«Все боятся повторения тех событий. Конфликт Киргизии и Узбекистана: далее вся Средняя Азия

Конфликты в Киргизии вызваны следующими факторами: неурегулированными отношениями с соседними государствами, этническими проблемами, расколом по линии Север-Юг, отсутствием продолжительной традиции мирного и конструктивного взаимодействия властей и оппозиции, угрозами радикального исламизма.

В Киргизии по-прежнему существуют межэтнические противоречия, вызванные причинами, уходящими корнями в XIX-XX века. В стране компактно проживает узбекское меньшинство (в Ошской области). Столкновения между узбеками и киргизами в городе Ош и городе Узген летом 1990 года привели, по официальным данным, к гибели 300 человек (по неофициальным данным, в несколько раз больше). Считается, что протесты против фальсификации выборов 2005 года начались на юге страны, в том числе с Ошской области, и привели в итоге к «революции тюльпанов». Представители узбекского меньшинства и международные наблюдатели указывают, что узбеки в Киргизии по-прежнему подвергаются неофициальной дискриминации. Дополнительным фактором, усугубляющим ситуацию, является распространение исламистских настроений на юге страны и подпольная деятельность таких радикальных организаций, как «Хизб ут-Тахрир», Исламское движение Узбекистана (с 2001 года также известно как «Исламская партия Туркестана»),

В Киргизии до 1991 года проживали 21,5 % русских. С момента провозглашения независимости их численность уменьшилась примерно в два раза, что является, по мнению ряда экспертов, результатом разных форм дискриминации. Она имеет несистемный и неофициальный характер. Напротив, власти страны активно принимали меры для противодействия оттоку русских, например, придав русскому языку статус официального, открывая представителям русского меньшинства доступ на государственные должности, не препятствуя законным формам его самоорганизации и тому подобное.

В начале 1990-х годов среди представителей уйгурского меньшинства в Киргизии популярностью пользовалась идея отделения и создания независимого уйгурского государства, которое должно включить и часть территории Китая, на которой компактно проживают уйгуры. В настоящее время проблема уйгурского сецессионизма не является актуальной, но на базе этого меньшинства могут действовать нелегальные террористические организации.

Раскол по линии Север — Юг связан с тем, что на севере Киргизии отмечается более высокий уровень урбанизации, более высокая концентрация политического и финансового влияния, этот район более секуляризирован, в то время как юг страны представляет собой густо заселённый этнически неоднородный район, где религиозный фактор играет более существенное влияние.

В период второго президентства А. Акаева стал очевиден конфликт властей с оппозицией, который нарастал вплоть до событий «революции тюльпанов» в марте 2005 года. Периодически власти использовали силу против оппонентов. Так, 16-18 марта 2002 года произошли столкновения между населением и правоохранительными органами в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. Население выступило в защиту осуждённого депутата парламента А. Бекназарова, а также потребовало отказаться от ратификации соглашения 1999 года о киргизско-китайской государственной границе. Оппозиция организовала в некоторых районах страны и в Бишкеке многочисленные акции протеста. В столкновениях с милицией пятеро жителей Аксыйского района погибли и несколько десятков получили ранения. Этот конфликт привёл к отставке премьер-министра К. Бакиева и правительства.

В марте 2005 года сообщения о фальсификациях на очередных парламентских выборах вызвали недовольство жителей наиболее проблемных в экономическом отношении Джалал-Абадской и Ошской областей на юге страны. Под знамёнами различных оппозиционных партий и объединений, например, молодёжных организаций «КелКел» и «Бирге», собрались многотысячные митинги, которые переросли в насильственные действия: демонстранты захватывали административные здания, проходили стычки с подразделениями милиции и ОМОНа. Беспорядки перекинулись на Бишкек. В результате президент Акаев покинул страну 24 марта, к власти пришли оппозиционеры во главе с К. Бакиевым. В отличие от «бархатных революций» на Украине и в Грузии, в Киргизии протестующие грабили и разрушали магазины и офисы, государственные учреждения. Несколько дней в Бишкеке царила анархия — милиция и войска даже не пытались взять ситуацию под контроль. Относительный порядок удалось восстановить только 26 марта. По мнению некоторых наблюдателей, под видом «народной революции» происходила борьба за власть между представителями южных и северных кланов. Киргизская оппозиция, инициировавшая «революцию тюльпанов», представляла собой не единый блок, имеющий чёткую политическую платформу, а собрание бывших партийных деятелей и государственных чиновников, недовольных политикой президента Акаева. Поражение на парламентских выборах, вызванное, в том числе, нарушениями законодательства и использованием «властного ресурса», усилило их недовольство и подтолкнуло к решительным антиконституционным действиям.

В настоящее время отношения между властями и оппозицией носят более мирный характер, хотя в 2006 году оппозиция организовывала многотысячные демонстрации с требованиями отставки президента Бакиева. Сохранение достигнутой относительной политической стабильности зависит от способности правительства эффективно решать экономические проблемы и бороться с преступностью и коррупцией.

Согласно международной статистике, коэффициент Джини, отражающий неравенство в доходах и потреблении, в Киргизии в 2003 году составил 30,3 балла, что является свидетельством отсутствия в стране большого разрыва между богатыми и бедными. Однако доля последних от общей численности населения составляла около 40 % (2003 год).


    • Внутренние конфликты и расколы

Две недели назад новостные сводки начали заполнять вести с узбекско-киргизской границы, на которой в связи с размещением солдат и бронетехники двух стран резко обострилась. Как Киргизия, так и Узбекистан оспаривают некоторые спорные участки, поделить которые они пока никак не могут. Естественно, что переплетение здесь политических и этнических мотивов создает весьма взрывоопасную ситуацию, которая грозит поджечь Центральную Азию, что станет катастрофой не только для самого региона, но и для России, для которой война в её «подбрюшье» неприемлема.

Началось всё с размещения 18 марта дополнительных узбекских сил при поддержке бронетехники на спорном участке границы. В ответ Киргизия также усилила свою группировку в районе. С заявлением выступил киргизский президент Алмазбек Атамбаев , который заявил, что Бишкек в случае дальнейшей эскалации конфликта «даст Узбекистану достойный отпор». «У нас более 50 спорных участков на границе, и поэтому конфликты на границе, увы, будут. Мы не сторонники войн, но, тем не менее, мы готовы дать достойный ответ. Раньше ведь нас пугали отключением света, газа, но за последние пять лет мы свели на нет все эти угрозы. И поэтому соседи идут на такие шаги», - заявил глава государства. Через неделю, однако, конфликт разрешился - стороны согласились отвести свои силы от спорного участка.

Стоит отметить, что пограничные конфликты в Центральной Азии - явление далеко не новое. Корни этого стоит искать в советском прошлом, когда во время административного размежевания в союзных республиках Москва зачастую игнорировала все этнические, социально-экономические и культурные аспекты и нюансы, имевшиеся на той или иной территории. Но справедливости ради необходимо заметить, что тогдашним советским руководителям и в страшном сне не могло присниться всё то, что произошло в 1991 году. Никто из них не мог подумать, что создаваемые ими внутренние границы скоро станут границами внешними. Однако же это произошло.

Вообще на данный момент несогласованными остаются порядка 20 процентов участка узбекско-киргизской границы. Споры между двумя странами идут из-за 58 участков, 28 из которых располагаются на территории Ала-Букинского и Аксыйского районов. Ситуацию осложняет то, что большинство из этих участков - горные, поэтому размежевание там проводить довольно затруднительно. Да и упрямство сторон также играет свою роль - Бишкек и Ташкент в вопросе спорных участков не желают идти на компромиссы друг с другом. Всё это вызывает периодические инциденты. Особенно актуально это для анклавов, доставшихся региону в наследство от СССР. Самая острая ситуация здесь в Ферганской долине, поделенной между Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном. В районе границы Узбекистана и Киргизии в долине располагаются несколько анклавов. Так, в Киргизии находятся узбекские анклавы Сох и Шахирдаман. На территории Узбекистана располагается киргизское село Барак и некоторые другие поселения.

Периодически напряженность провоцируют мероприятия обеих сторон по закрытию участков границы с анклавами. Так, довольно серьезный инцидент произошел в узбекском селе Хушьяр, которое со всех сторон окружено киргизской территорией. Началось всё с установки киргизскими пограничниками линий электропередачи, которые проходили прямо по территории анклава. Узбеки назвали действия Бишкека вторжением на свою территорию, в ответ напав на соседнее киргизское село Чабрак. Узбеки взяли с собой заложников, которых увели на территорию своего анклава, после чего киргизские пограничники заблокировали все въезды и выезды для узбеков. Ситуацию удалось разрешить лишь путем трудных переговоров. Ташкент также под различными предлогами закрывает участки своей границы с киргизскими анклавами, что вынуждает Бишкек искать новые транспортные маршруты, дабы поддерживать с ними связь.

Таким образом, накопившиеся проблемы требуют скорейшего решения, однако учитывая местную специфику, сделать это быстро вряд ли получится.

Вопрос здесь, по сути дела, не только в этнических анклавах, но и в источниках водных ресурсов. Одним из них является Орто-Токойское водохранилище, располагающееся в спорных пограничных районах. Ташкент заявляет, что данный стратегический объект, от работы которого зависит жизнь десятков тысяч граждан Узбекистана и Киргизии, принадлежит ему, так как строился в 1940-е годы на средства Узбекской ССР. Бишкек с этим не согласен, заявляя, что земля, на которой находится водохранилище, по праву принадлежит Киргизии. Спор сторон весьма понятен, так как вода в засушливом регионе Средней Азии - самый ценный ресурс. И терять его никто не хочет .

Сложившуюся ситуацию для «Колокола России» прокомментировал первый вице-президент Академии геополитических проблем, председатель союза геополитиков Константин Сивков . По мнению эксперта, серьезного конфликта из-за киргизско-узбекских противоречий ожидать не стоит, однако выгоду из него могут попытаться извлечь третьи силы.

«Какого-то серьезного столкновения там как такового не произошло, оно не имеет принципиального значения. Тем не менее, спор Киргизии и Узбекистана из-за границы имеет уже более чем 20-летнюю историю, конфликт с полной степенью уверенности можно назвать вялотекущим. Но третьи силы, например, США, могут попытаться им воспользоваться: повысить градус напряженности и перевести спор двух стран на принципиально новый уровень, где стороны уже смогли бы применить друг против друга оружие», - считает политолог.

Сивков отметил, что Вашингтон в своем стремлении ослабить возросшее геополитическое влияние России пытается создать на её рубежах так называемый южный пояс нестабильности, который протянулся бы от Балкан до границы среднеазиатских республик с Китаем. Естественно, что Средней Азии из-за её геополитического положения отдается в этом поясе главная роль. В регионе сейчас довольно много проблем, в том числе с распространением радикального исламизма. Новая конфликтная точка в регионе была бы выгодна США, которые всеми силами будут пытаться взорвать это «подбрюшье России» .

И здесь, по мнению геополитэксперта, ключевое значение имеет Узбекистан. «Президент Узбекистана Ислам Каримов пытается, что называется, усидеть «на двух стульях», ситуативно выступая то на стороне России, то на стороне США. Но в целом Узбекистан проводит сейчас именно прозападную политику. Поэтому под давлением Вашингтона и его союзников, прежде всего Анкары, глава Узбекистана может решиться на эскалацию конфликта», - заявил эксперт.

Что касается России, то она, заявляет Сивков, должна безотлагательно пытаться решить противоречия между Киргизией и Узбекистаном посредством тех инструментов, которые могут быть задействованы в рамках СНГ. «Также можно подключить Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), в том числе, Китай, влияние которого в регионе в последнее время резко возросло. Пекину также невыгодна нестабильность в Средней Азии, так как регион граничит с Синцьзян-Уйгурским автономным районом Китая, известным своими сепаратистскими настроениями», - заключил политолог.

Похожей точки зрения придерживается политолог, эксперт по Средней Азии Рафик Сайфулин : «Проблема существует не только между киргизами и узбеками, но и между таджиками и узбеками. Любой спор в приграничье может стать началом конфликта». При этом он отметил, что зачастую Узбекистан посылает дополнительный погранотряд на границу с целью противодействия экстремистам, которые иногда проникают в Узбекистан из Киргизии. «В Ташкенте считают, что Бишкек не в полной степени принимает адекватные меры по противодействию исламистам, а также ИГ (запрещенная в России экстремистская организация - прим . ред .) . Общеизвестно, что в Киргизии нарастают негативные тенденции, немало молодежи уходит в ИГ, и в Бишкеке это знают и не скрывают», - резюмировал Сайфулин.

В целом наличие пороховой бочки в центральноазиатском регионе очевидно. И, исходя из сложности местных противоречий, а также амбиций политических элит бывших постсоветских республик, более успешно договариваться между собой они могут только при посредничестве Москвы, которая зачастую выступает своеобразным арбитром при решении многих местных проблем. Так было при определении границы Киргизии и Таджикистана, когда стороны, наконец, смогли прийти к взаимному согласию. Похоже, Россия в очередной раз должна решать местечковые проблемы. В противном случае, те силы, которые заинтересованы в ослаблении нашей страны, не упустят шанса воспользоваться бездействием Москвы.

Иван Прошкин

В котором проживало значительное число узбеков, с ранней весны 1990 г. начали активизировать свою деятельность неформальные объединения «Адолат» и чуть позже «Ош-аймагы » (кирг. Ош-аймагы , рус. Ошский район ). Основной задачей «Адолат» было сохранение и развитие культуры, языка, традиций узбекского народа. Цели и задачи «Ош-аймагы» - реализация конституционных прав человека и обеспечение людей земельными участками для жилищного строительства - объединяли в основном молодежь киргизской национальности.

В мае 1990 года малоимущие молодые киргизы потребовали предоставить им землю колхоза им. Ленина вблизи города Ош. Власти согласились удовлетворить это требование. Начиная с 30 мая на полученном поле колхоза киргизы проводили митинги с требованиями сместить с должности первого заместителя председателя Верховного Совета Киргизской ССР, бывшего первого секретаря обкома партии, который, по их мнению, не решал проблемы прописки, трудоустройства и жилья киргизской молодежи и способствовал тому, что в сфере торговли и обслуживания в Оше работали в основном лица узбекской национальности.

Узбеки же восприняли выделение киргизам земли крайне негативно. Они также провели митинги и приняли обращение к руководству Киргизии и области с требованиями создать узбекскую автономию в Ошской области, придать узбекскому языку статус одного из государственных, создать узбекский культурный центр, открыть узбекский факультет при Ошском педагогическом институте и сместить с должности первого секретаря обкома, который якобы защищает интересы лишь киргизского населения. Они потребовали дать ответ до 4 июня.

С 1 июня узбеки, сдававшие жилье киргизам, начали их выселять, в результате чего более 1500 киргизских квартирантов также стали требовать выделения земельных участков для застройки. Киргизы также потребовали от властей дать им окончательный ответ о предоставлении земель до 4 июня.

Однако республиканская комиссия во главе с председателем Совета Министров Киргизской ССР А.Джумагуловым признала выделение под застройку земли колхоза им. Ленина незаконным и для строительства жилья решено выделить другие земельные участки. Большинство киргизов, нуждающихся в земле под застройку, и узбеков согласились с этим решением, но около 200 представителей «Ош-Аймагы» продолжали настаивать на предоставлении им именно земли колхоза им. Ленина.

Конфликт

4 июня киргизы и узбеки сошлись на поле колхоза им. Ленина. Киргизов пришло около 1,5 тысяч, узбеков - более 10 тысяч. Их разделяла милиция, вооруженная автоматами.

Как сообщается, узбекская молодежь попыталась прорвать кордон милиции и напасть на киргизов, милицию начали забрасывать камнями и бутылками, два милиционера были захвачены. Милиция открыла огонь и, по некоторым данным, было убито (по другой информации, ранено) 6 узбеков. После этого узбекская толпа под руководством лидеров с криками «Кровь за кровь!» направилась в Ош, громя киргизские дома. С 4 по 6 июня количество узбекских погромщиков увеличилось до 20 тысяч за счёт прибывших с районов и сел и Андижана (Узбекистан). Около 30-40 узбеков попытались захватить здания Ошского ГОВД, СИЗО-5, УВД Ошского облисполкома, но им это не удалось и сотрудники милиции задержали около 35 активных погромщиков.

Ночью с 6 на 7 июня в Оше было обстреляно здание УВД и наряд милиции, двое сотрудников милиции были ранены. На границе с Андижанской областью Узбекской ССР появилась многотысячная толпа узбеков, прибывшая на подмогу ошским узбекам.

Утром 7 июня произошли нападения на насосную станцию и городскую автобазу, начались перебои в снабжении населения продуктами и питьевой водой.

Киргизко-узбекские столкновения произошли и в других населенных пунктах Ошской области. В Ферганской, Андижанской и Наманганской областей Узбекской ССР начались избиения киргизов и поджоги их домов, что вызвало бегство киргизов с территории Узбекистана.

Резню удалось остановить лишь к вечеру 6 июня, введя в область армейские части. Ценой огромных усилий армии и милиции удалось избежать вовлечения населения Узбекистана в конфликт на территории Киргизской ССР. Поход вооруженных узбеков из городов Наманган и Андижан в Ош был остановлен в нескольких десятках километрах от города. Толпа переворачивала милицейские кордоны и сжигала автомобили, зафиксированы случаи столкновений с армейскими подразделениями. Тогда перед рвущимися в Киргизию узбеками выступили главные политические и религиозные деятели Узбекской ССР, что помогло избежать дальнейших жертв.

Жертвы

По данным следственной группы прокуратуры СССР, в конфликте с киргизской стороны в городах Узген и Ош, а также в сёлах Ошской области погибло около 1200 человек, а с узбекской, по неофициальным данным - 10 тыс. Следователи нашли около 10 тысяч эпизодов преступлений. В суды было направлено 1500 уголовных дел. В конфликте принимали участие около 30-35 тыс. человек, к уголовной ответственности привлекли около 300 человек.

Категории:

  • Киргизская ССР
  • Межэтнические конфликты в Киргизии
  • События 4 июня
  • Июнь 1990 года
  • Конфликты 1990 года
  • Ош (Киргизия)
  • 1990 год в СССР
  • Нарушения общественного порядка
  • Перестройка
  • История Киргизии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ошская резня (1990)" в других словарях:

    Википедия

    Распад СССР процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года. Основные… … Википедия

    Непризнанная автономия[источник не указан 381 день] общее название регионов, в одностороннем порядке провозгласивших автономный статус в составе государства, но не получивших признания центральных властей в качестве… … Википедия

Безусловно, мои впечатления - очень субъективны. К тому же я не могу гарантировать, что ещё через год они не изменятся, пока что они очень поверхностны. Тем не менее, считаю, что мой опыт в чём-то пригодится и читателям рассылки.

Для многих жителей России, да и для европейцев, все мусульмане - на одно лицо. Когда где-то в мире фанатики взрывают мирных жителей или забивают камнями слушателей западной музыки, размахивая при этом Кораном, поневоле складывается впечатление, что ислам - это сплошная агрессия. Мусульман боятся, потому что они - другие, живут по каким-то непонятным «понятиям», и это настораживает. По моим впечатлениям, с одной стороны, в мусульманских «понятиях» русский человек нашёл бы много такого, что ему бы понравилось, а с другой, мусульмане разных стран и народов - такие же разные, как и европейцы. Иранцы отличаются от арабов, арабы - от узбеков, узбеки - от киргизов. Они различаются так же сильно, как, например, шведы - с французами, а испанцы - с немцами. Просто мы с этими различиями не сталкиваемся каждый день, поэтому нам проще объединять эти народы под одним ярлыком «мусульмане». Хотя тут тоже есть свои особенности: один и тот же священный текст, Коран, разные мусульманские народы воспринимают по-своему. Но поскольку здесь не дискуссия профессиональных религиоведов, о религиозных различиях лучше поговорить в другом месте и в другое время.

Знакомство мусульманской цивилизации с российской пока происходит с трудом. С одной стороны, количество таджикских и узбекских фамилий в статистике преступности говорит само за себя. С другой стороны - в Узбекистане и Таджикистане, да и в других бывших республиках Союза каждый месяц встречают гробы с телами соотечественников, погибших на просторах России - чаще всего заказчиков этих убийств так и не находят.

Несмотря на свой соционический опыт, в данном эссе я намеренно избегал «типирования» национальных менталитетов. Возможно, читатель попробует сделать это сам.

Азербайджанцы

В Питере - огромная азербайджанская община (мне кажется, из нерусских жителей Питера азербайджанцы занимают одно из первых мест - может быть, второе после русских). Заметил ещё, что питерские азербайджанцы старшего поколения часто дружат с армянами, если, конечно, дело не доходит до обсуждения недавней войны.

Внешность азербайджанца - скорее европейская, чем азиатская, если не считать чёрных вьющихся волос. Фигура - скорее широкая, но не «шкафообразная». Уголки рта и кончики бровей обычно опущены.

Азербайджанцы по характеру и внешне очень похожи на итальянцев. По моим впечатлениям, азербайджанцы легко вспыхивают, но так же быстро остывают и в целом незлопамятны. Поначалу меня даже удивляло, как два азербайджанца могут изливать друг на друга потоки ярости, а пройдёт неделя - идут друг к другу в гости, но не бить морду, а пить кофе и вместе смотреть телевизор.

Общение между азербайджанцами напоминает мексиканскую драму, при этом зрители волей-неволей становятся участниками этих маленьких драм.

Если говорить о проблемах, то для меня единственная проблема состоит в особенности азербайджанского менталитета: ко всему относиться очень «по-человечески». Азербайджанцы где-то инстинктивно считают, что правила существуют лишь постольку, поскольку люди не умеют договариваться, а договориться при желании можно даже с природой. Из-за этого бывает проблема с заполнением разного рода формуляров и отчётности - азербайджанцы их заполняют обычно аккуратно, однако очень неформально, и что-то обязательно пропустят, а потом спрашивают: «Ну неужели нельзя обойтись без всей этой тягомотины?» Зато данная особенность азербайджанцев оказывается бесценной именно тогда, когда нужно договориться с людьми неформально, неофициально. Более того, если вы хотите грамотно пропиарить себя или свой товар - обратитесь к азербайджанцу. Уверяю вас, он сделает это так, как вы бы никогда не сумели.

Ещё одна проблема (хотя - кому проблема, а кому и наслаждение): азербайджанцы тратят немало времени и сил на то, чтобы "выглядеть" в глазах соседей и знакомых. Как оценят то или это - для азербайджанца очень много значит. Нужно учитывать, что в самом Азербайджане человек обычно знаком со всем домом, и какая у него машина, какой новый костюм, где он работает, сколько потратил на свадьбу - обсуждает целый дом, а то и квартал, причём обсуждает долго. Впрочем, в отличие от "новых русских" из анекдота, редкий азербайджанец швыряет деньги на ветер. Шик - это когда можно позволить соседу похвастаться чем-то крупным, но "бирджа дафа" (только один раз), а сам хвастаешься какой-нибудь мелочью, но каждый день.

Узбеки

Внешне узбеки - приземистые, коренастые. Черты лица простые, как будто высечены из камня. Иногда среди узбеков встречаются высокие, сухощавые представители, но у них почти наверняка в роду есть иранские или туркменские корни.

Узбеки обычно долго не растекаются, говорят кратко и по существу. Народ малоэмоциональный, сдержанный. Среди узбеков попадаются говорливые и улыбчивые, но обычно улыбка говорящего не «заражает» всю компанию собеседников, а остаётся его индивидуальной особенностью (в отличие, скажем, от азербайджанцев или армян, которые если смеются, то вместе с ними смеётся и вся компания).

Главная положительная черта узбеков, которую не могу не отметить, - прирождённое трудолюбие. Если узбек понял задачу - ему можно доверять на все 100%. Тут главное - не требовать от человека додумывать, пытаться угадать тайный ход мысли, подтекст: узбеки очень это не любят. Даже если узбек хитрит, обычно его хитрость закопана неглубоко, однако и от других узбеки ожидают, что с ними не будут «вилять».

Узбеки не любят «растекаться мыслью». Они как Шерлок Холмс: то, что связано со своим делом, знают довольно хорошо и основательно, а всем прочим чаще всего не интересуются. Поэтому незнакомому человеку узбек может показаться ограниченным, упёртым. Такое впечатление может сохраняться до тех пор, пока дело не дойдёт до той сферы, где узбек - специалист. Тут с удивлением узнаешь, что человек знает не просто много, а очень много и подробно. Знание практических, важных для дела деталей, - черта, свойственная очень многим узбекам.

Теперь о грустном - о проблеме адаптации узбеков в России. Для большинства узбеков уклад российской жизни в корне отличается от того, к которому они привыкли. В Узбекистане даже в городах люди живут малыми общинами, где все друг друга знают, новости соседей становятся известны всему дому. С одной стороны, хорошо развита взаимовыручка, с другой - все обо всех знают почти всё, и это в какой-то степени людей сдерживает, служит моральным тормозом. Когда узбек попадает в большой город в России, то если у него здесь нет родственников или друзей - для него это тяжёлый шок. С одной стороны, он для всех чужой, никаких общин тут нет, и даже узбеки как-то меньше общаются друг с другом, с другой - точно так же не хватает внимания, большинство людей относится к нему безразлично. Среди приезжих узбеков немало людей культурных и интеллигентных, но разве об этом догадаешься, если в России бывший преподаватель университета может работать за прилавком? В газетах же пишут обычно о преступлениях, которые совершают люди малокультурные. Человеку не слишком далёкого ума из узбекской глубинки в больших городах России может «снести крышу» - у него может появиться ложное впечатление, что если в таком большом городе своровать или натворить чего похуже, можно легко затеряться незамеченным. К мелким правонарушениям русские, что греха таить, и в самом деле относятся пофигистично, а понятие «база данных следственных органов» в голову бывшего ферганского крестьянина не помещается. Не знаю, как в других городах, а в Питере достаточно взглянуть на аншлаги любого районного суда - и среди фамилий нерусских преступников большинство окажутся узбекскими, причём в основном по тяжким преступлениям.

В патриотических газетах много пишут о том, какую беду узбеки представляют для России. Но если подумать… А кто организовал поток узбеков в Россию? Разве на наших стройках заправляют узбеки, молдаване, таджики? Узбеков на стройку устраивают русские! Они же отбирают у узбеков паспорта и заставляют жить в нечеловеческих условиях. Узбек конфликтовать не умеет. Он может быть упёртым, может быть даже хитрым, но его деревенская смекалка - не самое лучшее оружие в большом городе, раз за разом ему приходится обламываться, а причины он понять не всегда может. Но если узбека однажды прорвёт, то мало не покажется.

Ещё одна проблема состоит в том, что узбеки пока что не представляют собой единую нацию, хотя сходство между жителями разных регионов Узбекистана, безусловно, есть. Узбекистан создан на обломках нескольких бывших империй - Бухарской, Хивинской и Кокандской. В Узбекистане до сих пор сильны местные кланы, а язык распадается на региональные диалекты, которые довольно сильно отличаются друг от друга - ферганский (на нём основан литературный язык), ташкентский, сурхандарьинский, хорезмский (испытал сильное влияние туркменского). Помимо узбекского языка, в ходу и другие местные языки - каракалпакский (близок к казахскому), уйгурский (отличается от узбекского в основном фонетикой, лексических различий мало) и таджикский (распространён в Самарканде, Бухаре и окрестностях - для узбека это язык совершенно непонятный). Значительная часть узбеков живёт на севере Таджикистана (Ленинабад, Куляб) и Туркменистана, а также на западе Киргизии (Ошская область). И тем не менее в поведении и обычаях узбеков из самых разных уголков Узбекистана есть общие черты, благодаря чему я и рискнул писать здесь об «узбекском менталитете».

Туркмены

Пожалуй, из всех жителей Средней Азии туркмены наиболее красивые внешне. И в одежде они очень опрятны. Мне приходилось видеть самых разных туркменов, но практически все они были одеты очень аккуратно и со вкусом. Женщины любят носить украшения и подбирают их очень тщательно. По манере общения туркмены немногословны, вежливы и очень скрытны, в свой внутренний мир не пускают даже после долгого знакомства.

Туркменский язык жителям других среднеазиатских республик понять непросто. Общих слов много, но проблема в произношении: туркмены говорят, как будто им в рот дует песчаная буря.

Если же говорить о проблемах... Как мне кажется, «отец нации» Сапармурат Туркменбаши - явление не случайное, а очень органичное для туркменского менталитета. У туркменов очень иерархичное общество, приказ старшего (по возрасту или положению в общине) - закон, который нужно исполнять немедля, не обдумывая. Материальное благосостояние - для туркмена очень большая ценность, а вот кроме вещей, пожалуй, «среднестатистический туркмен» мало чем интересуется. Туркменские женщины слывут ревнивыми и вспыльчивыми. Если туркмен - ваш сотрудник, то нужно иметь в виду одну проблему: туркмены очень самолюбивы. Поэтому они крайне редко признаются, что что-то не поняли, и обнаруживается это непонимание в самый неподходящий момент - когда дело уже сделано и поезд ушёл. По этой же причине говорить туркмену, что он что-то не умеет - задача заведомо безнадёжная. И так же безнадёжно спрашивать у туркмена, справится он с чем-то или не справится, поскольку сказать «не справлюсь» для него значит потерять лицо. Вместо этого нужно задавать целенаправленные вопросы, связанные со знанием деталей, а объяснять нужно на очень наглядных примерах: у большей части туркменов конкретное, а не абстрактное мышление.

Вместе с тем, нужно отметить, туркмены очень щепетильно относятся к своей репутации. Среди преступников и правонарушителей в России туркмены встречаются крайне редко. Община у них очень тесная, почти все друг друга знают, очень хорошо развита взаимопомощь (старший опекает младшего, младший беспрекословно подчиняется старшему). Если и попадает туркмен в российский суд, то обычно всего лишь за нарушение паспортно-визового режима.

Киргизы

У многих тюркских народов во внешности сочетаются как европеоидные, так и монголоидные черты, причём чем дальше на запад - тем более европеоидные. Но если азербайджанцы - почти полные европеоиды, то киргизы, напротив, в основной своей массе - классические монголоиды, зачастую круглолицые, невысокие, но плотные.

Киргизы очень уравновешенны, редко выходят из себя. Несмотря на все различия менталитета, в русской среде адаптируются хорошо. Киргизам свойственно что-то вроде буддийского пофигизма: если неприятность случилась, то она и должна была случиться. Киргизы обычно предпочитают говорить не твёрдое «да» или «нет», а «посмотрим»: обстоятельства-то по-разному могут повернуться. В случае несогласия предпочитают не конфликтовать, а спустить дело на тормозах.

Весьма критично к киргизам относятся узбеки, считают их ленивыми и хитрыми. Знакомая киргизка рассказывала мне, что в Узбекистане в ходу пословица: «Не спи долго - киргизом станешь». На юге Киргизии, в Ошской области, живёт много узбеков, и местные киргизы в основной массе двуязычны. Но соседство - это не только культурный обмен, но и делёж земель (а плодородных земель в Средней Азии маловато). С другой стороны, довольно тесные исторические и культурные связи существуют между киргизами и казахами (последних тоже называли «киргизами» до 1930-х гг.), хотя киргиз и казах друг друга на слух далеко не всегда поймут, киргизский и казахский языки - родственники, но не близкие, а «троюродные». Таджики и киргизы, как мне показалось, особого интереса друг к другу не испытывают. Зато с уйгурами киргизы легко находят общий язык.

Киргизы по своей натуре любознательны и новое впитывают довольно быстро. Опыт жизни между большими государствами выработал у киргизов искусство внешне приспосабливаться к среде, внутренне оставаясь самими собой. Возможно, за это они и слывут «хитрецами». С другой стороны - никто не хочет умирать. В истории было немало народов, которые погибли из-за своей излишней прямолинейности. То, что маленький киргизский народ сумел выжить, несмотря на геноцид, устроенный сначала царским правительством, затем большевиками вместе с китайцами, - большое достижение.

Всё же киргизскую «хитрость» приходится учитывать при работе с ними. Нужно учитывать, что если тот или иной киргиз льстит, рассыпается в твой адрес цветистыми фразами, постоянно повторяет «вы мой начальник», то за этим наверняка стоит желание ненавязчиво свалить на начальника основной груз проблем: вы же начальник, вы же всё умеете, а я - маленький человек, вот вы с этим и справляйтесь.

(окончание следует)

В Киргизии произошел крупный межэтнический конфликт между киргизами и узбеками, получивший название Ошский.

Юг Киргизии (Ошская, Джалал-Абадская и Баткенская области) занимает юго-западную часть Ферганской долины. Здесь все время существовал тугой узел самых разных проблем, противоречий и конфликтов, потенциальными источниками которых являлись неразвитость экономической инфраструктуры, ограниченность земельных и водных ресурсов, массовая безработица, религиозный экстремизм.

Национально-территориальное размежевание в 20-х годах ХХ столетия коренным образом изменило политическое положение Ферганской долины: она была разделена между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном; в каждой республике продолжало жить смешанное, многонациональное население. На территории Киргизии остались два узбекских анклава - Сох и Шахимардан, численностью примерно от 40 до 50 тысяч человек, а также таджикские анклавы Чорку и Ворух. В свою очередь и в Узбекистане имеется киргизский анклав - село Барак, относящийся к сельской управе Ак-Таш Кара-Суйского района Ошской области.

Издавна равнинные участки Ферганской долины занимали оседлые земледельцы (главным образом узбеки), а в горах и предгорьях в аулах жили киргизы - кочевники-скотоводы. Оседлые земледельцы — основатели целого ряда городов, в том числе Оша и Узгена. Исторически сложилось так, что киргизов, живущих в этих городах, было совсем немного.

С середины 1960-х годов киргизы стали переселяться из горных аулов на равнину и заселять города и сельскую местность вокруг городов, но в конце 1980-х годов в городах Оше и Узгене узбеки значительно превосходили киргизов по численности.

Политика перестройки и гласности второй половины 1980-х годов породила подъем национального самосознания как киргизов, так и узбеков. Одновременно обострились социально-экономические проблемы, особо чувствительной стала нехватка земельных участков для жилищного строительства. Как правило, землю требовали выходцы из сельской местности - этнические киргизы, переселившиеся во Фрунзе (Бишкек) и Ош. Законодательство СССР запрещало выделять земли под индивидуальную застройку в столицах союзных республик. Недовольство киргизской студенческой и рабочей молодежи, живущей во Фрунзе, росло. Всю весну 1990 года в столице Киргизии шли митинги киргизской молодежи, требующей земли. В пригородах столицы не прекращались попытки самозахвата земельных участков.

В Оше с ранней весны 1990 года активизировались неформальное узбекское объединение "Адолат" ("Справедливость") и киргизская общественная организация "Ош аймагы" ("Ошский регион"), которая ставила задачу обеспечить людей земельными участками для строительства домов.

В мае группа узбекских аксакалов из Джалал-Абадской области обратилась к руководству СССР (председателю совета национальностей Верховного совета СССР Рафику Нишанову, первому секретарю Компартии Киргизии Абсамату Масалиеву и др.) с требованием предоставить автономию узбекскому населению юга Киргизии. В обращении указывалось, что коренным населением области фактически являются узбеки, численность которых в регионе составляет порядка 560 тысяч человек; в Ошской области, в зоне компактного проживания, узбекское население составляет больше 50%.

Среди узбеков недовольство дополнялось тем, что подавляющее большинство руководящих кадров составляли лица киргизской национальности.

На митинге киргизов, который состоялся в Оше 27 мая, его участники фактически поставили властям ультиматум. Они потребовали, чтобы им передали 32 гектара хлопковых полей колхоза имени Ленина, в котором работали, в основном, узбеки. Это требование государственные чиновники удовлетворили.

В узбекской общине это решение восприняли как оскорбление. Узбеки собрали собственный митинг, на котором также выдвинули требования властям: создание узбекской автономии и предоставление узбекскому языку государственного статуса.

Те из узбеков, кто сдавал киргизам жилье в Оше, стали массово избавляться от квартирантов. Это только способствовало разжиганию конфликта, тем более что выселенные из квартир люди (а таких, по некоторым данным, оказалось более 1,5 тысячи) также присоединились к требованиям передать участки под застройку.

31 мая власти признали, что решение о передаче 32 гектаров колхозных земель было незаконным. Однако на развитие ситуации это повлиять уже не могло: с обеих сторон проходили многочисленные митинги.

4 июня на поле спорного колхоза сошлись около 1,5 тысячи киргизов и более 10 тысяч узбеков. Противостоявшие митинги разделяла только редкая цепь сотрудников милиции, вооруженных автоматами. Из толпы их стали забрасывать камнями и бутылками, были попытки прорвать оцепление. В итоге сотрудники милиции открыли огонь на поражение.

Разозленные толпы двинулись разными путями в город, поджигая машины и избивая представителей "враждебной" национальности, попавшихся на пути. Группа из нескольких десятков человек напала на здание Ошского ГОВД. Милиция, снова применив оружие, нападение отбила.

После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили город Узген и сельские районы, большинство населения которых составляли киргизы. Наиболее ожесточенный характер приняли столкновения в Узгене - районном центре, который также являлся местом компактного проживания узбеков. С утра 5 июня там начались массовые драки между киргизами и узбеками, причем перевес был на стороне последних. За несколько часов сотни киргизов были избиты, представители киргизской общины стали покидать город. Однако уже к полудню в город стали прибывать организованные вооруженные группы киргизов из близлежащих сел. Они стали организаторами и участниками многочисленных погромов, поджогов, грабежей и убийств.

На помощь узбекской стороне прибыли группы поддержки из соседних Наманганской, Ферганской и Андижанской областей Узбекской ССР.

6 июня 1990 года в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось овладеть ситуацией. Поход вооруженных узбеков из городов Наманган и Андижан в Ош был остановлен в нескольких десятках километров от города.

По данным МВД Киргизской ССР и МВД бывшего СССР, в ходе массовых беспорядков 1990 года погибли 305 человек, пострадал 1371 человек, в том числе 1071 человек был госпитализирован, сожжено 573 дома, в том числе 74 госучреждения, 89 автомашин, совершено 426 разбоев и грабежей.

В Постановлении Совета Национальностей Верховного Совета СССР от 26 сентября 1990 года "О событиях в Ошской области Киргизской ССР", принятом по итогам работы депутатской группы, указывалось, что "события в Ошской области Киргизской ССР явились следствием крупных просчетов в национальной и кадровой политике; запущенности воспитательной работы среди населения; нерешенности острых экономических и социальных проблем; многочисленных фактов нарушения социальной справедливости. Первые руководители Киргизской ССР, а также области не извлекли уроков из ранее имевших место в республике межнациональных столкновений, проявили беспечность и недальновидность в оценке ситуации об активизации националистических элементов и назревавшем конфликте, не приняли мер для его предотвращения".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников