Непонятная речь причины. Что же такое нарушение речи? Последствия для обратившегося и предприятия

У каждого вызывает опасения пелена перед глазами: причины проблемы многочисленны. Когда человек видит пелену перед глазами, он беспокоится, особенно если она окрашена в определенный цвет. Это явление может указывать на офтальмологические болезни, пренебрежение лечением которых опасно для здоровья. Появление недуга приводит к тому, что острота зрения резко снижается.

Пелена перед глазами появляется у людей с расстройствами ЦНС. Если она сопровождается вспышками света, можно предположить отслойку сетчатки. Пелена опасна: если вы заметили такое явление, нужно обратиться к врачу, причем как можно скорее!

Бывают случаи, когда проблема не связана с офтальмологическими недугами. Если окулист не выявит нарушений, то направит к другим специалистам. Возможно, потребуется консультация невропатолога, эндокринолога. Причины и лечение недуга всегда разные. При появлении пелены человек, как правило, плохо видит одним глазом.

Возможные болезни

Причиной белого тумана может быть катаракта. Болезнь развивается из-за того, что органы зрения стареют. Катаракта часто связана с нарушением обменных процессов (подобные проблемы влияют на функционирование хрусталика). Хрусталик является преломляющей глазной средой, без него человек не может различать предметы. Катаракта часто развивается у людей за 50. При прогрессировании этой болезни возникает пелена и , человек видит предметы раздвоенными, с нехарактерным желтым окрасом.

Пациент, у которого диагностирована катаракта, трудно воспринимает книжный шрифт, работа с мелкими деталями дается тяжело, вызывает боль в голове. При катаракте зрение снижается постепенно, человек плохо видит в темноте. Если на глаза воздействует яркий свет, возникает слезотечение.

Крайне опасный офтальмологический недуг — глаукома. Она характеризуется повышением внутриглазного давления, . Глаукома опасна тем, что может привести к слепоте. Внутриглазное давление повышается, если нарушается отток внутриглазной жидкости. Открытоугольная глаукома безопасней закрытоугольной. Закрытоугольная часто становится причиной слепоты.

Открытая глаукома протекает легче. При прогрессировании недуга наблюдается . Глаукома часто поражает 2 глаза. У некоторых людей возникает острый приступ болезни. Если не предпринять меры для лечения глаукомы, наступит слепота. Острый приступ болезни происходит тогда, когда организм подвергается стрессу.

Возможно появление приступа при работе с наклоном головы. У человека возникают боли в глазу, он не может нормально видеть предметы. Пелена перед глазами по утрам приводит к тошноте. Если глаукома обостряется, наблюдается головокружение.

Болезни, затрагивающие вену сетчатки

Пелена перед глазами появляется, если нарушена проходимость сетчатки. Прогрессирование недуга приводит к изменению кровотока в сетчатке. В данном случае сосуды могут сдавливаться опухолью. На фоне патологии повышается внутриглазное давление, может воспалиться венозная ткань. Если повышен холестерин, есть большая вероятность развития болезни. Предрасполагающим фактором является сахарный диабет. Если нарушается проходимость вены сетчатки, пелена появляется перед одним глазом. Человек видит предметы искаженными.

Причиной рассматриваемой проблемы может быть окклюзия центральной вены сетчатки. Патология возникает на фоне спазма сетчатки, причиной может быть начилие холестериновых бляшек. Предрасполагающими факторами являются кальцификаты, ревматические болезни клапана сердца, атеросклероз, аритмия, ВСД.

Травмы роговицы, дальнозоркость и другие патологии

Причиной пелены перед глазами может быть травма роговицы. Если в этом органе зрения происходят дегенеративно-дистрофические процессы, появляется туман в поле зрения. Опасными являются болезни, возникающие из-за воздействия микроорганизмов. Такие патологии требуют своевременного лечения!

Пелена на одном глазу может появиться у человека с аллергическим кератитом или язвой роговицы. При травмах роговицы снижается ее прозрачность, в результате может появиться белая пелена перед глазами. Травмирование органов зрения приводит к тому, что человек начинает ощущать рези в глазах, возникает светобоязнь.

Возможная причина рассматриваемого симптома — дальнозоркость. Этот недуг часто возникает у пожилых. Появление пелены связано с возрастными изменениями хрусталика. На фоне таких изменений нарушается рефракция. Возрастная дальнозоркость приводит к снижению зрения. Человеку становится трудно различать предметы, которые находятся вблизи. Если пелена обусловлена нарушением функционирования зрительного аппарата, возникают головные боли, глаза быстро утомляются.

У одних людей диагностируются врожденные офтальмологические патологии, у других — приобретенные. Бывают случаи, когда пелена перед глазом связана с особым строением органов зрения. Проблема может возникнуть на фоне переутомления, как правило, она проходит после отдыха.

Пелена в глазах и расплывчатое зрение может быть связано с . Макула — желтое пятно, располагающееся в центре сетчатки. Оно формирует изображение, сочетающее в себе разные оттенки. Картинка поступает в мозг через зрительный нерв. Во избежание поражений макулы нужно предохранять глаза от прямых солнечных лучей. Ультрафиолетовые лучи нарушают функционирование макулы, что приводит к развитию патологии.

Возможная причина пелены перед глазами — . Заболевание возникает в результате воспалительных процессов. Неврит характеризуется поражением поперечника нерва. Если нерв поражается полностью, происходит прерывание импульсов, в дальнейшем человек теряет зрение. Если же в патологический процесс вовлекается только один участок нерва, зрение сохраняется. Человек начинает видеть перед глазами пятна.

Почему появляется этот симптом, какие еще есть причины? Возможно, это опухоль мозга. появляется, если злокачественное образование находится в области затылка. Постепенно происходит поражение зрительных нервов. Опухоль мозга сопровождается головной болью, снижением зрения, гормональными расстройствами.

Инсульт и мигрень

Причиной рассматриваемой проблемы может быть инсульт — опасное состояние, при котором поражаются участки мозга. При инсульте наблюдается недостаточное кровоснабжение мозга. Инсульт часто возникает из-за того, что кровь оказывает давление на определенные участки органа. Инсульт проявляется затуманиванием зрения. Другие симптомы — шум в голове, нарушение речи. Микроинсульт развивается из-за патологических реакций, при которых происходит перекрытие артерии. У людей с приступом нарушаются слух, зрение, мыслительные способности.

Симптомы длятся несколько часов, затем проходят. Причиной темного тумана перед глазами может быть мигрень. При развитии этой патологии нарушается кровоснабжение мозга. Мигрень сопровождается болями в одной половине головы, она может передаваться наследственным путем. Обострение болезни возникает из-за перемены погоды, физического или эмоционального переутомления. Главный симптом мигрени — головная боль. В тяжелых случаях наблюдаются галлюцинации.

Терапевтические мероприятия

Если врач выявил отслойку сетчатки, он назначает лекарства, помогающие восстановить сосудистую проходимость. Отдельно назначаются средства для улучшении метаболизма сетчатки. Если на глазах пелена не проходит, рекомендуется операция, в ходе которой сетчатка «приваривается» к сосудистой оболочке. Кератит требует медикаментозного лечения. В данном случае применяются средства, помогающие уничтожить микробов. Целью терапии также является устранение инфекции. В зависимости от характера недуга могут потребоваться инъекции. Если роговица сильно повреждена, рекомендуется операция по пересадке.

Лечение незрелой катаракты предполагает инстилирование капель с витаминами. Не следует допускать развития катаракты и перехода в зрелую форму! Если врач рекомендует операцию по пересадке хрусталика, нужно прислушаться к его совету. При зрелой катаракте назначается процедура, в ходе которой хрусталик заменяется на линзу.

Для лечения глаукомы используется лекарства, восстанавливающие внутриглазное давление. Если недуг приводит к острым приступам, врач назначает операцию. Опухоль головного мозга лечится оперативным методом. Что делать при выявлении пелены перед глазами? Необходимо срочно обратиться к окулисту. Нельзя начинать лечение без предварительной консультации с врачом. Терапия зависит от причины недуга и сопутствующих симптомов.

Видео

Затруднения речи — расстройство речевой деятельности, которое препятствует нормальному речевому общению и социальному взаимодействию человека с другими людьми. Можно говорить о наличии нарушений тогда, когда имеются отклонения в функционировании психофизиологических механизмов речи, если уровень речевого развития не соответствует возрастной норме, при недостатках речи, негативно влияющих на психическое развитие, которые невозможно преодолеть самостоятельно. Изучают и лечат затруднения речи у взрослых и детей врачи-логопеды, а также нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и прочие специалисты.

Симптомы и проявления

Данная патология может выражаться либо в полном отсутствии речи, или же в нарушении произношения конкретных фраз и слов. Кроме этого, присутствуют следующие симптомы:

  • отмечается нечеткость и замедленность речи, она неразборчива;
  • пациенту трудно подбирать слова и правильно называть вещи;
  • возможна быстрая и без запинок речь, но совершенно бессмысленная;
  • присутствует поспешность и бессвязность мышления;
  • человек сильно разделяет слоги и ставит ударение на каждом из них.

Причины у взрослых

Возможно внезапное или постепенное развитие нарушений речи. Выделяют такие основные причины, способные привести к данному патологическому процессу:

  • неправильная работа головного мозга (в частности, базальных ганглий – тех частей мозга, которые ответственны за движения мышц тела и за речь);
  • травмы мозга, спровоцированные инсультом или тромбозом;
  • травмы головы;
  • наличие опухолей в головном мозгу;
  • наличие дегенеративных заболеваний, при которых нарушаются когнитивные функции (к ним относятся деменция и болезнь Альцгеймера);
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное потребление спиртных напитков;
  • слабость мышц лица, к примеру, паралич Белла;
  • слишком слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды речевых расстройств у детей

Все затруднения речи у детей разделяются на два типа:

  1. Фонационное (внешнее) оформление высказывания – сюда относятся расстройства произношения речи;
  2. Структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания – является системным или полиморфным расстройством речи.

Нарушения процесса речи фонационного оформления высказывания могут быть как отдельными, так и комбинированными. Исходя из этого, в логопедии выделяются следующие разновидности нарушений:

  1. Афония и дисафония – является расстройством либо полным отсутствием фонации вследствие различных патологических изменений в голосовом аппарате. Для данного состояния характерно нарушение силы, высоты и тембра голоса или полное отсутствие фонации. Афония и дисафония могут быть обусловлены функциональными или же органическими расстройствами голосообразующего механизма и возникают на различных этапах развития ребенка.
  2. Брадилалия - представляет собой патологическое замедление речевого темпа. Характерной особенностью является замедленная реализация артикулярной речевой программы.
  3. Тахилалия - патологическое ускорение речевого темпа. Характерна ускоренная реализация артикуляторной речевой программы.
  4. Заикание - является нарушением организации речи, при котором мышцы речевого аппарата пребывают в судорожном состоянии. Патология центрально обусловлена и появляется, как правило, в процессе речевого развития ребенка.
  5. Дислалия - патология представляет собой расстройство произношения звуков, при котором остаются нормальными слух, а также иннервация речевого аппарата. Клинически проявляется в виде искаженного звукового оформления речи, при этом отмечается неправильное произношение звуков либо их замена и смешение.
  6. Ринолалия - является нарушением произношения звуков и тембра голоса, обусловленных анатомическими и физиологическими расстройствами речевого аппарата. Характерно патологическое изменение тембра голоса, сопровождающееся прохождения голосовой струи воздуха на выдохе и в процессе произношения звуков в носовую полость. Это приводит к образованию в последней резонанса.
  7. Дизартрия - нарушение произношения, отличительной особенностью которого выступает недостаточная иннервация речевого аппарата. В большинстве своем данная патология развивается вследствие церебрального паралича, появившегося в раннем возрасте ребенка.

Затруднения речи структурно-семантического оформления разделяются на две разновидности: алалию и афазию.

  • Алалия – является отсутствием или недостаточным развитием речи, спровоцированным поражением участков отвечающих за речь, расположенных в коре головного мозга в процессе внутриутробного развития или в раннем возрасте малыша.

Нужно заметить, что алалия представляет собой один из самых тяжелых дефектов речи, который проявляется в нарушениях операция отбора и анализирования на всех стадиях рождения, а также приема речевого высказывания, вследствие которого речевая деятельность ребенка выступает не до конца сформированной.

  • Афазия – является полной или частичной потерей речи, к которой приводят локальные поражения головного мозга. Способность нормально говорить может быть утрачена из-за черепно-мозговой травмы, нейроинфекции или опухолей мозга, после формирования речи.

Диагностика

Прежде всего, необходимо анализировать жалобы, предъявляемые пациентом, а также анамнез заболевания. Важно при этом учесть, как давно возникли жалобы на тихую, замедленную речь и затруднения в произношении слов и фраз, а также имеются ли подобные проявления у ближайших родственников больного.

Затем необходимо пройти осмотр невролога, заключающийся в проверке нижнечелюстного и глоточного рефлексов, осмотре глотки, наличии истончения (атрофии) мышц языка. Кроме этого, важно проверить рефлексы нижних и верхних конечностей.

Нужно пройти обследование у логопеда, врач сможет оценить показатели речи, определить наличие нарушений темпа, а также трудностей в произношении конкретных звуков.

Осмотр отоларинголога помогает исключить различные объемные процессы (гнойники и опухоли) в полости носа, так как они также способны влиять на голос.

С помощью компьютерной томографии и магнитно-резонансной томографии головы можно провести послойное изучение строения головного мозга и определить причину дизартрии (это могут быть опухоли, очаги нарушенного кровообращения, гнойники, очаги распада миелина – главного белка нервной ткани).

Разум и ум отдыхают с 9 вечера до 11 вечера. Поэтому, если Вы не легли спать или не заснули в 10 часов вечера, то у Вас будет страдать ум и разум - умственные способности и разумность будут постепенно падать

Что такое разумный режим дня? Это ежедневная жизнь "в ногу со временем".

Ведь не зря же подавляющее большинство живых существ днем бодрствуют, а ночью спят, утром хотят одного, днем желания другие, а вечером третьи. Это связано с влиянием планет. Солнце дает активизацию процессов в организме и силу действовать, луна дает расслабление и возможность отдыхать. Влияние солнца не дает возможности организму полноценно отдыхать, а влияние луны не дает возможности полноценно действовать без ущерба для психики человека.

Итак, к каким же последствиям приводит нарушение режима дня:

Разум и ум отдыхают с 9 вечера до 11 вечера. Поэтому, если Вы не легли спать или не заснули в 10 часов вечера, то у Вас будет страдать ум и разум - умственные способности и разумность будут постепенно падать. Снижение умственной силы и разумности происходит не сразу, а плавно и часто незаметно, негативные последствия могут накапливаться годами. Когда снижается сила разума, человек не может понять, что делать хорошо, а что плохо. Ему трудно разобраться, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, он совершает ошибки, о которых потом жалеет. Становится трудно избавиться от вредных привычек. При снижении силы ума начинаются беспокойства и ухудшение памяти, психическая нестабильность.

Первые признаки отсутствия отдыха ума и разума - снижение концентрации внимания или чрезмерная напряжённость ума, усиление вредных привычек, снижение силы воли и увеличение животных потребностей - секс, еда, сон и конфликты. Дальнейшие последствия – хроническая психическая усталость и напряженность, нарушение сосудистой регуляции и склонность к повышению артериального давления. Землистость лица, усталый тусклый взгляд, психическая заторможенность, головные боли - всё это признаки нарушения режима дня, человек не дает уму и разуму отдыхать в отведенное для этого природой время.

Если вы не спите с 11 до 1 ночи, то у вас будет страдать жизненная сила, а также нервная и мышечная системы. Последствия - слабость, пессимизм, вялость, снижение аппетита, тяжесть в теле, психическая и физическая разбитость. Эти проявления, как правило, чувствуются немедленно. Деятельность праны в нашем организме связана с нервной системой, поэтому последняя со временем она также начнёт страдать. Последствия крайне неприятны и опасны - нарушается регуляция баланса жизненных функций всего организма, что вызывает снижение иммунитета и развитие хронических болезней. Если и дальше нарушать режим дня, то могут быть последствия в виде тяжёлых изменений в функционировании нервной системы, а также внутренних органов.

С 1 ночи до 3 утра спать тоже нужно обязательно, в противном случае страдает эмоциональная сила человека. Ближайшие последствия - чрезмерная раздражительность, агрессивность, антагонизм. При нарушении этого правила происходит сильное эмоциональное истощение, и могут начаться приступы истерии. Дальнейшие последствия - постепенное развитие маниакально-депрессивного психоза, то есть, человек какое-то время чрезмерно возбуждён, а затем впадает в глубокую депрессию. Постепенно снижается острота восприятия мира через слух, осязание, зрение, обоняние, а также снижается активность вкусовых рецепторов.

Несколько слов о разумности. Разумность - это способность человека понимать силы, которые существуют вокруг нас и влияют на нашу жизнь. Разумный человек понимает, что есть время, сила времени, поэтому старается делать всё вовремя, настолько, насколько ему позволяет судьба.

Того, кто не хотел дружить со временем, жизнь ставит в такие рамки, что человек не может спать вовремя – ночная работа, трудно уснуть вовремя, мешает телевизор за стеной или другие люди и т.д. Это наказание временем за неразумность. Если имеет место такая ситуация, то изменить ее бывает очень непросто, но есть один хороший способ. И сейчас мы поговорим о том, как устранить эти последствия многолетних нарушений режима дня.

Так как желание человека является огромной силой, то если постоянно хотеть поменять свой режим дня, через какое-то время человек получает эту возможность. Если желание было искренним и сильным, то находятся силы воспользоваться этой возможностью. Есть только один способ усилить это желание - общение с людьми, которые уже встали на правильный путь и соблюдают режим дня. Внимательное и смиренное слушание таких людей рождает перемены в разуме, дающие энтузиазм менять всё в своей жизни.

Все остальные способы устранить последствия нарушения режима дня – неразумны, и приводят лишь к дальнейшим неприятностям. Глупо орать на соседа или домочадцев, надеясь, что они выключат телевизор или утихомирятся, и при этом вовсе не будут думать о вас плохо. Неразумно бросать ночную работу, если нет других вариантов дохода. Нужно смиренно принять ситуацию как последствия собственной же неразумности в прошлом, и желать из всех сил изменить ситуацию к лучшему.

Согласно Ведам, все люди, которые нас окружают, олицетворяют наши грехи, совершённые в прошлом. Жизнь устраивает так, чтобы мы жили и общались с теми людьми, которые могут вернуть нам всё то плохое и хорошее, что мы когда-либо делали в отношении других, в том числе в прошлых воплощениях.

Когда человек желает лучшей жизни и при этом никого не винит в своей нелегкой судьбе, не пытается насильно переделывать других людей, он постепенно отрабатывает свою плохую судьбу, и его возможности жить счастливее улучшаются с каждым днем. А что касается неблагоприятных факторов, которые мешали прогрессировать в силу собственных плохих поступков, то они постепенно ослабевают и со временем исчезают вовсе. опубликовано

по материалам лекций Олега Торсунова

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией. Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение голосовых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений голосовых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность голосового аппарата.

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная голосовая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или голосовых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только голосовые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области голосовых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к голосовым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Сложности речи - расстройство речевой деятельности, из-за которой невозможно нормальное общение и социальное взаимодействие людей с обществом. О нарушении свидетельствуют отклонения в работе психофизиологических механизмов речи, если развитие не соответствует возрасту.

Одним из дефектов является невнятная речь, из-за которой усложняется общение человека. Изучением и лечением подобных сложностей занимаются врачи-логопеды, нейрофизиологи, неврологи, отоларингологи и другие специалисты. Они работают со взрослыми и детьми.

Симптомы

Патология может выражаться в отсутствии речи или в нарушении произношения. Это может проявляться следующими симптомами:

  • Нечеткость и замедленности речи, ее неразборчивость.
  • Человек сложно подбирает слова и неправильно называет вещи.
  • Быстрая речь, но бессмысленная.
  • Поспешность мышления.
  • Разделение слогов и постановка ударения на каждом из них.

Почему появляется у взрослых?

Невнятная речь у взрослых может появиться внезапно или развиваться постепенно. Также она может проявляться и у детей. Специалисты сначала выясняют, почему это произошло, а только потом начинают лечение. Из-за нескольких факторов может появиться невнятная речь. Причины заключаются в следующем:

  • Нарушения работы головного мозга.
  • Травмы мозга появившиеся из-за инсульта или тромбоза.
  • Травмы головы.
  • Опухоли головного мозга.

  • Безмерное употребление алкоголя.
  • Слабость мышц лица.
  • Слабое или тугое закрепление зубных протезов.

Виды расстройств у детей

Невнятная речь у ребенка связана с различными недугами. К основным из них относят:

  • Внешнее оформление высказывания - это расстройства произношения.
  • Внутреннее оформление - системное расстройство речи.

Разновидности нарушений

Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия - ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.

  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.

Структурно-семантическое оформление речи

По этому признаку нарушения делятся на 2 вида: алалию и афазию. У каждого вида недуга есть свои симптомы. Алалия проявляется в виде отсутствия или неполного развития речи. Возникает это из-за поражения участков головного мозга, которые ответственны за нее. Нарушение может появиться во время внутриутробного развития или в раннем возрасте.

При алалии проявляется невнятная речь. считается одним из сложных, так как речевая деятельность сформирована не до конца. Афазией называют потерю способности говорить, которая появилась из-за локального поражения головного мозга. Почему невнятная речь проявляется при этом нарушении? Это связано с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями и опухолями мозга.

Особенности диагностики

Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия

Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.

Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

Принципы лечения

Если выявлена невнятная речь, что делать? Необходимо лечить главное заболевание, из-за которого возникло нарушение:

  • Опухоли удаляются хирургическим методом.
  • Резекция гематомы, если она находится на поверхности.
  • Хирургическое удаление гнойников в черепе с последующим назначением антибактериальных средств.
  • Нормализация давления.
  • Использование средств для восстановления обмена вещество и мозгового кровотока.

Людям с различными нарушениями надо посещать логопеда, чтобы можно было исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Необходимы регулярные занятия.

Правила исправления речи

Нарушение речи появляется не только из-за патологии артикуляционного аппарата, неврологической патологии и привычки неправильного произношения. Другим фактором является психологическая причина. При волнении речь человека становится еле слышно и практически непонятной.

Деятельность логопеда по восстановлению речи основывается на следующих принципах:

  • Личностное ориентирование.
  • Создание эмоционально благоприятной обстановки.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Положительная мотивация.

Логопедические занятия предполагают улучшение подвижности артикуляционного аппарата. Также происходит работа над звуками и восстановлением фонематического слуха. Специалисты работают с детьми в игровой форме, применяя речевые игры, компьютер. Проводятся комбинированные мероприятия, предполагающие с одной деятельности на другую.

Правила формирования речи

Занятия со специалистом у детей позволяют сформировать грамотную речь, фонетически четкую. Но таких мероприятий будет недостаточно. Логопед помогает только поставить звук. Все остальное зависит от ребенка и родителей.

Чтоб речь успешно сформировалась, нужно соблюдать следующие правила:

  • Не следует ругать ребенка за невнятную речь, нужно ее лишь аккуратно исправлять.
  • Следует показывать простые упражнения.
  • Не нужно заострять внимание на ошибках, запинках.
  • Необходимо позитивно настраивать на занятия с логопедом.
  • Родителям нужно следить и за своей речью.

Прогноз и профилактика

Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.

При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы. Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом.

Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.

Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы. Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться.