Что такое агрессия в психологии. Как избавиться от дискомфорта после общения

Сегодня мы очень часто слышим слова «агрессия», «насилие». Они звучат в средствах массовой информации, в транспорте, в быту. Что же такое «агрессия»?

В настоящее время нет четкого определения агрессии и различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

В основном, под агрессией понимается вредоносное поведение.

Из этого множества можно выделить следующие трактовки понятия агрессии.

1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.

Так, Л. Бендер (1963), например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него , а Ф. Аллан (1964) описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

2. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения , то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту.

С точки зрения А. Басса (1961), агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Зильманн (1979) под агрессией понимает попытку нанесения другим телесных или физических повреждений.

В настоящее время большинством принимается следующее определение (данное в психологическом словаре).

Агрессия (от лат. aggredi – нападать) – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояния напряженности.

Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийства.

Агрессия рассматривается как специфическая форма поведения и трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию.

Агрессивные действия могут выступать:

    как средство достижения какой-либо цели;

    как способ психической разрядки;

    замещение удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

    как форма реализации и самоутверждения.

Агрессивность – психическое свойство личности и рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

К понятию «агрессивность» близко подходит состояние враждебности . Согласно Басс (1961), враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных или даже антагонистических отношениях, однако, никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Структурные компоненты агрессии

Агрессию можно рассматривать не только как поведение, но и как психическое состояние, имеющее три структурных компонента: познавательный, эмоциональный и волевой.

Познавательный компонент заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, видения объекта для нападения и идентификации своих «наступательных средств».

Некоторые психологи (например, Р. Лазарус) считают основным возбудителем агрессии угрозу и считают, что угроза вызывает стресс, а агрессия является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, с другой стороны не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. В тоже время, в тех ситуациях, когда агрессия вызывается угрозой и правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка – являются весьма важными познавательными элементами агрессивного состояния. От понимания угрозы зависит возникновение агрессивного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и сознание своего бессилия. Недооценка угрозы может привести к нанесению вреда человеку, моральному или физическому.

В эмоциональном компоненте агрессивного состояния выделяют прежде всего гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния – при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов – переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, иногда подростки переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.

Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мнительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба, как правило, требует проявление волевых качеств. Волевой компонент агрессивного состояния проявляется в целеустремленности, настойчивости, решительности, а в раде случаев в инициативности и смелости.

индивидуальное или коллективное поведение, действие, на¬правленное на нанесение физического или психологического вреда, ущер¬ба оппоненту. А. - совокупность поведенческих реакций, имеющих отри¬цательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, сопро¬вождающуюся грубостью, порицанием, с целью подчинения своей воле.

АГРЕССИЯ

В современной психологии до сих пор не существует однозначной трактовки такого многогранного феномена, как агрессия. В то время как одни исследователи рассматривают агрессию как важную характеристику поведения индивида, направленного на преодоление препятствий, в качестве которых могут выступать как внешние предметы, события, люди и.д., так и собственные психические особенности, акцентируя внимание на адаптационном аспекте агрессивных проявлений; другие рассматривают ее как исключительно деструктивное явление, говоря об агрессивности как об устойчивом свойстве субъекта, отражающем его врожденно-биологические или социально-приобретенные особенности. В этой связи выделяют ауто- и гетероагрессию, темпераментную и характерологическую, конкретно ситуационную или личностную агрессивность.

В отличие от Фрейда, который понимал агрессию как разрушительную силу, с помощью которой проявляется бессознательное человеческое стремление к смерти (мортидо), с позиций динамической психиатрии агрессия рассматривается как центральная функция «Я», расположенная в неосознаваемом ядре личности. Тем самым, во-первых, подчеркивается ее важнейшее значение как структурной личностной составляющей, а во-вторых, указывается на функциональный, активно-приспособительный характер этого интрапсихического образования.

1. Конструктивная агрессия

Агрессия, как изначально присущая человеку конструктивная Я-функция (ad gredi - подходить к чему-нибудь), представляет собой первоначальную открытость ребенка окружающей среде в смысле стремления к установлению контактов и любопытства. Иными словами, это первичный общий потенциал активности, уровень целенаправленности и целесообразности душевной деятельности, которым располагает личность для решения задач адаптации, поддержания и развития своей Я-идентичности.

Конструктивная агрессия обеспечивает активно-исследовательское отношение к миру, деятельный, творческий подход к жизни, способность к контактам, к открытому выражению своих эмоциональных переживаний, предпочтений, точек зрения, мнений, идей, к формированию, удержанию и достижению собственных жизненных целей и их безбоязненному отстаиванию в конструктивно-агрессивном социально-энергетическом столкновении (дискуссиях) с другими лицами и группами; установление продуктивных межличностных контактов и их поддерживание, несмотря на возможные противоречия; способность к сопереживанию, широкий круг интересов и богатый мир фантазий.

Конструктивно-агрессивный подход в человеческих отношениях по Аммону является развивающим, стимулирующим и плодотворным. Он представляет собой установление настоящего человеческого контакта, развитие отношений взаимоприятия и дружбы.

Вместе с тем, в зависимости от характера и структуры группо-динамических отношений, прежде всего, в первичной (родительская семья), а в последующем и референтных (ближайшее окружение) группах, агрессия может терять свое активно-приспособительное значение, становясь дезинтегрирующим и дезадаптирующим фактором.

2. Деструктивная агрессия

Будучи изначально конструктивной, агрессия под влиянием деструктивной динамики первичной группы превращается в деструктивную агрессию, представляющую из себя деформацию первичного потенциала активности в виде разрыва контактов и отношений, изменения или разрушения целей и задач субъекта, т.е. в виде деструкции, направленной как наружу, против окружающего социума и предметного мира (деструктивное отреагирование, деструктивная сексуальность, преступность, а также разрушительные фантазии, чувства мести, цинизма и т.д.), так и внутрь, против себя, своих целей и планов, (психосоматика, депрессия, наркомания, суицидальные тенденции, склонность к несчастным случаям и самоповреждениям или отреагирование социальной запущенностью).

Причина деструктивной агрессии обычно кроется в бессознательном враждебно-отвергаемом отношении матери к ребенку (в частности, к его потребностям в получении нового жизненного опыта и психологическом овладении окружающей реальностью, что возможно лишь под ее защитой.). Такой интериоризованный «запрет» на собственную автономию и идентичность в последующем приводит к ситуационной неадекватности использования активности как по интенсивности, так и по направленности, способу или обстоятельствам проявления и сложному межличностному пространству человеческих отношений.

На поведенческом уровне это проявляется склонностью к конфронтации, обесцениванием (эмоциональным и интеллектуальным) других людей, разрушением контактов и межличностных отношений, разрушительными поступками вплоть до открытых вспышек гнева и насилия, стремлением к силовому решению проблем, приверженностью к деструктивным идеологиям, словесным выражением своего гнева и ярости,

Для деструктивно-агрессивных личностей характерны недоброжелательность, конфликтность, агрессивность, чрезмерное упрямство и неуступчивость, злопамятность, мстительность, злорадство, цинизм, жестокость, импульсивность, взрывчатость и (или) чрезмерная требовательность, ироничность, сарказм; неспособность поддерживать длительные дружеские отношения, нарушения эмоционально-волевого контроля и социальной адаптации, деструктивные фантазии и (или) кошмарные сновидения.

Деструктивная агрессия играет важную роль при всех так называемых архаичных заболеваниях личности, в связи с чем ее психотерапевтическая обработка представляет собой основное звено психодинамической терапии идентичности.

3. Дефицитарная агрессия

Дефицитарная агрессия обозначает блокирование первичного потенциала активности с утратой стремления к автономии, к выходу из первичного симбиоза, активному овладению и манипулированию предметным миром, т.е. блокирование потребности в реализации своей Я-идентичности.

Причина кроется в дефицитарном характере раннего симбиоза с бессознательным эмоциональным отвержением матерью своего ребенка или чрезмерной идентификацией с ним. Равнодушное отношение к проявлениям прежде всего двигательной и познавательной активности ребенка, отсутствие у матери фантазий, создающих «игровое поле симбиоза» и поддержки ребенка в попытках игрового овладения окружающим миром, приводит к ощущению его непреодолимой сложности, отказа от реализации и неиспользованности первичного конструктивного потенциала активности.

На поведенческом уровне дефицитарная агрессия проявляется неспособностью прикладывать усилия для достижения собственных целей, реализации своих планов, задач, отстаивания интересов и удовлетворения потребностей, избеганием каких-либо ситуаций «соперничества», конфронтации, конфликтов, дискуссий со склонностью к быстрым уступкам, затруднениями в открытом проявлении своих чувств, переживаний, выражения претензий и предпочтений; снижением предметной активности, сужением круга интересов и пассивным уединением, то есть, в общем, в неспособности к установлению продуктивных межличностных контактов и теплых человеческих отношений.

Для дефицитарно-агрессивных личностей, таким образом, характерны пассивность, уступчивость, жертвенность, зависимость, ведомость, послушность, стеснительность, неспособность брать на себя ответственность в выборе и принятии решения, чувство внутренней пустоты, скуки, одиночества, собственной некомпетентности и вины, ненужности, безучастности, бессилия, «хронической» неудовлетворенности происходящим, отсутствие «радости жизни», ощущение бесперспективности существования и непреодолимости жизненных трудностей, компенсаторной склонностью к заместительным фантазиям, несбыточным планам и мечтам.

Три разных аспекта агрессии (конструктивный, деструктивный, дефицитарный) могут быть качественно установлены и количественно измерены с помощью соответствующих шкал Я-структурного теста Г.Аммона и Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО).

АГРЕССИЯ

Действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, - это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности.

АГРЕССИЯ

от лат.- aggredi - нападать) - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.

АГРЕССИЯ

Один из механизмов психологической защиты. Понятие, введенное K. Horney для обозначения защиты от фрустрации агрессией, направленной не на фрустрирующий фактор, а на некий вторичный объект, ошибочно принимаемый за источник фрустрации. Примером этого является А. перемещения, наблюдающаяся в тех случаях, когда А. на реальный фрустратор нежеланна, может привести к тяжелым последствиям. К механизму А. перемещения относят негативизм, критиканство, отказ в сотрудничестве, если они направлены не на истинный источник фрустрации.

АГРЕССИЯ

мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). Выделяются следующие виды агрессии: 1) физическая (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта; 2) вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.); 5) инструментальная являющаяся средством достижения какой-либо цели; 6) враждебная - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Психологический аспект агрессии (частично перекрывается понятием социальной агрессии) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Психологическая агрессия осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления психологической агрессии - взаимодействие (в т.ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Особые трудности психологической агрессии испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т.д.). В этих случаях адаптация способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций.

Агрессия

Agression) . Физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. В лабораторных экспериментах под этим может подразумеваться удар электрическим током или словесный выпад, рассчитанный на то, чтобы заметить чьи-либо чувства. При таком социально-психологическом определении агрессии человек может быть напористым, не будучи агрессивным.

Агрессия

aggression) А. - сложное явление, обусловленное множеством причин, с трудом прогнозируется и часто не поддается контролю. Агрессия как инстинкт Убеждение в инстинктивном происхождении А. получило широкое распространение у рядовых американцев. В 1960-х гг. в США были опубликованы три основополагающих труда, в к-рых проводилась эта идея: "Об агрессии" (On aggression) Лоренца, "Территориальный императив" (The territorial imperative) Ардри и "Голая обезьяна" (The naked ape) Морриса. Каждый автор пытался обосновать взгляд на А. как порождение врожденного инстинкта борьбы. Агрессивная энергия, в соответствии с этим взглядом в силу инстинкта вырабатывается у индивида непрерывно и с постоянной скоростью. Со временем энергия накапливается. Чем ее больше, тем слабее раздражитель, необходимый для ее высвобождения в форме агрессивного поведения. Если с момента последнего открытого проявления А. прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв А. происходит спонтанно. Согласно этой т. зр., агрессивная энергия неизбежно накапливается и столь же неизбежно ищет выхода. Теория инстинкта все же весьма притягательна, хотя и представляет собой смесь аналогий и неопределенных понятий, опирающихся на отрывочные описания и несистематические наблюдения из жизни животных и людей. Она оправдывает безответственность: сам чел. якобы не может повлиять на свое агрессивное поведение, коль скоро энергия накапливается и неизбежно должна найти выход. Теория претендует на универсальность, т. е. с ее помощью пытаются объяснять различные формы и проявления А., не имеющей очевидных причин. Большинство совр. американских ученых сходятся в том, что генетико-физиолог. потенциал А. все же существует, но это не единственный фактор, ответственный за агрессивное поведение. Агрессия как драйв Когда научный интерес к поиску предполагаемой инстинктивной основы агрессивного поведения угас, понятие инстинкта было заменено понятием драйва (внутреннего побуждения или влечения). Более двух десятилетий усилия американских ученых концентрировались на попытках объяснить А. на основе той или иной теории драйва. Большинство исслед., посвященных проверке гипотезы "фрустрация - агрессия" и выведенных из нее утверждений, проходили не слишком гладко. Хотя удалось многое узнать о фрустрации и А., оставались проблемы с точным определением понятий, и потому связь между этими двумя неременными явно носила характер порочного круга. Как отмечает Р. Н. Джонсон, "наличие фрустрации априори предполагало, что следующее за этим поведение, вероятно, должно быть агрессивным, а проявление А. считалось доказательством предшествующей фрустрации". Л. Берковиц и С. Фишбах сконцентрировали внимание на теории драйва, приложив значительные усилия для пересмотра и расширения гипотезы "фрустрация-агрессия". Берковиц высказал предположение, что стимулы, регулярно связываемые с проявлениями А., постепенно приобретают способность вызывать агрессивные действия у спровоцированных индивидуумов. Фрустрация, по его мнению, вызывает гнев, к-рый сам по себе не ведет к открытой А., но создает готовность или установку реагировать агрессивно. Берковиц предположил, что актуальная открытая А. не возникает, если индивидуум не обнаруживает сигналов (или признаков), разрешающих А. Этими сигналами обычно бывают стимулы (люди, места, предметы и т. д.), связанные с текущими или предыдущими источниками гнева. Агрессия как социальное научение Американская психология после 1950-х гг. большей частью переключила внимание с недоступных наблюдению, предполагаемых внутренних детерминант поведения на внешние факторы, влияющие на наблюдаемые поведенческие реакции. Поведение людей подверглось широкому изучению с т. зр. вызывающих его стимулов и подкрепляющих последствий. Теория соц. научения - это смесь когнитивных и стимульно-реактивных концепций в отношении широкого множества разнообразных форм и видов поведения, включая А. Согласно этой теории, процессы, на к-рые возлагается ответственность за А., по существу идентичны процессам, имеющим отношение к освоению, реализации и поддержанию большинства видов открытого поведения. В табл. 1 дан обобщающий перечень этих процессов, к-рые, согласно теории соц. научения, ответственны за первоначальное приобретение индивидуумом форм агрессивного поведения, побуждение к открытым актам А. в данный момент времени и поддержание такого поведения.

Таблица 1. Теория социального научения агрессии

1. Нейрофизиологические предпосылки

Генетические

Гормональные

Ц.н.с. (например, гипоталамус, лимбическая система)

Физические характеристики

1. Аверсивные события

Фрустрация

Ослабление подкрепления:

Относительная депривация;

Несправедливые тяготы жизни

Словесные угрозы и оскорбления

Физическое насилие

1. Прямое внешнее подкрепление

Осязаемое (материальное)

Социальное (статус, одобрение)

Облегчение аверсивности

Выражение обиды

II. Обсервационное научение

Влияние семьи (напр., жестокое обращение)

Субкультурное влияние (напр., делинквентность)

Символическое моделирование (напр., телевидение)

II. Влияние моделирования

Растормаживание/снятие запретов

Фасилитация

Эмоциональное возбуждение

Сильные раздражители (привлечение внимания)

II. Викарное подкрепление

Наблюдаемое вознаграждение (эффект получения - фасилитации)

Наблюдаемое наказание (эффект избегания - растормаживания)

III. Непосредственный опыт

Военные действия

Подкрепляемые действия

III. Поощряющие стимулы

Инструментальная агрессия

Предвосхищаемые последствия

III. Нейтрализация самообвинений

Моральное оправдание

Успокаивающее сравнение

Эвфемистическое обозначение

Перекладывание ответственности

Распыление ответственности

Дегуманизация жертвы

Обвинение жертвы

Искажение последствий

Прогрессивная десенсибилизация

IV. Следование предписаниям

V. Влияние бредовых идей

VI. Влияние факторов окружающей среды:

Теснота;

Температура окружающей среды;

Физическая обстановка Теория соц. научения признает, что потенциальная способность конкретного чел. вести себя агрессивно, возможно, возникает из нейрофизиолог. особенностей. Считается, что генетические, гормональные, неврологические и результирующие физ. характеристики индивидуума влияют в совокупности на функциональные или потенциальные возможности выражения А., равно как и на вероятность научения тем или иным специфическим формам А. Учитывая наличие у чел. нейрофизиолог. функциональных возможностей приобретать и сохранять агрессивные реакции в своем поведенческом репертуаре, Бандура предполагает, что такое приобретение происходит на основе непосредственного или викарного опыта. Открыто агрессивные действия, совершаемые индивидуумом в контексте проб и ошибок или под руководством и с поощрения окружающих, в случае их подкрепления увеличивают вероятность того, что произойдет научение или приобретение А. данным индивидуумом. Бандура рассматривает подкрепляемые действия как особенно значимое событие в научении А. через непосредственный опыт, будь то детская возня, подростковые стычки или военные действия взрослых. Однако наиболее важную роль в приобретении А. играют викарные процессы. Считается, что такое обсервационное научение происходит в рез-те моделирующих влияний трех типов: семейного, субкультурного и символического. Ребенок - жертва жестокого обращения родителей - агрессивно ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение м. б. усвоено им от собственных родителей. Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере: глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же. Викарное символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов тж служит важным источником выученной А. Важнейшим является тот факт, что такая А. обычно "работает", т. е. позволяет герою добиться своей цели. Поведение агрессивной модели (будь то родитель, сверстник или телегерой) часто подкрепляется. Люди склонны перенимать такое поведение, за к-рое др. получают вознаграждение. Вероятность научения возрастает с обнаружением определенных характеристик модели (напр., воспринимаемой компетентности, высокого статуса, а тж одного с наблюдателем возраста, пола и расы), демонстрируемого моделью поведения (напр., ясности, повторяемости, трудности, детальности, принятию и воспроизведению др. моделями) и наблюдателя (напр., сходства с моделью, дружеского расположения к модели, указаний воспроизвести поведение модели и, что самое важное, вознаграждения за подражание). Подводя итог нашему обсуждению, можно сказать, что из трех существующих в США подходов к пониманию истоков и природы агрессивного поведения теория А. как инстинкта всегда оставалась в стороне от эмпирически обоснованного и общественно полезного осмысления А. и способов ее контроля. Теория А. как драйва тж оказалась неадекватной во мн. частностях, но выполняла и продолжает выполнять важную эвристическую функцию через те эмпирические и теорет. исслед., к-рым она дала начало. На сегодняшний день, по нашему мнению, наиболее обоснованные теоретически и подкрепленные эмпирически, а тж полезные с практ. т. зр. представления об А. дает теория соц. научения. Эта теория, как и подобает хорошим научным теориям, представляет собой проверяемую, логически непротиворечивую систему конструктов, обоснованность к-рых получает все большее эмпирическое подтверждение. Побуждение Если чел. уже научился поступать агрессивно - и знает, когда, где, в отношении кого это можно делать, - то чем определяется, будет ли он в действительности совершать агрессивные поступки? Согласно теории соц. научения, действительное агрессивное поведение зависит от множества факторов. Побудить чел. к А. могут аверсивные события. Одним из таких аверсивных стимулов, как и в теории драйва, считается фрустрация. Но, в отличие от теории драйва, теория соц. научения рассматривает фрустрацию только как один из целого ряда аверсивных стимулов, причем имеющий, помимо А., несколько равновозможных последствий, таких как регрессия, уход, зависимость, психосоматизация, снятие напряжения с помощью наркотиков и алкоголя и, наконец, конструктивное решение проблем. Вызывающее неприязнь ослабление подкрепления - второй предполагаемый класс аверсивных побудителей к А. Комментаторы случаев коллективной А. указали на этот провоцирующий стимул (особенно когда он проявляется в форме воспринимаемого людьми лишения (депривации) по сравнению с др. или воспринимаемых ими тягот жизни как несправедливых, а вовсе не тягот и лишений в абсолютном смысле) как на главную причину насилия толпы, бунтов и т. п. Словесные угрозы и оскорбления, а тж физ. насилие служат дополнительными, однако чрезвычайно сильными аверсивными побудителями А. Точ показал, что словесные оскорбления особенно часто вызывают агрессивную реакцию в виде применения физ. силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление действием особенно велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцирующие действия носят серьезный и частый характер. Поскольку новые образцы агрессивного поведения приобретаются гл. обр. через подражание моделям, эти же модели могут служить в качестве значимых побудителей к открытой А. Если мы наблюдаем за др. чел. (моделью), к-рый ведет себя агрессивно и не бывает за это наказан, такое наблюдение может вызвать растормаживающий эффект. За счет процесса, сходного с викарным угашением страха, такое растормаживание может привести к проявлению наблюдателем открытой А. Если же модель вознаграждается за проявление А., может возникнуть эффект реакции фасилитации. Отныне поведение модели служит побуждающим стимулом к сравнимому поведению. Наблюдение за проявлениями А. часто вызывает у наблюдателя эмоциональное возбуждение. Накоплено достаточно фактов, позволяющих утверждать, что эмоциональное возбуждение облегчает появление агрессивного поведения, особенно у лиц, для к-рых такой способ реагирования стал привычным и не вызывает напряжения. Поощряющие стимулы. С. Фишбах и др. исследователи различают гневную А. и инструментальную А. В первом случае ставится задача причинить страдания др. человеку, во втором - получение поощрения. Поощряющие к А. стимулы имеют отношение ко второму виду А. А. очень часто приносит дивиденды, а А. с целью получения поощрения позволяет агрессору получить высоко ценимое в об-ве (модное, дорогое и т. д.) вознаграждение. И именно в этом заключено одно из препятствий - возможно, существенное - к успешному, широкому контролю агрессивного поведения. Следование предписаниям. Один чел. может проявить А. в отношении др., исполняя приказ. Послушание воспитывается и дифференцированно вознаграждается семьей и школой на протяжении детства и отрочества-юности, а затем - мн. общественными ин-тами на протяжении всей взрослой жизни (на работе, на военной службе и т. д.). Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия - все это может выступать в качестве побудительных стимулов к А. Она может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощения идей мессианства, проявления героизма и т. д. Роль бредовых идей как провоцирующего А. фактора не следует преуменьшать, хотя частота этой формы побуждения обычно сильно завышается. Влияние факторов окружающей среды. В последнее время психологи стали проявлять все больший интерес к влиянию внешних событий на поведение человека, образовалась даже особая подобласть энвайронментальной психологии, посвященная глубокому изучению средовых событий как побудителей к А. Были исследованы такие факторы, как теснота, температура, шум и др. характеристики окружающей среды. Будет ли агрессивное поведение действительно вызываться стесненными условиями, жаркими днями и ночами, высоким уровнем шума и др. аналогичными факторами, по всей вероятности, каким-то сложным образом зависит от физ. интенсивности этих средовых характеристик, их персонологических атрибутов, уровня вызываемого ими эмоционального возбуждения, а тж взаимодействия этих факторов, внешних ограничений и др. соображений. Поддержание На агрессивное поведение влияют внешние вознаграждения, к-рые оно приносит. Такие вознаграждения м. б. материальными или соц., а могут заключаться в ослаблении аверсивного воздействия. Не исключено, что вознаграждением агрессору м. б. видимые проявления страданий жертвы А. В поддержании А. большое значение имеют викарные процессы. Поддерживающий А. эффект наблюдения за вознаграждением агрессора, по мнению Бандуры, возникает благодаря: а) информ. функции наблюдения; б) его мотивационной функции; в) его растормаживающего действия, когда наблюдатель видит, что др. избегают наказания за свое агрессивное поведение. Теория соц. научения предполагает, что люди регулируют свое поведение, опираясь тж на собственные выводы, касающиеся его последствий. Так, большинству известно, что агрессивное поведение заслуживает порицания, поэтому они говорят или думают про себя плохо после агрессивных проявлений. Есть и такие, кто полагает, что агрессивные поступки доказывают их мужественность и позволяют гордиться собой. Такие люди обычно настроены воинственно, а агрессивные поступки повышают их самооценку. Предсказание агрессии Профилактика агрессивных проявлений была бы более эффективной, если бы мы могли точно знать, кто, когда и при каких обстоятельствах склонен к А. К сожалению, высокой точности предсказаний достичь весьма трудно. Благодаря широким исследовательским данным удалось установить, что преступное агрессивное поведение устойчиво коррелирует с такими демографическими и родственными переменными, как прошлое криминальное поведение, возраст, пол, (национальное) происхождение, социоэкономический статус, злоупотреблением алкоголем и опиатами. Однако такие актуарные вероятности имеют ограниченную ценность для предсказания открытой А. у конкретного чел. или конкретной группы лиц. В своей работе "Клинический прогноз насильственного поведения" (The clinical prediction of violent behavior) Монахан дал критический обзор рез-тов 5 крупных исслед., целью к-рых была оценка

полезности психол. тестов и данных интервью для предсказания А. Очевидно, что клинический прогноз А. у взрослых приводит к обескураживающему количеству ошибок. Во всех 5 исслед. особенно много ошибок типа "ложная тревога", т. е. когда мн. люди, к-рые, по прогнозам, должны были совершить агрессивные действия, за период последующего наблюдения этого не сделали. Монахан заключает: ""Лучшее" из имеющихся на настоящий момент клинических исслед. показывает, что точность психиатров и психологов не превышает одного из трех предсказаний насильственного поведения за период в несколько лет". Контроль агрессии Обучение релаксации, имеющее ист. корни в методиках прежних лет, предложенных еще Джекобсоном, чрезвычайно популярно в совр. терапевтической практике, особенно в качестве компонента процедур систематической десенсибилизации. Его эффективность получила эмпирическое подтверждение в широкой серии исслед. Это действенное средство ослабления состояний напряжения и возбуждения, к-рые обычно считаются предвестниками открытой А. Обучение самоконтролю как подход к контролю гнева и А. имеет неск. форм, главная из к-рых заключается в том, чтобы приучить клиента заниматься процедурой, наз. разными специалистами по-разному: рациональным реструктурированием, когнитивным самоинструктированием или прививкой от стресса. Основная идея тренинга - обучить чел. давать себе вербальные инструкции, помогающие реагировать на чувство гнева и возбуждения более обдуманно (рефлексивно) и менее агрессивно. Эффективность такого вмешательства, контролирующего А., убедительно доказана, и оно становится все более популярным. Тренинг коммуникативных умений использует техники работы в диадах, чтобы обучать конкретным образцам конструктивного коммуникативного поведения. Особое внимание уделяется подходам к разрешению конфликтов путем переговоров. Обучение ведению переговоров проводится после освоения клиентами общих навыков коммуникации. Наконец, чтобы максимизировать вероятность того, что достигнутые в ходе переговоров и направленные на разрешение конфликта соглашения будут соблюдаться конфликтующими сторонами в реальной жизни, участников конфликта учат составлять и выполнять письменные соглашения, наз. поведенческими контрактами. По всей видимости, эта обычно сочетаемая триада вмешательств является особенно перспективным подходом к контролю А. и обусловленному им ослаблению межличностного конфликта. Ситуационное управление, или использование вознаграждений и нефиз. наказаний, имеет самую долгую исследовательскую историю обсуждаемых здесь вмешательств. Ситуационное управление - это крайне действенное вмешательство, обеспечивающее контроль А., особенно в тех приложениях, к-рые сочетают вознаграждения для усиления конструктивного или просоциального поведения. Психотер. оказалась не слишком эффективной в плане контроля А. Психотерапевтические приложения, чувствительные к специфическим особенностям пациента, таким как подверженность агрессивных подростков влиянию группы сверстников, оказались более эффективными в снижении А. Инструктивные терапии, обычно заимствующие специфические процедуры из теории соц. научения, довольно устойчиво демонстрируют свою эффективность в отношении изменения поведения. Вмешательства на уровне малых групп. Тренинг психол. навыков использует ряд психопедагогических процедур с целью обучения навыкам совладания с А. Обучающие процедуры обычно включают моделирование, отработку поведения и обратную связь о практ. применении полученных навыков. Эффективность улучшения навыков с помощью этого вида вмешательства получила широкое и надежное подтверждение. Воспитание характера - в его совр. варианте, представленном Программой воспитания характера (Character Education Curriculum), - реализуется в виде полного цикла занятий, посвященных чертам просоциального характера. Программа рассчитана преимущественно на учащихся начальных классов. Прояснение ценностей нацелено на повышение привлекательности просоциальных ценностей без излишнего догматизма и опирается на довольно разнородные допущения и методики. Цель - помочь учащимся сформировать, прояснить и применить в жизни свои ценности путем свободного и вдумчивого выбора среди различных альтернатив. Получены предварительные эмпирические данные, частично подтверждающие эффективность прояснения ценностей для ослабления деструктивных аттитюдов и поведения и усиления конструктивных альтернатив. Моральное просвещение, подробно описанное в работах Колберга, - это, пожалуй, особенно действенный вид вмешательства на уровне малых групп с целью обучения просоциальным альтернативам А. См. также Средовой стресс, Расстройства личности, Просоциальное поведение, Самоконтроль, Вспышки раздражения, Насилие А. П. Голдстейн

АГРЕССИЯ

agression) Гипотетическая сила, ИНСТИНКТ или первопричина, которая представляется побудителем ряда действий и чувств. Часто рассматривается как антитеза СЕКСУ или ЛИБИДО, и в этом случае обозначает разрушительные влечения. Даже когда термин используется как синоним деструктивности, существуют разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, т.е. агрессивным разрешительный инстинктом, или же реакцией на ФРУСТРАЦИЮ. Расходятся мнения и в отношении того, является ли агрессия инстинктом со своими собственными целями или же она лишь поставляет ЭНЕРГИЮ, позволяющую ЭГО преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Почти общая тенденция аналитиков приравнивать агрессию к НЕНАВИСТИ, деструктивности и САДИЗМУ приходит в противоречие как с этимологией (ad.giadior: я двигаюсь в направлении к:), так и с традиционным пониманием агрессии как динамизма, самоуверенности, экспансивности, влечения. Психоаналитическое использование термина началось с поздних работ Фрейда, где агрессия понимается как производное ИНСТИНКТА СМЕРТИ. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ использует термины АГРЕССИФИКАЦИЯ и ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ соотносительно с ЛИБИДИЗАЦИЕЙ и ДЕЛИБИДИЗАЦ ИЕЙ. Что касается биологии агрессивного поведения, см. Lorenz (1966).

АГРЕССИЯ

Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Основные формы - агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом "образе врага".

Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности - агрессивность. Некоторые проявление агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр). В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, Идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

АГРЕССИЯ

от лат. aggresio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Выделяются след. виды А.: 1) физическая А. (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта; 2) вербальная А. - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3) прямая А. - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта; 4) косвенная А. - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т. п.); 5) инструментальная А., являющаяся средством достижения к.-л. цели;

6) враждебная А. - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия - А., проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая А., имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением (см. Аффективные дети). Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения к.-л. значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Основные теоретические подходы к исследованию А. м. б. обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационнный (см. Гипотеза фрустрации-агрессии) и бихевиористский. (С. Н. Ениколопов.)

Агрессия

Любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба. Агрессия почти всегда классифицируется как антиобщественное поведение и рассматривается как проблема, вызванная биологической неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе или фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий. В некоторых случаях агрессия приводит к позитивным последствиям - например, когда она используется для благотворных перемен в обществе или противостоит силам угнетения. Ниже перечислены главные объяснения причин агрессивного поведения. 1. Биологическое объяснение. К примеру, агрессия может быть следствием перенаселенности и потребности отстоять свою территорию (последнее не подтверждено убедительными доказательствами). В то время как животные способны ограничивать свою агрессию ритуальными представлениями (см. Угрожающее поведение), у людей эта способность развита в гораздо меньшей степени. Современные исследования указывают на возможную роль нейротрансмиттера серотонина в агрессивном поведении шимпанзе; предполагается, что это справедливо и по отношению к людям. 2. Психологические теории, например, теория подавленной агрессии, рассматривают агрессию как неизбежное следствие блокировки на пути к поставленной цели. Типичным примером служит водитель, попавший в транспортную пробку и вымещающий свою злость на других водителях или пешеходах. 3. Социальные (или социопсихологические) теории, такие как теория социального обучения, признают важность имитации в развитии агрессивного поведения. Дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за агрессией взрослых людей, чье поведение вознаграждается тем или иным образом (т. е. они получают то, что хотят). Все эти теории используют разные подходы для ослабления или устранения причин агрессивного поведения. Биологические и психологические теории, с их акцентом на биологическую неизбежность или психологическую анормальность, маргинализируют агрессивное поведение и отвлекают внимание от других факторов повседневной жизни, которые могут вносить существенный вклад в его уменьшение и ограничение. С другой стороны, социопсихологические теории гораздо более оптимистичны во взглядах на контроль над агрессивным поведением. В конце концов, то, что поддается изучению, всегда можно изменить.

АГРЕССИЯ

Очень общий термин, используемый для обозначения разнообразных действий, включающих нападение, враждебность и т.д. Обычно этот термин используется для обозначения таких действий, которые могут быть мотивированы: (а) страхом или фрустрацией; (б) желанием вызвать страх у других или обратить их в бегство; или (в) стремлением добиться признания собственных идей или осуществления собственных интересов. Это свободное, но приемлемое определение, хотя оно не вполне отражает нюансы использования его в психологической литературе. Конкретные использования обычно зависят от того, какое теоретическое направление представляет автор. Например, этологи рассматривают агрессию как сложившийся в ходе эволюции ("инстинктивный") образец реакции на определенные стимулы, такие как вторжение на территорию или нападение на потомство; авторы фрейдистской ориентации рассматривают агрессию как сознательное проявление Танатоса (гипотетического инстинкта смерти); последователи Адлера расценивают агрессию как проявление стремления к власти, желания контролировать других; те, кто связывают понятия агрессии и фрустрации, определяют это понятие как любую реакцию на фру-стрирующую ситуацию (см. фрустрационно-агрессивная гипотеза); а представители теории социального научения рассматривают акты агрессии как реакции, усвоенные через наблюдение и имитацию других и последующее подкрепление такого поведения. Следует подчеркнуть, что понятие агрессии играет главную роль во многих теоретических концепциях и, как это часто случается в социальных науках, использование термина зависит от теории, и ученые не приходят к какому-то общепринятому определению понятия. Используется также много сочетаний с этим термином, основные из них приводятся ниже.

Ежедневная сводка новостей постоянно пугает рядового обывателя количеством актов насилия во всех уголках мира. Да и повседневная жизнь изобилует ссорами, криками и прочим проявлением враждебности.

Агрессия в современном обществе воспринимается как зло и подвергается публичному осуждению. Однако существует масса примеров враждебного поведения как отдельных индивидуумов, так и целых групп людей.

Зачем люди причиняют страдания друг другу, каковы причины межличностных и глобальных конфликтов? На эти вопросы нет чёткого ответа, но изучение явления агрессивности в разных аспектах жизнедеятельности человека поможет лучше разобраться в проблеме.

Что такое агрессия?

В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.

Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.

Агрессия в психологии, да и в повседневной жизни, зачастую ассоциируется с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. На самом деле враждебность может возникать и в спокойном хладнокровном состоянии. Подобное поведение может стать следствием негативных установок (желания навредить или оскорбить) либо быть немотивированным. По мнению многих экспертов, обязательным условием агрессивного поведения должна быть его направленность на другого индивидуума. То есть удары кулаком по стене и битьё посуды - это проявления не враждебного, а экспрессивного поведения. Но вспышки неконтролируемых негативных эмоций могут впоследствии быть перенаправлены и на живые существа.

Исторические подходы

Определение агрессии осуществляется посредством различных подходов. Основными из них являются:

  1. Нормативный подход. Особое внимание уделяется противоправности действий и нарушению общепринятых норм. Агрессивным считается поведение, которое включает в себя 2 основных условия: имеют место губительные для жертвы последствия и при этом нарушены нормы поведения.
  2. Глубинно-психологический подход. Утверждается инстинктивная природа агрессии. Она является неотъемлемой врождённой чертой поведения любого человека.
  3. Целевой подход. Исследует враждебное поведение с точки зрения его целевого предназначения. Согласно данному направлению, агрессия - это инструмент самоутверждения, эволюции, адаптации и присвоения жизненно важных ресурсов и территорий.
  4. Результативный подход. Акцентирует внимание на последствиях такого поведения.
  5. Намерительный подход. Оценивает мотивации субъекта враждебности, подвигнувшие его на подобные действия.
  6. Эмоциональный подход. Раскрывает психоэмоциональный аспект поведения и мотивации агрессора.
  7. Многоаспектный подход включает в себя анализ всех факторов агрессии с глубоким изучением наиболее значимого, с точки зрения отдельного автора.

Большое количество подходов к определению данного психологического явления не даёт исчерпывающего его определения. Слишком обширным и многогранным является понятие «агрессия». Виды агрессии очень разнообразны. Но всё же следует разобраться и классифицировать их с целью более чёткого понимания причин и разработки способов борьбы с этой серьёзной проблемой современности.

Агрессия. Виды агрессии

Единую классификацию видов агрессии и её причин создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются ее определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки, которое включает пять составляющих:

  1. Физическая агрессия - на другого индивидуума используется физическое воздействие.
  2. Косвенная агрессия - происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости).
  3. Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций.
  4. Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.).
  5. Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций.

Типы вербальных реакций

Проявление агрессии в вербальной форме согласно А. Бассу разделяется на три основных типа:

  1. Отвержение - реакция, которая строится по типу «иди прочь» и более грубые формы.
  2. Враждебные замечания - формируются по принципу «твоё присутствие меня раздражает».
  3. Критицизм - агрессия, направленная не конкретно на человека, а на его личные предметы, работу, одежду, прочее.

Психологи выделяют также другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену, существует инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

Формы проявления

Формы агрессии могут быть самыми разнообразными и разделяются на следующие виды действий:

  • негативные (деструктивные) - позитивные (конструктивные);
  • явные (открытая агрессия) - латентные (скрытая);
  • прямые (направлены непосредственно на объект) - косвенные (влияют через другие каналы);
  • эго-синтонные (принимаются самой личностью) - эго-дистонные (осуждаются своим "я");
  • физические (насилие над физическим объектом) - вербальные (атака словами);
  • враждебные (цель агрессии - непосредственный вред) - инструментальные (враждебность - лишь средство достижения другой цели).

Самыми распространёнными в повседневной жизни проявлениями агрессивности являются повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие, использование оружия. Скрытые формы включают в себя вредоносное бездействие, уход от контакта, причинение вреда себе вплоть до самоубийства.

На кого может быть направлена агрессия?

Приступы агрессии могут быть направлены на:

  • исключительно близких людей - нападкам подвергаются только члены семьи (или один член), с другими поведение обычное;
  • людей не из семейного круга - педагогов, одноклассников, врачей и т. д.;
  • самого себя - как на собственное тело, так и на личность, происходит в форме отказа от еды, нанесения увечий, кусания ногтей и т. д.;
  • животных, насекомых, птиц и т. д.;
  • неодушевлённые физические объекты - в форме съедания несъедобных предметов;
  • символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование оружия, прочее.

Причины агрессивного поведения

Причины враждебности человека также разнообразны и вызывают споры у профессиональных психологов.

Приверженцы биологической теории придерживаются мнения, что агрессия - это:

  • врождённая реакция человека, связанная с (нападение - лучшая защита);
  • поведение, возникающее как результат борьбы за территорию и ресурсы (конкуренция в личной и профессиональной сферах);
  • наследственное свойство, полученное вместе с типом нервной системы (неуравновешенной);
  • следствие нарушений гормонального фона (избыток тестостерона или адреналина);
  • следствие употребления (алкоголя, никотина, наркотиков).

Согласно социобиологическому подходу люди с похожими генами содействуют выживанию друг друга даже путём самопожертвования. В то же время они проявляют агрессию к индивидуумам, которые сильно от них отличаются и содержат мало общих генов. Это объясняет конфликтные вспышки между представителями социальных, национальных, религиозных и профессиональных групп.

Психосоциальная теория связывает повышенную агрессивность с качеством жизни человека. Чем хуже его состояние (не выспался, голоден, не удовлетворён жизнью), тем он более враждебен.

Факторы, влияющие на уровень агрессивности

Согласно социальной теории, агрессия - это приобретённое в течение жизни свойство человека. Причём развивается она на фоне следующих факторов:

  • (частые ссоры между родителями, применение физического воздействия на детей, недостаток родительского внимания);
  • ежедневный показ и пропаганда насилия на телевидении и в прочих СМИ.

Психологи также тесно связывают факторы агрессии человека с такими его личностными качествами:

  • доминантный стиль поведения;
  • повышенная тревожность;
  • тенденция к выявлению враждебности действий других индивидуумов;
  • повышенный или, наоборот, заниженный самоконтроль;
  • пониженное самоуважение и частое ущемление собственного достоинства;
  • полное отсутствие потенциала, в том числе творческого.

Как вести себя с агрессором?

Агрессия - это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

  1. Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.
  2. Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.
  3. Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.
  4. Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.
  5. Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

Определите, к какому типу принадлежит агрессор

Конкретные методы противодействия враждебности зависят непосредственно от разновидности личности агрессора:

  1. Тип «Танк». Очень грубые и прямые люди, которые в конфликтной ситуации прут напролом. Если вопрос не очень важен, лучше уступить или приспособиться, дать агрессору спустить пар. Нельзя ставить под сомнение его правоту, своё же мнение следует высказать без эмоций, ведь спокойствие обычно подавляет ярость такого человека.
  2. Тип «Бомба». Данные субъекты не злы по природе, однако могут вспылить, как дети. При вспышке враждебности необходимо дать выйти эмоциям такого человека, успокоить его и общаться нормально дальше, поскольку это происходит не со зла и зачастую против воли самого агрессора.
  3. Тип «Снайпер». Ввиду отсутствия фактической власти создаёт конфликты посредством интриг. Важно предъявить виновнику доказательства его закулисных игр и потом искать решение данного вопроса.
  4. Тип «Рупор». Эти люди критикуют всё на свете, начиная от действительных проблем и заканчивая воображаемыми. Они хотят быть услышанными. При контакте с такого плана агрессором необходимо дать ему излить душу, согласиться с его мнением и попытаться перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме следует переключить его внимание с проблемы на пути её решения.
  5. Тип «Перочинный ножик». Такие люди зачастую готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах. Однако происходит это только на словах, а на практике всё наоборот. При общении с ними необходимо настаивать на важности для вас именно правды с их стороны.

Как избавиться от дискомфорта после общения?

В современном мире у людей довольно высокий уровень агрессии. Из этого вытекает необходимость правильного реагирования на чужие нападки, а также контроля собственного психоэмоционального состояния.

В момент враждебной реакции нужно сделать глубокий вдох-выдох, сосчитать до десяти, что позволит абстрагироваться от сиюминутной вспышки эмоций и рационально взглянуть на ситуацию. Также полезен рассказ оппоненту о своих негативных ощущениях. Если всё это не помогло, можно выплеснуть избыток гнева с помощью одного из занятий:

  • спорт, йога либо активные игры на свежем воздухе;
  • пикник на природе;
  • отдых в караоке-баре либо на дискотеке;
  • генеральная уборка (можно даже с перестановкой) в доме;
  • написание всего негатива на бумаге с последующим её уничтожением (надо её порвать или сжечь);
  • можно побить посуду или просто подушку (этот вариант гораздо дешевле);
  • разговор с самыми близкими и, главное, понимающими людьми;
  • плач также даёт ощутимую эмоциональную разрядку;
  • в конце концов, можно просто заняться своим любимым делом, это, несомненно, поднимет настроение.

В более тяжёлых случаях человек самостоятельно не может справиться с негативными эмоциями. Тогда необходимо обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист поможет распознать причины такого состояния, дать определение агрессии в каждом конкретном случае, а также найти индивидуальные методы решения данного вопроса.

Причины детской агрессии

Очень важным аспектом, который нельзя обойти вниманием, является подростковая агрессия. Родителям очень важно разобраться, что стало причиной подобного поведения, ведь это даст возможность в дальнейшем скорректировать реакции ребёнка. Детская враждебность имеет сходные со взрослой причины, но обладает и некоторыми особенностями. К основным принадлежат:

  • желание что-то получить;
  • стремление доминировать;
  • привлечение внимания других детей;
  • самоутверждение;
  • защитная реакция;
  • получение чувства собственного превосходства за счёт унижения других;
  • месть.

Агрессивное поведение подростков в половине случаев - это результат просчётов в воспитании, недостаточного или чрезмерного влияния, нежелание понять ребёнка или банальная нехватка времени. Такой характер формируется при авторитарном типе родительского воздействия, а также в неблагополучных семьях.

Агрессия у подростков также возникает при наличии ряда психологических факторов:

  • низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей;
  • примитивизм игровой деятельности;
  • слабые навыки самоконтроля;
  • проблемы со сверстниками;
  • невысокая самооценка.

Оставленная на самотёк агрессия со стороны ребёнка в будущем может перерасти в открытые конфликты и даже в зрелом возрасте. Детская психология выделяет практически такие же виды враждебности, как и взрослая. Поэтому более детально остановимся на вопросах борьбы с ней, которая имеет некоторые отличия от случаев со взрослыми людьми.

у ребёнка?

Самым главным правилом в воспитании является соблюдение личного примера. Ребёнок никогда не будет реагировать на требования родителей, которые расходятся с их собственными поступками.

Реакция же на агрессию не должна быть сиюминутной и жестокой. Ребёнок будет срывать злобу на других, скрывая свои настоящие эмоции от родителей. Но не должно быть и попустительства, поскольку дети очень хорошо чувствуют неуверенность со стороны родителей.

Агрессивное поведение подростков требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие.

К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие:

  1. Научить его самообладанию.
  2. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме.
  4. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Агрессия обладает притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергают агрессию, а при этом широко демонстрируют её в своей повседневной жизни.

В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С.18.).

Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. п.)».

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Имеющиеся определения агрессии можно условно разделить на 2 большие группы:

Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.

Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба.

Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов . Он считает, что антиповедение - свойство агрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.

Ю.М. Антонян считает, что причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.

Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).

Например:

Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:

агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Различие между понятиями «агрессия» и «агрессивность» важно. Во-первых, необходимо понимать, что не за всякими агрессивными действиями субъекта стоит агрессивность личности, а во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. «Враждебность» - термин, который не имеет чёткого значения в повседневной речи. Л. Берковиц считает, что враждебность можно определить как негативную установку к другому человеку или группе людей. которая находит своё выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта-жертвы». И добавляет, что «враждебный индивидуум-это такой человек, который обычно проявляет большую готовность выражать словесно или каким-либо иным образом негативные оценки других людей, демонстрируя, в общем, недружелюбие по отношению к ним.

Различая агрессивность и враждебность, большинство исследователей находят принципиальное различие между ними в том, что агрессивность проявляется в поведенческих актах, а враждебность - в установках и отношении. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней. Н.Д. Левитов считает, что враждебность и агрессивность сочетаются, но отнюдь не всегда. Люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, но никакой агрессивности не проявлять хотя бы потому, что заранее известны её отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают .

Другой термин - «гнев» - часто употребляется в связи с агрессией. Агрессия - это действия, направленные на достижение определённой цели: причинить вред другому человеку. Гнев, наоборот может не иметь какую - то конкретную цель, - это определённое эмоциональное состояние. Эмоция гнева не обязательно порождает агрессивное поведение, хотя и является одним из компонентов агрессивной мотивации, и обычно только сопровождает побуждение к нападению.

Кроме таких терминов, как «агрессия», «агрессивность» и «враждебность», важное место в психологической литературе отводиться понятию «агрессивное поведение», которое рассматривается как специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремиться причинить вред. Есть ещё два варианта трактования термина «агрессивное поведение»:

Отдельный поступок или система поступков личности, сопровождаемые нанесением физического, психологического, психического вреда самой личности, другому индивиду, группе людей»;

«Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, сопровождаемых нанесением физического, морального вреда индивидам, группам, нациям, государствам».

Агрессивное поведение, по мнению М. Косевского, отличается от экспрессивных реакций, заключающихся в ненаправленной разрядке эмоционального напряжения.

Агрессивное поведение может реализовываться в двух формах - гетероагрессии (драка, кража, разбой, изнасилование, убийство и т. д.) и аутоагрессии (наркомания, самоповреждающие действия, суицид и т. д.). Если обобщить, то, агрессивное поведение - это конкретные вербальные или физические действия. С. Л. Соловьёва выделила четыре условия, при наличии которых можно говорить об агрессивном поведении:

в контексте социальных взаимоотношений, т. е. в ситуации общения между собой двух и более людей;

при наличии цели или результата агрессивных действий;

при демонстрации превосходства в силе или применении силы к человеку, группе людей;

когда целью или результатом действий является причинение вреда.

В некоторых работах агрессия и жестокость рассматриваются как явления одного ряда, но такие авторы, как Ю. М. Антонян и В. В. Гульдан, О. Ю. Михайлова, выделяют жестокость в особую категорию в связи с тем, что она, по их мнению, придаёт особую окраску насилию и агрессии. Жестокость как личностная черта проявляется в стремлении причинить особые страдания и мучения жертвам, выражается в действиях, бездействии, словах, а также в фантазировании соответствующего содержания. Агрессивный человек не всегда может быть жестоким, а жестокий - всегда агрессивен.

В данной дипломной работе под агрессией мы подразумеваем личностную черту, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов.

Нужно признать, что термины «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» употребляются в самых разных контекстах и, зачастую, их значения понимаются как синонимичные, взаимозаменяемые. Поэтому необходимо четко разделить данные понятия, определив их специфичность.

При бытовом повседневном употреблении понятие «агрессия» как правило, отражает действия, несущие разную степень разрушения как физической, так и психической целостности другого человека, а так же наносят материальный ущерб и могут препятствовать реализации им своих намерений.

В понимании агрессии большое значение имеют моменты дополнительности, мотивированности и конвенциональности. Слово агрессия имеет латинские корни и происходит от слова «аggrеgi», что означает «нападать» . Его семантическое значение не всегда было одинаковым, хотя оно издавна активно используется в европейских языках. До начала XIX века под агрессией понималось любое активное поведение, носящее как доброжелательный характер, так и враждебную направленность . Позднее, семантика слова сузилась и обрела специфику. Под агрессией стали понимать любое враждебное, «вредоносное» поведение, направленное на окружающих людей .

В понятии «агрессия» многими авторами объединяются различные по форме и последствиям акты поведения - от насмешек, злых шуток, сплетен до бандитизма, терроризма и убийств . Подростки зачастую проявляют такие качества, как задиристость, драчливость, обидчивость, жестокость . Эти проявления насильственного поведения так же попадают под разряд агрессивных действий . Эти действия носят вредоносный характер, но степень их опасности зависит от индивидуальных особенностей агрессора и от сопротивления, которое ему оказывается.

В исследованиях агрессии различные авторы по-разному определяют агрессию. К.Лоренц понимает агрессию как биологически обусловленную реакцию человека, предназначенную для «защиты ареала» . Для Дж. Моррисона агрессия проявляется как стремление к господству (цит. по ). К. Хорни и Э. Фромм понимали агрессию как реакцию личности на враждебную для него окружающую действительность (цит. по ). К. Доллард связывали агрессию и фрустрацию (цит. по ).

Современные исследователи под агрессией понимают мотивированные внешние действия , наносящих вред и приносящие боль и страдания людям из-за нарушения социальных норм и правил. Часто агрессия сочетается с враждебностью, однако, некоторые люди, находясь в конфликтных отношениях, никакой агрессии не проявляют друг к другу.

С. Фишбах в своих работах отмечал необходимость учета мотивационных факторов для определение агрессии (цит.по ). Под мотивационными факторами Е.И. Рогов подразумевает причинную подоплеку совершаемых индивидом действий. К этим же факторам можно отнести потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы .

Э. Фромм определяет агрессию как действия, в которых прослеживается вредоносное намерение по отношению к другому животному или неживому объекту .

В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко дается такое определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» .

Для Д. Ричардсона и Р. Бэрона «агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой» . В данном определении базовыми для понимания агрессии становятся положения о преднамеренности, целенаправленности действий, причиняющих вред жертве. Авторы агрессией называют только то вредоносное поведение, которое направлено на живые организмы, которые обладают мотивацией избегания агрессии по отношению к себе [там же, с.79-81].

Стоит заметить, что воспринимать агрессию только как «разрушительную реакцию» было бы неверно. Агрессия всегда лежит в основе творческой деятельности, является базисом при стремлении человека к самоутверждению. Обобщая существующие в психологии и в философии подходы к пониманию агрессии можно выделить агрессию как форму поведения, которая является биологически целесообразным фактором для выживания индивида и его адаптации. И вместе с этим агрессия расценивается как некое зло.

Существуют так же подходы, в которых агрессию рассматривают как психическое состояние. В этом случае агрессия может проявляться в виде психической разрядки, или же как психическая защита . В данном контексте целесообразно употреблять понятие «агрессивность», которое рассматривает психологическое состояние (ситуативное, социальное) непосредственно во время акта агрессии .

Рассматривая агрессию как форму поведения, которое нацелено на оскорбление другого человека, причинение вреда живому существу, избегающему подобное обращение, необходимо рассмотреть ряд понятий:

Форма поведения. В этом контексте агрессия выражается не в обособленных эмоциях, установках, мотивах, а в сложной модели поведения. Термин «агрессия» вызывает ассоциации с негативными эмоциями злости, гнева, с мотивами оскорбить или навредить объекту, с негативными установками, проявляющимися в расовых или этнические предрассудках.

Намерение. В данном контексте при понимании термина «агрессия» предполагается наличие неких действий, в которых агрессор наносит ущерб жертве намеренно. Важно отметить то, что намерения зачастую являются скрытыми, недоступными прямому наблюдению, личными побуждениями, о которых можно судить по предшествующим акту агрессии условиям, или его последствиям.

Агрессивность Р.С. Немов определяет как враждебность, т.е. поведение человека, направленное на других людей и отличающееся стремлением нанести вред .

Агрессивность в исследованиях Л.М. Семенюк описывается через качественную и количественную характеристики. Агрессивность, по мнению автора, имеет уровни выраженности: от отсутствия ее как свойства, до максимального его развития . Таким образом, гипотетически каждая личность в той или иной степени обладает агрессивностью, поскольку ее отсутствие означает пассивность, конформность, отсутствие индивидуальности и т. д. Но при этом чрезмерное развитие этого качества может детерминировать весь облик личности, определяя ее конфликтность и т. д. .

Согласно концепции З. Фрейда, агрессивность определяет адаптивность человека и является присущей ему характеристикой, определяющей активность .

М. Клайн видит в агрессивности здоровые черты, необходимые для активной жизни и присущие лидерам. Такими чертами являются настойчивость в преодолении препятствий, упорство в достижении цели и инициативность (цит. по ).

А.А. Реан рассматривает некоторые случаи агрессивности как «адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги» . Состояние фрустрации понимается автором как «психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения» [там же, с.62]. Это состояние может сопровождаться сложным сочетанием чувств и эмоций: гнева, раздражения, злости, возмущения, отчаяния.

Как отмечают О.М. Шабалин и Н.Д.Левитов, при анализе понятия «агрессивность» для более глубокого понимания сущности проблемы и возможности проведения его комплексной характеристики необходимо выделять познавательную, волевую и эмоциональную составляющие агрессивного состояния. Агрессивные проявления могут появляться на самых ранних этапах развития как реакции протеста, неудовлетворения, выражение своих желаний. Эти проявления достаточно длительное время являются неосознаваемыми и, поэтому, ребенок не имеет возможности адекватно оценить социальную ситуацию. Поэтому агрессивные проявления в детском возрасте осуществляются на фоне ограниченной способности контроля над своими эмоциями, объективными сложностями регуляции поведения и отсутствием возможности предусмотреть последствия своих агрессивных действий. Эмоциональные составляющие агрессивного состояния проявляются в форме аффективных вспышек гнева и ярости и являются тем фактором, который способствует утрате контроля сознания за совершаемые человеком действия. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в социальной ситуации и в своей личности. Волевой компонент агрессивного состояния связан в большей степени со способностью управлять своими агрессивными действиями и состоянием, нежели с умением «сдерживать» агрессию .

Согласно А. Басу, к агрессивности близко подходит «враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект» (цит. по ). Х. Дельгадо утверждал, что «...человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, обществу» (цит. по [там же, с. 17]).

В «Психологическом словаре» под редакцией И.П. Зинченко раскрывается следующее определение агрессивного поведения: «…мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» .

Нужно отметить, что агрессивное поведение в обыденном понимании обретает «злонамеренностью» в тот момент, когда появляется мотив разрушения. С.Н. Ениколопов под агрессивным поведением понимает «…одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» .

В структурной характеристике агрессивного поведения С.Н. Ениколоповым выделены несколько уровней:

Аффективный уровень представлен негативными эмоциональными состояниями и чувствами гнева, злости, ярости;

Поведенческий уровень включает в себя высказывания, агрессивные жесты, действия;

На когнитивном уровне проявляются негативные ожидания, неадекватные представления и установки индивида;

Мотивационный уровень определяет как бессознательные агрессивные стремления, так и сознательные цели.

В близком к нормативному значению, понятие «агрессивное поведение» понимается как «…индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека» .