Задания школьной олимпиады по биологии. Клеточное строение организма — Гипермаркет знаний

Задания школьной олимпиады по биологии

6 класс

Задание 1 . Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете полным и правильным.

Запишите индекс выбранного ответа.

1. Какая связь существует между термином «растение» и одним из четырех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.

А) вакуоль

Б) корень

В) фотосинтез

Г) минеральное питание

2. Образование органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца происходит у растений в процессе:

А) фотосинтеза

Б) дыхания

В) испарения

Г) транспорта веществ

3. Назовите внутреннюю среду клетки, в которой располагается ядро и многочисленные органоиды:

А) оболочка

Б) плазматическая мембрана

В) цитоплазма

Г) ядро

4. Группа клеток, сходных по строению, размерам и выполняемым функциям, образует:

А) орган

Б) ткань

В) вирус

5. Какие бывают корневые системы:

А) боковые и стержневые

Б) мочковатые и стержневые

В) главные и мочковатые

Г) придаточные и стержневые

6. Как называется часть тела, выполняющая определенные функции:

А) орган

Б) ткань

В) вирус

7. Вода с растворенными в ней органическими и неорганическими веществами (содержимое вакуоли) - это:
а) цитоплазма;
б) клеточный сок;
в) хлорофилл;
г) межклеточное вещество.

8. Образования различной формы и цвета, которые могут придавать окраску различным органам растения - это:
а) вакуоли;
б) межклетники;
в) хромосомы;
г) пластиды.

9. Вещество, придающее растению зеленый цвет и играющее решающую роль в воздушном питании растения - это:
а) клеточный сок;
б) межклеточное вещество;
в) хлорофилл;
г) цитоплазма.

10. Зародыш семени фасоли состоит из следующих частей:
а) корешок, стебелек, почечка;
б) зародышевый корешок, стебелек, почечка, эндосперм;
в) семядоли, эндосперм, почечка;
г) семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечка.

11. Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:
а) корешке;
б) семядоле;
в) покровах семени;
г) эндосперме.

12. Корень, развивающийся из корешка зародыша, называется:
а) главным;
б) боковым;
в) придаточным;
г) мочковатым.

13. Функция корневого чехлика:
а) непрерывное удлинение корня за счет деления клеток;
б) проведение воды и минеральных веществ;
в) защита кончика корня от повреждений;
г) всасывание воды и минеральных веществ.

14. Корневое давление - это:
а) давление почвы на корневой чехлик;
б) сила, с которой корень гонит воду в стебель;
в) давление растения на почву;
г) давление почвы на корневой волосок.

15. Корневые клубни образуются из:
а) главного корня;
б) боковых корней;
в) из главного корня и нижней части стебля;
г) из боковых и придаточных корней.

16. Почки, выполняющие резервную функцию и развивающиеся после различных повреждений растения, называются:
а) пазушными;
б) спящими;
в) верхушечными;
г) генеративными.

17. Побег, у которого плохо видны междоузлия:
а) удлиненный побег;
б) ползучий побег;
в) укороченный побег;
г) цепляющийся побег

18. Органы растений, осуществляющие размножение, называются:

а) семенными;

б) генеративными;

в) споровыми.

19. Наука ботаника изучает:

А) все живые организмы;

Б) растения;

В) грибы.

20. Растения имеют следующие жизненные формы:

А) деревья, кустарники, травы;

Б) деревья, кустарнички, травы;

В) кустарники, травы, кустарнички;

Г) кустарники, кустарнички, травы, деревья

Задание 2. Задание на определение правильности суждений (17 суждений). Выпишите номера правильных суждений.

1. Лист является специальным органом воздушного питания, так как при участии энергии солнечного света в хлорофилловых зернах из углекислого газа и воды образуются органические вещества.

2. Сложный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах в течение суток безостановочно.

3. Корневое питание обеспечивает растение минеральными солями и водой, а воздушное (листовое) является основным поставщиком органических веществ.

4. Зеленые растения – автотрофы, то есть способны самостоятельно создавать органические вещества из неорганических.

5. Все органы растения состоят из клеток и тканей.

6. Только растения могут поглощать энергию солнечного излучения.

7. Потребляя неорганические вещества: углекислый газ, воду и минеральные соли, - растение питается.

8. На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества не возвращаются в почву.

9. В лесу поглощенные растениями минеральные соли возвращаются в почву с опавшими листьями и хвоей.

10. Питание растения воздухом называют воздушным питанием.

11. С помощью хлорофилла из углекислого газа и воды в листе образуются органические вещества (сахара).

12. Автотрофы – организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических.

13. Роль зеленых растений называют космической потому, что они из космоса получают энергию солнечного света.

14. Поступившая из космоса энергия солнечного света запасается зелеными растениями в виде углеводов, жиров и белков.

15. С появлением на Земле зеленых растений образовался атмосферный кислород.

16. Кислород – вещество, необходимое для фотосинтеза и дыхания растений.

17. Обмен веществ – это питание и дыхание растений.

Задание 3. Решите биологическую задачу.

При хранении картофеля в теплом помещении он сморщивается, а при подмораживании становится сладким. Объясните данное явление.

Ответы школьной олимпиады по биологии

Задание 1.

1в, 2а, 3в, 4б, 5б, 6а, 7б, 8г, 9в, 10г, 11г, 12а, 13в, 14б, 15г, 16б, 17в, 18б, 19б, 20г.

Задание 2.

1, 3, 4,5,6, 9,11,12, 14.

Задание 3.

При хранении картофеля в теплом помещении он сморщивается, так как из него испаряется вода.

При подмораживании картофель становится сладким, так как при понижении температуры крахмал переходит в сахар.

1. Дадим определение понятиям.

Клетка – это единица строения всего живого.
Органоид – это специализированные структуры клетки, выполняющие определённые функции.

2. Опровергнем утверждение о том, что ядро – обязательная составляющая всех клеток организмов.
Ядро является центром всех ядерных клеток. Тем не менее, существуют организмы, которые не имеют ядра – бактерии. Такие организмы называют прокариотами.

3. Заполним таблицу.

4. Дополним предложения.
Внутренней средой клетки является цитоплазма. В ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она соединяет органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут различные процессы. Оболочка служит внешним каркасом клетки, придаёт ей определённую форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции, участвует в транспорте веществ в клетку.

5. Подпишем органоиды клетки, обозначенные на рисунке цифрами.

1 – хлоропласт
2 – клеточная стенка
3 – цитоплазматическая мембрана
4 – лизосома
5 – вакуоль
6 – аппарат Гольджи
7 – ЭПС
8 – ядро

6. Заполним таблицу.


7. Обозначим органоиды в контуре животной клетки.

8. Выполним задания.
1) Обозначим органоиды цитоплазмы:
а) ядро
в) хлоропласты
г) рибосомы
д) митохондрии
е) вакуоли

2) Обозначим структуры, находящиеся в ядре:
б) ядрышко

9. Выясним роль хромосом в клетке.
Хранят наследственную информацию.

10. Вставим пропущенные буквы.
ЭндОплазмАтическая сеть, цИтоплазма, мИтОхондрия, рИбОсома, хлорОпласт, вАкуОль, хлорОфилЛ, пИноцИтоз, фаОцИтоз.

Лабораторная работа
«Строение растительной клетки»

4. Зарисуем группу растительных клеток.

5. Зарисуем одну клетку листа элодеи и подпишем ее части.

Лабораторная работа
«Строение животной клетки»

2. Зарисуем группу клеток животной ткани.

3. Зарисуем одну клетку и подпишем ее части.


4. Обозначим отличительные и общие черты животной клетки с клеткой листа элодеи.
Сходство в том, что есть цитоплазматическая мембрана, цитоплазма и ядро.

Различия: у клетки элодеи есть хлоропласты, клеточная стенка и вакуоль, а у животной – лизосомы и митохондрии.

\ Документы \ Для учителя химии и биологии

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Олимпиада по биологии для 6 класса

Материал разработала и прислала: Маслова Виктория Викторовна, учитель биологии Муниципальное образовательное учреждение Дворянская средняя общеобразовательная школа, 403843, с.Дворянское, Камышинский муниципальный район, Волгоградская область. Адрес e-mail: [email protected]

ВАРИАНТ "А"

К каждому из заданий варианта "А" даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. Какая связь существует между термином "растение" и одним из четырех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.

1) вакуоль 2) корень 3) фотосинтез 4) минеральное питание

2. Какие бактерии считают "санитарами планеты"?

1) гниения 2) уксуснокислые 3) молочнокислые 4) клубеньковые

3. Образование органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца происходит у растений в процессе

1) фотосинтеза 2) дыхания 3) испарения 4) транспорта веществ

4. К какому классу относятся цветковые растения, имеющие стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев?

1) сфагновых мхов 2) хвойных 3) двудольных 4) папоротниковидных

5. Особенности строения какого органа цветковых растений играют решающую роль при их объединении в классы?

1) семени 2) плода 3) цветка 4) листа

6. Назовите внутреннюю среду клетки, в которой располагается ядро и многочисленные органоиды

1) оболочка 2) плазматическая мембрана 3) цитоплазма 4) ядро

7. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно. Сколько хромосом у человека?

1) 54 2) 78 3) 48 4) 46

8. Группа клеток, сходных по строению, размерам и выполняемым функциям, образует:

9. Какие бывают корневые системы

1) боковые и стержневые 2) мочковатые и стержневые 3) главные и мочковатые 4) придаточные и стержневые

10. Как называется часть тела, выполняющая определенные функции

1) орган 2) фагоцитоз 3) ткань 4) вирус

>> Клеточное строение организма

§ 7. Клеточное строение организма


1. Каково строение животной клетки?
2. Какую функцию выполняют хромосомы?
3. Как происходит деление клетки?

Внешняя и внутренняя среда организма.

Внешней средой называют ту, в которой находится организм. Человек живет к газообразной среде, но временно может находиться в воде, например во время купания.

Митохондрии участвуют в биологическом окислении веществ, за счет которого освобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности клеток. Эти нитевидные образования, едва видимые в оптический микроскоп, называются энергетическими станциями клетки.

Благодаря биологическому окислению сложные органические вещества распадаются и выделяющаяся при этом энергия используется клетками для мышечного сокращения, выработки тепла, синтеза веществ, необходимых для формирования структур клетки. В клетках часто встречаются микроскопические пузырьки, лизосомы, в которых распадаются сложные органические вещества, подлежащие переработке или уничтожению.

Связь между объемом и поверхностью клетки.

Размер клеток ограничен, поскольку с увеличением объема и массы клетки относительная ее поверхность уменьшается, и клетка уже не может получить нужного количества питательных веществ и выделить полностью продукты распада. Поэтому, достигнув определенного размера, она перестает увеличиваться в объеме.

Деление клетки - сложный процесс (рис. 12). Он начинается с того, что около каждой молекулы ДНК синтезируется ее двойник - такая же молекула. В хромосоме оказывается рядом пара одинаковых молекул ДНК, которые потом станут самостоятельными хромосомами дочерних клеток.

Перед делением ядро разбухает и увеличивается в размерах. Хромосомы скручиваются в спираль и становятся различимыми в оптический микроскоп. Ядерная оболочка исчезает. Органоиды клеточного центра расходятся к противоположным полюсам клетки, а между ними формируется «веретено» деления.


В следующей фазе деления хромосомы выстраиваются по экватору клетки. Парные молекулы ДНК каждой хромосомы связываются с соответствующими центриолями: одна молекула с одной центриолью, а ее двойник - с другой. Вскоре молекулы ДНК начинают расходиться, каждая к своему полюсу. Образуются два новых набора, состоящие из одинаковых хромосом и одинаковых генов. Хромосомы дочерних клеток образуют клубки. Вокруг них синтезируется ядерная оболочка. Скрученные ранее в спираль хромосомы полностью раскручиваются и перестают быть видимыми. После формирования ядра происходит деление органоидов, цитоплазма «перешнуровывается» на две половины, и образуются две полностью обособленные дочерние клетки.

Жизненные процессы клетки.

Во всех без исключения клетках идут процессы обмена веществ. Из поступающих в клетку питательных веществ образуются сложные вещества (характерные для каждого типа клеток), формируются клеточные структуры. Параллельно с образованием новых веществ идут процессы биологического окисления органических веществ - белков, жиров, углеводов. При этом происходит выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности клетки. Продукты распада удаляются за ее пределы.

Ферменты.

Синтез и распад веществ происходят благодаря действию ферментов. Это биологические катализаторы белковой природы, ускоряющие во много раз течение химических процессов. Каждый фермент действует только на определенные соединения. Они называются субстратом данного фермента.

Ферменты вырабатываются и в растительных и в животных клетках. Иногда их действия сходны. Так, фермент каталаза, находящийся в клетках стенки ротовой полости, мышцах , печени, способен расщеплять пероксид водорода. Это вредное соединение, образующееся в организме.

Проделаем опыт.

Нальем в химический стакан пероксид водо¬рода и опустим в него кусочки мелко нарезанного клубня картофеля. Жидкость вспенивается за счет образования пузырьков кислорода: 2Н202 катализатор 2Н2О + О2; ядовитый пероксид водорода разлагается на безвредные кислород и воду.

Ферменты действуют как в клетках, так и вне клеток. При кипячении белки свертываются, а ферменты теряют активность. Выводят их из строя и некоторые химические вещества, например соли тяжелых металлов. (Если сварить картофель, реакции разложения пероксида водорода не будет.)

Рост и развитие клетки.

В процессе жизнедеятельности происходят рост и развитие клеток. Ростом называют увеличение размеров и массы клетки, а развитием клетки - ее возрастные изменения, в том числе и достижение ею способности полностью выполнять свои функции. Например, для того чтобы костная клетка могла создавать твердое и прочное костное вещество, она должна созреть.

Покой и возбуждение клеток.

Клетки могут находиться в состоянии покоя или в состоянии возбуждения.
При возбуждении клетка включается в работу и выполняет свои функции. Обычно переход к возбуждению связан с раздражением. Так, в ответ на раздражение нервная клетка посылает нервные импульсы; мышечная клетка сокращается, а железистая - выделяет секрет.

Следовательно, раздражение - это процесс воздействия на клетку. Оно может быть механическим, электрическим, тепловым, химическим и т. д. В ответ на раздражение клетка из состояния покоя переходит в состояние возбуждения, то есть активной работы.

Способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией называется возбудимостью. Наибольшей возбудимостью обладают мышечные и нервные клетки.

Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, хромосомы, гены, ДНК, РНК, ядрышко, органоиды, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, центриоли, обмен веществ, рост, развитие, ферменты.


1. В какой среде находятся клетки организма человека?
2. Какое значение имеет клеточная мембрана?
3. Каковы функции ядра и ядрышка?
4. Сколько хромосом имеют половые клетки - сперматозоид и яйцеклетка?
5. Назовите органоиды клетки.


Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей § 3. Клеточное строение организма

Внешняя и внутренняя среда организма. Внешней средой называют ту, в которой находится организм. Человек живет и газообразной среде, но временно может находиться в воде, например во время купания.

Внутренней средой организма называют ту среду, которая находится внутри организма: она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). В ней находятся все клет­ки тела. Она жидкая, имеет определенный солевой состав и постоянную температуру. Заметим, что содержимое пищева­рительного канала, мочевыводящих и дыхательных путей к внутренней среде не относится. Лишь наружный ороговев­ший слой кожи, состоящий из отмерших клеток, и некоторые слизистые оболочки граничат с внешней средой. Они защища­ют более глубоколежащие клетки от воздействия внешних ус­ловий. Органы человеческого тела снабжают клетки через внутреннюю среду всем необходимым и удаляют вещества, образующиеся в процессе их жизнедеятельности.

Строение клетки. По форме, строению и функциям клетки чрезвычайно разнообразны, но по структуре они сходны. Каж­дая клетка обособлена от других клеточной мембраной. Подав­ляющее число клеток имеют цитоплазму и ядро (рис. 2).

Строение и функции ядра. Ядро отделено от цитоплазмы ядерной мембраной. В нем можно обнаружить ядрышко - плотное образование, в котором осуществляется синтез важ­ных веществ.

В ядре находятся хромосомы, представляющие собой моле­кулы ДНК, определяющие наследственный аппарат клетки.

Участки молекул ДНК, ответственные за синтез определен­ного белка, называют генами. В каждой хромосоме насчитыва­ют миллиарды генов. Под микроскопом хромосомы можно на­блюдать только в период деления клеток: в другие периоды они не видны. Контролируя образование белков, гены управляют всей цепочкой сложных биохимических реакций в организме и тем самым определяют его признаки. В обычных клетках чело­века содержится по 46 хромосом, в половых клетках (яйцеклет­ках и сперматозоидах) по 23 хромосомы (половинный набор).

Органоиды клетки. Постоянные клеточные структуры, каждая из которых выполняет свои особые функции, называ­ются органоидами. В клетке они играют ту же роль, что и орган ы в организме.

Клеточная мембрана обладает односторонней проводимо­стью. Так, молекулы воды могут беспрепятственно проходить через клеточную мембрану, а молекулы других веществ про­никают избирательно. Через клеточную мембрану клетка по-


Рис. 2. Клетка под электронным микроскопом:

1 - цитоплазма", 2 - клеточная мембрана; 3 - ядро: 4 - ядрышко; 5 - ядерная оболочка; 6 - мембраны эндоплазматической сети;7 - рибосома: 8 - митохондрия: 9 - клеточный центр:10 - лизосомы

лучает воду, питательные вещества, кислород, через нее удаляются продукты клеточного обмена.

Пространство внутри клетки тоже разделено мембранами. Они образуют эндоплазматическую сеть - сеть канальцев, емкостей, полостей, где хранятся вещества, выработанные клеткой. Эндоплазматическая сеть - это своеобразная транспортная система, по которой вещества перемещаются внутри клетки. Благодаря ей поддерживается двусторонняя связь между ядром и цитоплазмой, а также между различными органоидами клетки.

Па мембранах эндоплазматической сети располагаются ри босомы, на которых вырабатываются белки, специфичные для данной клетки. Состав и строение этих белков определены генами, которые посылают к рибосомам специальные вещества - информационные РНК.

Митохондрии участвуют в биологическом окислении веществ, за счет которого освобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности клеток. Эти нитевидные образования, едва видимые в оптический микроскоп, называются энергетическими станциями клетки.

Благодаря биологическому окислению сложные органиче­ские вещества распадаются и выделяющаяся при атом энергия используется клетками для мышечного сокращения, выработ­ки тепла, синтеза веществ, необходимых для формирования структур клетки. В клетках часто встречаются микроскопиче­ские пузырьки, лизосомы, в которых распадаются сложные органические вещества, подлежащие переработке или уничто­жению.

Связь между объемом и поверхностью клетки. Размер клеток ограничен, поскольку с увеличением объема и массы клетки относительная ее поверхность уменьшается, и клетка уже не может получить нужного количества питательных веществ и выделить полностью продукты распада. Поэтому, достигнув определенного размера, она перестает увеличиваться в объеме.

Деление клетки - сложный процесс (рис. 3). Он начина­ется с того, что около каждой молекулы ДНК синтезируется ее двойник - такая же молекула. В хромосоме оказывается ря­дом пара одинаковых молекул ДНК, которые потом станут са­мостоятельными хромосомами дочерних клеток.

Перед делением ядро разбухает и увеличивается в размерах. Хромосомы скручиваются в спираль и становятся различимы­ми в оптический микроскоп. Ядерная оболочка исчезает. Орга­ноиды клеточного центра расходятся к противоположным по­люсам клетки, а между ними формируется «веретено» деления.

В следующей фазе деления хромосомы выстраиваются по экватору клетки. Парные молекулы ДНК каждой хромосомы связываются с соответствующими центриолями: одна молеку­ла с одной центриолыо, а ее двойник - с другой. Вскоре моле­кулы ДНК начинают расходиться, каждая к своему полю­су. Образуются два новых набора, состоящие из одинаковых хромосом и одинаковых генов. Хромосомы дочерних клеток образуют клубки. Вокруг них синтезируется ядерная обо­лочка. Скрученные ранее в спираль хромосомы полностью рас­кручиваются и перестают быть видимыми. После форми­рования ядра происходит деление органоидов, цитоплазма «перешнуровывается» на две половины, и образуются две пол­ностью обособленные дочерние клетки.

Жизненные процессы клетки. Во всех без исключения клетках идут процессы обмена веществ. Из поступающих в клетку питательных веществ образуются сложные вещества (характерные для каждого типа клеток), формируются клеточ-


Рис. 3. Деление клетки:

1 - клетка (между делениями) в состоянии покоя; 2, 3, 4 - образо­вание видимых в оптический микроскоп хромосом, их расположение в области экватора клетки; 5 - расхождение хромосом; 6 - образо­вание двух дочерних ядер, начало перешнуровывания цитоплазмы между дочерними клетками; 7 - образование двух дочерних клеток

ные структуры. Параллельно с образованием новых веществ идут процессы биологического окисления органических ве­ществ - белков, жиров, углеводов. При этом происходит вы­деление энергии, необходимой для жизнедеятельности клет­ки. Продукты распада удаляются за ее пределы.

Ферменты. Синтез и распад веществ происходят благо­даря действию ферментов. Это биологические катализаторы белковой природы, ускоряющие во много раз течение химиче­ских процессов. Каждый фермент действует только на опреде­ленные соединения. Они называются субстратом данного фермента.

Ферменты вырабатываются и в растительных и в животных клетках. Иногда их действия сходны. Так, фермент каталаза, находящийся в клетках стенки ротовой полости, мышцах, пе­чени, способен расщеплять пероксид водорода. Это вредное со­единение, образующееся в организме.

Проделаем опыт. Нальем в химический стакан пероксид водо­рода и опустим в него кусочки мелко нарезанного клубня карто­феля. Жидкость вспенивается за счет образования пузырьков

кислорода: 2Н 2 0 2 ---- 2Н 2 0 + 0 2 ; ядовитый пероксид во­дорода разлагается на безвредные кислород и воду.

Ферменты действуют как в клетках, так и вне клеток. При кипячении белки свертываются, а ферменты теряют актив­ность. Выводят их из строя и некоторые химические вещест­ва, например соли тяжелых металлов. (Если сварить карто­фель, реакции разложения пероксида водорода не будет.)

Рост и развитие клетки. В процессе жизнеде­ятельности происходят рост и развитие клеток. Ростом назы­вают увеличение размеров и массы клетки, а развитием клет­ки - ее возрастные изменения, в том числе и достижение ею способности полностью выполнять свои функции. Например, для того чтобы костная клетка могла создавать твердое и проч­ное костное вещество, она должна созреть.

П окой и возбуждение клеток. Клетки могут на­ходиться в состоянии покоя или в состоянии возбуждения.

При возбуждении клетка включается в работу и выполняет свои функции. Обычно переход к возбуждению связан с раз дражением. Так, в ответ на раздражение нервная клетка по­сылает нервные импульсы; мышечная клетка сокращается, а железистая - выделяет секрет.

Следовательно, раздражение - это процесс воздействия на клетку. Оно может быть механическим, электрическим, теп­ловым, химическим и т. д. В ответ на раздражение клетка из состояния покоя переходит в состояние возбуждения, то есть активной работы.

Способность клетки отвечать на раздражение специфиче­ской реакцией называется возбудимостью. Наибольшей воз­будимостью обладают мышечные и нервные клетки.

Задание:

Ознакомьтесь с таблицей. Перечертите ее в тетрадь. В пус­тые графы впишите названия органоидов клетки в соответ­ствии с их функциями.

Функции различных органоидов и частей клетки:

Функции органоидов и частей клетки

Части и орга­ноиды клетки

Является транспортной системой, соединяющей ядро и цитоплазму, а также отдельные органои­ды друг с другом

Энергетические станции клетки

Отделяет клетки от других клеток, неклеточного вещества и жидкости, в которой клетка находится

Участки молекулы ДНК, ответственные за син­тез определенных белков и контролирующие различные химические реакции

Органоиды, на которых образуется

Белок