Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха. Жизнь иноческая и мирская

Хвала Всевышнему, Который сделал этот бренный мир провизией для Вечного Мира, провизией для тех, кто воспользуется этим миром. Хвала Создателю, Который сделал этот мир кусочком Рая для тех, кто оправдал доверие Всевышнего. Да благословит Аллах и приветствует Своего Любимца нашего господина Мухаммада, который обучил нас тому, как относиться к этому миру и как подготовиться к Вечному Миру.

Всё благое, что мы совершаем в этом мире, помогает нам добиться довольства Всевышнего, содействует в осуществлении повелений Аллаха – всё это является провизией верующего для Вечной Жизни.

Всё то, что противоречит повелениям Всевышнего; то, что запретил Аллах; всё то, что становится причиной вреда – всё это зло, всё это мирское (дунья), от которого нас предостерегал Пророк (мир ему и благословение). Дунья – причина порочности и пороков, причина лишения благ в Ахирате.

Мы все знаем, что не имеет ценности то, что отдаляет нас от Всевышнего, отвлекает от Его поминания. Всевышний говорит (смысл):

يا أيها الذين آمنوا لا تلهكم أموالكم ولا أولادكم عن ذكر الله ومن يفعل ذلك فأولئك هم الخاسرون

«О вы, которые уверовали! Не давайте своему имуществу и детям отвлекать вас от поминания Аллаха. А тот, кого отвлекают от этого его имущество и дети, потерпит убыток в День воскресения ». Понесут урон в Судный День те, кто не поминал Аллаха из-за своего имущества и детей.

В другом аяте говорится (смысл):

وما أموالكم ولا أولادكم بالتي تقربكم عندنا زلفى إلا من آمن وعمل صالحا

«Ни ваши богатства, ни ваши дети не являются тем, что приблизило бы вас к Нам,разве только тех, которые уверовали и творили благое ».

Поистине те, которые уверовали, знают, как распоряжаться имуществом и как воспитывать детей, чтобы быть из числа тех, которых приведут к водоёму Пророка (мир ему и благословение). О таких рабах Всевышний говорит в аяте: «тех, которые уверовали и творили благое». Это верующие, средством приближения ко Всевышнему которых являются их дети и имущество.

К сожалению, дети и имущество для основной массы людей не служат средством приближения, так как их имущество и потомство, отклонило людей от того, для чего они созданы.

Становится очевидным, что когда красота этого мира возобладает над нашим сердцем, заняв в нём незаслуженное место – это приводит к отклонению от истинного пути и достоверных знаний, отдаляет от довольства Всевышнего.

Пророк (мир ему и благословение) обратил особое внимание на то, чтобы мы не увлекались тем, что отдаляет нас от Всевышнего. Стремление к тому, что препятствует человеку в возвышении на высокие уровни, является большим бедствием человека.

Дунья не имеет абсолютно никакой цены, как это разъяснил Пророк (мир ему и благословение). Передаёт имам Муслим, имам Ахмад и аль-Байхаки, что Джабир ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщил, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил по рынку. Люди находились по обе стороны от него. И тут, проходя возле мёртвого, безухого козлёнка, он подошёл к нему и указал на него, а затем спросил: «Кто-нибудь из вас согласился бы купить его за дирхам?» И они (торговцы на базаре) ответили: «Мы бы за него вообще ничего не дали. На что он нам?»

Они ответили: «Клянёмся Аллахом, он и живой-то был с ущербными ушами, ну, а теперь он, к тому же ещё и мёртв!» И он сказал: «Клянусь Аллахом! Дунья ещё презреннее для Аллаха, чем этот (мёртвый козлёнок) для вас!»

Нельзя возвеличивать мирское сердцем, иначе в нём возникнет любовь к мирскому, и сердце лишится связи со Всевышним. Поистине, любовь к мирскому – основа всех грехов.

О те, которые уверовали, не устремляйте свои взоры на мирское.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Отрекись от мирского, и Аллах полюбит тебя, и отрекись от того, чем обладают люди, и люди полюбят тебя ».

Таково положение мирского, верующий должен воспользоваться этим миром, то есть правильно вести себя в этом мире, остерегаясь запретного и сомнительного. Мирское необходимо использовать для достижения довольства Господа. Используя мирского вышеуказанным образом, как это делают праведные люди, являющиеся для нас примером, человек сохранится от зла этого мира. Используйте мирское в борьбе с нашим врагом – сатаной, желая встречи с Господом и надеясь на Его милость. Как же унизительно положение тех, кто придал мирскому иное значение, устремившись к нему и обрекая себя на погибель?

Аллах, сохрани наши сердца и подготовь их для Вечной жизни, дай нам сполна и правильно воспользоваться этой короткой жизнь, чтобы обрести вечное счастье. Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Стенограмма лекции шейха Хабиб Умара

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров, Который предостерёг нас от обольщения этим миром и велел нам готовиться к обители постоянного пребывания. Свидетельствую, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей, Он – Единственный, Всепокоряющий. Свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и избранный посланник, да ниспошлёт Аллах ему мир и благословение, а также его семье и праведным сподвижникам, мухаджирам и ансарам.

О люди, будьте богобоязненны и не обольщайтесь вашей мирской жизнью, ведь Аллах и Его Посланник настоятельно увещевали нас не поддаваться соблазну этого мира. В Коране очень много аятов и примеров, которые предостерегают от обольщения усладами этой жизни и побуждают к воздержанности. Всевышний Аллах сказал:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِنَّ وَعۡدَ ٱللَّهِ حَقّٞۖ فَلَا تَغُرَّنَّكُمُ ٱلۡحَيَوٰةُ ٱلدُّنۡيَا وَلَا يَغُرَّنَّكُم بِٱللَّهِ ٱلۡغَرُورُ

«О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (сатана) не обольщает вас относительно Аллаха» (Коран, 35:5).

وَمَا ٱلۡحَيَوٰةُ ٱلدُّنۡيَآ إِلَّا مَتَٰعُ ٱلۡغُرُورِ

«Земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением» (Коран, 3:185).

(Коран, 53:29-30).

Сообщается, что ибн Умар (да будет им доволен Аллах) сказал: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял меня за плечо и сказал:

كن في الدنيا كأنك غريب ، أو عابر سبيل

«Будь в этом мире как чужестранец или путник» .

Сам ибн Умар (да будет им доволен Аллах) говорил: «Если настаёт вечер, то не жди наступления утра, если настаёт утро, то не жди наступления вечера. Находясь во здравии, делай то, что пригодится тебе в болезни, а находясь при жизни, делай то, что пригодится тебе после смерти» .

Этот хадис говорит нам, что не стоит возлагать на этот мир большие надежды. Не подобает верующему делать эту жизнь своей родиной и воспринимать её как постоянное место пребывания. Верующий должен ощущать себя путником, всё желание которого заключается в том, чтобы как можно лучше собраться и подготовиться к этому переходу. Таким был завет всех пророков и их сподвижников. Всевышний Аллах донёс до нас в Коране слова, сказанные одним верующим человеком, который был родственником фараона. Он сказал:

يَٰقَوۡمِ إِنَّمَا هَٰذِهِ ٱلۡحَيَوٰةُ ٱلدُّنۡيَا مَتَٰعٞ وَإِنَّ ٱلۡأٓخِرَةَ هِيَ دَارُ ٱلۡقَرَارِ

«О мой народ! Мирская жизнь – не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью постоянного пребывания» (Коран, 40:39).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

مَالِي وَلِلدُّنْيَا , إِنَّمَا مَثَلِي وَمَثَلُ الدُّنْيَا كَمَثَلِ رَاكِبٍ قَالَ فِي ظِلِّ شَجَرَةٍ , ثُمَّ رَاحَ وَتَرَكَهَا

«Что мне до этого мира. Я и этот мир подобны всаднику, остановившемуся на отдых в тени дерева, который затем отправляется дальше, оставив дерево» .

Одним из наставлений Масиха `Исы (Мессии Ииусуса), которое он делал своим апостолам, были следующие слова: «Проходите через эту жизнь и не обустраивайтесь в ней» , также сообщается, что он сказал: «Кто же возводит свой дом на гребне морской волны!? Это ближняя жизнь, не делайте из неё место постоянного пребывания» .

Ибн Абу ад-Дунья передал со слабой цепочкой передатчиков, идущей от аль-Хасана, что тот сказал: «До меня дошло, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Воистину, я, вы и этот мир подобны племени, которое шло по запыленной дороге, они не знали, прошли ли они большую часть дороги или большая часть пути ещё впереди. Они израсходовали все запасы, потеряли всех вьючных животных и остались в таком положении, а впереди у них только дорога. Не осталось у них ни провианта, ни вьючных животных, и они осознали, что их ждёт гибель. И когда они находились в таком положении, к ним пришёл человек в украшениях, а с его головы падали капли воды. Люди сказали: «Этот человек явно недавно был в деревне, нет сомнений, что он пришёл из места, находящегося поблизости». Когда человек подошёл к ним, то спросил: «Эй, вы, как у вас дела?» Они ответили: «Как видишь». Человек спросил: «А если я отведу вас к воде и зелёным садам, что вы мне за это дадите?» Люди сказали: «Тогда мы не ослушаемся тебя ни в чём». Человек сказал: «Дайте мне ваши обещания и заверения именем Аллаха», и они дали ему обещания и заверили его именем Аллаха, что будут его слушаться. Тогда он привёл их к воде и зелёным садам, и они пробыли там, сколько пожелал Аллах, затем человек сказал им: «О люди, мы отправляемся в путь», они спросили: «Куда?». Человек сказал: «К воде, которая не такая, как ваша вода, и к садам, которые не такие, как ваши сады». Тогда основная масса народа, большая его часть, сказала: «Клянёмся Аллахом, мы нашли это место только после того, как потеряли надежду найти его, нам не нужна жизнь лучше, чем эта! Тогда группа людей, которых было меньшинство, сказала: «Разве вы не дали этому человеку свои обещания и заверения именем Аллаха, что не ослушаетесь его ни в чём? Он уже был честен, когда говорил в первый раз — клянёмся Аллахом, — он будет честен и в этот раз. Затем человек ушёл вместе с теми, кто последовал за ними, а остальные остались. В скором времени враги напали на тех, кто остался [и ослушался], кто-то из них попал в плен, а кто-то был убит» .

Эта притча как нельзя лучше подходит для описания взаимоотношений Пророка (мир ему и благословение Аллаха) со своей общиной. Он пришёл к людям в то время, когда арабы были самыми бессильными и самыми малочисленными людьми, самыми несчастными, как в этом мире, так и в следующем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) призвал встать на путь спасения, и людям открылись знамения его правдивости, также как люди из притчи, которые убедились в правдивости человека, встретившегося им на дороге. В притче рассказывалось, что они потеряли воду, а их животные погибли, а человек указал им путь к воде и густым садам. Люди, в свою очередь, по виду, красоте и общему положению человека определили, что он говорит правду и последовали за ним. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обещал тем, кто последовал за ним, что они завоюют Персию, Византию и возьмут их сокровища. Также он предостерёг людей от обольщения этими богатствами и от того, чтобы останавливаться на достигнутом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел нам в этом мире доводить до людей истину, быть серьёзным в своих делах, проявлять усердие, стремясь и готовясь к Следующей Жизни. Мусульмане увидели, что всё, обещанное Пророком, – чистая правда. Когда же этот мир открылся перед ними, как обещал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), большинство людей занялось накопительством, стяжательством и соревнованием в обладании мирскими благами. Они удовлетворились мирской жизнью, наслаждаясь её прикрасами, перестали готовиться к Следующей Жизни, к которой им было велено стремиться со старанием и усердием. Лишь небольшая группа людей приняла завет Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором было веление усердствовать на пути к благополучию в Будущей Жизни и готовиться к ней. Эта малочисленная группа спасётся и будет вместе со своим Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в Раю, потому что они пошли по указанному им пути в этом мире, приняли его наставление и выполняли его заветы. Большинство же людей пребывает в опьянении от соблазнов ближнего мира, они увлечены накопительством, это отвлекает их от Грядущей Жизни, до того момента, пока смерть не поставит точку в их деле, тогда они погибнут, «кто-то попадёт в плен, а кто-то будет убит».

В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) привёл нам пример, который лучше всего описывает мирскую жизнь. Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет им доволен Аллах) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал и обратился к людям с проповедью, в которой сказал: «Нет, клянусь Аллахом, не боюсь я для вас ничего, кроме цветка мирской жизни, который Аллах даст вам» . Один человек спросил: «О Посланник Аллаха, разве благо приходит со злом?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молчал долгое время, затем спросил: «Как ты сказал?» , человек повторил: «О Посланник Аллаха, разве благо приходит со злом?» Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, благо приходит только с благом, но, воистину, весна взращивает то, от чего [у животных] распухают животы, и их поражают болезни кроме животного, которое ест траву, пока у него не округлятся бока, затем оно поворачивается к солнцу и испражняется или мочится, потом продолжает свой путь, возвращается и снова ест. Кто возьмёт имущество по праву, для того оно будет благословенным, а кто возьмёт его не по праву, тот подобен человеку, который ест, но не насыщается» .

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) высказал свои опасения за мусульман относительно того, что касается искушения мирской жизни. Он назвал мирские наслаждения цветком, чтобы указать на их схожесть с цветами, они имеют приятный запах, красивый вид, и они также недолговечны, а после цветов у растений появляются плоды, которые лучше, полезнее и долговечнее для человека. Пророк сказал: «…воистину, весна взращивает то, от чего распухают животы и поражают болезни », этими словами он предостерег людей от погружения в мирскую жизнь, от занятости беспрерывным накопительством, как это делает животное, которое, увлёкшись обилием весенних пастбищ, ест, не зная меры, от чего его живот распухает, и оно гибнет. Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг от алчности и стремления к накоплению богатств, так как это убивает человека. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сравнил человека, берущего от этого мира по мере нужды, с животным, которое ест столько весенней травы, сколько ему необходимо, когда же его брюхо наполняется, оно перестаёт есть, направляется в сторону солнца и опорожняется, выбрасывая всё, что может причинить вред. При этом животное подставляет свои бока под лучи солнца, чтобы на жаре всё съеденное переработалось наилучшим образом, а всё отработанное легко вышло. Животное выводит из своего тела всё нечистое, кал и мочу, после чего его организм отдыхает, а если бы это осталось внутри организма, то повредило бы ему. Человеку, который копит богатство, следует взять пример с такого животного. Пусть он берёт от этого мира по мере надобности и старается извлечь из имеющегося имущества максимальную пользу, а потом пусть избавляется от лишнего, расходуя на добрые дела.

О рабы Аллаха! Этот мир сам по себе не является чем-то плохим, но плохими являются определённые действия людей, которые они совершают в этом мире. Мирская жизнь – это мост, который служит для перехода либо в Рай, либо в Ад. Также эта жизнь является пашней для Мира Будущего, на этой пашне человек выращивает и заготавливает для себя дорожный запас в Рай. Благодатная жизнь и наслаждения в Раю будут дарованы обитателям райских садов благодаря тем делам, которые они совершали в этой жизни. Всевышний Аллах сказал:

كُلُواْ وَٱشۡرَبُواْ هَنِيٓ‍ا بِمَآ أَسۡلَفۡتُمۡ فِي ٱلۡأَيَّامِ ٱلۡخَالِيَةِ

«Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили в минувшие дни!» (Коран, 69:24).

Повелитель правоверных Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) сказал: «Этот мир – обитель честности для тех, кто был честен с ним. Этот мир – обитель благополучия для тех, кто понял его. В этом мире находятся места поклонения пророков Аллаха, места, куда ниспосылалось Его Откровение, и где молились Его ангелы, в этом мире живут и ведут свои дела Его праведники, в нём они обретают Милость Аллаха и в нём заслуживают прощения. Этот мир ругают те, кто завтра будет жалеть. Но другие люди хвалят его, потому что он делает им напоминание, и они вспоминают, он дает им наставление, и они наставляются. Я обращаюсь к тому, кто ругает этот мир, к тому, кто обольстился его соблазнами, скажи: когда и чем он заслужил твоих упрёков? Или лучше скажи: когда и чем он тебя обольстил? Может быть, могилами твоих отцов в его земле? Или ложами твоих матерей в его недрах? Сколько ты видел наследников после умерших? Сколько хворых ты старался лечить своими руками, сколько больных ты обслуживал, желая их исцеления, приглашая к ним врачей, и сколько из них умирало. Не помогло им твоё заступничество, не принесло им пользу твоё старание! Тем самым жизнь даёт тебе пример и назидание. Кончина людей напоминает тебе о твоей кончине. Постель из земли, на которую их кладут, напоминает тебе о твоём будущем ложе» .

Ислам высказывает своё порицание и угрозу только тем, кто предпочёл мирскую жизнь перед Будущей, тем, кто сделал эту жизнь своей самой большой заботой и пределом своих знаний. Аллах Всевышний сказал:

فَأَمَّا مَن طَغَىٰ ٣٧ وَءَاثَرَ ٱلۡحَيَوٰةَ ٱلدُّنۡيَا ٣٨ فَإِنَّ ٱلۡجَحِيمَ هِيَ ٱلۡمَأۡوَىٰ

«Тому, кто преступил границы дозволенного и отдал предпочтение мирской жизни, пристанищем будет Ад» (Коран, 79:37-39).

فَأَعۡرِضۡ عَن مَّن تَوَلَّىٰ عَن ذِكۡرِنَا وَلَمۡ يُرِدۡ إِلَّا ٱلۡحَيَوٰةَ ٱلدُّنۡيَا ٢٩ ذَٰلِكَ مَبۡلَغُهُم مِّنَ ٱلۡعِلۡمِۚ

«Отвернись же от того, кто отвернулся от Нашего Напоминания и не пожелал ничего, кроме мирской жизни. Таков предел их познаний» (Коран, 53:29-30).

Если же человек, будучи покорным Аллаху, берёт от жизни то, что Он дозволил, пользуется милостями своего Господа и благодарит Его, то это заслуживает похвалы. Всевышний Аллах сказал:

وَٱبۡتَغِ فِيمَآ ءَاتَىٰكَ ٱللَّهُ ٱلدَّارَ ٱلۡأٓخِرَةَۖ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ ٱلدُّنۡيَاۖ وَأَحۡسِن كَمَآ أَحۡسَنَ ٱللَّهُ إِلَيۡكَۖ وَلَا تَبۡغِ ٱلۡفَسَادَ فِي ٱلۡأَرۡضِۖ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلۡمُفۡسِدِينَ

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (Коран, 28:77).

فَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يَقُولُ رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِي ٱلدُّنۡيَا وَمَا لَهُۥ فِي ٱلۡأٓخِرَةِ مِنۡ خَلَٰقٖ ٢٠٠ وَمِنۡهُم مَّن يَقُولُ رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِي ٱلدُّنۡيَا حَسَنَةٗ وَفِي ٱلۡأٓخِرَةِ حَسَنَةٗ وَقِنَا عَذَابَ ٱلنَّارِ ٢٠١ أُوْلَٰٓئِكَ لَهُمۡ نَصِيبٞ مِّمَّا كَسَبُواْۚ وَٱللَّهُ سَرِيعُ ٱلۡحِسَابِ

«Среди людей есть такие, которые говорят: „Господь наш! Одари нас в этом мире!“ Но нет им доли в Последней жизни. Но среди них есть такие, которые говорят: „Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне“. Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете» (Коран, 2:200-202).

В Коране и Сунне существует множество текстов, указывающих на необходимость заработка и поиска путей для пропитания, при этом данное указание всегда связано с побуждением бояться Аллаха и совершать праведные дела. Всевышний Аллах сказал:

ا فَٱبۡتَغُواْ عِندَ ٱللَّهِ ٱلرِّزۡقَ وَٱعۡبُدُوهُ وَٱشۡكُرُواْ لَهُۥ

«Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его» (Коран, 29:17).

فَإِذَا قُضِيَتِ ٱلصَّلَوٰةُ فَٱنتَشِرُواْ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَٱبۡتَغُواْ مِن فَضۡلِ ٱللَّهِ وَٱذۡكُرُواْ ٱللَّهَ كَثِيرٗا لَّعَلَّكُمۡ تُفۡلِحُونَ

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 62:10).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

احرص على ما ينفعك واستعن بالله ولا تعجز

«Стремись к тому, что приносит тебе пользу, ищи помощи у Аллаха и не слабей (не опускай руки)».

От человека требуется соблюдать равновесие между делами этого мира и делами, совершаемыми ради Следующей Жизни. Он не должен полностью увлекаться этим миром, оставив Мир Грядущий. Также он не должен полностью отходить от мирских дел, потому что тем самым он навредит самому себе и тем, кого он обязан содержать и сам станет обузой для других людей.

В заключение ещё раз призываю вас быть богобоязненными во всём, что касается этого мира и Будущего, и вы преуспеете. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا مَثَلُ ٱلۡحَيَوٰةِ ٱلدُّنۡيَا كَمَآءٍ أَنزَلۡنَٰهُ مِنَ ٱلسَّمَآءِ فَٱخۡتَلَطَ بِهِۦ نَبَاتُ ٱلۡأَرۡضِ مِمَّا يَأۡكُلُ ٱلنَّاسُ وَٱلۡأَنۡعَٰمُ حَتَّىٰٓ إِذَآ أَخَذَتِ ٱلۡأَرۡضُ زُخۡرُفَهَا وَٱزَّيَّنَتۡ وَظَنَّ أَهۡلُهَآ أَنَّهُمۡ قَٰدِرُونَ عَلَيۡهَآ أَتَىٰهَآ أَمۡرُنَا لَيۡلًا أَوۡ نَهَارٗا فَجَعَلۡنَٰهَا حَصِيدٗا كَأَن لَّمۡ تَغۡنَ بِٱلۡأَمۡسِۚ كَذَٰلِكَ نُفَصِّلُ ٱلۡأٓيَٰتِ لِقَوۡمٖ يَتَفَكَّرُونَ ٢٤ وَٱللَّهُ يَدۡعُوٓاْ إِلَىٰ دَارِ ٱلسَّلَٰمِ وَيَهۡدِي مَن يَشَآءُ إِلَىٰ صِرَٰطٖ مُّسۡتَقِيم

«Мирская жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью или днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих. Аллах призывает к Обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (Коран, 10:24-25).

Из книги: «аль-Хутаб аль-минбарийя
фи аль-мунасабат аль-асрийя»
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов

Дорогие братья и сестры, мир вам и милость Всевышнего!

Братья, по-моему, какие-то уставшие. Нет!? Они все постятся в месяц Рамазан. Одной из целей месяца Рамазан является то, как говорит Всевышний в Коране: “О уверовавшие, вам предписан пост, так же, как и для тех кто был до вас. “

И цель этого в чем!? Примерно за два часа успеть поесть как можно больше кибабов, поколе и.т.д. В этом ли цель месяца Рамазан? Нет! Цель месяца Рамазан в том, чтобы ко времени его завершения у вас появилась глубокая связь с Аллахом. Чтобы у вас была глубокая связь с Аллахом. Чтобы вы стали людьми Такъва (богобоязненности). Это и есть смысл месяца Рамазан. И поэтому каждый из нас должен спросить себя: стал ли этот месяц Рамазан причиной нашего духовного роста. Стали ли мы людьми, приблизившимися к Аллаху или же для нас этот месяц прошел, также как обычно: то есть мы воздержались от еды и питья, не имели близости с женой, а кроме всего этого, остальное мы совершали так же, как и в другие месяцы. Цель месяца Рамазан - стать богобоязненными людьми к его завершению. Воздержание от еды и питья - это катализатор того, стали ли вы богобоязненными людьми. Но это не является основной целью месяца Рамазан. Цель в том, чтобы к концу вы духовно стали сильнее. Чтоб у вас возникла глубокая связь с вашим Творцом. И это значит, что те вещи, которые запрещены, становятся еще более запрещенными. Есть, пить и сближаться с женой в общем дозволено, но то, что дозволено в общем, в месяц Рамазан становится запретным. А как насчет тех вещей, которые итак запрещены!? Каково их положение!?

Одна из этих вещей, что отдаляет человека от богобоязненности -это обман мирской жизни. Сама мирская жизнь. Почему? Потому что мы все люди и мы подвержены воздействию всего окружающего. И по этой причине, если вы живете в духовно здоровом обществе, это помогает вам развиваться духовно. И еще, потому что мирская жизнь значит - нечто близкое. Нечто близкое к нам. А ахират как бы другое и соответственно нечто далекое. То есть мирская жизнь - это нечто ощутимое. Мы можем почувствовать мирское и оно повсюду вокруг нас. Ахират основывается на имане (вере). И вот почему многие люди обмануты мирским. Мирское овладело их жизнями. Я имею ввиду, сколько интеллигентных людей мы видим вокруг, которые никогда не задумывались о смысле своего пребывания на этой земле. Они идут по жизни, даже не задумываясь о её смысле на этой земле. Они знают, что их обувь имеет предназначение, что их куртка имеет предназначение. Но каково предназначение человека на земле!? Зачем Аллах создал человека? А люди же обмануты мирским. Ну вы представьте, кто выбирал когда и где ему родиться. Кто выбирал место рождения в Клаптоне или же в восточном Лондоне? Нет! Вы не выбирали. Аллах выбрал… для вас то, где вы родитесь и в какое время. Если бы выбор был за вами, то вы скорее не пожелали бы родиться в глубинах Пакистана, Бангладеша, Сомали или еще где-то. Так что вы пришли в эту жизнь не по своей воле. И клянусь Аллахом, когда ангел смерти постучит в вашу дверь, не будет отсрочки, смерть придет к вам и вы покинете этот мир тоже не по своей воле. У вас не будет выбора и вы не сможете сказать: нет, нет, нет мне еще нужно сделать кое-что. Или мне все еще осталось 6 месяцев быть президентом исламской ассоциации. Или же, мне осталось собрать еще пару сотен тысяч до своего первого миллиона. Позволь мне заработать мой первый миллион. У вас не будет никакого выбора. И вы уйдете из этой жизни не по своей воле. Вы пришли в этот мир не по своей воле и уйдете из этого мира не по своей воле. Так что же заставляет вас думать, что вы можете делать все, что пожелаете с момента рождения до смерти?

Жизнь - это доверенное нам от Аллаха и каждый хочет иметь здесь успех. Но каково определение понятия успех? Когда Аллах говорит об успехе, что же Он сказал?

Он говорит: «Кто бы не был отдален от огня и вошел в Рай тот преуспел».

Затем Аллах говорит непосредственно другое: «Но это мирское, эта жизнь сама по себе - ничто иное, как обман», так как Аллах знает, что большинство людей отдалены от Аллаха, они потеряли смысл своей жизни и обмануты мирским. Обмануты, потому что основой их смысла жизни является только мирское. И на что это похоже!? Это похоже на сон. Вы же все видите сны. Вы видите сон и в этом сне вы едете на феррари в Калифорнии, у вас также имеется прекрасный особняк, вы наслаждаетесь, да и вообще верите, что это все по настоящему. А затем вы просыпаетесь, открываете свое окно и видите там свое пежо 306. И вы все еще на востоке Лондона. Ну я не знаю, как там на востоке Лондона, я обычно щучу по поводу Бирмингема. Вы осознали, что тот сон был иллюзией. Вы поняли это. А с другой стороны, вы иногда видите во сне, что вас избили и вам больно. И вы чувствуете эту боль. А после пробуждения вы осознаете, что это был всего лишь сон. Вот на что похож этот мир. Алиасхаб, да будет доволен им Аллах, говорил, что все люди спят, и они проснутся только когда умрут. Вы думаете, что бодрствуете, но на самом деле вы спите. И только когда вы умрете и увидите истинность земной жизни и вечной жизни, вот тогда вы всецело осознаете, что мирская жизнь - это обман. И это и есть ваше пробуждение.

Во времена Пророка Исы, мир ему, был человек, который хотел сопровождать Пророка Ису, мир ему. Так он сказал: О Посланник Аллаха, можно ли мне сопровождать тебя? И пророк Иса, мир ему, разрешил ему. Спустя немного времени, когда они уже были в пути, пророк Иса, мир ему, сказал ему: пойди купи три лепешки! Лепешки были даже в те времена. Он пошел. А потом он спросил себя: нас всего двое - я и Иса, а для кого же третья лепешка!? Так, он сам и съел её. По его возвращению, пророк Иса, мир ему, спросил его: А где же третья лепешка? Он сказал, что третьей не было. Они продолжили путешествие. И пророк Иса, мир ему, купил козу, заплатив хозяину козы ее стоимость. После чего он вознес мольбу Аллаху. И это коза сама принесла себя в жертву, содрала шкуру с себя и начала жариться. А этот человек в шоке стал произносить: Аллагьу Акбар. СубхнАллах. МашаАллах. Как это произошло? Пророк Иса, мир ему, же говорит: Я прошу тебя именем Того, Кто осуществил это чудо, скажи мне что случилось с третей лепешкой? Где она? Тот человек ответил: валлахи, билляхи, таллахи, я не знаю. Так они пошли дальше и подошли к реке, а там не было лодки, чтобы пересечь ее. Тогда пророк Иса, мир ему, ударил своим посохом по земле и река разделилась. И этот человек видит все это и говорит: Аллаху Акбар, СубханАллах, что за чудо. Пророк Иса спрашивает его: я прошу тебя именем Того, Кто сделал это чудо, скажи мне где третья лепешка? Тот снова отвечает Валлахи, билляхи, таллахи, я не знаю. Не было третей лепешки. Позже они достигли пустыни и решили передохнуть. Пророк Иса сделал из песка три песчаные кучи, после чего вознес мольбу Аллаху и Аллах превратил эти три кучки песка в золото. И пророк Иса, мир ему, поворачивается к нему и говорит: это мне, то тебе, а третий кусок золота для того, кто съел третью лепешку. Этот человек сказал: валлахи, билляхи, таллахи, это я съел ее, я съел ее. Тогда Пророк Иса, мир ему, сказал: ты иди своим путем, а я пойду своим. Человек же этот ликовал, ведь он получил земное - три куска золота. Затем там проходили трое разбойников. Они увидели этого человека с тремя кусками золота. И они убили его. Затем один из них сказал другому: пойди купи лепешек. Один из них уходит, чтобы купить поесть что-нибудь. А тот, который остался ждать, подумал: когда тот вернется, я убью его. Отправившийся за едой, в свою очередь, подумал: я добавлю яд в эту еду, он ее поест и умрет. Он вернулся с едой. Напарник его убил, а затем съел лепешки и тоже скончался.

Мирское остается на месте. Но человек покидает его. Человек оставляет мирское. Однажды пророк Иса, мир ему, увидел мирскую жизнь в виде прекрасной шальной женщины и спросил ее: кто ты. Она же в ответ: я - мирская жизнь. Он спросил: сколько партнеров у тебя было? Она ответила: у меня их было миллиарды. Каждый, кто ходил на поверхности этой земли был моим партнером. Он спросил: и к скольким из них ты была верна? Она же сказала: Ни одному! Тогда пророк Иса, мир ему, сказал: глупец тот, кто влюбляется в тебя после того, как он увидел то, что ты сделала со своими предыдущими партнерами.

Вот почему Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: Не забывай своего удела в этом мире!

Имам Куртуби говорит, что твой удел из этого мира - это ваш саван.

Единственное, что вы возьмете с собой из мирского, - это ваш саван. Ведь вы не сможете взять с собой все остльное. Все: ваши машины, банковские счета, абсолютно все - свою популярность, власть, прекрасные дома и красивые одежды, все остается здесь. То, с чем вы уходите в могилу - это два куска савана. И все! Это и есть реальность мирской жизни. Но мы часто обманываемся мирским.

Один из прекраснейших примеров, который я приводил сотни раз о реальности мирской жизни - это пример приведенный имамом аль Газали. В этом примере он говорит о человеке, который пробирается через джунгли. Он оглядывается назад и видит, что за ним гонится лев. Он бежит. Подбегает к колодцу и прыгает в него. Падая, он хватается за веревку и вздыхает с облегчением. Затем он смотрит и видит, что лев над ним и ждет его. Он смотрит вниз и видит большую змею с открытой пастью, которая ждет, пока тот упадет. И все, что у него есть, - это веревка. Потом, через некоторое время он видит на веревке двух мышей, черную и белую, которые начинают грызть эту веревку. Над ним лев. Под ним змея. И единственная поддержка - это веревка… и ее сейчас начинают грызть. А перед собой он видит медовые соты. Смотрит на эти соты и кладет свой палец туда. Берет мед на палец, потом ставит на язык и пробует на вкус. Сладость меда моментально заставляет забыть его льва, змею и двух мышей.

Имам аль Газали говорит: лев - это смерть, которая всегда преследует тебя. Змея - это твоя могила, в которую уложат каждого. И если это хороший человек, то он окажется в райских садах. А если же это плохой человек, то он будет в яме ада. Веревка - это его жизнь. Черная мышь - означает ночь. А белая - это день. И они постоянно грызут на протяжении твоей жизни. Что касается меда, то это дунья (мирская жизнь). Человек пробует сладость жизни и забывает смерть, забывает могилу. Он забывает о том, что придет день и он умрет и ему придется предстать перед своим Создателем. И это есть реальность мирской жизни. Вы когда-нибудь ходили на кладбище!? Вы когда-нибудь видели….. могильные камни!? Многим из тех, кто там лежит от 18-ти до 25-ти или от 18-ти до 75-ти лет. Вы понимаете, что эти люди проводят больше времени под землей, чем над. Многие из них были намного сильнее, чем я и вы, прекраснее, чем я и вы, они обладали большим имуществом, силами и знаниями. Они пришли и ушли. И разумный человек тот, кто готовится к вечной жизни. Но иногда то, что окружает нас, заставляет забывать об этом.

О цели нашей жизни. Пророк, мир ему и благословение, как-то рассказал о трех людях, которые жили во времена сынов Исраиля еще до Ислама. Было три человека. Один был прокаженный. Второй был облысевший. А третий был слепым. И Всевышний Аллах пожелал испытать этих людей и послал к ним ангела в образе человека. Так этот ангел направился к прокаженному. И ангел сказал ему: Чего больше всего ты желаешь на этой земле? Человек ответил: больше всего я хочу в этой жизни, чтобы Всевышний Аллах даровал мне хорошую кожу со здоровым цветом. Потому что люди избегают меня. Люди избегают меня. А мы часто видим подобное в наши дни, люди стали слишком поверхностно относиться к другим людям. Они не судят вас по вашим действиям, не судят по тому, какой у вас характер, они судят вас на основе материальных средств: какую машину вы водите, где вы живете, насколько хорошо вы выглядите….. Всевышний Аллах создал человека не по его выбору. Вы видите людей, которые ездят на больших машинах, у которых много денег на счету, готовы ли они разделить эти деньги с вами!?? Нет! Парень на большой машине никогда и не думает о нуждающихся друзьях. Что же говорить о людях!? Вы готовы подлизываться человеку ради какого-то куска металла? Разве такое подобает мусульманину!?

А ведь было время, когда людей судили по их характеру. Если бы Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, оценил Биляла, да будет доволен им Аллах, по цвету его кожи, а такое имело место быть в обществе, то он никогда не освободил бы его. Но Абу Бакр оценивал Биляла по его характеру, по его богобоязненности и поэтому когда он увидел Биляла, которого подвергали пыткам, то отправился к Умайи и сказал: продай мне Биляла. Умайя ответил: я продам его тебе, потому что ты тот, кто испортил его. Абу Бакр спросил: Сколько? Умайя ответил: 10 золотых монет. Тут же Абу Бакр пошел домой и принес 10 золотых монет и отдал их Умайи. Тогда Умайя начал смеяться. Абу Бакр же спросил его: О Умайя, что заставило тебя засмеяться? Умайя сказал: Причина моего смеха в том, что если бы ты поторговался со мной, если бы ты поторговался со мной, и предложил бы мне одну золотую монету, то я продал бы Биляла тебе за одну золотую монету. А Абу Бакр сказал: Клянусь Аллахом, о Умайя, если бы ты поторговался со мной и попросил бы у меня сто золотых монет за Биляла, Я отдал бы тебе сто золотых монет…..Потому что Билял стоил того. Так Абу Бакр освободил Биляла. Билял был рабом… он был рабом, но вырос до такого уровня, что Абу Бакр - правитель своего времени говорил: Сайидуна (господин) Билял. Умар в свое время говорил: сайидуна Билял. А Халид бин Валид!? Когда Умар будучи правителем в свое время хотел наказать его и хотел забрать чалму с его головы, кого отправил Умар!? Он отправил Биляла. Кем был Халид? Халид был сыном Валида ибн Мугиры. Он был мечом Аллагьа и сыном Валида ибн Мугиры, который являлся бесспорным лидером…люди думали, что это Абуталиб, но именно Валид ибн Мугира был бесспорным лидером курайшитов. А Билял был рабом, но когда он стал мусульманином, когда у него возникла связь с Аллахом, Умар отправил его и он взял чалму Халида ибн Валида.

Но сегодня мы оцениваем людей по одежде, которую они носят. Обувь «Прада»и брендовые часы. Что, разве это традиция мусульман!? Если вы хотите судить людей по их виду или же по одежде, которую они носят, тогда позвольте мне сказать вам. Когда Пророк, мир ему и благословение, покинул этот мир, он оставил несколько кусков материала. 11 кусков ткани. Когда Абу Бакр покинул этот мир, у него было 14 кусков материала.

Когда умер Умар ибн Абдулазиз…Кем был Умар ибн Абдульазиз!? Умар ибн Абдульазиз, да будет доволен им Аллах, был одним из самых могущественных людей на поверхности этой земли. В предании упоминается, что его халифат распространился от Китая до Испании. От Кавказа до глубин Африки. И когда он умирал, на нем была старая одежда. Тогда некто сказал его жене: поменяй ему одежду. Она же промолчала. Он же снова ей говорит: послушай, он умирает, поменяйте ему одежду. Она снова промолчала. И в третий раз он сказал то же самое, но уже сердито. Тогда жена повернулась к нему и сказала: Клянусь Аллахом, это единственная одежда, которая имеется у него. Это единственная одежда, что у него есть. Но история упоминает Умар ибн Абдульазиза за его благодеяния, оставленные им после себя, за его услужение, которое он оказывал людям. Вот почему он был запечатлен в истории.

Так этот прокаженный говорит ангелу, что он больше всего желает красивую кожу и прекрасные волосы. Ангел спросил: чего ты желаешь из материального. Человек ответил ему: из материального я хочу, чтоб у меня была верблюдица. Тогда ангел даровал ему беременную верблюдицу, затем сделал дуа для благодати, после этого удалился.

Далее ангел направился к человеку, который страдал облысением и поврежденной кожей. Ангел спросил: чего ты желаешь? Тот ответил: я желаю, чтобы Всевышний Аллах даровал мне волосы, так как люди избегают меня. Тогда ангел провел рукой по его голове и Всевышний Аллах даровал ему здоровые волосы. Затем ангел спросил: а что ты хочешь из материального? Человек сказал, что хочет получить корову. И ангел дал ему беременную корову. Затем сделал дуа для благодати.

И то же самое ангел сделал со слепым. Он вернул ему зрение и даровал ему беременную козу. А после всего этого, Всевышний Аллах пожелал испытать этих людей снова. Потому что эти блага даровал им Он. Так Всевышний Аллах послал к ним другого ангела. Но теперь уже в виде нищего. Так ангел направился к тому человеку, который страдал проказой. И сказал ему: я очень далеко от своего дома, у меня нет ничего. А у того человека уже имелось целая долина полная верблюдов. И ангел говорит: я далеко от своего дома и у меня нет никого, к кому бы я мог обратиться, кроме Всевышнего Аллаха, а после Аллаха ты. Из всех имеющихся у тебя сотен и тысячи верблюдов, даруй мне одного! И Субх1аналлагь! Он сказал: У меня слишком много обязанностей. У меня слишком много ртов, которые я должен кормить. У меня слишком много устремлений.

У меня нет времени для людей в Пакистане. Мне ведь нужно купить себе айфон. Мне ведь нужно купить себе большую машину. Это мои устремления. А те люди в Пакистане согласно тому что сказал Всевышний Аллах и Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Верующие как одно тело. Если болит голова, то и все остальное тело чувствует себя плохо».

Видите ли нет времени для них. Потому что у меня большие устремления. Это ведь то, что Аллах говорит о неверующих.

Он говорит (смысл): «Оставьте их кушать и пить. Их желания и любовь к своим стремлениям обманут их. Позволь, чтоб их любовь к стремлениям обманула их. Скоро они вернутся к Аллаху и Аллах покажет им».

Так этот человек сказал: у меня слишком много обязанностей. Тогда ангел спросил: Ни ты ли тот человек, который страдал проказой… а потом Всевышний Аллах дал тебе все это!? Нет, нет…, не я!? Это все я получил от своих предков. Это все я унаследовал. Тогда ангел проклял его и сказал: Если ты лжешь, да вернет Аллах тебя в прежнее состояние. И Аллах вернул его в прежнее состояние.

Затем ангел направился к облысевшему человеку. И там состоялся такой же разговор. Слишком много ртов, которые нужно кормить. Слишком много долгов, которые нужно выплатить. Слишком много желаний. Как сказал поэт: «Увы, но сколько желаний полегло в глубине могилы». Каждый мужчина и каждая женщина, которые умирают, имеют свои желания, но вы никогда не осуществите их, потому что такова сущность мирской жизни.

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы у сына Адама, т.е. человека имелось золото равное двум долинам, он бы стремился к третей. Это никогда не заканчивается».

Далее тот ангел направился к человеку, который был слепым. И сказал ему: я бедняк, находящийся далеко от своего дома, даруй мне одну из этих коз. На что человек ответил: Клянусь Аллахом, из всех коз, которых ты видишь здесь у меня, бери какую только пожелаешь, потому что Аллах наградил меня ими. Аллах даровал мне их. Тогда ангел сделал дуа за этого человека, чтоб Аллах еще больше увеличил ему блага.

Такова сущность, мои дорогие братья и сестры. Люди страдают. Не дайте мирскому обмануть вас! Потому что у мусульман есть такое понятие, как барака (благодать). Когда вы тратите что-то ради Аллаха, Аллах тот, Кто дает и Аллах тот, Кто увеличивает, и Аллах тот, Кто дает благодать. Всевышний Аллаз обещает: «Если вы будете Мне благодарны, Я увеличу ваше состояние». Что значит благодарность!? Не знаю насчет других, но в основном азиаты говорят: шукр, шукр альхамдулиллях. И все. Наилучший шукр - это когда вы тратите и используете то, что даровал вам Аллах, ради Его же довольства. Вот это и есть наилучшая благодарность.

Пророк, мир ему и благословение, сказал: Это приводит имам ат-Тирмзи в своей книге: «Три вещи относительно которых я клянусь: Не уменьшится богатство человека, если он потратит его на пути Аллаха». Во времена Пророка, Пророк, мир ему и благословение, пришел домой и спросил Айшу, да будет доволен им Аллах: «приходил ли кто-нибудь в этот дом?» Приходил один человек. Но все что у нас было это совсем немного еды для тебя и сохранила ее для тебя. Тогда Пророк сказал: «Нет, нет, Айша! То что ты потратила, это и было бы сохраненным для меня, потому что оно находилось бы у Аллаха и сохранилось бы у Него». Все, что у вас - исчезнет. А все, что хранится у Аллаха - останется. И это оказало глубокое воздействие на Айшу.

После смерти же Пророка, мир ему и благословение, нищий пришел в дом Айши, да будет доволен им Аллах,. И рабыня Айши по имени Барира открыла дверь. Нищий промолвил: о семья Посланника Аллаха, дайте мне что-нибудь! Она сказала, что у нас нет ничего. А Айша же услышала это и спросила: Кто это? На что Барира ответила, что это попрошайка. А все, что у нас есть - это горсть ячменя для вас, чтобы открыть пост. И это было во время послеобеденной молитвы. Айша же сказал: отдай ему! Аллах наделит. Она отдала. Наступило время вечерней молитвы, а еды нет. Так Айша открыла свой пост просто водой и начала совершать вечерний намаз. А Барира сидела рядом и она немного с сарказмом, ну так шутя, сказала: Да, Аллах наделит. Аллах обеспечит. После чего сразу раздался стук в дверь. Пришел человек и подарил им козу в качестве подарка. Айша завершила молитву и спросила: О Барира, кто это? Она сказала, что это был человек, живущий неподалеку. Клянусь Аллахом, до этого он ничего не давал нам, но сегодня он принес нам козу. И Айша сказала: О Барира! Разве коза не лучше, чем горсть ячменя, которая была у тебя!? А затем Айша сказала то, что действительно говорит об имане этих людей: Она сказала: Клянусь Аллахом, никто из вас не уверует истинно, пока он не уверует в Аллаха сильнее, чем в то, что на ладони его руки. То, что у тебя на ладони, ты видишь это. Но твоя вера в Аллаха сильнее чем, то, что ты держишь в руках. И мы видим мирскую жизнь. И да сделает Аллах нашу веру в вечную жизнь сильнее, чем в эту жизнь на земле. Да дарует нам Аллах веру, которая заставит нас осознать заблуждение и обман мирской жизни.

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Любовь к мирской жизни увлекает нас в потоке суеты и заставляет забыть о том, что действительно важно. Толкает на самые скверные поступки, которые разрушают веру, достоинство, отношения. Чтобы не допустить таких последствий, нам нужно почаще вспоминать слова Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, напоминающие о сути мирской жизни и тяготах любви к ней.

«Мир этот и мир вечный можно сравнить с пальцем, который ты опускаешь в море и смотришь, с чем он вернется» (Муслим).

«Земная жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой (или с которой) смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих. Аллах призывает к обители мира и благополучия и наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» (сура «Юнус», аяты 24-25).

«Приведи им притчу о земной жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ей), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Поистине, Аллах может все. Богатство и сыновья - украшение земной жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (сура «аль Кахф», «Пещера», аяты 45-46).

«Знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь - всего лишь предмет обольщения» (сура «аль Хадид», «Железо», аят 20).

«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения. Скажи: «Рассказать ли вам о том, что лучше этого? Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аяты 14-15).

«Они радуются мирской жизни, но ведь мирская жизнь по сравнению с Последней жизнью - всего лишь преходящее удовольствие» (сура «ар Раад», «Гром», аят 26).

Рассказывают как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо мертвой овцы и сказал: «Вы видите как небрежно обошлись хозяева с этой овцой?» Ему ответили: «Конечно, даже бросили ее тут». Он сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа: мирская жизнь значит для Аллаха еще меньше, чем эта овца для своих хозяев. И если бы она для Аллаха значила столько же, сколько крыло мухи, то Он бы не напоил неверующего и глотком воды». (Ахмад. Также передал Муслим с похожими словами).

«Земная жизнь проклята, и проклято все, что в ней, кроме того, что для Аллаха» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи).

«Земная жизнь приятная и благоухающая. И Аллах оставил вас наместниками на ней и смотрит, как вы поступите. Поистине, сыны Исраиля, когда им были предоставлены все блага земной жизни, соблазнились украшениями, женщинами, благовониями и одеждами и заблудились» (Муслим, ан-Насаи).

Всевышний Аллах через Коран и Сунну предупредил Своих рабов об опасности чрезмерной увлеченностью мирской жизнью. В наше время, когда мы начали пользоваться удобствами и удовольствиями прогресса, иными словами, когда перед нами раскрывается многообразие мирских благ, это предупреждение особенно актуально. Потому что именно чрезмерная увлеченность (а не умеренное пользование дарами Аллаха) втягивают в водоворот грехов и заблуждений.

Так, от аль-Хасана передается: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к своим сподвижникам и сказал: «Кто-нибудь из вас хочет, чтобы Аллах избавил его от слепоты и вернул ему его зрение?

Сердце стремящегося к благам мирской жизни и возлагающего на нее большие и долгосрочные надежды Аллах ослепит по мере его привязанности к ней. А отрекшемуся от нее и не возлагающему на нее надежд Аллах даст знания без обучения и руководство. Поистине, после вас придут люди, которые смогут владеть имуществом и удерживать его только убийствами и жестокостью, богатством – посредством похвальбы и скупости, любовью – лишь через потакание своим желаниям.

И тот, кто доживет до того времени, но будет терпеливо переносить бедность, имея возможность быть богатым, стойко переносить ненависть, будучи способным заслужить любовь, терпеть унижение, будучи способным достичь величия – всем этим стремясь лишь к лику Всевышнего Аллаха, получит награду, равную награде пятидесяти правдивейших».

Пусть Всевышний не позволит нашим сердцам обмануться и сохранит их на истине и терпении!