Является ли человек, не совершающий намаз кяфиром (неверным)? Совершение и оставление намаза

✅ Первый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Между рабом и между многобожием и неверием оставление намаза» (Муслим, 82, Абу Дауд, 4678, Тирмизи, 2618, Ахмад, 14989, Ибн Хиббан, 1453, Табарани, 799, Бейхакы, 3-366, и другие, и его иснад достоверен)
Сказал имам Аш-Шанкыти об этом хадисе: «Он ясен в том, что оставивший намаз – кафир, поскольку привязка многобожия к неверию дает сильнейшее усиление на то, что он кафир» см. «Адвауль баян», 4-311

Сказал шейх Абдуль-Азиз Абдуль Латыф: «Провел Посланник Аллаха ясную границу между Исламом и неверием, и это – оставление молитвы, и кто выполняет намаз – тот муслим, а кто оставляет его, то он – неверный» см. «Науакидуль иман аль коулия уаль амалия», 462
✅ Второй довод

Сказал Посланник Аллаха: «Завет между нами и ими – молитва, и кто оставил ее, тот стал кафиром» (Ан-Насаи, 463, Тирмизи, 2621, Ибн Маджа, 1079, Ибн Хиббан, 1454, Ахмад, 5-355, и другие, и иснад его сахих)
Сказал хафиз аль-Ираки в шархе этого хадиса: «Воистину, местоимение «ими» возвращается к неверным и мунафикам, и смысл его – между мусульманами, и неверными и лицемерами оставление молитвы» «Торху ат-тасриб шарх ат такриб», 2-145
Сказал шейх Усаймин: «Завет который между нами и кафирами, то есть: разделяющая вещь, которая между нами и ими – это молитва, и кто оставил ее, стал кафиром, стал из них, а не из нас» см. «Шарх рияд ас-солихин», 1-68

✅ Третий довод
Сказал Посланник Аллаха: «Между рабом и иманом и куфром – молитва, и кто оставил ее – тот сделал многобожие» (Лялякаи, 1521, и назвал Альбани хадис достоверным.)
Суть доказательства им такая же, как и у предыдущих хадисов.

✅ Четвертый довод

Передали имамы Бухари, Муслим, и другие, что когда Посланник Аллаха внезапно нападал на селение, перед наступлением молитвы фаджр, если он слышал азан, то он воздерживался от нападения, а если не слышал, то внезапно нападал на них. (Бухари, 610, Муслим, 382, и другие)

✅ Пятый довод

Передал имам Ан-Насаи и другие от Михджана, что был он в маджлисе с Посланником Аллаха, и был дан азан на молитву, и поднялся Посланник Аллаха и провел молитву, затем вернулся, а Михджан был там же, и не молился с ним. И сказал ему Посланник Аллаха: «Что удержало тебя от того, чтобы помолиться с людьми? Ты что, не мужчина-мусульманин?» И ответил он: «Да, о Посланник Аллаха, однако я молился со своей семьей». Сказал Посланник Аллаха: «Если пришел, то молись с людьми, даже если ты уже молился» (Ан-Насаи, 930, Малик, 298, Хаким, 1-244, Абдур-Раззак, 3932, и другие, и сказал шейх Альбани: хадис достоверный)

Сказал имам-саляф Ибн Абдуль Барр: «И в этом – а Аллах знает лучше – доказательство на то, что тот, кто не молится – тот не мусульманин» см. «Ат-Тамхид», 4-224
Сказал имам Ибн аль Каййим: «И сделал Посланник Аллаха различением между муслимом и кафиром молитву, и как будто ты находишь подразумеваемым в словах этого хадисе – «Воистину, если бы ты был муслимом – то молился бы» см. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 36
И в этом хадисе есть передатчик по имени Буср, и в нем есть разногласие, однако Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал его правдивым, и признал этот хадис достоверным шейх аль-Альбани, однако даже если предположить, что он недостоверен, то это далеко не единственный ясный довод в этом вопросе.

✅ Шестой довод
Cказал Посланни Аллаха: «Для того, кто соблюдает молитву, она станет светом, доказательством и спасением от Огня в День Воскресения. А для того, кто не соблюдает ее, не будет ни света, ни доказательства, ни спасения от Огня, и в День Воскресения он будет воскрешен вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убеем ибн Халяфом» (Дарими, 2721, Ибн Хиббан, 1467, Ахмад, 6576, Тахауи, 3181, Табарани 1767, хадис хасан)
Сказал имам Ибн аль Каййим: «Воистину, он выделил их в упоминании лишь потому, что они из глав куфра. И в этом чудесная тонкость — то, что оставивший укреплять молитву делает это по четырем причинам – либо занимают его деньги, либо власть, либо высокое положение, либо торговля, и тот, кого от молитвы удерживает его богатство, то он будет с Каруном. Тот, кого удерживает от молитвы его власть, будет с Фараоном. Тот, кто оставляет молитву из-за своего высокого чина, будет с Хаманом. И тот, кого от молитвы удерживает его торговля, будет с Убеем ибн Халяфом». См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 33
Некоторые имамы ответили на аргументацию этим хадисом тем, что он будет с ними не вечно, однако, а Аллах знает лучше, более верным является мнение Ибн аль Каййима, поскольку спасение от Огня в хадисе отрицается полностью, и пока нет доказательства, что это временное отрицание спасения, то не возможно отклонить хадис от очевидного смысла.
Сказал имам Аш-Шанкыти: «И этот хадис – яснейшее доказательство на куфр оставившего молитву, поскольку отрицание света, доказательства, и спасения, и их бытие вместе с Фараоном, Хаманом, Каруном, и Убеем ибн Холяфом в День Воскресенья – яснейшее доказательство на куфр» см. «Адвауль баян», 4-313

✅ Седьмой довод
Сказал Посланника Аллаха: «Головой всему является Ислам, его опора — молитва, а вершина его — джихад на пути Аллаха» (Тирмизи, 2616, Насаи, 11394, и другие, и шейх Альбани, имам Тирмизи, имам Ибн аль Каййим и другие назвали его достоверным)

Сказал имам Ахмад Бин Ханбаль: «Не знаешь ли ты, что шалаш, когда упадет его опора – то упадет и сам шалаш, и не принесет пользы ни веревка, ни колышки, а когда стоит опора шалаша, то принесут ему пользу и веревка, и колышки?» см. «Рисаляту ас-соля» имама Ахмада, 16
Сказал имам Ибн аль Каййим: «Суть доказательства в том, что воистину, Посланник Аллаха рассказал, что молитва в Исламе в статусе опоры, на которой держится шатер, и как падает шатер при падении опоры, также и уходит Ислам при уходе молитвы» См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 34

✅ Восьмой довод
Сказал Посланник Аллаха: «Тот, кто молится нашу молитву, и обращается к нашей кибле, и ест зарезанное нами мясо – тот муслим, которому безопасность от Аллаха, и безопасность от Его Посланника, так не нарушайте же безопасность от Аллаха» (Бухари, 378, Ан-Насаи, 2030, и др)
Сказал имам Ибн аль Каййим: «Суть доказательства будет с двух сторон. Первое: то что воистину он сделал его муслимом только при наличие этих трех, и не будет он муслимом без них. Второе: то, что воистину он, когда молится в сторону запада, не будет муслимом, до тех пор, пока не будет молиться в сторону киблы мусульман, так что же говорить, если он вообще оставит молитву?!» См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 35

✅ Девятый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Первое что вы потеряете из вашей религии – это амана, а последнее, что останется из вашей религии- это молитва» (Табарани, 8699, Бейхакы, 5283, и др, и он достоверный по сумме всех свидетельств)
Сказал имам Ахмад Бин Ханбаль: «И наша молитва – это конец нашей религии, и это первое за что мы будем спрошены в завтрашнем дне из наших дел, и нет Ислама и религии после ухода молитвы, и если стала молитва последним, что уйдет из Ислама, то каждая вещь, у которой уходит последняя ее часть – ушла полностью» см.»Рисаляту ас-соля» имама Ахмада, 1-39

✅ Десятый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Воистину, моя Умма в День Воскресенья будет созвана по звезде на лице и круглым кольцам на ногах и руках от следов вуду, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» (Бухари, 136, Муслим, 246, и др.)
Сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия: «Воистину, будет звезда и кольца только для тех, кто делал омовение и молился, и засияло его лицо от вуду, и засияли его ноги и руки от вуду, и молился он со звездой и кольцами. Кто же не делал вуду, и не молился, не было у него звезды и колец, и не будет у него особенности мусульман, которая как герб для Пророка.., и не будет такой из Уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует» см. «Маджмуа аль фатауа», 35-10

✅ Одиннадцатый довод

Сказал Посланник Аллаха: «Первое за что будет рассчитан раб в День Воскресения – это молитва, и если она была годной, то будут годными все его деяния, а если она была негодной, то будут негодными все его деяния» (Табарани, 1859, шейх Альбани признал достоверным)
Пришло в другом варианте хадиса: «Если она будет годной, то он преуспел, а если негодной, то он потерпел неудачу и убыток» (Табарани, 3872, Тирмизи, 378, Ан-Насаи, 461, и другие, шейх Альбани признал сахих)
Сказал имам Ибн аль Каййим: «Если бы принималось от оставившего молитву что-либо из благих дел, то не был бы он (назван) в числе потерпевших неудачу и убыток» См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 23

✅ Двенадцатый довод
Хадис о заступничестве, где пришло среди рассказа о событиях Судного Дня: «..До тех пор, пока Аллах не захочет Милости тому, кому пожелает из Людей Огня, и прикажет ангелам вывести из Огня тех, кто поклонялся Аллаху, и не придавал ему ничего в соучастники, и выведут они их, и узнают их по следам от суджуда, и запретил Аллах Огню есть следы суджуда, и они выведут их из Огня, и узнают по следам суджуда, и всего сына Адама сьест Огонь, кроме следа от земного поклона, и выведут их из огня, и сгорели они.. и затем завершит Аллах суд между рабами» (Бухари, 764, Муслим, 267)

И из этого хадиса ясно, что последний, кто выйдет из Огня по заступничеству – это люди со следами суджуда, делавшие молитву, а кто не совершал ее – останется в Огне навечно.
Сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия приведя часть этого хадиса: «И тот, кто не будет из людей суджуда Единственному достойному поклонения, Прощающему, Любящему, Обладателю Великого Трона – сьест его всего Огонь» (см. «Маджмуа аль фатауа», 35-117)

✅ Тринадцатый довод
Аcар от Джабира Ибн Абдуллаха, когда было спрошено у него: «Что разделяло у вас между куфром и иманом из деяний во времена Посланника Аллаха?», и он ответил: «Молитва». (См. «Тазыму кодри ас-соля», 893, и шейх Альбани признал, что иснад его – хасан)
И как сказали ученые по основам фикха, слова сподвижника «..во времена Посланника Аллаха» – это указание на икрар (признание Посланника Аллаха), и являются Сунной, и это – ясное свидетельство в нашем вопросе.
Сказал аш-Шаукани: «Если говорит сподвижник:»делали мы во времена Посланника Аллаха то-то и то-то», то сказали аль-Амиди, Ибн Хаджиб, Ас-Сафи аль-Хинди, что большинство ученых по усулю на том, что это довод, и суть этого в том, что это передано как действия их джамаата вместе с признанием Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» См. «Иршадуль фухуль», 1-165
И невозможно такое, чтобы сподвижники во времена Посланниа Аллаха считали оставление молитвы куфром, а хукмом Шариата было отсутствие куфра, и Посланник Аллаха никак не поправил своих сахабов!

Более того, это включает в себя единогласное мнение сподвижников, ведь если они считали так во время Посланника Аллаха, то тем более, после его смерти они не вводили никаких нововведений! И подкрепляют это другие асары от сподвижников, которые придут ниже, и то, что никто из сподвижников не противоречил в этом вопросе.
И есть еще много доводов из Сунны, которыми аргументировали ученые, однако их указание на куфр оставившего молитву либо косвенное, либо его можно оспорить, поэтому мы не будем удлинять работу с этой стороны, и думаем, что уже приведенного будет вполне достаточно.

«Те, которые уверовали и сердца которых нашли утешение в поминании Аллаха. А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца? Намаз – причина спасения» (Коран, сура «Гром» аят 28).

Для мусульманина является обязательным следование пяти столпам ислама: свидетельство, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха; соблюдение намаза; выдача закята; пост в месяц Рамадан; совершение хаджа. О том, как важен намаз и какое наказание ждет верующих за оставление обязательного намаза, рассказал Тимергали хазрат Юлдашев в рамках ежедневной лекции на актуальные темы ислама.

Намаз – это особый вид поклонения Всевышнему, который должен совершаться в соответствии с тем, как нас научил посланник Аллаха (мир ему и благословение), в определенное время. Ислам велит совершать пять обязательных молитв: аль-Фаджр (утренний намаз), аз-Зухр (обеденный намаз), аль-Аср (предвечерний намаз), аль-Магриб (закатный намаз) и аль-Иша (ночной намаз).

Зачастую именно через чтение намаза человек не просто приходит в веру, но и открывает свое сердце Создателю. Совершение молитвы не просто успокаивает человека, а усиливает его разум, бодрит тело и прогоняет лень. Намаз является щитом, который защищает своего хозяина от грехов и всего непристойного, а также объединяет мусульман между собой и сплачивает их. Но самое главное достоинство намаза – создание связи между человеком и Всевышним.

О том, насколько важен и ценен намаз, какова его роль в наставлении на праведный путь человека, говорится во многих аятах Священного Корана. К примеру, в суре «Паук», 45 аят, намаз назван оберегающим от мерзких поступков и предосудительного: «Читай им [Мухаммад,] то, что дано тебе через откровение в Писании, верши обрядовую молитву, ведь она оберегает от мерзких поступков и предосудительного. А поминание Аллаха - самое главное. Аллах ведь знает о ваших деяниях». В суре «аль-А`ля», 14 и 15 аяты, намаз называется причиной спасения: «Воистину, преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз».

«(Человек создан) и скупым, когда его касается добро. Это не относится к молящимся, которые регулярно совершают свой намаз, которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (Коран, сура «Ступени», 21-25 аяты). «Так сноси же терпеливо [, Мухаммад,] то, что говорят [неверующие], и славь хвалой Господа своего перед восходом солнца и перед его закатом, славь его и в течение ночи, а также в течение дня, - быть может, ты будешь доволен [степенью заступничества в будущей жизни]» (Коран, сура «Та. Ха», 130 аят). Таким образом, мы видим, что намаз не просто средство приближения к Создателю, нерушимая связь с Ним, но и первый шаг на пути духовного и нравственного совершенствования человека.

Одним из важных качеств при совершении намаза является смиренность. Молящийся человек должен совершать намаз всем сердцем, стоя перед своим Создателем смиренно. Однако достичь обязательного смирения можно, только устранив все факторы, которые могут помешать сосредоточиться и стать причиной беспокойства. Также крайне важно понимать смысл всех действий и произносимых слов в намазе и иметь в сердце намерение возвеличивать Творца. Нужно проявлять почтительную боязнь перед Всевышним и надеться на Него, что Он примет твой намаз.

Оставление молитвы в исламе считается тяжким грехом, ведь человечество было сотворено для поклонения, как сказал Аллах в Коране: «И сотворили Мы (Аллах) людей и джинов лишь для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «аз-Зарият», аят 56). Первое, что спросят у каждого в день Страшного Суда, - это намаз. Того, кто оставит молитву, Аллах лишит Своей помощи и обрушит на него великое наказание: «Тот, кто оставил молитву умышленно, поистине, лишен заботы Аллаха и Его Посланника» (имам Ахмад). Если человек пропустил молитву по какой-либо причине, то он обязан ее возместить: «…и долг Аллаху более достоин возмещения (чем долг кому-либо другому)» (аль-Бухарий). Пропущенная молитва, пост, хадж, закят являются долгом перед Аллахом.

Стоит отметить, что если человек проявляет халатность относительно исполнения пятикратной молитвы, то будет наказан Аллахом пятнадцатью видами наказания: пять его ждут в этом мире, три – во время смерти, три – в могиле и три – при выходе из могилы (в день воскрешения).

Пять видов наказания, которые ожидают в этом мире:

1. Снимется благодать от его жизни.
2. Стирается признак праведных людей с его лица.
3. За его деяния Аллах не будет награждать его.
4. Не будет подниматься его мольба к небу.
5. Не будет ему доли от мольбы праведников.

Тот, кто несерьезно относился к соблюдению второго столпа ислама, умрет униженным, голодным, испытывая сильную жажду. Могила таких людей будет раскаленным огнем и станет настолько тесной, что ребра сломаются. Такого человека будет мучить огромная змея. А в день воскрешения его ждет суровый допрос, гнев Всевышнего, что приведет человека в Ад.

«Когда тебя вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне» (сура «Бакара», аят 186).

Ильмира Гафиятуллина, Казань

В суре «Ат-Тауба» после того, как было приказано наказать лицемеров на месте, говорится: «…Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный». Также относительно неверующих говорится следующее: «Он не уверовал (в Книгу и в Пророка) и не совершал намаз». Если обратить внимание, в аятах после имана в качестве первого деяния, которое обязан совершать верующий, упоминается намаз. По данному вопросу имеется множество хадисов. Вот некоторые из них.

Как приводится от Анас ибн Малика (да будет доволен им Аллах!), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Тот, кто совершает намаз так же, как и мы (уверовал в совершаемый нами намаз и совершает его, как мы), и обращается к нашей кибле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Всевышнего Аллаха и под защитой Его посланника. Не предавайте же Аллаха (предавая тех, кто находится) под Его защитой». То есть не посягайте на их защиту, не трогайте их.

Как приводится от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Каждая вещь имеет свою суть. А сутью имана является намаз».

От почтенного Али передается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Намаз – это опора религии». Другими словами, кто совершает намаз должным образом в установленное время, тот поддерживает существование своей религии, а кто оставит его, тот разрушит свою религию.

Как приводится от Убада Ибн Самита, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее: «Всемогущий Аллах сделал обязательными (для своих рабов) пять намазов. И тот, кто совершал тщательно омовение (следуя сунне) и молился в установленное для намазов время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны (выполняя все основные элементы намаза), и соблюдал в намазах смирение (подготавливал свое сердце для намаза, отбрасывая все мирские заботы и пребывая в состоянии покоя), тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его. А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет».

Во многих других хадисах намаз также упоминается в качестве самой очевидной особенности, отличающей верующего от неверующего. В одном хадисе, который был передан от Джабира Ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах!) в состоянии страха, наш пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине, между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему Аллаху сотоварищей), куфром (неверием во Всевышнего Аллаха) – оставление намаза». Другими словами, оставляя намазы, человек приближается к ширку и куфру, и при последнем вдохе его иман будет находиться в опасности.

От Бурайды (да будет доволен им Аллах!) передается: «Различием между нами и ими является намаз. Следовательно, человек, оставивший намаз, подобен неверующим». Табиин Шакик ибн Абдиллах говорит следующее: «Сахабы почтенного Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) не считали оставление какого-либо поклонения, кроме намаза, неверием».

Как видно из аятов и хадисов, намаз, будучи самым большим признаком нашей покорности перед Господом, также является главным критерием оценки религиозного направления человека. На самом деле, согласно мнению имама ханафитов по вопросам веры Имама Матуриди и его сторонников, в данном хадисе под оставлением намаза подразумевается оставление намаза с точки зрения веры. Другими словами, человек, не уверовавший в обязательность намаза, становится неверующим.
Хукм оставления намаза:

Все ученые единогласны во мнении о том, что намаз является обязательным для каждого благоразумного мусульманина, который достиг зрелости, очистился от менструации и послеродового кровотечения, не является умалишенным и бесчувственным. Намаз является поклонением, совершаемым телом, и ни в коем случае не признает представительства. Совершение намаза за другого человека является недействительным. Соблюдение поста за другого человека также является недействительным.

Все ученые единогласны во мнении о том, что человек, отрицающий обязательность намаза, является неверующим, вероотступником. Потому что обязательность намаза четко установлена доказательствами Корана, сунны и иджмы. Человек, не совершающий намаз по причине лени и равнодушия, является грешником и нечестивцем. Но если этот человек только что принял Ислам и не находился среди мусульман, он не будет считаться грешником из-за не совершения намаза до тех пор, пока ему не сообщат, что намаз является обязательным, потому что на нем нет ответственности.

Не совершение намаза станет причиной наказания в мирской и вечной жизни. О наказании в вечной жизни Всевышний Аллах говорит следующее: «В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. «Что привело вас в Преисподнюю?» Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз». «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно». «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам». Почтенный пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Кто оставляет намаз преднамеренно, тот лишается защиты Аллаха и Его посланника». «Тщетными окажутся дела того, кто не совершил послеполуденный намаз». «Аллах запечатает сердце того, кто три раза (подряд) пропустит пятничный намаз без уважительной причины».

То, что человек, совершающий намаз, является мусульманином, можно установить только по четырем признакам: совершение намаза в установленное для него время, совершение намаза с джамаатом, или своевременное произношение азана и совершение тилават сажды (поклон чтения Корана), когда читается какой-нибудь аят земного поклона.

Человек, который не смог совершить намаз вовремя из-за своей забывчивости, лени или из-за того, что не смог проснуться, должен возместить пропущенный намаз. В хадисе говорится: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Согласно мнению большинства факихов, прежде всего, необходимо возместить намаз человеку, который пропустил намаз из-за своей лени без уважительной причины, как и из-за забывчивости и сна. Поскольку он не смог совершить намаз вовремя, он также должен покаяться перед Аллахом и попросить у него прощения. Если Всевышний Господь пожелает, то Он простит все грехи, кроме приобщения к Нему сотоварищей. Относительно такого прощения, который включает в себя и намаз, имеются различные догмы.

В Священном Коране говорится: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает». В одном хадисе, который приводится от Убады ибн Самита, говорится: «Кто должным образом совершал пятикратный намаз в установленное для намазов время, не пренебрегая ими, тот имеет от Всевышнего Аллаха обещание, что Он введет его в рай. А тот, кто не совершает намазы таким образом, не имеет обещания от Аллаха. Если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет».

В одном хадисе, который приводится от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), говорится: «Первым, за что будет спрошен раб в Судный день, является намаз. Если его намазы будут выполнены должным образом, он преуспеет во всем. В противном случае, ему будет сказано: «Посмотрите, есть ли у него намазы, совершенные добровольно? Если у него есть добровольные намазы, то они восполнят недостатки в обязательных намазах». Затем со всеми остальными его обязательными делами поступят также».

Согласно этому, недостатки в обязательных намазах могут восполнить сунна намазы или другие добровольные намазы. Целью верующего должно быть совершение всех поклонений, не разделяя их на фард, ваджиб или сунну. Потому что, вместе с тем, что это является источником мирского покоя и духовного счастья, это также является самой большой подготовкой к вечной жизни.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Слово «ас-солят» используется в арабском языке в значении мольбы о благе (дуа). Всевышний Аллах сказал (смысл): «Молись («солли») за них, ибо твои молитвы («солятака») – успокоение для них» (сура «Покаяние», аят 103). То есть проси Аллаха о прощении для них.

В шариатской же терминологии слово «ас-солят» используется для специального свода формул и действий, который начинается с произнесения «Аллаху Акбар» («такбир») и заканчивается произнесением приветствия (таслимом). Этот свод действий (намаз) называется «ас-солят», потому как включает в себя обращения к Аллаху, составляющие большую его часть. Таким образом, из-за этих обращений, из которых частично состоит намаз, он и называется «ас-солят».

Мудрость предписания намаза

Намаз заключает в себе много мудростей и важный смысл, которые мы коротко изложим в следующих пунктах:

1. Намаз напоминает человеку о его действительной сущности: он является творением Всевышнего Аллаха. Намаз не даёт человеку забыть об этом, так что каждый раз, когда занятость мирским и отношения с людьми отвлекают его от этой сущности, намаз вновь напоминает ему о Всевышнем.

2. Намаз утверждает в душе человека понимание того, что у него нет другого помощника и дарителя благ, кроме Аллаха. Даже если человек видит вокруг себя многочисленные средства и предметы окружающего мира, которые на первый взгляд кажутся ему помогающими и дарующими блага, на самом деле это Аллах подчинил человеку всё вокруг. И каждый раз, когда он впадает в беспечность, предавшись благам этого мира, намаз напоминает ему, что за всем этим стоит Всевышний Аллах и только Он является Помогающим и Дарителем благ, Причиняющим вред и Приносящим пользу, Оживляющим и Умертвляющим.

3. Человек использует намаз как время для покаяния, в которое он кается в совершённых грехах. Ведь человек подвержен многочисленным грехам, которые он совершает днём и ночью, которые он чувствует и которые не замечает. Намаз же, повторяющийся время от времени, является очищением от этих грехов и проступков. Посланник Аллаха разъяснил это в хадисе: «Пять (обязательных) намазов подобны полноводной реке, протекающей у двери вашего (дома), в которой он купается пять раз в день» . Аль-Хасан сказал: «Что же останется у человека после этого из грязи?»

Под «грязью» в данном случае имеются в виду грехи. На это указывает версия хадиса, переданная Муслимом , в которой говорится: «…и это подобно пяти намазам, которыми Аллах стирает грехи».

4. Намаз подпитывает убеждение мусульманина, веру во Всевышнего Аллаха в его сердце. Забавы мирской жизни и наущения шайтана способствуют тому, чтобы человек забывал об этом убеждении, даже если оно посажено в его сердце. Если же человек будет продолжать находиться в состоянии забывчивости, предаваясь страстям и похоти, проводя время в соответствующих компаниях, то забывчивость может привести к отречению и неверию. Это подобно дереву, от которого преградили воду. Оно увядает в течение определённого времени, и увядание приводит к смерти, которая превращает дерево в сухие дрова. Однако если мусульманин будет усерден в совершении намаза, последний станет подпиткой для его веры, и мирская жизнь со своими забавами не сможет ослабить веру в его сердце или убить её.

История предписания намаза

Намаз – одно из ранних предписаний Всевышнего Аллаха. Аллах говорит о пророке Исмаиле (мир ему) (смысл) : «Он велел своей семье совершать намаз и выплачивать закят, а его Господь был доволен им» (сура «Марьям», аят 55). Также намаз был частью религии Ибрахима (мир ему) , а затем и Мусы (мир ему) . Также Всевышний Аллах сказал словами Исы (мир ему) (смысл) : «…и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив» (сура «Марьям», аят 31).

Когда был послан наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) , он совершал намаз в два раката – утром и вечером: «…и прославляй хвалой своего Господа после полудня и утром» (сура «Прощающий», аят 55).

Обязательные намазы

Это пять обязательных для каждого дееспособного мусульманина намазов: утренний («субх»), обеденный («зухр»), послеобеденный («аср»), вечерний («магриб») и ночной («’иша»).

Доказательство на предписание обязательных намазов

Предписание обязательных намазов установлено многочисленными аятами Книги Аллаха и многочисленными хадисами из Сунны Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) .

Что касается Корана, то это слова Всевышнего Аллаха (смысл) : «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер и когда наступает утро! Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня и в полдень!» (сура «Румы», аяты 17, 18). Ибн Аббас сказал: «Под словами «когда для вас наступает вечер» имеются в виду вечерний и ночной намазы; под словами «и когда наступает утро» – утренний намаз; под словами «после полудня» – послеобеденный намаз; под словами «и в полдень» – обеденный намаз».

Всевышний Аллах также сказал (смысл) : «Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (сура «Женщины», аят 103). То есть совершение намаза ограничено специально отведёнными для него временными промежутками.

Что касается Сунны, то одним из хадисов, указывающих на предписание обязательных намазов, является хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил Муаза (да будет доволен им Аллах) в Йемен и сказал ему: «Призови их к свидетельству о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершение пяти намазов в течение дня и ночи…» (Аль-Бухари , Муслим).

Также на предписанность обязательных намазов указывают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) одному из бедуинов, который спросил его о том, что является обязательным для него из намазов: «Пять намазов в течение дня и ночи» . Бедуин спросил: «Должен ли я молиться помимо этого?» . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет, кроме как добровольно» (Аль-Бухари, Муслим).

Место намаза в религии

Намаз является наиболее предпочтительным видом поклонения, совершаемым телом. Как-то один человек пришёл спросить Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о лучшем из дел, на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Намаз» . Человек спросил: «А что после него?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «После него – намаз» . Человек ещё раз спросил: «А что после него?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Намаз» , – три раза (Ибн Хиббан ).

В сахихах Аль-Бухари и Муслима приводится хадис о том, что два намаза, исполняемые мусульманином полноценным образом, являются искуплением грехов, совершённых между ними. В хадисе, переданном Аль-Бухари, говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах стирает грехи посредством пяти (обязательных) намазов”».

В версии, переданной Муслимом, говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Для того, кто должным образом совершит омовение, как ему повелел Всевышний Аллах, предписанные намазы станут искуплением за совершённые между ними грехи”».

Если же человек станет небрежным по отношению к намазу, откладывая и пропуская его, и будет проявлять постоянство в этом, это может привести его к неверию. Таким образом, намаз – это первая подпитка веры человека, как об этом уже было сказано ранее.

Имам Ахмад передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не пропускай намаз умышленно: тот, кто поступает таким образом, лишается договора с Аллахом и Его посланником» .

Положение оставляющего намаз

Человек может оставлять намаз либо по причине лени и небрежности, либо отрицая обязательность его совершения, либо проявляя к нему пренебрежение.

Тот, кто оставляет намаз, отрицая его обязательность или же насмешливо к нему относясь, становится немусульманином, отступившим от ислама. Такого человека нельзя хоронить на мусульманском кладбище, поскольку он не является мусульманином.

Если же человек оставляет намаз по причине лени, будучи при этом убеждённым в обязательности его совершения, то такой человек, согласно распространённому в Дагестане шафиитскому мазхабу, не выходит из ислама непосредственно по этой причине.

Абу Дауд и другие передали от Убады ибн Самита : «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах предписал Своим рабам пять намазов. Того, кто придёт (к Нему) с ними, не сделав в них упущений и не принижая их важность, Аллах обязуется ввести в Рай. По отношению же к тому, кто не придёт с ними, у Аллаха нет никакого обещания: если Он захочет, то накажет его, а если захочет – введёт его в Рай”».

Этот хадис указывает на то, что оставивший молитву не является немусульманином, потому что в таком случае он не мог бы подпадать под слова: «…а если захочет – введёт его в Рай». Таким образом, это было отнесено к оставившему намазу из-за лени. Данный вывод сделан из сопоставления различных доказательств по данному вопросу.

Муслим и другие передают от Джабира , что он слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, между человеком и неверием с многобожием (находится) оставление намаза». Здесь оставление относят к оставлению намаза с отрицанием обязательности его совершения или с насмешкой и пренебрежением к намазу с умалением его значения.

Согласно другому мнению правоведов, человек, не совершающий намаз из-за лени, выходит из ислама. И одним из доказательств является последний приведённый хадис.

В любом случае намаз является столпом ислама, неисполнение которого является одним из самых больших грехов.

(Данная статья подготовлена на основе распространённого в Дагестане труда по фикху (исламскому праву) шафиитского мазхаба «Аль-Фикху ль-манхаджи», соавтором которого является находившийся недавно в республике сирийский шейх Мустафа аль-Буга ) ]§[

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Пророку Мухаммаду (САС), которого Всевышний отправил к людям с религией истины и праведности, чтобы вывести людей из тьмы невежества к свету веры.

В наши дни, к сожалению, очень печально положение многих мусульман. В обществе не принимают настоящих верующих мусульман, равняя их с экстремистами и терро¬ристами. Многие молодые люди ставят исламские статусы в социальных сетях, выставляя фотографии с поднятым вверх указательным пальцем, и в то же время распивают алкогольные напитки и развлекаются в клубах. Мне очень стыдно за таких «мусульман». Надписи «мусульманин» или «мусульманка» на футболках еще ничего не значат. Настоящий мусульманин должен делать намаз, уважать старших, в первую очередь родителей, должен держать пост в месяц Рамадан, у него должен быть кроткий нрав. Эти черты, к сожалению, мало у кого можно встретить.

Хотелось бы рассказать одну историю, которая, надеюсь, заставит задуматься «мусульман». Эта история про одного молодого человека, который до недавнего времени был христианином. Нередко его посещали мысли о смене веры; ему хотелось делать намаз, держать уразу, совершать хадж и т.д. Он стал дружить с верующими мусульманами, читал исламскую литературу, смысловой перевод Корана. Нако¬нец, он принял Ислам. Но тут-то и начались его проблемы. Мало кто принял его решение. Дома у него были проблемы с родными по поводу принятия Ислама, родственники не поддержали этого молодого человека, думали, что он связался с «ваххабитами», прятали книги мусульманского содержания, были категорически против общения с новыми друзьями. Но молодой человек не побоялся проблем, не сдался. Все-таки он научился делать намаз, сейчас он ведет себя, как подобает верующему мусульманину. Нелегко ему было становиться на истинный путь, но он прошел все испытания, которые были на его пути. Ведь он знал, что Всевышний его не оставит, Он будет ему помогать.

Многие люди, будучи рожденные мусульманами, не стремятся выполнять все предписания Великого Аллаха. Они не знают элементарных вещей, например, не понимают, кто автор Корана: Всевышний Аллах или Пророк Мухаммад (САС). Некоторые полагают, что необязательно совершать намаз, если веришь в душе. Хорошо, посмотрим на это по-другому. Например, как будет выглядеть человек, который скажет, что он верит сердцем в конституцию, но он не будет выполнять все ее предписания, или, «я знаю, что нельзя переходить дорогу на красный цвет, но не буду делать этого, ведь достаточно того, что я в это верю в душе». Согласитесь, это будет выглядеть глупо.

Оставление намаза – это большой грех. Всевышний Аллах ясно указывает на это в аятах и сурах.

«Горе моля¬щимся, которые небрежны к своим намазам» (107:4-5); «Что привело вас в Преисподнюю?» Они скажут: «Мы не были среди тех, которые совершали намаз» (74:42-43); «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно» (19:59-60); «Совершайте молитву и выплачи¬вайте закят…» (2:43).

Нередко человек готов чем угодно оправдать оставление намаза. Некоторые говорят: «Я никому не делаю плохое!» Но такого рода слова – всего лишь самообман. И этому есть несколько

Во-первых, Всевышний создал человека для поклонения Ему, ибо в Коране сказано:

«И не создал Я джинов и людей кроме как для поклонения Мне».

Во-вторых: разве нельзя совместить несовершение греха и совершение молитвы? Стены без фундамента разве имеют нужную силу? Пророк (САС) сказал:

«Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда – это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то он опечалится и будет в убытке»

(имам Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах, Абу Давуд, Насаи). Если хорошенько подумать, то каждый мусульманин осознаёт в глубине души, что все благие деяния совершает ради Всевышнего, боясь Его наказания и надеясь на милость Его. А Тот, ради Которого мы делаем наши благие деяния, повелел нам поклоняться Ему, совершая пятикратную молитву.

Пророк (САС) сказал:

«Тот, кто оставил умышленно один намаз, встретит Всевышнего в гневе на него»

(Баззар, Табарани). Ещё Пророк (САС) сказал:

«Нет греха тяжелее после многобожия, чем откладывание намаза…»

(Табарани от Анаса).

Имам Аз-Захаби, да будет доволен им Аллах, сказал:

«1. Если человека от намаза отвлекло имущество, то он будет воскрешён с Каруном (которому имущество вскружило голову и сбило с истины).

2. Если человека от намаза отвлекло его правление, то он будет воскрешён с Фирауном (фараоном, который объявил себя богом).

3. Если человека от намаза отвлекла ответственная работа и высокие должностные полномочия, то он будет воскрешён с Хаманом (подчинённый фараона и надсмот¬рщик над рабочими, которые обжигали кирпичи).

4. Если человека отвлекла от намаза торговля, то он будет воскрешён вместе с Убаю ибн Халяфом (торговцем и главой многобожников)» (Аль-Кабаир).

Намаз является тем, что отличает мусульманина от не-мусульманина. Пророк (САС) сказал:

«Разница между нами (мусульманами) и неверными – это намаз. Кто оставил намаз – стал неверным»

(имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, ибн Маджах);

«Разница между рабом (Аллаха) и неверным – оставление намаза»

(имам Ахмад, имам Муслим и др.);

«Тщетными окажутся дела того, кто не совершает послеполуденную молитву» (аль-Бухари); «Тот, кто оставил молитву сознательно, тот лишился по¬кровительства Аллаха» (Ахмад).

Также передается, что Пророк Мухаммад (САС) сказал:

«Тот, кто не будет соблюдать молитву, тот лишится нура (света), аргумента и спасения, и в Судный День будет вместе с Каруном, Фирауном, Хаманом и Уба а бин Халяфом» (Ахмад).

Я призываю всех вас не относится равнодушно к законам Аллаха, чаще поминать Великого Творца. Ведь Всевышний сказал.