимаются, а поклонение приравнивается к поклонению тысячи месяцев, что примерно составляет 83 года. Многие ученные предполагают, что она наступает в ночь с 26 на 27 месяца Рамазан, даже при наличии в достоверных хадисах сведений о ее признаках, никто не может с уверенностью сказать о точной дате наступления данной ночи.

В Коране об этом говорится в суре "Предопределение": "Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джабраил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари".

О значимости поста имеется множество хадисов (изречений) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Так в широко известном хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", в котором Абу Хурайра передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вознаграждение за каждое деяние сына Адама увеличивается от десяти до семисот раз". Великий и Могучий Аллах сказал: "Кроме поста. Поистине, пост - для Меня, и Я вознаграждаю за него. Раб оставляет свою страсть и еду ради Меня, и постящийся испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим Господом».

В другом хадисе, также приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи».

Какие имеются доказательства, предписывающие мусульманам обязательное соблюдение поста?

Пост в месяц Рамазан является одним из пяти столпов ислама и обязателен к исполнению для всех мусульман. Однако соблюдение поста не является новым обязательством для мусульман, пришедшим с приходом ислама, так как его соблюдение предписывалось народам, жившим и в прежние времена, называемым в Коране народами писания (иудеи и христиане).

Об этом говорится в Коране в суре "Корова" стих 183: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь".

Соблюдая пост в этот месяц, мусульмане испытывают силу своей веры и проявляют терпение и умение совладать над своими желаниями и страстями. Прямые доказательства об обязательном соблюдении поста имеются как в Коране, так и в изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Таким образом, мы можем наблюдать предписание об обязательном посте в месяц Рамазан в суре "Корова" в 185 стихе, где говорится: "В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны".

В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается со слов Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамазан».

Кроме приведенных выше доказательств, существуют множество стихов в Коране, в которых говорится о том, какие правила предписаны для соблюдения поста и существует ряд достоверных хадисов, где показано как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) соблюдал пост во время месяца Рамазан, а также соблюдал добровольные посты в другие месяцы года.

Кому положено соблюдать мусульманский пост, и есть ли исключение из правил?

Соблюдение поста в месяц Рамазан является обязательным предписанием для каждого здорового, сознательного, совершеннолетнего мусульманина.
Пожилые люди и хронически больные, которые не способны соблюдать пост в течение года, освобождаются от поста. Они обязаны выплачивать (т.н. фидйю-садака), то есть накормить одного бедного мусульманина за каждый день поста. Разрешается накормить 30 человек одновременно либо в разное время. Женщины в положении и кормящие грудью могут не соблюдать пост, но обязаны восполнить его позже.

Путешественникам или путникам разрешается не соблюдать пост в месяце Рамадан, но они также обязаны возместить утраченный пост в течение года. Согласно норм исламского права (шариата), путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км в соответствии с правилами ханафитской правовой школы. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост - то есть, он вышел в путь после времени фаджр (утренней молитвы), не разрешается разговляться, т. е. прерывать пост.

Пост в Рамазан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет также восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Однако пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время в течение года, но желательно - до начала следующего Рамадана).
Если у человека имеется какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи), и установлено врачами, что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему дозволено не держать пост.

В стихе 184 суры "Корова" об этом говорится следующим образом: "Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!"

Какие действия нарушают пост и как его восполнять?

Как мы говорили ранее, пост нарушают менструация и послеродовое кровотечение (если наступает до захода солнца), восполняется другим днем в течение года.

Половое сношение (совершивший его днем в месяц Рамадан обязан поститься 60 дней подряд для искупления греха; нарушивший пост в один из этих дней обязан начать этот пост заново; женщина, вступившая в подобную связь не по своему желанию должна только возместить пост без искупления).

Преднамеренная рвота.

Отклонение от намерения держать пост, даже если не разговелся.

Еда и питье (если постящийся поел или выпил по забывчивости, то его пост не нарушается).

Курение, жевание жевательной резинки, уколы с целью парентерального питания.

Преднамеренное возбуждение с выделением спермы.

Все указанные выше нарушения поста, которые не носят в себе искупление, восполняются другим днем в течение года.

Какие действия не нарушают пост?

Купание для очищения от осквернения либо с другой целью. Уколы (кроме питательных и витаминов) и закапывания в глаз. Прием пищи или воды по забывчивости. Полоскание рта и носа без проглатывания воды. Определение кончиком языка вкуса пищи при ее приготовлении. Использование сурьмы. Глотание слюны, пыли и дыма. Кровопускание в лечебных или других целях. Поцелуй жены (для тех, кто в состоянии контролировать себя). Выделения из половых органов без семяизвержения. Ночью в месяц рамазан разрешается, есть, пить и совершать половой акт с супругой.

Что такое фитр-садака и как его выплачивать?

Все мусульмане обязаны выплачивать фитр-садака (закят аль-фитр), которое выплачивается за мужчину, женщину, маленького, взрослого и даже за плод во чреве матери (только за мусульман). Закят аль-фитр нужно выплачивать в количестве одного са" фиников, ячменя, пшеницы, кишмиша, риса или сыра. Один са" равен 2,4 кг. Выплачивается до выхода людей на праздничную молитву (айт намаз). Можно его выплачивать и за два дня до праздника. Глава семьи выплачивает закят аль-фитр за себя, своих детей, своих жен и даже за ребенка в чреве матери и распределяет среди бедных, нищих, сирот и нуждающихся.

В хадисе, приведенном в сборнике "Аль-Бухари", сообщается что Ибн ‘Умар рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву".

На заседании президиума Духовного управления мусульман Казахстана, прошедшего в Усть-Каменогорске, был установлен размер закят-уль-фитра для мусульман в период Рамадана в 2017 году. Сумма закят-уль-фитра определена с учётом средней цены за пшеницу на рынках каждой области страны. Единогласным решением членов заседания президиума установлена сумма в размере 300 тенге.

Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свои страсти и желания (нафс), воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, то есть не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым повеление Всевышнего, будет неправильным.

Необходимо ли во время Рамазана исключать использование Интернета и мобильных приложений?

В наши дни среди мусульман, которые намереваются соблюдать пост, гуляет такое мнение, что во время поста необходимо отгородить себя от всего мирского, например, не использовать Интернет и удалить все мобильные приложения, которые могут отвлекать постящегося.

Да, конечно, как мы говорили ранее, пост включает в себя воздержание от мирских благ в определенный период времени, которое включает в себя отказ в дневное время суток от еды и питья, супружеской близости, непристойной мысли, слова или взора, в общем временный отказ от всего того, что любит человеческая душа, и от чего человек получает наслаждение и удовольствие.

Однако это не значит, что человек должен полностью отключаться от повседневной жизни. Мусульманин во время поста должен продолжать работать, трудиться и заниматься другими своими делами, как это он делал в обыденные дни, но придерживаясь правил, которые прописаны для постящегося. Необходимо отметить, что мусульманин, придерживающийся поста, должен в первую очередь поменять свое мировоззрение вместе с образом своей жизни, должен стараться стать лучше, исправить свои недостатки.

Так же обстоит дело и с использованием Интернета или мобильных приложений. Если в обычные дни мусульманин бессмысленно и бесполезно для себя и окружающих проводил время в Интернете или в использовании приложений, то во время поста нужно пересмотреть свои интересы и приложить максимум усилий для направления данного времени и тех ресурсов, которые он имеет, во благо своего духовного совершенствования и пользы окружающих. Например, эти же ресурсы можно использовать для самообразования, совершенствования своих моральных качеств и духовного обогащения. Общаясь в тех же мобильных приложениях - не впадать в бессмысленную беседу, как он делал ранее, а наоборот применить эту возможность для совершения благих дел. Во время поста мусульманин должен сделать работу над своими ошибками, и так настроить себя, чтобы в течение последующего года, он смог продолжить вести себя так же, как он это делал на протяжении месяца Рамазан.

Можно ли держать пост три дня в начале месяца, три дня в середине и три дня в конце?

Пост в месяц Рамазан обязателен мусульманам для соблюдения в полном объеме, и исключения существуют для отдельных случаев, которые мы описали в предыдущих вопросах.

В народе существует мнение о том, что в Рамазан разрешается поститься по три дня, однако никаких доводов, дозволяющих поститься таким методом, в священном месяце не существует. Такое мнение у мусульман, скорее всего, образовалось в связи с существованием хадисов, которые гласят о ежемесячном трехдневном добровольном посте, которые пророк совершал и советовал своим сподвижникам. Например, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи" Пророк (мир ему и благословение) повелел Абу Хурайре выполнять три действия, одним из которых был трехдневный пост в каждом месяце.

Другой пример, в хадисе, приведенном в сборнике "Ат-Тирмизи", сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Зарру "Если ты будешь поститься три дня каждый месяц, то постись тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого числа".

Необходимо разъяснить, что указанные хадисы были сказаны о добровольных постах в другие месяцы года. Эти хадисы не имеют отношения к месяцу Рамазан, так как поститься в нем нужно весь месяц.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «О, вы которые уверовали, пост предписан вам, как это было предписано другим поколениям жившим до вас, чтобы вы могли достичь праведности и богобоязненности». (Сура аль-Бакара, аят 183)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто соблюдает пост в течение месяца Рамадан, веря в Аллаха и Его награду, тому будет прощены все прошлые грехи». (Сообщается имамом Бухари)

Пост в месяце Рамадан является одним из главных столпов ислама. Это обязательно для каждого здравомыслящего, здорового мусульманина, достигшего половой зрелости и не путешествующего во время поста. Что касается женщин, они не должны поститься, если у них менструация или кровотечение после родов.

Есть два основных пункта, чтобы пост был действительным:

1. Намерение. Должно быть намерение поститься в течение месяца Рамадан. Намерение необязательно повторять вслух, потому что на самом деле это акт сердца, который не связан с языком. Достаточно искреннего намерения поститься повинуясь Аллаху, желая Его довольства.

2. Второй важнейший элемент поста, воздержание от еды, питья и полового акта в дневное время, от начала времени утреннего намаза (за 2 часа до восхода солнца) и до начала вечерней молитвы (до заката солнца, пока солнце полностью не исчезнет за горизонтом).

Есть шесть действий, которые делают пост недействительным:

1.Умышленное принятие пищи, или питье воды. Если кто-либо ест или пьет по забывчивости, по ошибке или по принуждению, то его пост не портится и он должен продолжать его дальше. Если человек решит поесть или выпить по любой другой причине, то его пост станет недействительным.

2. Преднамеренная рвота. Непреднамеренная рвота (по болезни) не портит пост и человек должен продолжать поститься. Если кто-то вырвет, по какой-то другой причине, преднамеренно вызвав рвоту, то его пост станет недействительным…

3. Преднамеренное половое сношение. Если постящийся преднамеренно совершит половой акт во время поста, то его пост портится (тогда он должен совершать каффара, искупление греха, то есть поститься после Рамадана непрерывно в течение шестидесяти дней или, если он на это неспособен по состоянию здоровья, ему следует накормить шестьдесят бедных людей).

4. Менструальные кровотечения. Пост становится недействительным во время менструального кровотечения или после родов. Даже если такое кровотечение начинается прямо перед закатом. Пропущенные по этой причине посты должны быть возмещены позднее.

Все упомянутые выше действия согласованы всеми учеными Ислама. Однако есть и другие действия, которые не упомянуты выше и которые не согласованы, то есть спорные. Сюда входят действия, допустимые во время поста:

1. Принимать душ. Допустимо принимать душ по любой причине, даже если из-за жажды или перегрева.

2. Промывание рта и носа. Допускается полоскание рта и носа с осторожностью во избежание проглатывания воды, которое приведет к недействительности поста.

3. Применение подводки для глаз или глазных капель. Допускается применение глазных капель или что-то еще для глаз.

4. Инъекции. Также допускается принимать инъекции для медицинских целей; нет доказательства что это делает недействительным пост.

5. Пост не будет недействительным, если человек будет проглатывать то, от чего не сможет защитится. Например, проглатывание слюны или случайно глотать пыль или просеянную муку, случайно попавшую в рот.

6. Дегустация еды языком. Пост не портится, даже если постящийся попробует пищу на вкус своим языком (при приготовлении еды или при покупке продуктов на рынке).

7. Можно использовать зубную пасту или жидкость для полоскания рта, если ничего не проглатывается.

8. Вдыхание разных ароматов

9. Поцелуи и обнимание супруга. Допустимо целовать и обнимать жену, если человек способен контролировать себя.

10. Сдать кровь. Разрешено брать кровь в любом количестве, по любой причине. Если сдача крови ослабляет человека, то это будет считаться нежелательным действием.

11. Быть в состоянии джанаб (ритуальной нечистоты, после половой близости). Пост будет действительным, если человек будет в состоянии джанаб после того, как фаджр (рассвет) наступил. Гусль может принять еще до выхода времени утреннего намаза.

Кто может не держать пост?

Есть определенные ситуации при которых некоторые категории людей могут не держать пост. Сюда входит больные, путешественники (мусафиры), женщины у которых месячные или послеродовое кровотечение. Данная категория людей возмещает пропущенные дни поста в другое время после месяца Рамадан. То есть путник когда закончит путешествие, больной когда выздоровет и женщины когда очистятся.

Тем, кто не может поститься из-за постоянной (хронической) болезни или старости, необходимо платить фидию (кормить одного бедного человека или отдать среднюю сумму которая ушла бы на кормление бедняка) за каждый день поста, который они пропустили.

Беременные и кормящие женщины, которые боятся, что пост может ослабить их или причинить вред их ребенку, имеют право оставить пост и потом восполнить в другое удобное время.

1. Не пропускать сухур так как в это время еда считается баракатным (благодатным).

2. Не растягивать, а во время прервать пост после заката солнца.

6. Мы также можем получить награды, используя Мисвак (кусок корня из дерева Арак, который растет в районе Хиджаза Аравийского полуострова, используемый для чистки зубов), если он недоступен, любого другого средства для чистки рта достаточно.

Мы просим Аллаха укрепить нас в Рамадане, принять наши посты и вознаградить нас Его прощением и высшим местом в Раю. Амин.

Руководитель отдела дагвата Нияз хазрат Сабиров проведал журналисту сайта «Исламский портал» о месяце Рамадан и проинформировал о том, какие бывают условия поста, какие действия запрещены и разрешеныво время уразы, и какое должно быть намерение у мусульман после разговения

-Нияз хазрат, что подразумевает собой месяц Рамадан?

Месяц Рамадан является месяцем прощения и милости, взаимопомощи и поддержки, изобилия и достатка, и за поклонение, совершенное в этом месяце, дается большее вознаграждение, чем за поклонение, совершенное в любом другом месяце года.

Досточтимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы люди знали все достоинства месяца Рамадан, то они бы пожелали, чтобы он длился целый год» (имам Табарани, Байхаки).

Пост в месяце Рамадан является одним из столпов Ислама, т.е. одной из обязанностей, возложенных на каждого мусульманина Всевышним Аллахом. В Благородном Куръане сказано: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он был предписан тем, кто был до вас, может быть, вы будете богобоязненны» (Сура «Бакара», 183 аят).

Пост (саум) в переводе с арабского означает «воздержание». Пост – это не только воздержание от еды и питья, но и воздержание от грехов, совершаемых языком и другими частями тела. Не следует говорить о ком-либо плохо, делать дурные поступки, а, наоборот, в этом месяце следует стараться совершать как можно больше добра.

Досточтимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас постится, то пусть не сквернословит и не шумит. А если кто-то оскорбит его, то пусть скажет: «Поистине, я пощусь» (Муслим). «Тот, кто соблюдает пост в месяц Рамадан с искренней верой и надеждой достичь награды Аллаха, то все его прошлые грехи будут прощены» (Бухари, Муслим).

–Когда начнется этот Священный месяц?

На основании решения Совета Улемов ДУМ РТ время начала священного месяца Рамадан в 2018 году приходится на16 мая, а первый таравих намаз будет совершен 15 мая, данный намаз будет совершаться в мечетях Татарстана в количестве 20 ракаатов.

–Какая сумма садака установлена в этом году?

–Для выплаты закята Советом Улемов был установлен размер нисаба – 210 000 рублей (по золоту). Для выплаты фитр-садака установлен размер нисаба – 18000 рублей (по серебру), размер фитра-садака (закят аль-фитр – милостыня разговения) – при расчете на ячмень 100 руб., а по изюму 600 руб. Выбор размера садака остается за плательщиком.

В качестве искупления за невозможность держать пост по состоянию здоровья и при невозможности восполнить его в другой день установлена фидия – за каждый пропущенный день минимум 200 рублей. В случае неспособности выплатить данную сумму обязательность ее спадает

–Расскажите, пожалуйста, какие существуют условия обязательные условия поста?

–Первое и самое основное условие поста является то, что каждый мусульманин должен его соблюдать от начала до конца месяца. Второе, постящийся должен быть совершеннолетним и в здравом уме. И третье, иметь возможность для соблюдения поста и находиться у себя дома.

–Кому можно не поститься в месяц Рамадан?

–Ребенку, умалишенному и человеку, потерявшему сознание, необязательно соблюдать пост, так как эти лица не в состоянии выполнять предписания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “С трех людей поднято перо (не записываются поступки): с ребенка, не достигшего совершеннолетия; с потерявшего рассудок, пока не придет в себя; со спящего, пока не проснется” (Бухари).

Для больных и путников соблюдение поста не является фардом, но если они будут поститься, их пост считается действительным. В случае несоблюдения поста им в дальнейшем нужно возместить все эти дни.

Также соблюдение поста не является фардом для пожилых людей, которые вследствие возраста не могут поститься, женщинам в состоянии хайда и нифаса, беременным женщинам и кормящим матерям, если они опасаются, что пост может повредить им или ребенку. Пожилые люди должны выплачивать фидию, а остальные должны возместить пропущенные дни. Чтобы путник мог воспользоваться разрешением не соблюдать пост, его путь должен составлять не менее 100 км., при котором дозволяется сокращение намаза.

–Какие условия нарушают пост?

–Проглатывание пищи или лекарства размером с горошину, проглатывание одной капли воды или лекарства, половая близость.

–Что является сунной для постящегося?

–Прием пищи до начала рассвета. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать» (Бухари).

Угощение тех, кто соблюдал пост, угощение бедных и нуждающихся. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто накормит постящегося человека, тот обретет столько же вознаграждений. При этом вознаграждение постящегося человека не уменьшится» (Бухари).

Чтение Благородного Куръана, зикров и салаватов. Во время Рамадана Пророк (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночь встречался с ангелом Джибрилем (мир ему) и читал вместе с ним Куръан (Бухари).

Сразу после захода солнца приступить к разговению.

–Есть ли какие-то действия, которые порицаются во время поста?

– Не допускается пустословие и сквернословие. Не разрешено нырять и купаться в воде. Что-либо пробовать на вкус или жевать, так как это может привести к нарушению поста. Нельзя целоваться в губы, держать уразу без разговения 2 дня подряд и поститься, зная, что это приведет к осложнению болезни.

–А какие действия разрешено совершать?

Можно пробовать приобретаемый товар на вкус (главное, следить, чтобы ничего не было проглочено). Разрешено прожевывать пищу для ребенка, накладывать сурьму на глаза, смазывать маслом усы или бороду, чистить зубы сиваком. Является дозволенным и процедура кровопускания, и лечение пиявками. Допустимо совершать полное омовение.

–Что еще нужно для того, чтобы пост принялся Аллахом?

–Самое главное – правильно выстроенное намерение. Если постящийся, не произнеся соответствующих слов, вознамерится в сердце поститься на следующий день, его пост будет правильным.

Поощряется произносить намерение следующими арабскими словами:

Нэуэйту ан эсуума саума шэхри рамэдаана минэль фэджри иляль мэгъриби хаалисан лилляхи тэ"ааля.

Перевод: «Ради Всевышнего Аллаха я искренне намерился соблюдать пост месяца Рамазан от рассвета до заката».

Разговение после захода солнца солью, кусочком еды или водой является сунной. Поощряется также разговение такими плодами, как финики.

После разговения читается следующая молитва:

Аллахумма ляка сумту уа бика эмэнту уа "аляйка тауаккальту уа "аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йээ гаффээру ма каддамту уа ма аххарту.

Перевод: «О Аллах, только ради Тебя я постился, в Тебя уверовал, на Тебя положился и Твоим питанием разговелся. О Прощающий, прости мои прошлые и будущие грехи».

Материал подготовила: Эльвира Маликова


Количество показов: 1350

Чем отличается от других религий ислам? Пост Рамадан для мусульман - самое священное время года. Они воздерживаются от всех утех для того, чтобы испытать силу воли над плотскими желаниями, раскаяться в грехах, побороть гордыню во имя прощения Всевышнего. Как правильно держать пост в исламе? Об этом и пойдет речь в статье.

Общие сведения

В течение исламского поста - ураза, днем постящиеся не должны принимать никакой пищи. Им не разрешается пить алкогольные напитки, вступать в интимные отношения. В настоящее время появились запреты на выкуривание сигарет и жевание жвачек (а их, как известно, во времена пророка не существовало). А распитие спиртного в исламе запрещено не только в священный месяц Рамадан, но и, вообще, в течение всего года. Более того, недопустима и их продажа. В отличие от христианства, пост в исламе допускает принятие любой пищи: и мясного, и жареного. Одновременно он ограничивается по времени. Допустимо трапезничать только в тёмное время суток. Нужно принимать во внимание, что ислам не допускает питание мясом некоторых животных. Например, свинина - под большим запретом.

Не только священный для мусульман - время поста. Ислам разделяет его на два вида. Первый пост - обязательный. Его необходимо соблюдать в священный месяц Рамадан (девятый в Второй - рекомендуемый. В исламе календарь не такой, как григорианский. Он короче на 11 дней. И именно поэтому с каждым годом месяц Рамадан наступает на десять дней раньше. А рекомендательными являются такие дни поста в исламе: каждый понедельник и четверг; 9-е, 10-е, 11-е числа месяца Мухаррам; первые шесть дней Шавваля. Помимо отказа от еды и плотских утех, постящиеся обязаны молиться (совершать намаз). Приём пищи должен совершаться до (Фаджр) и после вечернего (Магриб). Принято считать, что в этот месяц Всевышний (Аллах) более благосклонен к молитвам и увеличивает значимость благих дел.

В отличие от в исламе - не грустный, а праздничный. Для правоверных мусульман он является величайшим праздником. К нему они заранее готовятся: покупают еду и подарки, поскольку Всевышний прощает грехи и отвечает на мольбы не только постящихся, но и помогающих тем, кто нуждается, и просто, занимающихся благотворительностью. Ведь даже самые обездоленные должны принимать пищу с наступлением тёмного времени суток, участвовать в празднике. Поэтому в конце священного времени принято собирать деньги (закят) для бедных. Помимо богоугодных дел, нужно постараться никого не обманывать. Иначе принято считать, что Всевышний не примет ни поста, ни молитв.

Время поста

Ислам, как читателю уже известно, призывает всех мусульман к посту в священный месяц Рамадан. На какое число попадёт его наступление - зависит от лунного календаря. Ибо каждый год он припадает на новую дату. Во время уразы принято вставать ещё до утреннего совершения молитвы, чтобы съесть завтрак. Такая процедура принятия пищи до восхода солнца называется сухуром. Святой пророк велел правоверным не пренебрегать им, потому что он придаст много сил для совершения Поэтому проснуться на час раньше не должно составить никакого труда у верующих. А завершить сухур рекомендовано до свершения утренней молитвы - фаджра, чтобы не опоздать к времени поста.

В течение всего дня, до наступления сумерек, постящийся обязан проводить в полном ограничении, без пищи и воды. Прервать его он обязан до вечерней молитвы. Открыть ифтар нужно с глотком пресной воды и фиником. Рекомендуется прервать пост вовремя, не откладывая на потом. После принятия воды и финика не нужно сразу же принимать пищу. Сначала необходимо совершить а уже потом дозволено приступить к ужину - ифтару. Запрещается есть до отвала и объедаться. Нужно принять ровно столько, чтобы удовлетворить чувство голода. Ведь в противном случае пост потеряет свой смысл. А он, как известно, нужен для воспитания телесной похоти.

Действия, опустошающие организм

Что нарушает пост в исламе? Эти действия бывают двух видов: то, что опустошает человека, и то, что его наполняет. К первым относятся те, в процессе которых из тела выходят определённые жидкости. Как известно, это может быть преднамеренная рвота (в случае, если она была не намеренной, пост не считается нарушенным) или кровопускание. Так же, как указывалось выше, запрещено вступать в интимные отношения. А как известно, во время этого процесса и у мужчин, и у женщин происходит выброс полового генетического материала. Поскольку действие является преднамеренным, то и относится к нарушениям.

Вообще, и без выброса генетического материала интимный контакт нарушает пост. Даже если он происходит между законными супругами. Если же выброс произошёл без интимного контакта, но преднамеренно (рукоблудство), то это тоже нарушение, поскольку в исламе такое действие считается грехом. Однако, если мужчина намеренно решил это совершить, но не произошло выделение половой жидкости, то пост не считается нарушенным. Также не является нарушением непреднамеренный выброс как у мужчин, так и у женщин.

В исламе данное нарушение является самым тяжким. Если человек раскаялся, то он может искупить вину двумя способами: либо освободить невольника (в цивилизованном мире это сложно и фактически недоступно), либо поститься в течение последующих двух месяцев. Даже если без уважительной причины он нарушит либо прервёт ограничение, которое выдерживает по случаю раскаяния за прелюбодеяние, он заново должен начать двухмесячное воздержание.

Обнимать и целовать во время поста - разрешено. Но эти действия не должны приводить к половому возбуждению, чтобы не произошло того, что нарушает пост. Если супруги умеют владеть собой, то спокойно могут целовать друг друга. Если же нет уверенности в себе или в своих вторых половинках, то необходимо отказаться от объятий. Иногда бывает, что выброс генетического материала произошёл во сне. А как известно, человек не контролирует свои действия в это время. Поэтому пост не является нарушенным. В этом случае возмещать его незачем. А мужеложство и скотоложство в исламе являются тяжкими грехами всегда, а не только в месяц Рамадан.

Кровопускание во время поста

Сдать кровь - тоже нарушение. Считается, что таким образом человек слабеет. А чувствовать недомогание во время поста - недопустимо. Это означает, что человек не должен становиться донором. Даже в случае крайней необходимости, это является нарушением. Однако постящийся может возместить его в другой день. Если же кровь пошла непреднамеренно, то ограничение не является нарушенным. Также не относится к нему и сдача крови на анализ. Ведь в этом случае сдаётся мало жидкости, поэтому человек не испытывает слабости. Кроме того, не допускается и соблюдение поста во время менструального цикла (тоже в своём роде кровопускание). Как известно, представительницы прекрасного пола в этот период испытывают слабость и болезненность. И, как указано выше, в такое время недопустимо соблюдение поста.

Тошнота во время поста

Если у постящегося проблемы с желудком, то ему не обязательно сдерживать рвоту, опасаясь, что это может нарушить пост. Когда же мусульманин намеренно вызвал её, то за это действие не последует наказания. Если постящийся непроизвольно освободил желудок от его содержимого, на соблюдения поста это влиять не будет. Значит, не обязательно сдерживать рвотные позывы. Но вызывать их намеренно запрещено.

Действия, наполняющие организм

К наполняющим действиям относятся те, в процессе которых человеческое тело наполняется. Это приём пищи и напитков. А как известно, они недопустимы в светлое время суток. Кроме них, принятие лекарств, вливание крови, инъекции также считаются нарушениями. Если медикаменты принимаются для полоскания и не проглатываются, то это является допустимым. Поэтому пить таблетки и другие лекарства необходимо в тёмное время суток. Также пост не считается нарушенным, если кровь заново вливают после того, как её очистили и насытили необходимыми питательными веществами. Кроме того, капли для глаз и ушей или клизмы тоже не относятся к запретным при уразе. Даже допустимо удаление зубов, несмотря на вероятное выделение крови из ранок. Если постящийся пользуется (в том числе и астматики), то пост тоже не нарушается. Поскольку воздух - это не еда и питьё, а газ, поступающий в лёгкие.

Любой мусульманин, который преднамеренно принял пищу или выпил, совершил большой грех. Поэтому он обязан совершить покаяние, возместить нарушение в другой день. А двойным грехом является принятие того, что ислам запрещает в любой день, а не только в пост - алкоголя и свинины. Если же человек просто забыл об ограничении (а такое часто наблюдается в первые дни уразы), то пост не считается нарушенным. Возмещать его необязательно. Человек должен поблагодарить Всевышнего за то, что Он послал ему пищу (а ведь в мире много голодающих). Если же мусульманин увидел, что кто-то другой тянется к еде, он обязан его остановить и напомнить ему о посте. Проглатывание слюны либо остатка пищи, застрявшей между зубами, также не является нарушением.

Какие действия не нарушают пост?

Как держать пост в исламе? Какие действия его не нарушат? Кроме тех случаев, которые указаны выше, к ним можно отнести следующие манипуляции: нанесение сурьмы на глаза (как известно, у мусульманских женщин это актуально); чистку зубов специальной щёточкой (мисваком) или обычной щёткой без пасты. Применение последней не запрещено. Главное, чтобы не проглотить средство, даже частично. Разрешаются и остальные гигиенические процедуры: полоскание носа, рта, принятие душа. Допускается также плавание, но при условии, что человек не ныряет с головой, поскольку это может привести к попаданию воды в организм.

Также не нарушает пост мусульманин, который поневоле заглотнул табачный дым или пыль. Допускается и вдыхание ароматов (даже намеренное). Если женщины (а иногда и мужчины) готовят еду, то пробовать их на вкус - допустимо. Но запрещается её проглатывать. Лечение ран посредством мазей, йода, раствора зелёнки - допустимо. Женщинам можно стричься и окрашивать волосы. То же самое касается и мужчин. Кроме того, представительницам прекрасного пола допустимо пользоваться косметикой. Но многие во время Рамадана от неё отказываются.

Курение во время поста

Курение во время уразы тоже нарушает пост. Вообще, этот процесс в исламе нежелательный, поскольку наносит вред организму и разуму, опустошает кошелек. А также в связи с бесполезностью. Поэтому намеренное глотание табачного дыма (в отличие от непроизвольного) нарушает пост. Но многие люди, которые держат уразу, не наслаждаются сигаретами только в светлое время суток. Это неправильно. Потому что курение не только сигарет, но и кальяна запрещено весь месяц поста в исламе. Часто бывает так, что после окончания Рамадана многие бросают эту пагубную привычку.

Пост во время беременности и кормления

Как правильно держать пост во время беременности в исламе? Будущая мама, если чувствует себя хорошо, нет угрозы ни для неё, ни для ребёнка, обязана соблюдать ограничения. Если же есть возможность выкидыша, то поститься необязательно. То же самое относится и к кормящим матерям. Поэтому перед наступлением священного поста, вышеуказанные женщины должны проконсультироваться с врачом. И сдать необходимые анализы.

Если же им не рекомендуется соблюдение поста по случаю тяжело протекающей беременности или по иным причинам, то они обязаны возместить пост в другое время. Желательно, до наступления следующего Рамадана. Кроме того, такой барышне нужно раздать подаяния нуждающимся (как деньгами, так и едой). Однако, если женщина не сможет возместить пост из -за того, что заново носит малыша под сердцем либо продолжает кормить, то вполне достаточно ей помочь бедным.

Пост беременной в исламе не слишком строгий. Его не обязательно соблюдать все тридцать дней подряд. Допустимы нарушения каждый второй день. Иногда можно сделать перерыв на неделю. Главное - держать тридцать дней в общей сложности. Поскольку дни поста зимой намного короче летних (в холодное время года рассветает поздно, а темнеет рано), то разрешается молодым матерям возмещать пост в эти дни, даже если Рамадан был летом.

Пост во время критических дней

Можно ли держать пост во время месячных? Ислам запрещает правоверной мусульманке не только соблюдать ограничения, но и совершать намаз. Если женщина в критические дни не делает этого, то возмещать не нужно. Всё это связано с тем, что в эти дни дамы не являются чистыми. А как известно, соблюдение важнейших исламских ритуалов допускаются только при соблюдении полнейшей гигиены.

Если женщина держит пост, и вдруг у неё начались выделения, то он считается нарушенным. девушка должна будет его возместить. Но если это произошло после наступления сумерек, то нарушения не было. На следующий день нужно воздержаться от ограничений до окончания месячного цикла. Одним словом, пост должен быть на пользу постящимся, а не во вред им. А при чувстве слабости организма, от уразы можно получить больше негатива, чем позитивных моментов.